| ||||||
|
| |||||
Лекция 6. Роль и место информационной коммуникация в системе компонентов современной наукиВопросы: 1. Информационно-коммуникативная природа научного знания. 2. Этапы информационно-коммуникативного взаимодействия. 3. Типология информационно-коммуникативных связей. 4. Информационная коммуникация в научной деятельности и в научном сообществе. 5. Информационная коммуникация в научной культуре, в научных и научно-технических революциях.
1. Информационно-коммуникативная природа научного знания Современная наука - это сложная и многоаспектная система. Все её компоненты и элементы связаны между собой системой коммуникаций, в том числе и информационной. Структуру информационной коммуникации в современной науке можно представить, как взаимосвязанную совокупность её проявлений в таких компонентах современной науки, как научное знание, формы, методы и средства научного познания, язык науки, научная деятельность, научное сообщество, система научной академии, социальные движения (научные и научно-технические революции), научная культура и др. Информационная коммуникация в научном знании непосредственно проявляется в самой системе научных знаний, связана с отношениями между эмпирическими, теоретическими и метатеоретическими уровнями познания, их компонентами и элементами. Сегодня некоторые исследователи придерживаются мнения, что научное знание имеет конвенционалистскую природу. Это приводит к пересмотру представлений не только об истинности, но и об объективности научного знания. Учитывая данное обстоятельство, К. Поппер говорит об открытости научного сообщества ко всем рационально обоснованным точкам зрения как о необходимом требовании к устройству «института науки». Подобный критицизм сравним с процедурами фальсификации научного знания, когда объективным признаётся только то знание, основания которого прошли через научные дискуссии на различных семинарах, конференциях, в научной литературе и проч., в результате которых были приняты научным сообществом. Таким образом, признанное научное знание имеет информационно-коммуникативную природу, так как признаётся таковым только в результате осуществления информационной коммуникации между субъектами научной деятельности в рамках институциональной структуры науки. Отмечая это, З.А. Сокулер пишет: «Ученые выслушивают и фиксируют «голос самой природы», только участвуя в известных, исторически определенных формах социальной организации... То, как ученые улавливают этот голос, как они его понимают и в каких формах выражают услышанное, - все это осуществляется только на основе определенных социальных структур и пронизано ими». Согласно Э. Маху, основу знания составляют не непосредственно элементы мира, а «описания фактов в их элементах», то есть описания, состоящие в фиксации функциональных, а затем логических связей между «элементами мира». Наука, нацеленная на получение нового научного знания, становится таковой только с того момента, когда были открыты первые законы явлений, которые она изучает. А законы имеют информационную природу, так как с необходимостью содержат некоторую информацию. Но наука «включает в себя и ряд других, обслуживающих это «ядро» элементов знания, в частности факты, гипотезы и т.д.». Поэтому в результате их включения в систему информационной коммуникации науки не только законы, но и факты, гипотезы и т.д. становятся научной информацией, то есть частью научного знания. Законы, факты и гипотезы используются для создания научных теорий. Это понятие развивается во второй половине XIX в. как понятие о «специфической единице научного знания - научной теории: если большинство философов-классиков, рассуждая о строении знания, акцентировало в качестве его элементов понятия, суждения, умозаключения, то философы науки изучают в первую очередь научную теорию - логически организованную систему понятий и суждений, способную выполнять некоторые особые познавательные функции». К.Поппер писал: «...наши теории заключают утверждения о структурных и реляционных свойствах мира и что свойства, описываемые объясняющими теориями, должны в том или ином смысле быть более глубокими, нежели те, которые объясняются». Выявление теоретической базы для наблюдаемых «элементов» и «свойств мира» и их взаимосвязи, фиксация вышеуказанных связей между этими элементами мира, единицами научного знания также демонстрирует нам процесс осуществления информационной коммуникации в научном знании. Но полученное научное знание необходимо систематизировать и передавать, «транслировать в приемлемых формах от одних учёных к другим. Без этого наука как целостное образование не может существовать, она будет непрерывно находиться в тисках «информационного кризиса». Так, например, академик Н.Н. Моисеев, подчеркивая важность информационно-коммуникативных процессов в науке, отмечает, что «наука - это ещё один способ накопления, хранения и переработки информации и методов, обеспечивающих к ней относительно лёгкий доступ». Таким образом, на теоретическом уровне информационно-коммуникативные связи обусловливают систематизацию научного знания, когда результаты теоретического и эмпирического познания, гипотезы и накопленный предшественниками запас научного знания оформляются в развитые концепции и теории. Иными словами, эмпирическое знание выступает в качестве основания и сферы приложения теоретического научного знания. Выделение проблемы эмпирического знания из чувственного опыта наблюдается во второй половине XIX в. Эмпирическое знание возникает в результате проведения научного эксперимента и наблюдения и служит «с одной стороны, основанием теории, а с другой - её сферой приложения». Но само эмпирическое знание, факты являются онтологически нагруженными, так как понимаются в рамках и с позиций принятой научной парадигмы. Так как средства наблюдения сконструированы также в рамках существующей научной парадигмы, то получаемые при их помощи эмпирические данные, факты, как правило, являются либо подтверждением данной теории, либо вообще не наблюдаются: «Информация, заключённая в общих законах, в познании частных законов и их применения преобразуется в информацию метода. Значит, в методе уже заключена часть информа-ции о предмете и даже результате исследования». Иными словами, «Анализ онтологических схем самообоснования научного знания показывает, что если «фундаментальная» теория, лежащая в основании научной парадигмы, рассматривается в качестве рабочей онтологии, то такая парадигма достаточно устойчива по отношению к попыткам ее эмпирического опровержения». Само эмпирическое и теоретическое научное знание существует в различных формах и может быть получено в результате осуществления научной познавательной деятельности, предполагающей использование определённого «инструментария», то есть методов и средств познания. Поэтому необходимо обратиться к рассмотрению информационно-коммуникативных процессов в методах и средствах научного познания.
2. Этапы информационно-коммуникативного взаимодействия Информационно-коммуникативное взаимодействие проявляется в той или иной форме на каждом из этапов, составляющих логическую структуру научного исследования. К ним принято относить: 1. этап формулировки / знакомства с проблемой и постановки задачи исследования; 3. этап сбора и накопления информации; 4. этап осмысления накопленной информации, обусловливающий выдвижение рабочей гипотезы или построение рабочей модели; 5. этап доказательства рабочей гипотезы (модели); 6. этап формулировки выводов и рекомендаций, изложение результатов исследования в форме научной концепции или теории. Каждому из вышеперечисленных этапов присущи специфические мыслительные интеллектуальные операции исследователя, в которых проявляется в той или иной форме коммуникационная подсистема движения научной информации в научно-исследовательской информационной системе. Критерием выделения функциональной коммуникативной подсистемы является взаимодействие исследователей, которое может проявляться в различных видах и формах, что является предметом специального исследования. На первом этапе исследователь перерабатывает обзорную, прогностическую и библиографическую информацию, в результате чего у него формируется ориентация на изучение определённого аспекта интересующей предметной области, формулируется научная проблема, обосновываются задачи, которые предстоит решить, намечает желаемый исход исследования. На этапе сбора и накопления информации исследователь ищет и перерабатывает большое количество ретроспективной и текущей релевантной информации. Развитие способов и средств хранения информации привело к значительному росту научной информации, поэтому «исследователь, приступая к изучению неизвестного ему явления, всё в большей степени приобщался к уже накопленному знанию и на его основе строил гипотезу об объекте познания и лишь затем их проверял, выходя за пределы знания». Обращение уже не только к объекту познания, но и к знанию о нём в 70-х годах XX века отмечалось как «уже относительно новая гносеологическая процедура». На следующем этапе осуществляется истолкование фактов, сведений, полученных от других исследователей, критика положений, выдвинутых ранее, формируется собственная точка зрения, выдвигаются рабочие гипотезы, строятся модели и проч. На этапе доказательства рабочей гипотезы (модели) исследователь получает новую информацию, «примеряя» её на известные научные факты и положения. На завершающем этапе исследования полученные результаты приводятся в соответствие с намеченной ранее целью, аккумулируется весь опыт проведенного исследования, делаются выводы по существу проблемы исследования, которые можно рассматривать как определенное приращение научного знания в форме научной гипотезы или теории. Но новое научное знание может быть не воспринято, если его семантические характеристики не соответствуют ценностным ориентациям существующей научной парадигмы. Данное обстоятельство мы уже отмечали ранее. По сути, единый процесс получения нового научного знания распадается как бы на два относительно самостоятельных процесса: поиск истины и доказательство истины перед научным сообществом. Как уже отмечалось, специфической особенностью современного постнеонеклассического этапа развития науки является активное включение человека и условий познания в контекст научного исследования. Данное обстоятельство влечет за собой необходимость осознания зависимости результатов познания от средств и способов исследования, а также ситуационно познавательного процесса. Важным «инструментом» познания для постнеонеклассической науки стала вычислительная техника; сегодня наблюдается информатизация и компьютеризация науки, которая позволяет моделировать сложные системы и их вариативность в различных условиях. Сложные системные объекты современных исследований сделали очевидной необходимость решать многие научные задачи путём комплексного использования знаний различных научных дисциплин, учитывая место и роль человека в исследуемых системах. Кроме того, информатизация и компьютеризация науки способствует систематизации научного знания, что является необходимым условием для проведения научных исследований, для классификации и каталогизации знаний, оптимизации и повышения эффективности информационного поиска и т.д. Всё это может способствовать преодолению информационного кризиса в науке, в условиях которого «выявление нового знания существенно усложнилось и зачастую старое знание в результате неинформированности, а иногда и умышленно, выдаётся за новое, что приносит немалый вред развитию науки, отвлекая силы и средства на «решение» уже решённых задач». Следует также обратить внимание на то, что сам познавательный процесс нередко рассматривается как информационный: «Познание как деятельность имеет биполярную субъект-объектную природу и может рассматриваться с информационных позиций как получение информации от объекта субъектом познания». Познавательный процесс можно представить, как «реализацию определённого информационного взаимодействия, <...> при котором осуществляется передача (генерация и освоение) идеальных категорий (смыслов, значений, образов, эмоций)». Академик Н.А. Кузнецов определяет информационное взаимодействие как взаимодействие объектов, приводящее к изменению знаний хотя бы одного из них. Подобные точки зрения демонстрируют информационный подход к изучению процессов, происходящих в науке. В процессе информационного взаимодействия реализуется коммуникативная функция науки, обеспечивающая как интеграцию познавательных усилий субъектов познания, так и интеграцию самого научного знания, полученного в результате исследования. Таким образом, для постнеонеклассической науки характерно выдвижение на первый план коммуникативной функции науки, в особенности информационной коммуникации, которая становится одним из основных условий реализации принципа междисциплинарности научных исследований. Иными словами, постоянно возрастающая значимость информационно-коммуникативных процессов свидетельствует об увеличении роли информационно-коммуникативных связей в современной научной реальности, которые поддерживаются благодаря осуществлению информационной коммуникации.
3. Типология информационно-коммуникативных связей Типологию информационно-коммуникативных связей в современной научной реальности можно представить исходя из различных оснований: в зависимости от уровня научного познания (теоретический и эмпирический) и соответствующей ему системы методов познания; по субъектам и объектам науки; по отдельным научным дисциплинам и междисциплинарно; в зависимости от исторического этапа существования науки и т.д. Информационно-коммуникативные связи на любом уровне познания могут быть вертикальными и горизонтальными. Горизонтальные информационно-коммуникативные связи позволяют выстраивать логическую систему законов и закономерностей в рамках каждого из уровней научного познания и соответствующей ему системы методов. Вертикальные информационно-коммуникативные связи обусловливают обмен информацией между законами и закономерностями различных уровней науки, обеспечивают формирование общей системы методологии научного познания. В результате вертикального взаимодействия различных уровней научного познания и соответствующей ему системы методов происходит обогащение каждого из них. Вообще же «перенос схем и понятий из социологии, культурологии, социальной психологии, этнографии, истории, правоведения, вненаучного знания в теорию познания - в самом деле, типичный пример неклассической эпистемологии. Однако если на стадии открытия неклассическая эпистемология привлекает внефилософские и внеэпистемологические ресурсы, то на стадии обоснования она критикует и отбирает их с позиций философской рефлексии». Таким образом, вертикальные и горизонтальные информационно-коммуникативные связи обеспечивают междисциплинарное взаимодействие частнонаучного, общенаучного и философского уровней научного познания и соответствующей ему системы методов исследования, вследствие чего «из теоретического ядра междисциплинарного знания эпистемология трансформируется в форму методологической коммуникации: философ превращается из генератора идей в медиатора или модератора дискурса». Вместе с тем, учёные нередко отмечают «смысловую несоизмеримость содержательных интерпретаций тех терминов, которыми пользовались представители различных научных школ и традиций, характеризуя, казалось бы, одни и те же наборы фактов». Подобная несоизмеримость, по мнению Т. Куна, обусловливалась принадлежностью учёных к разным научным парадигмам, различиями в способах познания и понимания, которые были характерны для представителей различных научных школ и направлений. Он сравнивает сторонников разных теорий с людьми, имеющими разные родные языки. В ходе их общения, которое идёт путем перевода, время от времени возникают трудности в понимании. Тем не менее, до определённого предела в процессе осуществления информационной коммуникации сторонники различных теорий могут демонстрировать друг перед другом отдельные технические результаты, которые достигались в каждой из теорий. При этом не возникает необходимости «перевода» или заимствований отдельных элементов языка научной теории, так как сама теория, породившая такие результаты, остается непостижимой. Но отдельные исследователи, под впечатлением от результатов, полученных коллегами, захотят разобраться в их теоретических построениях, чтобы понять способы получения подобных результатов. Для этой цели они начинают учиться «переводу» «чужой» научной теории, например, путём изучения опубликованных научных статей или, что более эффективно, посещая учёных, работающих в рамках «чужой» теории, разговаривая с ними и наблюдая за работой их самих и их учеников. В результате, «любознательный» исследователь может незаметно приобщиться к новой для него теории или вернуться обратно к истокам своих парадигмальных установок, обогатив тезаурус новыми теоретическими построениями и терминами. Таким образом, налицо влияние информационной коммуникации на формирование системы научного знания, форм, методов и способов научного познания, что находит отражение в языке современной науки. Языковая информационная коммуникация обусловливает трансформацию и развитие языка современной науки вследствие её междисциплинарного характера, быстрого развития науки и техники, что влечёт за собой всё большее использование терминов, номенклатурных наименований и т.п. в современном научном познании. Информационная коммуникация, обеспечивая взаимовлияние между различными науками, способствует выявлению единых приёмов и способов описания научного знания в естественных, гуманитарных и технических науках и, как следствие, создает условия для создания единой теории языка науки. Существование единой теории языка науки позволило бы более чётко разграничить философский, общенаучный (науковедческий) и частнонаучный уровни его анализа, синтезировав их в единое целое. С позиций семиотической теории Ч. Пирса человеческое мышление обладает языковым характером, а язык - это совокупность знаков, поэтому «в основе человеческого познания и понимания лежит знак-язык, публичный по своей природе и выступающий в качестве средства общения». Наука, целью которой является «описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения ..., то есть в широком смысле - теоретическое отражение действительности», немыслима без мышления субъектов научной деятельности. Мышление, как «высшая форма активного отражения объективной реальности, состоит в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий». Оно возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем, важнейшим фактором которых сегодня выступает наука. В свою очередь, «становление парадигмы интерсубъективности как стратегии современного мышления можно идентифицировать как преодоление идеи трансцендентальносте сознания и утверждения идеи интерсубъективности сознания с его интенцией к иной субъективности». С позиций формальной логики это означает определение коммуникации как единственно возможного способа существования мышления. Но каждый интеллектуальный акт «оказывается связанным, явно или неявно, с ориентацией на какого-то «возможного» собеседника, предполагаемого сотрудника или оппонента, которого надо переубедить, привлечь на свою сторону или доказать ему ошибочность его точки зрения. При этом большая часть интеллектуальной деятельности осуществляется в определенных языковых формах, имеющих, как известно, социокультурную, то есть внесубъективную природу». Информация, полученная в результате осуществления интеллектуального акта, оформленная в определённых языковых формах, составляет содержание любого научного сообщения. Выбранная языковая форма информационного сообщения воспроизводит особенности типа культуры вообще и, в частности, научной культуры. Таким образом, если научная информационная коммуникация составляет содержание научного знания и процесса познания, влияет на развитие языка науки, то информационная коммуникация в этосе науки несёт в своей форме особенности научной культуры исследователей, что также может способствовать изменению социального статуса науки. Информационная коммуникация в научной культуре проявляется и при обозначении субъекта научной деятельности в качестве автора или адресата научно-информационного сообщения. Тем самым выражаются особенности научного творчества: станет ли оно индивидуальным или коллективным; анонимным или авторским. П. Рикер, представитель современной герменевтики, подчеркивая важность авторства сообщений, предлагал «в качестве значимого критерия, отличающего человека от животных, рассматривать способность людей обозначать себя как автора передаваемых сообщений». При осуществлении информационной коммуникации в научной культуре выражаются также особенности, обусловленные уровнем научной или социальной иерархии, на которой находится субъект коммуникации. Чтобы отличить информационную коммуникацию в научной культуре от организационного или психологического типов коммуникации, достаточно обратить внимание на следующий факт: информативность объяснения теории относительности А. Эйнштейна одним из начинающих аспирантов-физиков другому будет иметь принципиальное отличие от подобного же объяснения одного учёного-физика другому. Здесь не идёт речь, о различных «формулах вежливости» и прочих атрибутах организационного или психологического типов коммуникации. Ключевым в данном случае является используемый объём тезаурусов каждого из субъектов коммуникации, который иллюстрирует их положение в научной иерархии. Словесные конструкции, используемые при осуществлении информационной коммуникации в научной культуре, «представляют собой не просто определённые языковые структуры, но и являются актом некоторого поведения, направленного на стимуляцию соответствующей реакции других людей, воспринимающих его».242 В случае получения неожиданной реакции на «отправленное» в систему коммуникаций науки информационное сообщение, информационно-коммуникативное взаимодействие может рассматриваться в качестве неуспешного или малоуспешного (малоэффективного). Это повлечёт за собой необходимость дополнительных усилий субъектов информационной коммуникации при осуществлении научной деятельности. Научная деятельность в значительной степени обусловлена информационной коммуникацией. Некоторые исследователи полагают, что научная деятельность в своей сути носит «преимущественно информационный характер (поскольку добываемое учёным знание о действительности, как правило, не остаётся лишь его личным достоянием, но так или иначе включается в каналы социальной коммуникации)». Соответственно, наука, научная деятельность немыслима без коммуникации.
4. Информационная коммуникация в научной деятельности и в научном сообществе Информационная коммуникация в научной деятельности способствует выбору наиболее рациональных методов и направлений научной деятельности, так как в процессе её осуществления «происходит предварительное ранжирование направлений и областей поиска <...> Тем самым отсекаются неперспективные, неэффективные пути и социальная деятельность ориентируется в оптимальном направлении». Особенностью последнего столетия является резкое увеличение объёмов научной информации. Это обусловлено не только увеличением интенсивности производства новой научной информации, но и развитием технических средств научного познания, которое сделало возможным фиксацию и передачу больших объёмов информации. Техника становится условием интенсификации информационно-коммуникативных процессов, что влечёт за собой развитие междисциплинарных исследований, позволяет формировать научно-исследовательские коллективы, специализирующиеся в различных областях знания. Продуцирование огромного объёма научной информации приводит к тому, что человек уже не справляется с переработкой такого количества информации. Кроме физиологических барьеров, использованию такого объёма информации мешают языковые, социально-психологические и иные факторы. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарастании информационного кризиса в современной науке, который «ведёт к ряду противоречивых следствий и трудностей исследовательской деятельности, влияет на поведение учёного в обществе, на развитие всей науки и на её связь с другими сферами общественного разделения труда». Способствовать преодолению информационного кризиса будет согласованность работы различных звеньев информационных систем науки. Для этого выделяется особая сфера научного труда - научно-информационная. Её задачей «является сбор, аналитико-синтетическая переработка, хранение, поиск и распространение научной информации в целях обеспечения заинтересованных специалистов сведениями о результатах научных исследований и разработок, о производственно-техническом опыте и т.п.». В 70-х годах XX столетия в отечественной литературе, посвященной проблемам информатики, встречалось утверждение, что научно-информационная деятельность является третьим самостоятельным видом научного труда (наряду с теоретическим и экспериментальным). В 90-е годы того же столетия библиотеки и архивы, имеющие непосредственное отношение к обеспечению движения информации в процессе осуществления научной деятельности, относят к обслуживающему социальному институту, тогда как науку - к духовно-производственному. Данное обстоятельство свидетельствует, на наш взгляд, о принципиальных отличиях научно-информационной деятельности от научного труда. К примеру, в процессе осуществления научно-информационной деятельности не создаётся новой информации - уже имеющаяся научная информация аксиально направляется в каналы информационной коммуникации, тогда как непосредственно научная деятельность предполагает получение нового знания. Необходимо также отметить, что научно-информационная деятельность призвана содействовать расширению и упрочению взаимосвязей науки с другими социальными институтами и видами человеческой деятельности, а не только повышению эффективности науки за счёт улучшения информационной коммуникации между субъектами науки. Информационная коммуникация между субъектами науки представляет собой информационную коммуникацию в научном сообществе. В зависимости от субъектов научного сообщества можно выделить информационно-коммуникативные связи между отдельными деятелями науки; между научными, научно-исследовательскими коллективами; между научными учреждениями; между научными школами и направлениями и т.д. В прямой зависимости от количества людей, представляющих собой субъект науки, происходит движение от аксиальной к ретиальной информационной коммуникации, в соответствии с чем выбираются форма и носители информации. Использование технических средств для осуществления информационной коммуникации в научном сообществе заключает в себе возможность сочетания ретиального и аксиального видов информационного взаимодействия. Более того, «практика научной (да и не только научной) деятельности заметно оживится благодаря тому, что любой учёный, специалист, руководитель, где бы он ни находился, получит возможность заочно участвовать в совещании, конференции, симпозиуме, конгрессе любого уровня, вплоть до международного, и при этом не только слушать выступления других, но и выступать самому, участвовать в дискуссии, обмениваться репликами». Учитывая конвенциональный характер научного мышления в рамках институциализированной науки, можно утверждать, что именно научное сообщество в целом, а не отдельный индивид, играет основную роль в процессе развития научного знания. Научное сообщество в целом, как правило, руководствуется общей парадигмой, разделяет общие взгляды на те или иные научные проблемы использует аналогичные методы и средства познания и т.д. Как показывает практика формирование общих теоретических оснований и используемой методологии осуществляется в процессе информационной коммуникации. Одним из субъектов научного сообщества, обязанным своему появлению именно информационному аспекту коммуникативных процессов в науке, являются «невидимые колледжи (или «невидимые коллегии») учёных, которые мы уже упоминали ранее. Существование и развитие «невидимых колледжей» непосредственно связанно с тем, как происходит процесс коммуникации, и какие информационные носители его фиксируют, то есть с информационными революциями. Некоторые исследователи считают, что существует определенный «параллелизм развития информационных и технологических революций, определяющих радикальные изменения и фундаментальные инновации в типах культур, цивилизаций, а также транскультурных и трансцивилизационных изменений». Так, например, члены Лондонского Королевского общества (многие из которых были математиками), к которому исторически восходит название «невидимые коллегии», не принадлежали ни к какой формальной организации, но ссылались друг на друга как на невидимого коллегу благодаря своей географической приближённости и регулярным встречам, которые были обусловлены наличием общего научного интереса. Преобладающим «методом» общения членов такого колледжа являлось непосредственное общение с коллегами во время проводимых встреч, а также переписка. После проведенного Д. Ж. Прайсом библиометрического исследования «невидимый колледж» приобрел своё современное значение. Элитные группы продуктивно общающихся между собой учёных из различных географически удалённых научных отделений, начинают активно обмениваться информацией для выявления прогресса в сфере их научных интересов,252 поскольку научное творчество предполагает признание его результатов коллегами. То есть, уже можно говорить об объединении посредством информационной коммуникации представителей различных культур в некую единую научную общность. Описывая механизмы коммуникации учёных, Д.Ж. Прайс выделяет наличие разработанных механизмов повседневной коммуникации, которые используются не только для посылки препринтов и публикаций, но и с целью уведомления о том, какие результаты скоро будут достигнуты. Кроме пересылки препринтов активно проявляют себя различные способы физического контакта с членами колледжа. Для каждой группы существуют своего рода стыковочные организации, исследовательские центры, летние школы, дающие им возможность встретиться. Таким образом, в течение нескольких лет каждый сможет так или иначе поработать со своими коллегами по «невидимому колледжу». В рамках системы «невидимого колледжа» существует определенная предсказуемость поведения учёных, связанная с обменом информацией и сотрудничеством. Библиометрические и наукометрические исследования показывают, что ученые, принадлежащие к одному «невидимому колледжу», обычно проводят исследования, специализируясь на одном объекте. Ученые объединяются в кластеры для разработки какой-либо из сторон этого объекта, в соответствии с общими научными интересами. Этот вывод подтверждается на основе изучения сетей социтирования научной литературы. Нередко «невидимые колледжи» возникают при проведении исследований «гибридной проблемы», то есть в таких исследованиях, когда необходимо привлечение специалистов из разных областей науки. Данное явление иллюстрирует междисциплинарную коммуникацию в современной науке, что обеспечивает формирование новых научных дисциплин на стыке тех наук, которые вовлечены в такое исследование. Таким образом, информационная коммуникация в современной науке во многом способствует становлению новых научных дисциплин, развитию системы наук в целом. Поиск информации в «невидимом колледже» происходит в процессе социального общения между коллегами, например, курсов повышения квалификации или тренингов, или по рекомендациям коллег. Порой формируется своего рода «дочерняя сеть» «невидимого колледжа» в области дополнительного объекта исследований. Это происходит, когда ученым необходимо разделить человеческие, финансовые ресурсы. В рамках «невидимого колледжа» происходят активные процессы коммуникации, что препятствует информационной перегруженности ученых и дает им возможность сконцентрироваться на одном объекте исследований и обеспечивает оригинальность идей при решении существующих научных проблем. Сегодня «невидимые колледжи» при обсуждении научных и других проблем активно используют достижения четвертой и пятой информационных революций. Группы интернет-дискуссий имеют огромное значение в обеспечении доступа к накопленному социальному капиталу науки и позволяют укрепить связи между членами колледжа. Все чаще для общения используется электронная почта, однако исследования показывают, что непосредственная межличностная коммуникация является более предпочтительной. В рамках активно функционирующего «невидимого колледжа» наблюдается также активный рост объемов и потоков формальной или печатной информации. Этому способствуют различные правительственные фонды, финансирующие совместную печатную и научную деятельность. Развитие информационных коммуникационных технологий на протяжении человеческой истории обеспечило интенсификацию коммуникативных процессов в рамках «невидимого колледжа», что ускорило и процесс получения результатов научного познания при привлечении географически удаленных друг от друга специалистов. Таким образом, «невидимые колледжи» представляют собой специфическую форму научной коммуникации учёных, которая способствует общению представителей различных культур и научных сообществ. «Юридическое» оформление «невидимых колледжей», какое произошло в уже упомянутом Лондонском Королевском Обществе, демонстрирует процесс формирования формальных сетей информационной коммуникации в науке. Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационная коммуникация обусловила функционирование значительного числа научных сообществ, среди которых особое место принадлежит научной академии как специфической научно-культурной системы.
5. Информационная коммуникация в научной культуре, в научных и научно-технических революциях
Выявление информационно-коммуникативных связей в системе современной научной академии позволяет, на наш взгляд, исследовать интенсивность информационных потоков в её различных структурных элементах (институтах, научно-исследовательских коллективах и проч.), выявлять наиболее перспективные и проблемные из них с точки зрения дальнейшего развития. Показателями такого исследования могут быть: степень активности субъектов научной деятельности; результативность духовной деятельности при производстве и передаче научной информации; степень разнообразия, полезности и доступности накопленных знаний, теорий, гипотез и др. Внедрение принципов грамотного управления информационными потоками и их анализа в рамках «невидимых колледжей» и научных академий может способствовать ускорению темпов развития и повышению результативности современной науки. Оформление научного сообщества создало условия для формирования институциональных ценностей науки - этоса науки, об информационной коммуникации в котором мы говорили ранее. Так или иначе, отметим, что в связи с коммуникативными процессами в науке в данном случае уместнее говорить об аксиологическом и организационном видах коммуникации. Увеличение объёма тезауруса субъекта коммуникации в научном сообществе происходит в процессе постижения основополагающей научной парадигмы, выражающей особенности развития науки в данный исторический период. То есть здесь мы видим тесную взаимосвязь информационной коммуникации в научной культуре и информационной коммуникации в научных и научно-технических революциях. Динамику информационно-коммуникативных процессов на различных этапах научной революции можно наблюдать, анализируя изменение места и роли публикаций, используемых для приобщения к научным парадигмам. Согласно концепции научных парадигм Т. Куна история науки рассматривается не с точки зрения кумулятивного подхода к историографии науки, а через призму научных революций, под которыми понимаются «исключительные ситуации, в которых будет возникать ... смена профессиональных предписаний». Традиционно различные научные воззрения обретают печатную форму, дабы стать общераспространёнными. Конечно, сегодня стоит сделать небольшую оговорку относительно данного утверждения: современный уровень развития технических средств коммуникации привёл к тому, что зачастую научные идеи и изыскания не обретают печатную форму, а публикуются на бескрайних просторах всемирной электронной сети Интернет. Публикации, как традиционные печатные, и так интернет-публикации, следует рассматривать в качестве средств коммуникации, так как именно при помощи них научная информация может быть распространена среди научных сообществ, а также за их пределами. Иными средствами коммуникации являются различные формы общения учёных, таких как научные конференции, симпозиумы, переписка между членами научных сообществ, телефонные переговоры по научной тематике и так далее. Научные и научно-технические революции, меняя научно-историческую перспективу общества, находящегося в процессе революционных изменений, в корне изменяют методологию научного познания. Происходят научные открытия, затрагивающие глубины фундаментального знания, на основе нового знания создаются изобретения, в том числе и новые средства хранения, передачи и распространения информации и проч. Всё это неизбежно отражается на структуре и содержании учебников и исследовательских публикаций, меняются «предпочтительные» объекты цитирования. Информационные революции меняют способы представления научной информации (например, изобретение ЭВМ в длительной перспективе привело в жизнь уже упомянутое ранее средство научной коммуникации - интернет-публикации). Учебники знакомят читателя с общепринятыми научными достижениями, научными опытами, знаниями, накопленными предшествующими поколениями учёных. На основе учебников и трудов, считающихся классическими, «каждое новое поколение научных работников обучается практике своего дела». Учебники имеют своей целью обучение существующим научным парадигмам, общепринятым научным достижениям, что особенно актуально в период нормального развития науки. Под «нормальной наукой», согласно концепции Т Куна понимается «исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности». До начала XIX века, когда подобные учебники стали общераспространёнными, такую функцию выполняли классические труды учёных, в которых определялись «правильные» проблемы и методы исследования каждой области науки для последующих поколений учёных. Воспитанные на одних и тех же учебниках, представители научного сообщества в процессе своей научной работы начинают знакомиться с научными статьями, в которых высказываются мнения их коллег и разрабатываются положения, нередко подрывающие или дополняющие признанные научные парадигмы. Сегодня короткие научные статьи, адресованные коллегам по профессии, ориентирующимся в существующей научной парадигме, способным в силу своего профессионализма понять эти статьи, и формируют передний край науки. Создание специальных научных журналов, помещающих такие статьи, свидетельствует о расширении влияния научной концепции, которая с течением времени обрастает сторонниками, находит всё большее распространение: организуются научные школы и движения, вводятся специальные курсы в академическом образовании. На данном этапе наблюдается первое принятие научной парадигмы. Впоследствии готовятся учебные пособия для ведения такого академического курса, а далее - учебники. Так или иначе, все вышеописанные проявления информационной коммуникации в структуре современной научной реальности также могут быть проанализированы с точки зрения используемых каналов передачи и восприятия информации. Используемые каналы передачи-и восприятия информации при осуществлении коммуникативного процесса отличаются знаковой системой кодирования сообщений, что проявляется в устной, письменной, визуальной формах. Соответственно выделяются и различные средства информационной коммуникации в науке. Устная форма информационной коммуникации реализуется посредством проведения лекционных занятий, научных и научно-практических конференций, научных дискуссий в форме диалогической устной речи (непосредственной или опосредованной техническим инструментарием) и другие. Письменная форма информационной коммуникации наблюдается при подготовке каких бы то ни было научных рукописей и публикаций. Среди них можно упомянуть научные статьи в журналах и сборниках; программы и тезисы докладов и сообщений конференций; авторские монографии и учебные пособия; рукописи диссертационных работ; содержательные отчёты по грантам на проведение научных исследований и проч. Визуальная информационная коммуникация (наблюдения, эксперименты) осуществляется при проведении эмпирических исследований, которые являются средствами коммуникации учёных при получении нового знания. Но на наш взгляд, в этой связи уместно отметить не только визуальное восприятие, но и слуховое, а также восприятие другими органами чувств, то есть речь идёт уже о некой «перцептивной информационной коммуникации». Относительно средств коммуникации известный канадский теоретик коммуникации Герберт Маршалл Мак-Люэн отмечал, что средства коммуникации определяют само содержание сообщения (The medium is the mes-sage). Выдающийся американский лингвист Эдвард Сепир высказывал опасение «быть понятым слишком многими», невозможностью удержать сообщение в установленных его автором границах (подслушивающие устройства, падение художественной ценности из-за увеличения тиража и проч.), обусловленными развитием средств коммуникации. Тем не менее, он понимал, что большую угрозу представляют, скорее, сдерживающие факторы коммуникации, поэтому он высказывался за введение языка международной коммуникации и положительно оценивал глобализацию научного сообщества. Таким образом, информационная коммуникация проявляется в той или иной мере во всех компонентах структуры современной науки: научном знании, формах, методах и средствах научного познания, языке науки, научной деятельности, научном сообществе, системе научной академии, социальных движениях (научных и научно-технических революциях), научной культуре. Поэтому «способность информации к интегрированию, объединению элементов определённого содержания» должна быть использована для «усиления взаимосвязей, лучшей организации частей и компонентов системы [научной] деятельности, что ведёт к возникновению нового, системного, или, как его ещё называют, синергетического эффекта, который не в состоянии создать каждая часть в отдельности». Существующая дифференциация научного знания, на наш взгляд, не вполне отвечает современным тенденциям в постнеонеклассическои науке и в значительной мере упускает возможность получения дополнительных эффектов интенсификации научного познания и использования его результатов в различных синтетических процессах, включая интегративно-общенаучные.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |