| ||||||
|
| |||||
Лекция 4.Понятие и сущность информационной коммуникации в науке Вопросы:
1. Исследование характеристик и содержания понятия «информация». 2. Информационная коммуникация в науке - сложная целостная система.
1.Исследование характеристик и содержания понятия «информация» Для раскрытия сущности информационной коммуникации в науке необходимо обратиться к анализу понятия «информация». Это обусловлено тем, что, во-первых, понятие «информация» является более общим относительно понятия «информационная коммуникация в науке» и, следовательно, выполняет по отношению к последнему методологическую роль. Во-вторых, исследование характеристик и содержания понятия «информация» позволяет нам выявить особенность именно информационной коммуникации в науке, что обусловлено предметом нашего исследования. Попытки осмысления понятия «информация» начинаются в 20-х годах XX века в рамках гуманитарных наук, исследовавших массовые и индивидуальные коммуникации, прежде всего в теории журналистики. Как правило, под информацией понималось «описание фактов» или «новости». Исследовались источники информации, создавалась их классификация, выделялись её свойства; рассматривалось взаимодействие информации и её потребителя, условия восприятия и обмена информацией. Особый интерес представляют дискуссии по вопросу информационной ценности, которое связывается с понятием цели. Эта идея получила своё распространение в современных теориях ценности информации. Тем не менее, понятие «информация» вплоть до настоящего времени трактуется неоднозначно: ещё в 70-е года XX века разнообразие трактовок объяснялось тем, что «развитие проблемы информации идёт весьма интенсивно как вглубь, так и вширь, и это основной источник многообразия и неопределенности, расплывчатости и омонимии» в понимании данного термина. Как научная категория «информация» была осознана лишь в 1948 г., когда независимо друг от друга К.Э. Шеннон, Р.А. Фишер и Н. Винер предложили статистическое определение количества информации, после чего началось бурное развитие теории информации. К.Э. Шеннон, создавая теорию информации, использовал статистико-вероятностные представления и понимал под информацией снимаемую или уменьшаемую неопределенность. С этой точки зрения информация характеризует не только человеческое общение, но относится и к коммуникативным явлениям в технике, биологических процессах и др. Н. Винер понимал под информацией обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания наших чувств. То есть, по его мнению, информация понимается как содержание гносеологического отражения мира человеком. Важное место среди нестатистических концепций информации имели работы А.Н. Колмогорова и его школы. Их вариант комбинаторного подхода, когда имеет место выделение количества элементов и их отношения в конечной совокупности к определению количества информации - эпсилон-энтропия - является одним из наиболее развитых в математическом отношении. Развитие кибернетики, объектом исследования которой являются процессы связи и управления в биологических и социальных объектах, способствовало интеграции знаний об информации, синтезу естественнонаучного, гуманитарного и технического знания. Это привело к необходимости осмысления понятия «информация» на философском уровне. Среди идеалистических направлений в философии можно выделить представителей неотомизма, склоняющихся к «трансцендентному характеру» информации, а также экзистенциалистов, которые трактуют понятие информации как категорию коммуникации, подчёркивая её субъективный характер. Позитивисты (например, Р. Карнап и И. Бар-Хиллел) исследовали семантические свойства информации в сообщениях, передаваемых человеческой речью. Представители неопозитивизма рассматривают информацию чаще всего как «содержание знаковых сообщений, которые в свою очередь выступают как определённые характеристики или состояние сознания, или как результат конвенции, соглашения». В отечественной философской мысли информация нередко осмыслялась через её соотнесение с категорией отражения, чему посвящено немало работ А.Д. Урсула. Кроме того, он проводит тщательный анализ соотнесения информации и мышления, информации и развития и др. В труде «Информация. Методологические аспекты» он проводит широкий обзор литературы в данной сфере, останавливается также на информационном подходе к изучению науки, который позднее раскрывается в сборнике философских очерков «Проблема информации в современной науке». Информационный подход к изучению науки позволяет сфокусировать внимание исследователя на науке как системе создания, распространения, использования и хранения научной информации. В связи с этим возникает проблема разграничения понятий «знание» и «информация». Е.Г. Ясин определяет информацию как «новые знания, принятые, понятые и оцененные как полезные для решения тех или иных задач». В.Г. Афанасьева считает, что «информация - это знание, но не все знание, которыми располагает человечество, а лишь та часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления, то есть в целях сохранения качественной специфики, совершенствования и развития систем». А.В. Соколова понимает под информацией «знания в коммуникативной форме (способ передачи, транспортировки знания, движущееся знания) вовлеченное в орбиту общественной жизни». Очевидно, что, рассматривая соотношение понятий «знание» и «информация», каждый из авторов фокусируется на предмете своих интересов (управление, коммуникация, экономические аспекты и проч.), исходя из которого, и выстраивается данное соотношение. Тем не менее, все указанные авторы единодушны в том, что информация является более узким понятием по отношению к знанию. В терминологическом словаре по информатике информация трактуется как «совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними». Информация, как правило, включает в себя «знания, сообщения, мифы... Источниками информации выступают в свою очередь системы образования (знания, мифы), религии (мифы, вера), пропаганды, рекламы, культуры, прежде всего массовой (мифы, сообщения)». Но информация также «есть смысл данных, факты или понятия, представленные данными. Часто этот термин используется в более узком смысле как синоним данных и в более широком, включающим понятия, которые можно вывести из данных. Нередко знание рассматривается как та часть информации, которая существует только в обществе: «знание - это только та часть информации, которая циркулирует в социальной среде и имеет какой-либо смысл только в её пределах». В данном случае, информация выступает более широким понятием по отношению к знанию. На наш взгляд, истоки противоречия отмеченных точек зрения заключаются в различии подходов к пониманию самого феномена информации: существует ли она только в социуме или присуща другим объектам живой и даже неживой природы? Например, академик В.М. Глушков считает, что «Информация в самом общем её понимании представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы.... Информацию несут в себе не только испещрённые буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест листвы и т.д.». Немало философов связывают информацию «лишь с высшими видами отражения, с высокоактивными его формами, характеризующими процессы управления». Такова позиция Б.С. Украинцева, Д.И. Дубровского, М. Янкова (НРБ), Н.И. Жукова, Г.Г. Вдовиченко и ряда других исследователей. Если систематизировать подходы к изучению сущности информации то, как правило, исследователи философских проблем информатики и информационной реальности выделяют три группы концепций, раскрывающих место и роль информации в общей системе природы и картине мира: атрибутивные, функционально-кибернетические и социоориентированные («антропоцентрические»). Атрибутивные концепции рассматривают информацию как всеобщее существенное свойство материи. Согласно функционально-кибернетическим концепциям информация рассматривается как «функциональное свойство, особая форма функциональной связи, отношения, присущие кибернетическим самоуправляемым системам: биологическим, социальным и искусственным (техническим)». Социоориентированные («антропоцентрические») концепции делают акцент на специфике коммуникативных, отражательных и управленческих процессов в обществе, рассматривают информацию как знание и фактор коммуникации, управления и социальной памяти. Один из самых авторитетных зарубежных исследователей Мануэль Кастельс в своей фундаментальной трехтомной монографии также обращается к определению понятий «информация» и «знания». Он отмечает, что у него «нет убедительных причин для улучшения определения знания, которое было дано Дэниэлом Беллом». Под знанием Д. Белл понимает «совокупность организованных высказываний о фактах или идеях, представляющих обоснованное суждение или экспериментальный результат, которая передаётся другим посредством некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной форме. Таким образом, я отличаю знание от новостей и развлечений». Ссылаясь на определение информации, данное Ф. Махлупом, по мнению которого информация сводится к передаче знаний, М. Кастельс отмечает, что оно чрезмерно широко, и присоединяется к операциональному определению информации М. Пора. М. Пора понимает под информацией данные, которые были организованы и переданы. Таким образом, сегодня имеется немало научных трудов, уделяющих внимание соотношению понятий «знание» и «информация». Важным для данного исследования является подчеркнутая коммуникативная природа знаний и информации, о чём пишут в своих трудах многие авторы (например, Д. Белл, М. Пора, А.В. Соколов и др.). Приведённые соотношения понятий «знание» и «информация» касаются знания и информации вообще. Но при рассмотрении науки как объекта исследования нас интересуют, прежде всего, научное знание и научная информация. При этом мы будем исходить из положения, принятого А.Д. Урсулом: «Мы отвергаем отождествление понятий научного знания и научной информации и будем исходить из того, что научная информация является стороной или частью научного знания», тогда как «знание - это в определённом аспекте часть информации вообще».
2. Информационная коммуникация в науке - сложная целостная система Одной из наиболее распространённых трактовок понятия «научная информация» является следующая: «Научная информация - это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике». В данную формулировку, подчёркивает А.Д. Урсул, необходимо включать «не только отражение закономерностей, но и явлений (а значит, и фактов), а также не считать научной информацией лишь ту, которая используется в практике или только отражающую объективную действительность и т.д.». Интересной для нашего исследования является также определение «научно-технической информации». Она представляет собой «разнообразные данные, характеризующие состояние тех или иных наук, технических достижений: сведения о документах и фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической, производственной и общественной деятельности». Под научным знанием принято понимать знание, которое «характеризуется осмыслением фактов в системе понятий данной науки, которые включаются в состав теории, образующей высший уровень научного знания. Научное знание, являясь обобщением достоверных фактов, за случайным находит необходимое и закономерное, за единичным и частным - общее. Раскрывая соотношение научной информации и научного знания, А.Д. Урсул отмечает, что «Научная информация, на наш взгляд, представляет собой именно такое научное знание, которое включено как в научно-коммуникативные, так и в другие процессы передачи информации. Это означает, что научное знание превращается в информацию, лишь функционируя в системах социальной коммуникации; вне этой системы оно не является научной информацией, хотя может выступать в качестве иного вида информации». В своей диссертационной работе на соискание степени доктора философских наук А.Д. Урсул отмечает, что научная информация является «наиболее общей и существенной характеристикой развития науки». В качестве аргументов он отмечает, что практически любой учёный участвует в той или иной системе коммуникации, которая существует в науке. В результате, происходит включение научного знания в систему движения научной информации - информационную коммуникацию в науке. Поскольку основной целью науки является получение нового научного знания, то информационные коммуникации можно считать одним из необходимых условий его существования. Но в силу того, что знание является понятием, которое трудно чётко определить, как объект исследования, поэтому представляется целесообразным рассматривать информационную коммуникацию как процесс движения информации в науке, научной деятельности. Согласно функционально-кибернетическим и социоориентированным концепциям информационно-коммуникативные процессы в науке, выражают специфические взаимосвязи компонентов научной реальности. Г.М. Добров отмечает, что «Используя идеи кибернетики, науку можно охарактеризовать как относительно обособленную информационную систему». О степени относительности такой информационной системы, изменяется ли она с течением времени можно дискутировать, но сама идея, излагаемая здесь с точки зрения кибернетики, имеет значение для анализа предмета нашей диссертационной работы. Вместе с тем, если рассматривать науку лишь как информационную систему, то, значит, игнорировать другие компоненты современной научной реальности. Так, например, А.А. Зиновьев отмечает, что при таком подходе «все социальные, психологические и прочие связи, внутри которых происходит получение, сохранение и использование знаний, оставляются без внимания. Знания рассматриваются исключительно как информация о той или иной предметной области, как отображение последней». Французский кибернетик Луи Куффиньяль, придерживается некоторых идей синергетики и рассматривает науку как некоторое предприятие, которое состоит из самоорганизующихся единиц. Сущность этого «предприятия» заключается в том, что оно является «сообществом людей, основным вкладом которых в предприятие является поставляемая ими информация». Вышеуказанные точки зрения на науку, а также на соотношение научной информации и научного знания объясняются, скорее всего, популярностью кибернетических идей в 60-е - 70-е года XX столетия. Тем не менее, они имеют немаловажное значение для определения того, что мы понимаем под информационной коммуникацией, при анализе места и роли информации и информационной коммуникации в научной реальности на современном этапе её развития. На наш взгляд, кибернетический подход и вышеуказанные точки зрения позволяют сфокусироваться на рассмотрении информационной коммуникации в науке, хотя и оставляют без внимания коммуникативные взаимосвязи социального характера. Наука сегодня рассматривается не только как деятельность, направленная на поиск, продуцирование, сохранение и передачу научной информации, но и как сложная социальная система, с внутренними и внешними взаимосвязями. Таким образом, познавательная деятельность, реализующаяся в процессе осуществления информационной коммуникации, подразумевает также осуществление социальных функций. Для выполнения основной цели научной деятельности, создания условий для реализации плодотворной информационной коммуникации ученые вступают в общение друг с другом, в процессе которого происходит не только движение информации, но и устанавливаются определённые социальные отношения, осуществляется формирование и стратификация научного сообщества. Вследствие чего обусловливается тесная взаимосвязь аксиологического, психологического, экономического, организационного и информационного типов коммуникации в современной институализированной науке. На это обращают внимание и ряд авторов, подчёркивая, что информационные коммуникации «представляют собой сложную целостную систему, различные компоненты которой (формальные, неформальные, устные, письменные, межличностные, массовые и т.д.) столь тесно связаны между собой, что любая попытка исследования (моделирования и технической реализации) одного их них или даже нескольких без учёта остальных заведомо неадекватна». Из приведённого положения ясно лишь то, что информационная коммуникация в науке - это «сложная целостная система», включающая различные компоненты, которые могут рассматриваться как определённые виды информационной коммуникации в науке. Вместе с тем, сущностных характеристик информационной коммуникации в науке такая трактовка, к сожалению, не раскрывает. Основываясь на результатах проведенного анализа соотношения понятий «информация» и «коммуникация», можно сделать следующие выводы: 1) коммуникация - особый вид отношений, в ходе которого осуществляются передача и обмен информацией; субъекты коммуникации связаны (прямо или опосредованно) между собой взаимными ожиданиями и установками, общим интересом к предмету общения. 2) информация - совокупность знаний, фактов, данных и зависимостей между ними, выступающая в виде снимаемой или устраняемой неопределенности, меры организации системы. 3) научная информация есть совокупность получаемых в процессе научного познания логически организованных знаний, фактов, данных и зависимостей между ними, отображающих явления природы, общества, мышления и проч. Исходя из этого, информационную коммуникацию в науке можно определить как вид коммуникации, в ходе которого осуществляются передача и обмен полученными (или получаемыми) в процессе научного познания логически организованными знаниями, фактами, данными и зависимостями между ними с целью изменения объёма тезауруса субъекта коммуникации. То есть, в процессе информационной коммуникации в науке происходит сбор, обработка, конструирование и «складирование» научной информации, охватывающей всё многообразие современного научного знания, способов его получения и использования. Многообразие современного научного знания и способов его получения и использования обусловливает системную сложность информационной коммуникации в науке.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |