Лекция 4.Понятие и сущность информационной коммуникации в науке     

  Вопросы:

1.          Исследование характеристик и содержания понятия «информация».

2.          Информационная ком­муникация в науке - сложная целостная система.

 

1.Исследование характеристик и содержания понятия «информация»

          Для раскрытия сущности информационной коммуникации в науке не­обходимо обратиться к анализу понятия «информация». Это обусловлено тем, что, во-первых, понятие «информация» является более общим относи­тельно понятия «информационная коммуникация в науке» и, следователь­но, выполняет по отношению к последнему методологическую роль. Во-вторых, исследование характеристик и содержания понятия «информация» позволяет нам выявить особенность именно информационной коммуника­ции в науке, что обусловлено предметом нашего исследования.

Попытки осмысления понятия «информация» начинаются в 20-х го­дах XX века в рамках гуманитарных наук, исследовавших массовые и ин­дивидуальные коммуникации, прежде всего в теории журналистики. Как правило, под информацией понималось «описание фактов» или «новости». Исследовались источники информации, создавалась их классификация, вы­делялись её свойства; рассматривалось взаимодействие информации и её потребителя, условия восприятия и обмена информацией.

Особый интерес представляют дискуссии по вопросу информацион­ной ценности, которое связывается с понятием цели. Эта идея получила своё распространение в современных теориях ценности информации.

Тем не менее, понятие «информация» вплоть до настоящего времени трактуется неоднозначно: ещё в 70-е года XX века разнообразие трактовок объяснялось тем, что «развитие проблемы информации идёт весьма интен­сивно как вглубь, так и вширь, и это основной источник многообразия и неопределенности, расплывчатости и омонимии» в понимании данного термина.

Как научная категория «информация» была осознана лишь в 1948 г., когда независимо друг от друга К.Э. Шеннон, Р.А. Фишер и Н. Винер пред­ложили статистическое определение количества информации, после чего началось бурное развитие теории информации.

К.Э. Шеннон, создавая теорию информации, использовал статистико-вероятностные представления и понимал под информацией снимаемую или уменьшаемую неопределенность. С этой точки зрения информация ха­рактеризует не только человеческое общение, но относится и к коммуника­тивным явлениям в технике, биологических процессах и др.

Н. Винер понимал под информацией обозначение содержания, полу­ченного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания наших чувств. То есть, по его мнению, информация понимается как содержание гносеологического отражения мира человеком.

Важное место среди нестатистических концепций информации имели работы А.Н. Колмогорова и его школы. Их вариант комбинаторного под­хода, когда имеет место выделение количества элементов и их отношения в конечной совокупности к определению количества информации - эпсилон-энтропия - является одним из наиболее развитых в математическом отношении.

Развитие кибернетики, объектом исследования которой являются процессы связи и управления в биологических и социальных объектах, спо­собствовало интеграции знаний об информации, синтезу естественнонауч­ного, гуманитарного и технического знания. Это привело к необходимости осмысления понятия «информация» на философском уровне.

Среди идеалистических направлений в философии можно выделить представителей неотомизма, склоняющихся к «трансцендентному характе­ру» информации, а также экзистенциалистов, которые трактуют понятие информации как категорию коммуникации, подчёркивая её субъективный характер.

Позитивисты (например, Р. Карнап и И. Бар-Хиллел) исследовали се­мантические свойства информации в сообщениях, передаваемых человече­ской речью.

Представители неопозитивизма рассматривают информацию чаще всего как «содержание знаковых сообщений, которые в свою очередь вы­ступают как определённые характеристики или состояние сознания, или как результат конвенции, соглашения».

В отечественной философской мысли информация нередко осмысля­лась через её соотнесение с категорией отражения, чему посвящено немало работ А.Д. Урсула.  Кроме того, он проводит тщательный анализ соотне­сения информации и мышления, информации и развития и др. В труде «Информация. Методологические аспекты» он проводит широкий обзор литературы в данной сфере, останавливается также на информационном подходе к изучению науки, который позднее раскрывается в сборнике философских очерков «Проблема информации в современной науке».

Информационный подход к изучению науки позволяет сфокусировать внимание исследователя на науке как системе создания, распространения, использования и хранения научной информации.

В связи с этим возникает проблема разграничения понятий «знание» и «информация».

Е.Г. Ясин определяет информацию как «новые знания, принятые, по­нятые и оцененные как полезные для решения тех или иных задач». В.Г. Афанасьева считает, что «информация - это знание, но не все знание, которыми располагает человечество, а лишь та часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления, то есть в целях сохранения качественной специфики, совершенствования и развития сис­тем».  А.В. Соколова понимает под информацией «знания в коммуника­тивной форме (способ передачи, транспортировки знания, движущееся зна­ния) вовлеченное в орбиту общественной жизни».

Очевидно, что, рассматривая соотношение понятий «знание» и «ин­формация», каждый из авторов фокусируется на предмете своих интересов (управление, коммуникация, экономические аспекты и проч.), исходя из ко­торого, и выстраивается данное соотношение. Тем не менее, все указанные авторы единодушны в том, что информация является более узким понятием по отношению к знанию.

В терминологическом словаре по информатике информация трактует­ся как «совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними». Информация, как правило, включает в себя «знания, сообщения, мифы... Источниками информации выступают в свою очередь системы об­разования (знания, мифы), религии (мифы, вера), пропаганды, рекламы, культуры, прежде всего массовой (мифы, сообщения)». Но информация также «есть смысл данных, факты или понятия, представленные данными. Часто этот термин используется в более узком смысле как синоним данных и в более широком, включающим понятия, которые можно вывести из данных.

Нередко знание рассматривается как та часть информации, которая существует только в обществе: «знание - это только та часть информации, которая циркулирует в социальной среде и имеет какой-либо смысл только в её пределах». В данном случае, информация выступает более широким понятием по отношению к знанию.

На наш взгляд, истоки противоречия отмеченных точек зрения за­ключаются в различии подходов к пониманию самого феномена информа­ции: существует ли она только в социуме или присуща другим объектам живой и даже неживой природы?

Например, академик В.М. Глушков считает, что «Информация в са­мом общем её понимании представляет собой меру неоднородности рас­пределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы.... Ин­формацию несут в себе не только испещрённые буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум во­допада, шелест листвы и т.д.».

Немало философов связывают информацию «лишь с высшими вида­ми отражения, с высокоактивными его формами, характеризующими про­цессы управления». Такова позиция Б.С. Украинцева, Д.И. Дубровского, М. Янкова (НРБ), Н.И. Жукова, Г.Г. Вдовиченко и ряда других исследова­телей.

Если систематизировать подходы к изучению сущности информации то, как правило, исследователи философских проблем информатики и ин­формационной реальности выделяют три группы концепций, раскрываю­щих место и роль информации в общей системе природы и картине мира: атрибутивные, функционально-кибернетические и социоориентированные («антропоцентрические»).

Атрибутивные концепции рассматривают информацию как всеобщее существенное свойство материи. Согласно функционально-кибернетическим концепциям информация рассматривается как «функцио­нальное свойство, особая форма функциональной связи, отношения, при­сущие кибернетическим самоуправляемым системам: биологическим, социальным и искусственным (техническим)». Социоориентированные («ан­тропоцентрические») концепции делают акцент на специфике коммуника­тивных, отражательных и управленческих процессов в обществе, рассмат­ривают информацию как знание и фактор коммуникации, управления и со­циальной памяти.

Один из самых авторитетных зарубежных исследователей Мануэль Кастельс в своей фундаментальной трехтомной монографии также обра­щается к определению понятий «информация» и «знания». Он отмечает, что у него «нет убедительных причин для улучшения определения знания, ко­торое было дано Дэниэлом Беллом». Под знанием Д. Белл понимает «со­вокупность организованных высказываний о фактах или идеях, представ­ляющих обоснованное суждение или экспериментальный результат, кото­рая передаётся другим посредством некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной форме. Таким образом, я отличаю знание от новостей и развлечений».

Ссылаясь на определение информации, данное Ф. Махлупом, по мне­нию которого информация сводится к передаче знаний, М. Кастельс от­мечает, что оно чрезмерно широко, и присоединяется к операциональному определению информации М. Пора. М. Пора понимает под информацией данные, которые были организованы и переданы.

Таким образом, сегодня имеется немало научных трудов, уделяющих внимание соотношению понятий «знание» и «информация». Важным для данного иссле­дования является подчеркнутая коммуникативная природа знаний и инфор­мации, о чём пишут в своих трудах многие авторы (например, Д. Белл, М. Пора, А.В. Соколов и др.).

Приведённые соотношения понятий «знание» и «информация» каса­ются знания и информации вообще. Но при рассмотрении науки как объек­та исследования нас интересуют, прежде всего, научное знание и научная информация. При этом мы будем исходить из положения, принятого А.Д. Урсулом: «Мы отвергаем отождествление понятий научного знания и научной информации и будем исходить из того, что научная информация является стороной или частью научного знания», тогда как «знание - это в определённом аспекте часть информации вообще».

 

 

 

 

 

 

2. Информационная ком­муникация в науке - сложная целостная система

Одной из наиболее распространённых трактовок понятия «научная информация» является следующая: «Научная информация - это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отобража­ет закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике». В данную формулировку, подчёркивает А.Д. Урсул, необходимо включать «не только отражение закономерностей, но и явлений (а значит, и фактов), а также не считать научной информацией лишь ту, которая используется в практике или только отражающую объек­тивную действительность и т.д.». Интересной для нашего исследования является также определение «научно-технической информации». Она представляет собой «разнообраз­ные данные, характеризующие состояние тех или иных наук, технических достижений: сведения о документах и фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической, производственной и общественной деятельности».

Под научным знанием принято понимать знание, которое «характери­зуется осмыслением фактов в системе понятий данной науки, которые включаются в состав теории, образующей высший уровень научного зна­ния. Научное знание, являясь обобщением достоверных фактов, за случай­ным находит необходимое и закономерное, за единичным и частным - общее.

Раскрывая соотношение научной информации и научного знания, А.Д. Урсул отмечает, что «Научная информация, на наш взгляд, представ­ляет собой именно такое научное знание, которое включено как в научно-коммуникативные, так и в другие процессы передачи информации. Это оз­начает, что научное знание превращается в информацию, лишь функциони­руя в системах социальной коммуникации; вне этой системы оно не являет­ся научной информацией, хотя может выступать в качестве иного вида информации». В своей диссертационной работе на соискание степени док­тора философских наук А.Д. Урсул отмечает, что научная информация является «наиболее общей и существенной характеристикой развития науки».

В качестве аргументов он отмечает, что практически любой учёный участвует в той или иной системе коммуникации, которая существует в науке. В результате, происходит включение научного знания в систему движения научной информации - информационную коммуникацию в науке.

Поскольку основной целью науки является получение нового научно­го знания, то информационные коммуникации можно считать одним из не­обходимых условий его существования. Но в силу того, что знание является понятием, которое трудно чётко определить, как объект исследования, по­этому представляется целесообразным рассматривать информационную коммуникацию как процесс движения информации в науке, научной дея­тельности.

Согласно функционально-кибернетическим и социоориентированным концепциям информационно-коммуникативные процессы в науке, выража­ют специфические взаимосвязи компонентов научной реальности. Г.М. Добров отмечает, что «Используя идеи кибернетики, науку можно охарактеризовать как относительно обособленную информационную сис­тему». О степени относительности такой информационной системы, из­меняется ли она с течением времени можно дискутировать, но сама идея, излагаемая здесь с точки зрения кибернетики, имеет значение для анализа предмета нашей диссертационной работы.

Вместе с тем, если рассматривать науку лишь как информационную систему, то, значит, игнорировать другие компоненты современной науч­ной реальности. Так, например, А.А. Зиновьев отмечает, что при таком под­ходе «все социальные, психологические и прочие связи, внутри которых происходит получение, сохранение и использование знаний, оставляются без внимания. Знания рассматриваются исключительно как информация о той или иной предметной области, как отображение последней».

Французский кибернетик Луи Куффиньяль, придерживается некото­рых идей синергетики и рассматривает науку как некоторое предприятие, которое состоит из самоорганизующихся единиц. Сущность этого «пред­приятия» заключается в том, что оно является «сообществом людей, основ­ным вкладом которых в предприятие является поставляемая ими информация».

Вышеуказанные точки зрения на науку, а также на соотношение на­учной информации и научного знания объясняются, скорее всего, популяр­ностью кибернетических идей в 60-е - 70-е года XX столетия. Тем не менее, они имеют немаловажное значение для определения того, что мы понимаем под информационной коммуникацией, при анализе места и роли информа­ции и информационной коммуникации в научной реальности на современ­ном этапе её развития.

На наш взгляд, кибернетический подход и вышеуказанные точки зре­ния позволяют сфокусироваться на рассмотрении информационной комму­никации в науке, хотя и оставляют без внимания коммуникативные взаимо­связи социального характера.

Наука сегодня рассматривается не только как деятельность, направ­ленная на поиск, продуцирование, сохранение и передачу научной инфор­мации, но и как сложная социальная система, с внутренними и внешними взаимосвязями.

Таким образом, познавательная деятельность, реализующаяся в про­цессе осуществления информационной коммуникации, подразумевает так­же осуществление социальных функций. Для выполнения основной цели научной деятельности, создания условий для реализации плодотворной информационной коммуникации ученые вступают в общение друг с другом, в процессе которого происходит не только движение информации, но и уста­навливаются определённые социальные отношения, осуществляется фор­мирование и стратификация научного сообщества. Вследствие чего обу­словливается тесная взаимосвязь аксиологического, психологического, эко­номического, организационного и информационного типов коммуникации в современной институализированной науке.

На это обращают внимание и ряд авторов, подчёркивая, что информа­ционные коммуникации «представляют собой сложную целостную систе­му, различные компоненты которой (формальные, неформальные, устные, письменные, межличностные, массовые и т.д.) столь тесно связаны между собой, что любая попытка исследования (моделирования и технической реализации) одного их них или даже нескольких без учёта остальных заведомо неадекватна».

Из приведённого положения ясно лишь то, что информационная ком­муникация в науке - это «сложная целостная система», включающая раз­личные компоненты, которые могут рассматриваться как определённые ви­ды информационной коммуникации в науке. Вместе с тем, сущностных ха­рактеристик информационной коммуникации в науке такая трактовка, к сожалению, не раскрывает.

Основываясь на результатах проведенного анализа соотношения по­нятий «информация» и «коммуникация», можно сделать следующие выво­ды:

1) коммуникация - особый вид отношений, в ходе которого осущест­вляются передача и обмен информацией; субъекты коммуникации связаны (прямо или опосредованно) между собой взаимными ожиданиями и уста­новками, общим интересом к предмету общения.

2)   информация - совокупность знаний, фактов, данных и зависимо­стей между ними, выступающая в виде снимаемой или устраняемой неоп­ределенности, меры организации системы.

3)   научная информация есть совокупность получаемых в процессе на­учного познания логически организованных знаний, фактов, данных и зави­симостей между ними, отображающих явления природы, общества, мыш­ления и проч.

Исходя из этого, информационную коммуникацию в науке можно оп­ределить как вид коммуникации, в ходе которого осуществляются передача и обмен полученными (или получаемыми) в процессе научного познания ло­гически организованными знаниями, фактами, данными и зависимостями между ними с целью изменения объёма тезауруса субъекта коммуникации.

То есть, в процессе информационной коммуникации в науке происхо­дит сбор, обработка, конструирование и «складирование» научной инфор­мации, охватывающей всё многообразие современного научного знания, способов его получения и использования.

Многообразие современного научного знания и способов его получе­ния и использования обусловливает системную сложность информацион­ной коммуникации в науке.

 


 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»