| ||||||||||
|
| |||||||||
Лекция 3. Методологическое значение концепций коммуникации для анализа информационной коммуникации в науке
Вопросы: 1. Философский анализ информационной коммуникации в современной науке. 2. Различные подходы в определении сущности коммуникации. 3.Исследование понятия «коммуникация в науке». 4. Различные виды и аспекты коммуникации.
1. Философский анализ информационной коммуникации в современной науке. Предметная область коммуникации в науке и обществе в целом до XX века была мало изученной, «хотя наличие коммуникации, то есть интенсивного общения учёных относительно их работы и её результатов, всегда признавалось существенной характеристикой научной деятельности».89 Становление коммуникации в науке как объекта специального анализа было связано с необходимостью разработки крупномасштабных систем научно-технической информации, с широким применением средств вычислительной техники в научном познании. Если в США и Европе первые попытки проведения подобных исследований были предприняты в начале 50-х -конце 60-х годов, то в СССР данная проблема стала обсуждаться лишь с начала 70-х годов, что свидетельствует об определённом отставании нашей страны в области научно-технического прогресса и использовании его достижений в области хранения, обработки и передачи информации. В целом, наибольшее развитие исследования механизмов и моделей коммуникативного взаимодействия получают в XX веке. Сам термин «коммуникация» появляется также в начале прошлого века. Понимаемая как «передача или обмен информацией»90 и особый вид социальных отношений, она выделяется в самостоятельный объект общественных наук в 20-х годах XX века.91 Это непосредственно связано с развитием технических средств передачи информации, особенно радио. Использование технических средств в сочетании с усложнением условий организа- ции передачи информации приводят к уменьшению непосредственного взаимодействия общающихся сторон и к необходимости специального изучения закономерностей опосредования информации в социальных системах. Таким образом, усиление внимания учёных к исследованию философских проблем коммуникации и информации в обществе в целом и в науке, в частности, обусловлено - формированием «большой науки», которая становится «основой конкурентоспособного производства, образования,92 технологических инноваций, изобретательства, технологии власти и управления всех уровней, а также коммуникационных и иных социально значимых систем»;93 - происходящими информационными революциями;94 - тем обстоятельством, что в результате происходящих информационных и технологических революционных преобразований новые информационные технологии (НИТ) и потоки социально значимой информации становятся ключевыми факторами глобального социокультурного развития цивилизации. Иными словами, «С появлением науки как особой профессиональной рафинированной системы теоретических и эмпирических знаний и особенно в эпоху высокой интеграции науки и технологии доминантность научных знаний самого широкого спектра - от естествознания и математики до социологии и психологии - становится бесспорной, очевидной и перемещается в центр всех серьёзных социально-философских исследований, ориентированных на постижение закономерностей возникновения нового культурно-цивилизационного комплекса, называемого постиндустриальным информационным обществом, или обществом, основанном на знаниях».95 В этой связи философский анализ информационной коммуникации в современной науке приобретает особую актуальность. Исходной онтологической проблемой анализа информационной коммуникации в науке является уяснение понятия «коммуникация». Если обратиться к поиску единой дефиниции «коммуникация», то мы увидим, что наши усилия здесь тщетны. Сегодня существует огромное количество таких дефиниций. Остановимся на некоторых из них. Чарльз Кули, американский социолог, считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени»96. Такая дефиниция коммуникации кажется общей, размытой и будет конкретизироваться в дальнейших исследованиях проблем коммуникации в зависимости от расставляемых акцентов. Например, Джон Б. Уотсон, основатель бихевиоризма, при рассмотрении процесса коммуникации редуцировал язык как систему до речевых сигналов, используемых для влияния на человека по схеме «стимул - реакция». Джордж Герберт Мид, представляя символический интеракционизм, утверждал, что в процессе человеческого общения происходит формирование и упорядочение социальной структуры; процесс развития коммуникативных форм представляет собой социальное развитие98. Американские инженеры и математики К. Шеннон и У. Уивер в конце 40-х годов XX века предложили модель коммуникации, которая, перекочевав из математики и кибернетики, сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией. В рамках этой модели коммуникация представляет собой линейный процесс взаимодействия источника, передатчика, принимаемых и посылаемых сигналов, приемника и оценки. Данная модель применяется как самая общая для технических и социальных систем, но элементы коммуникационного процесса несут в себе не социальное, а техническое содержание. Гуманитарную трактовку математической модели коммуникации дал американский социолог Г.Д. Лассуэл100. Его линейная модель коммуникации значительное время оставалась наиболее известной и влиятельной. Данная модель строилась на основе следующих вопросов: «КТО - ЧТО сообщает - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?». Составные элементы этой схемы впоследствии становятся основой деления предметных областей исследования коммуникации, таких как коммуникатор, содержание и средства коммуникации, аудитория и эффекты коммуникативного воздействия. Но Гарольд Лассуэл рассматривает реципиента лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию, что ведёт к игнорированию системы обратной связи между взаимодействующими субъектами коммуникации. Позднее Т. Ньюкомбом была предложена модель, в которой субъекты коммуникации являются равноправными и связаны между собой взаимными ожиданиями и установками, общим интересом к предмету общения, а сама коммуникация рассматривается им как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений. Соответственно, эффекты коммуникации заключаются в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет общения, что ведёт к расширению или сужению возможностей их взаимопонимания и сотрудничества. Данные модели коммуникации и сегодня активно используются практикующими специалистами в области коммуникации для реализации коммерческих коммуникативных проектов (например, рекламные кампании, ПР-кампании, разработка систем информирования различных групп общественности, организация «обратной связи» и др.). Особый интерес при изучении природы коммуникации и механизмов её реализации представляет работа американских исследователей Кеннета К. Серено и Эдварда М. Бодакена «Транс-Пер. Понимая человеческое поведение».102 На наш взгляд, позиция авторов здесь максимально соответствует традициям постнеонеклассической науки, когда объект исследования рассматривается в его системной взаимосвязи с различными компонентами окружающей реальности. В труде К.К. Серено и Э.М. Бодакена проводится тщательный анализ процесса человеческой коммуникации с точки зрения транзакционно-перцептивной теории, в которой особое внимание уделяется исследованию внутренней и внешней систем коммуникаторов. Внутренняя система заключает в себе все сигналы или стимулы, которые порождаются самими коммуникаторами. Внешняя система состоит из всех вербальных и невербальных стимулов, и из публичных сигналов, потенциально доступных в процессе коммуникативного акта. Таким образом, в результате смешения огромного количества разнообразных внутренних и внешних стимулов, происходит постижение смыслов, что является одним из результатов восприятия в процессе коммуникации. Восприятие, систематизация, организация и интерпретация являются необходимым условием определения смыслов. Процесс коммуникации рассматривается на различных уровнях общения: внутриличностном, межличностном, групповом и организационном. К сожалению, трудно определить глубину и тщательность научной проработки предложенной транзакционно-перцептивной модели. Она интересна, прежде всего, оригинальностью применения системного подхода к анализу процесса коммуникации. Однако данная модель пока не получила распространения среди российских учёных, что связано, прежде всего, с необходимостью дополнительного обоснования и фундаментальной проработки с учётом сложившихся традиций и менталитета учёных.
2.Различные подходы в определении сущности коммуникации. Если же обратиться к обобщению точек зрения относительно дефиниции коммуникации в нашей стране, то, например, А.Л. Свенцицкий отмечает, что «многочисленные определения коммуникаций и в СССР, и за рубежом подчеркивают прежде всего направленный характер передачи сообщения, основанного на определённой системе знаков, и восприятие данного сообщения как необходимые характеристики акта коммуникации»103. То есть, в качестве основы процесса коммуникации отмечается её линейный характер. Коммуникация нередко понимается и просто как «передача или обмен информацией»104, часто в это понятие включается и обмен деятельностью105, умениями и навыками106, то есть взаимодействие социальных слоев и групп. Такое взаимодействие может осуществляться посредством продуктов духовной и эмоциональной деятельности, орудий труда, предметов материальной культуры. В настоящее время в России, в связи с популярностью подготовки специалистов по прикладным коммуникационным дисциплинам (журналистика, связи с общественностью, маркетинг и многие другие), издано немало литературы по теории коммуникации. Как правило, в ней проводится анализ уже существующих дефиниций коммуникации, предлагается та или иная их систематизация. Так, например, выделяются следующие основные значения понятия «коммуникация»: - универсальное, при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; - техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое; - биологическое, широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.; - социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. Если обратиться к пониманию слова «коммуникация» в английском языке, то можно выделить два подхода к его толкованию: коммуникация как передача и коммуникация как разделение чего-либо (для совместного использования).110 Более наглядно такое деление понятий «коммуникация» можно представить в виде таблицы:
Подобное разделение в трактовке понятия «коммуникация» наблюдается и в научных исследованиях, к которым мы обращались выше. К первой группе относятся, прежде всего, последователи математической парадигмы коммуникации, то есть последователи Шеннона и Уивера, а также большинство последователей семиотических исследований (русская лингвистическая традиция (Р. Якобсон) и т.п.). Их исследования ведутся с позиций «передаточной» модели в исследовании проблем коммуникации, под которой, как правило, понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приёма информации получателем сообщения. Человек рассматривается как некий механизм, действия которого могут быть описаны некими конечными правилами, а внешний контекст рассматривается в качестве информационного шума, помех. Представители второй группы исследователей полагают, что передачи чего-либо в процессе коммуникации не наблюдается: «Даже простая коммуникация не есть передача существовавшей до акта коммуникации истины, усваиваемой затем адресатом. Если мы с кем-то общаемся, и в интеллектуальном, и в духовном, и в эмоциональном смысле, то тебя понимают, если уже понимают».112 К этой группе можно отнести представителей структурного литературоведения (А.А. Потебня), нейробиологов X. Матурана и Ф. Варела,113 чьи идеи были применены Т. Вайнеградом и Ф. Флоресом для разработки информационных систем114 В рамках этой теории коммуникация рассматривается как скоординированное действие пользователей в разделенном между ними пространстве (shared space). То есть, представители второй группы придерживаются деятельностной парадигмы при анализе процесса коммуникации. Коммуникация в данном случае понимается как совместная деятельность коммуникантов, в ходе которой вырабатывается общий (до некоторого предела) взгляд на те или иные элементы реальности и действия с ними. Данная парадигма более гуманистична, коммуникация характеризуется процессуальностью, континуальностью и контекстуальностью. Ключевым в отмеченном разделении понятия «коммуникация» является слово «обмен», которое используется в качестве метафоры, так как «если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т.п., то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник - своих, мы взаимно .обогащаемся идеями другого, собеседника. Более правильно (по внутренней форме термина) говорить о том, что мы хотим поделиться мыслями, разделить с кем-то свои чувства и т.п. (ср. англ. exchange и share)».115 Сторонники каждого из подходов, в действительности, упрощают коммуникацию до конкретных моделей, каждая из которых может быть применена в определенных областях. Например, «передаточная» модель математической парадигмы успешнее и нагляднее работает в случаях, когда можно выделить конкретного отправителя сообщения, передатчик и адресата, то есть в четко структурированных иерархических организациях, к каковым относятся, например, классические вузы, научно-исследовательские институты. Но сложнее применить «передаточную» модель коммуникации для анализа коммуникационных процессов, которые происходят, например, на научных конференциях вне чтения докладов. «Разделительная» модель деятельностной парадигмы может быть применима, например, при анализе использования людьми информационных ресурсов сети Интернет, то есть она «позволяет подвести теоретическую базу под такие случаи, где интуитивно появлялось ощущение общения, но ничего не передавалось». 16 Следует обратить внимание на тот факт, что трактовка коммуникации как разделения отмечена в Оксфордском словаре как устаревшая или архаическая. Обусловлено это, по мнению ряда учёных, распространением печатной продукции и грамотности среди населения,117 так как использование «передаточной» модели более плодотворно при анализе линейного процесса коммуникации, например, при распространении печатной продукции. Вместе с тем, развитие электронных носителей информации стимулировало «хаотическое» движение информации, что усложняет выявление адресантов и адресатов. Следствием этого явился тот факт, что компьютерные и электронные среды общения выдвигают вновь на первый план использование «разделительной» модели коммуникации, что может рассматриваться в качестве одного из признаков происходящих в обществе культурных изменений, информационной революции, которую несут с собой информационные технологии118. Важно также отметить, что коммуникация всегда являлась необходимой предпосылкой функционирования и развития различных социальных образований, в том числе и науки, так как в процессе коммуникации осуществляются взаимосвязи, делающие возможным накопление и передачу научных знаний и опыта, управление, организацию совместной деятельности, сохранение и передачу элементов культуры. Степень значимости коммуникации в осуществлении данных процессов увеличивается по мере развития истории, что является достаточно очевидной её закономерностью. Проведённый анализ позволяет дать следующее определение коммуникации: коммуникация - особый вид отношений, в ходе которого осуществляются передача и обмен информацией между субъектами, которые связаны (прямо или опосредованно) между собой взаимными ожиданиями и установками, общим интересом к предмету общения. Такое понимание коммуникации даёт возможность перейти непосредственно к исследованию понятия «коммуникация в науке».
3. Исследование понятия «коммуникация в науке». Следует отметить, что наблюдается явный недостаток литературы, посвященной исследованиям коммуникации в области науки. В хрестоматийном сборнике статей, посвященном анализу коммуникации в науке, предложена дефиниция коммуникации в науке, согласно которой её следует «понимать как процесс связи, общения учёных и других агентов научной деятельности»119. Данное определение представляет собой замену термина с латинским корнем его русскоязычными эквивалентами и не выявляет специфики коммуникационного аспекта научной деятельности. Вышеупомянутый хрестоматийный сборник является одним из ключевых трудов в сфере анализа коммуникации в науке. В СССР всплеск научных исследований в данной сфере наблюдался в 70-х годах XX столетия. Подобные философские исследования этого периода велись с позиций информационного подхода, при котором активно использовался термин "научная коммуникация", близкий к современному пониманию профессиональной коммуникации. Основоположниками такого подхода стали А.И. Михайлов, А.И. Черный и Р.С. Гиляревский, которые рассматривали информатику как «совокупность процессов представления, передачи и получения научной информации».121 То есть, современная им информатика была локализована одним предметом изучения - научной информацией, ее структурой и общими свойствами; закономерностями всех формальных и неформальных процессов научной коммуникации (внутренних и внешних).122 При этом другие виды социальной коммуникации (например, массовой, экономической, политической, организационной и т.д.) в расчет не принимались. Автоматизация коммуникативных процессов в науке рассматривалась в качестве главного средства их совершенствования, в связи с чем информатика того времени формировалась как социально-техническая дисциплина123. Так как информатика 70-х годов была ограничена областью научной коммуникации, это вызвало формирование "специальных (отраслевых) информатик" (среди них статистическая информатика, патентная информатика, музейная информатика, социологическая информатика, педагогическая информатика и т.п.). А.Д. Урсул предложил концепцию социальной информатики, предметом которой стали взаимодействие общества и информационно-компьютерной техники, закономерности и тенденции этого взаимодействия. В это же время происходит угасание научного интереса к исследованиям сферы коммуникации в науке. Сегодня возрождение интереса российских учёных к исследованию проблем коммуникации в науке обусловлено, на наш взгляд, прежде всего, проблемой внедрения в неё новых информационных технологий, так называемой проблемой информатизации и компьютеризации российской науки и образования. Кроме того, использование сети Интернет как средства коммуникации изменило сам дискурс современной науки, оказав влияние на изменение существующих форм коммуникации (в том числе в образовательном процессе), хранения и опосредованные информации в науке. Изучение коммуникации в науке уже не может вестись только с точки зрения автоматизации коммуникативных процессов, как это было ранее, -сегодня актуализируются проблемы, связанные с гуманизацией общества, оптимизацией моделей управления институтом науки и другие. Исследование взаимосвязей в структуре науки, а также науки с обществом в целом, возможно на основе принципов экстернализма и интернализма, применение которых позволяет выявить внутренние и внешние факторы их существования и развития. На наш взгляд, такие системные взаимосвязи обусловлены существованием различных коммуникативных процессов в науке. Коммуникация в науке пронизывает всю её структуру. Можно говорить о коммуникации в научном знании; формах, методах и средствах научного познания; языке науки; научной деятельности; системе научной академии; научном сообществе; социальных движениях; научной культуре; а также о коммуникации между структурными компонентами науки, что придаёт ей определённое единство, целостность. В результате коммуникативного взаимодействия происходит выстраивание и сохранение организационной структуры научного сообщества: системы осуществления научной деятельности, функционирования научной академии как системы, поддержания и развития социальных традиций, характеризующих этнос науки, то есть научной культуры. Коммуникация является связующим элементом между наукой и обществом в целом, так как, в результате осуществления коммуникативных процессов научные достижения становятся достоянием различных социальных систем. Таким образом, при изучении современной науки исследование различных аспектов коммуникации в науке приобретает особую важность. На наш взгляд, коммуникация в науке имеет свою собственную структуру, формы, уровни и виды, различные аспекты и проч. то есть правомерно ставить вопрос о классификации коммуникации в науке.
4. Различные виды и аспекты коммуникации. Нередко исследователи, изучающие проблемы коммуникации, не делают различия между видами и аспектами коммуникации, говоря, например, о вербальных и невербальных аспектах коммуникации. О видах коммуникации пишет немало исследователей данного феномена. Так, например, В.Б. Кашкин выделяет интраперсональную, межличностную, групповую, массовую, межкультурную, организационную коммуникации. Такого же взгляда на виды коммуникации придерживаются американские авторы Кеннет К. Серено и Эдвард М. Бодакен.128 И.П. Яковлев говорит о вербальной и невербальной коммуникации; внутриличностнои и межличностной; коммуникации в группах, организациях; публичной и массовой коммуникации.129 Г.Г. Почепцов рассматривает визуальную, вербальную, перформасную, мифологическую и художественную коммуникацию. Ф.И. Шарков систематизирует виды коммуникации по наиболее значимым основаниям классификации: - по масштабности процесса коммуникации (массовая; среднего уровня и локальная; внутригрупповая и межгрупповая; внешняя, межличностная и внутриличностная); - по способу установления и поддержания контакта (непосредственная и опосредованная); - по инициативности коммуникаторов (активные и пассивные); - по степени организованности (случайные и неслучайные); - в зависимости от направления потока информации (горизонтальные и вертикальные); - в зависимости от используемых знаковых систем (вербальная и невербальная). В научной литературе имеет место довольно оригинальное деление коммуникации на виды в зависимости от направленности интеракции по отношению к адресату. Подобное разделение рассматривается как специ-фичное для науки: различают аксиальные и ретиальные коммуникации в науке.131 Аксиальный (от лат. axis - ось) коммуникационный процесс предполагает передачу сообщения определённому, как правило, единичному, адресату. Ретиальная (от лат. rete - сеть) информационная коммуникация происходит посредством передачи информации того или иного характера некоторому множеству вероятных приемников сообщения. В процессе коммуникативной интеракции любого вида происходит как обмен определёнными данными, фактами так и эмоциями, оценками, а также происходит установление контакта или распределение социальных ролей. Поэтому, на наш взгляд, в зависимости от устанавливаемых в процессе коммуникации взаимоотношений, можно выделить несколько типов коммуникационного взаимодействия в науке, что позволяет более чётко охарактеризовать информационный тип коммуникации в науке. К таким типам коммуникационного взаимодействия в науке следует отнести аксиологическую коммуникацию, психологическую коммуникацию, экономическую коммуникацию, организационную коммуникацию, информационную коммуникацию. Аксиологическая коммуникация выражает ценностные ориентации науки. С точки зрения интерналистского подхода в процессе реализации аксиологической коммуникации в науке (микроконтекст науки) происходит прививание ценностей научной деятельности. На экстерналистском уровне анализа науки (макроконтекст науки) происходит приобщение к ценностям государства и общества в целом. Ценностные ориентации на макроконтексте науки оказывают непосредственное влияние на её микроконтекст. науки формируется руководящими структурами государства или на более низком уровне власти (например, на уровне региональных властных структур). Финансируемая правительством, «официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить существующей власти и идеологии своё привилегированное положение».132 Наука тесно связана и с другими институтами общества, «потребляющими» научное знание: здравоохранением, государственно-оборонными, модернизационными программами и др. Требования различных социальных институтов по отношению к научному знанию «влияют на онтологии, схемы организации экспериментов и когнитивно-институциональную организацию научного мышления и коммуникации не напрямую, а опосредованно - через социально-институциональную организацию сферы наук».133 К вопросу о связи науки и идеологии, истины в познавательной деятельности с ценностными ориентациями других институтов общества обращается в своей работе З.А. Сокулер,134 отмечая, что «сложившаяся система социальной организации научной деятельности, неминуемо должна была иметь и определенные методологические последствия».135 Идеология усваивается в процессе социализации личности учёного и существует уже на бессознательном уровне, поэтому ученый и наука не могут существовать вне идеологии, хотя могут стремиться противоборствовать ей. Т. Кун в этом отношении отмечал, что ученые могут решать головоломки, тогда как за всем этим скрывается большая идеология. В истории науки можно найти немало примеров, когда она находилась под давлением церковной или какой-либо другой общественной идеологии. Тем не менее, нацеленная на получение истинного знания, наука старается быть вне общественной идеологии настолько, насколько это возможно. Идеология же в научном творчестве - неизбежное условие работы учёного, который осуществляет свою деятельность в рамках ценностных установок научной парадигмы (или исследовательской программы). Психологическая коммуникация в науке проявляется, когда ученый в процессе осуществления своей деятельности ощущает себя не только в качестве обладателя и носителя накопленного знания, не только как элемент научного сообщества, но как человек со своим эмоциональным состоянием, пристрастиями и проблемами, которыми он и обменивается с коллегами. Психологическая коммуникация осуществляется, прежде всего, путём воздействия на эмоциональную, а не рациональную сферу субъектов коммуникации. В связи с психологической коммуникацией, следует обратить внимание на гендерный аспект (обусловленный влиянием тендера на взаимодействие между людьми), который сегодня нередко присутствует при изучении коммуникации. Для науки он столь же специфичен, как и для других социальных институтов. При этом изучению подлежат женская и мужская стратегия коммуникативного поведения в процессе осуществления научной деятельности.136 Экономическая коммуникация в науке реализуется при обсуждении и решении финансовых вопросов на осуществление научной деятельности, например, в процессе распределения лимитов финансирования научных исследований и финансовой поддержки различных субъектов науки. На микроконтексте науке экономическая коммуникация реализуется при общении по поводу финансовых средств для осуществления научной деятельности между двумя индивидами (руководитель финансирующей организации - руководитель научного коллектива, общение внутри коллектива и др.); между индивидом и коллективом (руководитель коллектива -коллектив, руководитель научного учреждения - руководители научных коллективов внутри учреждения и др.). Этот вид коммуникации проявляется и в макроконтексте науки, когда, отвечая на запросы общества, она являет собой функцию непосредственной производительной силы. Превращение науки в производительную силу стало возможно на рубеже XVIII-XIX веков, когда в результате индустриального переворота возникает машинное производство. С этого времени большинство научных открытий становятся основой для изобретений, а, следовательно, получения прибыли. Таким образом, когда целью научной деятельности является не столько получение истинного знания, сколько разработка коммерчески успешного проекта, тогда мы можем наблюдать экономическую коммуникацию между наукой и производственной сферой, которая ведет к потере универсальности научного знания. Научные разработки прекращаются по достижении определённого результата, полезного для производственной сферы, исследования с целью универсализации полученных результатов нередко сворачиваются. Следует отметить, что подобное смещение акцентов (с поиска истины на прибыльность) часто имеет и иные негативные последствия: например, игнорирование эргономичности или экологичности промышленных проектов. Как правило, прикладное направление современных исследований характерно для естествознания, потому что «Естествознание, похоже, имеет только ему принадлежащую и весьма специфическую структуру, причем именно своеобразие этой структуры даёт ему силу, ускоренный рост, намного превосходящий темп роста других областей знания, а возможно, даже и ту утилитарность, за которую современное естествознание настолько высоко ценится обществом, что наука рассматривается как пружина экономической и политической мощи государства». Организационный тип коммуникации в науке отражает процесс общения, который выстраивает структуру иерархических взаимоотношений в научном сообществе и вне его, при этом утверждается статус науки как одного из институтов общества. Специфика организационной коммуникации изменялась на протяжении существования науки: организационная коммуникация, существовавшая в рамках классической науки университетов и научных коллективов, подобных научным обществам и академиям VXIII-XIX веков, становится значительно более структурированной и усложнённой, когда на смену им приходит «социальный организм» «большой науки». Рассматривая организационную коммуникацию с позиций интернализма и экстернализма, следует выделить внутриорганизационную коммуникацию, в процессе которой происходит определение места и статуса отдельно взятого члена в рамках научной организации, а также структурных подразделений организации между собой, и внешнюю коммуникацию, при которой осуществляется взаимодействие научных учреждений и науки как социального института с другими социальными образованиями, существующими вне её. При этом происходит распределение социальных ролей и структуры взаимодействия учреждений между собой. В результате осуществления организационной коммуникации (как внутриорганизационной, так и внешней) выстраивается система формальных коммуникаций и вообще иерархия, система взаимодействия субъектов науки между собой и иными субъектами социальной структуры. Если рассматривать науку как гносеологическое явление, то есть как систему знаний, то она представляет собой совокупность фактов, гипотез, концепций, теорий и т.п., отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности. Взаимосвязь между различными системами научного знания и общение ученых здесь проявляется, прежде всего, в виде информационной коммуникации, так как смыслом научной деятельности является именно поиск истины, которая стоит превыше социальных связей любого порядка. Истинное научное знание стоит вне политических и идеологических ориентиров (или пытается абстрагироваться от них), главенствующих в обществе, хотя науке почти всегда приходится считаться с общественной идеологией, но это происходит уже в ходе экономических, организационных, аксиологических, психологических коммуникативных процессов, о чём речь шла выше. Для уяснения сущности информационного типа коммуникации, на наш взгляд, можно использовать понятие, применяемое в семантической теории информации - тезаурус. Идея состоит в том, что семантическую информацию, воспринимаемую некой системой, можно оценивать в зависимости от изменения собственной семантической информации, содержащейся в системе, за счёт накопления внешней информации. То есть, система-приемник для восприятия какой-либо информации из внешних источников должна обладать определенным минимальным «запасом знаний», который и обозначается понятием «тезаурус». Система способна воспринимать информацию вплоть до оптимального для этой системы объема, что обеспечивает процесс расширения тезауруса системы. Последующие восприятие информации от определенного источника становится всё менее значимым, избыточным, далее её внутренняя информация (тезаурус) становится максимально насыщенной по отношению к данному источнику, это происходит когда система-приемник обладает уже всей информацией, которую может ей предоставить источник информации. Так, например, в процессе приобщения к научным знаниям вузовский учебник по теории вероятности может являться источником внешней информации. Если субъект информационной коммуникации - школьник младших классов, то он не извлечет из неё никакой информации (его исходный тезаурус для этого недостаточен). Учащийся старших классов уже сможет почерпнуть из учебника некоторую информацию, студент, изучающий теорию вероятности - максимальную информацию. Аспирант, который специализируется на теории вероятности, посчитает тот же учебник насыщенным, а профессор - избыточным. А.С. Пресман представляет все процессы развития в живой природе как последовательность циклов накопления информации низшими системами от высших.139 На каждом этапе своего развития система моделирует в своем тезаурусе доступную ей организацию более высокой по рангу системы, получая возможность моделирования системы следующего более высокого ранга. Таким образом, при изучении информационной коммуникации в науке акцентируется гносеологическая составляющая коммуникативного процесса, то есть обращается внимание на то, какая информация содержится в том или ином сообщении, степень её новизны для субъектов коммуникации. Информационная коммуникация в науке реализует коммуникативную природу научного знания, обуславливает существование системы движения научной информации. Как способ духовной деятельности, наука направлена на «фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности»,140 хранение и передачу научного знания. В данном случае осуществляется научное творчество живых людей, происходит принятие решений, расставляются приоритеты и т.п. В таком случае оказывается, что коммуникация в науке проявляется как в качестве информационного, так и аксиологического, экономического, психологического, организационного типов. В процессе принятия решений, совершения выбора, реализации каких-либо интересов в научной деятельности человек руководствуется как объёмом имеющейся в его тезаурусе научной информации, научных данных, фактов, собственным опытом и проч., так и ценностными ориентациями, целями организации, в которой он работает, советами коллег, научных руководителей и проч. Но следует иметь в виду, что в процессе любой коммуникации происходит передача той или иной информации. Но информация, влияющая на развитие тезауруса субъекта коммуникации, имеет принципиальное отличие - она способствует развитию науки как гносеологическому явлению. Следовательно, при анализе информационного типа коммуникации в центр внимания попадает та информация, которая собирается, обрабатывается, конструируется и оформляется для хранения в тезаурусе. Отсюда, на наш взгляд, представляется возможным классифицировать информационную коммуникацию по видам в зависимости от основных форм познания, так как именно в процессе познания продуцируется информация141. Исходя из этого, можно выделить следующие виды информационной коммуникации: - обыденная информационная коммуникация; - художественно-образная информационная коммуникация; - философская информационная коммуникация; - научная информационная коммуникация. Обыденная информационная коммуникация происходит тогда, когда коммуниканты обмениваются своим личным опытом, общественно значимым знанием, специфика которого связана с информацией о единичных объектах и единичных ситуациях. Художественно-образная информационная коммуникация близка по своей сути к обыденной информационной коммуникации, так как является наглядной, но нацелена на выявление общего и необходимого, что свойственно научной информационной коммуникации. Этот вид коммуникации имеет преимущественно оценочный характер. Философская информационная коммуникация осуществляется, когда её содержанием является нечто общее и всеобщее, например, при поиске всеобщих законов бытия мира и его познания. Вместе с тем, философское знание - это мировоззрение, поэтому в процессе философской информационной коммуникации даются оценочные характеристики по отношению к её содержанию. Научная информационная коммуникация происходит тогда, когда её содержанием становится только общее и необходимое, так как предметом научного познания является знание законов, выявление и научное обоснование закономерностей. Информация, передаваемая в процессе научной информационной коммуникации, как правило, выражена в общих понятиях, логически организованных и систематизированных, ибо в науке преобладает логическое, понятийное и системное знание. В отличие от экономического, организационного, аксиологического и психологического типов, информационная коммуникация в науке реализует гносеологическую функцию науки, а также определяет онтологию научного знания (в силу его коммуникативной природы). Так как современная наука стремится элиминировать обыденное и художественно-образное познание (поскольку сущностной характеристикой науки является именно научное познание), то роль одноимённых видов информационной коммуникации в современной науке исключительно мала. Философская информационная коммуникация, носящая оценочный характер, свойственна философии, которая является «теоретической формой мировоззрения, сосуществующей с другими формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством)».142 В силу того, что предметом данного диссертационного исследования является информационная коммуникация в современной науке, то наше внимание будет направлено на изучение и анализ именно научной информационной коммуникации в науке. Во избежание тавтологических повторов научную информационную коммуникацию в науке будем называть информационной коммуникацией в науке. То есть, здесь понятие «информационная коммуникация» используется в узком смысле. Таким образом, на основе научного анализа различных концепций коммуникации мы смогли выработать «рабочую» дефиницию коммуникации: а) соответствии с которой коммуникация рассматривается как особый вид отношений, в ходе которого осуществляются передача и обмен информацией; субъекты коммуникации связаны (прямо или опосредованно) между собой взаимными ожиданиями и установками, общим интересом к предмету общения; б) выделить типы коммуникации: экономический, организационный, в) рассмотреть различные классификации коммуникации, которые | ||||||||||
| ||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |