Вопросы:
1. Анализ понятия науки и различных ее аспектов.
2. Критерии выделения эпистемологических эпох в философии науки.
1. Анализ понятия науки и различных ее аспектов.
Анализу понятия науки, различных её аспектов посвящено немало научных трудов. Исследования проводятся на всех уровнях научного познания (философском, общенаучном, частнонаучном) в рамках различных дисциплин. На общенаучном уровне исследования проводятся, прежде всего, в рамках науковедения (Т. Котарбинский, Мария и Станислав Оссов-ские, Г. Малецкий, Дж. Бернал, Г.М. Добров, И.А. Майзель и другие) и нау-коведческих дисциплин: истории науки, социологии науки, психологии науки и др. В различных научных сферах исследуется психология творчества (в том числе, и научного), экономика исследовательских разработок, менеджмент научных инноваций, логика научного исследования и многое другое. На уровне философии, а именно философии науки, выявляются сущностные характеристики науки и научной деятельности, природа и методология научного познания и проч.
Данные, накопленные в рамках исследований, с использованием ча-стнонаучных и общенаучных методов познания, позволяют делать философские обобщения относительно генезиса, сущности, структуры науки, перспектив её развития и проч.: «Разноплановость и разнообразие научных знаний, своеобразие форм деятельности и организации, особое положение науки в системе экономических, политических и других культурных учреждений современного общества, широта и необычайность методов исследования, высокая техническая и экономическая эффективность предлагаемых решений - все эти моменты, знаменующие реальную сложность и высокий уровень развития, как раз и обусловливают необходимость философского осмысления данного уникального феномена»4.
Исследование науки, анализ структуры научной реальности следует основывать на принципе историзма. Наука и научная деятельность направлены, прежде всего, на производство постоянно обновляющегося и принципиально нового знания.
В то же время в науке происходит накопление научных знаний, сохранение научных традиций, так как только на основе уже существующих теорий и гипотез возможна их критика и опровержение. Такой разнонаправленный процесс научного познания стремится к установлению стабильности научного знания и одновременно к элиминации допущенных ранее ошибок.
Таким образом, современная наука представляет собой сложное социокультурное образование, которое является объектом исследования многих ученых, представляющих всё многообразие современного научного познания.
Большинство философов и науковедов полагают, что дать единое определение такому феномену, как наука, поистине непростая задача. Дж. Бернал выделял следующие ипостаси науки, которые позволяют приблизиться к её пониманию5: наука как институт (1), наука как метод (2), наука как накопление традиций знаний (3), наука как фактор развития производства (4), наука как наиболее сильный фактор формирования убеждения и отношения человека к миру (5).
Котенко В.П. История философии науки. - СПб.: ТЭТУ, 1993. - С. 7.
5 См.: Бернал Дж. Наука в истории общества Наука в истории общества.
Пер. с англ. A.M. Вязьминой [и др.]/ Общая ред. Б.М. Кедрова,
И.В. Кузнецова. - М.: Иностранная литература, 1956. - С. 18.
В.И. Вернадский отмечал в своих исследованиях важность человеческого фактора в науке: «Наука есть проявление действия в человеческом обществе, совокупности человеческой мысли».6 Учёный подчеркивал, что само существование науки зависит от человека: «она [научная мысль] неотделима от человека. Личность не может при самой глубокой абстракции выйти из поля своего существования»7. По его мнению, «колоссальное количество чисел, отвечающих физическим и химическим свойствам, - растущее, как снежный ком, всё увеличиваясь с ходом времени, добытое главным образом путём опыта учёного, а не путём наблюдения биосферы и впервые создаваемое в биосфере научным трудом...».8
В справочной литературе советского периода наука рассматривается как «одна из сфер человеческой деятельности», основной целью или функцией которой является выработка и систематизация знания о мире, в котором мы живем (включая нас самих).9 В таких определениях подчёркивается социальный характер данного явления (сфера человеческой деятельности). Поэтому развитие науки находится в зависимости от развития социума, его культуры, в рамках которых она существует. То есть, наука обладает конкретно-историческим характером, социально обусловлена.
6 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. // Национальная
библиотека Украинского государства имени В.И. Вернадского:
http://www.nbuv.gov.ua/vemadsky/e-texts/archive/thought.html
7 Вернадский В.И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. На
учная мысль. - Дубна: Феникс+, 1997. - С. 464.
о
Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии (выпуск 2). О коренном матери
ально-энергетическом различии живых и косных естественных тел биосфе
ры // Российская Академия наук:
http://www.ras.rU//VArchive/pageimages/518/l_002/007.jpg
9 Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров;
Под ред. Д.П. Горского. - М.: Просвещение, 1991. - С. 115-117; Советский
энциклопедический словарь/ Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров
(пред.). - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 876; Философский энцик
лопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, СМ.
Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - С. 403-406.
Как социокультурный феномен наука не является одноплановым явлением: существует «внутренняя» и «внешняя» социальность науки. Для обозначения двух планов социальности науки некоторые авторы вводят понятия микроконтекста и макроконтекста науки . Микроконтекст науки означает совокупность характеристик научного сообщества (эпистемологическая эпоха науки, научные парадигмы, система научных учреждений, установки, нормы и ценности учёных и т.п.), тогда как макроконтекст подразумевает системы взаимосвязей науки с другими социальными институтами, культурной средой, уровнем развития цивилизации, идеологическими установками общества и проч. Всё это оказывает непосредственное влияние на характеристики науки и научной реальности, взятых в конкретный период их исторического развития.
Исследуя процесс исторического развития науки, можно также найти различное понимание науки, многообразие подходов к её периодизации и анализу состояния.
Длительное время (вплоть до середины XX века) наука сводилась к некоторому знанию, что придавало науке внеисторический характер.
Так, например, Г.М. Добров, автор книги «Наука о науке», где обобщен первый опыт мирового и советского науковедения, переведенной на английский, немецкий, польский, чешский, болгарский, сербо-хорватский языки и переизданной в ряде стран мира, говорит о науке как сумме и системе знаний, считая её «объектом, очевидно, идеальным, находящимся в сфере интеллектуальной деятельности людей»11.
B.C. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов, говоря о науке, отмечают, что «Наука многоаспектна и многогранна, но, прежде всего, она представляет собой производство знаний. Наука не существует без знания <...> Можно поэтому интересоваться историей научных учреждений, социологией и
См.: Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Изд. 2-е - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - С. 22. 11 Добров Г.М. Наука о науке. - Киев: Наукова Думка, 1970. - С. 36.
психологией научных коллективов, но именно производство знаний делает науку наукой.»12.
По их мнению, в истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова.
В основе такого разделения лежат объекты науки или преднауки: «Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. <...> Первой и необходимой предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных самой практикой»13.
Переход к собственно науке знаменуется тем, что объекты научной деятельности «черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний»14. Между этими исходными идеальными объектами выстраивается особая «сеть отношений», которая представляет собой схематизированный образ предметных структур действительности. Эта структура обосновывается в рамках одной из областей знаний, а потом может быть перенесена на другую, благодаря чему новая «сетка отношений» способна породить новую систему знаний, расширяя границы познания и предметную область научного познания. В результате таких теоретических построений происходит прямое или косвенное обоснование, которое, после практической проверки, становится достоверным знанием (для данного этапа развития науки вообще и исследуемой области знаний в частности).
См.: Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники// Философский портал: http://www.philosophy.ra/library/fnt/00.html
13 См.: Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники//
Философский портал: http://www.philosophy.ru/library/fnt/00.html
14 См.: Там же.
В социокультурном аспекте, как правило, выделяют также два этапа развития науки: «малую» и «большую» науки.
Развиваясь вместе с обществом, оказывая на него существенное влияние, наука выступает одним из показателей уровня цивилизационного процесса, достигнутого социумом, носит конкретно-исторический характер. На определённых исторических этапах развития науки её различные аспекты отличаются в зависимости от степени своей значимости для всей системы науки.
Так, в XX веке «под влиянием перехода от классической науки к неклассической и от «малой» науки к «большой», индустриально организованной науке, игнорировать её деятельностный аспект стало невозможным»15. Пересматривается и отношение учёных к структуре науки: «Обнаружилось, что структура науки охватывает нераздельно связанные и взаимодействующие друг с другом научную деятельность и научное знание, причем именно взаимодействие, о котором идет речь, составляет внутренний источник, внутренний механизм развития науки»16.
2. Критерии выделения эпистемологических эпох в философии науки
В философии науки существуют различные критерии выделения её эпистемологических эпох: исторический, в русле которого рассматриваются такие периоды развития научной реальности как протонаучный, архаический, античный, средневековый, новоевропейский, новейший, современный периоды; типологический: классическая наука, неклассическая, неонеклас-сическая, постнеонеклассическая; генетический: стадия языковых каркасов, поиск интерпретаций, оформление концептуальных пространств знаний, уровень теоретизации, трансляция знаний в культуру;
15Майзель И.А. Науковедение: становление и развитие // Науковедение на
рубеже столетий (XX-XXI века): традиции и новации. Доклады и тезисы
научной конференции. Санкт-Петербург. 29-30 января 2002 г. - С. 10.
16 Там же.
- структурный: лингвистический, логический, референционный,
рефлексивный типы.
Согласно методологии системного подхода является очевидным, что все вышеперечисленные критерии, или «составляющие», существуют в определённой взаимосвязи друг с другом, выражая суть и специфические черты конкретного периода, эпистемологической эпохи в истории науки.
Каждая из эпистемологических эпох характеризуется «определенным запасом накопленного знания; определенным уровнем развития орудий и средств научного исследования; определенным контингентом научных ра-ботников; определённым способом организации научного труда» .
В данном диссертационном исследовании мы будем придерживаться типологического критерия выделения эпистемологических эпох науки, согласно которому под современной наукой понимается постнеонеклассиче-ский этап её развития. Для постнеонеклассической науки характерны еле-
18
дующие черты:
- крупномасштабность, комплексность научных исследований (развитие междисциплинарности);
- фокус на изучение сложных, системных объектов;
- преобладание когнитивных форм научного труда;
- индустриализация научного труда;
- государственное финансирование научного труда и материальное обеспечение ресурсами;
- возрастающее влияние науки на общество, интегрированность науки в систему общественного производства;
Котенко В.П. История философии науки. - СПб.: ГЭТУ, 1993. - С. 16.
См.: Котенко В.П. Идеология науки: понятие, основные этапы становления и развития, структура // Философия идеологии постнеклассической науки. Доклады и тезисы научной конференции. Санкт-Петербург. 30-31 января2001г.-С.З-19.
- структурная перестройка: официальные и неофициальные органи
зации ученых, объединяющиеся на дисциплинарной и междисциплинарной
основе.
В современную эпоху происходят определённые изменения и в понимании самого термина «наука»; он наполняется более ёмким содержанием.
Например, B.C. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов понимают под наукой «сферу духовной культуры» общества, «определенную человеческую деятельность, обособленную в процессе разделения труда и направленную на получение знаний»19. Говоря о том, что включает в себя такое производство знаний, они упоминают следующие компоненты:
- экспериментальные средства, необходимые для изучения явлений, - приборы и установки, с помощью которых эти явления фиксируются и воспроизводятся;
- методы, посредством которых выделяются и познаются предметы исследования (фрагменты и аспекты объективного мира, на которые направлено научное познание);
- люди, занятые научным исследованием, написанием статей или монографий;
- учреждения и организации типа лабораторий, институтов, академий, научных журналов;
- системы знаний, зафиксированные в виде текстов и заполняющие полки библиотек;
- конференции, дискуссии, защиты диссертаций, научные экспедиции...
Всё это разнообразие они сводят к системе производства знаний20. И.А. Майзель учитывает вышеуказанные компоненты и формулирует расширенную трактовку того, чем является сегодня наука: «наука есть вы-
19 См.: Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники//
Философский портал: http://www.philosophy.ru/library/fnt/00.html
20 См.: Там же.
сокоспециализированная саморегулирующаяся социокогнитивная система, непосредственное значение которой состоит в генерировании нового, уникального, доказательного и универсального (общечеловеческого) знания. С точки зрения своей социальной функции наука является производством теоретических средств рационализации и оптимизации социокультурных процессов. В плане же места в системе общественных отношений наука вы-ступает в качестве особого социального института» .
Учитывая особую сложность и многоаспектность понятия «наука», некоторые учёные вводят в оборот понятие «научная реальность», рассматривая его, как правило, тождественным понятию «наука» и, вместе с тем, дающим возможность расширить границы её структурного и функционального анализа.
Так, например, В.П. Котенко пишет, что научная реальность включает в себя следующие компоненты:
- научное знание,
- методы и средства научного познания,
- язык науки,
- научная деятельность, под которой понимается «мощная отрасль знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникации»,
- академию как систему - «самодействующую эшелонированную организацию, представляющую множество социально поддерживаемых структур и специализирующуюся на получении объективного общественно полезного знания»,
- социальные движения - научные и научно-технические революции.
Майзель И.А. Науковедение: становление и развитие // Науковедение на рубеже столетий (XX-XXI века): традиции и новации. Доклады и тезисы научной конференции. Санкт-Петербург. 29-30 января 2002 г. - С. 10. 22 См: Философские проблемы научной и технической реальности / Под ред. В.П. Котенко. - СПб., 1999. - С. 6-14.; Котенко В.П. Основания науки. - СПб.: «Кольна», 2000. - 154 с.
Продолжая разрабатывать проблему определения структуры научной реальности, В.П. Котенко выделяет в ней также
- научное сообщество,
- научную культуру, характеризующуюся совокупностью институциональных ценностей науки («этосом науки»)23.
К рассмотрению «основных сторон бытия науки» обращаются и другие исследователи, например, В.П. Кохановский,24 под которыми он понимает:
- процесс получения нового знания (то есть научное познание),
- объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему,
- социальный институт со своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.д.; этос (нравственность) науки, профессиональные объединения учёных, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации учёных и проч.,
- особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.
Попытку создать более систематизированный вариант структуры на-учной реальности предпринимает С.А. Лебедев.
Под структурой науки он понимает различные аспекты и подсистемы науки, среди которых выделяет:
- множество её фундаментальных аспектов: наука как знание, как по
знавательная деятельность, как социальный институт, как инновационная
деятельность, как социокультурная подсистема;
Котенко В.П. Основания науки. - СПб.: «Кольна», 2000. - С. 142.
24 См.: Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Фи
лософия для аспирантов: Изд. 2-е - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - С. 38.
25 См.: Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.:
Академический Проект, 2004. - С. 236.
- множество единиц, видов и уровней научного знания: факт, научный закон, теория, метатеория, дисциплина, область знания, тип знания, эмпирический и теоретический уровни, исторические и социокультурные таксоны науки и т.п.;
- множество социально-институциональных и организационных форм осуществления научной деятельности: лаборатория, кафедра, институт, академия, проблемная группа, дисциплинарное научное общество, «невидимый колледж» национальное сообщество, государственный сектор науки, гражданский сектор науки, научный парк, технополис, международное научное сообщество и т.п.;
- множество научных инноваций: проблема, идея теория, проект, модель, разработка, прибор, система единиц и стандартов, технология и т.п.;
- множество социокультурных функций: информационная, мировоззренческая, проективная, прогнозная, оценочная, практическая и др.
Представляется спорной необходимость выделения множества единиц, видов и уровней научного знания в качестве отдельных подсистем науки, так как, на наш взгляд, они являются подсистемой одного из фундаментальных её аспектов, то есть науки как знания. То же можно заметить относительно выделения множества научных инноваций, так как они также являются подсистемой указанного С.А. Лебедевым фундаментального аспекта науки - инновационной деятельности. Вместе с тем, представленная С.А. Лебедевым схема в какой-то мере детализирует содержательную структуру научной реальности, способствуя, тем самым, её более глубокому пониманию и изучению.
Ю.Б. Татаринов, обращаясь к рассмотрению структуры науки, называет 3 основных её составляющих: «Науку принято рассматривать: 1) как один из видов социального института; 2) как вид духовного производства; 3) как систему развивающегося знания».
Татаринов Ю.Б. Социальные и когнитивные факторы в ценностном анализе научного знания. // Ценностные аспекты развития науки: Сб. ст. / АН
Соотношение и характеристики таких компонентов научной реальности и обусловливают её историчность и многоаспектность проявления как социального явления.
Выделение институциональных составляющих науки представляется возможным после «самоутверждения» науки в обществе, после того, как наука была принята обществом, получив гарантии от «некомпетентного вмешательства, оправдание свободы научного творчества, утверждение
77
идеи полезности, необходимости науки для общества».
О науке как виде духовного производства можно говорить, пожалуй, с момента установления идеалов и ценностей научного творчества, вне зависимости от исторического этапа развития таковых.
О научном знании В.П. Котенко отмечает, что как система оно «представляет собой в развитом состоянии развернутую ассоциацию эмпирических и теоретических, фундаментальных и прикладных, дисциплинарных и доктринальных, формальных и содержательных, строгих и нестрогих, описательных и объяснительных, качественных и количественных познавательных единиц, нацеленных на раскрытие объективных законов»2.
Научное знание может быть структурировано в зависимости от уровня его «признанное™» научным сообществом.
Согласно концепции Т. Куна в научном знании может быть выделена «нормальная наука», под которой понимается «исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности».29 Кроме
СССР, Ин-т истории естествознания и техники; Отв. Ред.: Н.С. Злобин, В.Ж.Келле; Ин-т истории естествознания и техники. - М.: Наука, 1990-С. 106.
77
Котенко В.П. Основания науки. - СПб.: «Кольна», 2000. - С. 142.
7R
Философские проблемы научной и технической реальности / Под ред. В.П. Котенко. - СПб., 1999. - С. 7.
29 Кун. Т. Структура научных революций: Пер. с англ./Т. Кун; Сост. В.Ю. Кузнецов. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - С. 34.
нормальной науки он выделяет «передний край науки», который включает в себя новейшие научные концепции и теории. Среди них немало также заблуждений, фикций, которые проявляют себя в результате длительных апробаций их применения. Именно на переднем крае наблюдается острая конкуренция научных теорий.
Говоря об онтологии научного знания, следует обратить внимание и на историю науки,30 которая представляет собой массив «архивного», нередко устаревшего знания, которое некогда считалось научным. Вместе с тем, история науки - это не просто архивное знание: оно стимулирует настоящие научные изыскания, предлагая ученому развернутую панораму динамики знания, аккумулируя информацию о путях достижения знания, формах, способах анализа объекта.
Если подходить к истории науки как процессу развития научных идей, то «исследователь наталкивается на её двойственность: с одной стороны, научные идеи существуют независимо от каждого человека в отдельности, от того периода времени, когда они появились на свет, а с другой, нельзя не учитывать того обстоятельства, что возникают научные идеи в голове ученого и что их появлению способствуют различные события и факторы окружающего его мира».
В данной связи следует обратить внимание на два подхода к изучению науки, её историографии: интернализм и экстернализм. Интернализм, сторонниками которого являются А. Койре, Р. Холл, Дж. Рэнделл-младший, Дж. Агасси и др., анализируя историю научных идей, исходят из того, что она управляется внутренне присущими её закономерностями. Экстернали-сты (Р. Мертон, А. Кромби, Г. Герлак, Дж. Нидам и др.) утверждают, что история науки детерминируется внешними социальными факторами.
См: Философские проблемы научной и технической реальности / Под >ед. В.П. Котенко. - СПб., 1999. - С. 9. 1 Котенко В.П. Основания науки. - СПб.: «Кольна», 2000. - С. 147.
В результате активных дискуссий они пришли к необходимости признания того, что следует учитывать существование диалектической взаимосвязи внутренних закономерностей науки и внешних социальных факторов, детерминирующих развитие науки.
Исходя из этого, анализ предмета данного диссертационного исследования будет осуществляться с позиций как экстернализма, так и интерна-лизма. Это позволит нам учесть взаимосвязи между внутренними и внешними факторами, влияющими на информационные коммуникации в современной науке, которые обусловливают существование и развитие взаимосвязей в структуре науки в целом.
Возникает вопрос: что обеспечивает существование таких взаимосвязей? Каким образом компоненты структуры науки формируются в целостную систему? На наш взгляд, системные взаимосвязи в структуре науки обусловлены существованием коммуникативных процессов в науке. Коммуникация является связующим элементом между наукой и обществом в целом, поскольку в процессе осуществления коммуникативных связей результаты научных исследований становятся достоянием общества в целом или отдельных его сообществ. Коммуникация в науке пронизывает всю её структуру, поэтому правомерно говорить о коммуникативной сущности современной науки, структуре коммуникации в науке, к анализу которой мы обратимся в следующих параграфах настоящей работы.
Коммуникация в науке осуществляется и между элементами её структуры, что и обеспечивает существование системных взаимосвязей между компонентами структуры современной научной реальности.
Если рассматривать, например, научные дискуссии или любую другую форму конкуренции научных теорий, которые обеспечивают развитие научного знания и науки вообще, то следует обратить внимание на то, что они не могут реализовываться без осуществления коммуникативных актов между учеными.
В результате коммуникативного взаимодействия происходит выстраивание и поддержание организационной структуры научного сообщества: системы осуществления научной деятельности, поддержания научной академии как системы, - поддержания и развития социальных традиций, характеризующих этос науки, то есть научной культуры.
Поэтому в настоящее время всё большее количество учёных осознают то, что одной из решающих характеристик науки является её коммуникативная природа32, так как познавательный акт реализуется в контексте коммуникационного действия: «познавательный акт обусловлен контекстом общения, где каждый участник коммуникации взаимоориентирован на общение, каждый акт коммуникации нагружен интенциональными смыслами, установкой на другое равноправное сознание».33 Научное исследование представляет собой коммуникативный процесс, где ученым следует считаться с мнением других, согласовывать своё мнение и поведение с позицией коллег, стремиться к консенсусу.
Таким образом, современное состояние науки характеризуется многоплановостью подходов к пониманию её сущности, содержания и структуры, эпистемологической и социальной ценности, что находит отражение в многообразии научной литературы, посвященной исследованию данной проблематики, в формировании особых научных дисциплин (отраслей научного знания), предметом которых является именно анализ науки как особого социального образования. Важнейшими особенностями современной (постнеонеклассической) науки являются выделение предметного поля исследования, комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты
См.: Огурцов А.П. Наука: власть и коммуникация (социально-философские аспекты)// Вопросы философии. - 1990. - №11. - С. 3-17; Zi-man J. Public Knowledge. An Essay Concerning the Social Dimension of Science. - Cambridge: Cambridge University Press, 1968. - 166 p.
Огурцов А.П. Наука: власть и коммуникация (социально-философские аспекты)// Вопросы философии. - 1990. - №11. - С. 10.
различных областей знания, тогда как «в предшествующие эпистемологические эпохи наука была ориентирована преимущественно на постижение всё более сужающегося и изолированного фрагмента действительности»,34 и, соответственно, её ярко выраженная коммуникативная природа. Поэтому при изучении современной науки особую важность имеет исследование различных аспектов коммуникации в науке, которая имеет собственную историю, обусловившую формирование так называемых коммуникационных наук.