Лекция 5. Проблема классификации информационной коммуникации в науке

  Вопросы:

1.           Научная информационная коммуникация в историческом этапе развития человечества.

2.           Cредства, способы хранения и передачи информации как особенности нформа­ционной коммуникации.

3.           Типы информационно-коммуникативных взаимодействий в науке.

4.           Уровни научно-информационной коммуникации

 

 

1.           Научная информационная коммуникация в историческом этапе развития человечества

Информационная коммуникация в науке представляет собой сложное системное образование, охватывающее всю структуру современной науки. При осуществлении её классификации оправданно будет использовать те основания, которые применяются для всего коммуникативного процесса в целом.

Следует подчеркнуть, что на протяжении истории существования науки информационный тип коммуникации (как экономический, организа­ционный, аксиологический и психологический) не был статичным, а пре­терпевал изменения, что было обусловлено как развитием самой системы науки, так видов и форм информационно-коммуникативного процесса. По­этому при осуществлении специфической классификации информационной коммуникации в науке следует учесть принципиальные изменения, которые происходили в процессе развития науки, а также в процессе развития спо­собов и средств хранения, и передачи информации, то есть характера ин­формационно-коммуникативного процесса.

Рассмотрение генезиса информационной коммуникации в науке воз­можно с позиций интерналистского и экстерналистского подхода к изуче­нию истории науки. Сторонники экстерналистского подхода «поставили своей задачей выявление связей между социально-экономическими изменениями в жизни общества и развитием науки». Данная концепция позволя­ет рассматривать информационную коммуникацию как неотъемлемую ха­рактеристику науки и научной деятельности в их непосредственной взаимо­связи с развитием человека и общества.

В процессе становления человеческого общества и институализации науки (а также в донаучный и протонаучный периоды её существования) информационная коммуникация в науке имела соответствующие данному историческому периоду те или иные специфические черты.

Так, при распространении знаний в донаучный период (в первобыт­ном обществе) преобладали прямые неформальные информационные ком­муникации естественного типа прежде всего посредством языка, о чём речь пойдёт ниже. Это обусловлено тем, что в указанный период какие бы то ни было социальные институты ещё не сформировались (чтобы коммуникация могла приобрести формальный характер), не были сформированы и какие бы то ни было искусственные системы передачи накопленных знаний. Раз­личные знаки и символы, несомненно, использовались первобытным чело­веком: как правило, в процессе аксиологической, психологической и орга­низационной коммуникации (символы статуса, опасности, наскальные ри­сунки, изображающие значимые события и т.п.). Однако говорить об ин­формационной коммуникации в науке того периода можно лишь в том слу­чае, если под наукой подразумевать всю совокупность знаний, накопленных первобытным человечеством об окружающем мире и человеке.

Существование науки в период античности также нередко ставят под сомнение, характеризуя её бытие в этот исторический период как пранауку, тем не менее, нельзя отрицать огромное влияние античных мыслителей и их идей на становление системы современного научного знания. В науке того периода преобладает (пранауке) межличностная неформальная коммуника­ция: достаточно вспомнить о том, что ораторское искусство и использова­ние его в диалогах являлось одной из ведущих характеристик ученых му­жей того времени. То есть правомерным будет утверждение о том, что «формирование науки в античности осуществлялось на основе устной ком-

муникации, личного общения учёных».

Среди философов древнего Востока в качестве иллюстрации к данно­му утверждению, интересен Конфуций (ок. 551-479 гг. до н.э.). Делясь своими знаниями и воззрения со своими учениками, он делал особый ак­цент на рассказах о культурном наследии прошлого. Конфуций говорил се­бе: «Я передаю, а не создаю». Таким образом, он сохранял и «популяри­зировал» традиционные учения и идеи среди своих современников. Но в процессе передачи он часто давал свои собственные интерпретации про­блемам и идеями своих предшественников. Ученики Конфуция также унас­ледовали манеру создания новой интерпретации при передаче и комменти­ровании старых учений: конфуцианские сочинения, как правило, представ­ляют собой комментарии к более древним текстам.

В период европейского Средневековья также нельзя ещё говорить о науке в полном смысле слова - познавательная деятельность, как отмеча­лось ранее, во многом сводится к анализу текстов Священного писания и к изучению трактовок различных понятий. Но здесь уже можно отметить, что на первый план выходит опосредованная коммуникация, так как исследова­тель того времени работает, в основном, с текстовой информацией. В этот период времени появляются образовательные учреждения, выстраивается иерархия мыслителей церкви, соответственно, наблюдается формализация процессов информационной коммуникации. Таким образом, «развитие на­учных исканий в средние века осуществлялось на базе матрицы образова­ния, которая существовала внутри религиозной культуры», обусловила преобладание опосредованной информационной коммуникации.

В эпоху Возрождения начинается формирование классической науки, то есть особой системы знания, духовного феномена и социального инсти­тута, которая развивалась вплоть до конца XIX века, когда ей на смену пришла неклассическая наука. Информационно-коммуникативные процес­сы в науке структурируются, формализуются, выстраивается сложная структура информационной коммуникации, которая включает в себя как опосредованные, так и прямые коммуникативные акты; информационная коммуникация в науке носит как формализованный, так и неформальный характер.

В XVII веке появляется такая специфическая форма информационной коммуникации в науке как «невидимые коллегии» (или «невидимые кол­леджи») учёных, сообщающих в переписке результаты своих исследований, советующихся друг с другом186. Исторически это название восходит к груп­пе взаимодействующих учёных середины XVII века, которые позднее фор­мально организовали Лондонское Королевское общество.

В эпоху Просвещения важную роль в развитии науки сыграли салоны, ассоциации литераторов, юристов и др. «особенно в пропаганде достиже­ний наук, в просвещении умов».187 Говорить о принципиальном изменении специфики информационно-коммуникативного взаимодействия в науке в этот период вряд ли целесообразно.

Неклассическая наука эпохи Нового времени может быть охарактери­зована стремительным нарастанием объёма научной информации, интенси­фикации взаимодействия в структуре науки, что обусловлено развитием ин­ститута науки в целом, дисциплинарной структурой научного знания, раз­витием научно-технического творчества, проникновением науки и её ре­зультатов в ежедневную практическую жизнь общества.

В конце XIX- начале XX веков в науке наблюдался целый ряд откры­тий, изменивший ранее существовавшую научную картину мира. В 1896 г. французский физик А. Беккерель открывает явление самопроизвольного из­лучения урановой соли; в 1897 английский физик Дж. Томсон открывает электрон; в 1900 г. немецкий физик М. Планк предлагает рассматривать энергию электромагнитного излучения как дискретную величину, пере­дающуюся квантами, что легло в основу квантовой теории. В то время было сделано немало других важных открытий, но собственно революционные изменения в физической картине мира были совершены в результате созда­ния великим физиком-теоретиком А. Эйнштейном специальной (1905) и общей (1916) теорий относительности.

Новая неонеклассическая наука характеризуется «вхождением субъ­екта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. Изменяется понимание предмета познания: им стала теперь не реальность «в чистом виде», как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом».

Всё это привело к экспоненциальному росту объёма научной инфор­мации; вовлечение большего количества людей в научное творчество, ис­пользование новых технических средств коммуникации (радио, телефон) приводит к расширению научных дискуссий, нарастанию скорости обмена научной информацией.

Начиная с М. Вебера (1864 -1920), немецкого социолога, историка и экономиста, который подчеркивал единство естественных и социальных наук, намечается тенденция на их сближение, что является характерной чертой постнеонеклассической науки.

Таким образом, можно отметить постепенное нарастание интенсивно­сти информационно-коммуникативных процессов в науке, вовлечение в них всё большего числа участников-коммуникантов по мере её исторического развития.

Данное обстоятельство в 70-х годах XXвека привело к переходу науки на новый этап своего развития, характеризующийся необходимостью ре­шать многие научные задачи путём комплексного использования знаний различных научных дисциплин, учитывая место и роль субъекта в иссле­дуемых системах.

Вступление науки в новую (постнеонеклассическую) эпоху характери­зуется рядом структурных изменений, растет понимание целостности, сис­темности объектов и процессов, стремление познать их в динамике, что, в свою очередь, актуализирует проблему применения междисциплинарного подхода в процессе научного познания. Сегодня наблюдается стирание гра­ней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, поскольку узкая специализация ограничивает кругозор ученого. Наука является одновременно системой ис­тинного знания об окружающем мире и сложной социальной системой для развития и отражения этого знания, где коммуникация представляет собой форму сбора и представления результатов научной познавательной деятельности.

Таким образом, для постнеонеклассической науки характерно выдви­жение на первый план по значимости коммуникативной функции науки, в особенности информационной коммуникации, которая становится одним из основных условий реализации принципа междисциплинарности в совре­менной науке.

 

            2. Средства, способы хранения и передачи информации как особенности информа­ционной коммуникации

Другим важным критерием для определения особенностей информа­ционной коммуникации в науке и осуществления её классификации, явля­ется характер средств и способов хранения, и передачи информации. Иными словами, информационную коммуникацию в науке можно типологизиро-вать в зависимости от изменения характера информационно-коммуникативного процесса, наиболее ярко проявляются на соответствую­щих этапах информационной революции.

Становлению науки предшествовал длительный (донаучный) период человеческой истории, в процессе которого происходило формирование, накопление и систематизация различных разрозненных знаний и навыков, в том числе и «колоссальный по времени период формирования человека... возникновение и развитие его общественно-трудовой деятельности, расши­рение и упрочение его общественных связей». На начальных этапах чело­веческой истории объём накопленного знания не был велик, поэтому не возникало необходимости в дополнительной (документальной) его фикса­ции: знания могли удерживаться просто в человеческой памяти и переда­ваться из поколения к поколению в устной форме. Способом хранения и передачи информации стал язык. Его распространение и внедрение в чело­веческую деятельность и сознание составляет содержание первой информа­ционной революции, что обусловило формирование и развитие естественной (языковой) информационной коммуникации.

Впоследствии наблюдается расширение человеческой практики, вы­деляются всё новые и новые сферы деятельности. Данный процесс стиму­лирует выделение отдельных групп людей, вовлеченных в конкретную сфе­ру человеческой деятельности, требующую строго определенных знаний и навыков: выделяются кузнецы, гончары, охотники и др. В этот период зна­ния всё ещё передаются изустно из поколения в поколение, но уже наблюдается некоторая специализация, так как человеческая память становится неспособной удерживать весь объем знаний, накопленный человечеством за время его существования. Развитие различных сфер человеческой деятель­ности, расширение сфер человеческого общения вызывает необходимость появления человеческой письменности, что составляет содержание второй информационной революции, обусловившей появление и развитие символи­ческого (искусственного) типа информационной коммуникации.

В результате изобретения письменности «становится возможным приобщить к знаниям, особенно профессиональным, несопоставимо боль­шее число людей и притом в более сжатые сроки». Таким образом, изо­бретение письменности позволило оптимизировать процесс информацион­ной коммуникации, то есть обмена знаниями, сведениями, как в рамках од­ной социальной общности, так и между разными народами и поколениями, что не могло не стимулировать дальнейшее развитие знаний и навыков в различных областях человеческой деятельности. Постепенно разделение труда и развитие письменности привело к появлению отдельных людей или групп людей, ответственных за фиксирование значимых событий, данных и т.п. - предшественников современных ученых.

Появление печатного станка, книгопечатания составляет сущность третьей информационной революции: «Новая информационная технология позволяет информации и знаниям легко преодолевать любые пространст­венные, временные и культурно-цивилизационные барьеры».193 Это в зна­чительной мере интенсифицировало процесс распространения опосредо­ванных коммуникаций.

«Применение электрической аппаратуры и основанных на электриче­стве аппаратов и приборов (телефон, телеграф, радио, телевидение) для скоростного и предельно массового распространения всех видов информации и знаний», то есть четвертая информационная революция значи­тельно ускорила существующие информационно-коммуникативные про­цессы. Телефон и телеграф обусловил возникновение прямых аксиальных дистанционных коммуникаций, а радио и телевидение - прямых и опосре­дованных ретиальных информационных коммуникаций в науке. Становится возможной широкое распространение массовой информационной коммуни­кации в науке.

Пятая информационная революция, плавно вытекающая из четвертой, заключается в увеличении значимости использования телекомм3уникацион­ных и компьютерных технологий. Различия между четвёртой и пятой ин­формационными революциями имеют содержательный характер. Телеком­муникационная и компьютерная революция приводит к тому, что информа­ционные технологии и потоки социально значимой информации стали од­ним из важных факторов глобального и социокультурного развития. В свя­зи с этим необходимость использования информационно-коммуникативных технологий в современной науке становятся нередко предметом отдельных научных исследований и дискуссий.

Таким образом, в процессе развития генетически заложенных в чело­веке физических способностей к осуществлению коммуникации (развитие речевого аппарата, интеллекта и т.п.) в сочетании с эволюцией человеческого общества формируются внеинституциональные (передача из поколе­ния в поколение знаний об окружающем мире, навыков, суеверий и т.п.) и позднее институциональные виды информационной коммуникации в науке.

Учитывая дисциплинарный характер современной науки, информаци­онную коммуникацию в науке можно также классифицировать в зависимо­сти от типа передаваемой информации (3) с точки зрения её принадлежно­сти к той или иной научной дисциплине.

При таком подходе мы получим следующую классификацию: комму­никация в области химии (1), коммуникация в области физики (2), комму­никация в области биологии (3), коммуникация в области медицины (4), коммуникация в области философии (5) и т.д., и т.п.

Естественно, что способы передачи информации в той или иной об­ласти научного знания могут иметь свои специфические черты, тем не ме­нее, целесообразно говорить о дисциплинарном типе информационной коммуникации. Это информационно-коммуникативные процессы, происхо­дящие в рамках отдельной дисциплины, которые реализуются на различных уровнях коммуникативной организации науки. К ним можно отнести непо­средственный контакт и общение с коллегами; общение в малой группе; сеть опосредованных коммуникаций (цитирование, социтирование); сеть формальной коммуникации (отношение к организации исследований, под­готовке научных кадров); дисциплинарную сеть формальной коммуника­ции.

Дисциплинарная информационная коммуникация также отличается в зависимости от направления информационного потока в науке и подразде­ляется на горизонтальную, вертикальную (восходящие и нисходящие ин­формационные потоки).

Нисходящие информационно-коммуникативные потоки наблюдаются при перемещении его от более высокого группового или организационного ровня к более низкому. Они проявляются при постановке научно-исследовательских задач руководителями той или иной группы (например, преподаватель даёт задание своим ученикам, руководитель научно-исследовательского института своим нижестоящим коллегам, руководитель ведомства, ответственного за сферу науке подчинённым организациям и проч.).

Восходящие информационно-коммуникативные потоки проявляются при прохождении научной информации от нижестоящего уровня к выше­стоящему с целью информирования руководителя о полученных результа­тах, существующих проблемах в исследованиях. Восходящие информаци­онные потоки осуществляются путем предоставления различных отчётов о проделанной работе, докладов, текстов работ и проч. Восходящие инфор­мационные потоки часто являются формой проявления обратной связи на ранее реализованные нисходящие информационно-коммуникативные пото­ки.

 

3.           Типы информационно-коммуникативных взаимодействий в науке

Характерной чертой постнеонеклассической науки является расшире­ние междисциплинарных исследований. Следовательно, целесообразно вы­делять и междисциплинарный тип информационной коммуникации в науке.

Междисциплинарность современной науки необходимо рассматри­вать в вертикальном и горизонтальном срезах. Вертикальный срез иллюст­рирует в себя взаимодействие всеобщего философского метода познания, общенаучных методов и специальных методов частных наук (подробнее об этом речь будет идти в третьем параграфе данной главы настоящей диссер­тационной работы).

Горизонтальное информационно-коммуникативное взаимодействие осуществляется между равными членами группы или между равнозначны­ми по статусу группами при обсуждении научных проблем или решении поставленных задач.

Конечно, в процессе подобного коммуникативного процесса проис­ходит стратификация научного сообщества, распределяются роли коммуни­кантов как субъектов этого научного сообщества, но вновь отметим, что здесь в фокусе нашего внимания находится информационный аспект коммуникативного процесса, а именно - обмен и передача научной информа­ции.

Вертикальное и горизонтальное междисциплинарное взаимодействие также реализуется на различных уровнях коммуникативной организации науки, среди которых следует выделять непосредственный контакт и обще­ние с коллегами; общение в малой группе; сеть опосредованных коммуни­каций (цитирование, социтирование); сеть формальной коммуникации (от­ношение к организации исследований, подготовке научных кадров); меж­дисциплинарная сеть формальной коммуникации.

В зависимости от используемых знаковых систем информационная коммуникация в науке подразделяется на вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация осуществляется посредством использования языка как знаковой системы в устной или письменной форме. Невербальная информационная коммуникация осуществляется посредством жестов, ми­мики, визуальной информации (графики, схемы, картинки) и др.

По способу установления и поддержания научного информационного контакта выделяют непосредственную (прямую) и опосредованную (дис­танционную) информационную коммуникацию в науке.

Прямые информационные коммуникации осуществляются с использо­ванием вербальных и невербальных средств передачи научной информации в пределах визуального восприятия коммуникантов. Например, во время личной беседы на тему проводимого исследования научного руководителя и его ученика имеют место различные виды коммуникации коммуникация. Например, психологическая, организационная коммуникация могут опре­делять стиль общения участников интеракции, а информационная комму­никация являет собой смысл такого общения - обмен научной информаци­ей. Хотя, конечно, первичным в таком общении может быть налаживание «человеческого» контакта: в этом случае информационная коммуникация отодвигается на второй план.

Опосредованные информационные коммуникации в науке осуществ­ляются с использованием специальных средств коммуникации и/или техни­ческих средств. Так, например, «специальным средством коммуникации» могут выступать различные средства массовой информации, книги или письма. В качестве «технических средств» могут быть использованы теле­фон, видеосвязь, локальные и глобальные электронные коммуникационные сети и т.п. Нетрудно заметить, что при осуществлении опосредованных коммуникаций в науке с использованием СМИ или книг (то есть при осу­ществлении внеличного общения) автор сообщения может даже не знать о том эффекте, который возымело его сообщение. Как правило, в таком слу­чае целью адресанта является осуществление информационной коммуника­ции. В процессе видеоконференции, телефонного разговора, при написании письма обратная реакция приобретает первостепенное значение, но осуще­ствление информационной коммуникации в науке может стать лишь пово­дом для интеракции. Основная же её цель - реализация иных видов комму­никации с целью установления иерархических отношений, психологическо­го контакта и проч.

Информационная коммуникация в науке может различаться также в зависимости от степени формализации информационно-коммуникативного процесса.

Выделяют неформальную информационную коммуникацию, суть ко­торой заключается в отсутствии каких бы то ни было правил передачи ин­формации, построения сообщения, необходимости использования конкрет­ных форм обращения и проч. Неформальную коммуникацию в науке можно наблюдать, например, когда члены одного научно-исследовательского кол­лектива созваниваются друг с другом, чтобы обсудить полученные научные результаты и выработать стратегию проведения дальнейшего исследования.

Формальная коммуникация непосредственно связана с теорией бюро­кратии («власти, основанной на правилах, стандартизации функций, компе­тентности, иерархичности, документообороте») М. Вебера. Формальная коммуникация характерна, как правило, для институциализированных ор­ганизаций; способы осуществления информационно-коммуникативного взаимодействия между членами организации, как правило, устойчивы и предсказуемы.

Формальная информационная коммуникация в науке наблюдается, например, когда члены того же научно-исследовательского коллектива от­читываются перед вышестоящими организациями о результатах проведен­ного научного исследования, направляют письменный отчёт о проделанной работе.

Адресат и адресант коммуникативной интеракции образуют комму­никативную диаду. В организации такие диады связаны в группы, между ними установлен определенный порядок связи, то обусловливает существо­вание сетей коммуникации. Внутренние связи образуют микросеть, внеш­ние - макросети коммуникаций.

Виды информационной коммуникации в науке можно различать и по степени организованности коммуникативного процесса. Поэтому основа­нию выделяют случайные (неинституциональные) и неслучайные (органи­зованные, институциональные) информационные коммуникации в науке.

Неинституциональные коммуникации возникают стихийно, когда происходит незапланированный обмен информацией научного или социального характера между людьми не институциональные информацион­ные коммуникации в науке усиливают уровень самоорганизации в системе науки с точки зрения её содержательной и дисциплинарной структуры. Данный вид коммуникации также способствует самоорганизации нефор­мальных научных сообществ («невидимых колледжей») в науке.

Институциональные информационные коммуникации осуществляют­ся в процессе специально организованных встреч субъектов науки. Данный вид информационной коммуникации влияет на формирование научной идеологии (ценности и нормы, свойственные для научного исследования, стиль и процедуры научных работ, концепции технологического и общена­учного развития) учреждений науки и их подразделений.

Институциональная информационная коммуникация осуществляется в рамках двух типов социальных институтов: духовно-производственных и обслуживающих.

Науку как институт в широком смысле слова следует относить к ду­ховно-производственным институтам, хотя ряд учреждений (библиотеки и архивы), по мнению некоторых исследователей, являются обслуживаю­щими, но имеют непосредственное отношение к обеспечению движения информации в процессе осуществления научной деятельности. Иными сло­вами, информационная коммуникация в науке реализуется как в рамках ду­ховно-производственных, так и обслуживающих институтов, через исполь­зование естественного или искусственного типов коммуникации. По своему характеру информационная коммуникация может быть формальной, не­формальной, прямой (межличностной) и опосредованной (когда информация существует независимо от адресата и адресанта, т. е. не наблюдается непосредственной их связи, даже письменной).

Коммуникацию в науке можно классифицировать в зависимости от направленности интеракции по отношению к адресату. Исходя из этого раз­личают аксиальные и ретиальные коммуникации в науке.

Примером аксиальной коммуникации может стать диалоговая речь или переписка между учёными.

Передачу информации с использованием средств массовой информа­ции, при помощи объявлений или афиш следует отнести к ретиальному ти­пу коммуникации. По сходному механизму происходят и публичные вы­ступления, например, руководителя научного учреждения перед его со­трудниками с объявлением перспектив, целей и ориентиров организации на определенный период времени, а также выступления учёных на различных научных симпозиумах и конференциях.

Многие исследователи в области теории коммуникации различают ви­ды коммуникации по количественному составу коммуникантов, то есть по масштабности процесса коммуникации и выделяют интраперсональную (внутриличностную), межличностную, групповую (внутригрупповую), межгрупповую, организационную и массовую коммуникацию.

Каждый из таких видов обладает весьма существенными отличитель­ными чертами, которые выходят на первый план при профессиональной це­ленаправленной организации информационно-коммуникативного процесса в науке. Это связано с тем, что в зависимости от количества людей, с которыми планируется наладить продуктивную информационную интеракцию, инициатор будет, так или иначе, строить форму подачи своего информаци­онного материала.

 

4.           Уровни научно-информационной коммуникации

На наш взгляд, в данном случае было бы вернее говорить об уровнях коммуникации, так как на каждом из этих уровней могут проявляться лю­бые типы и виды коммуникации.

При рассмотрении информационной коммуникации в науке уровень иптраперсональной коммуникации можно представить, как активный мыс­лительный процесс, поиск определенного решения на основе полученных знаний, поиск первичных идей и гипотез и проч. для их дальнейшего обсу­ждения с коллегами т.п. Здесь представляется возможным наблюдать про­цесс обратной связи, в качестве которой «выступает факт опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе».

Межличностная информационная коммуникация в науке существо­вала на всех исторических этапах становления человеческого общества и институализации науки, сегодня она осуществляется как в рамках верти­кальной, так и горизонтальной междисциплинарной и дисциплинарной ин­формационной коммуникации.

На наш взгляд, межличностная информационная коммуникация сего­дня обладает особой значимостью при подготовке научных кадров в систе­ме «научный руководитель - ученик».

К групповой коммуникации следует относить такой коммуникативный процесс, который происходит в рамках сравнительно небольшой группы, и каждый из членов группы имеет примерно равный шанс участвовать в ин­формационном обмене. В группах, где число участников в пределах 10-12 человек, возможно осуществление прямой и обратной связи между всеми участниками научного обсуждения. Канал прямой связи при осуществлении групповой коммуникации более структурирован, чем при межличностной коммуникации, но осуществление обратной связи остаётся также возмож ным, как и при межличностной коммуникации.

Групповую коммуникацию можно наблюдать и при проведении на­учных «круглых столов» и семинаров, при взаимодействии участников ис­следовательской группы и проч. Для её осуществления используются вер­бальные и невербальные средства при непосредственном общении. Группо­вая коммуникация может происходить и с использованием технических средств. Современные технологии позволяют проводить телефонные кон­ференции в рамках определённой группы, видеоконференции, Интернет-конференции с изображением участников (например, при использовании web-камер) и без (например, интернет-чаты).

Внутригрупповая информационная коммуникация в науке обнаружи­вается в рамках учебных групп при подготовке новых специалистов для различных областей человеческой деятельности. В учебной аудитории воз­можно проведение активных дискуссий, лекций-бесед, если количество членов группы (школьников, студентов или аспирантов) варьируется в пре­делах 10-12 человек.

Межгрупповая информационная коммуникация в науке наблюдается в процессе организованных дискуссий или межличностной коммуникации лидеров мнений каждой из групп, которая, как правило, инициирует про­цесс внутригрупповой коммуникации для обработки полученной информа­ции. Канал прямой связи при осуществлении межгрупповой коммуникации более структурирован, чем при межличностной и внутригрупповой комму­никации, осуществление обратной связи становится более проблематич­ным. Коммуникативные эффекты, на наш взгляд, носят отложенный харак­тер.

Организационная информационная коммуникация в науке представля­ет собой коммуникативные интеракции в пределах той или иной организации, учреждения или между организациями. К такой коммуникации можно отнести взаимодействие члена научной организации с её структурными подразделениями, а также структурных подразделений между собой. Авто­ру представляется, что подобное взаимодействие, прежде всего, относится к процессу организации информационных коммуникаций на различных уровнях коммуникативной организации науки, нежели к процессу передачи собственно научной информации. В крупных научных учреждениях орга­низационный вид информационной коммуникации в науке осуществляется, по большей части, в виде письменных текстов на бумажном или электрон­ном носителе.

Массовая информационная коммуникация наблюдается в том случае, когда сообщение воспринимает большое количество реципиентов, состоя­щее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту адреса­тов или групп адресатов. Использование и развитие данного вида коммуни­кации детерминируется использованием тех или иных технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (информационными агентствами, издательскими домами, студиями и т.д.).

Массовую информационную коммуникацию в науке можно наблю­дать при появлении в средствах массовой информации данных, касающихся научной деятельности, а также специальных передач по научной тематике (например, «Осознание знания»),

К массовой коммуникации следует также относить и одновременную связь с большим числом людей в ограниченном пространстве, позволяю­щую им осуществлять коммуникацию с «лидерами мнений». Такой вид ин­формационной коммуникации в науке реализуется на крупных научных конференциях, симпозиумах и проч. То есть, общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное получение научной информации большим количеством людей.

Вывод по теме:

Таким образом, информационная коммуникация в науке представляет собой сложное системное образование, которое включает в себя следующие её типы и виды, которые проявляются на различных уровнях:

1. в зависимости от исторического этапа развития человеческого об­щества и институализации науки: информационная коммуникация в дона­учный период (в первобытном обществе); информационная коммуникация в пранауке в период античности; донаучная информационная коммуникация в период европейского Средневековья; информационная коммуникация в период формирования классической науки в эпоху Возрождения; информа­ционная коммуникация в классической науке в эпоху Просвещения; ин­формационная коммуникация в неклассической науке эпохи Нового време­ни; информационная коммуникация в неонеклассическая науке конца XIX -начала XX веков; информационная коммуникация в постнеонеклассической науке (начиная с70-х годов XX века).

3.        в зависимости от характера способов и средств передачи и хране­ния информации, то есть от этапа информационной революции: информа­ционная коммуникация в донаучный период, осуществляемая только с ис­пользованием языка (первая информационная революция); информацион­ная коммуникация в донаучный период, осуществляемая только с исполь­зованием языка и письменности (вторая информационная революция); ин­формационная коммуникация в науке и донаучный период, осуществляемая с использованием языка, письменности и книгопечатания (третья информа­ционная революция); информационная коммуникация в науке, осуществ­ляемая уже и с использованием электрической аппаратуры (телефон, теле­граф, радио, телевидение) для скоростного и массового распространения всех видов информации и знаний (четвертая информационная революция); информационная коммуникация в науке, когда особую значимость приоб­ретает использование телекоммуникационных и компьютерных технологий (пятая информационная революция).

4.        В системе информационной коммуникации в науке выделяют дис­циплинарную и междисциплинарную; вербальную и невербальную; непо­средственную (прямую) и опосредованную (дистанционную); неформаль­ную и формальную; случайную (неинституциональную) и неслучайную (организованную, институциональную); аксиальную и ретиальную инфор­мационную коммуникацию.

5.        Вышеперечисленные типы и виды информационной коммуника­ции в науке могут проявляться на различных уровнях коммуникативного взаимодействия: интраперсональном; межличностном; групповом, который подразделяется на межгрупповую и внутригрупповую информационную коммуникацию; организационном, который подразделяется на информаци­онную коммуникацию в рамках организации и между организациями; мас­совом.

Как система, информационная коммуникация в современной науке играет важную роль в развитии самой науки. Так, например, изобретение новых типов носителей информации и способов её хранения (четвёртая и пятая информационные революции) способствовало расширению возмож­ностей человека и учёных, в частности, при осуществлении пря­мых/межличностных (электронная почта, мобильная связь и т.п.) и опосре­дованных (новые технологии в печати, электронные носители информации, Internet-сайты и электронные библиотеки и т.п.) коммуникаций. Упрощение процесса налаживания непосредственного контакта с коллегами, находя­щимися на различных уровнях формальной системы науки, обеспечило, на наш взгляд, расширение неформальных информационных коммуникаций в современной науке. Процесс развития коммуникационных связей и отно­шений (информационных революций) в науке по мере роста масштабов и объёма добываемой научной информации постоянно ускоряется, что свиде­тельствует о повышении роли информационной коммуникации во всей компонентах современной науки.

 


 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»