| ||||||
|
| |||||
Лекция 5. Проблема классификации информационной коммуникации в науке Вопросы:
1. Научная информационная коммуникация в историческом этапе развития человечества. 2. Cредства, способы хранения и передачи информации как особенности нформационной коммуникации. 3. Типы информационно-коммуникативных взаимодействий в науке. 4. Уровни научно-информационной коммуникации
1. Научная информационная коммуникация в историческом этапе развития человечества Информационная коммуникация в науке представляет собой сложное системное образование, охватывающее всю структуру современной науки. При осуществлении её классификации оправданно будет использовать те основания, которые применяются для всего коммуникативного процесса в целом. Следует подчеркнуть, что на протяжении истории существования науки информационный тип коммуникации (как экономический, организационный, аксиологический и психологический) не был статичным, а претерпевал изменения, что было обусловлено как развитием самой системы науки, так видов и форм информационно-коммуникативного процесса. Поэтому при осуществлении специфической классификации информационной коммуникации в науке следует учесть принципиальные изменения, которые происходили в процессе развития науки, а также в процессе развития способов и средств хранения, и передачи информации, то есть характера информационно-коммуникативного процесса. Рассмотрение генезиса информационной коммуникации в науке возможно с позиций интерналистского и экстерналистского подхода к изучению истории науки. Сторонники экстерналистского подхода «поставили своей задачей выявление связей между социально-экономическими изменениями в жизни общества и развитием науки». Данная концепция позволяет рассматривать информационную коммуникацию как неотъемлемую характеристику науки и научной деятельности в их непосредственной взаимосвязи с развитием человека и общества. В процессе становления человеческого общества и институализации науки (а также в донаучный и протонаучный периоды её существования) информационная коммуникация в науке имела соответствующие данному историческому периоду те или иные специфические черты. Так, при распространении знаний в донаучный период (в первобытном обществе) преобладали прямые неформальные информационные коммуникации естественного типа прежде всего посредством языка, о чём речь пойдёт ниже. Это обусловлено тем, что в указанный период какие бы то ни было социальные институты ещё не сформировались (чтобы коммуникация могла приобрести формальный характер), не были сформированы и какие бы то ни было искусственные системы передачи накопленных знаний. Различные знаки и символы, несомненно, использовались первобытным человеком: как правило, в процессе аксиологической, психологической и организационной коммуникации (символы статуса, опасности, наскальные рисунки, изображающие значимые события и т.п.). Однако говорить об информационной коммуникации в науке того периода можно лишь в том случае, если под наукой подразумевать всю совокупность знаний, накопленных первобытным человечеством об окружающем мире и человеке. Существование науки в период античности также нередко ставят под сомнение, характеризуя её бытие в этот исторический период как пранауку, тем не менее, нельзя отрицать огромное влияние античных мыслителей и их идей на становление системы современного научного знания. В науке того периода преобладает (пранауке) межличностная неформальная коммуникация: достаточно вспомнить о том, что ораторское искусство и использование его в диалогах являлось одной из ведущих характеристик ученых мужей того времени. То есть правомерным будет утверждение о том, что «формирование науки в античности осуществлялось на основе устной ком- муникации, личного общения учёных». Среди философов древнего Востока в качестве иллюстрации к данному утверждению, интересен Конфуций (ок. 551-479 гг. до н.э.). Делясь своими знаниями и воззрения со своими учениками, он делал особый акцент на рассказах о культурном наследии прошлого. Конфуций говорил себе: «Я передаю, а не создаю». Таким образом, он сохранял и «популяризировал» традиционные учения и идеи среди своих современников. Но в процессе передачи он часто давал свои собственные интерпретации проблемам и идеями своих предшественников. Ученики Конфуция также унаследовали манеру создания новой интерпретации при передаче и комментировании старых учений: конфуцианские сочинения, как правило, представляют собой комментарии к более древним текстам. В период европейского Средневековья также нельзя ещё говорить о науке в полном смысле слова - познавательная деятельность, как отмечалось ранее, во многом сводится к анализу текстов Священного писания и к изучению трактовок различных понятий. Но здесь уже можно отметить, что на первый план выходит опосредованная коммуникация, так как исследователь того времени работает, в основном, с текстовой информацией. В этот период времени появляются образовательные учреждения, выстраивается иерархия мыслителей церкви, соответственно, наблюдается формализация процессов информационной коммуникации. Таким образом, «развитие научных исканий в средние века осуществлялось на базе матрицы образования, которая существовала внутри религиозной культуры», обусловила преобладание опосредованной информационной коммуникации. В эпоху Возрождения начинается формирование классической науки, то есть особой системы знания, духовного феномена и социального института, которая развивалась вплоть до конца XIX века, когда ей на смену пришла неклассическая наука. Информационно-коммуникативные процессы в науке структурируются, формализуются, выстраивается сложная структура информационной коммуникации, которая включает в себя как опосредованные, так и прямые коммуникативные акты; информационная коммуникация в науке носит как формализованный, так и неформальный характер. В XVII веке появляется такая специфическая форма информационной коммуникации в науке как «невидимые коллегии» (или «невидимые колледжи») учёных, сообщающих в переписке результаты своих исследований, советующихся друг с другом186. Исторически это название восходит к группе взаимодействующих учёных середины XVII века, которые позднее формально организовали Лондонское Королевское общество. В эпоху Просвещения важную роль в развитии науки сыграли салоны, ассоциации литераторов, юристов и др. «особенно в пропаганде достижений наук, в просвещении умов».187 Говорить о принципиальном изменении специфики информационно-коммуникативного взаимодействия в науке в этот период вряд ли целесообразно. Неклассическая наука эпохи Нового времени может быть охарактеризована стремительным нарастанием объёма научной информации, интенсификации взаимодействия в структуре науки, что обусловлено развитием института науки в целом, дисциплинарной структурой научного знания, развитием научно-технического творчества, проникновением науки и её результатов в ежедневную практическую жизнь общества. В конце XIX- начале XX веков в науке наблюдался целый ряд открытий, изменивший ранее существовавшую научную картину мира. В 1896 г. французский физик А. Беккерель открывает явление самопроизвольного излучения урановой соли; в 1897 английский физик Дж. Томсон открывает электрон; в 1900 г. немецкий физик М. Планк предлагает рассматривать энергию электромагнитного излучения как дискретную величину, передающуюся квантами, что легло в основу квантовой теории. В то время было сделано немало других важных открытий, но собственно революционные изменения в физической картине мира были совершены в результате создания великим физиком-теоретиком А. Эйнштейном специальной (1905) и общей (1916) теорий относительности. Новая неонеклассическая наука характеризуется «вхождением субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. Изменяется понимание предмета познания: им стала теперь не реальность «в чистом виде», как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом». Всё это привело к экспоненциальному росту объёма научной информации; вовлечение большего количества людей в научное творчество, использование новых технических средств коммуникации (радио, телефон) приводит к расширению научных дискуссий, нарастанию скорости обмена научной информацией. Начиная с М. Вебера (1864 -1920), немецкого социолога, историка и экономиста, который подчеркивал единство естественных и социальных наук, намечается тенденция на их сближение, что является характерной чертой постнеонеклассической науки. Таким образом, можно отметить постепенное нарастание интенсивности информационно-коммуникативных процессов в науке, вовлечение в них всё большего числа участников-коммуникантов по мере её исторического развития. Данное обстоятельство в 70-х годах XXвека привело к переходу науки на новый этап своего развития, характеризующийся необходимостью решать многие научные задачи путём комплексного использования знаний различных научных дисциплин, учитывая место и роль субъекта в исследуемых системах. Вступление науки в новую (постнеонеклассическую) эпоху характеризуется рядом структурных изменений, растет понимание целостности, системности объектов и процессов, стремление познать их в динамике, что, в свою очередь, актуализирует проблему применения междисциплинарного подхода в процессе научного познания. Сегодня наблюдается стирание граней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, поскольку узкая специализация ограничивает кругозор ученого. Наука является одновременно системой истинного знания об окружающем мире и сложной социальной системой для развития и отражения этого знания, где коммуникация представляет собой форму сбора и представления результатов научной познавательной деятельности. Таким образом, для постнеонеклассической науки характерно выдвижение на первый план по значимости коммуникативной функции науки, в особенности информационной коммуникации, которая становится одним из основных условий реализации принципа междисциплинарности в современной науке.
2. Средства, способы хранения и передачи информации как особенности информационной коммуникации Другим важным критерием для определения особенностей информационной коммуникации в науке и осуществления её классификации, является характер средств и способов хранения, и передачи информации. Иными словами, информационную коммуникацию в науке можно типологизиро-вать в зависимости от изменения характера информационно-коммуникативного процесса, наиболее ярко проявляются на соответствующих этапах информационной революции. Становлению науки предшествовал длительный (донаучный) период человеческой истории, в процессе которого происходило формирование, накопление и систематизация различных разрозненных знаний и навыков, в том числе и «колоссальный по времени период формирования человека... возникновение и развитие его общественно-трудовой деятельности, расширение и упрочение его общественных связей». На начальных этапах человеческой истории объём накопленного знания не был велик, поэтому не возникало необходимости в дополнительной (документальной) его фиксации: знания могли удерживаться просто в человеческой памяти и передаваться из поколения к поколению в устной форме. Способом хранения и передачи информации стал язык. Его распространение и внедрение в человеческую деятельность и сознание составляет содержание первой информационной революции, что обусловило формирование и развитие естественной (языковой) информационной коммуникации. Впоследствии наблюдается расширение человеческой практики, выделяются всё новые и новые сферы деятельности. Данный процесс стимулирует выделение отдельных групп людей, вовлеченных в конкретную сферу человеческой деятельности, требующую строго определенных знаний и навыков: выделяются кузнецы, гончары, охотники и др. В этот период знания всё ещё передаются изустно из поколения в поколение, но уже наблюдается некоторая специализация, так как человеческая память становится неспособной удерживать весь объем знаний, накопленный человечеством за время его существования. Развитие различных сфер человеческой деятельности, расширение сфер человеческого общения вызывает необходимость появления человеческой письменности, что составляет содержание второй информационной революции, обусловившей появление и развитие символического (искусственного) типа информационной коммуникации. В результате изобретения письменности «становится возможным приобщить к знаниям, особенно профессиональным, несопоставимо большее число людей и притом в более сжатые сроки». Таким образом, изобретение письменности позволило оптимизировать процесс информационной коммуникации, то есть обмена знаниями, сведениями, как в рамках одной социальной общности, так и между разными народами и поколениями, что не могло не стимулировать дальнейшее развитие знаний и навыков в различных областях человеческой деятельности. Постепенно разделение труда и развитие письменности привело к появлению отдельных людей или групп людей, ответственных за фиксирование значимых событий, данных и т.п. - предшественников современных ученых. Появление печатного станка, книгопечатания составляет сущность третьей информационной революции: «Новая информационная технология позволяет информации и знаниям легко преодолевать любые пространственные, временные и культурно-цивилизационные барьеры».193 Это в значительной мере интенсифицировало процесс распространения опосредованных коммуникаций. «Применение электрической аппаратуры и основанных на электричестве аппаратов и приборов (телефон, телеграф, радио, телевидение) для скоростного и предельно массового распространения всех видов информации и знаний», то есть четвертая информационная революция значительно ускорила существующие информационно-коммуникативные процессы. Телефон и телеграф обусловил возникновение прямых аксиальных дистанционных коммуникаций, а радио и телевидение - прямых и опосредованных ретиальных информационных коммуникаций в науке. Становится возможной широкое распространение массовой информационной коммуникации в науке. Пятая информационная революция, плавно вытекающая из четвертой, заключается в увеличении значимости использования телекомм3уникационных и компьютерных технологий. Различия между четвёртой и пятой информационными революциями имеют содержательный характер. Телекоммуникационная и компьютерная революция приводит к тому, что информационные технологии и потоки социально значимой информации стали одним из важных факторов глобального и социокультурного развития. В связи с этим необходимость использования информационно-коммуникативных технологий в современной науке становятся нередко предметом отдельных научных исследований и дискуссий. Таким образом, в процессе развития генетически заложенных в человеке физических способностей к осуществлению коммуникации (развитие речевого аппарата, интеллекта и т.п.) в сочетании с эволюцией человеческого общества формируются внеинституциональные (передача из поколения в поколение знаний об окружающем мире, навыков, суеверий и т.п.) и позднее институциональные виды информационной коммуникации в науке. Учитывая дисциплинарный характер современной науки, информационную коммуникацию в науке можно также классифицировать в зависимости от типа передаваемой информации (3) с точки зрения её принадлежности к той или иной научной дисциплине. При таком подходе мы получим следующую классификацию: коммуникация в области химии (1), коммуникация в области физики (2), коммуникация в области биологии (3), коммуникация в области медицины (4), коммуникация в области философии (5) и т.д., и т.п. Естественно, что способы передачи информации в той или иной области научного знания могут иметь свои специфические черты, тем не менее, целесообразно говорить о дисциплинарном типе информационной коммуникации. Это информационно-коммуникативные процессы, происходящие в рамках отдельной дисциплины, которые реализуются на различных уровнях коммуникативной организации науки. К ним можно отнести непосредственный контакт и общение с коллегами; общение в малой группе; сеть опосредованных коммуникаций (цитирование, социтирование); сеть формальной коммуникации (отношение к организации исследований, подготовке научных кадров); дисциплинарную сеть формальной коммуникации. Дисциплинарная информационная коммуникация также отличается в зависимости от направления информационного потока в науке и подразделяется на горизонтальную, вертикальную (восходящие и нисходящие информационные потоки). Нисходящие информационно-коммуникативные потоки наблюдаются при перемещении его от более высокого группового или организационного ровня к более низкому. Они проявляются при постановке научно-исследовательских задач руководителями той или иной группы (например, преподаватель даёт задание своим ученикам, руководитель научно-исследовательского института своим нижестоящим коллегам, руководитель ведомства, ответственного за сферу науке подчинённым организациям и проч.). Восходящие информационно-коммуникативные потоки проявляются при прохождении научной информации от нижестоящего уровня к вышестоящему с целью информирования руководителя о полученных результатах, существующих проблемах в исследованиях. Восходящие информационные потоки осуществляются путем предоставления различных отчётов о проделанной работе, докладов, текстов работ и проч. Восходящие информационные потоки часто являются формой проявления обратной связи на ранее реализованные нисходящие информационно-коммуникативные потоки.
3. Типы информационно-коммуникативных взаимодействий в науке Характерной чертой постнеонеклассической науки является расширение междисциплинарных исследований. Следовательно, целесообразно выделять и междисциплинарный тип информационной коммуникации в науке. Междисциплинарность современной науки необходимо рассматривать в вертикальном и горизонтальном срезах. Вертикальный срез иллюстрирует в себя взаимодействие всеобщего философского метода познания, общенаучных методов и специальных методов частных наук (подробнее об этом речь будет идти в третьем параграфе данной главы настоящей диссертационной работы). Горизонтальное информационно-коммуникативное взаимодействие осуществляется между равными членами группы или между равнозначными по статусу группами при обсуждении научных проблем или решении поставленных задач. Конечно, в процессе подобного коммуникативного процесса происходит стратификация научного сообщества, распределяются роли коммуникантов как субъектов этого научного сообщества, но вновь отметим, что здесь в фокусе нашего внимания находится информационный аспект коммуникативного процесса, а именно - обмен и передача научной информации. Вертикальное и горизонтальное междисциплинарное взаимодействие также реализуется на различных уровнях коммуникативной организации науки, среди которых следует выделять непосредственный контакт и общение с коллегами; общение в малой группе; сеть опосредованных коммуникаций (цитирование, социтирование); сеть формальной коммуникации (отношение к организации исследований, подготовке научных кадров); междисциплинарная сеть формальной коммуникации. В зависимости от используемых знаковых систем информационная коммуникация в науке подразделяется на вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация осуществляется посредством использования языка как знаковой системы в устной или письменной форме. Невербальная информационная коммуникация осуществляется посредством жестов, мимики, визуальной информации (графики, схемы, картинки) и др. По способу установления и поддержания научного информационного контакта выделяют непосредственную (прямую) и опосредованную (дистанционную) информационную коммуникацию в науке. Прямые информационные коммуникации осуществляются с использованием вербальных и невербальных средств передачи научной информации в пределах визуального восприятия коммуникантов. Например, во время личной беседы на тему проводимого исследования научного руководителя и его ученика имеют место различные виды коммуникации коммуникация. Например, психологическая, организационная коммуникация могут определять стиль общения участников интеракции, а информационная коммуникация являет собой смысл такого общения - обмен научной информацией. Хотя, конечно, первичным в таком общении может быть налаживание «человеческого» контакта: в этом случае информационная коммуникация отодвигается на второй план. Опосредованные информационные коммуникации в науке осуществляются с использованием специальных средств коммуникации и/или технических средств. Так, например, «специальным средством коммуникации» могут выступать различные средства массовой информации, книги или письма. В качестве «технических средств» могут быть использованы телефон, видеосвязь, локальные и глобальные электронные коммуникационные сети и т.п. Нетрудно заметить, что при осуществлении опосредованных коммуникаций в науке с использованием СМИ или книг (то есть при осуществлении внеличного общения) автор сообщения может даже не знать о том эффекте, который возымело его сообщение. Как правило, в таком случае целью адресанта является осуществление информационной коммуникации. В процессе видеоконференции, телефонного разговора, при написании письма обратная реакция приобретает первостепенное значение, но осуществление информационной коммуникации в науке может стать лишь поводом для интеракции. Основная же её цель - реализация иных видов коммуникации с целью установления иерархических отношений, психологического контакта и проч. Информационная коммуникация в науке может различаться также в зависимости от степени формализации информационно-коммуникативного процесса. Выделяют неформальную информационную коммуникацию, суть которой заключается в отсутствии каких бы то ни было правил передачи информации, построения сообщения, необходимости использования конкретных форм обращения и проч. Неформальную коммуникацию в науке можно наблюдать, например, когда члены одного научно-исследовательского коллектива созваниваются друг с другом, чтобы обсудить полученные научные результаты и выработать стратегию проведения дальнейшего исследования. Формальная коммуникация непосредственно связана с теорией бюрократии («власти, основанной на правилах, стандартизации функций, компетентности, иерархичности, документообороте») М. Вебера. Формальная коммуникация характерна, как правило, для институциализированных организаций; способы осуществления информационно-коммуникативного взаимодействия между членами организации, как правило, устойчивы и предсказуемы. Формальная информационная коммуникация в науке наблюдается, например, когда члены того же научно-исследовательского коллектива отчитываются перед вышестоящими организациями о результатах проведенного научного исследования, направляют письменный отчёт о проделанной работе. Адресат и адресант коммуникативной интеракции образуют коммуникативную диаду. В организации такие диады связаны в группы, между ними установлен определенный порядок связи, то обусловливает существование сетей коммуникации. Внутренние связи образуют микросеть, внешние - макросети коммуникаций. Виды информационной коммуникации в науке можно различать и по степени организованности коммуникативного процесса. Поэтому основанию выделяют случайные (неинституциональные) и неслучайные (организованные, институциональные) информационные коммуникации в науке. Неинституциональные коммуникации возникают стихийно, когда происходит незапланированный обмен информацией научного или социального характера между людьми не институциональные информационные коммуникации в науке усиливают уровень самоорганизации в системе науки с точки зрения её содержательной и дисциплинарной структуры. Данный вид коммуникации также способствует самоорганизации неформальных научных сообществ («невидимых колледжей») в науке. Институциональные информационные коммуникации осуществляются в процессе специально организованных встреч субъектов науки. Данный вид информационной коммуникации влияет на формирование научной идеологии (ценности и нормы, свойственные для научного исследования, стиль и процедуры научных работ, концепции технологического и общенаучного развития) учреждений науки и их подразделений. Институциональная информационная коммуникация осуществляется в рамках двух типов социальных институтов: духовно-производственных и обслуживающих. Науку как институт в широком смысле слова следует относить к духовно-производственным институтам, хотя ряд учреждений (библиотеки и архивы), по мнению некоторых исследователей, являются обслуживающими, но имеют непосредственное отношение к обеспечению движения информации в процессе осуществления научной деятельности. Иными словами, информационная коммуникация в науке реализуется как в рамках духовно-производственных, так и обслуживающих институтов, через использование естественного или искусственного типов коммуникации. По своему характеру информационная коммуникация может быть формальной, неформальной, прямой (межличностной) и опосредованной (когда информация существует независимо от адресата и адресанта, т. е. не наблюдается непосредственной их связи, даже письменной). Коммуникацию в науке можно классифицировать в зависимости от направленности интеракции по отношению к адресату. Исходя из этого различают аксиальные и ретиальные коммуникации в науке. Примером аксиальной коммуникации может стать диалоговая речь или переписка между учёными. Передачу информации с использованием средств массовой информации, при помощи объявлений или афиш следует отнести к ретиальному типу коммуникации. По сходному механизму происходят и публичные выступления, например, руководителя научного учреждения перед его сотрудниками с объявлением перспектив, целей и ориентиров организации на определенный период времени, а также выступления учёных на различных научных симпозиумах и конференциях. Многие исследователи в области теории коммуникации различают виды коммуникации по количественному составу коммуникантов, то есть по масштабности процесса коммуникации и выделяют интраперсональную (внутриличностную), межличностную, групповую (внутригрупповую), межгрупповую, организационную и массовую коммуникацию. Каждый из таких видов обладает весьма существенными отличительными чертами, которые выходят на первый план при профессиональной целенаправленной организации информационно-коммуникативного процесса в науке. Это связано с тем, что в зависимости от количества людей, с которыми планируется наладить продуктивную информационную интеракцию, инициатор будет, так или иначе, строить форму подачи своего информационного материала.
4. Уровни научно-информационной коммуникации На наш взгляд, в данном случае было бы вернее говорить об уровнях коммуникации, так как на каждом из этих уровней могут проявляться любые типы и виды коммуникации. При рассмотрении информационной коммуникации в науке уровень иптраперсональной коммуникации можно представить, как активный мыслительный процесс, поиск определенного решения на основе полученных знаний, поиск первичных идей и гипотез и проч. для их дальнейшего обсуждения с коллегами т.п. Здесь представляется возможным наблюдать процесс обратной связи, в качестве которой «выступает факт опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе». Межличностная информационная коммуникация в науке существовала на всех исторических этапах становления человеческого общества и институализации науки, сегодня она осуществляется как в рамках вертикальной, так и горизонтальной междисциплинарной и дисциплинарной информационной коммуникации. На наш взгляд, межличностная информационная коммуникация сегодня обладает особой значимостью при подготовке научных кадров в системе «научный руководитель - ученик». К групповой коммуникации следует относить такой коммуникативный процесс, который происходит в рамках сравнительно небольшой группы, и каждый из членов группы имеет примерно равный шанс участвовать в информационном обмене. В группах, где число участников в пределах 10-12 человек, возможно осуществление прямой и обратной связи между всеми участниками научного обсуждения. Канал прямой связи при осуществлении групповой коммуникации более структурирован, чем при межличностной коммуникации, но осуществление обратной связи остаётся также возмож ным, как и при межличностной коммуникации. Групповую коммуникацию можно наблюдать и при проведении научных «круглых столов» и семинаров, при взаимодействии участников исследовательской группы и проч. Для её осуществления используются вербальные и невербальные средства при непосредственном общении. Групповая коммуникация может происходить и с использованием технических средств. Современные технологии позволяют проводить телефонные конференции в рамках определённой группы, видеоконференции, Интернет-конференции с изображением участников (например, при использовании web-камер) и без (например, интернет-чаты). Внутригрупповая информационная коммуникация в науке обнаруживается в рамках учебных групп при подготовке новых специалистов для различных областей человеческой деятельности. В учебной аудитории возможно проведение активных дискуссий, лекций-бесед, если количество членов группы (школьников, студентов или аспирантов) варьируется в пределах 10-12 человек. Межгрупповая информационная коммуникация в науке наблюдается в процессе организованных дискуссий или межличностной коммуникации лидеров мнений каждой из групп, которая, как правило, инициирует процесс внутригрупповой коммуникации для обработки полученной информации. Канал прямой связи при осуществлении межгрупповой коммуникации более структурирован, чем при межличностной и внутригрупповой коммуникации, осуществление обратной связи становится более проблематичным. Коммуникативные эффекты, на наш взгляд, носят отложенный характер. Организационная информационная коммуникация в науке представляет собой коммуникативные интеракции в пределах той или иной организации, учреждения или между организациями. К такой коммуникации можно отнести взаимодействие члена научной организации с её структурными подразделениями, а также структурных подразделений между собой. Автору представляется, что подобное взаимодействие, прежде всего, относится к процессу организации информационных коммуникаций на различных уровнях коммуникативной организации науки, нежели к процессу передачи собственно научной информации. В крупных научных учреждениях организационный вид информационной коммуникации в науке осуществляется, по большей части, в виде письменных текстов на бумажном или электронном носителе. Массовая информационная коммуникация наблюдается в том случае, когда сообщение воспринимает большое количество реципиентов, состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту адресатов или групп адресатов. Использование и развитие данного вида коммуникации детерминируется использованием тех или иных технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (информационными агентствами, издательскими домами, студиями и т.д.). Массовую информационную коммуникацию в науке можно наблюдать при появлении в средствах массовой информации данных, касающихся научной деятельности, а также специальных передач по научной тематике (например, «Осознание знания»), К массовой коммуникации следует также относить и одновременную связь с большим числом людей в ограниченном пространстве, позволяющую им осуществлять коммуникацию с «лидерами мнений». Такой вид информационной коммуникации в науке реализуется на крупных научных конференциях, симпозиумах и проч. То есть, общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное получение научной информации большим количеством людей. Вывод по теме: Таким образом, информационная коммуникация в науке представляет собой сложное системное образование, которое включает в себя следующие её типы и виды, которые проявляются на различных уровнях: 1. в зависимости от исторического этапа развития человеческого общества и институализации науки: информационная коммуникация в донаучный период (в первобытном обществе); информационная коммуникация в пранауке в период античности; донаучная информационная коммуникация в период европейского Средневековья; информационная коммуникация в период формирования классической науки в эпоху Возрождения; информационная коммуникация в классической науке в эпоху Просвещения; информационная коммуникация в неклассической науке эпохи Нового времени; информационная коммуникация в неонеклассическая науке конца XIX -начала XX веков; информационная коммуникация в постнеонеклассической науке (начиная с70-х годов XX века). 3. в зависимости от характера способов и средств передачи и хранения информации, то есть от этапа информационной революции: информационная коммуникация в донаучный период, осуществляемая только с использованием языка (первая информационная революция); информационная коммуникация в донаучный период, осуществляемая только с использованием языка и письменности (вторая информационная революция); информационная коммуникация в науке и донаучный период, осуществляемая с использованием языка, письменности и книгопечатания (третья информационная революция); информационная коммуникация в науке, осуществляемая уже и с использованием электрической аппаратуры (телефон, телеграф, радио, телевидение) для скоростного и массового распространения всех видов информации и знаний (четвертая информационная революция); информационная коммуникация в науке, когда особую значимость приобретает использование телекоммуникационных и компьютерных технологий (пятая информационная революция). 4. В системе информационной коммуникации в науке выделяют дисциплинарную и междисциплинарную; вербальную и невербальную; непосредственную (прямую) и опосредованную (дистанционную); неформальную и формальную; случайную (неинституциональную) и неслучайную (организованную, институциональную); аксиальную и ретиальную информационную коммуникацию. 5. Вышеперечисленные типы и виды информационной коммуникации в науке могут проявляться на различных уровнях коммуникативного взаимодействия: интраперсональном; межличностном; групповом, который подразделяется на межгрупповую и внутригрупповую информационную коммуникацию; организационном, который подразделяется на информационную коммуникацию в рамках организации и между организациями; массовом. Как система, информационная коммуникация в современной науке играет важную роль в развитии самой науки. Так, например, изобретение новых типов носителей информации и способов её хранения (четвёртая и пятая информационные революции) способствовало расширению возможностей человека и учёных, в частности, при осуществлении прямых/межличностных (электронная почта, мобильная связь и т.п.) и опосредованных (новые технологии в печати, электронные носители информации, Internet-сайты и электронные библиотеки и т.п.) коммуникаций. Упрощение процесса налаживания непосредственного контакта с коллегами, находящимися на различных уровнях формальной системы науки, обеспечило, на наш взгляд, расширение неформальных информационных коммуникаций в современной науке. Процесс развития коммуникационных связей и отношений (информационных революций) в науке по мере роста масштабов и объёма добываемой научной информации постоянно ускоряется, что свидетельствует о повышении роли информационной коммуникации во всей компонентах современной науки.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |