Тема 9.  Понятие организационной структуры

 

9.1. Понятие организационной структуры. Виды организационных структур

9.2. Качество управления

 

 

9.1.  Понятие организационной структуры. Виды организационных структур

Одним из основных понятий теории управления является орга­низационная структура системы управления, которая определя­ется как совокупность подсистем, объединенных иерархически­ми взаимосвязями, обеспечивающими распределение функций уп­равления между ЛПР и подчиненными управленцами для дости­жения целей системы.

Под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а так же распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации. 

Основой для появления и функционирования того или иного типа организационной структуры управления на предприятии, а так же залогом увеличения производительности является горизонтальное разделение труда, при котором весь объем работы разбивается на компоненты.

Организационная структура объединяет человеческие и ма­териальные ресурсы, задействованные в управлении, упорядочи­вает связи между ними, должна соответствовать целям, решае­мым задачам, составу и условиям функционирования объекта управления. Организационную структуру определяют следующие характеристики:

- количество звеньев управления;

- количество уровней иерархии;

- степень централизации (децентрализации) управления;

- делегирование полномочий;

- норма управляемости.

Звено (отдел) - это организационно обособленный, самосто­ятельный орган управления, выполняющий определенные функ­ции управления. Связи между звеньями одного уровня иерархии называются горизонтальными и выражают отношение взаимо­действия (координации).

Уровень (ступень) иерархии - это группа звеньев, в которых ЛПР имеют одинаковые полномочия. Связи между уровнями иерархии называются вертикальными и выражают отношение подчинения нижних уровней верхним.

Степень централизации (децентрализации) управления. Систе­ма управления называется централизованной, если принятие ре­шений осуществляется только в центральном (старшем) органе системы. Центральный орган управления имеет право распоря­жаться всеми материальными, финансовыми и людскими ресурсами системы, принимать решения по целеполаганию, перерасп­ределять ресурсы из одной части системы в другую, координиро­вать деятельность всех ее частей.

Система управления называется децентрализованной, если ре­шения принимаются отдельными элементами системы независи­мо от других элементов и не корректируются центральным орга­ном управления. Децентрализованная система обладает тем пре­имуществом, что в ней органы управления максимально прибли­жены к объектам управления. При этом облегчается контроль состояния ОУ, ускоряются получение информации о состоянии объекта управления и окружающей среды, а также выработка управляющих воздействий при изменении этих состояний. Это повышает оперативность управления при небольших воздействи­ях внешней среды, учитываемых в рамках действующего плана.

В реальных системах часть решений принимается централи­зованно, а часть - децентрализованно.

Делегирование полномочий - передача части функций и прав принятия решений нижестоящим системам управления. Исполь­зуется для разгрузки центра, повышения оперативности и каче­ства управления. В этом случае подчиненный действует от имени начальника, но ответственность перед вышестоящими органами полностью сохраняется за руководителем, делегировавшим свои полномочия.

Норма управляемости - число непосредственных подчинен­ных, которыми может эффективно управлять один руководитель. В настоящее время считается, что норма управляемости состав­ляет 5-12 подчиненных на одного руководителя.

Базовыми видами организационных структур считаются:

·     функциональная;

·     линейная;

·     линейно-штабная (линейно-функциональная);

·     проектная (программно-целевая);

·     матричная.

Функциональная структура. Ее еще называют традиционной, или классической. Этот способ структурирования системы управле­ния основан на создании звеньев, соответствующих одноимен­ным функциям управления (планирование, контроль, учет, ана­лиз и др.).

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.15).

 

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

Рис.  Функциональная структура управления

 

Преимущества функциональной структуры управления:

- улучшение координации по уровням иерархии;

- исключение дублирования функций.

Недостатки   функциональной структуры:

- угроза отхода от общей цели, что может привести к конф­ликтам между отделами;

- увеличение длительности цикла управления;

- отсутствие ответственности за результаты функционирова­ния в целом.

 

Линейная структура. В линейной структуре все ее элементы находятся на прямой вертикальной линии подчинения, от верхнего до нижнего уровня. Каждый уро­вень управления подчиняется вышестоящему.

Линейная структура, в свою очередь, имеет две разновиднос­ти или формы: плоскую (от английского flat - плоский) и много­уровневую (в английском языке она называется высокой от сло­ва tall).

Линейная плоская структура имеет мало (2-3) уровней и рас­считана на большое число работников, подчиняющихся одному руководителю. Она проста по форме. В графических документах организационного управления такая структура часто представ­ляется в виде, показанном на рис..

Линейная многоуровневая структура имеет низкую норму уп­равляемости, т.е. небольшое число сотрудников подчиняется од­ному руководителю. Экстремальной моделью такой структуры является двоичное (бинарное) дерево (рис. ).

Преимущество плоской структуры - ее простота. Однако при многоуровневой структуре эффективность труда выше.

Рис. Плоская структура управления

 

 

Рис. Многоуровневая (высокая) структура управления

Линейно-штабная структура. Это сочетание линейной и фун­кциональной структур. При этом в линейной структуре у ЛПР создается одна или несколько групп подчиненных управленцев одного уровня иерархии, отвечающих за отдельные функции уп­равления. Это могут быть эксперты - советники, референты; юри­дические службы, службы охраны труда, контрольные органы.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 16).

 

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения
; ОП - подразделения основного производства.

Рис.  Линейно-функциональная структура управления

 

Необходимость в штабах возникает из-за увеличивающихся функциональных сложностей организации. Таким образом, линейное руководство дополняется штабным. Линейные руководи­тели несут ответственность за достижение первичных, главных целей; штабные отвечают за решение задач, подчиненных глав­ным целям. В общей системе штабные руководители, подчиняясь линейному руководству, выполняют функции консультантов. Однако нередки случаи, когда такая консультативная служба спе­циалистов выступает на первый план и в значительной степени воздействует на всю систему.

Проектная (программно-целевая) структура. Это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Она об­разуется внутри функционального подразделения. Ее члены - это высококвалифицированные специалисты различных областей, собранные вместе для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, группа распускается. Особенностью такой структуры является то, что сотрудники подчиняются одновремен­но двум руководителям - руководителю проекта и руководите­лю отдела, в рамках которого эта группа работает.

Современные проектные структуры, как правило, почти не формализованы, не имеют строгой иерархии подчиненности, от­личаются хорошей адаптивностью к воздействиям извне.

Матричная структура. Развитием проектных структур явля­ется получившая широкое распространение матричная структу­ра. Она представляет собой комбинацию двух видов деления: по функциям и по продукту (рис. 3). В матричной структуре име­ется двойное подчинение: руководителю отдела (функциональ­ная линия) и руководителю проекта. Руководитель проекта оп­ределяет, что и когда должно быть сделано, а руководители под­разделений - каким образом должна быть выполнена эта работа.

Матричная структура имеет ряд очевидных преимуществ. Она дает возможность быстро адаптироваться к изменяющим­ся внутренним и внешним условиям; способствует координации функций, прямому доступу к информации. Недостатками матричной структуры являются сложность и возможные конф­ликты целей.

 

Исследования в практике управления показали, что исполь­зование проектных и матричных структур целесообразно при следующих условиях:

- разрабатываемый проект должен быть уникальным, рабо­та над ним не должна носить рутинный характер;

- происходит частая смена технологии;

- работа группы над проектом должна вестись ограниченное время;

- решение осуществляется за счет общих усилий и способно­стей членов группы.

 

9.2. Качество управления

Требуемое поведение системы может быть осуществлено управлением ее входами, состояниями или тем и другим в различных комбинациях. Само управление реализуемо различными способами. Так, например, равенство спроса и предложения    на    данный    товар можно обеспечить варьированием его цены, изменением производства, изменением дохода потребителей, может быть организовано производство нового продукта, удовлетворяющего те же потребности.

Управление — процесс многовариантный, чем больше сте­пеней свободы имеет объект управления, чем разнообразнее выполняемые им функции, шире диапазоны изменения его пе­ременных, тем больше множество возможных вариантов уп­равления им. Естественным является стремление выбрать такой вариант, который обеспечивает максимальную эффективность управления, достижение цели наилучшим (в данных конкретных условиях) способом. Эта задача становится разрешимой, когда существует количественная характеристика, позволяющая объективно сопоставлять результаты управления, достигаемые различными способами. Такую характеристику называют критерием качества или эффективности управления, а при возможности единой количественной оценки затрат и результатов - критерием оптимальности. Выбор критерия качества управления диктуется назначением системы, целью и условиями ее функционирования и развития. Обычно он задается как функция входных (выходных) переменных, параметров объектов управления, времени. Такую функцию часто называют целевой, поскольку она дает количественную меру цели управления.

Каждому варианту управления соответствует определенное значение целевой функции, и задача оптимального управления обычно заключается в том, чтобы найти и реализовать такой вариант управления, при котором целевая функция принимает экстремальное значение при данных конкретных условиях. При этом параметры и переменные объекта управления и управляющие воздействия могут изменяться лишь в ограниченных пределах. Ограничения могут быть наложены также на объем используемой информации, сложность и время ее обработки и т.д. Под оптимальным понимают такое управление, которое удовлетворяет наложенным на систему ограничениям и доставляет экстремальное значение целевой функции. Так, в управлении цехом может ставиться целью достижение максимального выпуска продукции при заданных ограничениях на ее себестоимость и качество, на производственные мощности, ресурсы сырья, энергии, рабочей силы. Тогда целевая функция должна выражать количественную связь между интенсивностью выпуска и затратами технологических факторов производства. В виде функции тех же факторов должны быть заданы ограничения. Оптимальным будет такое управление, при котором целевая функция достигает максимума. По-иному будет ставиться задача на минимум себестоимости продукции. Таким образом, оптимизация управления требует:

1.    выбора и формулировки целей управления и в соответствии с ними формирования критерия оптимальности;

2. учета ограничений, определяемых конкретными условиями управления: по ресурсам, результатам, качеству, надежности, времени и т. д.

 

 

Термины по теме:

1.       Звено (отдел) - это организационно обособленный, самосто­ятельный орган управления, выполняющий определенные функ­ции управления. Связи между звеньями одного уровня иерархии называются горизонтальными и выражают отношение взаимо­действия (координации).

2.       Степень централизации (децентрализации) управления. Систе­ма управления называется централизованной, если принятие ре­шений осуществляется только в центральном (старшем) органе системы. Центральный орган управления имеет право распоря­жаться всеми материальными, финансовыми и людскими ресурсами системы, принимать решения по целеполаганию, перерасп­ределять ресурсы из одной части системы в другую, координиро­вать деятельность всех ее частей.

3.       Система управления называется децентрализованной, если ре­шения принимаются отдельными элементами системы независи­мо от других элементов и не корректируются центральным орга­ном управления. Децентрализованная система обладает тем пре­имуществом, что в ней органы управления максимально прибли­жены к объектам управления.

4.       Делегирование полномочий - передача части функций и прав принятия решений нижестоящим системам управления. Исполь­зуется для разгрузки центра, повышения оперативности и каче­ства управления.

5.       Норма управляемости - число непосредственных подчинен­ных, которыми может эффективно управлять один руководитель.

6.       Норма управляемости - число непосредственных подчинен­ных, которыми может эффективно управлять один руководитель.

7.       Уровень (ступень) иерархии - это группа звеньев, в которых ЛПР имеют одинаковые полномочия. Связи между уровнями иерархии называются вертикальными и выражают отношение подчинения нижних уровней верхним.

8.       Функциональная структура классическая при которой создаются звенья, соответствующие одноимен­ным функциям управления (планирование, контроль, учет, ана­лиз и др.).

9.       Линейная структура - все элементы находятся на прямой вертикальной линии подчинения, от верхнего до нижнего уровня. Каждый уро­вень управления подчиняется вышестоящему.

10.      Линейно-штабная структура - это сочетание линейной и фун­кциональной структур. В  линейной структуре у ЛПР создается одна или несколько групп подчиненных управленцев одного уровня иерархии, отвечающих за отдельные функции уп­равления.

11.   Проектная (программно-целевая) структура - это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи, об­разуется внутри функционального подразделения.

12.   Матричная структура - представляет собой комбинацию двух видов деления: по функциям и по продукту. В ней име­ется двойное подчинение: руководителю отдела (функциональ­ная линия) и руководителю проекта. Руководитель проекта оп­ределяет, что и когда должно быть сделано, а руководители под­разделений - каким образом должна быть выполнена эта работа.

13.      Количественная характеристика, позволяющая объективно сопоставлять результаты управления, достигаемые различными способами, называют критерием качества или эффективности управления, а при возможности единой количественной оценки затрат и результатов - критерием оптимальности.

 

Вопросы к теме:

1.       Понятие организационной структуры: характеристики

2.       Виды организационных структур: функциональная структура, линейная структура, линейно-штабная структура, проектная (программно-целевая) структура, матричная структура.

3.       Характеристика: критерий качества.

4.       Целевая функция.

 

Литература по теме:

 

Задание:

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»