Тема 8. Сущность и принципы управления

 

1 Сущность и принципы управления

2 Принципы управления в социально-экономических системах

3 Функции управления

 

1.  Сущность и принципы управления

 

Управление - в широком смысле - функция системы, ориентированная либо на со­хранение основного качества, т.е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разру­шению системы в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой про­граммы, обеспечивающей устойчивость функционирования, дос­тижение определенной цели.

Систему, в которой реализуется функция управления, называют системой управления и выделяют в ней две подсистемы: управляющую (осуществляющую функцию управления) и управляемую (объект управления).

В технических системах управляющую подсистему часто называют системой регулирования.

Примени­тельно к социально-экономическим системам используют термин система организационного управления.

В сложных развивающихся системах управляющий и управляемый  блоки могут быть со­вмещены. Такой режим называют саморегулированием.

Если управление осуществляется сознательно, то управляющая система создается субъектом управления, который формирует цель управления. Иногда субъект управления отождествляется с управляющей системой, а в качестве цели принимается выполнение программы управления.

Это особенно характерно для социально-экономических систем.

Для исследования процессов управления в технических системах разработана тео­рия автоматического управления.

Общие прин­ципы управления, разработанные в этой теории, пытаются применить и для управления в соци­ально-экономических системах.

Основные из этих принципов следующие:

1. Принцип разомкнутого или программного управления.

Сущность принципа состоит в том, что управление осуществляется с помощью за­данного алгоритма или программы.

Условно этот принцип управления представлен на рис. 1, на котором показаны: устройст­во, вырабатывающее программу или закон функционирования x(t), устройство управления (которое принято обозначать специальным знаком - кругом, разделенным на секторы), вы­рабатывающее совокупность управляющих воздействий u(t), объект управления, помехи zj, вы­ходной результат Yвых.

В некоторых случаях блок выработки закона управления и управляющее устройство совмещены.

Рис. 1

Схема имеет вид разомкнутой цепи, в которой основное воздейст­вие передается от входа к выходу, выполняя заданную программу (за­кон функционирования).

При таком принципе управления помехи zjмогут исказить желаемое yвых.

Пример. По разомкнутому принципу построены устройства пуска музыкальной шкатулки, магнитофона и др. аудиоустройств, станки с программным управлением, управление конвейером.

2. Принцип компенсации или управления по возмущениям. Этот принцип называют также принципом управления с упреждением.

При таком принципе используется устройство, измеряющее помехи и вырабатываю­щее компенсирующие воздействия, которые корректируют закон управления (рис. 2).

Рис. 2

Устройство такого рода называют компенсирующим устройством.

Пример. Простейшим примером такого принципа являются  устройства,  обеспечивающие ста­билизацию    напряжения    при    колебаниях постоянного тока.

Этот принцип используется при планировании на предприятиях: при разработке планов учитывается, что производительность труда зависит от износа оборудования, от квалификации рабочих, смены и т. п., и при расчете времени на выполнение плановых заданий вводятся соответствующие корректировки в форме коэф­фициентов износа оборудования, коэффициентов сменности и т. п.

 

3. Принцип обратной связи или управление по отклонению.

Рис. 3

Принцип иллюстрируется рис. 3. Получаемые значения yвых корректируются на осно­ве измерения отклонений  от требуемого результата  yтреб

Обратная связь может быть:

- отрицательной - противодействующей тенденциям изменения выходного пара­метра, т.е. направленной на сохранение, стабилизацию требуемого значения параметра (например, стабилизацию выходного напряжения, или в системах организационного управления - количества выпускаемой продукции и т.п.);

- положительной, сохраняющей тенденции происходящих в системе изменений то­го или иного выходного параметра (что используется при разработке генераторов разно­го рода, при моделировании развивающихся систем).

Пример. Обратная связь обеспечивается регулированием рынка рабо­чей силы, т.е. увольнением работников при перепроизводстве товаров, или, напротив, дополнительным прие­мом на работу при необходимости увеличить производство товаров.

4. Совмещение принципов обратной связи и управления с упреждением. Для совершенствования управления используют различные способы совмещения принципов управления (например, модель типа приведенной на рис. 4).

Рис.4

Такая модель является основой адаптации.

Пример. Совмещение принципов используют и в социально-экономических системах. Поскольку реализация принципа обратной связи связана с безработицей и социальными проблемами, при развитии экономики используются компенсационные механизмы в форме социальных программ (пособие по безрабо­тице и т. п.), уменьшающих возможность кризисов.

 

2. Принципы управления в социально-экономических системах

Для соци­ально-экономических систем эти принципы в большей мере используются как объясни­тельные, поскольку практически невозможно в управлении государством исследовать и учесть все многообразные механизмы регулирования - экономические, финансовые, социальные и т. д.

Поэтому в науках об управлении социальными коллективами и сообществами выде­ляют сферы управления (государством, предприятием, научным или учебным коллекти­вом и т. п.) и для этих сфер разрабатывают более конкретные принципы управления, формы и методы их реализации.

В то же время есть в управлении сложными открытыми системами с активными эле­ментами, и в частности, социально-экономическими системами, некоторые общие прин­ципы и способы управления, которые имеет смысл кратко рассмотреть.

Способы управления государством, предприятием. Еще в период становления го­родов-государств Древней Греции возникло два способа управления коллективными работами и сообществами людей, которые существуют и по сей день:

- путем введения правил взаимоотношений между людьми (правил этики, морали, заповедей, законов религии, в последующем - светских законов и правовых норм);

- с помощью чиновничества (т.е. административного аппарата управления комплек­сом работ, общиной, городом, районом, государством).

При выборе первого способа управления говорят о «правовом государстве», управ­ляемом системой законов («Власть – закону»), при выборе второго способа - о «тотали­тарном государстве», управляемом единоличным диктатором или чиновничьим аппара­том («Власть -монарху» или «Власть -чиновникам»).

В современных условиях существуют, как правило, промежуточные формы, которые и являются предметом дискуссий политических партий, придерживающихся разных принципов по поводу форм и методов управления страной.

Управление с помощью целеобразования. Этот способ основан на закономерности самоорганизации, в соответствии с ко­торой активные элементы, входящие в систему, всегда являются носителями организационных тенденций.

На уровне человека и социальных коллективов эта закономерность реализуется с помощью целеобразования.

Если человек ставит цель, то он непременно стремится это реализовать.

Степень сопротивления зависит от типа личности, ее психологических характеристик: бывают конфор­мисты, которые готовы делать то, что делают другие, или даже готовы подчиняться целям других людей, особенно если эти цели выработал коллектив; а бывают, напротив, личности с большой самостоятельностью мышления и сопротивляемостью навязываемым им мнениям и действиям.

Если использовать эту особенность человека как активного элемента социально-экономической системы, его стремление к реализации себя, к самостоятельной поста­новке своих целей (т.е. к целеобразованию, целеполаганию), то можно говорить о спо­собе управления, использующем активность личности и ее стремление к целеобразова­нию.

Способ управления, основанный на участии в целеобразовании активных элементов (человека, предприятия, региона и т. п.) является перспективным. Но этот способ - самый сложный. Не все люди способны к целеобразованию и стремятся участвовать в формули­ровании целей.

В каждой конкретной ситуации нужно выбирать разумное сочетание этих принципов с учетом необходимости и возможности их реализации.

3. Функции управления

Управление в организационных системах можно представить, как последовательность функций, составляющих тех­нологический цикл управления.

Под функцией управления понимают устойчивую упорядочен­ную совокупность операций, основанную на разделении труда в управляющей системе.

В настоя­щее время к основным функциям управления относят:

·     учет;

·     контроль;

·     анализ;

·     прогнозирование;

·     планирование;

·     оперативное управление;

·     организацию и координацию.

Для учета человеческого фактора в отдельную группу выде­ляют функции стимулирование и мотивация.

Учет - система функций, обеспечивающих хранение инфор­мации. Включает ввод-вывод, регистрацию, преобразование формы, поиск, отображение, тиражирование, классификацию, статистическую обработку, выборку, получение агрегирован­ных данных, обеспечение конфиденциальности и целостности информации.

Контроль - система функций, обеспечивающих определение состояния ОУ (измерение, сбор, уточнение данных об объекте управления) и оценку степени отклонения текущего состояния от требуемого по заданным критериям эффективности (оценку со­ответствия состояния системы требуемому).

Анализ - средство, обеспечивающее объяснение причин отклонений состояния системы от требуемо­го и обоснование решения на переход к оперативному управле­нию или планированию.

Функция прогнозирования - это средство снятия неопределен­ности относительно возможной структуры, свойств или закона функционирования системы в будущем.

Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях системы в будущем и/или об альтерна­тивных путях и сроках достижения целевого состояния.

Прогнозы могут быть разделены на группы по периодам уп­реждения и по методам прогнозирования.

По периодам упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различают оперативные (текущие), кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы. Оперативный прогноз, как правило, рассчитан на период времени, в течение которого объект управления существенно не изменяется, краткосрочный - на пер­спективу количественных изменений. Среднесрочный прогноз охватывает период времени, когда количественные изменения преобладают над качественными, долгосрочный - перспективу качественных изменений системы.

Функция планирования состоит в последовательном снятии неопределенности относительно требуемой структуры, свойств, закона функционирования системы или внешней среды.

Тактическое планирование заключается в принятии решения по выбору траектории перевода системы в новое состояние. При этом определяются действия ОУ, порядок использования ресур­сов, решается задача оптимизации с учетом предполагаемых воз­действий внешней среды. Детально прорабатываются средства и способы достижения целей, использования ресурсов, необходи­мые процедуры и технология. Характеристики системы считаются заданными и учитываются как ограничения.

Обычно стратегическое планиро­вание охватывает в несколько раз больший промежуток времени, чем тактическое; оно имеет гораздо более отдаленные послед­ствия, шире влияет на функционирование управляемой системы в целом и использует более мощные ресурсы.

Оперативное управление обеспечивает функционирование си­стемы в рамках действующего плана. Заключается в решении за­дач стабилизации, слежения или выполнения программы управ­ления. Иногда в эту функцию включают задачу оптимизации.

Решения, принятые при планировании или опе­ративном управлении, учитываются в блоке учета и доводятся до объекта управления. После этого начинается новый цикл уп­равления, в котором текущее состояние объекта управления срав­нивается с требуемым, и в зависимости от величины отклонений управляемых характеристик от допустимых отклонений осуществляется переход к оперативному управлению или плани­рованию.

Функция организации заключается в установлении постоянных и временных связей между всеми элементами системы, в опреде­лении порядка и условий их функционирования, в объединении компонентов и ресурсов системы таким образом, чтобы обеспе­чить эффективное достижение намеченных целей.

Функция координации - это согласование действий подсистем в соответствии с целями системы с управлением и поддержание этого согласования на протяжении цикла управления. Наличие нескольких ОУ и подсистем управления приводит к противоре­чию между их частными целями. Это, в свою очередь, приводит к разобщенности действий. Устранение этих противоречий - основ­ная задача координации.

Термины по теме:

1.       Управление - в широком смысле - функция системы, ориентированная либо на со­хранение основного качества, т.е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разру­шению системы в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой про­граммы, обеспечивающей устойчивость функционирования, дос­тижение определенной цели.

2.       Систему, в которой реализуется функция управления, называют системой управления и выделяют в ней две подсистемы: управляющую (осуществляющую функцию управления) и управляемую (объект управления).

3.       Особенность человека как активного элемента социально-экономической системы, его стремление к реализации себя, к самостоятельной поста­новке своих целей - спо­соб управления, использующем активность личности и ее стремление к целеобразова­нию.

4.       Учет - система функций, обеспечивающих хранение инфор­мации. Включает ввод-вывод, регистрацию, преобразование формы, поиск, отображение, тиражирование, классификацию, статистическую обработку, выборку, получение агрегирован­ных данных, обеспечение конфиденциальности и целостности информации.

5.       Контроль - система функций, обеспечивающих определение состояния ОУ (измерение, сбор, уточнение данных об объекте управления) и оценку степени отклонения текущего состояния от требуемого по заданным критериям эффективности (оценку со­ответствия состояния системы требуемому).

6.       Анализ - средство, обеспечивающее объяснение причин отклонений состояния системы от требуемо­го и обоснование решения на переход к оперативному управле­нию или планированию.

7.       Функция прогнозирования - это средство снятия неопределен­ности относительно возможной структуры, свойств или закона функционирования системы в будущем.

8.       Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях системы в будущем и/или об альтерна­тивных путях и сроках достижения целевого состояния.

9.         Функция планирования состоит в последовательном снятии неопределенности относительно требуемой структуры, свойств, закона функционирования системы или внешней среды.

10.      Функция планирования включа­ет задачу принятия решений по целеполаганию (ЗПРц) и задачу принятия решения по действиям (ЗПРд) - совокупность проце­дур по определению требуемого (целевого, оптимального) состо­яния системы и действий по достижению этого состояния, объе­диненных в единый процесс.

11.  Оперативное управление обеспечивает функционирование си­стемы в рамках действующего плана. Заключается в решении за­дач стабилизации, слежения или выполнения программы управ­ления.

12.  Функция организации заключается в установлении постоянных и временных связей между всеми элементами системы, в опреде­лении порядка и условий их функционирования, в объединении компонентов и ресурсов системы таким образом, чтобы обеспе­чить эффективное достижение намеченных целей.

13.      Функция координации - это согласование действий подсистем в соответствии с целями системы с управлением и поддержание этого согласования на протяжении цикла управления.

Вопросы к теме:

1.       Сущность и принципы управления

2.       Основные принципы: способы управления государством, предприятием.

3.       Управление с помощью целеобразования

4.       Функции управления (учет; контроль; анализ;)

5.       Функции управления (прогнозирование; планирование; оперативное управление; организацию и координацию)

 

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»