| ||||||||
|
| |||||||
Тема 8. Сущность и принципы управления1 Сущность и принципы управления 2 Принципы управления в социально-экономических системах 3 Функции управления
1. Сущность и принципы управления
Управление - в широком смысле - функция системы, ориентированная либо на сохранение основного качества, т.е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разрушению системы в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования, достижение определенной цели. Систему, в которой реализуется функция управления, называют системой управления и выделяют в ней две подсистемы: управляющую (осуществляющую функцию управления) и управляемую (объект управления). В технических системах управляющую подсистему часто называют системой регулирования. Применительно к социально-экономическим системам используют термин система организационного управления. В сложных развивающихся системах управляющий и управляемый блоки могут быть совмещены. Такой режим называют саморегулированием. Если управление осуществляется сознательно, то управляющая система создается субъектом управления, который формирует цель управления. Иногда субъект управления отождествляется с управляющей системой, а в качестве цели принимается выполнение программы управления. Это особенно характерно для социально-экономических систем. Для исследования процессов управления в технических системах разработана теория автоматического управления. Общие принципы управления, разработанные в этой теории, пытаются применить и для управления в социально-экономических системах. Основные из этих принципов следующие: 1. Принцип разомкнутого или программного управления. Сущность принципа состоит в том, что управление осуществляется с помощью заданного алгоритма или программы. Условно этот принцип управления представлен на рис. 1, на котором показаны: устройство, вырабатывающее программу или закон функционирования x(t), устройство управления (которое принято обозначать специальным знаком - кругом, разделенным на секторы), вырабатывающее совокупность управляющих воздействий u(t), объект управления, помехи zj, выходной результат Yвых. В некоторых случаях блок выработки закона управления и управляющее устройство совмещены.
Рис. 1 Схема имеет вид разомкнутой цепи, в которой основное воздействие передается от входа к выходу, выполняя заданную программу (закон функционирования). При таком принципе управления помехи zjмогут исказить желаемое yвых. Пример. По разомкнутому принципу построены устройства пуска музыкальной шкатулки, магнитофона и др. аудиоустройств, станки с программным управлением, управление конвейером. 2. Принцип компенсации или управления по возмущениям. Этот принцип называют также принципом управления с упреждением. При таком принципе используется устройство, измеряющее помехи и вырабатывающее компенсирующие воздействия, которые корректируют закон управления (рис. 2).
Рис. 2 Устройство такого рода называют компенсирующим устройством. Пример. Простейшим примером такого принципа являются устройства, обеспечивающие стабилизацию напряжения при колебаниях постоянного тока. Этот принцип используется при планировании на предприятиях: при разработке планов учитывается, что производительность труда зависит от износа оборудования, от квалификации рабочих, смены и т. п., и при расчете времени на выполнение плановых заданий вводятся соответствующие корректировки в форме коэффициентов износа оборудования, коэффициентов сменности и т. п.
3. Принцип обратной связи или управление по отклонению.
Рис. 3 Принцип иллюстрируется рис. 3. Получаемые значения yвых корректируются на основе измерения отклонений от требуемого результата yтреб Обратная связь может быть: - отрицательной - противодействующей тенденциям изменения выходного параметра, т.е. направленной на сохранение, стабилизацию требуемого значения параметра (например, стабилизацию выходного напряжения, или в системах организационного управления - количества выпускаемой продукции и т.п.); - положительной, сохраняющей тенденции происходящих в системе изменений того или иного выходного параметра (что используется при разработке генераторов разного рода, при моделировании развивающихся систем). Пример. Обратная связь обеспечивается регулированием рынка рабочей силы, т.е. увольнением работников при перепроизводстве товаров, или, напротив, дополнительным приемом на работу при необходимости увеличить производство товаров. 4. Совмещение принципов обратной связи и управления с упреждением. Для совершенствования управления используют различные способы совмещения принципов управления (например, модель типа приведенной на рис. 4).
Рис.4 Такая модель является основой адаптации. Пример. Совмещение принципов используют и в социально-экономических системах. Поскольку реализация принципа обратной связи связана с безработицей и социальными проблемами, при развитии экономики используются компенсационные механизмы в форме социальных программ (пособие по безработице и т. п.), уменьшающих возможность кризисов.
2. Принципы управления в социально-экономических системахДля социально-экономических систем эти принципы в большей мере используются как объяснительные, поскольку практически невозможно в управлении государством исследовать и учесть все многообразные механизмы регулирования - экономические, финансовые, социальные и т. д. Поэтому в науках об управлении социальными коллективами и сообществами выделяют сферы управления (государством, предприятием, научным или учебным коллективом и т. п.) и для этих сфер разрабатывают более конкретные принципы управления, формы и методы их реализации. В то же время есть в управлении сложными открытыми системами с активными элементами, и в частности, социально-экономическими системами, некоторые общие принципы и способы управления, которые имеет смысл кратко рассмотреть. Способы управления государством, предприятием. Еще в период становления городов-государств Древней Греции возникло два способа управления коллективными работами и сообществами людей, которые существуют и по сей день: - путем введения правил взаимоотношений между людьми (правил этики, морали, заповедей, законов религии, в последующем - светских законов и правовых норм); - с помощью чиновничества (т.е. административного аппарата управления комплексом работ, общиной, городом, районом, государством). При выборе первого способа управления говорят о «правовом государстве», управляемом системой законов («Власть – закону»), при выборе второго способа - о «тоталитарном государстве», управляемом единоличным диктатором или чиновничьим аппаратом («Власть -монарху» или «Власть -чиновникам»). В современных условиях существуют, как правило, промежуточные формы, которые и являются предметом дискуссий политических партий, придерживающихся разных принципов по поводу форм и методов управления страной. Управление с помощью целеобразования. Этот способ основан на закономерности самоорганизации, в соответствии с которой активные элементы, входящие в систему, всегда являются носителями организационных тенденций. На уровне человека и социальных коллективов эта закономерность реализуется с помощью целеобразования. Если человек ставит цель, то он непременно стремится это реализовать. Степень сопротивления зависит от типа личности, ее психологических характеристик: бывают конформисты, которые готовы делать то, что делают другие, или даже готовы подчиняться целям других людей, особенно если эти цели выработал коллектив; а бывают, напротив, личности с большой самостоятельностью мышления и сопротивляемостью навязываемым им мнениям и действиям. Если использовать эту особенность человека как активного элемента социально-экономической системы, его стремление к реализации себя, к самостоятельной постановке своих целей (т.е. к целеобразованию, целеполаганию), то можно говорить о способе управления, использующем активность личности и ее стремление к целеобразованию. Способ управления, основанный на участии в целеобразовании активных элементов (человека, предприятия, региона и т. п.) является перспективным. Но этот способ - самый сложный. Не все люди способны к целеобразованию и стремятся участвовать в формулировании целей. В каждой конкретной ситуации нужно выбирать разумное сочетание этих принципов с учетом необходимости и возможности их реализации. 3. Функции управленияУправление в организационных системах можно представить, как последовательность функций, составляющих технологический цикл управления. Под функцией управления понимают устойчивую упорядоченную совокупность операций, основанную на разделении труда в управляющей системе. В настоящее время к основным функциям управления относят: · учет; · контроль; · анализ; · прогнозирование; · планирование; · оперативное управление; · организацию и координацию. Для учета человеческого фактора в отдельную группу выделяют функции стимулирование и мотивация. Учет - система функций, обеспечивающих хранение информации. Включает ввод-вывод, регистрацию, преобразование формы, поиск, отображение, тиражирование, классификацию, статистическую обработку, выборку, получение агрегированных данных, обеспечение конфиденциальности и целостности информации. Контроль - система функций, обеспечивающих определение состояния ОУ (измерение, сбор, уточнение данных об объекте управления) и оценку степени отклонения текущего состояния от требуемого по заданным критериям эффективности (оценку соответствия состояния системы требуемому). Анализ - средство, обеспечивающее объяснение причин отклонений состояния системы от требуемого и обоснование решения на переход к оперативному управлению или планированию. Функция прогнозирования - это средство снятия неопределенности относительно возможной структуры, свойств или закона функционирования системы в будущем. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях системы в будущем и/или об альтернативных путях и сроках достижения целевого состояния. Прогнозы могут быть разделены на группы по периодам упреждения и по методам прогнозирования. По периодам упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различают оперативные (текущие), кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы. Оперативный прогноз, как правило, рассчитан на период времени, в течение которого объект управления существенно не изменяется, краткосрочный - на перспективу количественных изменений. Среднесрочный прогноз охватывает период времени, когда количественные изменения преобладают над качественными, долгосрочный - перспективу качественных изменений системы. Функция планирования состоит в последовательном снятии неопределенности относительно требуемой структуры, свойств, закона функционирования системы или внешней среды. Тактическое планирование заключается в принятии решения по выбору траектории перевода системы в новое состояние. При этом определяются действия ОУ, порядок использования ресурсов, решается задача оптимизации с учетом предполагаемых воздействий внешней среды. Детально прорабатываются средства и способы достижения целей, использования ресурсов, необходимые процедуры и технология. Характеристики системы считаются заданными и учитываются как ограничения. Обычно стратегическое планирование охватывает в несколько раз больший промежуток времени, чем тактическое; оно имеет гораздо более отдаленные последствия, шире влияет на функционирование управляемой системы в целом и использует более мощные ресурсы. Оперативное управление обеспечивает функционирование системы в рамках действующего плана. Заключается в решении задач стабилизации, слежения или выполнения программы управления. Иногда в эту функцию включают задачу оптимизации. Решения, принятые при планировании или оперативном управлении, учитываются в блоке учета и доводятся до объекта управления. После этого начинается новый цикл управления, в котором текущее состояние объекта управления сравнивается с требуемым, и в зависимости от величины отклонений управляемых характеристик от допустимых отклонений осуществляется переход к оперативному управлению или планированию. Функция организации заключается в установлении постоянных и временных связей между всеми элементами системы, в определении порядка и условий их функционирования, в объединении компонентов и ресурсов системы таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение намеченных целей. Функция координации - это согласование действий подсистем в соответствии с целями системы с управлением и поддержание этого согласования на протяжении цикла управления. Наличие нескольких ОУ и подсистем управления приводит к противоречию между их частными целями. Это, в свою очередь, приводит к разобщенности действий. Устранение этих противоречий - основная задача координации. Термины по теме:1. Управление - в широком смысле - функция системы, ориентированная либо на сохранение основного качества, т.е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разрушению системы в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования, достижение определенной цели. 2. Систему, в которой реализуется функция управления, называют системой управления и выделяют в ней две подсистемы: управляющую (осуществляющую функцию управления) и управляемую (объект управления). 3. Особенность человека как активного элемента социально-экономической системы, его стремление к реализации себя, к самостоятельной постановке своих целей - способ управления, использующем активность личности и ее стремление к целеобразованию. 4. Учет - система функций, обеспечивающих хранение информации. Включает ввод-вывод, регистрацию, преобразование формы, поиск, отображение, тиражирование, классификацию, статистическую обработку, выборку, получение агрегированных данных, обеспечение конфиденциальности и целостности информации. 5. Контроль - система функций, обеспечивающих определение состояния ОУ (измерение, сбор, уточнение данных об объекте управления) и оценку степени отклонения текущего состояния от требуемого по заданным критериям эффективности (оценку соответствия состояния системы требуемому). 6. Анализ - средство, обеспечивающее объяснение причин отклонений состояния системы от требуемого и обоснование решения на переход к оперативному управлению или планированию. 7. Функция прогнозирования - это средство снятия неопределенности относительно возможной структуры, свойств или закона функционирования системы в будущем. 8. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях системы в будущем и/или об альтернативных путях и сроках достижения целевого состояния. 9. Функция планирования состоит в последовательном снятии неопределенности относительно требуемой структуры, свойств, закона функционирования системы или внешней среды. 10. Функция планирования включает задачу принятия решений по целеполаганию (ЗПРц) и задачу принятия решения по действиям (ЗПРд) - совокупность процедур по определению требуемого (целевого, оптимального) состояния системы и действий по достижению этого состояния, объединенных в единый процесс. 11. Оперативное управление обеспечивает функционирование системы в рамках действующего плана. Заключается в решении задач стабилизации, слежения или выполнения программы управления. 12. Функция организации заключается в установлении постоянных и временных связей между всеми элементами системы, в определении порядка и условий их функционирования, в объединении компонентов и ресурсов системы таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение намеченных целей. 13. Функция координации - это согласование действий подсистем в соответствии с целями системы с управлением и поддержание этого согласования на протяжении цикла управления. Вопросы к теме:1. Сущность и принципы управления 2. Основные принципы: способы управления государством, предприятием. 3. Управление с помощью целеобразования 4. Функции управления (учет; контроль; анализ;) 5. Функции управления (прогнозирование; планирование; оперативное управление; организацию и координацию)
| ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |