| ||||||||
|
| |||||||
Терминологический словатьТермины по теме №41. Системный анализ — подход к изучению объектов и явлений, предполагающий их рассмотрение как развивающихся систем с выделением структуры (состава элементов и связей между ними), а также законов преобразования и развития системы в целом. 2. Системный анализ может также рассматриваться как методология построения организации, поскольку организации могут рассматриваться как то, что реализует методологию решения проблем. Оба эти определения неразрывно связаны 3. В центре методологии системного анализа находится операция количественного сравнения альтернатив, которая выполняется с целью выбора альтернативы, подлежащей реализации. 4. Принцип системности предполагает логическое проведение анализа начиная с входных параметров системы (ресурсы системы, условия функционирования), преобразований в системе (обработка сырья и материалов с использованием технологического оборудования и технологий) до выходных параметров системы (конечный продукт) 5. Принцип комплексности предполагает рассмотрение системы со всех сторон. Объект, расположенный в пространстве, имеет шесть сторон: лицевую, обратную, основание расположения объекта, верх объекта, левую и правую стороны. 6. Принцип моделирования. Объект исследования представляет собой систему, все свойства которой изучить очень сложно и дорого. Поэтому исследователи упрощают систему. Упростить систему без потери сложности взаимовлияния элементов можно с помощью моделирования. Принцип моделирования в системном анализе состоит в том, что исследователь изучает только те свойства системы, которые его интересуют, накладывая определенные ограничения и условия на остальные свойства. 7. Алгоритм анализа систем: a) изучение системы b) формулирование главной и частной целей систем c) определение главного и частных критериев оценки качества системы d) определение входа, выхода системы, обратной связи e) выделение элементов системы, определение показателей функционирования каждого элемента системы f) определение показателей функционирования отдельных элементов системы g) построение по результатам этого анализа обобщенных выводов по существованию и функционированию системы h) принятие решения на выполнение задач синтеза системы.
8. Синтез систем — построение новой (коррекция, реконструирование старой) системы — системы с новыми качествами 9. Исходными принципами разработки современных систем являются: a) большие масштабы b) наличие определенной целостности, функционального единства c) сложность (полифункциональность) поведения; d) высокая степень автоматизации e) нерегулярное, статистически распределяющееся во времени поступление внешних воздействий. 10. Правила синтеза систем: a) Определение объекта синтеза b) Определение предмета синтеза c) Определение цели синтеза d) Определение задач синтеза e) Определение методов решения задач синтеза f) Выполнение синтеза системы g) Формирование результатов синтеза h) Проверка степени достижения цели i) Выводы по результатам синтеза
Термины по теме №51. 1) К теоретическим методам исследования систем можно отнести следующие: • метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры систем в знаковой форме с помощью искусственных языков и символов. • метод аксиоматизации, основанный на получении результатов исследования на базе логических аксиом; • метод идеализации, предполагающий изучение элемента или компонента системы, наделенного некими гипотетическими идеальными свойствами. • метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от логического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта к целостному конкретному его познанию. 2. 2) К эмпирическим методам можно отнести: • метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования; • метод измерения, позволяющий дать определенными единицами измерения численную оценку исследуемого свойства объекта; • метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом. • метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях. Условия могут натурные или моделированные. 3. 3) Теоретико-эмпирические методы исследования могут включать: • метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта, и изучение в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели. • метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция); • метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т. п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект. 4. 4) Ндeниe — система фикcaции и peгиcтpaции свойств и cвязeй изyчaeмoгo oбъeктa в ecтecтвeнныx ycлoвияx или в иcкyccтвeннoм, cпeциaльнo opгaнизoвaннoм, экcпepимeнтe. 5. 5) Фкции мeтoдa наблюдения: фикcaция и peгиcтpaция инфopмaции; пpeдвapитeльнaя клaccификaция нayчныx фaктoв, cpaвнeниe зaфикcиpoвaнныx фaктoв c тeм, чтo извecтнo в нayкe, c фaктaми, xapaктepизyющими дpyгиe пoдoбныe cиcтeмы. 6. 6) Эcпepимeнт — cиcтeмa пoзнaвaтeльныx oпepaций, кoтopыe ocyщecтвляютcя в oтнoшeнии oбъeктoв, пocтaвлeнныx в тaкиe cпeциaльнo coздaвaeмыe ycлoвия, кoтopыe дoлжны cпocoбcтвoвaть oбнapyжeнию, cpaвнeнию, измepeнию oбъeктивныx cвoйcтв, cвязeй, oтнoшeний oбъeктoв и (или) пpoвepкe иcтиннocти тeopии в oтнoшeнии этиx cвoйcтв, cвязeй, oтнoшeний. 7. 7) Измepeниe кaк мeтoд ecть cиcтeмa фикcaции и peгиcтpaции кoличecтвeнныx xapaктepиcтик измepяeмoй cиcтeмы. Измepeниe — бoлee тoчнoe пoзнaвaтeльнoe cpeдcтвo. Цeннocть измepeния в тoм, чтo oнo дaeт тoчныe, кoличecтвeннo oпpeдeлeнныe cвeдeния oб oкpyжaющeй дeйcтвитeльнocти. 8. 8) Сpaвнeниe — oдин из нaибoлee pacпpocтpaнeнныx мeтoдoв пoзнaния. Сpaвнeниe пoзвoляeт ycтaнoвить cxoдcтвo и paзличиe пpeдмeтoв и явлeний дeйcтвитeльнocти. В peзyльтaтe cpaвнeния выявляeтcя тo oбщee, чтo пpиcyщe двyм или нecкoльким oбъeктaм. 9. 9) Описание — специфический метод получения эмпиpикo-тeopeтичecкoгo знания. Его сущность — в систематизации данных, полученных в peзyльтaтe нaблюдeния, экcпepимeнтa, измepeния. Блaгoдapя cиcтeмaтизaции фaктoв, oбoбщaющиx oтдeльныe cтopoны явлeний, пpoцecc, пpeдмeт oтpaжaютcя в цeлoм кaк cиcтeмa. Термины по теме №6
1) Цель с позиции субъекта определяется как цель анализа, описания, проектирования (создания или реорганизации) и управления: · цель анализа объекта — выявить наличие и место противоречий (проблемной ситуации), причин их возникновения и способов устранения; · цель описания объекта — представить проблемную ситуацию в виде, удобном для анализа; · цель проектирования (создания или реорганизации) объекта — разрешить проблемную ситуацию посредством создания нового объекта или реорганизации старого; · цель управления — поддержание функционирования объекта в соответствии с заданием.
2) Потребность — объективная необходимость во взаимодействии (ресурсном обмене) с окружающей средой для сохранения функционирования и развития объекта.
3) Желание — субъективная осознанная потребность, соотнесенная с конкретным результатом ее удовлетворения. Субъективность желания состоит в том, что, с одной стороны, мы можем желать только то, о чем знаем и понимаем (или нам кажется, что понимаем): с другой стороны, чтобы появилось желание, надо осознать, что потребность имеется.
4) Проблема — разность между желаемым и действительным состояниями объекта, ликвидация которой не является очевидной. Из субъективной проблемной ситуации вытекает цель-намерение.
5) Цель — субъективный образ несуществующего, но желаемого состояния объекта, которое решило бы возникшую проблему. Рассмотрим некоторые важные особенности цели: Цель находится в непосредственной зависимости от потребности и является в этом процессе ее прямым следствием. Выбор цели сугубо субъективный, т. е. основан на конкретном знании индивида или сообщества (нельзя желать того, о чем не знаешь) и направлен на удовлетворение конкретной жизненной потребности. Цель конкретна. Удовлетворение цели может принести только конкретный результат, полученный с помощью конкретных средств в конкретных условиях. Цель несет в себе элементы неопределенности, что неизбежно приводит к некоторому рассогласованию фактически полученного результата и того, что было запланировано. Цель можно рассматривать в качестве средства оценки будущего результата
6) Цель — это одна из центральных категорий теории систем и системного анализа. Цель определяют как желаемое состояние системы, как определенную реакцию на выходе системы, как инвариант поведения системы (какое бы поведение ни осуществляла система, она стремится к определенной точке). Цели неотделимы от средств их достижения. То, что является целями с одной точки зрения, является средствами — с другой. То, что целесообразно сделать, часто зависит от того, что возможно сделать. 7) Критерий — это правило, или норма, по которому отбираются те или иные средства достижения цели. Цель в общем случае указывает направление действия («достигнуть Марса», «произвести 1 млн. тонн стали»). Термины по теме №71. Экономический анализ – одна из важнейших функций управления. Поэтому его назначение необходимо исследовать, исходя из его целей и задач, его роли в управлении хозяйственной системой. 2. Функцию экономического анализа можно определить как выявление и исследование экономических свойств и отношений объектов. 3. В качестве входа экономического анализа как системы может выступать как объект в целом, так и его свойства. 4. Объектом экономического анализа является хозяйственная система или процесс, свойства которых следует выявить и исследовать. 5. Исследуемые свойства и параметры объекта – предмет экономического анализа. 6. Количественная определенность предмета экономического анализа – экономическая величина. 7. Величина аддитивна, если на множестве объектов измерения ей может быть придан смысл операции сложения. 8. К экстенсивным относят величины, для которых выполняется принцип аддитивности. 9. Величины, которые можно измерить в интервальных шкалах – метрические величины. 10. В процессе экономического анализа определение экономической величины проходит следующие стадии: ·концептуализация – качественное теоретическое описание сущности определяемого свойства (величины); · формализация – установление количественных параметров, определяющих анализируемую величину, а также наличия и формы логических и формальных зависимостей между ними; ·операционализация – указание способов идентификации, измерения, конструирования, моделирования и анализа отображаемой в понятии величины. 11. Направления в понимании показателя: - первое связанно с отождествлением показателя и индикатора. Под индикатором понимаются объекты или явления, объективно существующие, наблюдаемые, выбираемые исследователем, на основании которых судят о других объектах, их свойствах, характеристиках, состояниях. - второе: под показателем понимают инструмент исследования, в качестве которого выступает специально конструируемая модель, предназначенная для измерения исследуемых объектов и их свойств; - третье: показатели – это числа, являющиеся результатом исследования, характеризующие ту или иную особенность общественных явлений. 12. Можно выделить четыре типа характеристик объектов, которые могут служить базовыми для сравнения с ними параметров данного объекта: 1) фактическое значение показателей другого объекта (физическое измерение); 2) фактическое значение показателей данного объекта в разные моменты или периоды времени (динамическое измерение); 3) ожидаемые значения показателей для данного объекта (прогнозное измерение); 4) точно установленные каким-либо образом значения показателей для данного объекта (контрольное измерение).
| ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |