Лекция 10.

 

Лекция 10. Внелегальная экономика.

1.      Понятие внелегальной экономики.

2.      Структура внелегальной экономики.

3.      Внелегальный рынок как институциональная система.

 

 

 

1.Понятие внелегальной экономики.

Проблемы внелегальной экономики привлекли внимание исследователей еще в 30-х годах. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П.Гутманна (США) "Подпольная экономика" (1977 г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли.

В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем.

В 1991 г. в Женеве прошла конференция  европейских статистиков, посвященных  скрытой и неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное  руководство по статистике нелегальной экономики в странах с рыночной системой хозяйствования. Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и мониторингу неформального сектора (1992, 1993), в том числе специально для стран СНГ.

В мае 1996 г. на совместном заседании  ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов нелегальной экономики. В Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики.

В отечественной науке и экономической  практике интерес к проблемам нелегальный экономики отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическими причинами. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.

В настоящее время единого общепринятого универсального понятия нелегальной экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, внелегальная экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.

Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение внелегальной экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.

Внелегальная экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Внелегальная экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться внелегальной экономической деятельностью. Впервые «внелегальная» экономика наиболее громко заявила о себе в 1930-е годы, когда итальянская мафия вторглась в американскую экономику и на пиратский манер взяла ее «на абордаж». С тех пор «внелегальная» экономика превратилась из проблемы правоохранительных органов в экономическую и общегосударственную проблему. В 1930-е годы появились исследования, которые касались только криминальной стороны такой деятельности. В 1970-е годы к изучению «внелегальной» деятельности подключились экономисты. Автором одной из первых работ, посвященных изучению всех аспектов «внелегальной» экономической деятельности, был американский ученый П. Гутман. В своей статье под названием «Подпольная экономика» он убедительно показал, что недоучитывать «внелегальную» деятельность нельзя. Серьезной проблемой стал теневой товарооборот в позднем СССР, составляя в 1986 году 10 млрд. рублей.

Термин «теневая экономика» произошел  от немецкого слова «Schattenwirtschaft». «Теневую» экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, «внелегальная» экономика – это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа. Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно тесно связана с «белой», официальной экономикой.

Внелегальная экономика – сфера, в которой экономическая деятельность осуществляется вне рамок закона, т.е. сделки совершаются без использования закона, правовых норм и формальных правил хозяйственной жизни.

Термином "внелегальная экономика" обозначают обычно такую ситуацию: тайные, незарегистрированные, нелегальные компании и промышленные предприятия, не платящие налогов, конкурируют, используя нечестные методы, с компаниями и предприятиями, уважающими закон и своевременно уплачивающими все налоги. Дельцы черного рынка - это пираты, укрывающие от казны средства, которые могли бы быть использованы для решения социальных проблем и укрепления самой структуры общества. Такой тип мышления, как доказывает Эрнандо де Сото, абсолютно ошибочен. В странах, подобных Перу, проблемой является не черный рынок, а само государство. Внелегальная экономика есть стихийная и творческая реакция народа на неспособность государства удовлетворять основные потребности обнищавших масс. Парадокс в том, что данное исследование, выполненное институциналистом, защищающим экономическую свободу, содержит непревзойденное по силе и суровости обвинение в адрес правительств третьего мира и в то же время показывает бессодержательность радикальной марксистской критики экономической отсталости развивающихся стран.

Основной причиной внелегального осуществления экономической деятельности являются высокие трансакционные издержки, связанные с действием в рамках закона. Главным образом речь идет о высоких издержках заключения контракта, издержках спецификации и защиты прав собственности и издержках защиты от третьих лиц. Впрочем, Э. де Сото предлагает объединить эти издержки в один термин «цену подчинения закону». Цена подчинения закону включает в себя:

·     издержки доступа к закону — затраты на регистрацию юридического лица, на получение лицензий, открытие счета в банке, получение юридического адреса и выполнение иных формальностей;

·     издержки продолжения деятельности в рамках закона, связанные с необходимостью выплаты налогов, подчинением требованиям закона в области трудовых отношений, регулирующие длительность рабочего дня, минимальную заработную плату, социальные гарантии, а также судебные издержки при решении конфликтов в рамках легальной судебной системы.

Стоит подчеркнуть, что цена подчинения закону включает не только прямые денежные затраты, но и затраты времени на выполнение тех или иных процедура. Причем именно эта составляющая часто бывает особенно велика. Например, процедура получения разрешения на строительство жилого дома в Лиме занимает в общей сложности 4 года 1 месяц.

Существует прямая зависимость между высокой ценой подчинения закону и значительными размерами внелегальной экономики. Однако совершение сделок во внелегальном режиме тоже связано с издержками. Экономя на одном типе издержек, действующие внелегально экономические субъекты несут бремя других издержек — они вынуждены платить цену внелегальности.

Цена внелегальности складывается из нескольких элементов:

- издержки, связанные с уклонением от легальных санкций, принимают форму платы за услуги налоговых и иных консультантов. Сюда же следует включить издержки на ведение "двойной" бухгалтерии и потери от возникающих в этой связи трудностей учета и контроля на предприятии;

- издержки, связанные с трансфертом доходов. Даже уклоняющиеся от уплаты налогов экономические субъекты делятся полезным эффектом от своей деятельности с государством, но ничего не получая от него взамен. В отличие от легальных экономических субъектов внелегальные не могут обратиться к государству за защитой нарушенных прав собственности;

- издержки, связанные с уклонением от налогов и начислений на заработную плату. Уклонение от выплаты подоходного налога, обязательных платежей в фонд социального страхования, в пенсионный фонд позволяет предприятию экономить на оплате труда, но при этом снижает стимулы к замещению труда капиталом и техническому перевооружению. Дешевый труд "развращает" предприятие. Далее, процедура взимания налога на добавленную стоимость ограничивает сферу внелегальной деятельности только крайними точками производственной цепочки, розничной торговлей и начальными этапами обработки сырья;

- издержки, связанные с отсутствием легально зафиксированных прав собственности. Внелегальная спецификация прав собственности может осуществляться только в рамках социальных структур, на основе социальных санкций и персонификации отношений. Права собственности устанавливаются и защищаются социально (на основе традиционного соглашения), а не легально (на основе гражданского соглашения). Поэтому издержки на обмен и защиту правомочий чрезвычайно низки, но при условии, что все трансакции совершаются внутри социальной структуры – клана, семейно-родственных отношений, соседской общины, национальной диаспоры и т. д. В любой сделке с участием человека "со стороны" социальные механизмы защиты прав собственности перестают действовать. Следовательно, продать правомочие можно лишь четко ограниченному кругу людей, среди которых вовсе не обязательно найдется покупатель, готовый заплатить наивысшую цену (т.е. наиболее эффективный собственник правомочия). Помимо невыполнения теоремы Коуза, результат ограничения обмена правомочиями кругом определенных лиц заключается в невозможности капитализировать право собственности, невозможности свободно продавать правомочия. Ведь нельзя же продать самовольно захваченный участок земли. Э. де Сото использует термин "омертвленный капитал" для описания зафиксированных внелегально прав собственности: этот капитал нельзя использовать в качестве залога, инвестировать в него, свободно продать, а иногда и просто передать по наследству;

- издержки, связанные с невозможностью использования контрактной системы. Внелегальная процедура заключения контрактов затрудняет реализацию долгосрочных проектов, в которых участвуют многие экономическиесубъекты;

- издержки, связанные с исключительно двухсторонним характером внелегальной сделки. Стремление к сокрытию деятельности и ее результатов от закона побуждает максимально ограничивать круг участников внелегальной сделки. Внелегальная сделка носит преимущественно двухсторонний характер. Третьи лица, чьи интересы потенциально затрагиваются сделкой (например, жители близлежащих от стихийных рынков кварталов), исключены из круга ее участников, и, следовательно, их интересы в ней не учитываются. Иными словами, право на запрещение вредного использования остается, как правило, вне сферы регулирования внелегального права;

- издержки доступа к внелегальным процедурам разрешения конфликтов. Легальная судебно-правовая система имеет несколько субститутов – семейно-родственные механизмы разрешения конфликтов и мафиозные структуры. Использование обеих альтернатив для разрешения возникающих конфликтов связано с издержками. 

Известны многие примеры сосуществования легальной и вне- легальной систем прав собственности. В командной экономике„ несмотря на закрепленный в законе общенародный характер собственности, основные правомочия реально находились в руках бюрократии, как партийной, так и административной (министерства, главки). Соответственно, существовали и альтернативные механизмы разрешения конфликтов, принимавшие форму торгов и сделок, где в качестве предмета обмена выступали не только товары и услуги, но и положение в обществе, власть и подчинение, законы и права их нарушать.

Еще более яркий пример дуализма представляет собой экономика Перу и других латиноамериканских стран, где государственная судебно-правовая система и защищаемые ею права собственности лежат в основе лишь незначительной части сделок. Как показал Э. де Сото, деятельность целых секторов экономики — розничной торговли, общественного транспорта, строительства и др. — регулируется на основе внелегальной системы прав собственности.

 

 

2. Структура внелегальной экономики.

Структуру внелегальной экономики составляют три основных сектора: неофициальная, фиктивная и криминальная экономика. Для начала рассмотрим неофициальную экономику.

 Неофициальная экономика – легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место нефиксируемое с целью минимизации издержек производство товаров и услуг. Все укрываемые от государства виды деятельности не могут регулироваться нормами права и требуют применения отличных от легальных механизмов защиты прав собственности.

В Перу по сравнению с богатыми общинами в бедных кварталах больше торговцев, продающих товар за наличные на улицах или соседям, и они больше торгуют в гаражах, во дворах, на блошиных рынках и в обменных пунктах, где продают за наличные подержанный или украденный товар. Такие экономические системы по обмену товаров и услуг функционируют в качестве неофициальной или параллельной экономики в основном вне контроля и надзора со стороны правовых институтов и обычных финансовых структур, не подчиняясь их правилам. Они сохраняют эту независимость и гибкость, действуя на основе наличности. Это не столько черный, сколько серый рынок, и он не столько противозаконен, сколько вне закона.

Так же, как и в жизни бедных людей, наличные деньги остаются главной  формой денег в нелегальных секторах экономики - в торговле наркотиками, укрывательстве краденого, проституции, взяточничестве, шантаже, вымогательстве и азартных играх. Предприятия, которые  прокручивают большое количество наличных денег, например, компании по продаже  аппаратуры, магазины, торгующие порнографией, и пассажи с магазинами по продаже  видеотехники, стали соблазнительными мишенями для криминальных элементов. Высокие объемы наличных на таких  предприятиях дают возможность их владельцам направлять доходы от нелегальной деятельности в легальную экономику, где их можно перевести в банковские счета и другие формы денег, которые могут быть использованы как часть бумажной и электронной системы.

Наличные стали иметь такое  большое значение в жизни бедных людей, что правительство выпустило  наличные деньги в таких новых  формах, как, например, продовольственные  марки, которые имеют хождение почти  исключительно как деньги для  бедных.

Второй составляющей внелегальной экономики является фиктивная экономика.

Фиктивная экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточниства и всякого рода мошенничества, связанных с получением и передачей денег. Так же в ее состав можно включить фиктивные товары и фиктивные деньги.

 По определению фиктивные  товары – это предметы торговли (объекты обмена), не отвечающие  требованиям, предъявляемым к  реальным товарам. В контексте  удовлетворения жизненно важных  потребностей людей «фиктивный  товар» – это пустое понятие,  экономический аналог «круглого квадрата» или «горячего льда».

Согласно законам логики, правила распоряжения реальными объектами обмена на фиктивные товары не могут быть распространены в принципе. Фиктивным товаром нельзя распоряжаться как реальным: его нельзя сдавать в аренду, продавать, дарить. Как нельзя съесть на завтрак яйцо, которое курица снесет в будущем году.

При этом следует учитывать, что  укоренившаяся в экономической  литературе трактовка «предмета  торговли» как собственно предмета собственности, переходящего от одного субъекта рынка к другому, с правовой точки зрения, является не вполне корректной. С позиции теории права,  предметом торговли на рынке является право собственности на данный объект. Таким образом, по мнению автора, «реальный товар» более корректно трактовать как предмет торговли в виде права собственности на реальный объект, а «фиктивный товар» – как предмет торговли в виде права собственности на фиктивный (иллюзорный) объект.

Не являясь продуктом затраченного ранее труда, фиктивный товар  не может обладать реальной стоимостью по определению. (Отсюда понятие «фиктивный капитал», т.е. кажущаяся стоимость особой группы фиктивных товаров.) В этой связи обмен, при котором одна из сторон обменивает реальный товар на фиктивный товар, является неэквивалентным изначально.

Чтобы отличить реальный товар от фиктивного товара, необходимо ответить на вопрос: «Что покупатель приобретает  в момент купли-продажи?» Приобретает  ли он право собственности на реальное имущество? (После приобретения такого права собственности покупатель может свободно владеть, распоряжаться и пользоваться данным реальным имуществом.) Или речь идет только оприобретении права собственности на право получения в собственность определенного реального имущества в будущем? (Например, как это происходит при покупке обязательства на поставку урожая пшеницы будущего года.) Поскольку сразу после приобретения такого возникающего только в будущем права собственности на реальное имущество покупатель полноценным собственником данного реального имущества не становится; свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им не может.

По большому счету, фиктивный товар  есть лишь образ (фикция) реального товара, т.е. речь идет об абсолютно нематериальном характере фиктивных товаров. И в этой связи большой натяжкой является уподобление фиктивных товаров «мыльным пузырям».

Вторая составляющая фиктивной  экономики - фиктивные деньги.

Настоящие современные деньги представляют собой право на получение в  собственность обращающихся на рынке  товаров определенной стоимости  предоставляемое отдельным лицам всем собственников товаров в лице уполномоченного этим сообществом органа (например, эмиссионного банка). Из этого следует, что законными деньгами могут быть признаны только деньги, эмитированные государством в наличном или безналичном виде. Иные средства обмена признаются незаконными (фиктивными, т.е. кажущимися) деньгами по определению.

Использование во взаиморасчетах незаконных денег увеличивает суммарное  количество денег в обращении, поскольку  к «старым», находившимся до этого  в обращении деньгам тут добавляются  еще и «новые», т.е. незаконные деньги. Если количество реальных товаров в  обращении остается постоянным, то увеличение номинала всей денежной массы (суммарного количества законных и  незаконных денежных единиц, используемых для соизмерения стоимостей товаров  на рынке) в обращении ведет к  росту рыночных цен на товары. Следствием этого становится уменьшение покупательной  способности рубля по отношению  к реальным товарам, изменение стоимостных  пропорций в процессе товарно-денежного  обмена и соответствующее нарушение  имущественных прав владельцев «старых» денег.

Как ни парадоксально, но до сих пор  законодательство практически всех стран мира (включая, Российскую Федерацию) напрямую не ограничивает использование  при расчетах большей части видов  незаконных денег. В частности, российское законодательство предусматривает уголовную ответственность лишь за изготовление или сбыт поддельных денег.  И это при том, что по своим экономико-правовым последствиям для владельцев «старых» денег использование при расчетах на внутреннем рынке отдельными лицами таких видов фиктивных денег как, скажем, банковских векселей или инвалюты, аналогично введению в обращение фальшивых денег.

Одна из основных причин столь неудовлетворительной деятельности государства в части  регулирования денежного обращения  кроется в игнорировании правовой природы денег многими экономистами; неспособности последних увидеть  те негативные последствия для эквивалентности  обмена товарами на рынке, которые вызывает правовой либерализм по отношению к  введению в обращение фиктивных денег.

Традиционно в экономической литературе при описании истории зарождения бумажных денег рассказывается о  ювелирах, выпускавших бумажные квитанции  на золотые монеты, переданные им на хранение. Эти квитанции выполняли  функцию денег во взаиморасчетах. При этом едва ли не гениальным признается решение «неизвестного ювелира» выпустить таких квитанций в  несколько раз больше, чем было у него золотых монет на хранении. Причем, несмотря на то, что деяния этого  ювелира по своим экономико-правовым последствиям для владельцев «старых» денег ничем не отличаются от фальшивомонетничества, указанный прием не только не осужден научной общественностью, но и взят на вооружение мировым финансовым сообществом.

Причем парадокс состоит в том, что такое фальшивомонетничество  де-факто (с позиции общепризнанных норм международного права) в большинстве  стран мира таковым де-юре не признается. Существующее во многих странах законодательство, допускающее возможность введения в обращение фиктивных денег, делает эту (по сути, преступную) деятельности не только узаконенной, но и весьма респектабельной.

Обычно, говоря об органах государственной  власти, люди исходят из того, что  основным мотивом деятельности государственных  служащих является возможность честного служения своему народу. В рамках этого  взгляда государство так регулирует товарно-денежное обращение, чтобы  защитить имущественные интересы всех участников рынка и исключить  нетрудовое перераспределение собственности в сфере товарно-денежного обмена.

 Однако зачастую органы власти некоторых  страны не являются сообществом добропорядочных  чиновников. Нередки случаи, когда  к власти в стране приходят представители  организованных преступных группировок, которые проводят денежную политику, противоречащую имущественным интересам  большей части субъектов рынка.

Важнейшей тенденцией развития внелегальной экономики является ее криминализация, возрастание влияния организованной преступности, усиление ее общественной опасности. В связи с этим в системе экономических отношений целесообразно выделить самостоятельный сектор криминальной экономики.

Криминальная экономика – экономическая деятельность, связанная с прямым нарушением закона и посягательством на легальные права собственности.

Концепция криминальной экономики  ориентирована, прежде всего, на исследование причин, механизмов экономических общественно  опасных явлений, а также предупреждение и пресечение общественно опасной  активности.

Криминальная экономика охватывает экомические общественно  опасные деяния трех видов:

-криминализованные, влекущие уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством;

-некриминализованные, но влекущие юридическую ответственность в соответствии с нормами других отраслей права;

-некриминализованные и не влекущие юридической ответственности (пробелы правового регулирования).

Криминальную экономику  следует также рассматривать  как систему социально-экономических  институтов, то есть формальных и неформальных правил экономического поведения, а  также санкционных механизмов.

Сферу криминальной экономики  целесообразно ограничить видами деятельности, которым присущи такие признаки как осуществление на профессиональной основе и институционализированный характер.

 

 

3.Внелегальный рынок как институциональная система.

нституционализация теневой  экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивания» денег, теневого вывоза капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.

Из этого определения  ясно, что пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических  и случайных, никак не оформленных  взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она  превращается  структурированную  и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.

О таком превращении, на наш взгляд, свидетельствует появление  в системе неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик.

Во-первых - тех или иных экономических  ролей, привычных для субъектов  и носящих теневой характер (например, «рэкетир»). Во-вторых - сложившихся  норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» финансов под фиктивные контракты). В-третьих - устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определенными субъектами (например, «прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых - новых типов организаций, внутри которых и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов (например, специальные фонды, которые опосредуют отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивании»).

Все теневые институты  не однородны, однако, некоторые из них можно объединить в группы.

Первая группа – институты, которые возникли внутри тех или  иных легальных структур – политических, правовых или  хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований. Реформированию подверглись все  сферы народного хозяйства. Поэтому  сегодня есть все основания говорить о наличии «сквозных» теневых  экономических институтов. Такими «сквозными» (для всех сфер народного хозяйства) институтами теневой экономики являются 1) теневое производство каких-то видов продукции (скажем, золота или водки); 2) теневой сбыт продукции; 3) нецелевое использование бюджетных средств; 4) обналичивание; 5) теневые доходы, в том числе - теневая зарплата; 6) теневые экпортно-импортные операции; 7) теневой отток капитала; 8) теневое инвестирование;9) теневая занятость; 10) теневая оплата услуг чиновников, коррупция. Этот список в принципе можно продолжить. Но и он достаточен для показа того, что теневые институты образуются как «теневой нарост на теле» официальных, в том числе и государственных организаций.

Остановимся подробнее на некоторых из вышеперечисленных  институтов.

Нецелевое использование  бюджетных средств - направление  финансовых средств, полученных из государственного бюджета на цели иные, чем это было предусмотрено соответствующими бюджетными планами. Использование руководителями регионов не по назначению имеет два весьма различных направления - решение неотложных хозяйственных нужд соответствующей территории и воровство государственных средств. В первом случае деньги, выделенные, например, для выплаты зарплат учителям или врачам, направляются на покупку топочного мазута, чтобы отапливать жилые дома. Хотя это и нарушение закона, в принципе, такая деятельность не вызывает крупномасштабного социального недовольства и, как правило, ограничивается локальным протестом обделенных групп. Причина – в недостаточно высоком качестве бюджетного планирования и очень высоком уровне неопределенности и нестабильности в российском обществе и экономике. Во втором случае средства «отмываются» через целую систему подставных фирм, "дружественных" соответствующим чиновникам. Как правило, деньги переводятся за границу в оффшорные зоны, на них покупается недвижимость и т.п. Причина - в низком моральном уровне нынешнего российского правящего класса, разложении органов правопорядка, в теневых договоренностях между московскими чиновниками и местными руководителями.

Обналичивание - операция по переводу денег с банковского счета в наличные средства, как правило, с использованием фиктивных контрактов на выполнение каких-либо работ (строительных, научно-исследовательских, консультационных услуг, маркетинга и т.п.). Применяется обычно для выплаты теневой части заработной платы, закупки мелких партий комплектующих, других форм пополнения оборотного капитала, вывода прибыли из-под налогов, а также для различных нелегальных операций. Это широко распространенная операция, помогающая вывести деятельность фирмы из-под прямого государственного контроля. Обналичивание воплощает реакцию предприятий на чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Оно осуществляется специализированными фирмами, часто работающими на основе неформальных договоренностей с банками и имеющими стабильные контакты с клиентами (частными предприятиями и государственными структурами). Наилучшее «место прикрепления» для таких фирм - общественные организации, имеющие государственные льготы, например, общества инвалидов. На первом этапе деятельности по обналичиванию стоимость услуг фирм была весьма высокой и неустойчивой – от 5 до 15% от объема обналичиваемых средств. На втором этапе цена стала относительно стабильной, заметно снизилась и в настоящее время, как правило, не превышает 5%.

Перечисленные выше теневые  институты различаются по выполняемым  функциям. У теневой зарплаты, например, одна функция, у теневой занятости  – совсем другая. Наличие функционально  разных теневых институтов приводит к тому, что они носят многоотраслевой, многосекторный, «сквозной» характер, т.е. пронизывают все сферы и  отрасли экономики и социальной системы. Сегодня есть все основания  говорить о наличии теневых «участков» не только в кредитно–финансовой  сфере, в сфере таможенного контроля, в промышленности, торговле, на транспорте, в сельском хозяйстве, но и о существовании  в России теневого образования, теневой  медицины, теневой культуры, теневой  науки, теневой деятельности в СМИ. Получается так: потребность в выполнении тех или иных функций толкает на создание соответствующих теневых институтов во всех отраслях экономики и общества; а удовлетворение этой потребности, т.е. возникновение таких институтов, приводит к распространению тени практически повсеместно в обществе.

Вторая группа - теневые  институты, которые возникли «в стороне» от таких структур, как бы «на  чистом» месте. Об их возникновении  вне каких–либо ранее существовавших легальных экономических организаций  свидетельствуют сами их названия: «крыша», «рэкет», «наезд», «откат»  и т.п. Данные об их деятельности исследователи, как правило, получают с помощью  специальных глубоких интервью с  руководителями предприятий и фирм, имеющих дело с такими институтами. Проведение более или менее крупномасштабных экономико–социологических исследований в этой области затруднительно, тем не менее, некоторая информация о функционировании институтов второй группы также имеется.

Крыша - криминальная группировка  или орган власти, контролирующие деловую активность одной или  многих фирм, изымающие определенную долю прибыли «в обмен» на представительство  интересов в органах власти; защиту от «наездов» других криминальных группировок; получение государственных заказов; гарантии занятия определенной рыночной ниши; дополнительные средства давления на должников; предоставление гарантий от экспроприации со стороны государства  и т.п. Фактически, крыша - это локальная монополия, которая контролирует определенную долю рынка и защищает фирму от давления рынка. Она ограничивает конкуренцию и увеличивает издержки входа на рынок. Подконтрольность всех видов экономической деятельности различного рода крышам - показатель институционализации теневой экономики. С экономической точки зрения крыши подавляют стимулы к экономическому развитию, к введению технологических инноваций, осложняют формирование полноценной системы прав частной собственности.

Откат - плата за предоставление заказа (обычно - государственного), кредита (зачастую - льготного), субсидии, субвенции, бюджетной ссуды, гранта. Выражается в процентах от предоставляемой суммы и может достигать более половины от нее (большой откат - высокий процент, умеренный - низкий процент). С точки зрения формального права откат является разновидностью коррупции. В основном откат характерен для отношений внутри государственного сектора или между государственным и частным секторами экономики, но иногда встречается и в отношениях между частными фирмами. Отражает приватизацию чиновниками (или менеджерами частной фирмы) своей должностной позиции, которая в этом случае используется как ресурс осуществления частного предпринимательства. Часто носит характер устойчивых отношений вертикального сговора между чиновниками разного ранга (сопровождает нецелевое расходование бюджетных средств) или же чиновниками и предпринимателями. Откат стал нормой во взаимоотношениях в системе предоставления бюджетных средств и государственных заказов, постепенно величина его снижается. Когда речь идет о больших субсидиях или заказах, его величина, как правило, не превышает 10%.

 

  4.Анализ институтов внелегальной экономики в России.

Причины внелегальной экономики различны для всех регионов мира, однако, комплекс причин существования внелегального бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики.

Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию внелегальной экономики: экономические, социальные и правовые.

Экономические факторы составляют:

 - высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);

Официально доля всех налоговых  постановлений в России была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько  же, сколько и в США, но гораздо  меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61%).

Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятия прибыли: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной производственной деятельности.

- переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

- кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;

Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ.

С другой стороны, кризисное состояние  экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является внелегальный сектор.

- несовершенство процесса приватизации;

- деятельность незарегистрированных экономических структур.

Социальные факторы составляют:

- низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

- высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и  т. д. являются прекрасной "питательной  средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с  работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.

Для работодателей такие отношения  более чем выгодны: работники  оказываются весьма заинтересованными  в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.

- неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

И наконец, правовые факторы:

- несовершенство законодательства;

- недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

- несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.

- незащищенность прав собственности.

Порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное  поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

- Политическая нестабильность.

Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до лучших времен".

В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования внелегальной экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие внелегальной экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью, деформация морально этических требований.

 Не секрет, что теневая экономика  в России имеет гигантские масштабы, что отражает недоверие к государству, высокую степень криминализации последнего и его слабость. В результате, власть не знает реальных масштабов экономики и не может ее эффективно регулировать, имеет место огромный недобор налогов и несправедливое распределение налогового бремени, плохо защищены потребители.

На деле ситуация хуже, чем представляется официальной статистикой. Реальную собираемость налогов оценивают  полуофициально на уровне 70%, но нам  представляется, что этот показатель находится на уровне 30-50%, то есть большая  часть налогов просто не собирается. Одной из причин этого является экономическая  нерациональность многих налогов и  отсутствие реальной угрозы наказания за неуплату налогов.

Если бы экономика не уходила  в тень, ВВП каждого государства  существенно бы «подросло». Правда, вероятность такого сценария маловероятна. Согласно общемировым объёмам выручки, внелегальная экономика в современной России вполне способна конкурировать с официальной.

ООН даже разработало специальную  методику оценки внелегальной экономики. Так, согласно ней неофициальный сектор включает в себя следующие виды деятельности:

— скрытая, т.е. законодательно разрешённая, но официально не учитываемая деятельность в рамках формализованных структур и процедур. Может осуществляться с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или др.(подпольное производство алкоголя);

— неформальная - законодательно разрешённая, но не учитываемая деятельность неформальных структур (например, когда парихмахер, не оформляя законодательно свою деятельность, оказывает услуги на дому);

— внелегальная - законодательно запрещённая  деятельность (проституция, контрабанда, незаконная продажа оружия).

Как показывает практика, большую  часть теневого сектора составляет именно неформальная экономика. При  этом недавно глава Росстата Александр  Суринов предложил в оценке ВВП учитывать также и внелегальную экономику, мол, какая-никакая, но всё же является частью всего экономического комплекса. Так что, если это действительно произойдёт, ВВП нашей страны сможет смело обогнать ряд других стран.

 Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще  более сложную задачу, чем определение  ее масштабов. Одной из главных причин сложности этой задачи является положительная  обратная связь, упомянутая выше. Главная  цель - легализация неофициальной  экономики и сокращение, а лучше  ликвидация, криминальной. Поскольку  на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.

В настоящее время применяются  такие меры как:

- реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

- ужесточение борьбы с коррупцией;

- меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

- выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;

- усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег

- разработка проекта детенизации экономики.

 

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем выражается недооценка теневой экономики в экономических теориях?

2. Докажите, что теневая экономика является составной частью рыночного хозяйства.

3. Перечислите группы причин существования теневой экономики.

4. Из каких элементов складывается «цена подчинения закону» и «цена внелегальности»?

5. В чем состоит формально-правовой подход к определению теневой экономики?

6. В чем состоит статистический подход к определению теневой экономики?

7. Дайте определение теневой экономики.

8. Может ли хозяйственная деятельность не противоречить закону, но тем не менее относиться в теневой экономике?

9. Опишите формы деятельности в криминальном секторе теневой экономики.

10. Какие причины и условия вынуждают участников рынка заниматься вынужденной внелегальной деятельностью?

11. Какие существуют методы подсчета масштабов теневой экономики?

12. Перечислите основные направления государственного воздействия на теневую экономику.

Вопросы к обсуждению:

1. Классификации видов теневой экономики в зарубежной и российской литературе.

3. Неформальный сектор экономики и специфические инсти­туты, формирующиеся в этом секторе.

4.  Различие теневой и неформальной экономик на основе ана­лиза поведенческих моделей.

5. Э. де Сото и его книга «Иной путь: Невидимая революция втретьеммире» в изменении взглядов на неформальную экономику и методы, способствующие сокращению этого сектора.

6.  Институциональный подход к оценке теневой экономики.

7. Меры борьбы с теневым сектором экономики, применяемые в российской и в мировой практике.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»