Лекция №6.

 

Лекция №6. «Слово о полку Игореве».

1.    История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве».

2.    Историческая основа «Слова о полку Игореве» хронологическое его приурочивание.

3.    Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве».

4.    Образная система «Слова о полку Игореве».

5.    Жанровое своеобразие и стиль «Слова о полку Игореве».

6.    Значение «Слова о полку Игореве».

 

          Мы поговорим о небольшом памятнике, посвященном горестному поражению русских в походе против половцев, который оказался одной из самых больших и радостных побед русского слова. Это вершина литературы Киевского периода – «Слово о полку Игореве».

1.    История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве».

          «Слово о полку Игореве» было открыто в конце XVIII века собирателем древнерусских рукописей ученым, графом Александром Ивановичем Мусиным-Пушкиным (1744-1817). В 1792 году А.И. Мусин-Пушкин купил у Иоиля, бывшего ректором Ярославской духовной семинарии, а в настоящем настоятеля упраздненного Екатериной II Спасо-Ярославского монастыря, рукописный сборник. Сборник этот, судя по оставшимся его описаниям, был составлен в XVI  веке на северо-западе Руси, в районе Пскова или Новгорода. В состав сборника кроме «Слова о полку Игореве» входили произведения светского характера: «Хронограф», «Сказание об Индии богатой», «Повесть об Акире Премудром», «Девгениево деяние».

          Текст «Слова…» с переводом на современный русский язык, со вступительной статьей и примечаниями впервые был опубликован в 1800 году. Подготовил публикацию А.И. Мусин-Пушкин совместно с учеными А.Ф. Малиновским и Н.И. Бантыш-Каменским. В качестве консультанта был приглашен к сотрудничеству известный ученый-историк и писатель Н.М. Карамзин.

          Предположительно в 1795-1796 годах была сделана специально для императрицы Екатерины II рукописная копия с текста сборника.

         В 1812 году во время пожара в Москве сгорела библиотека Мусина-Пушкина со  всеми хранившимися там рукописями. Сгорел и купленный им у Иоиля сборник с единственным старым списком «Слова…». В руках исследователей осталась так называемая «Екатерининская копия» и печатное издание 1800 года.

          Но дошедший до нас список восходил, разумеется, не непосредственно к оригиналу, а к какому-то списку, в свою очередь переписанному с более раннего списка. Какое количество таких промежуточных списков существовало, сказать трудно. Ясно, расстояние почти в 400 лет – длительный период. И за это время столь своеобразный по своему стилю и богатый по фактическому наполнению памятник неизбежно подвергался искажениям. Отсюда немалое количество «темных мест», которые уже в течение 200 лет пытаются разгадать исследователи.

         Например, говоря о художественной манере вещего певца Баяна, автор пишет: «…мыслию по дереву,

            Серым волком по земле,

            Сизым орлом под облаками…»

Сгоревший список «Слова…», очевидно, был написан в пределах Новгорода и потому отражает в себе фонетические особенности северорусских говоров: чередование шипящих и свистящих звуков. (Шизый – сизый, рушци – русичи, мышей – мысей).

2.Историческая основа «Слова о полку Игореве» и хронологическое его приурочивание.

          В основу «Слова о полку Игореве» легли исторические события, связанные с походом и поражением князей Игоря Святославича из Новгород-Северского, его брата Всеволода из Курска (Трубчевска) сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска.

         Описанию похода Игоря кроме «Слова…» посвящены две дошедшие до нас исторические повести: одна – в составе северорусской Лаврентьевской летописи, другая – южнорусской Ипатьевской летописи.

          Столкновение русских с половцами, описанное в «Слове…», было далеко не первым, и не последним. Начались они с 1061 года, а прекратились перед самым нашествием татар, частично покоривших половцев и частично вливших их в свои ряды. Успешно воевал с половцами Владимир Мономах. (С 1103 по 1116 год он совершил четыре похода, отбросил половцев за Дон и, частично, на Кавказ). Дело Мономаха продолжил его сын Мстислав. Но со смертью Мстислава (ум. в 1132 году) наблюдается новое усиление половцев. Русь испытывала тяжелые потрясения от вражеских нашествий. Никакие договоры не гарантировали ее от внезапных нашествий кочевников.

          За 15 лет до описываемых событий в 1170 году на съезде русских князей шла речь о том, как общими усилиями бороться с врагами.

          В 1183 году Святославу Всеволодовичу удалось создать небольшую каолицию южнорусских князей. В1184 году они приняли участие в летнем походе против половцев. Поход прошел успешно: половцы были разбиты, 17 половецких ханов попали в русский плен. Хан Кобяк был казнен в Киеве. Святослав стал готовиться к летнему походу следующего 1185 года. В походе 1184 года должны были принять участие и Новгород-Северские  князья во главе с князем Игорем Святославичем. Однако из-за гололедицы дружина Игоря не смогла  поспеть вовремя.

          Неожиданно для всех, 23 апреля 1185 года, Игорь выступил в поход против половцев, не предупредив ни князя Святослав, ни других князей. Игорь надеялся на удачу. Он мечтал прежде всего о своей славе, о своем личном интересе. Игорь хотел отвоевать у половцев древний Тмутаракань – небольшое княжество на берегу Азовского моря, которым владели Черниговские князья, в частности, дед Игоря – Олег и который был захвачен половцами. Но поход Игоря закончился страшным разгромом русских войск. Все четыре русских князя были взяты в плен (Игорь – Чилбуком, Всеволод – Романом Кзичем, Владимир – Конти Улашевичем, Святослав –  Елчедуком).

Из всего войска в живых остались лишь 16 (15) человек. Никогда еще, судя по русским летописям, не кончались так плачевно для русских их походы против половцев: ни разу еще русские князья не становились их пленниками.

3.Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве».

           Произведение имеет стройную композицию. Открывается «Слово…» вступлением, в котором автор размышляет о художественных принципах изложения материала. Хотя автор говорит о том, что рассказывать, излагать события будет по «былинам нашего времени», то есть строго следуя фактам, а не по замышлению Бояна, он совмещает в своем повествовании эти две художественные манеры. Мы видим и четкую структуру, где можно выделить все элементы сюжета, и многочисленные лирические отступления автора (внесюжетные элементы), где автор следует художественной манере вещего Бояна, который, «если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Автор выражает свои мысли, чувства, глубокие переживания. Он воспевает Русскую землю славную в прошлом, могущественную в будущем, и, к сожалению, неустроенную в настоящем.

          Образная система «Слова о полку Игореве».

          Произведение имеет сложную образную систему. Каждое действующее лицо характеризуется автором выразительно, кратко, емко. В «Слове…» нет и двух одинаковых персонажей. Каждый из многочисленных героев наделен собственными чертами. В них подмечено самое существенное. И это существенное воплощено в произведении самыми различными художественными средствами. (Например, образ «соловья старого времени»  – Бояна раскрыт характеристикой его художественной манеры).

          На первом месте в  произведении – образы русских князей-участников похода. Игорь Святославич, князь Новгород-Северский (город близ современного Чернигова) наделен мужеством и храбростью. Он,    

                                  «исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки  

                                   на землю Половецкую, за землю Русскую».

          Игорь, несмотря на предзнаменование природы – солнечное затмение – не возвращается домой без боя:

                                    «Лучше убитым быть, чем полоненным быть!» –  говорит он своей дружине. Он хочет «шлемом испить Дону великаго…» «Слово…» не показывает Игоря в битве на Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он «заворачивает свои полки, жалея брата Всеволода.

          По-иному изображен Всеволод. Он в произведении выступает доблестным воином. «Буй тур Всеволод», –  называет его автор. («Буй» –отважный, сильный, храбрый; тур и зубр – символ отваги, мужества). Подобно русским былинным богатырям он «прыщет» стрелами на врагов. В пылу боя Всеволод забывает «о своих ранах, об отцовском золотом престоле», о своей жене – «прекрасной Глебовне». (Ольга Глебовна – дочь князя Глеба Юрьевича). Куда этот тур поскачет, сверкая своим золотым шлемом, там лежат «поганые головы половецкие».

          Изображая в гиперболических тонах поведение Всеволода в бою, перенося на него подвиг всей дружины, автор «Слова…» следует художественным принципам фольклора.

          За стремление к личной славе автор «Слова…» осуждает Игоря и Всеволода. Нельзя ставить личную княжескую честь и славу выше чести и славы Русской земли, говорит поэт-гражданин. И в то же время автор глубоко сочувствует князьям.

          В Святославе «великом, грозном, киевском князе» автор воплощает свой идеал мудрого, могущественного  правителя Русской земли, хранителя ее чести и славы. Образ Святослава в произведении идеализирован. Согласно историческим данным Святослав Всеволодович не играл существенной роли в политической жизни Руси того времени. Да и Киев условно был столицей Русского государства.

          Образ Святослава раскрывается в произведении в двух важных фрагментах:  его «смутном сне» и его «Золотом слове».

          Значительное художественное открытие автора «Слова…» – образ княгини Ярославны, жены Игоря. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины. В своем лирическом плаче-заклинании Ярославна обращает свои думы не только к мужу, но и к его воинам.  ЕЕ скорбь о поражении Игоря – это скорбь всех жен и матерей русских обобщенная в едином образе, прекрасном и величественном!

          Плач Ярославны сближается с народным свадебным причетом,  где обычен образ кукушки («зегзицы»).  Он символизирует молодую женщину, тоскующую в разлуке с близкими. Именно «кукушкой плачет Ярославна рано утром в Путивле на забрале». Со свадебным причитанием плач Ярославны сближается и троекратной мольбой о помощи. К Солнцу, Ветру и Днепру Славутичу обращается Ярославна с просьбой помочь Игорю Вырваться из ненавистного плена. В связи с этим плач Ярославны как бы несет на себе функцию магического заклинания сил природы.  Любовь русской женщины торжествует. Силы природы не остаются к ней безучастными и помогают Игорю бежать из плена.

           (Ярославна – дочь Галицкого князя Ярослава Осмомысла,  жена Игоря. Исследователи  (Татищев) предполагают, что ее звали Ефросиньей. Но по тексту «Слова ….» она нам известна как Ярославна:

          «Путивльский шлях, полынная тоска,

           Твой ждущий взгляд сквозь слезы синий-синий…

           Вошла ты Ярославною в века,

           А в терему осталась Ефросиньей…»

Николай Рыленков «Ярославна», 1961).

1.    Жанровое своеобразие и стиль «Слова о полку Игореве».

         «Слово о полку Игореве» совмещает в себе жанры ораторского произведения, воинской исторической повести, героической песни. Отсюда и наименование его самим автором то «словом», то «повестью», то «песней».

         

 6. Значение «Слова о полку Игореве».

         «Слово…»   общерусский памятник. Он стоит у истоков русской, украинской и белорусской литератур. Произведение обнаруживает типологические связи  со средневековым эпосом европейских и азиатских народов («Песня о Роланде», «Песня о моем Сиде», «Песня о Нибелунгах», «Витязь в тигровой шкуре»). 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»