Лекция № I.

 

Лекция № 1.

 

1.    Предмет древней русской литературы.  Периодизация. Хронологические рамки.

2.    Типологические особенности древней русской литературы. 

 

       1. Предмет древней русской литературы.  Периодизация. Хронологические рамки.

Термин «литература» происходит от латинского слова lit(t)era – «буква» или позднелатинского lit(t)eratura – «написанное».

            Литература как и фольклор – искусство слова. Художественная литература как вид искусства возникает на основе народного устно-поэтичес- кого творчества путем  осознания роли личности в историческом процессе.

Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, этические, философские и социальные ценности.

     В XIX веке художественную литературу называли «изящной словесностью». Термин «литература» в его современном значении был введен в литературоведческий обиход русским писателем и историком Н.М. Карамзиным.

     Русская литература в своем историческом развитии прошла несколько крупных этапов:

1.    Древняя русская литература – XI XVII века.

2.    Русская литература XVIII века.

3.    Русская литература первой половины XIX века. («Золотой век» русской поэзии).

4.    Русская литература второй половины XIX века.

5.     Русская литература конца XIX и начала XX века. («Серебряный век» русской поэзии).

6.    Русская литература XX века.

7.    Русская литература XXI века.

       Кроме указанных периодов, которые являются традиционными и приняты многими исследователями русской литературы, профессор Буслаев Ф.И. выделяет еще один период, предшествующий всем названным выше, и называет его «дохристианским», «мифологическим» или «периодом язычества на Руси».

     Однако мы будем придерживаться традиционной периодизации.

     Русскую литературу до XVIII века традиционно называют «древней» и, соответственно, начиная с XVIII века, исследователи говорят о «новой» русской литературе.

     Древняя русская литература – это начальный этап развития русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства. Древнерусская литература – это литература формирующейся русской народности, постепенно складывающейся в нацию.

     До сих пор вызывает споры вопрос о хронологических рамках древнерусской литературы.

      Ученые Н.С. Тихонравов и В.М. Истрин считают концом древней русской литературы и началом новой не конец  XVII века, а его середину. Академик А.С. Орлов считает, что концом древней русской литературы является конец XVI века и относит всю литературу XVII века к новой русской литературе.

Выводы  названных выше ученых базируются на том, что литература XVII века по своему качеству значительно отличается от литературы предшествующих столетий.

     Академик Д.С. Лихачев считает, что начальным хронологическим рубежом древней русской литературы следует считать не XI, а X век.

Произведения, созданные до XI века до нашего времени не дошли. А поскольку дошедшие до нашего времени памятники русской письменности являются образцами уже значительной по своему качеству литературы, то

можно предположить, что этим произведениям предшествовали менее качественные, но не сохранившиеся до наших дней.

     Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными. Много произведений до нашего времени не сохранилось. Произошло это в силу двух основных причин.

     Во-первых, литературные памятники погибали в огне бесчисленных пожаров во время набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведской интервенции и в более поздние времена (в 1737 году остатки библиотеки московских царей были уничтожены пожаром, вспыхнувшим в Большом Кремлевском дворце, в1777 году от пожара погибла Киевская библиотека, во время Отечественной войны 1812 года в Москве сгорели рукописные собрания Мусина-Пушкина, Бутурлина, Демидова, Московского общества любителей русской словесности).

     Во-вторых, хранителями и переписчиками книг в Древней Руси, как правило, были монахи. Они были заинтересованы в хранении и переписывании книг церковного содержания и в меньшей степени заботились о книгах не церковного, мирского,  светского содержания. И этот факт во многом объясняет,  почему  подавляющее большинство дошедших до нас произведений древнерусской литературы носит церковный характер.

     Например, из 708 пергаментных рукописей, сохранившихся от XI-XIV веков только 20 – светского содержания. И благодаря этому мы ошибочно представляем древнюю русскую литературу в большей степени церковной, чем она была на самом деле.

                    Периодизация древнерусской литературы.

     Периодизация древней русской литературы – вопрос, на который исследователи не дают однозначного ответа. Каждый ученый предлагает свое деление на этапы довольно обширного периода.

     Рассмотрим периодизации, предложенные исследователями Н.К. Гудзием, В.В. Кусковым, Д.С. Лихачевым и Н.И. Либаном.

   Гудзий Н.К. выделяет 4 этапа:

1.  Литература Киевской Руси – XI – конец XII века.

2.    Литература периода феодальной раздробленности – XIIIXIV  века.

3.    Литература периода объединения северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства – конец XIV – начало XV века.

4.    Литература периода укрепления русского централизованного государства – XVIXVII века.

Кусков В.В. выделяет 3 этапа:

1.      XI – первая половина XIII века – литература Киевской Руси.

2.      Вторая половина XIII века – первая половина XV века – литература периода феодальной раздробленности.

3.      XVIXVII века – литература периода создания и развития централизованного русского государства.

     Лихачев Д.С. предлагает более подробное членение и выделяет 7 этапов:

1.      XI – начало XII века. Век формирования монументально-исторического стиля в литературе. Век древнерусского Киево-Новгородского государства.

2.      Середина XII – первая треть XIII века. Период появления новых литературных центров: Владимира Залесского, Суздаля, Ростова, Смоленска, Галича, Владимира Волынского. Период начавшейся феодальной раздробленности.

3.      XIIIXIV века. Период монголо-татарского нашествия.

4.      Конец XIV – половина XV века. Век Предвозрождения. Период эспрессивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе.

5.      Вторая половина XV – начало XVI века. Движение к Возрождению затормозилось. В литературе развивается публицистика.

6.      XVI век. Эпоха «второго монументализма».

7.      XVII век. Переход к литературе Нового времени. Век развития индивидуального начала во всем.

Либан Н.И. выделяет 4 этапа:

1.      С XI по конец XIII века. «Киевский период». Он очень важен, поскольку в его рамках произошло становление литературной жизни ранней России.

2.      Конец XIII, XIV и XV века. Период так называемых областных литератур. Он совпадает с периодом феодальной раздробленности Руси.

3.      XVI век. «Московский период». Период создания централизованного русского государства с центром в Москве.

4.      Конец XVI и весь XVII век. Период общерусской литературы. Период литературы формирующейся русской нации.

   Несмотря на некоторые частные детали и незначительные различия, названные выше периодизации не противоречат друг другу. Каждая из них базируется на одном основополагающем принципе – соответствие крупных этапов развития литературы важнейшим этапам развития русского государства.

     Мы будем ориентироваться на периодизацию, предложенную исследователем Н.И. Либаном.

          2.Типологические особенности древнерусской литературы.

           Литература Древней Руси как средневековая обладает целым рядом характерных особенностей. Приступая к изучению древнерусской литературы, необходимо учитывать ее специфические черты, которые отличают ее от литературы нового времени.

     Первой характерной особенностью древней русской литературы является рукописный характер бытования и распространения ее произведений.

     При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников.

Эти сборники преследовали определенные практические цели, являясь документами историческими, юридическими, дипломатическими, церковными, философскими, медицинскими.

     Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности, утилитарности.

     «Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности», – эти слова Василия Великого (ок.330-379), философа, епископа из города Кесария в Малой Азии, во многом определяли отношение древнерусского средневекового феодального общества к произведениям письменности.

     Таким образом, прикладной характер, полезность – вторая характерная особенность древней русской литературы.  

      Например, в «Повести временных лет» под 1037 годом мы можем прочитать такое поучение летописца Нестора: «Велика бывает польза от учения книжного… мудрость обретаем и воздержание от слов книжных, так как книги – это реки, питающие Вселенную,  это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина… Если поищешь в книгах прилежно мудрости, то найдешь великую  пользу для своей души…».

     Следующая, третья, особенность древней русской литературы – это анонимность  («анонимный» в переводе с греческого – «безымянный», «без указания имени») или имперсональность (от латинского «impersonalis» - «безличный») ее произведений.  Это было следствием средневекового, религиозно-христианского отношения общества к человеку вообще  и к труду творческой личности (писателя, художника, зодчего) в частности. Это яркое проявление ведущего принципа средневековья – «теоцентризма». Человек –  ничто, он – «песчинка  мирозданья». Личность, индивидуальность писателя значения не имела. Значение имели созданные им произведения. Считалось, что рукой художника или писателя водит сам Бог. Бог наделил художника талантом. И в том, что художник создает великое творение, великое произведение искусства заслуга только Бога. В лучшем случае нам известны имена только отдельных авторов, «списателей книг», которые скромно ставят свое имя или в конце рукописи, или на ее полях  (так называемые «маргинальные записи» – от  латинского «marginalis» – «находящийся на краю»). Если писатель все же решается поставить свое имя в заглавии произведения, то он непременно снабжает его самоуничижительными оценочными эпитетами: «худый», «недостойный», «многогрешный». Иногда для того, чтобы привлечь внимание к своему труду, автор подписывает произведение именем какого-нибудь известного византийского или болгарского философа. В большинстве же случаев автор предпочитает оставаться неизвестным.

        Биографические сведения об известных нам древнерусских писателях очень скудны. Так же малы сведения об объеме их творчества, характере их общественной деятельности, об их эстетических и философских взглядах. При изучении литературы нового времени литературоведы широко привлекают биографический материал, раскрывают характер политических, философских, эстетических взглядов того или иного писателя, используют авторские рукописи, прослеживают историю создания того или иного произведения. К памятникам древнерусской литературы приходится подходить по-иному.

     Как правило, авторские тексты до нас не дошли вообще. Сохранились их более поздние списки, часто отстоящие от времени создания оригинала на несколько сотен лет.

     Например, «Повесть временных лет», созданная Нестором в 1111-1113 годах до нашего времени не дошла, сохранилась вторая редакция «Повести…», выполненная Сильвестром в 1116 году. До нас она дошла в составе Лаврентьевской летописи 1377 года. «Слово о полку Игореве», созданное в 1185-1187 годах, было найдено в рукописном сборнике XVI века.

     Таким образом, наличие нескольких списков или копий одних и тех же произведений, датированных разным временем и выполненных разными авторами – тоже особенность древней русской литературы.

             Справка.

      Редакция – сознательное изменение текста при переписывании по идейным, политическим, стилистическим или иным соображениям переписчика («списателя»).

     Вариант или вид образуется в результате механических ошибок, допущенных переписчиком.

     Извод – произведение, отражающее  особенности языка или диалекта той страны или той местности, где работает переписчик.

     Копия – текст, переписанный без сознательных или бессознательных изменений. Список – любой переписанный текст.

     Сборник – собрание рукописных текстов, которые  летописец переписывает в одну тетрадь и переплетает, руководствуясь каким-нибудь принципом: единство тематики, принадлежность одному автору.

     Но бывает и так, что переписчик собирает весь имеющийся у него материал (тетради разного времени и разных авторов) и переплетает их просто потому, что они были одного формата. Такие сборники называют конволютами.

     Следует сказать несколько слов о писчем материале Древней Руси и о технике самого письма.

     В XI – первой половине XIV века основным писчим материалом был пергамент (или, как предпочитает произносить это слово Д.С. Лихачев, – «пергамен»), который изготовляли из кожи телят. Его на Руси называли также «кожей»,  «телятиной», «харатьей». Термин «пергамент» происходит от названия города Пергам, где изготовление его было усовершенствовано во II веке до нашей эры.

    Пергамент был дорогостоящим материалом, доступным представителям имущих классов. Торговцы и ремесленники пользовались для своей деловой переписки берестой.

     Для экономии писчего материала слова в строке не разделялись. Только абзацы рукописи выделялись красной киноварной буквой. (Отсюда фразеологизм «красная строка»). Часто употребляемые, известные слова писались сокращенно под особым надстрочным знаком – «титлом». Такая

техника письма во многом затрудняет работу исследователей при расшифровке рукописей.

     Пергамен предварительно разлиновывался переписчиком, затем переписчик клал его на колени и тщательно выписывал каждую букву. В этот период применялся особый почерк, который называют уставом. Устав – это вид почерка с правильным, почти квадратным начертанием букв.

     Работа над рукописью – кропотливый труд, нелегкое искусство. Поэтому, когда переписчик завершал свой труд, он с радостью это отмечал.

     Например, в конце Лаврентьевской летописи читаем: «Радуется купець прикуп створив и странник в отечьство свое пришед, тако ж радуется и книжный списатель, дошед  до конца книгам…»

А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов» устами отца Пимена указывает на особое, сакраментальное, то есть священное значение труда летописца:

     «Еще одно, последнее сказанье –

     И летопись окончена моя,

     Исполнен долг, завещанный от Бога

     Мне, грешному. Недаром многих лет

     Свидетелем Господь меня поставил

     И книжному искусству вразумил…».

     Написанные листы сшивались в тетради, которые переплетались в деревянные доски. (Отсюда еще один известный фразеологизм – «прочитать книгу от доски до доски»). Доски обтягивались кожей, а иногда облекались в специально изготовленные оклады из серебра или золота.

     Например, оклад Мстиславова Евангелия (XII век) является образцом ювелирного искусства.

     В XIV веке на смену пергамену пришла бумага. Это ускорило процесс письма. Уставное письмо сменяется новым – полууставным. Полуустав – это почерк с наклонным, округлым начертанием букв. В памятниках деловой письменности появляется скоропись. Скоропись постепенно вытесняет полуустав и занимает уже господствующее положение в рукописях XVII века. Кроме этих трех основных типов почерков есть много промежуточных. Например, полуустав, переходящий в скоропись и каллиграфический полуустав.

     В середине XVI века возникло книгопечатание: первопечатник Иван Федоров  1564 году в Москве выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Однако вплоть до XVIII века печатались книги преимущественно церковного содержания. А книги светские, мирские по-прежнему бытовали и распространялись в рукописях. И только в 1730 году выходит первое печатное произведение русской художественной литературы не церковного, светского содержания – роман В.К. Тредиаковского «Езда в остров любви».

     Следующая типологическая особенность древней русской литературы – синкретизм (от греч. «соединение, объединение»). Отметим, что современная исследовательница Менделеева Д.С. считает синкретизм первой отличительной чертой древнерусской литературы. Синкретизмом называют такое состояние человеческой культуры, когда, на ранних стадиях её развития, различные виды искусства, ныне существующие самостоятельно – музыка, пение, танец, поэзия – находились в неразрывном единстве.

     Применительно к древней русской литературе можно говорить, что в средневековый период художественная литература еще не выделилась в самостоятельную область общественного сознания. Литература была неразрывно связана с историей, философией, христианской религией. В результате как средневековые литературные памятники нами рассматриваются летописи (в новой литературе – это предмет истории), жития, поучения и проповеди (ныне – отошедшие в сферу религиозной жизни). Таким образом, к литературному творчеству может быть отнесена вообще вся древнерусская книжность.

    Следовательно, к древней русской литературе нельзя применять те критерии художественности, с которыми мы подходим при оценке литературы нового времени.

     Также характерной чертой древней русской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и фольклором – с другой. Чем глубже и шире литература использовала фольклор, тем ярче она отражала реальную жизнь.

     Следующая особенность древней русской литературы – историзм. В основе почти всех ее произведений лежат исторические события, героями почти всех произведений являются исторические личности. Это князья, правители государства, великие военачальники, то есть лица, имеющие высокий социальный статус. Древнерусская литература почти не допускает вымысла и строго следует факту. Историзм древней русской литературы носит специфический средневековый характер: ход и развитие исторических событий объясняется в ней с религиозной точки зрения.

     Произведения древней русской литературы проникнуты глубоким героическим и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия Руси – родины «светло светлой и украсно украшенной», которая «знаема и ведома» во всех концах мира – одна из центральных тем древнерусской литературы.

     Литература Древней Руси прославляет деятельность князей, правителей, воинов самоотверженно защищавших Родину  и от внешних врагов, и от внутренних распрей. В ней звучит также резкий голос осуждения политики тех князей, которые сеют кровавые феодальные раздоры. Поскольку раздробленность ведет к ослаблению политического и военного могущества государства.

     Так как политическая и экономическая деятельность князей-патриотов совпадает с народным мировоззрением, народным пониманием истории, мы  говорим о народности древней русской литературы. Но поскольку она носит не непосредственный, как в фольклоре, а опосредованный характер, мы можем только ставить вопрос о народности древней русской литературы, а не выделяем народность в качестве характерного признака литературы Древней Руси.

     Следующая особенность древней русской литературы – сосуществование двух слоев или пластов:

1.    Литература переводная, общая для всех христианских православных стран. После принятия христианства Русью эта литература была перенесена или транспланирована на Русь.

2.    Оригинальная русская литература, которую создавали писатели Древней Руси на основе древнерусского материала.

     Выделим еще одну особенность древней русской литературы, которую Д.С. Лихачев назвал «этикетностью формы». Древнерусские писатели пользовались целой системой устойчивых стилистических формул, образов, метафор. Литературный этикет предписывал писателю не столько изображать жизнь, сколько «наряжать» ее, делать праздничной. Эффект неожиданного поворота сюжета, занимательность – типичные элементы литературы нового времени. Для литературы Средневековья они совершенно не уместны. Читатель ждал от писателя привычных событий, узнаваемых героев. Трафаретность ситуаций, повторяемость словесных формул – все это делало древнерусскую литературу канонической, проповедующей высокую нравственность.

     По словам академика Д.С. Лихачева, древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история и эта тема – смысл человеческой жизни.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»