Тема 5. Бюджетное планирование и бюджетный процесс в РФ

 

1. Стадии составления проекта федерального бюджета.

2. Планирование бюджетных ассигнований.

3. Особенности принятия законопроекта о бюджете в РФ, организация исполнения бюджета, составление и принятие отчета об исполнении бюджета.

 

1.  Стадии составления проекта федерального бюджета

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

 Участниками бюджетного процесса, как определено БК РФ, являются:

Президент РФ;

органы законодательной (представительной) власти;

органы исполнительной власти (высшие должностные лица

субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы,

органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и муниципального финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета.

В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

     Составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Российской Федерации; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.

Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о Налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Составление проектов бюджета — исключительная прерогатива органов исполнительной власти. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Для составления проекта бюджета необходимы данные о:

действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой;

нормативах финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг;

нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года.

Формирование федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ, которое своим постановлением поручает Министерству экономического развития и торговли РФ организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год, а также параметров прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ организует разработку проекта Федерального бюджета на планируемый год. и материалов к нему, а также перспективного финансового плана.

Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, других министерств, Госкомитета РФ по статистике, ЦБ РФ в установленные сроки разрабатывает и представляет в Правительство РФ сценарные условия функционирования экономики страны в планируемом году и на среднесрочную перспективу, содержащие основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономической политики.

После рассмотрения сценарных условий в Правительстве РФ Минэкономразвития представляет следующие показатели на планируемый год и среднесрочную перспективу:

динамику и структуру используемого ВВП;

прогноз инфляции, в том числе прогноз роста цен на товары, а также прогноз роста цен и тарифов на платные услуги;

объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) с выделением объемов производства подакцизных товаров и минерального

сырья, подлежащих обложению акцизами, а также объемов добычи углеводородного сырья, облагаемого налогом на добычу полезных ископаемых;

среднегодовую стоимость имущества организаций, подлежащего амортизации, амортизационные отчисления;

оборот розничной торговли;

объем платных услуг населению;

численность занятых в экономике;

инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета;

фонд оплаты труда;

величину прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения;

прибыль (доходы);

экспорт и импорт товаров;

проектировки основных характеристик сводного финансового баланса по территории РФ на планируемый год; другие показатели по согласованному с МФ РФ перечню.

Министерство труда и социального развития РФ, Пенсионный фонд РФ представляют в Минэкономразвития РФ и Министерство финансов РФ предложения о соотношении между величиной прожиточного минимума трудоспособного населения и минимальным размером оплаты труда, а также о размерах стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предложения по порядку индексации (повышению) оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, базовой части трудовых пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц в планируемом году и среднесрочной перспективе.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований представляют в Министерство финансов РФ отчеты об исполнении бюджетов субъектов РФ и закрытых административно-территориальных образовании за год, предшествующий текущему, а государственным заказчикам федеральных программ и в МФ РФ — предложения о финасировании за счет средств федерального бюджета реализуемых на соответствующих территориях федеральных программ, подлежащих финансированию в планируемом году, а также о финансировании федеральных программ на среднесрочную перспективу.

Минэкономразвития РФ в недельный срок после рассмотрения Правительством РФ сценарных условий доводит до федеральных органов исполнительной власти,  правлений государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ сценарные условия и систему показателей прогнозов на планируемый год и на среднесрочную перспективу, а также необходимые методические рекомендации.

Для формирования федерального бюджета главные распорядители средств федерального бюджета представляют в Министерство финансов РФ:

а)  данные о распределении предельных объемов бюджетного финансирования в планируемом году по показателям функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ;

б) предложения о проведении структурных и организационных преобразований в соответствующих сферах деятельности;

в) предложения об отмене, приостановлении действия, поэтапном

введении в действие федеральных законов и других нормативных правовых актов, исполнение которых влечет за собой расходование в планируемом году средств федерального бюджета на мероприятия, не обеспеченные реальными источниками финансирования.

2. Планирование бюджетных ассигнований

Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных  обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).

Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).

Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год н плановый период), а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

3. Особенности принятия законопроекта о бюджете в РФ, организация исполнения бюджета, составление и принятие отчета об исполнении бюджета.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, одновременно представляя пакет документов, расчетов, прогнозных оценок, аналитических материалов, предусмотренных БК РФ, а также других дополнительных показателей» необходимых депутатам для конструктивного рассмотрения бюджета.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в течение трех дней со дня внесения направляется Советом Государственной Думы в Совет Федерального Собрания РФ; в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений; в Счетную палату РФ на заключение.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении (15 дней)  обсуждаются его концепция и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета и основные направления бюджетной и налоговой политики. К основным изучаемым в первом чтении характеристикам федерального бюджета относятся:

общий объем доходов с выделением объема нефтегазовых доходов;

общий объем расходов;

верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ

нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;

нормативная величина Резервного фонда;

дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый

год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

При рассмотрений Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении (35 дней) утверждаются:

-   главные администраторы доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета;

-   бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета;

-   распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

-   программа предоставления финансовых и государственных экспортных кредитов;

-   программы государственных внутренних и внешних заимствований;

-   программа государственных гарантий РФ.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении (15 дней) утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.

Закон о федеральном бюджете на очередной год рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.

Исполнение бюджета предусматривает обеспечение полного  и своевременного поступления всех предусмотренных доходов бюджета и финансирование всех запланированных бюджетных расходов.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. Данный принцип предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

Согласно БК РФ исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

-   принятие бюджетных обязательств;

-   подтверждение денежных обязательств;

-   санкционирование оплаты денежных обязательств (в форме разрешительной надписи – акцепта – после проверки наличия соответствующих документов);

-   подтверждение исполнения денежных обязательств.

Бюджетная роспись представляет собой документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

В течение десяти дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

В течение десяти дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме.

Бюджетное обязательство — это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств— объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Он утверждается органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств и не может отличаться от объема бюджетных ассигнований в расчете на квартал.

Получатели бюджетных средств имеют право принимать денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для осуществления расходов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется в срок не позднее трех дней с момента представления платежных документов, при этом орган, исполняющий бюджет, производит разрешительную надпись.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить бюджетные обязательства в следующих случаях:

при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям БК РФ;

при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам

бюджетных обязательств;

при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

при блокировке расходов.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с лицевого счета бюджетополучателя в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях до каждого получателя бюджетных средств может быть произведено вследствие:

введения режима сокращения расходов бюджета;

исполнения бюджета по доходам, сверх утвержденных законом (решением) о бюджете;

перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств в пределах их полномочий.

Финансовый год завершается 31 декабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.

После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в доходах бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.

Отчетность об исполнении бюджетов может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) и подлежит утверждению.

Ежегодно не позднее срока внесения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год  Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 4,5 месяца после его представления в Государственную Думу и готовит соответствующее заключение. Содержание заключения регламентируется в отдельной статье БК РФ. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. По результатам рассмотрения отчета в Государственной Думе РФ может быть принято решение об утверждении либо отклонении отчета об исполнении федерального бюджета. Отчет об исполнении федерального бюджета утверждается в форме федерального закона.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»