| ||||||
|
| |||||
Тема 2. Финансовое регулирование экономики
1. Понятие финансового регулирования, его необходимость в условиях рыночной экономики. 2. Уровни государственного финансового регулирования. Формы финансового регулирования: прямые и косвенные. 3. Финансовое регулирование экономики. 4. Финансовое регулирование территориальных пропорций, его методы и формы.
1. Понятие финансового регулирования, его необходимость в условиях рыночной экономики. Финансовое регулирование – это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Воздействие государства на социально-экономические процессы необходимо для следующих целей: - обеспечения общих условий жизнедеятельности и правовой основы реализации экономических решений; - проведение стабилизационных мероприятий; - осуществления социально ориентированного перераспределения ресурсов. Финансовое регулирование является необходимым условием нормального функционирования экономики и социальной сферы. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, социальная структура общества. Любое развитое государство имеет крупную собственность – национальные богатства. Во благо настоящего и будущих поколений его необходимо приумножать. Поэтому реальное государственное богатство – это его централизованные денежные фонды, то есть материальная база государственных финансов. Все денежные фонды имеют один реальный источник – созданную за год добавленную стоимость внутри страны и за рубежом. От состава и структуры перераспределения этих фондов, то есть от того сколько государство «себе» возьмет и как их израсходует, зависят народнохозяйственные воспроизводственные пропорции, обеспечение социальной сферы, возможность создания необходимых резервов, национальная безопасность и т.д. 2. Уровни государственного финансового регулирования. Формы финансового регулирования: прямые и косвенные. Регулирование отраслевых и социальных пропорций происходят на общегосударственном уровне и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан и эффективность такого регулирования достаточно высока. Вместе с тем, нельзя забывать о том, что чрезмерная государственная «забота» может лишить мотивации к развитию отдельных организаций и социальных групп, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность. Финансовому воздействию присущи различные формы регулирования: - прямые; - косвенные; - смешанные. Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процессе финансирования расходов из бюджета развития; с помощью применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустойки за нарушение условий финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюктуру. К косвенным формам регулирования относятся: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. К смешанным формам финансового воздействия относят: местные налоги; систему неналоговых платежей в бюджет; льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий; нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций. Финансовое регулирование в совокупности с иными формами государственно воздействия может обеспечить позитивные сдвиги в динамике основных макроэкономических показателей. Однако на практике эта задача достаточно сложна и требует серьезного обеспечения глубокими всесторонними теоретическими разработками и сложными математическими расчетами. Отсутствие таких комплексных исследований обрекает на неудачу стремление правительства к достижению всемерной гармонии. Кроме того, финансовое регулирование имеет ряд естественных ограничителей в виде объема и темпов роста ВВП и максимального уровня налоговых изъятий. 3. Финансовое регулирование экономики. Финансовое воздействие на экономику в первую очередь связано с деятельностью государства. Цель экономической политики государства состоит в обеспечен6ии стабильности экономического развития. Основные направления государственного регулирования связаны с предотвращением и сглаживанием негативных проявлений экономических циклов, оптимизацией воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры хозяйства, созданием условий для накопления капитала и т.д. В условиях рыночной экономики использование административных методов воздействия на деятельность отдельных ее субъектов ограничено, большее значение приобретают экономические инструменты воздействия, в том числе финансовые. С помощью финансов решаются следующие основные задачи экономики: - регулирование общего уровня финансовых ресурсов, аккумулируемых у хозяйствующих субъектов; - экономическое ограничение монопольной деятельности в производственной сфере; - регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий; - обеспечение соблюдения предприятиями финансовой дисциплины; - регулирование инвестиционных и инновационных процессов в масштабах страны, региона, отрасли, предприятия, в первую очередь в реальном секторе экономики. Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как неизменная, строго заданная система форм и методов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния. Использование финансов в процессах регулирования экономики обеспечивает изменение воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного воспроизводства. В регулировании воспроизводственных пропорций главным инструментом являются финансы предприятия. С их помощью достигается регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на базе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на рудовые ресурсы. В регулировании воспроизводственных пропорций не исключается участие страхования (в случае ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов), бюджета (при использовании механизма налогообложения, выделения бюджетных субсидий и т.д.). Процесс регулирования воспроизводственной структуры осуществляет прежде всего самостоятельно субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Однако при этом существенна и регулирующая роль государства, которое с помощью налоговой системы стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Государство использует и другие финансовые рычаги – ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и др. Для регулирования отраслевых пропорций используются также финансы предприятий и государственный бюджет. при этом предприятие изыскивает на финансовом рынке возможности наиболее выгодного вложения своих финансовых ресурсов: покупают акции других предприятий, инвестирую средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству. Государство регулирует отраслевую структуру общественного воспроизводства, используя бюджетные и внебюджетные средства, проводя активную амортизационную, ценовую и таможенную политику. При этом через платежи в бюджет, налоговые ставки, льготы с и санкции, обеспечивается влияние на величину той или иной доли финансовых средств, остающихся в распоряжении соответствующих субъектов хозяйствования. бюджетное финансирование увеличивает финансовые возможности предприятий и способствует ускорению развития отдельных отраслей экономики, внедрению современных технологий, ускорению НТП. Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются: - налоговое регулирование (изменение состава налогов, ставок налогов, налогооблагаемой базы и т.д.); - амортизационная политика (связана с налоговым регулированием и влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации); - различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии); - льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа обеспечивается их бюджетным субсидированием.
4.Финансовое регулирование территориальных пропорций, его методы и формы В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется в основном через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субвенции и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов, участием различных форм государственного кредита, расширением зоны предпринимательства, инвестированием средств в развитие городов и других населенных пунктов Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется в основном через механизм межбюджетного регулирования, финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений финансового регулирования, как: · стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ; · координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических; · сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики. Основу устойчивой экономики в аспекте финансового регулирования составляют оптимальные пропорции, зависимости, связи и отношения экономики региона по вертикали и горизонтали между сопряженными сферами. В этой связи, стимулирование формирования стратегических программ промышленной политики, оживления депрессивных регионов, наращивания конкурентных преимуществ регионов при соблюдении социальных гарантий позволит избежать нарастающей дифференциации между регионами страны по уровню жизни и экономического развития. Эффективное государственное финансовое регулирование на муниципальном уровне имеет также большое значение. В настоящее время основными задачами органов местного самоуправления являются решение социальных проблем на территории муниципального образования, решение экологических проблем охрана окружающей среды, обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Использование опыта разработки программ социально-экономического развития рассчитанных на долгосрочную перспективу является одним из наиболее эффективных методов. К примеру, в ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, например, вложения на территориях, находящихся на окраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Эта надбавка может доходить до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |