| ||||||
|
| |||||
Тема 3. Финансовое регулирование социальной сферы
1. Финансовое регулирование социальной структуры общества. 2. Источники финансирования социальных трансфертов и льгот. 3. Налоговые методы регулирования разницы в доходах отдельных социальных групп. 4. Характеристика налоговых и неналоговых методов финансового регулирования экономических и социальных процессов.
1. Финансовое регулирование социальной структуры общества. Поскольку социальная сфера в значительной части представляет нерыночный сектор экономики, то регулирующая роль государства в ее отношении проявляется более заметно. Социальные расходы в России растут, однако растет и доля семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум – это удовлетворение физиологических потребностей за счет наиболее дешевых продуктов при минимальных расходах на услуги, лекарства, санитарно-гигиенические товары и белье. Величина прожиточного минимума устанавливается в натуральном и стоимостном выражении. При оценке качества жизни применяется и такой показатель как минимальный потребительский бюджет. Он примерно в два раза превышает потребительский минимум, так как включает в себя покупку новой одежды, обуви, товаров длительного пользования и расходы на отдых. Финансовыми методами воздействия на социальные процессы в Российской Федерации можно назвать следующие: 1) прямые денежные выплаты гражданам, гарантированные государством , (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь); 2) льготы отдельным категориям граждан по оплате товаров и услуг; 3) налоговое регулирование (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы); 4) бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание); 5) государственная поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг; 6) развитие финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей. Этими методами обеспечиваются реализация конституционно закрепленных социальных гарантий (право на труд и защита от безработицы; право на государственную защиту материнства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование); нивелируется разрыв в доходах граждан. Общая оценка эффективности всех в совокупности методов финансового воздействия на социальные процессы может быть произведена на основе показателей, свидетельствующих о дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов граждан, социального состава общества, продолжительности жизни населения, индекса рождаемости (смертности). Российское законодательство определяет две основные сферы социального обеспечения: — обязательное социальное страхование; — государственная социальная помощь 2. Источники финансирования социальных трансфертов и льгот. В качестве основных источников финансирования социальных услуг можно назвать средства бюджетов бюджетной системы РФ – федерального, региональных и местных, государственных внебюджетных фондов, средства работодателей. При формировании федерального бюджета расходы на так называемые социально-культурные мероприятия распределяются между государственными структурами, отвечающими за проведение государственной политики в той или иной социальной сфере (например, между министерствами здравоохранения, культуры и образования) или решающими функциональные вопросы (Министерство труда и социального развития). В структуре расходов бюджетов субъектов РФ также выделяются расходы на финансирование социально-культурных мероприятий. За счет выделяемых на эти цели средств администрации муниципальных образований реализуют региональные программы социального развития, включающие в частности, и мероприятия по повышению уровня общефедеральных гарантий для всех или отдельных категорий граждан, проживающих на данной территории. Внебюджетные социальные фонды РФ предназначены для мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих конституционные права и гарантии граждан в получении социальной помощи. В состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Доходы бюджета внебюджетных фондов РФ формируют: - налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы; - неналоговые доходы; - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (для ПФ РФ); - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (для ФСС РФ); - страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; - недоимки, штрафы и пени по взносам во внебюджетные фонды РФ; - доходы от размещения средств внебюджетных фондов РФ; - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; - безвозмездные поступления; - межбюджетные трансферты из федерального бюджета; - безвозмездные поступления от НПФ и от иных юридических и физических лиц; - прочие поступления. Средства пенсионного фонда РФ направляются на выплату: трудовых пенсий; компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; пособий по уходу за ребенком старше 1,5; пособий на погребение получателей пенсий. За счет средств Пенсионного фонда финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты. Средства ФСС используются на следующие цели: - выплата гарантированным государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижении им возрасти 1,5 лет, а также социального пособия на погребение; - оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом до достижении им 18 лет; - оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения; - частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев в части оплаты расходов на питание, лечение, зарплаты работников и т.д.; - частичное содержание детско-юношеских спортивных школ; - оплата проезда к месту лечения и обратно; - обеспечение текущей деятельности ФСС, содержание аппарата управления фонда. Финансовые средства Федерального фонда ОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав других фондов и изъятию не подлежат. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается приказом Министерства здравоохранения РФ. В соответствии с ним гражданам России не надо платить за следующие виды медицинской помощи: скорая помощь, амбу-латощю-поликлиническая помощь, стационарная медицинская помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, при травмах, ожогах и отравлениях, инфекционных заболеваниях и др. Право на получение этого объема медицинских услуг бесплатно граждане России приобретают после получения страхового полиса. Одним из основных источников финансирования социальной сферы выступает бюджет, из которого финансируются некоммерческие организации. В настоящее время широко используется метод смешанного финансирования в организациях социальной сферы. Его сущность состоит в том, что для покрытия расходов используются и бюджетные и собственные источники средств. Основой предоставления бюджетного финансирования являются критерии: 1- форма собственности хозяйствующего субъекта; 2- социальная значимость услуг. Расходы на проведение социальной политики складываются из выплат денежных пособий, предоставлением материальной помощи отдельным категориям граждан и оказания социальной помощи в виде предоставления льгот по услугам. Денежные пособия выплачиваются в частности семьям, имеющим детей; гражданам, признанным в соответствии с законодательством безработными, на ритуальные услуги. При предоставлении льгот граждане освобождаются полностью или частично от уплаты коммунальных, лечебных, транспортных услуг, услуг связи и иных, предусмотренных законодательством. Оплата расходов производится за счет средств соответствующих бюджетов. Предоставление льгот и выплата пособий осуществляется с учетом доходов семьи или отдельных граждан. 3.Налоговые методы регулирования разницы в доходах отдельных социальных групп. Налоговое регулирование является одним из главных методов сглаживания дифференциации доходов различных социальных групп. В целях предотвращения резких различий в уровне жизни отдельных социальных групп практически во всех странах используется прогрессивная шкала подоходного налогообложения граждан с установлением необлагаемого дохода, равного прожиточному минимуму. В связи с низким уровнем доходов населения в РФ отказались от использования прогрессивных ставок налога на доходы физических лиц. Налоговые методы регулирования социальных процессов также связаны со стимулами к благотворительной деятельности юридических и физических лиц, а также установлением дополнительных к государственным гарантиям выплат, которые осуществляет работодатель в пользу своих работников. Российским налоговым законодательством освобождается от уплаты НДС передача товаров и имущества в благотворительных целях. Организации и граждане, получающие имущество в благотворительных целях, не отражают это поступление как доход, учитываемый в целях налогообложения налогом на прибыль организаций и НДФЛ. Работодатели, производящие социальные выплаты или оплату социальных услуг в пользу своих работников из чистой прибыли могут уменьшить на эту сумму размер страховых взносов в социальные внебюджетные фонды. По оплаченным самим гражданином образовательным и медицинским услугам, в том числе, в пользу членов его семьи, предусмотрены социальные вычеты по НДФЛ. 4. Характеристика налоговых и неналоговых методов финансового регулирования экономических и социальных процессов. К финансовым методам воздействия на экономику и социальные процессы относят – налоговые и неналоговые (различные формы бюджетных расходов, государственные доходы, государственные и муниципальные гарантии и т.д.). Именно состав, структура и объем государственных расходов обуславливают результата функционирования финансовой системы. Если государственным расходам противостоят выраженные в товаре или труде услуги, то происходит трансформация государственных денежных средств в другие блага, в связи с чем такие затраты относят к трансформационным. Среди них выделяют – государственное потребление (заработная плата работников государственного сектора, платежи за товары, закупаемые государством, обслуживание государственного долга и др.) и государственные инвестиции (в основной капитал, прирост оборотных фондов государственных предприятий, инвестиционные субвенции, создание государственных запасов и резервов и др.) В условиях ограниченности ресурсов экономики трансформационные расходы изменяют в негосударственном секторе объем выпуска товаров и услуг и одновременно воздействуют на структуру совокупного предложения. Если расходы государства направляются на выплату различного рода пенсий и пособий, имеет место лишь специфическая, опосредованная государством передача средств – трансферт – от налогоплательщиков к получателям денежных выплат, не предполагающая предоставления встречных услуг. В этом случае не создается новая стоимость, а наблюдается перемена держателя прав на возможное потребление товаров и услуг. Такие расходы называют трансфертными, они корректируют распределение суммарного дохода между его членами. Затраты государства делят также на текущие и капитальные, что важно при оценке влияния финансов на динамику воспроизводственных параметров. Функциональный принцип разделения государственных расходов дает возможность систематизации направлений и оценки действенности процесса государственного регулирования. Кроме государственных расходов, регулирование общепроизводственных показателей может осуществляться через государственные доходы. Государственные изъятия могут корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы эффективности производства за счет: - предоставления льгот малообеспеченным слоям населения, убыточным и низкорентабельным предприятиям; - посредством отчуждения части сверхдоходов. Анализируя связи между налоговым изъятием и мотивацией поведения налогоплательщиков, нужно отметить условно постоянные (фиксированные) и условно-переменные налоги. Удельный вес условно постоянных налогов (налог на имущество предприятий) в совокупном налоговом бремени юридических лиц снижается пропорционально росту объемов деятельности. Эти налоги не зависят от уровня производства и продаж. С одной стороны такое положение ускоряет разорение убыточных производств, с другой – стимулирует деловую активность и перемещение капиталов из менее эффективных областей применения в более эффективные. Условно переменные налоги прямо связаны с деловой активностью налогоплательщиков. Чем эффективнее деятельность субъекта, тем выше абсолютная величина уплачиваемых им условно переменных налогов. Если механизм взимания таких налогов позволяет обеспечивать пропорциональную уровню предпринимательской инициативы нагрузку, то это смягчает социальную напряженность общества. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют свои методы. Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются: - налоговое регулирование; - амортизационная политика ; -различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей; - льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа обеспечивается их бюджетным субсидированием. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется в основном через механизм межбюджетного регулирования, финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налог на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы. Что касается регулирования занятости населения, то нужно отметить, что государство на рынке труда может проводить активную и пассивную политику. Пассивная политика предполагает меры, связанные с компенсацией потери заработка, - выплата пособия по безработице, выплата материальной помощи малоимущим, когда заканчивается срок действия выплаты пособия по безработице. Пособие по безработице устанавливается гражданам, уволенным по любым основаниям и официально признанным безработными. Пособие назначается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца работы. В первые три месяца безработицы выплачивается 75% среднемесячного заработка, следующие четыре месяца — 50%, в дальнейшем — 45% среднемесячного заработка. Во всех случаях пособие по безработице выплачивается в размере; не превышающем величины прожиточного минимума, исчисленного в соответствующем субъекте РФ, и не ниже 20% прожиточного минимума. При этом размер пособия не должен быть ниже установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда. Предельный срок выплаты пособия — 12 месяцев. Гражданам предпенсионного возраста может быть продлен срок выплаты пособия по безработице, но не более чем на 24 месяца, либо может быть досрочно оформлена пенсия по старости, но не ранее чем за два года до установленного срока выхода на пенсию. Активная политика государства в области занятости населения связана с созданием или стимулированием создания новых рабочих мест и организацией общественных работ. В РФ в отдельных регионах используется механизм квотирования рабочих мест социально уязвимых групп населения, при котором работодатель, не соблюдающий квоты, перечисляет обязательные платежи органам, ответственным за политику занятости населения. Одной из мер государства в рамках политики занятости, является создание условий для начала предпринимательской деятельности безработным. С этой целью во многих странах действует механизм льготного кредитования для начала предпринимательской деятельности. Льготное кредитование обеспечивается бюджетным субсидированием ставки по банковскому кредиту или государственным содействием развития обществ взаимного кредитования. Такая практика в РФ существует, но не повсеместно.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |