| ||||||
|
| |||||
Тема 3. Финансовый контроль1.Понятие и виды финансового контроля. 2.Методы финансового контроля. 3.Органы, осуществляющие финансовый контроль. 4.Аудиторский контроль.
1 вопрос Способами обеспечения законности в финансовой сфере являются контроль и надзор. Контроль – это систематическое наблюдение за соответствующим объектом с целью выявления отклонений в его деятельности от заранее заданных ему параметров. Контролю характерны следующие признаки: - контроль осуществляется в отношении подчиненных объектов. - в порядке контроля применяются преимущественно меры дисциплинарной ответственности. - контроль осуществляется практически всеми органами, осуществляющими финансовую деятельность. - контроль осуществляется не только за законностью, но и за целесообразностью осуществляемых действий объектом контроля, поэтому орган контроля вправе вмешиваться в оперативную деятельность объекта контроля и отменять принятые им решения в порядке подчиненности. Разновидностью контроля является надзор, но он имеет некоторые особенности. - надзор осуществляется в отношении объектов организационно не подчиненных субъекту. - надзор осуществляется только специальными уполномоченными органами. - в порядке надзора применяются меры административной и уголовной ответственности. - надзор осуществляется за соблюдением специальных правил, которые обычно устанавливаются органами надзора. - надзор осуществляется только за законностью действий, не касаясь вопросов хозяйственной целесообразности принятого решения объектом надзора, поэтому орган надзора не вправе вмешиваться в текущую деятельность объекта надзора. Надзор делится на прокурорский и административный. Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью осуществляемых действий в процессе создания, распределения и использования денежных средств государства и муниципальных образований. Финансовый контроль осуществляется в следующих целях: - предупреждения, выявления и пресечения финансовых правонарушений и преступлений, - выявления причин и условий, способствующих совершению финансовых правонарушений, - разработки мер борьбы с финансовыми правонарушениями, - привлечения виновных к ответственности. Содержание финансового контроля заключается: - в проверке исполнения субъектами своих финансовых обязательств перед государством, - в проверке соблюдения субъектами правил осуществления финансовых операций, - в проверке за эффективным и целевым использованием имущества или денежных средств, вверенных или выданных государством или муниципальным образованием субъектам финансовых отношений, - в проверке соблюдения финансовой дисциплины субъектами финансовых правоотношений. Финансовая дисциплина – это четкое и строгое соблюдение установленных предписаний и правил субъектами при осуществлении финансовых операций. Объектом финансового контроля являются не только финансовые ресурсы, но и природные, трудовые, материальные и другие ресурсы. Виды финансового контроля: 1. По времени проведения: а) предварительный контроль осуществляется до начала финансовых операций с целью предупреждения правонарушений; б) текущий контроль осуществляется в процессе совершения финансовых операций с целью выявления и пресечения правонарушений; в) последующий контроль осуществляется после завершения финансовых операций с целью выявления правонарушений и привлечения виновных в ответственности. 2. По объекту контроля: а) бюджетный контроль; б) налоговый контроль; в) таможенный контроль; г) валютный контроль; д) денежный контроль и т.д. 3. В зависимости от причин организации контроля: а) обязательный; б) инициативный. 4. В зависимости от органов, осуществляющих контроль: а) государственный контроль (контроль представительных органов, контроль исполнительных органов, президентский контроль, ведомственный контроль, внутрихозяйственный контроль); б) общественный контроль (осуществляется профсоюзами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и т.д.); в) аудиторский контроль. 5.В зависимости от организации контроля: а) внешний контроль; б) внутренний контроль.
2 вопрос Методы финансового контроля – это приемы и способы, используемые субъектами контроля при реализации своих контрольных функций. 1. Ревизия – это полное и глубокое изучение финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Общий срок проведения ревизии – 30 дней. Результаты ревизии оформляются актом ревизии, в котором указывается: кто, где, когда провел ревизию, дается анализ проведенной работы, делается заключение. Акт подписывается руководителем объекта контроля и ревизором (иногда обязательна подпись главного бухгалтера). Ревизии бывают различных видов. 1) по организационному моменту: а) плановые; б) внеплановые; 2) по объекту: а) документальные; б) фактические; 3) по объему: а) сплошные и выборочные; б) комплексные и тематические. 2. Проверки. Проверке подвергаются отдельные вопросы финансовой деятельности. По итогам проверки составляется справка. Проверки можно классифицировать по тем же основаниям, что и ревизии. В налоговой сфере различают еще камеральные и выездные проверки. Камеральная проверка проводится на основе представленных отчетов, сведений документов в соответствующих органах государственной власти. Выездные проверки проводятся на самом объекте контроля. По общему правилу камеральным проверкам подвержены все объекты контроля, а выездные проверки осуществляются только в отношении отдельных объектов. 3. Обследование. Обследованию подвергаются отдельные стороны финансовой деятельности. При проведении обследования применяются дополнительные методы контроля, такие как опрос, анкетирование, тестирование и др. 4. Анализ отличается своим системным подходом и проводится на основе текущей или годовой отчетности. 5. Инвентаризация заключается в подсчете, обмере, взвешивании материальных ценностей, хранящихся в складских, производственных и торговых помещениях объекта контроля. При этом проверяются также условия хранения материальных ценностей, сроки годности, наличие ярлыков и ценников на товарах и др. 6. Наблюдение предполагает общее ознакомление с деятельностью объекта контроля. 7. Заслушивание докладов должностных лиц о проделанной работе, рассмотрение поступивших сведений и т.д.
3 вопрос 1. Представительные органы имеют свой орган контроля – Счетную палату РФ. Согласно ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О Счетной палате РФ»объектом контроля Счетной палаты РФ являются денежные средства федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Счетная палата РФ: - осуществляет контроль за исполнением доходной и расходной части федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; - проводит анализ отклонений от утвержденных показателей бюджетов; - проводит анализ обоснованности расходных статей бюджетов; - проводит систематический контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга; - регулярно представляет Федеральному собранию информацию об исполнении бюджетов. Счетная палата РФ вправе запрашивать и получать необходимые материалы и документы от всех объектов, использующих федеральные бюджетные средства; вправе проводить проверки; в случаях выявленных нарушений направлять предписания об их устранении и сообщать об этом Федеральному Собранию. Прав по применению мер ответственности у Счетной палаты РФ нет, но с согласия Государственной Думы вправе приостанавливать все виды финансовых, расчетных операций объекта, допускающего нарушения. 2. Президентский контроль осуществляется через Контрольное управление (структурное подразделение Администрации Президента). В соответствии с положением о Контрольном управлении Президента РФ. Контрольное управление осуществляет контроль за соблюдением исполнения федеральных законов и Указов Президента РФ на территории РФ; осуществляет контроль над иными структурными подразделениями Администрации, контроль за деятельностью контрольно-надзорных органов РФ. Контрольное управление Президента РФ наделено общими контрольными правами. Прав по применению мер ответственности нет. Президентский контроль осуществляется также через полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. 3. Правительство РФ как орган общей компетенции регулирует и координирует деятельность всех органов финансового контроля, а также обеспечивает осуществление единой финансовой денежно-кредитной политики в государстве и осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Правительство РФ для осуществления контроля может создавать комиссии, комитеты, советы, осуществляющие контроль в отдельных отраслях финансовой сферы. 4. Федеральное казначейство осуществляет бюджетный контроль. Органы казначейства вправе в бесспорном порядке взыскивать средства, использованные не целевому назначению, плату за пользование бюджетным кредитом, приостанавливать финансирование из бюджета, рассматривать дела о бюджетных правонарушениях, налагать санкции и др. 5. Федеральная налоговая служба осуществляет налоговый контроль т.е. контроль за своевременным и полным поступлением налогов и сборов в бюджетную систему. Помимо общих контрольных прав ФНС праве опечатывать складские, производственные, торговые помещения объектов контроля, налагать аресты на счета налогоплательщиков; осуществлять выемку и изъятие документов, свидетельствующих о допущенных нарушениях; налагать налоговые санкции, обращаться с исками в судебные органы о взыскании налоговых санкций, о признании недействительной государственной регистрации, о ликвидации организаций и т.д. 6.Федеральная таможенная служба осуществляет контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства. Рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением таможенного и валютного законодательства и налагает административные наказания. 7. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных незаконным путем. В рамках контрольных полномочий вправе проводить проверки, анализ, сбор, обработку информации о сделках с денежными средствами юридических и физических лиц и в случаях выявленных нарушений обращаться в правоохранительные органы с целью привлечения виновных к ответственности. 8. Центральный банк осуществляет денежный, валютный контроль, банковский и страховой надзор. ЦБ РФ следит за соблюдением порядка осуществления всех денежно-расчетных операций. Содержание валютного контроля заключается в проверке наличия у кредитных организаций лицензий и разрешений на осуществление валютных операций и в проверке соблюдения порядка совершения валютных операций. Банковский надзор осуществляется за кредитными организациями с целью соблюдения ими установленных ЦБ РФ экономических нормативов и порядка осуществления банковских операций. Центральный банк РФ наделяется общими контрольными правами и правами по применению мер воздействия, в частности, вправе налагать штрафы, увеличивать размеры и перечень экономических нормативов, отзывать лицензии, обращаться с иском в судебные органы о ликвидации кредитной организации и др. 9. Ведомственный контроль осуществляется всеми министерствами и ведомствами в отношении подчиненных им предприятий, организаций и учреждений. Целью ведомственного контроля является проверка правильности постановки бухучета и отчетности на этих объектах, проверка выполнения плановых заданий, проверка целевого использования выделенных денежных средств из бюджетов; проверка целевого использования государственной собственности, вверенной этим объектам. 10.Внутрихозяйственный контроль организуется руководителем и главным бухгалтером предприятия, организации, учреждения. Главный бухгалтер следит за правильностью постановки бухучета и отчетности на предприятии, организации, учреждении; за правильностью оформления бухгалтерских книг, документов, отчетов. Подпись руководителя и главного бухгалтера обязательна на всех финансовых документах.
4 вопрос Аудиторский контроль регулируется ФЗ «Об аудиторской деятельности в РФ», согласно которому аудит – это независимая и вневедомственная проверка по выражению мнения о достоверности и правильности постановки бухучета и ведению финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности: 1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учёта, составление бухгалтерской (финансовой) отчётности, бухгалтерское консультирование; 2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учёта, составление налоговых расчетов и деклараций; 3) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации; 4) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления; 5) автоматизацию бухгалтерского учёта и внедрение информационных технологий; 6) оценочную деятельность; 7) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; 8) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; 9) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Основными принципами аудита являются: объективность, достоверность, независимость, профессионализм, компетентность, ответственность и конфиденциальность. Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Для осуществления аудиторской деятельности аудиторы должны пройти аттестацию. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование и стаж работы не менее трех лет в качестве специалиста, причем последние 2 года в аудиторской организации. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение сдало квалификационный экзамен. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Закон об аудиторской деятельности закрепляет права, обязанности и ответственность аудиторов. Так, аудиторы вправе самостоятельно выбирать формы и методы контроля, получать необходимые сведения и документы от контролируемых объектов, получать информацию от третьих лиц, отказаться от проведения проверки в случаях непредставления необходимых материалов для осуществления контроля. Аудиторы обязаны соблюдать законность, оказывать квалифицированные услуги, обеспечивать сохранность выданных документов, обеспечить неразглашение коммерческой тайны и т.д. Результаты проведенного аудита оформляются аудиторским заключением, которое состоит из трех частей: Аудит бывает различных видов:1.Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит проводится в случаях: 1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества; 2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам; 3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов); 4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей; 5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность; 6) в иных случаях, установленных федеральными законами. Обязательный аудит проводится ежегодно. 2.Внутренний и внешний аудит. 3. Первоначальный и периодический.4. Операционный, аудит на соответствие и финансовый.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |