Тема  2. Финансовое право как отрасль российского права

 

1. Предмет и методы финансового права.

2. Особенности финансового права и взаимосвязь с другими отраслями права.

3. Система и источники финансового права.

4. Финансово-правовые нормы: понятие и виды.

5. Субъекты финансовых правоотношений и защита их прав.

 

1 вопрос

Финансовое право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения и использования денежных средств государства и муниципальных образований.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований. К предмету финансового права относятся: закрепление структуры финансовой системы, разграничение полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления в финансовой сфере, закрепление форм и методов образования и распределения централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований; источников их формирования, закрепление видов налогов и сборов, порядка их взимания; порядка осуществления денежного обращения и расчетов, валютных операций; закрепление форм, видов страхования; порядка банковского регулирования и банковского надзора  и т.д.

Урегулированные нормами финансового права отношения называются финансовыми правоотношениями. Им характерны следующие признаки:

1. Финансовые правоотношения возникают только в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных организаций.

2. Финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных правоотношений, т.к. преимущественно возникают по поводу денежных средств.

3. Одной стороной этих правоотношений всегда является государство или муниципальное образование.

4. Субъекты финансовых правоотношений находятся в неравном положении.

5. Основанием возникновения, изменения или прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, которые делятся на действия и события.

Финансовые правоотношения можно классифицировать на виды по следующим основаниям:

1. В зависимости от финансово-правовых норм:

а) материальные;

б) процессуальные.

2. В зависимости от структуры финансовой системы:

а) налоговые;

б) бюджетные;

в) страховые;

г) денежные;

д) банковские;

е) валютные и др.

3. По объекту:

а) имущественные;

б) не имущественные.

4. В зависимости от статуса субъектов отношений:

а) вертикальные;

б) горизонтальные.

5. В зависимости от функций финансового права:

а) регулятивные;

б) охранительные.

Методы финансового права – это приемы и способы, используемые финансовым правом для регулирования финансовых правоотношений. К методам финансового права относятся:

1. Метод государственно-властных предписаний – этот метод выражается в категоричной форме и носит императивный характер.

2. Метод согласований.

3. Метод рекомендаций.

4. Метод заключения договора.

Последние 3 метода – диспозитивные и получили широкое распространение в связи с расширением полномочий органов местного самоуправления при осуществлении финансовой деятельности.

 

2 вопрос

В науке финансового права нет однозначного мнения по поводу происхождения финансового права как отрасли права. Одни ученые придерживаются мнения, что финансовое право является новой отраслью правовой системы и выделилось из административного права. Другие ученые считают финансовое право древнейшей отраслью права и относят его происхождение к временам появления государства.

Финансовое право тесно взаимосвязано с другими отраслями права. В частности:

I. Государственное (конституционное) право закрепляет принципы осуществления финансовой деятельности; закрепляет правовой статус личности, человека, который реализуется и в финансовой сфере (например, обязанность по уплате налогов); закрепляет государственное устройство, от которого зависит бюджетная система. Конституционное право разграничило предмет ведения федеральных органов, органов субъектов федерации и органов местного самоуправления в финансовой сфере.

II. Административное право регулирует отношения в сфере государственного управления, возникающие в процессе практической реализации исполнительной власти. Финансовая деятельность осуществляется в сфере государственного управления органами исполнительной власти, т.е. правовой статус финансовых органов закреплен нормами административного права. Финансовое право использует преимущественно административно-правовой метод регулирования. За совершение правонарушений в финансовой сфере предусмотрены меры административной ответственности.

III. Муниципальное право закрепляет порядок организации деятельности органов местного самоуправления, а финансовое право закрепляет порядок осуществления финансовой деятельности органами местного самоуправления, в частности, бюджетную, налоговую деятельность,  деятельность в области регулирования муниципального кредита и др.

IV. Уголовное право закрепляет уголовную ответственность за совершение финансовых преступлений. Финансовое право использует уголовно-правовой метод регулирования, т.е. метод запретов.

V. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных правоотношений. Финансовые организации и органы, осуществляющие финансовую деятельность, вступают в договорные правоотношения, регулируемые гражданским правом.

VI. Банковское право является комплексной отраслью права, которая объединяет нормы финансового и гражданского права. Нормы финансового права закрепляют правовой статус кредитных организаций, порядок регулирования взаимоотношений между ЦБ РФ и кредитными организациями, порядок осуществления банковского надзора за деятельностью кредитных организаций.

VII. Налоговое право является подотраслью финансового права. Это значит, что налогово-правовые нормы являются разновидностью финансово-правовых норм, налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, налоговый контроль разновидностью финансового контроля и т.д.

 

3 вопрос

Система финансового права – это внутреннее строение отрасли права. Финансовое право состоит из 2 частей: общей и особенной.

Общая часть объединяет финансово-правовые нормы, закрепляющие формы, методы, принципы финансовой деятельности, нормы, разграничивающие полномочия между государственными органами и органами местного самоуправления в финансовой сфере, нормы, закрепляющие формы и методы осуществления финансового контроля и др.

Особенная часть финансового права состоит из финансово-правовых институтов, объединенных в разделы это:

1. Бюджетная система;

2. Внебюджетные целевые фонды;

3. Финансы государственных и муниципальных предприятий;

4. Государственные и муниципальные доходы;

5. Государственные и муниципальные расходы;

6. Организация страхового дела;

7. Банковский кредит;

8. Государственный и муниципальный кредит;

9. Денежное обращение и расчеты;

10. Валютное регулирование.

Источники финансового права – это акты государственных органов и органов местного самоуправления, в которых содержатся финансово-правовые нормы. Источниками финансового права являются:

1. Конституция РФ, Конституции и уставы субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Федеральные законы:

- от 10 июля 2002 г. «О Центральном Банке РФ» ;

- от  2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» ;

- от 30 декабря 1998 г. «Об аудиторской деятельности» ;

- от  6 декабря 2011 г. «О бухгалтерском учете» ;

- от  10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»  и др.

Законы субъектов РФ.

3. Кодексы: Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ (часть 1 и 2).

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Акты министерств и ведомств.

7. Инструкции и положения Центрального Банка РФ.

8. Международные договоры.

9. Решения органов местного самоуправления.

10. Постановления Конституционных судов.

Действие источников определяется в трех аспектах:

1) Действие источников в пространстве определяется соответствующей территорией. Акты РФ действуют на территории РФ, акты субъектов – на территории соответствующих субъектов РФ, акты органов местного самоуправления – на территории соответствующих муниципальных образований.

2) Действие источников во времени определяется моментом вступления источника в юридическую силу и моментом прекращения действия. Акты вступают в юридическую силу:

-  по истечении 10 дней с момента их официального опубликования;

-  с принятием специального акта о вступлении в силу;

-  с момента наступления срока, указанного в самом акте;

-  с момента принятия.

Прекращение действия акта осуществляется следующими способами:

- с момента официальной отмены;

- с истечением срока действия;

- издания нового правового акта.

3) Действие правовых актов по кругу лиц определяется по принципу территориальности и по принципу резидентства.

 

4 вопрос

Финансово-правовая норма – это установленное государством и охраняемое мерами государственного принуждения должное правило поведения субъектов в финансовых правоотношениях.

Финансово-правовым нормам характерны как общие признаки с иными правовыми нормами, так и особенные. Общими признаками являются:

а) устанавливается государством;

б) охраняется мерами государственного принуждения;

в) содержит правило поведения;

г) содержится в правовых актах.

Особенностями финансово-правовых норм являются:

а) носят императивный характер;

б) финансово-правовые нормы выражают публичные интересы, т.е. государственные, а не частные;

в) среди финансово-правовых норм больше компетенционных норм;

г) для финансово-правовых норм характерна нестабильность.

Финансово-правовая норма имеет следующую структуру:

- гипотеза (условия, при которых действует норма);

- диспозиция (само правило поведения);

 - санкция (мера ответственности). Особенностью санкции является ее штрафной характер.

Финансово-правовые нормы можно классифицировать на следующие виды:

1. По способу воздействия на поведение субъектов:

а) обязывающие;

б) запрещающие;

в) уполномочивающие (развивают инициативу или предоставляют право выбора субъектам одного из вариантов правомерного поведения.

2. По содержанию:

а) материальные (устанавливают права, обязанности, ответственность);

б) процессуальные (регулируют процедуру, процесс реализации материальных норм).

3. По уровню принятия:

а) федеральные нормы;

б) нормы субъектов федерации;

в) местные нормы.

4. По срокам действия:

а) постоянные;

б) временные.

5. По объему действия:

а) общие;

б) специальные.

 

5 вопрос

Понятие субъекта финансового права шире, чем субъекта финансовых правоотношений. Субъект финансового права – это лицо, наделенное финансовым правом определенными правами и обязанностями, т.е. потенциальный участник финансовых правоотношений.

Субъект финансовых правоотношений – это реальный участник финансовых правоотношений. Таким образом, все субъекты финансовых правоотношений являются субъектами финансового права, но не все субъекты финансового права являются субъектами финансовых правоотношений. К субъектам финансовых правоотношений относятся:

1) общественно-территориальные образования;

2) коллективные субъекты;

3) индивидуальные субъекты.

К 1-й группе относятся: РФ; субъекты РФ; муниципальные образования.

РФ выступает субъектом в отношениях: по реализации бюджетных прав, прав по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, прав по регулированию государственного кредита (государственного долга), прав по регулированию денежного обращения (эмиссии).

Субъекты РФ выступают субъектами финансово-правовых отношений в аналогичных случаях, кроме права регулирования денежного обращения.

Муниципальные образования выступают субъектами в отношении бюджетных прав, прав по установлению, введению, взиманию местных налогов и сборов, прав по регулированию и управлению муниципальным долгом и прав по получению финансовой помощи от РФ.

Ко 2 группе субъектов относятся: органы государственной власти (представительные и исполнительные), органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, а также союзы и объединения предприятий и организаций. Органы государственной власти и местного самоуправления выступают субъектами в отношениях по составлению рассмотрению, утверждению финансово-правовых актов.

Предприятия, организации, учреждения и иные субъекты выступают в отношениях по получению бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, в отношении обязанностей по уплате налогов и сборов, обязанностей налоговых агентов и т.д.

К 3 группе относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Все перечисленные субъекты являются субъектами практически всех видов финансово-правовых отношений, кроме бюджетных.

Защита прав субъектов согласно действующему законодательству осуществляется как в административном, так и в судебном порядке.

Суть административного порядка заключается в том, что субъект вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган над тем органом, который нарушил его право. По общему правилу жалоба рассматривается в течение 1 месяца. В случае не результативности административного порядка субъект вправе защищать свои права в судебном порядке, т.е. обратиться с жалобой либо в суды общей юрисдикции по месту своего жительства, или по месту нахождения того органа, который нарушил его право, либо в арбитражные суды, или в конституционные суды.

Если исчерпаны все внутригосударственные способы защиты прав, то субъект может защищать свои права и в международных органах.

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»