Тема 6. Философия 20 века

  1.     Иррационализм и "философия жизни". Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Философия Ф. Ницше.

2.     Проблема бессознательного в современной философии. Развитие психоаналитической философии.

3.     Уникальность человеческого бытия как проблема философии ХХ века. Экзистенциальная философия, ее разновидности. Феноменология.

4.      Аналитическая философия и философия науки в ХХ веке. Эволюция позитивистской философии. 

 

В современную западную философию входят несколь­ко направлений: неотомизм, неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм (философия существования), структура­лизм и другие.

Неотомизм и неопозитивизм являются результатом модернизации раньше существовавших систем взглядов. Этому свидетельствуют даже названия направлений: нео (новый) томизм, неопозитивизм.

Характерным для современной западной философии является то, что господствовавший длительное время рацио­нализм сменяется иррационализмом. Набирает силу песси­мизм. В центре большинства философских учений оказы­ваются не просто человек, человечество, а их весьма проб­лематичное настоящее и будущее.

Провозвестниками поворота философской мысли к пессимизму и иррационализму были Шопенгауэр и Ницше. В конце XIX и в XX веках у них нашлось немало по­следователей. Например, Шпенглер автор известной книги «Закат Европы».

Сравнивая Ницше и Шпенглера, нельзя не заметить, что и тот и другой ощущает трагичность бытия. Но если Ницше мучительно ищет спасения, одержим, как о нем писали потом, «безумной мечтой взрастить у себя за спиной крылья, улететь самому, и унести на себе душу гибнущего человечества», то у Шпенглера «пафос капи­тана на вышке гибнущего корабля: ни на что не надеять­ся, до конца делать свое дело и мужественно идти ко дну».

Прагматизм - направление идеалистической философии, которое име­ет своей главной целью ненахождение абстрактной истины при изуче­нии философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на прак­тике (разрешать "проблематические ситуации"). Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становле­ние и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 - 1952).

Дьюи - автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, соци­ологии, педагогике и другим дисциплинам. Его философия не получила широкого распространения в СССР и Европе, однако пользуется боль­шой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американ­цев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Аме­рики своего времени.

К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие сте­реотипы традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы. По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:

отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего суще­го бессмысленными;

выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии явля­ется понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские исследования,

под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;

особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;

делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духов­ный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, имея ввиду, что в совокупности опыт охваты­вает все сферы жизни.               

Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) - помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма.

Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опы­ту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является свя­зующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной це­лью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии.

Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правиль­но используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с по­мощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.

Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спи­ритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта яв­ляется совершенствование самого общества - социальная реконструкция.

Социальная реконструкция включает в себя:

совершенствование отношений собственности, что подразумевает наде­ление собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее макси­мальное объединение для производственно-хозяйственных целей, с дру­гой стороны (фактически речь идет об акционировании собственности);

через акционирование и иное совершенствование отношений собствен­ности - приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.);

более справедливое распределение произведенных материальных благ;

борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучшении бла­госостояния граждан;

обеспечение прав человека и совершенствование демократического го­сударственного устройства;

наведение порядка в обществе, совершенствование, профессионализацию управления во всех сферах человеческой жизни и деятельности;

сглаживание внутренних и международных конфликтов.

Другим ключевым средством совершенствования опыта помимо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов "высоких технологий".    

Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших ре­зультатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике - то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и вне­дрению в производство новейших научных методов, "высоких техноло­гий", в то время как ни научные методы, ни высокие технологии абсо­лютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту.

Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные мето­ды и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.

Третий важнейший путь реконструкции опыта - совершенствование мыш­ления (также на основе научных методов).

Поскольку согласно Дьюи основная задача философии заключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем применения к нему новей­ших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?.

Учение о методе занижает значительное место в философии Дьюи. По Дьюи:

метод - порядок (процесс) приобретения знания и дальнейшего функ­ционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта;

основная задача науки и научного метода - оптимальное достижение человеком своих целей;

от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, - истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее достижение, - ложный;

следовательно, научный метод является инструментом успешной че­ловеческой деятельности, достижения целей.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдиз­ма, разработанное его продолжателями - Альфредом Адлером, Виль­гельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

В частности, Альфред Адлер ( 1870 - 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе "великих" действий человека, гиперактивности, сверх­стремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комп­лекс неполноценности, который человек желает компенсировать, доби­ваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни. Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма.                            

Основная идея его концепции заключается в том, что в основе нормаль­ной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имею­щая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию че­ловека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в "тисках" культуры, приспосабливаться к нормам обще­жития, другим людям, подчиняться начальству, властям- это приводит к "невротизации" человека, гибели его истинного "Я", самости.

Способ спасти человека - полное отрицание культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция.

Карл Густав Юнг (1875 - 1961) выдвинул теорию архетипов.

Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, перево­дится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Аркегапы - универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцина­ции. Архетипы - "зашифрованная" история человечества, высшие истины.

Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы, понять их смысл, а через них- себя и окружающую действительность.

Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречивости челове­ческого существования. Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого су­ществования:

патриархат и матриархат;

гуманистическое и авторитарное сознание;

власть и подчинение;

стремление к обладанию и просто жизнь;

личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);

"свобода от" и "свобода для" - негативная и позитивная свободы.

Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоре­чия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.

Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе ( 1898 - 1979).

Главное произведение Маркузе - "Одномерный Человек". Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспитывает нормального, но "одномерного человека", обладающего желаниями, интересами, увле­чениями, но только в рамках одного направления -потребления. Чело­век-потребитель постепенно становится "винтиком", зависит от обще­ства, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.

Выход из данного положения, "прорыв" одномерного общества Мар­кузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сек­суальной, революции.

Основными частями учения неотомизма являются:

метафизика (общая и прикладная);

гносеология;

натурфилософия.

Метафизика - базовый раздел - состоит из:

общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтологии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);-

прикладной метафизики - учения об окружающем мире и человеке. Основные цели неотомизма:

креационизм (сотворение окружающего мира Богом);

откровение (Бога о себе - в Библии);

разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);

единство сущности и существования в Боге;

подобие человека Богу;

 человек - единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.

Другим направлением современной теологической философии, проти­востоящим неотомизму, является тейярдазм. Его основоположник - современный теологический философ Пьер Тейяр де Шардеи (1881 - 1955).

Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию - комплексную на­уку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной. Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена - эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была при­суща эволюция.

По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во многом опирался на достижения есте­ственных наук, критиковал многие догмы католицизма.

Также к католическому направлению принадлежит "теология осво­бождения", распространенная в Латинской Америке. Ее главная идея - максимальное раскрепощение человека. Среди протестанской теологической философии наиболее распространены:

либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);

теология кризиса (Барт, Нибур);

экзистенциональная теология (Тиллих);

"демифоногизированное христианство" (Бультман);

безрелигиозное христианство - Больхьоферра. Главные идеи данных учений заложены в их названиях.

Позитивизм - направление философии, зародившееся в 30-е - 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

Основателем позитивизма считается Опост Конт (1798 - 1857).

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);

махизм;

неопозитивизм;

постпозитивизм.

Классический позитивизм О. Конта рассмотрен в вопросе 43 "Филосо­фия позитивизма Огюста Конта".

Махизм нередко называют "второй формой позитивизма". Его создателями считаются Э. Мах (1836 - 1916) и P. Авенариус. Основная идея махизма - в основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название -эмпириокритицизм).

Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеалистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, фи­лософия должна стать:

во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой;

во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрак­тные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер суще­ствуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером). Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.

Наоборот, очень популярным и распространенным в первой полови­не и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм. Основными представителями неопозитивизма были:

философы "Венского кружка" (М. Шлик - основатель; его последовате­ли - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах); .• представители Львовско-Варшавской школы (А.Тарский, Я. Лукасевич);

•Б. Рассел .(1872-1970);

Л. Витген1нтейн(1889 -1951).

Главная идея неопозитивизма - философия должна заниматься логи­ческим анализом языка науки, поскольку язык, как И язык науки, -главное средство,, через которое человек позитивно (достоверно, науч­но) воспринимает окружающий мир.

Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), зак­люченной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой). Основной принцип неопозитивизма  - принцип верификации - сравне­ния всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его мож­но верифицировать - подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) - верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы яв­ляются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного раз­решения. Они должны быть исключены из философии. Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозтивизм (вторая по­ловина - конец XX в.). Его главными представителями считаются К. Поппер (1902 - 1994), Т. Кун (р. 1992). Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма - исследование не структуры (подобно неопозитивиствам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:

как возникает новая теория?

•.как она добивается признания?

каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих?

возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий? Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания.

По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на. фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыс­лом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифи­цируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии. Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совер­шенствованию научного знания. Можно выделить основные проблемы современного постпозитвизма:

проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, ока­завшихся неистинными фактов);

проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям прове­рить правдоподобность научных теорий);

проблема рациональности (что такое рациональность в науке);

проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следу­ет выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);

проблема понимания, нахождения общих точек зрения между предста­вителями антагонистических теорий.

Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название гер­меневтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, кото­рый был посредником между богами и людьми -истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.

Основные вопросы герменевтики:  как возможно понимание?  как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

ерменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором -текста, самим текстом и читателем;

"герменевтический круг" - циклический характер процесса понимания. Герменевтика возникла вместе с появлением случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоластм (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифровкой" смысла бо­жественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу современных философов-герменевтов можно отнести Ф: Шлейермахера (1768 - 1834), М.Хайдеггера (1889- 1976), Г. Гадамера(р. 1900), П.Рикера(р. 1913).

Согласно Шлейермахерупри толковании текста возможны два метода -грамматический и психологический. С помощью первого выявляется "дух языка", с помощью второго - "дух автора". Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никог­да не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смыс­лами он не будет нуждаться в толковании. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):

дивинации - искусственного "вчувствования", "вживания" в душу авто­ра произведения;

сравнения - сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением И наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.

Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзис­тенциализм и посвящены бытийной (онтологической), а не познаватель­ной (гносеологической) стороне герменевтики. Хайдеггер выводит учение об экзистеищиалжх - условиях человеческого существования. Их два - положенность и понимание:

  положенность - человеческое бытие определено не мышлением, а фак­том своего пребывания в мире;

понимание - человек обнаруживает, что он есть, становится понима­ющим, а понимание - это истолкование и интерпретация (человек ис­толковывает свое бытие в мире определённым образом, и данное ис­толкование есть понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире).                                     Человеческое бытие, по Хайдеггеру» изначально герменевтично (основа-нона понимании).

Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики). Человеческое существование невозможно без переживания собствен­ного бытия. В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем боль шую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, -"опыт мира"), 'во-вторых, вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от. прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги - тексты, "язык". Следовательно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений .философии. Центральное понятие философии Поля Рикера - личность. Личность -творец всей человеческой культуры. Цель философии - разработать ме­тод понимания человеческой субъективности. В качестве данного метода Рикер предлагает "регрессивно-прогрессив­ный", суть которого в том, чтобы понимать человека через его три - измерения - прошлое, настоящее, будущее. По Рикеру, человеческая личность телеологична - направлена в будущее.

Экзистенциализм - направление философии, главным предметом изу­чения которого стал человек, его проблемы, трудности, существова­ние в окружающем мире. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в а в 20-е ^ 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. XX в. способ­ствовали следующие причины:

нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пу­леметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе бое­вых действий и т.д.);

опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 милли­онов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полно­стью подавляющих человеческую личность;

бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти яв­ления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внима­ние философы-экзистенциалисты:

уникальность человеческой личности, глубина его чувств, пережива­ний, тревог, надежд, жизни в целом;

разительное противоречие между человеческим внутренним миром и . окружающей жизнью;

'• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для че­ловека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

 проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в ок­ружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным); проблема бессмысленности жизни;

проблема внутреннего выбора;

проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внеш­него - места в жизни.   

Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьореи Кьерксгор(1813-1855). Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим коли­чеством всевозможных вопросов ^ сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания - и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не инте­ресующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я". Философом были выделены понятия:

неподлиннос существование - полная подчиненность человека обще­ству, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

подлинное существование - выход из состояния подавленности обще­ством, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование честь экзистенция. В своем восхождении к под­линному существованию человек проходит три стадии:

эстетическую;     .

этическую;           .

религиозную.

На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию. На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полнос­тью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особо­го значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момен­та и до конца своих дней человек "несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства. Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были:                                     

Карл Ясперс (1883 - 1969);

Жан-Поль Сартр (1905-1980);

Альбер Камю (1913 - 1960);

Мартин Хайдеггер (1889-1976).

Карл Яснерс (1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из пер­вых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге "Пси­хология мировоззрений", вышедшей в 1919 году - после окончания пер­вой мировой войны). Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей боль­шого смысла жизнью - "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возмож­ностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выхолят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации -между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судь­бы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностыо - высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции - к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.

Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энер­гию, осознает себя через так называемыеифры" трансцедентального:

эротику, секс;

единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой);

свободу;

смерть - конечность бытия.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 - 1980) - проблема выбора.

Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие". "Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако пол­ностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" -различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспри­нимает себя через отношение к нему "другого". Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание ак­тивности-свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не про­стом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (воп­росы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциаль­ным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь - цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" - экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, поит на войну и т. д. По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. , Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Че­ловек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, - мое").

Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое соб­ственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

 Альбер Камю (1913 - 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни. Главный тезис философа - жизнь человека в сущности бессмысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тра­тят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) - смерть, Ничто. Смертны все - и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека -абсурд (в переводе-не имеющая Оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безоснователь­ности жизни:

соприкосновение со смертью - при соприкосновении со смертью, осо­бенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство - теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

соприкосновение с окружающим миром, природой - человек беспомо­щен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").  -В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успе­хах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существования человека.

М. Хайдеггер (18S9 - 1976) занимался разработкой самих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии. Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, Наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Бытие человека происходит р окружающем мире (именуется филосо­фом "быте в мире"). В свою очередь, "бытие в мире" состоит из:

"бытия с другими";

"бытия самого себя".

"Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его полную ас­симиляцию, обезличивание, превращение в "такого, как все". "Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.

Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен проти­востоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом слу­чае он будет свободен.

Философия экзистенциализма очень популярна в современной Запад­ной Европе и актуальна для нее. В настоящее время наблюдается тенденция смещения центра тяжести фи­лософских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни. Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план про­блему первичности и отношений материи и сознания.

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»