Тема 1. Философия, ее предмет, структура и роль в культуре

 

 

План.

1.                 Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения.

2.                 Предметное самоопределение философии, ее проблемное поле и основной вопрос.

3.                 Структура философского знания, его основные разделы. Исторические типы и способы философствования.

4.                 Функциональное назначение философии, ее место и роль в культуре.

 

1.                 Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения.

Переживаемое сегодня нами время-это время больших свершений и масштабных задач, решение которых зависит прежде всего от человека, от его профессиональной подготовленности, его способности и умения перестраивать весь уклад жизни в сторону его прогрессивного развития.

          В то же время современный специалист не может быть только грамотным исполнителем чужой воли, принимаемых где-то и кем-то решений.  Он должен осмысленно и ответственно относиться к тому, что делает, разобраться в сложном переплетении событий, увидеть смысл происходящего и, главное, найти свое место в жизни.

          Всему этому как раз и учит философия, которая выступает высшей школой разумной ориентации человека в окружающей действительности.

          Конечно, человек может довольствоваться и обыденными знаниями, опереться в своих суждениях на так называемый здравый смысл. Но эти знания не дают ему возможности проникнуть в суть происходящих событий; их явно недостаточно, чтобы выработать самостоятельную жизненную позицию.

          Путь же философии – это путь разумного мышления, который ведет в глубины человеческого бытия, заставляет его размышлять о многом, что недоступно обыденному сознанию.

          Разумеется, одного лишь книжного знания философии недостаточно, чтобы найти свое место в жизни, выработать активное отношение ко всему, что происходит на Земле. Ясность цели, твердость характера, критическое отношение к действительности, к тому, что в ней устаревает и отживает свой век и одновременно заботу о развитии всего прогрессивного, передового - эти качества приобретаются человеком тогда, когда знания, полученные в ходе изучения философии, связываются с активной практической деятельностью, сознательным участием в преобразовании мира.

          Что же такое философия? Где, когда и как она возникает, каков ее предмет? Каковы особенности философии как мировоззрения, ее место и роль в культуре и в целом в жизни общества?

          На эти и другие вопросы нам и предстоит ответить в этой и в последующих лекциях.

           Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно состоит из двух слов: phileo – люблю и sophia – мудрость. Значит, «философия» в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

          Истолкование и закрепление этого термина в европейской культуре связано с именем Платона (427-347 гг. до н.э.) . В представлении Платона, человек из-за своей прирожденной смертности и познавательной слабости не может быть по-настоящему мудрецом, слиться с софией , что доступно лишь божеству. Поэтому человек, говорил он, может только «любить» мудрость, почтительно и на расстоянии. В противном случае он употребил бы не слово «философ», а остановился бы просто на слове «мудрец» (по-гречески «софист»)  

          Философия является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она зародилась на заре цивилизации в VII-VI вв. до н.э. (почти около 3000 лет тому назад) в древней Индии, Китае. Своего расцвета философия достигла в Древней Греции.

           Чтобы понять специфику философии, надо ее сопоставить с мировоззрением.

          Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к миру и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Как видим, мировоззрение включает в себя как обобщенные знания о мире, так и определенную систему ценностей (представления о добре и зле, уродстве и красоте), определенные жизненные позиции.

Различают понятия «мировоззрение» и «общая картина мира».

Общая картина мира – это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Естественные науки образуют естественно-научную картину мира, а общественные (гуманитарные и социально-экономические науки) – социально-историческую картину действительности.

Мировоззрение, в отличие от общей картины мира, представляет собой более высокую интеграцию знаний, где мы имеем дело не только с интеллектуальным, но и эмоционально-ценостным отношением человека к миру.

В мировоззрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизнено-практический.

1.Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и жизненной, повседневной практической деятельности. Ведь мировоззрение формируется в сознании конкретных людей под влиянием конкретных условий их жизни и деятельности, их принадлежности к той или иной социальной группе. Этот житейский, обыденный уровень мировоззрения называют жизненной философией, здравым смыслом, который формируется стихийно, под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека. Это несистематизированные, некритичные представления о мире.

2. Рационально-теоретическая форма мировоззрения, к которой относится философия, в отличие от жизненно-практической, создается сознательно, как результат особой профессиональной деятельности.

Мировоззрение есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной.

1.Отражение на уровне ощущений применительно к мировоззрению называют мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, а не сущность вещей.

2.Следующие по глубине уровни отражения – это мировосприятие и миропредставления. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений. Но на этом этапе мировоззрение все же ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением. Здесь чувство и рассудок еще преобладают над разумом.

3. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Мировоззрение на этом этапе можно назвать миропониманием. Именно такое мировоззрение и представляет собой философия. Значит, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Понятие «мировоззрение» соотносится и с понятием «идеология», хотя и не совпадает с ними по содержанию. Понятие «мировоззрение» шире, чем понятие «идеология». Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована лишь на социальные явления и классовые отношения. Мировоззрение же относится в целом ко всей объективной действительности и человеку.

В истории человечества выделяют три основные формы мировоззрения: мифология, религия и философия.

Мифология – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества. Это мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.  Мифы пытаются дать ответ на такие вопросы, как происхождение Вселенной, Земли и человека, объяснение природных явлений, жизнь, судьба, смерть человека, вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются: очеловечивание природы; наличие фантастических богов; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач  (хозяйство, защита от стихи и т.д.); однообразие мифологических сюжетов.

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм.

Крупнейшими и наиболее распространенными религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм.

Помимо мировоззренческих, религия выполняют ряд иных функций:

а)  объединительную (консолидирует общество вокруг идей или ради идей);

б) культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

в) нравственно-воспитательную (культивирует в обществе честность, терпимость, порядочность, идеалы любви к ближнему, сострадания и т.д.)

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

а)  основано на знании (а не на вере или вымысле);

б) рефлексивно (обращенность мысли на саму себя);

в) логично (имеет внутреннее единство и систему);

г) опирается на четкие понятия и категории.

         Если в мифах фигурируют образы, а религия имеет дело с религиозными догматами, то философия оперирует понятиями, категориями, доказывает истинность своих положений с помощью теоретического и логического анализа, а не с позиций и требований слепой веры.

В отличие от обыденных, отрывочных знаний индивида о мире, носящих порой противоречивый характер, философия представляет собой не простую сумму знаний, а теоретическую систему идей, взглядов о мире и человеке, носящую доказательный характер.

 В отличие от стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания, философия представляет из себя специально разрабатываемое учение о мудрости, т.е. свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

По вопросу об источниках возникновения философии существует 3 основные концепции.

1.Первая – мифологенная – считает, что миф не был в состоянии выразить разумное содержание мира в разумной форме и поэтому философия возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Миф как духовный источник философии создает возможность философствования. Но для этого нужен был расцвет действительной политической свободы и определенная ступень зрелости культуры (Гегель).

2. Вторая концепция – сциентистская – исходит из того, что единственным источником происхождения философии является предфилософское, конкретное научное знание, которое нуждалось в систематизации и организованности, поскольку его объемы увеличивались. Эти задачи и стала решать философия.

3. Третья концепция – гносеомифогенная – считает, что тремя источниками философского знания являются: развитый религиозно-мифологический комплекс, эмпирическое научное знание и житейская мудрость, отражающая обыденный нравственный опыт. Причиной возникновения философии считается здесь противоречия между мифологическим мировоззрением и начатками научного мышления. Философия возникает как распространение методов научного мышления, появившихся в узкой области специального знания, на все мироздание.

Некоторые философы обращают внимание на роль нравственной потребности в возникновении философии. Философия смягчила антагонизм между наукой и мифом, приняв на себя заботу о достоинстве и нравственности человека.

Гегель считал, что философия возникла в Древней Греции, китайской и индийской философии он отказывал в праве на существование.

К.Ясперс говорит о возникновении философии одновременно в Китае, Индии и Греции как в 3-х независимых друг от друга регионах мира. 

Как мировоззрение философия прошла 3 основные стадии своей эволюции , 3 типа философского мировоззрения.

а) космоцентризм;

б) теоцентризм;

в) антропоцентризм.

         Космоцентризм как философское мировоззрение исходит из того, что все сущее зависит от могущества, всесильности и бесконечности внешних сил, а именно Космоса, космических циклов. Такая философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции.

Теоцентризм как тип философского мировоззрения объясняет все сущее через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога. (Был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм – это тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека. Такой тип философского мировоззрения был присущ Европе эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современным философским школам.

2.                 Предметное самоопределение философии, ее проблемное поле и основной вопрос.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Но предмет этот в процессе исторического развития меняется в связи с развитием общества, культуры, науки и самого философского знания.

1. Согласно Пифагору, смысл философии заключается в поиске истины. Такого же мнения придерживался и Гераклит.

2. Совсем другого мнения придерживались софисты. Они считали, что главная задача философии – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они понимали как умение доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого считались пригодными любые средства, ухищрения. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты их имеешь».(Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь.)

3.                 Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин.

4.                 По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом является первые начала и причины бытия.

5.                 Эпикур придерживался мнения, что философия призвана освободить человека от страха перед будущим, от страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья.

6.                 В Средние века философия выступала служанкой богословия.

7.                 В эпоху Возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Мыслители этого времени любое теоретическое знание называют философским.

8.                 Новое время определило философию как науку наук,  объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, Ф.Бэкон относит к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а Р.Декарт уподобляет философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все остальные науки. Несмотря на различия позиций, общим для всех философов ХVII в. остается соотнесение философии с познающим разумом.

9.                 Во второй половине ХVIII – ХIХ в. происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем.

10.            В ХIХ в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном. Так, Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя.

11.            Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума.

12.            Камю считал основным философским вопросом вопрос о самоубийстве, т.е. вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить.

13.            В современном мире самоопределение философии еще более многообразно.

Выделим 3 основных подхода к трактовке самоопределения философии  т.е. понимания ею своего предмета, задач и сущности.

1. Первый подход можно назвать доктринальным, согласно которому философия является некоторой доктриной, т.е. системой законченных истин, открытых тем или иным мыслителем. Задача его последователей – использовать эту доктрину для анализа современных процессов. Доктринальный подход представлен таким направлением философской мысли, как неотомизм, который до 2000 г. считался официальной философией католической церкви. Автор этой доктрины – крупнейший схоласт Средневековья Фома Аквинский.

2. Инструментальный подход к определению сущности философии представлен в культуре ХХ века такими направлениями, как логический позитивизм, прагматизм, аналитическая философия.

Суть этой позиции отчетливо была высказана Витгенштейном в его «Логико-философском трактате»: «Философия – это не доктрина, а деятельность – деятельность по прояснению языка, и в первую очередь по прояснению языка науки. Цель этой деятельности – элиминировать из языка науки все бессмысленные высказывания, т.е.  высказывания, которые не могут быть сведены к «протокольным предложениям, фиксирующим чувственно наблюдаемые «атомарные факты».

3. Третий подход к определении сущности философии, получивший широкое распространение в современной философии – это экзистенциальное самоопределение философии. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. считают, что философия должна заниматься проблемой человека, его существования, вопросами управления им собственным духовным миром и поиском смысла жизни.

Однако перечисленные подходы к трактовке самоопределения философии вовсе не означают, что различным философским концепциям и подходам к определению предмета философии не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия (онтология);

2.Анализ наиболее общих вопросов познания (гносеология);

3.Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества;(социальная философия)

4.Исследование наиболее общих и существенных  проблем человека (философская антропология).

Итак, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность.

Но существуют общие вопросы, которые раскрывают характер философского мышления. Среди них следует назвать такие, как

1.Каковы фундаментальные основы мира?(онтологический вопрос)

2.Познаваем ли этот мир (гносеологический вопрос)?

3.Каков истинный мир человеческих ценностей и в чем смысл жизни человека?

4.Каковы основные принципы подхода к научному исследованию мира в целом и отдельных его сфер (основной методологический вопрос)

Основным вопросом в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию). Ф.Энгельс в работе «Людвиг Фейрбах и конец немецкой классической философии» (1866) писал: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. М., 1979.Т.3.С.382).

Первая сторона основного вопроса философии – это вопрос о том, что первично, а что вторично.

         В зависимости от того, как отвечают философы на этот вопрос, они разделяются на 2 больших лагеря – материалистов и идеалистов.

         I. Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление философии, основные положения которого сводятся к следующим:

1.материя существует реально;

2.материя существует независимо от сознания;

3. материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

4. материя существует и развивается по своим внутренним законам;

5. сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

6. сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

7. сознание определяется материей (бытием).

Видные философы – материалисты: Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро и иные французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

1.Достоинства материализма – опора на науку (в особенности на точные и естественные), логическая доказуемость многих положений материалистов.

2.Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие некоторых явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

II. Идеализм («Линия Платона»)имеет 2 самостоятельных направления:

а) объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель), утверждающий, что

1. реально существует только идея, она первична, существует изначально.

2. вся действительность делится на «мир идей» и «мир вещей». Второе есть порождение первого.

3. большую роль в преобразовании «мира идей» в «мир вещей» играет Бог – творец.

б. Субъективный идеализм (Беркли, Юм) считает, что

1. все существует в сознании человека (субъекта познающего).

2. идеи, образы материальных вещей существуют только в разуме человека.

3. вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

         Слабая сторона идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идей).

         Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ ХVII – ХVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом.

         Классическое же определение обоих направлений впервые дал видный немецкий философ Ф.Шлегель. «Материализм, - писал он, -все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю» (Шлегель Ф. Философия. Критика: В 2-х т. Т.2.М., 1983.С.104-105).

         Как идеализм, так и материализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. Поэтому можно выделить различные формы материализма и идеализма.

         1. Материализм Древнего Востока и Древней Греции – первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.)

2. Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе (ХVII – начало ХIХ вв.), в основе которого лежит изучение природы, все многообразие ее свойств и отношений сводит к механической форме движения материи. Здесь почти отсутствуют представления о развитии, о взаимосвязи, взаимодействии различных явлений. Предметы, вещи рассматриваются как неизменные, не связанные друг с другом (Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ламетри, Гельвеций и др.)

3. Диалектический материализм, где материализм и диалектика представлены в органическом единстве, представляет собой высшую форму материализма, созданную К. Марксом и Ф.Энгельсом.

4. Существуют и такие разновидности материализма, как, например: а) последовательный материализм, где принцип материализма распространяется и на природу, и на общество (марксизм); б) непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейрбах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм (от лат. dues - бог). Деисты, будучи материалистами, утверждали, что материю сотворил и сообщил ей первоначальный импульс Бог, а затем, мол, она развивается по своим собственным законам. (Вольтер, Руссо, Ф.Бэкон, Дж.Толанд, Б.Франклин, М.В.Ломоносов и др.)

5. Различают научный и вульгарный материализм. Вульгарные материалисты сводили идеальное (сознание) к материальному (материи), отождествляли сознание с материей (О.Фохт, М.Молешот, Л.Бюхнер).

Главными разновидностями идеализма, как отмечалось выше, является объективный и субъективный идеализм.

1.Объективный идеализм признает основой мира, его определяющим началом некий разум, дух, который существует как объект, независимо от человека, людей, так и от материи (Платон, Ф.Аквинский, Г.Гегель.)

2.Субъективный идеализм объявляет определяющим началом в мире сознание, разум, волю субъекта, отдельной личности (Дж.Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от латинского solus – один, единственный и ipse - сам), считающий, что реально существую только я, мои ощущения, а все остальное, в том числе и другие люди – это продукт моего сознания.

3.Существуют и такие разновидности идеализма, как рационализм и иррационализм.

а) Рационализм (идеалистический) исходит из того, что основой всего сущего и его познания является разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм (от греческого pan – все и logos разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Г.Гегель).

б) Иррационализм (лат. – неразумный, бессознательный) утверждает, что разумно и логически познать действительность невозможно, поскольку, как отмечали Ницше, Шопенгауэр, мир хаотичен, не имеет своей внутренней логики. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение, озарение, а само бытие рассматривается как иррациональное (Кьеркегор, Бергсон, Хайдеггер).

         Как же взаимодействуют между собой материализм и идеализм? Здесь надо избегать двух крайних точек зрения:

1.Существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом на всем протяжении истории философии.

2.«История философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма». (Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии. 1991.№12.С.21.)

Такая «борьба» шла в истории философии между материализмом и идеализмом. Но ее не следует абсолютизировать, что она якобы всегда и везде определяет развитие философии.

         Бывали случаи, когда материализм и идеализм в некоторых случаях и перекрещивались. Например, тот же самый деизм. Не случайно, что к нему примыкали и материалисты (Ф.Бэкон, Дж.Локк), и идеалисты (Лейбниц) и дуалисты (Р.Декарт).

         Еще нагляднее единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (И.Кант), а принцип познаваемости мира отстаивали не только материалисты (марксизм), но и идеалисты (Гегель).

 С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.

I.Монизм (от греч. monos -  один) исходит из того, что мир имеет одно начало – материальное или духовное. Соответственно говорят о материалистическом и идеалистическом монизме.

         Дуализм (от лат. dualis - двойственный) утверждает равноправие двух первоначал: материи и сознания, как независимых друг от друга , равнозначных.

         Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) предполагает, признает несколько или множество оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, которые в качестве основы всего сущего считали такие разнообразные начала, как земля, вода. воздух, огонь и т.д.

II. Второй стороной основного вопроса философии выступает вопрос о познаваемости мира.

а) Одни мыслители полагали, что мир принципиально непознаваем (Протагор, Кант). Они получили название агностиков (от гр. agnostos – непознаваемый или а - не,  gnosis - знание). К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724-1804). Согласно Канту, человеческий разум обладает большими возможностями, но эти возможности имеют свои границы, не позволяющие ему внутреннюю сущность вещи. Именно эта конечность и ограниченность познавательных возможностей человеческого разума создают многие загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда. Например: Бог существует? Бог не существует?

б) Другие мыслители, представители гностицизма, напротив верят в силу и могущество разума и познания и утверждают, что человек способен получить достоверное знание, объективную истину.

в) В истории философии были и такие мыслители, которые сомневались в возможности получения человеком достоверного знания о мире. Это так называемые скептики (от. гр. skeptikos –критикующий, взвешивающий, находящийся в нерешительности) (Пиррон и др.)

         Говоря об основном вопросе философии следует отметить, что в настоящее время, несмотря на тысячелетние искание философов, вопрос этот достоверно не решен ни с онтологической, ни с психологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

         В ХХ веке в западной философии наметилась тенденция больше акцентировать внимание на экзистенциальном самоопределении философии и меньше говорить о традиционном основном вопросе философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

         Известно, что философские вопросы сфокусированы прежде всего на человеке. Философию интересует мир не просто сам по себе, а в первую очередь в контексте человеческой жизнедеятельности. Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И.Кант, сведя их к четырем вопросам: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?    Эти три вопроса объединяются в четвертом: Что такое человек? Вот почему следует отметить, что И.Кант первым из мыслителей эпохи философской классики осознал антропоцентрический характер философского звания.

         Марксистское же понимание основного вопроса философии как вопроса об отношении материи и сознания является всего лишь частным случаем системы «человек - мир».

         Философия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных перспектив этой деятельности. Поэтому предметом философии является всеобщие связи в системе «человек - мир», философия выступает дисциплиной, которая ставит своей целью рационально-теоретическое осмысление этих связей, этого отношения человека к миру. И поскольку на мировоззренческие проблемы на каждом новом историческом этапе осмысливаются по-новому.   

3)  Структура философского знания, его основные разделы.

Исторические типы и способы философствования.

 

Философия - форма духовной деятельности, которая ставит, анализирует и решает коренные мировоззренческие вопросы, связанные с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека.

Сначала все теоретическое знание, которое имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т.д. и т.п.

Долгое время считалось, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Это порождало конфронтацию.

Современная философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходимы их интенсивный союз и взаимодействие.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания. Поэтому она выступает духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

Какова структура философского знания?

Философское знание интегративно по своей сути, поскольку философия исследует Универсум, т.е. то, что в каждой вещи универсально.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности. Во-первых, оно имеет много общего с научным знанием (преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования, выводы, полученные в рамках философии, входят в содержание науки, многие крупные ученые в области конкретных наук являются виднейшими представителями философии – Пифагор, Аристотель, Д.Бруно, Н.Коперник, Р.Декарт, К.Маркс, З.Фрейд, Б.Рассел и др., философия имеет свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и поэтому имеет научный характер (когда она опирается на систему научного знания).

В то же время философское знание не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Структура философского знания включает в себя в качестве своих важнейших разделов онтологию, гносеологию и социальную философию.

1. К онтологическим вопросам относятся такие как:

1.Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой единства?

2.Является ли мир в существе неизменным, или он постоянно развивается?

3.Развивается произвольно или по определенным законам?

В этом разделе рассматриваются пространство, время, движение, системность как важнейшие факторы бытия.

2. Гносеология - это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности. Здесь рассматриваются следующие вопросы:

1.Что является источником наших знаний о мире и каким методом мы получаем новое знание?

2.Чем научное знание отличается от других видов знания?

3.Каковы критерии истины?

4.Какими познавательными способностями обладает человек? и т.д.

3. Социальная философия – это раздел философского знания, изучающий наиболее общие законы и ценности общественного бытия и социального познания.

Основные проблемы этого раздела:

1.Природа общества, его специфика, стадии и движущие силы человеческой истории.

2.Общество как целостная система.

3.Общественные идеалы и перспективы человеческого общества.

4.Специфика познания общества и его истории.

Основными компонентами социальной философии в широком смысле слова являются: философия истории, общая социология, этика, эстетика, аксиология, философская антропология.

Каковы особенности философского знания?

Философское знание, как отмечалось выше,

1.имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2.носит предельно общий, теоретический характер;

3.содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4.во многом субъективно, т.е. несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5.является совокупностью объективного знания и ценностей, идеалов своего времени, т.е. испытывает на себе влияние эпохи;

6.имеет качество рефлексии, т.е. знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

7.изучает не только предмет познания, но и  механизм самого познания;

8.испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

9.в то же время оно динамично – постоянно развивается и обновляется;

10.опирается на категории – предельно общие знания;

11.неисчерпаемо по своей сути;

12.ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет множество проблем, которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Основными методами философии(путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

1. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

2. Метафизика – метод, противоположный диалектике, когда объекты рассматриваются: обособлено, их взаимосвязей, статично, без учета постоянных изменений, развития, самодвижения, без учета противоречий. Все изменения при этом, сводят только к количественным изменениям. Внутренние противоречия признаются свойственными только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности. При исследовании объекта он изымается из общей связи с другими и тем самым упускается из виду целостный контекст бытия этого объекта. Данный метод выступает отражением определенного уровня научного познания мира.

3.Догматизм – восприятие окружающего мира через призму  догм – раз и навсегда принятых убеждений, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

4.Эклектика – метод, основанный на беспринципном, произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы (в Средние века – в религии,  в настоящее время в - рекламе).

5. Софистика – это метод, который основан на выведении из ложных посылок (но искусно и некорректно поданных как истинные) новой посылки, логически истинной, однако ложной по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, своей целью имела не получение истины, а победы в споре. (См. софизм «Рогатый» стр. 7. настоящего текста лекции).

6. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Как метод интерпретации она предполагает «понимание», «вживание», «сопереживание», истолкование отдельных изучаемых явлений в качестве моментов целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи.

         На каждом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных наук и возвращается конкретным наукам в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих их явлений и процессов.

         Необходимость выбора и обоснования методов, выяснения их соотношения породила и специфическую область философского и научно-теоретического знания – методологию.

         Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии. Философский метод (от греч. methods – путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.

         Философский метод, по словам Ф.Бэкона, сравним с факелом, освещающим путнику дорогу в темноте. Даже хромой, говорил он, идущий по дороге, быстрее дойдет до конечной цели, чем здоровый, но не знающий дороги.

         Философскими методами (как и основными направлениями в философии) выступают материализм, идеализм, эмпиризм (сенсуализм), рационализм.

1. При материалистическом методе действительность рассматривается как реально существующая, как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление материи. Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.

2. Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран западной Европы (например, в Германии).

3. Эмпиризм (сенсуализм) – (от лат. sensus – чувство) – методологический принцип, в котором за основу познания берутся опыт, чувственное познание, получаемое человеком из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»). (Эпикур, Т.Гоббс, Дж.Локк, Дж.Беркли, Гольбах, Фейербах).

4. Рационализм (от лат. ratio - разум) – философский метод, согласно которому истинное,  достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума, без влияния опыта и ощущений («Все можно подвергнуть сомнению. А любое сомнение – это уже работа мысли, разума») (Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Р.Декарт, Г.Гегель и др.)

         Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия, как отмечалось выше, выступает и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следует смешивать.

4. Функциональное назначение философии, ее место и роль в культуре.

         Предмет и специфику философии нельзя раскрывать в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.

         Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение.

         Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую, методологическую, гносеологическую, мыслительно-теоретическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую.

1. Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

4. Гносеологическая функция – одна из основополагающих функций философии, суть которой заключается в том, чтобы дать правильное и достоверное познание окружающей действительности.

5. Роль критической функции – подвергать все сомнению, критически, с определенной долей скепсиса подходить по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям.  Конечная задача – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация и увеличение достоверности.

6. Аксиологическая функция заключается в оценке исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.д. Эта функция особенно усиливается в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

7. Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, вскрыть противоречия, указать пути их устранения.

8. Воспитательно-гуманитарная функция – культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться к окружающему миру и найти смысл жизни.

         Гуманитарная, жизнеутверждающая роль философии особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда каждый человек должен делать свой нелегкий выбор.

         Сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В.Франклу, создавшему логотерапию (от гр.logos – смысл, и therapeia - лечение), теорию, согласно которой надо помочь человеку «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью» (Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.С.160.)

         Название теории образованно по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, это больше, чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

9.Прогностическая функция – на основе имеющихся знаний о мире и человеке спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 10.Общекультурная функция. Философия как важнейший элемент духовной культуры человечества призвана согласовывать и синтезировать достижения всех видов человеческого опыта (практического, научно-познавательного, ценностного), конструктировать новые идеи, идеалы и бороться с разного рода проявлениями методологических и мировоззренческих  заблуждений.

11.Практическая функция. Философия не только компонент духовного мира человека, но и инструмент, орудие социального действия, утверждения в обществе таких ценностей, как свобода, справедливость, стремление к совершенству.

Смысл философствования не ограничивается только лишь познавательными задачами. Как отмечал еще Кант, без знаний нельзя стать философом. Но философом нельзя также быть, опираясь только лишь на одни знания. Кант на первый план без колебаний вынес практический разум, т.е. то, чему в конечном итоге служит философия. «Мудрость.., говорил он, - вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании…»

Философия, по Канту, должна ориентировать человека на высшие нравственные ценности, что она призвана учить человека тому, чтобы быть подлинным человеком. Самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, человеческое счастье. В то время он акцентировал внимание и на вопросы  о нравственном долге человека.

Именно ориентация человека и высшие нравственные ценности, учит И.Кант, сообщает философии достоинство и внутреннюю ценность.

Наряду с другими задачами философия ставит перед собой и проблему обоснованности ценностей. Она призвана объяснить, почему нужно отдать предпочтение одним ценностям перед другими, задавая тем самым человеку четкие критерии выбора.

В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не только того, «что есть». Вследствие этого философия выступает в важнейшей роли хранителя идеалов культуры. Значит, философия выступает рефлексией над основаниями культуры. Что же это такое?

Понятие «культура» - широкое понятие. Оно включает в себя и философию, и религию, и науку, и искусство, и мифологию, и политику и т.п.

Основные компоненты духовной культуры называют также формами общественного сознания. Каждая из названных форм имеет свой собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, свой специфический способ функционирования.

Фундамент культуры составляют:

1.     знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке;

2.     ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.

Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности. Поэтому философию часто называют рефлексией над основаниями культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи.

Имея дело с постоянно меняющейся реальностью, философия формирует общезначимые и непреходящие смыслы, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям.

Ядро философии составляют экзистенциальные, или смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п.

Философия принципиально центрирована именно на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания.

 Итак, философия как специфическая форма рассуждения и знания появилась на заре человечества и сыграла решающую роль в становлении и формировании общества.

Несмотря на свой древний возраст философия как область знания до сих пор не имеет единства в истолковании своих проблем и общих методов исследования различных направлений: от неотоизма до марксизма и современного постмодернизма. Тем не менее, мировое научное сообщество солидарно в том, что все известные памятники далекого прошлого демонстрируют попытки человечества отобразить себя и воспринимаемую природу в определенном единстве, что у человечества исторически изначально появилась форма рассуждения и мышления, названная лишь в VI в. до н.э., словом «философия».

Потребность в философском знании по своей природе – общественная, а не личностная, и потому философия как общественный феномен объективна так же, как любое общечеловеческое теоретическое знание.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории),учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю.

В нашей лекции дана характеристика предмета философии, показано соотношение философии и мировоззрения, представлена структура философского знания и рассмотрены функциональное назначение философии, ее место и роль в культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.                                 Гусейнов О.М. Какая философия нам нужна сегодня?// Дагестанский государственный университет. 15ноября 1991г.

2.                                 ЗотовА.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений// Вопросы философии.1991.№12.

3.                                 Ильенков Э.И. Философия и культура. – М.. 1991.

4.                                 Мамчур Е.А. Философия и наука // Вопросы философии. 2008. №7.

5.                                 Ортега-и-Гассет.Х. Что такое философия? – М.,1991.

6.                                 Шлегель Ф. Философия. Критика. В 2-х т. Т.2. М., 1983.

7.                                 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс.К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

8.                                 Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

        

        

 

    

 

 

 

 

         

 

 

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»