| ||||||
|
| |||||
ГлоссарийВВЕДЕНИЕ И ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ.
Основные понятия: мировоззрение, мифология, религия, философия, онтология, гносеология, антропология, аксиология, материализм, идеализм, рационализм, иррационализм, диалектика, метафизика. Мировоззрение - совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом. Мировоззрение складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные, политические, нравственные и эстетические взгляды. Мифология - (греч. mythos—повествование, сказание и logos — учение, слово) — фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф — возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Религия (лат. religio — благочестие, святость) - мировоззрение и поведение (отдельного человека, группы, общества в целом), основанные на вере в сверхъестественное и возможность той или иной коммуникации с ним. Философия (греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Онтология (греч. ontos — сущее и logos — учение, слово)- учение о бытии как таковом. Раздел философии, ориентированный на выявление наиболее общих сущностей, предельных оснований, фундаментальных принципов всего существующего (природы, общества и человеческого мышления). Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Антропология - (от греч. anthropos человек, и logos - понятие, учение) - наука о происхождении и эволюции человека. 1.Естественнонаучная и медицинская антропология определяет место человека в царстве живых существ и изучает его телесную организацию, которой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п. 2. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована О. Касманом), сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Аксиология (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Материализм (от лат. materialis — вещественный) – философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия – материальное начало, т.е. материю. Идеализм (фр. idealisme, от греч. idea — вид, образ, понятие) - философское миропонимание, исходящее из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. Рационализм (лат. ratio - разум): 1. Учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть, почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. 2. В богословии рационализм - направление, согласно которому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума. Иррационализм (лат. irrationalis - неразумный) - философское учение, которое ставит инстинкт, интуицию, различные формы бессознательного на первое место и рассматривает их как решающие источники познания и духовной жизни в сравнении с ролью разума. Диалектика (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) - всестороннее целостное, наиболее последовательное учение о развитии явлений и процессов природного и социального мира духовной, психологической жизни человека; всеобщая методология познания и общественной практики. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие диалектика возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. 1) способность - вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Метафизика (греч. meta ta physika - после физики): 1. Термин «метафизика» возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает «то, что следует после физики». Сам Аристотель называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего философского учения «первой философией», исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук. 2. В новое время возникает понимание метафизика как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.
ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ: ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ.
Основные понятия: Веды, самсара, карма, нирвана, Дао, космос, субстанция, Логос, бытие, идея, атом, материя, форма, атараксия, аскетизм, судьба, единое, эманация. Веды (санскр, - ведение, знание) - четыре гл. священные книги древнейших индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа и Яджурведа. Были созданы в течение 12-7 вв. до н. э. Словом «Веды» обозначаются и относящиеся к названным книгам брахманы (книги, излагающие и толкующие ведийские обряды), араньяки («Лесные книги»), где объясняется мистический смысл ведийских обрядов и раскрывается ведийская символика, и созданные позднее Упанишады (книги, в которых культ и мифология Вед получают философское обоснование и где на первый план выступает общее рассуждение о боге, человеке и природе). Самсара - так называется в индийской философии повторяющийся благодаря новому рождению цикл индивидуального жизненного процесса со всеми его страданиями, от которых освобождаются только благодаря проникновению в Брахму, т.е. в нирвану. Карма (санскр.) - согласно учению брахманистов, буддистов и джайнистов, "труд"; в широком смысле - сумма добрых и злых деяний жизни, которая на основе присущей ей автоматически действующей и закономерной причинности создает предпосылки для нового, последующего существования определенного рода сущности и определенной судьбы. Нирвана (санскр. - прекращение, на языке пали - nibbana) - состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Дао - одна из важнейших категорий в китайской классической философии. Первоначально Дао означало «путь», «дорогу». Впоследствии понятие Дао было применено в философии для обозначения «пути» природы, ее закономерности. Даосизм - учение о дао, или "пути" (вещей), возникло в Китае в 6-5 вв. до Р. X. Основоположником учения считается древнекитайский философ Лао-цзы, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью. Видными сторонниками даосизма были Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы, жившие в 4 - 3 вв. до Р. X. Космос (греч. kosmos - вселенная) - мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); первоначально - то же самое, что порядок, устроение. Субстанция (лат. substantia — сущность) объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). Логос (греч. 1ogos - слово, мысль, разум, закон) - термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. Одно из основных понятий греческой философии. Как о законе и порядке о Логосе говорит Гераклит: все совершается по Логосу, который вечен, всеобщ и необходим. Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. В применении к обществу употребляется термин «общественное бытие». Идея (греч. idea - буквально: «то, что видно», образ) - философский термин, обозначающий «смысл», «значение», «сущность» и тесно связанный с категориями мышления и бытия. В истории философии категория «идея» употребляется в различных смыслах. Когда идея рассматривается только как существующая в сознании, она обозначает: 1) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) «смысл» или «сущность» вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (Субъективный идеализм). Атом (от греч. atomos - неделимое) - мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. ч. и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Атомы вечны, они не возникают и не исчезают, пребывая в постоянном движении; различаются по форме и величине, порядку и положению. Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им (Ленин В. И., т. 18, с. 131). Материя охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Форма (лат. forma) - прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания, а также и внутреннее строение, структура, определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его "аморфного" материала (материи), содержания или содержимого. Атараксия (греч. ataraxia — невозмутимость) - состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению некоторых древнегреческих философов, мудрецом. Путь к атараксии, как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха, освобождение от тревог. Аскетизм - (греч. askeo — упражняюсь) принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. Судьба - понятие, выражающее религиозно-идеалистическое представление о сверхъестественной силе, предопределяющей все события в жизни людей. Единое (греч. ev) — 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый абсолют. Эманация (от лат. emanatio - истечение) - истечение из единого, целого. По учению неоплатоников и гностиков, мир есть эманация божества, которое, однако, при этом остается неизменным.
ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Основные понятия: теология, теоцентризм, фидеизм, вера, разум, фатализм, креационизм, теодицея, схоластика, номинализм, реализм, универсалии, концептуализм, томизм, антропоцентризм, пантеизм, деизм, теизм, атеизм. Теология (греч. theos — бог и logos — учение, слово), или богословие - систематизация вероучения данной религии. Христианская теология, базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях «отцов церкви» (на «священном писании» и «священном предании»), делится на основное богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. Теологии присущи крайний догматизм, авторитарность и схоластичность. С теологией смыкается религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость теологии с наукой. Теология неоднократно подвергалась критике со стороны прогрессивных мыслителей всем времен. Критика теологии. Теоцентризм (греч. тheos — бог и лат. сentrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютное, совершенное, наивысшее бытие, источник всей жизни и любого блага. Фидеизм (лат. fides — вера) - реакционное учение, стремящееся подчинить науку религии, использовать научное знание для защиты религиозных догм. В его основе лежит утверждение, что наука ищет лишь знание явлений, фактов, вторичных (физических) причин, но не способна раскрыть первичные (сверхъестественные) причины, объяснить наиболее глубокие источники бытия. Вера - принятие чего-либо за истину, не нуждающиеся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, и не могущее претендовать на объективную значимость. Разум - философская категория, выражающая вершину духовной культуры, высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Фатализм (лат. fatalis — роковой) - антидиалектическая мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены господству необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены. Креационизм (лат. сreatio - создание) - идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой, природы в едином творческом акте. Точка зрения Линнея, Кювье, Ж. Агассиса (1807-73) о сверхъестественном происхождении всех видов животных и растений есть разновидность креационизма в биологии. Теодеция (греч. theos — бог и dike — право, справедливость) - «богооправдание»; обычное название религиозно-философских трактатов, ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, премудрого и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости. Схоластика (греч. scholasticos — школьный) - средневековая «школьная философия», представители которой - схоласты - стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоласты приспосабливала к своим целям). Номинализм (лат. nomen — имя, название) направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Номинализм, по словам Маркса, был первым выражением материализма в средние века. Однако номиналисты не учитывали, что общие понятия отражают реальные качества объективно существующих вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11—14 вв. были Росцелин, Оккам. Идеи номинализма развивались на идеалистической основе в новое время в учениях Гоббса, Беркли и Юма, в современный период — в семантической философии. Реализм (от. позднелат. realis - вещественный, действительный) - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного. Виднейшими его представителями были Ансельм Кентерберийский и Гильом из Шампо. К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский. Против реализма вели борьбу, представители номинализма. Универсалии (от лат. unlversalis - общий) - обозначение общих идей в средневековой философии. В споре об универсалиях шла речь, о том, являются ли они объективными, реальными, или это просто имена вещей. Согласно первой точке зрения универсалии существуют “до вещей” идеально (точка зрения крайнего реализма, Эриугена) или существуют “в вещах” (точка зрения умеренного реализма, Фома Аквинский). Противоположный взгляд: универсалии существуют лишь в уме, “после вещи”, в виде умственных построений (концептуализм) или даже являются просто словами (крайний номинализм, Росцелин, Оккам). Концептуализм - направление схоластической философии; представители - Абеляр, Иоанн Солисберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты (номинализм), отвергая учение реализма (реализм средневековый), отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности. В новое время к позициям концептуализма был близок Локк. Томизм (лат. Thomas — Фома) - учение Святого Фомы (Томаса) Аквинского, направление католической теологии и философии, соединившее христианскую догматику с методом Аристотеля. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, ее высшая ценность, цель всех совершающихся в мире событий. Пантеизм (греч. pan — все и theos — бог) - учение, которое растворяет идею Бога в природе, по сути, считая природу - определяющим в мире началом, а божественное влияние отодвигая на второй план. Деизм (лат. deus — бог) - учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Теизм (греч. theus - Бог) - религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Атеизм (греч. отрицание и бог) - система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь и т. п.); отрицание всякой религии.
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Основные понятия: гносеоцентризм, метод, индукция, дедукция, сенсуализм, эмпиризм, априоризм, атрибут, модус, мышление, протяженность, монада, механицизм. Гносеоцентризм (лат. гносис – знание) - характерный для философии Нового времени, сосредоточенный на понимании разумной познавательной способности человека, которая рассматривается как самая существенная составляющая человеческой природы и, в целом, как объективная основа мира. Метод (греч. methodos - путь, исследование, прослеживание) - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой. Индукция (лат. inductio - наведение) - один из типов умозаключения и метод исследования. Как форма умозаключения индукция обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям. Дедукция (лат. deductio — выведение) - один из основных способов рассуждения умозаключения; и методов исследования. Под дедукцией в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких др. утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. Сенсуализм (лат. sensus — чувство, ощущение) — учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то последовательный сенсуализм при известных условиях приводит к материализму (Гольбах, Гельвеций, Фейербах). Но если в ощущениях усматривается только субъективное, за которым якобы ничего не существует или существует непознаваемая “вещь в себе”, то сенсуализм приводит к субъективному идеализму (Беркли, Юм, Кант, Мах, Авенариус, Богданов). Эмпиризм (от греч. empeiria опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, современный логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Французский материализм 18 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Априоризм — познание априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства. Априори (лат. a priori, букв. - из предшествующего) - термин идеалистической философии, в отличие от апостериори означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию. Атрибут (от лат. attribuo - придаю, наделяю). Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Термин "атрибут" встречается уже у Аристотеля, отличавшего постоянный атрибут от случайных, преходящих состояний (акциденций). Модус (лат. modus — мера, способ) — философский термин, применявшийся в домарксистской философии и обозначавший свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута. В философии Спинозы модусом назывались все преходящие состояния субстанции, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в субстанции и ее атрибутах; в модусах выражаются бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в которых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция. Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, высший продукт особым образом организованной материи - мозга. Материальные физиологические механизмы мышления исследуются физиологией высшей нервной деятельности. Протяжённость - свойство всякого материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами, т. е. иметь длину, ширину и высоту; одна из основных характеристик пространства, выражающая рядоположенность, взаимосвязь элементов или частей тел, момент их относительной устойчивости. Именно благодаря этому оказывается возможным их сравнение по величине протяженности. Монада (греч. monas — единица) — философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в тех или иных философских системах. У пифагорейцев, например, монада (математическая единица) — основа мира. У Николая Кузанского (“Об ученом незнании”, 1440) и Бруно (“О монаде, числе и фигуре”, 1591, и др.) монада — единое начало бытия, являющегося одухотворенной материей (Пантеизм). В этом начале, по Бруно, совпадают противоположности конечного и бесконечного, четного и нечетного и т. д. Монада — одно из основных понятий философии Лейбница (“Монадология”, 1714). Он считает монадой простой, замкнутой, активной, т. е. изменяющейся, духовной субстанцией. Монады, наделенные способностью отчетливого восприятия, наз. душами. Разумная же душа человека, по Лейбницу,— монада-дух. Механицизм - мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.
МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ. ТЕМА 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Основные понятия: чувственность, рассудок, явление, «вещь-в-себе», категорический императив, Абсолютная идея, отчуждение, логика, «хитрость» разума, антропологический принцип. Чувственность — способность воспринимать чувствами, иметь чувственные восприятия, ощущения. Чувственное восприятие - с научной точки зрения восприятие является процессом, в результате которого связь ощущений переходит в сознание и занимает в поле сознания свое место. Благодаря этому процессу связь ощущений приобретает форму, соответствующую структуре сознания, и соответствующий содержанию поля восприятия. Восприятие может быть основано и на заблуждении. Чувственный: 1) связанный с чувствами, опосредованный чувствами, воспринимаемый чувствами; 2) в этике — склонный к плотским наслаждениям. Соответственно чувственность означает: 1) способность к чувственному восприятию; 2) склонность к чувственным удовольствиям. Рассудок - психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений. Рассудок является "мыслящей душой", способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий (Вундт). Он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (Кант). Однако рассудок может быть без понятий и понятия бывают без рассудка Явление — вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (напр., какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т. е. болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру. «Вещь в себе» (по Канту) - 1) вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта, 2) непознаваемая основа чувственно ощущаемых и рассудочно мыслимых предметов, 3) умопостигаемый предмет, то есть безусловный, запредельный для опыта предмет разума (бог, бессмертие, свобода). Категорический императив - философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Императивом (лат. Imperativus - повелительный) Кант называет предложение, имеющее форму повеления. По Канту, императив может быть либо гипотетическим, либо категорическим. Первый выражает повеление, обусловленное (как средство) желаемой целью (например, стремлением к утилитарной выгоде); второй высказывает безусловное повеление. Это различие двух видов императива Кант дал в работе «Основоположение к метафизике нравов» (1785). "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства". "Человек должен быть всегда целью твоих нравственных действий и никогда только средством". Абсолютная идея — идея, выражающая полноту всего сущего. Философский термин, введённый Г. В. Ф. Гегелем. Является следствием основополагающей идеи онтологии Гегеля — тождества бытия и мышления. Под абсолютной идеей Гегель понимает: - единственно существующую подлинную реальность; - первопричину всего окружающего мира, его предметов и явлений; - Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Отчуждение - (англ. alienation) — это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут. Логика (греч. logos — слово, рассуждение, понятно, разум) — наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить. С древности замечено важное свойство познающего мышления человека: если вначале высказываются некоторые утверждения, то затем могут быть признаны и другие утверждения, но не любые, а лишь строго определенные. «Хитрость разума», о которой говорит Гегель, превращается в сознательную практику полезной лжи. Ложь есть главная основа так называемых тоталитарных государств, без организованной лжи они никогда не могли бы быть созданы. Ложь внушается, как священный долг, долг в отношении к избранной расе, в отношении к могуществу государства, в отношении к избранному классу. Это даже не сознается как ложь. Не признается ложью то, что усиливает динамизм, служит возрастанию жизни, что дает силу в борьбе. Ложь может да Антропологический принцип - философский принцип, означающий внеисторическое рассмотрение человека как части природы, как неизменяющегося естественного существа, наделенного материальными и духовными качествами. Антропологический принцип, направленный против дуалистического разрыва материи и духа и идеалистического подчинения материального идеальному, выступает в своем классическом виде как одна из форм домарксистского материализма, не учитывающего роли общественно-исторической практики в формировании сознания человека.
ТЕМА 6. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА.
Основные понятия: практика, способ производства, общественно-экономическая формация, базис и надстройка, социальная революция, «жизнь», нигилизм, воля к власти, инстинкт. Практика — это целенаправленная предметная деятельность субъекта по преобразованию материальных, духовных и управленческих систем. Практика есть “материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.” (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 2. С. 65). Способ производства - понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в формах исторически определенных общественных отношений. Способ производства — одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует основную сферу общественной жизни — сферу материально-производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни общества, его функционирование и развитие. Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Базис и надстройка - категории исторического материализма, выработанные для характеристики основных структурных элементов каждой общественно-экономической формации. С помощью этих категорий конкретизируется основной вопрос философии применительно к обществу. Социальная революция (лат. поворот, изменение) - коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя; орудие и средство перехода от одной общественно-экономической формации к другой. «Жизнь» - особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации; специфический способ разрешения противоречий внешнего и внутреннего, части и целого. Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры. Воля к власти - основное понятие в философии Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы. Это то, с помощью чего все должно быть, в конечном счете, истолковано и к чему все должно быть сведено. Инстинкт (лат. instinctus - побуждение) - форма психической деятельности, тип поведения. В широком смысле инстинкт противопоставляется сознанию. Инстинктивный тип поведения характерен для животных; он построен на основе биологических форм существования, вырабатывающихся в процессе приспособления к среде. Сознательное же поведение выражается в целенаправленном изменении природы человеком и строится на основе осознания ее закономерностей. В более специфическом смысле инстинкт — закрепленное биологической наследственностью, свойственное данному виду животных поведение.
ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Основные понятия: бессознательное, архетип, либидо, антропологизм, экзистенция, пограничная ситуация, верификация, фальсификация, атомарное предложение, демаркация, деконструкция, интенциональность. Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания. Понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в основном определяющей жизнь и поступки людей. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К.Юнгом введено понятие "коллективного бессознательного", характерного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности. Архетип (греч. arche — начало и typos—форма, образец), в позднеантичной философии — прообраз, первичная форма, образец, идея. Архетипы - это универсальные структуры человеческой психики, имеющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием. Термин получил распространение в современной западной литературе под влиянием работ швейцарского психолога Юнга и обозначает некие первичные врожденные структуры так называемого «коллективного бессознательного», архаический психический “осадок” повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека. Либидо (от лат. libido — влечение, желание) — понятие, введенное в философскую, психологическую и психоаналитическую литературу Фрейдом (Фрейдизм) и обозначающее сексуальное влечение, силу сексуального возбуждения, инстинкт любви, психическую энергию. Антропологизм (греч. anthro-pos — человек и logos — учение, слово) — философские концепции, утверждающие взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам. Подчеркивание единства человека и природы было направлено против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела. Экзистенция (лат. exsistentia — существование) — важнейшее понятие философии экзистенциализма. Означает истинное, свободное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый к каким-либо внешним объективированным формам. Впервые в этом значении термин «экзистенция» употребляется Кьеркегором. Согласно экзистенциалистам, экзистенция представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Пограничная ситуация (немец. die Grenzsituation) — понятие философии Ясперса. Пограничная ситуация — смерть, страдание, страх, вина, борьба — ставит человека на границу между бытием и небытием. Верификация (от лат. verus - истинный и facio - делаю) - опытное подтверждение. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т.е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства. В неопозитивизме процедура проверки научных высказываний. Только те высказывания могут претендовать на статус научных, которые подтверждаются опытом. Фальсификация (лат. falsus— ложный и facio — делать) — один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез,- теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. В основе Ф. лежит формально-логическое отношение, согласно которому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует из множества совместимых между собой утверждений наблюдения. Атомарное предложение (атомарный факт) — одно из основных понятий логического атомизма, обозначающее факт, не разложимый на составные факты, состоящий из сочетаний вещей и предметов мысли. Атомарные факты полагаются независимыми друг от друга, так что из существования (несуществования) одного атомарного факта нельзя сделать вывод о существовании (несуществовании) других. Таким образом, отрицается взаимосвязь, единство мира, а процесс познания практически ограничивается описанием атомарного факта. Это метафизическое понятие возникло в результате перенесения на явления внешнего мира некоторых свойств “атомарных” (элементарных) предложений, играющих важную роль в математической логике. По своему существу понятие «атомарный факт» родственно «элементам мира» Маха. Демаркация (франц. demarcation — разграничение) — традиционная философская проблема нахождения критерия, позволяющего отличить и отделить знание от мнения или веры, науку — от псевдонауки, эмпирические науки — от формальных наук и от метафизики. «Проблему нахождения критерия, который дал бы нам в руки средства для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой и «метафизическими» системами — с другой, я называю проблемой демаркации» (К.Р. Поппер). Деконструкция (лат. de «обратно» и constructio «строю»; «переосмысление») – понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст. Исходит из предпосылки, что смысл конструируется в процессе прочтения, а привычное представление либо лишено глубины (тривиально), либо навязано репрессивной инстанцией автора. Поэтому необходима провокация, инициирующая мысль и освобождающая скрытые смыслы текста, не контролируемые автором. Разработано Жаком Деррида, однако восходит к понятию деструкции Хайдеггера — отрицания традиции истолкования с целью выявления сокрытий смысла. Понятие деконструкции было усилено психоаналитическими, дзен-буддистскими и марксистскими аллюзиями. Интенциональность (лат. intentio — стремление) — направленность (устремленность) сознания на предмет. В идеалистической философии интенциональность рассматривается как проистекающее из самой деятельности сознания свойство, характеризующее его способность создавать свой предметный мир, наполняться содержанием, приобретать смысл и значение. Понятие интенциональность использовалось в средневековой схоластике, находит широкое применение в различных разновидностях феноменологии (прежде всего у Гуссерля, непосредственным предшественником которого в учении об интенциональности был Брентано), в неотомизме.
ТЕМА 8. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В РОССИИ.
Основные понятия: любомудрие, стяжание, скитание, «Святая Русь», теократическое государство, «Москва – третий Рим», русская идея, славянофильство, западничество, почвенники, антропологический принцип, непротивление злу, «цельное знание», всеединство, богочеловечество, «Философия общего дела», космизм, ноосфера. Любомудрие - философия (греч. phileo — люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях). «Любомудры» — члены тайного философского кружка “Общество любомудрия”, существовавшего в Москве в 1823—25. Кружок занимался вопросами философии, эстетики и литературы. Неоднородный по политическим взглядам своих членов, кружок ориентировался в философии на немецкий идеализм, главным образом Шеллинга, критиковал французский материализм и эстетику классицизма. Значение кружка для русской философии определяется тем, что он развивал и пропагандировал идеи идеалистической диалектики в натурфилософии, гносеологии, эстетике, общественной теории. Стяжание – синоним имущество; богатство, добро, достаток, достояние, имение, капитал, наследие, наследство, отчина, сбережение, собственность, состояние, стяжание, благосостояние, средства (материальные), наличность, актив; движимость, инвентарь, пожитки, скарб, рухлядь, хлам; багаж. Скитание - действие по глаголу скитаться; странствование, продолжительное хождение где-нибудь. Годы скитаний. Ночные скитания. «Святая Русь» - особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремленность к безгрешности и совершенству сделали русских новым Богом избранным народом. Осознание русским народом своего особого духовного предназначения прослеживается в «Повести временных лет» (XI в.). Причем богоизбранность понимается не как противостояние другим народам, а как особая миссия борьбы с мировым злом, миссия добротолюбия. Теократическое государство (теократия переводится с греческого языка как боговластие). Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении "Против Апиона" (94 г. н.э.) употребил Иосиф Флавий. Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высший правитель в нем - бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником. Отмеченные Флавием признаки теократии получили в общественных науках широкое признание, а ее первоначальное определение в различных модификациях и сегодня является общеупотребительным. «Москва - третий Рим» - политическая теория ХV-ХVI вв., которая после падения Византии, обосновала значение Москвы как всемирного центра православия. Русская идея - идея особой судьбы и предназначения России, разрабатывавшаяся в лоне отечественной философии и культуры XIX - начале XX в. Доминирующий мотив русской идеи - признание ее глубинным выражением всечеловеческого единства народов мира. По В.Соловьеву, именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основах христианства. Славянофильство — сложившееся в 1830-е—1850-е националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Славянофилы - русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыгравшие большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы, в большинстве случаев бездоказательно, объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели. Западничество - представители одного из направлений русской общественной мысли 40-х гг. 19 в. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по “западному”, т. е. буржуазному, пути. Почвенники — писатели, сторонники почвенничества, которые (в отличие от западников) описывали пагубное влияние западной цивилизации на общество, русскую или другую национальную ментальность. Собственно почвенничество представляло собой одно из течений в русской литературе 1860-х годов, являвшееся разновидностью славянофильства. Почвенничество - русское литературно-общественное направление 1860-х, тесно связанное с деятельностью Ф.М. Достоевского, критика и поэта А.А. Григорьева, философа и публициста Н.Н. Страхова и других писателей, группировавшихся вокруг журналов братьев Достоевских “Время” (1861-63) и “Эпоха” (1864-65). Слово “почвенничество” создалось на основе патриотической публицистики Ф.М. Достоевского с характерными для нее выражениями: “мы оторвались от своей почвы” и т. п. с призывом вернуться к народным основам, традициям и идеалам. Антропологический принцип - в русской философии — совокупность подходов к проблеме человека в контексте различных философских систем осмысления мира и путей его развития и изменения. Непротивление злу насилием - слово и понятие, которое Л. Н. Толстой ввел в русский язык в качестве одного из основных постулатов своего религиозно-философского, учения («толстовства»), к которому он пришел в 1880-е гг. Существо своего учения писатель изложил в работах «Исповедь» (1879— 1882) и «В чем моя вера?» (1884). Понятие «непротивление» исходит из известной евангельской заповеди (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 39): «...Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Отсюда «непротивленец» — последователь этого учения писателя. Употребляется, как правило, иронически, по отношению к излишне мягкому человеку («непротивленцу»), который не осмеливается отстаивать свои законные интересы, принципы и т. д. «Цельное знание» у Вл. Соловьева – это понятие, введенное им для названия того, что ему хотелось бы выработать, т. е. для некого единства философии, науки и теологии или, как он выражался, для некой теософии: «теология - в гармоническом соединении с философией и наукой образует свободную теософию или цельное знание» Всеединство — единство Вселенной, человечества - высший принцип организации бытия, всех вещей и явлений мира. В онтологии В.Соловьева всеединство предстает как добро, истина и красота, в гносеологии - как система цельного знания. Богочеловечество - согласно Халкидонскому догмату, суть христианства - единство совершенного Бога и совершенного человека во Христе. В философии Вл. Соловьева все человечество, весь космос в долгом историческом процессе вовлекаются в это единство, созданное свыше воплощением Христовым. "Философия общего дела" по Н.Ф.Фёдорову провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную. Космизм (греч. kosmos — организованный мир, kosma — украшение) — философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как "гражданине Мира" (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Ноосфера (греч. nous — разум и sphaira — шар, сфера) — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами "антропосфера", "социосфера", "биотехносфера"). Понятие "Н." было введено в 1927 в. Э.Леруа, который трактовал ее как "мыслящую" оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Принципиально иное содержание вкладывает в понятие «ноосфера» Вернадский. Для него оно стало логическим завершением разработанного им учения о биосфере. Приняв этот термин в начале 30-х гг., он трактует ноосферу как результат человеческой деятельности, неизменно возрастающий благодаря развитию науки. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |