| ||||||
|
| |||||
ТестыI. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
1. Кому принадлежат слова: "Человек имеет злую природу... Человек от рождении стремится к выгоде, проникнут ненавистью... Поэтому необходимо путем воспитания изменять природу человека, обучая его правилам "ли", справедливости и долгу"? 1) Будде; 2) конфуцианцу Сюнь-цзы; 3) легисту Хань-Фэй-цзы.
2. Что такое даосизм? 1) средневековая религиозная секта; 2) идея античной культуры; 3) философское течение в древнем Китае; 4) религия древней Индии.
3. Какой религиозно-философской шкалой сформулирован как основополагающий принцип: "Жизнь - страдание, причина страданий - желания"? 1) буддизмом; 2) монизмом; 3)даосизмом; 4) конфуцианством.
4) Главная добродетель конфуцианской этики провозглашает: 1) не вреди живым существам; 2) чего не желаешь себе, того не делай и другим; 3) не веди лживых и праздных речей; 4) не поминай имя господа всуе.
5. Нравственно-этические основы буддизма разработаны: 1) в учении об "исправлении имен"; 2) в учении о "благородных истинах"; 3) в концепции сансары; 4) в учении о дао как правильном пути.
6. В теории познания представители школы чарвака (локаята) выступали: 1) за признание с верх непосредственного знании, когда душа без помощи ума и чувств проникает в суть вещей; 2) за выведение всего знания из чувственных источников; 3) за необходимость использования логических средств для доказательства реальности бога, сансары, закона кармы.
7. В чем сущность концепции анамнезиса у античных философов? 1) в признании познаваемости мира; 2) в признании источником знаний опыта; 3) в признании главным средством познания логического мышления; 4) в признании главным источником истинных знаний воспоминаний бессмертной души.
8. Что объединяет философов милетской школы, кроме места их жительства? 1) признание значительности роли философии в обществе; 2) объяснение единства мира существованием праматерии, первовещества, видоизменением которого являются все вещи, явления; 3) признание бессмертия души; 4) признание прогрессивного развития Вселенной.
9. Философы милетской школы с монистических позиции решали вопрос о субстанционально-генетическом начале мира. Первоначало в их понимании: 1) материально и только материально; 2) имеет духовный характер; 3) и вещественно, и разумно, иногда и божественно.
10. «Мир, единый из всего, не создан никем из богов или людей, а вечно был, есть и будет...» Чем? Как закончить фразу? 1) живым огнем; 2) легким воздухом; 3) мировым океаном; 4) апейроном.
11. Гераклит не только стихийный материалист, но и наивный диалектик. Как диалектик он: 1) абсолютизирует изменчивость вещей, утверждая, что "все течет, все меняется"; 2) утверждает устойчивость, неподвижность мира; 3) в изменчивости и текучести видит устойчивость и постоянство; 4) признавая противоположность в вещах и утверждая их тождество, отрицает борьбу противоположностей как закон мироздания.
12. Элейским философам принадлежит открытие: 1) чувства обманывают, истина умопостигаема; 2) источником знаний являются чувства; 3) ничего в мире познать невозможно; 4) истина дается в откровении.
13. "Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать", поэтому "мыслимо только сущее," - заявил в античности: 1) Протагор; 2) Парменид; 3) Сократ; 4) Эпикур.
14. Нравственно-этическая концепция Сократа строилась на убеждении, что: 1) никто, обладая знанием, не станет противодействовать добру; 2) зная и восхваляя лучшее, человек выбирает худшее; 3) человек порочен по своей природе и не способен к добру.
15. "Мы пришли к представлению о богах, исходя из непонятных явлении, происходящих в мире... Первобытные люди, наблюдая небесные явления... приходили в ужас, думая, что причиной этому - боги". "Страх породил богов", - заявил еще в античности; 1) Сократ; 2) Демокрит; 4) Сенека, 3) Платон;
16. В абсолютной пустоте движутся неделимые частицы материи, происходящее в мире подчинено не сверхъестественной силе, а только закону необходимости, нечто принимается за случайное в силу незнании причин данного явления. Это позиция: I) Платона; 2) Демокрита; 3) Аристотеля; 4) Зенона.
17. В какой роли выступает диалектика у Платона? 1) метода спора; 2) игры словами; 3) пробуждения воспоминаний бессмертной души; 4) раскрытия закономерностей развития мира вещей.
18. "Истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи". "Они не знают ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения". Эти слова выражают позицию: 1) Демокрита; 2) Платона; 3) Гераклита; 4) Аристотеля.
19. Точка зрения Аристотеля выражена в следующем тезисе: 1) идея как сущность вещи существует вне вещи; 2) идея пещи как ее сущность пребывает в самой вещи; 3) идея вечна, неизменна и бестелесна, она не связана с вещью; 4) идея вещи это и есть сама вещь, она ничем не отличается от вещи.
20. В чем основное расхождение между Платоном и Аристотелем? 1) в отрицании Аристотелем платоновского мира идей, не зависящего от мира вещей; 2) в признании Аристотелем всеобщего характера причинности, с чем Платон был не согласен; 3) в отрицании Аристотелем диалектики Платона; 4).в разном понимании Платоном и Аристотелем будущего человеческого общества.
21. Что такое гедонизм? 1) понятие нравственного долга; 2) концепция возникновения жизни; 3) признание источником знаний ощущений; 4) этический принцип разумного наслаждения как цели жизни.
22. "Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет". Целью этой философии является - "жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью". Это: 1) эпикурейская философия; 2) пифагорейская философия; 3) стоическая философия; 4) перипатетическая философия.
23. Состояние невозмутимости духа, или атараксия, достигается согласно эпикурейской философии путем: 1) воздержания от каких бы то ни было суждений; 2) "аскезы" как средства умерения страстей и подчинения их разуму; 3) покорного следования судьбе, безучастного терпения.
24. Решая старую проблему достижения счастья, атараксии Пирром из Элиды полагает необходимым: 1) преодоление страхов и невежества путем просвещения; 2) полное воздержание от каких-либо суждений о мире и вещах; 3) сознательное смирение с судьбой, добровольное рабство.
2. СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Кто из философов мусульманского Востока оставил более ста трудов по медицине, в которых высказал массу ценных рекомендаций и гипотез? I) Омар Хайям; 2) Аль Газали; 3) Али ибн Сина; 4) Ибн Рушд.
2. В чем суть проблемы отношений эссенции и экзистенции в средневековой философии? 1) в раскрытии отношения человека к богу; 2) в раскрытии взаимосвязи сущности и существования; 3) в определении отношения науки и религии; 4) в раскрытии сущности отношений между людьми.
3. Кого считают неотомисты родоначальником своей философии? 1) Августина Блаженного; 2) Парацельса; 3) Тертулиана; 4) Фому Аквинского.
4. Как понимали термин "микрокосм" философы Возрождения? 1) человек как модель, образец мира, космоса; 2) микрочастица как структурная основа материи; 3) монада как духовная неделимая частица; 4) частица живого вещества.
5. В чем суть учения о единстве микрокосма и макрокосма? 1) в признании единства человека и космоса, общности их структуры; 2) в признании связи человека с богом; 3) в признании зависимости человека от природы; 4) в признании связи отдельного Человека и человечества.
6. Что такое схоластика? 1) философии, оторванная от опыта, жизни, практики; 2) философия, прогнозирующая будущее; 3) философия, увлеченная логическими доказательствами; 4) упрощенная, примитивная философия.
7. Теория эманации - это: 1) Теория превращения одних химических элементов, в другие; 2) теория человеческих эмоций; 3) теория естественного рождения Вселенной богом; 4) теория сущности человеческой психики.
8. В чем сущность антропоцентризма? 1) в отрицании бытия бога; 2) в признании объективности бытия материального мира; 3) в признании основным вопросом философии отношения материи и сознания; 4) в признании человека основным объектом философии и центром Вселенной.
9. В чем основа расхождений между номинализмом и реализмом? 1) в разном понимании природы всеобщих понятий; 2) в разном понимании сущности бога; 3) в разном понимании сущности человека; 4) в разном понимании материального мира.
10. Кто т философов итальянского Возрождения обладал разносторонними талантами? 1) Николай Кубанский. 2) Джордано Бруно. 3) Леонардо да Винчи. 4) Микеланджело.
11. Какой термин больше всего подходит для обшей характеристики философии Возрождения? 1) теоцентризм; 2)антропоцентризм; 3) космоцентризм; 4) сониоцеитризм.
12. В чем сущность пантеизма? 1) в признании бога творцом мира; 2) в отрицании бога; 3) в признании бога "архитектором" мира; 4) к отождествлении бога и природы, материи.
13. Выберите термин, обозначающий бытие, мир явлений в средневековой философии: 1) ноумен; 2) эссенция; 3) экзистенция; 4) космос.
14. За что был осужден и казнен судом инквизиции Джордано Бруно 1) за приверженность гелиоцентрической системе; 2) за отрицание бытия бога; 3) за признание могущества человеческого разума; 4) за отступление от религиозной обрядности.
15. Смысл принципа двойственности истины в философии мусульманского Востока заключается: 1) в отрицании познаваемости мира; 2) в обосновании независимости объекта научного исследования от религии, а объекта религии - от науки; 3) в утверждении бесполезности науки; 4) в отрицании существования бога.
3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII ВВ.)
1.Какие признаки считает Спиноза атрибутами единой субстанции? 1) пространство и механическое движение; 2)протяженность и мышление; 3) протяженность и жизнь; 4) протяженность и последовательность.
2. Почему материализм 17-18 вв. называют «механическим»? 1) его последователи считали механическое движение единственной и всеобщей формой движения; 2) его последователи утверждали, что законы механики движение действуют в любых процессах; 3) его последователи утверждали, что не существует никаких изменений, кроме перемещения в пространстве; 4) его последователи понимали движение как повторение одних и тех же процессов.
3. Кто впервые выдвинул и обосновал тезис «Свобода есть познанная необходимость»? 1) Гегель; 2) К.Маркс; 3) Николай Кузанский; 4) Спиноза.
4. Представителей каких философских концепций сравнивает Ф.Бекон с пауком, муравьем и пчелой? 1) религиозной, материалистической и дуалистической; 2) сенсуализма, агностицизма и догматизма; 3) схоластики, релятивизма, догматизма.
5. Кто из философов 17 века назвал живой организм самодействующим механизмом и впервые описал рефлекторную дугу? 1) Гоббс; 2) Декарт; 3) Бекон; 4) Лейбниц.
6. Каково отношение к религии французских материалистов 18 века? 1) отрицание существование бога; 2) критиковали деятельность церкви; 3) не отрицали бога, но критиковали католицизм; 4) отрицали истинность всех религий, кроме христианства.
7. В чём сущность учения об идолах Ф.Бекона? 1) в описании сущности зрительных ощущений; 2) в анализе мифов; 3) в критике религий; 4) в выявлении и устранении предрассудков, мешающих познать истину.
8. Что наиболее характерно для философии Г.Лейбница? 1) Идеализм с религиозным оттенком; 2) агностицизм; 3) учение о монадах, неделимых духовных частицах, пронизывающих мир; 4) материалистические тенденции.
9. Почему Декарта считают дуалистом? 1) признает в своей философской системе два первичных и независимых начала – материю и дух; 2) материалистически объясняет бытие природы, но сознание человека связывает с богом; 3) то признает существование бога, то отрицает его; 4) он считает психику человека одновременно и отражением реальной действительности и продуктом божественного творения и воли.
10. В чем сущность сенсуализма? 1) в признании ощущений единственным источником знаний; 2) и признании ощущений началом познавательного процесса; 3) в отрицании познаваемости мира; 4) в отрицании необходимости логического мышления в процессе познания.
11. Чем объясняется метафизический характер философии 17-18 веков? 1) застойным характером общественной жизни; 2) классовой ограниченностью философов; 3) недостатками философии предшествующих эпох; 4) характером естественнонаучных концепций этой эпохи, обусловленным исторически.
12. Индуктивный метод Ф.Бекона требует: 1) двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям; 2) выводить из общих положений частные умозаключения; 3) комбинировать на основе простых идей более сложные; 4) брать действительность во всей ее полноте и противоречии.
13. Декарт строит свою метафизическую систему, исходя из очевидного и наиболее достоверного положения: 1) стыжусь, следовательно, существую; 2) мыслю, следовательно, существую; 3) воспринимаю, следовательно, существую; 4) сомневаюсь, следовательно, познаю.
14. Кто является автором учения о «врожденных идеях»? 1) Бекон; 2) Декарт; 3) Лейбниц; 4) Кант.
15. Кто из мыслителей Нового времени первым подверг критике теорию «врожденных идей»? 1) Гоббс; 2) Локк; 3) Вальтер; 4) Дидро.
16. Д.Локк характеризовал «естественное состояние» людей как: 1) состояние войны всех против всех; 2) совокупность отношений равенства, свободы и независимости; 3) цивилизованное, государственное состояние; 4) общественное сознание, где правят просвещенные монахи.
17. Монадология Лейбница - это: 1) учение о единой субстанции; 2) учение о боге как душе мира; 3) учение о множественности субстанций; 4) учение о "предустановленной гармонии". 18. Рационалисты Нового времени считали врожденные идеи условием возможности всеобщего и необходимого знания. Врожденными являются: 1) знания, приобретаемые на основе изучения чувственного опыта; 2) не приобретенные в опыте, априорные идеи; 3) идеи, черпаемые из божественного откровения; 4) все ненаучные знания.
19. Логика рассуждений Д. Беркли как субъективного идеалиста ведет к солипсизму как: 1) учению о боге; 2) учению, признающему существование лишь одного субъекта, благодаря чувствам которого существует весь мир; 3) отрицанию возможности восприятия вещей мира; 4) теории познания, соответствующей достижениям науки.
20. Для Д. Юма, критикующего и материализм, и религиозно-философские концепции, характерно: 1) признание о качестве исходного, первичного факта восприятий субъекта познания; 2) утверждение объективного бытия мира вещей; 3) отрицание какой-либо возможности достоверного знания.
21. Эта эпоха осознавала себя эпохой разума и света, расцвета науки и культуры. В борьбе против религиозных предрассудков она апеллировала к научному разуму. Это: 1) эпоха Ренессанса; 2) средневековье; 3) эпоха Просвещения; 4) современная эпоха.
22. Суть просветительской трактовки человека состоит: 1) в признании изначальной греховности человеческой природы; 2) в признании природной доброты человека; 3) в признании неопределенности человеческой природы, неспособности человека различать добро и зло.
23. С требованиями социального и имущественного равенства в эпоху Просвещения выступил: 1) Вольтер; 2) Руссо; 3) Кант; 4) Локк.
24. Кто из мыслителей Просвещения обратил внимание на противоречивые стороны прогресса, указал на негативные последствия развития культуры и науки? 1) Дидро; 2) Вольтер; 3) Руссо; 4) Фихте.
25. Ф. Вольтер, полагая государство результатом общественного договора, Проводил идею: 1) неограниченной монархии; 2) просвещенного правления; 3) о частной собственности как источнике зла.
26. Французские материалисты XVIII века при рассмотрении природы и человек»: 1) стояли на механистических позициях, объясняли человека по аналогии с механизмом; 2) занимали диалектические позиции, несовместимые с механицизмом и метафизикой; 3) придерживались религиозных взглядов протестантского толка.
4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Почему Гегеля считают творцом диалектики? 1) впервые сформулировал принцип всеобщего движения; 2) проанализировал основные законы и категории диалектики; 3) раскрыл троичность, проявляющуюся во всех процессах; 4) показал связь необходимости и случайности.
2. В чем проявилась непоследовательность отношения Л. Фейербаха к религии? С каким утверждением Вы не согласны? 1) отвергая бытие бога, обожествляет чувства человека; 2) показывая историческое, земное происхождение всех вероисповедании, считает вечным само религиозное чувство; 3) критикуя все современные ему религии, делает исключение для христианства; 4) выводит сущность человека из сущности бога, в которой человек отразил свои представления о неизменной основе своей сущности.
3. Найдите среди приведенных антиномий ту, которая принадлежит И. Канту: 1)человек свободен, человек лишен свободы выбора и подчинен необходимости; 2) все наши знания - из опыта, истинны только тс знания, которые не опираются на опыт; 3) философия - форма научного познания, философию нельзя назвать наукой; 4) мир не имеет границ в пространстве И бесконечен во времени, мир имеет границы в пространстве и начало во времени.
4. "Две вещи вызывают мое изумление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне". Чьи это слова? 1) Лейбница; 2) И. Канта; 3) Шеллинга; 4) Фихте.
5. Субъективный дух - объективный дух - абсолютный дух. Из чьей это философской системы? 1) Фихте; 2) Кант; 3) Гегеля; 4) Лейбница.
6. Чем отличаются основополагающие принципы нравственности Л. Фейербаха от категорического императива И. Канта? 1) признанием Фейербахом сними права человека на счастье с выполнением им долга перед обществом; 2) материалистической направленностью у Фейербаха; 3) отрицанием Фейербахом связи нравственности с религией; 4) утопическим характером.
7. Кто считал обожествление любви основой религии будущего? 1) Н.Г. Чернышевский; 2) Л.Н. Толстой; 3) Ф. Энгельс; 4) Л. Фейербах.
8. Кто из немецких философов, по словам Ф. Энгельса, "пробил брешь в метафизическом методе естествознания"? И какие именно теории этого философа имел в виду Энгельс? 1) монадологию Г. Лейбница; 2) теорию приливного торможения и космогоническую гипотезу И. Канта; 3) теорию "метаморфоз растений" Гете; 4) философию природы Гегеля.
9. Кто из представителей немецкой классической философии больше всего интересовался естественными науками и пытался возродить натурфилософию? 1) Гегель; 2) Кант; 3) Шеллинг; 4) Фихте.
10. Вклад немецкой классической философии в постановку и разработку философских проблем состоит в том, что она: 1) переосмыслила отношение субъекта и объекта познания и разработала диалектический метод познания; 2) решила все проблемы, поставленные представителями новоевропейской философии; 3) переориентировала философскую мысль с онтологических и антропологических проблем на гносеологические.
11. В докритический период своего интеллектуального развития И. Кант выступал как: 1) мыслитель, решающий естественнонаучные проблемы с позиций пантеизма и деизма; 2) субъективный идеалист и агностик; 3) стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы; 4) диалектический материалист.
12. Главным вопросом теоретической философии И. Канта является: 1) как возможно познание мира как целого; 2) как возможны синтетические априорные суждения; 3) каким методом можно познать действительность; 4) как доказать существование бога.
13. Трансцендентальный метод Канта служит: 1) целям познания предметов и пещей мира; 2) методом проверки условий и возможностей познания вообще; 3) обоснованию позиции агностицизма; 4) целям доказательства существования бога.
14. Познавательными способностями человека, согласно Канту, являются: 1) чувственность и интеллект; 2) чувственность, рассудок и разум; 3) рассудок, разум и интуиция; 4) интеллект, интуиция и мистика.
15. Кант утверждал, что познанию доступны только явления вещей, вещи, как они есть сами по себе, остаются непознаваемыми. Утверждение Канта о непознаваемости вещей: 1) включает в себя отрицание их существования; 2) не включает в себя отрицание их объективного бытии; 3) оказывается фактическим признанием их познаваемости; 4) не распространяется на деятельность разума.
16. Эти формы познания выполняют регулятивную функцию, по Канту. Они служат обработке и систематизации опыта. Они суть представления о цели, к которой стремится наше познание, о задаче, которую оно ставит перед собой. Здесь говорится: 1)о формах чувственного созерцания; 2) о категориях как чистых формах мышления; 3) об идеях разума; 4) о всех априорных формах познания без исключения.
17. В философской системе Гегеля "абсолютная идея" понимается как: 1) всеобщая сущностная основа вещей, существующая вне вещей в особом мире идеальных сущностей; 2) как "абстрактное безжизненное тождество", где нет и намека на какую-либо возможность внутреннего развития; 3) как субстанция, лежащая в основе всех вещей и образующая их сущность, как деятельность, производящая себя и стремящаяся к самораскрытию.
18. Соответственно формам самораскрытия абсолютной идеи философская система Гегеля распадается на три части. К ним не относится: 1) логика; 2) философия природы; 3) Философия истории; 4) философия духа.
19. В отличие от других мыслителей, Гегель понимает логические категории как: 1) мыслительные формы, которые наполняются конкретным содержанием благодаря их присоединению к материалу чувственного созерцания; 2) пред шествующие чувственному опыту, но не пустые, а содержательные; природа сама есть повторение в чувственной форме логических категорий; 3) мысленные, идеальные копии объективно существующих вещей и предметов природы.
20. Законченное и целостное изложение своей философской системы Ге- гель дает в произведении: 1) "Критика чистого разума"; 2) "Опыт о человеческом разумении"; 3) "Энциклопедия философских наук"; 4) "Феноменология духа".
21. Центральной категорией "феноменологии духа" Гегеля является "отчуждение". Под отчуждением Гегель понимает: 1) реальное положение человека в обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации; 2) опредмечивание идеи, возникновение телесных индивидуальных вещей из форм духа; 3) общую характеристику жизни человека в обществе, когда чувство страха порождаете» опасностью уничтожения человечества.
22. В решении конкретных проблем теории познания Л. Фейербах стоит на позициях: 1)рационализма; 2) диалектического материализма; 3) сенсуализма; 4) агностицизма.
23. По-новому осмысливая понятие субъекта, Фейербах утверждает, что субъект - это: 1) исключительно духовное существо; 2) целостный человек в единстве всех его телесных, духовных и родовых характерно гик; 3) социально-историческое существо; 4) трансцендентальное "я".
24. Кому из немецких философов XIX века принадлежат слова: "Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, В единственный, универсальный и высший предмет философии"? 1) Канту; 2) Фихте; 3) Гегелю; 4) Фейербаху.
25. Согласно Фейербаху, религия и идеалистическая философия возникают: 1) по воле подлинного творца мира - бога; 2) в результате отчуждения, т.е. абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода; 3) как неизбежный и необходимый продует развития человеческого духа.
5. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА В ЕВРОПЕ И РОССИИ
1. Существенным отличием созданной Марксом философии от традиционных философских систем является: 1) теснейшее содержательное единство философских идей с политико экономическими и научно-социальными сторонами мировоззрения; 2) ее диалектический характер; 3) способность новой философии решить все проблемы, поставленные пред шествующим развитием философской мысли.
2. Кто является автором работы "К критике гегелевской философии права" 1) Фейербах; 2) Маркс; 3) Энгельс; 4) Ленин.
3. Кому принадлежат "Экономическо-философские рукописи 1844 г."? 1) Гегелю; 2) Герцену; 3) Марксу; 4) Бердяеву.
4. В какой и: названных работ К. Маркса обосновывается идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего? 1) "К критике гегелевской философии права"; 2) "Экономическо-философекие рукописи 1844 года"; 3) "Критика политической экономии"; 4) "Капитал".
5. Говоря о сущности человека, К. Мирке определяет его как: 1) нейтрального носителя "чистого самосознания", "духа"; 2) часть природы, находящуюся в природе и живущую природой; 3) существо социальное, имеющее преимущественно практический характер.
6. Согласно Марксу, сознание людей, идеи и концепции, образующие его содержание: 1) могут служить источниками и причинами исторических процессов; 2) всегда являются искаженным отражением действительности; 3) спорят мир и жизнь по своим законам; 4) зависимы от бытия людей, выражают жизнь, изменяющуюся по своим собственным законам.
7. Кому принадлежат слова: "Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"? 1) Фейербаху; 2) Марксу; 3) Чернышевскому; 4) Коту.
8. Какое утверждение относительно диалектики Гегеля является характерным для Маркса? 1) диалектика Гегеля идеалистична и потому должна быть отброшена вместе с его идеалистической системой; 2) философия Гегеля - алгебра революции, его диалектика - мощный таран; 3) Гегель одновременно и открыл, и мистифицировал диалектику, у Гегеля она стоит на голове и ее нужно перевернуть и поставить на ноги. 9. В цикле писем о материалистическом понимании истории Энгельс выступил с критикой вульгарного искажения марксизма, состоящего: 1) в преувеличении значения экономической основы в структуре и развитии общества; 2) в игнорировании решающей роли материального производства в развитии общества; 3) в признании относительной самостоятельности общественного сознания по отношению к общественному бытию.
10. Главная задача, которую ставил перед собой Ф. Энгельс при работе над "Диалектикой природы", состояла в том, чтобы убедиться, что: 1) диалектические законы движения не являются всеобщими законами; 2) диалектические закономерности столь же типичны для природы, как и для общества и мышления; 3) законы диалектики - это вымысел идеалиста Гегеля; 4) диалектические законы действуют только в сфере мышления.
11. Кто из русских философов считал "вечную женственность" образом всеединства (синтезом истины, добра и красоты)? 1) Ф. Достоевский; 2) Н. Чернышевский; 3) Л. Толстой; ' 4) В. Соловьев.
12. Как понимал Л.И. Герцен связь философии и естествознания? 1) считал философию для естествоиспытателей ненужной; 2)считал, что философия и естествознание не могут прогрессировать друг без друга; 3)отводил философии определенную роль в развитии естествознания; 4) презирал естествоиспытателей за плохое знание философии.
13. В чем непоследовательность философской концепции книги Радищева "О человеке, его смертности и бессмертии"? 1) в отсутствии у автора материалистического понимания истории; 2) в отрицании, с одной стороны, крепостного права, а с другой стороны, в признании его необходимости в России; 3) в доказательстве сначала смертности души, а потом ее бессмертия; 4) в критике самодержавия, но признании неизбежности этого строя для России.
14. Почему группу русских общественных деятелей и философов XIX в. назвали "революционными демократами"? 1)они выступали от имени народа, считая при этом, что народ сам должен освободить себя; 2) они не видели различий между классами, объединяя их понятием "народ"; 3) они верили в возможность социалистической революции в России; 4) они жалели народ и надеялись освободить его от угнетения.
15. Кто из русских философов обосновал принцип соборности? 1) Герцен; 2) Белинский; 3) Радищев; 4) В. Соловьев.
16. "Не то, что мните вы, природа. Не слепок, не бездушный вид. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык" (Ф. Тютчев). Как вы определите философское мировоззрение поэта? I) материализм; 2) пантеизм; 3) деизм; 4) геоцентризм.
17. Кого называли "русским Сократом"? 1) Г. Сковороду; 2) М. Ломоносова; 3) митрополита Иллариона; 4) А. Радищева.
18. В чем видит Д.Ф. Лосев основную особенность русской философии? 1) в ее классовом, партийном характере; 2} в острой борьбе материализма и идеализма внутри ее; 3) в ее надлогическом, во многом интуитивном характере; 4) в тесной связи с революционной практикой.
19. Кто из русских философов считал Библию особым миром и объектом мистической любви? I) В. Соловьев; 2) Г. Сковорода; 3) Н. Федоров; 4) Н. Бердяев.
20. Классической философии, исходящей из разумности мира, был противопоставлен тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние. Первым иррационалистом в XIX веке, истолковавшим мир как волю и представление, был: 1) С. Кьеркегор; 2) А. Шопенгауэр; 3) Ф. Ницше; 4) Э. Гуссерль.
21. С точки зрения зачинателя иррационалистической философии Артура Шопенгауэра, в основе мирового процесса лежит: 1) целенаправленное развертывание мирового духа; 2) все пронизывающая божественная сила; 3) слепая и бессмысленная, бессознательная сила - воля к жизни; 4) стремление человеческого духа полнее реализовать себя.
22. Предшественником современного экзистенциализма, исследующим внутренний мир человека, оказавшегося перед лицом смерти в состоянии медленного и мучительного умирания, является: 1) А. Шопенгауэр; 2) С. Кьеркегор; 3) О. Конт; 4) Ф. Ницше.
23. Определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека Ф. Ницше считал: 1) разум; 2) волю к жизни; 3) волю к власти; 4) бессознательное.
24. Свою философию он рассматривал как переоценку ценностей идеологических и моральных, превозносил до небес жизненный инстинкт, естественным порядком вещей считал власть сильных над слабыми, утверждаемую слепой и безответственной "волей к власти". Этим философом был: 1) 3. Фрейд; 2) С. Кьеркегор; 3) Ф. Ницше; 4) О. Шпенглер; 5) Л. Бергсон.
25. К философскому направлению, условно именуемому «философией жизни», не следует относить следующего мыслителя: 1) Ф. Ницше; 2) Л. Бергсона; 3) В. Дильтейя; 4) X. Ортега-и-Гасета; 5) Г. Зиммеля.
26. Представляя "философию жизни", этот мыслитель разработал концепцию, где главным было стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека, их единство. Философам, высказывающим идеи «творческой эволюции», был: 1) А. Бергсон; 2) О. Шпенглер; 3) А. Тойнби; 4) 3. Фрейд.
ТЕМА Ш. ФИЛОСОФИЯ XX века
1. Утверждение этого философского направлена происходит но мере разочарования широких масс людей в идеалах классической философии, по мере роста неверии в конструктивно-созидательные силы человека, в возможность реализации вековых идей человечества на основе достижений науки и техники. Исторический и социальный пессимизм и скептицизм легли в основу такого направления современной философии, как: 1) неопозитивизм; 2) персонализм; 3) прагматизм; 4) иррационализм.
2. К иррациональным школам и системам не следует относить: 1) эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса; 2) "философию воли" Л. Шопенгауэра; 3) "философию жизни" В. Дильтея, А. Бергсона и др.; 4) экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сар-фа и др.
3. К иррациональным течениям относится и психоаналитическая философия, изучающая бессознательное и дающая ему широкое философское толкование. Основателем этой философии является: 1) О. Шпенглер; 2) 3. Фрейд; 3) Н. Рассел; 4) Т. де Шарлей.
4. Она понимается как новая наука о сознании. Ее главные цели - построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир по вседневной жизни как основу всего познания, в том числе и научного. Изучение мира должно начинаться с исследования сознания, потому что реальность доступна людям только через сознание. Эта философия называется: 1) аналитическая философия; 2) герменевтика; 3) феноменология; 4) экзистенциализм.
5. Обвинив всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, это течение занимается не размышлениями о первоначалах бытия, а общим методом решения тех реальных, эмпирически четко фиксируемых проблем, которые встают перед конкретными людьми в различных жизненных ситуациях. Это течение: 1) феноменология; 2) прагматизм; 3) эмпириокритицизм; 4) психоанализ.
6. К числу крайних иррациональных, мистико-оккультных концепций не следует относить: 1) "теорию психотрансмутаций" Г.И. Гюрджиева; 2) концепцию "мистического космизма" В.П. Блаватской; 3) антропософскую "науку" Р. Штейнера; 4) экзистенциализм.
7. Философ-персоналист Э. Мунье, характеризуя это течение, пишет: "Наиболее общим образом это мышление можно было бы охарактеризовать как реакцию философии человека против крайностей философии «лей или философии вещей". Мунье говорит: 1) о позитивизме; 2) об экзистенциализме; 3) о неотомизме; 4) о герменевтике.
8. Фундаментальной характеристикой человеческого существования является его свобода, полагает экзистенциализм. При этом свобода понимается как: 1) осознанная необходимость; 2) деятельность на основе познанной необходимости; 3) совершенно автономный, ничем извне не регламентированный акт существования; 4) возможность осуществления своих целей на основе высшего предустановления.
9. В начале XX века И. Бердяев провозгласил: "Много написано оправданий бога, теодицей. Но наступает пора написать оправдание человека - антроподицею". И действительно, в последующем происходит антропологический переворот в философии. И все же проблема человека не является центральной для: I) персонализма; 2) экзистенциализма; 3) неопозитивизма; 4) философской антропологии;
10. Для всех экзистенциалистских доктрин характерно утверждение о том, что: 1) бытие вещей определяет бытие человеческой личности; 2) сущность предшествует существованию личности; 3) человек сначала существует, а лотом обретает свою истинно человеческую сущность; 4) сущность человека является совокупностью общественных отношений.
11. Главная цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку понять, осознать свое место в мире, понять возможность любви, достичь свободы и научиться быть самим собой. Философия дает человеку жизненные ориентиры. В ее центре находятся фантазия и вера, я не разум и рассудок. Но философская вера основана на размышлении в отличие от религиозной, основанной на откровении, полагает: 1)Н. Бердяев; 2) К. Ясперс; 3) В. Ленин; 4) К. Поппер; 5) 3. Фрейд.
12. Проблема отчуждения человека от общества была и остается центральной для многих философских направлений современности. Но различные формы философствования по-разному понимают эту проблему. Для экзистенциализма отчуждение: 1) выступает опредмечиванием, т.е. возникновением форм предметности из форм духа; 2) это целесообразная деятельность человека, его работа как овнешнение своих сущностных сил; 3)это процесс, обратный присвоению человеком собственной подлинной человеческой сущности в условиях капиталистического общества; 4)является общей характеристикой жизни человека я обществе, а особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества.
13. Сделав человека центральной проблемой философствования, экзистенциализм изучает человека: 1) понимаемого как совокупность общественных отношений; 2) как абстрактного, находящегося вне общества существа; 3) помещенного в пограничную ситуацию - ситуацию на грани жизни и смерти; 4) как частицу природы, на которую распространяются природно-биологические особенности.
14. Обращая внимание современной культуры на проблему смерти, экзистенциальная философия в лице Д. Камю заявляет: 1) мир абсурден и жизнь в ситуации абсурда - полная нелепость; нужно путем самоубийства выходить из этой ситуации; 2) другой жизни человеку не дано, поэтому нужно стремиться наполнить ее удовольствиями и наслаждениями, а не мучить себя бессмысленными вопросами; 3) у человека нет ценности, равной жизни, и поэтому, несмотря на обреченность жить в абсурдном мире, он должен стремиться сохранить жизнь; 4) смерть не имеет к человеку никакого отношения, ибо, пока он жив, нет смерти, когда присутствует смерть, человек не существует.
15. Среди методов философствования в последние два столетия широкое притяни? получила герменевтика. Под герменевтикой следует понимать: 1) искусство и метод истинной интерпретации Священного писания, позволяющие освободить путь к истинной вере от наслоившихся церковных преданий; 2) вид интеллектуального труда, сущность которого состоит в разъяснении воли богов простым смертным, т.к. люди и боги говорят на разных языках; 3) совокупность подходов, ориентированных на имманентное понимание текста в отличие от его историко-генетического объяснения; 4) теорию и метод, объясняющие роль бессознательных процессов в жизни человека и общества.
16. В философский мысли XX века ярко проявился "антропологический поворот", суть которого в превращении проблемы человека в наиглавнейшую проблему философии. Этот поворот не характерен для: 1) религиозной философии XX века; 2)экзистенциальной философии; 3) неопозитивизма; 4) персонализма.
17. Среди проблем, которыми усиленно занимается современная религиозная философия, не обнаруживается такая, как: 1) проблема рационального доказательства бытия бога; 2) проблема поисков человеком своего "я", своей неповторимой духовности, путей своего спасения и т.д.; 3) проблема оправдания бога при наличии мирового зла; 4) проблема освобождения философии от "метафизических" вопросов как лишенных смысла.
18. Предметом анализа в этой философии являются языковые средства науки, обыденный язык и язык философии. Представители этой философии полагают, что большинство философских проблем носит логико-лингвистический характер. Речь идет: 1) об аналитической философии; 2) об экзистенциальной философии; 3) о марксистской философии; 4) о религиозной философии.
19. Неопозитивизм в лине таких мыслителей, как Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап и др., считает, что: 1) философии является содержательной наукой об объективной реальности; 2) философия - это род интеллектуальной деятельности, стремящейся устранить из науки все псевдопроблемы и не имеющие смысла рассуждения, возникшие из неправильного употребления языка; 3) философия должна оставить бесплодные попытки установить и выразить в понятиях суть бытия и заняться поисками смысла человеческого существования в абсурдном и нелепом мире; 4) философия должна лечить больную душу человека, указывать ему путь личного спасения.
20. Старая философия обанкротилась потому, что в ней отстаивались утверждения, которые не допускали опытной проверки. В философию можно включить только такие положения, которые допускают проверку на истинность путем обращении к практике, считают: 1) представители неотомизма; 2) неопозитивисты; 3) экзистенциалисты; 4) диалектические материалисты.
21. Требование неопозитивистов, согласно которому любое высказывание в науке и философии должно подлежать опытной проверке на истинность, было названо: 1) физиокализмом; 2) фальсификацией; 3) конвергенцией; 4) верификацией.
22. Принцип фальсифицируемости, предложенный К. Поппером вместо принципа верификации, означает: 1)требование практической проверки научных высказываний на истинность; 2)требование опытной проверки высказываний через их сведение к базисным высказываниям; 3) возможность опровержения научной теории, ее фальсификации на основе нахождения какого-либо факта, противоречащего данной теории; 4) перманентно гипотетический характер научных высказываний, невозможность установления их истинности.
23. В современной философии сформировалась течение, поставившее перед собой задачу определить особенности научного познания, его специфику для разных областей действительности, выявить строение и динамику научного знания, закономерности науки. Это течение получило название: 1) неотомизм; 2) экзистенциализм; 3) философия науки; 4) психоанализ.
24. Из перечисленных ниже философских школ к "философии науки" не следует относить: 1) неокантианство; 2) неопозитивизм; 3) экзистенциализм; 4) критический рационализм.
25. Для неокантианства как одного из направлений современной "философии науки" не характерна: 1) положительная оценка философии Канта как формы философствования, позволяющей и сегодня решать проблемы науки и практики; 2) ориентация на исследование методов научного познания, понимание философии как критической теории науки; 3) приверженность традиционному методу истолкования действительности, в соответствии с которым познание понимается как деятельность; 4) материалистическая ориентация на познание как процесс отражения объективной реальности.
26. Между наукой и философией существует' определенное различие. Наука опирается на теоретические суждения и эмпирические данные о сущем. Философия же - нормативное учение, учение о ценностях - аксиология. Ее предмет - изучение отношений субъекта и ценностей, которые образуют совершенно самостоятельное царство, "мир трансцендентного смысла", полагают: 1) материалисты; 2) неогегельянцы; 3) неотомисты; 4) неокантианцы.
27. Философия увлеклась никому не нужным, оторванным от реальной жизни мудрствованием, занимается бессмысленными и бессодержательными метафизическими проблемами. С подобными утверждениями позитивистов не согласен: 1) О. Конт; 2) Л. Витгенштейн; 3) К. 11оннер; 4) К. Ясперс; 5) Б. Рассел.
28. Предметом философии не может быть ни бытие, ни человек, ни даже теория познания. Философия вообще не имеет своего предмета исследования, потому что не является содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования, полагают: I) неокантианцы; 2)логические позитивисты; 3)диалектические материалисты; 4) неотомисты; 5) экзистенциалисты.
29. Критический рационалист П. Фейерабенд разработал методологический принцип, согласно которому ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими и признанными, ибо именно создание альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Этот принцип определяется как; I) принцип верификации; 2) принцип про лифе рации; 3) принцип фальсификации; 4) принцип отражения; 5) принцип развития.
30. Кому принадлежат слова: "Судить о том, что жизнь стоит или не стоит того, чтобы жить - значит отвечать на основной вопрос философии... Все остальное - это шутки"? 1) Л. Камю; 2) 13. Ленину; 3) Б. Расселю; 4) 3. Фрейду: 5) Ф. Ницше.
31. Представителю какого направления в современной философии принадлежат слова: "Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем не ложны, а бессмысленны. Поэтому мы вообще не можем отвечать на такого рода вопросы, мы можем только установить их бессмысленность. Большинство вопросов и предложений философов вытекает из того, что мы не понимаем логики нишею языки. И не удивительно, что самые глубочайшие проблемы на самом деле не есть проблемы": 1) неотомизма; 2) неопозитивизма; 3) неокантианства; 4) неогегельянства.
32. Этот метод обращен к интерпретации сознания. Все содержание со шпиня выступает в качестве объекта анализа в языковой оболочке, который оказывается конституирующим началом, носителем смысла. Этот метод вслушивании, прояснения и интерпретации феноменов сознания определяется как: I) диалектический метод; 2) метафизический метод; 3) экзистенциальный метод; 4) критический метод; 5) трансцендентальный метод.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |