| ||||||||
|
| |||||||
Глава 1. Основы построения процесса товародвижения
Вопрос 1. Понятие и сущность процесса товародвижения. Факторы, влияющие на процесс товародвижения Вопрос 2. Принципы рационального построения процесса товародвижения Вопрос 3. Влияние научно-технического прогресса на развитие торговли
Вопрос 1. Понятие и сущность процесса товародвижения. Факторы, влияющие на процесс товародвижения Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения – одна из важных функций торговли На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы: O производственные; O транспортные; O социальные; O торговые К числу производственных факторов относят: специализацию производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров. Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Не менее важное влияние на организацию товародвижения оказывает специализация производственных предприятий на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. К транспортным факторам относятся: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т.д. Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными для которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т.д. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения. На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети. В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Вопрос 2. Принципы рационального построения процесса товародвижения В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов: O применение кратчайших путей движения товаров O установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть; O выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование ; O широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ; O постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения. В практике организации товародвижения находят применение две его формы: транзитная и складская. Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Она применятся преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки. Складская форма находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента . При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья. При организации товародвижения существенное значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитываются расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Кроме того должна быть обеспеченна максимальная загрузка транспорта, сокращены его просторы, исключены порожние пробеги. Во всех звеньях технологической цепи товародвижения должны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения. Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи, соответствием ее требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важны здесь операции, связанные с подготовкой товаров к продаже( их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т.д. ). Вопрос 3. Влияние научно-технического прогресса на развитие торговли Одним из важных факторов развития экономики является научно-технический прогресс, представляющий собой процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, создание новой, более совершенной, техники и замены ею устаревшей. Он включает также развитие научных знаний во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в области организации и технологии как производственной, так и непроизводственной сфер. К важнейшим направлениям научно-технического процесса в торговле могут быть отнесены: O совершенствование действующей торговой сети и строительство современных предприятий торговли ; O индустриализация строительства предприятий торговли; O механизация и автоматизация трудоемких работ; O широкое применение пакетных и контейнерных систем продукций; переработки товарных потоков; O внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания; O автоматизация контрольно-кассовых операций и внедрение магазинных пластиковых карт при расчетных операциях; O автоматизация процессов продажи товаров; O автоматизация процессов холодильной обработки продуктов; Децентрализация оптового рынка привела к росту числа торговых агентов, являющихся связующим звеном между предприятиями-изготовителями и потребителями. Одним из важных направлений развития материально-технической базы оптовой торговли является создание сети современных оптовых предприятий, обеспечивающих применение эффективных технологий. Одной из первоочередных задач использования достижений научно-технического прогресса в торговле является оснащение оптовых баз, складов, магазинов современными средствами для транспортировки, складирования погрузочно-разгрузочных и других технологических операций с грузами. Огромное значение имеет внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Это в первую очередь относится к продаже товаров методом самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей автомагазинной продажи. Одним из главных факторов существенного ускорения процессов реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно-кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных кассовых аппаратов. Одним из направлений научно-технического прогресса в розничной торговле является автоматизация процесса продажи товаров на основе торговых автоматов, а также создании автоматизированных магазинов.
Тема 2. ОПТОВЫЕ ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ФУНКЦИИ, ТИПЫ И ВИДЫ Вопрос 1. Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений Вопрос 2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения
Вопрос 1. Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений Одной из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются хозяйственные связи между субъектами торговой деятельности, является оптовая торговля – приобретение и продажа товаров для использования их в предпринимательской деятельности ( в том числе для перепродажи ) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Среди других задач государственной политики в области развития оптовой торговли необходимо отметить развитие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке оптовой торговой деятельности, а также стимулирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения на рынок отечественных товаров. В связи с выдвигаемыми перед оптовой торговлей новыми задачами целями ее развития должны стать: O создание развитой структуры каналов товародвижения; O поддержание должной интенсивности товаропотоков; O формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения; O обеспечение экономики совокупных издержек обращения. В рыночной ориентированной системе хозяйственных отношений изменяются и функции оптовой торговли. Так, по отношению к оптовым покупателям ее функции должны сводиться к следующему: O оценке потребностей и спроса; O преобразованию промышленного ассортимента в торговый; O накоплению и хранению товарных запасов; O доставке товаров; O кредитованию; O информационному обслуживанию Функции оптовой торговли по отношению к поставщикам товаров должны состоять в следующем: O концентрации коммерческой деятельности; O поддержке процесса перехода прав собственности на товар; O инвестиционном обеспечении процесса товародвижения; O минимизация коммерческого риска; O маркетинговом обслуживании. Вопрос 2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения O В зависимости от масштабов их деятельности выделяют два типа организации оптовой торговли: 1) крупные оптовые структуры общенационального (федерального) масштаба; 2) оптовые предприятия регионального масштаба. Оптовые организации общенационального (федерального) уровня необходимы, чтобы обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории или по ряду регионов страны. Главное целевое назначение данного вида оптовых организаций – сформировать необходимую структуру каналов сбыта для крупных отечественных производителей товаров, а так же создать благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков товаров высокого качества. Основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур, составляют оптовые структуры регионального уровня, представленные прежде всего автономными (независимыми) оптовыми структурами. Автономные оптовые структуры самостоятельно определяют зону своего влияния на рынке. Их задачей является приобретение товаров у оптовых структур федерального уровня и непосредственно у производителей в различных частях страны и доведение этих товаров до предприятий розничной торговли иных оптовых потребителей в зоне своей деятельности. Основная задача деятельности любых оптовых структур региональных товарных рынков. Каждый тип оптовых предприятий может существовать в различных видах. В структуре оптового звена можно выделить следующие виды предприятий: O специализирующиеся на оптовой торговле и осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар (так называемые независимые оптовые торговцы); O посреднические оптовые структуры, как правило, не использующие в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар; O организаторы оптового оборота, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота товаров. Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота. Ими являются оптовые ярмарки, выставки-ярмарки,
| ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |