Основы социальной медицины

 

Тема 2. ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ.

 

До сих пор одним из наиболее трудных и дискуссионных вопросов остается вопрос об определениях здоровья и болезни. Ведь именно с этими основными категориями связаны все теоретические и практические проблемы охраны здоровья, борьбы с заболеваниями, оценка настоящего и будущего здравоохранения, да собственно и все содержание социальной медицины.

Основная проблема при определении данных понятий состоит в том, что человек должен рассматриваться в двух основных аспектах; как биологический объект и как член социума.

Соотношение социального и биологического в человеке яв­ляется главным в понимании характера здоровья и болезни.

По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось на­блюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье че­ловека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биоло­гического от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь от­дельного человека в основе своей биологические. Но общебио­логические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни, которые яв­ляются определяющими. Не только в трудах отдельных исследо­вателей, но и в документах международных медицинских орга­низаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных ус­ловий и факторов.

Социальные отношения – это внутрипопуляционные отношения человека как биологического вида, целью которых является сохранение вида и увеличение числа потомков данного генотипа.

Социальные условия — это форма проявлений производствен­ных отношений, способ общественного производства, социаль­но-экономического строя и политической структуры общества.

Социальные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, пита­ние, образование, воспитание и т. д.

 Определений понятия болезни множество: нарушение нор­мальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (деза­даптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человече­ские функции и т. д.

 Самое частое и общепринятое определение болезни (болез­ней) — это изменение физических и(или) психических функ­ций, ведущих к нару­шению жизнедеятельности организма.

Нередко определение болезни рассматривают как нарушение связей, взаимодействия организма с внешней средой, адаптации к среде обитания (дез­адаптации). Известный советский пато­лог И.В. Давыдовский утверждал, что "болезнь — это приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов". Говоря про­ще, болезнь — это приспособление организма через болезнь как измененную форму адаптации, приспособления.

Имеют место и такие представления о болезни, как наруше­ния гармонии внутренней и внешней среды. Такие представле­ния, сформированные в начале XX в. (У.Кеннон и др.), лежат в основе взглядов о гомеостазе, когда и его болезнь возникает вследствие нарушения гомеостаза, т.е. нарушения постоянства внутренней среды организма. Идейно близки к подобным пред­ставлениям о сущности болезни и дефиниции выдающегося современного патолога Ганса Селье. В своем учении о стрессе он рассматривает болезнь в качестве патологического стресса или дистресса, заключающегося в нарушении процессов адап­тации, обеспечиваемой адаптивными гормонами, и выражае­мыми изменениями общего адаптационного синдрома — гомеостаза и гомеостата.

Согласно множеству определений, болезнь есть отклонение от нормы, мешающее нормальной жизнедеятельности. Но определение нормы и патологии - не менее серьезная проблема.

Определение здоровья человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; оно является состоянием оптимальной жизнедеятельности, долговременной и всесторонней активности в различных сферах социальной практики. Здоровье позволяет человеку испыты­вать душевное, физическое и социальное благополучие и вести полноценную, не стесненную в своей свободе жизнь, выпол­нять свойственные человеку функции, вести здоровый образ жизни.

 Именно так с широких медико-социальных позиций определяет здоровье ВОЗ. В преамбуле Устава этой организа­ции написано: "Здоровье является состоянием полного физи­ческого, духовного и социального благополучия, а не только от­сутствием болезней и физических дефектов".

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья — «состояние пол­ного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет, Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю. П. Лисицыным: здоровье — гармоническое единство биологических и социаль­ных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — на­рушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Согласно классификации Всемирной организации здраво­охранения болезнь — это жизнь, нарушенная в своем течении по­вреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компен­саторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризу­ется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

К сожалению, эту мудрую истину обычно понимают и про­поведуют те, кто утратил здоровье и, заболев, почувствовал, какого сокровища он лишился. Особенно беззаботно относятся к своему здоровью молодые люди, не обремененные болезня­ми. Отсутствие понимания значимости здоровья для полно­ценной человеческой жизни — это признак не только низкой общей культуры и отсутствия элементарных медицинских знаний, но проявление самого настоящего социального инфан­тилизма.

Невнимание к здоровью — это разбазаривание не только личного богатства, но и общественного.

Широко известны разделения здоровья на физическое и психическое.

Достаточно открытой остается  проблема определения социального здоровья. В наше время общепринятой считается его оценка  с учетом демографических показателей, инвалидизации, показателей физического развития и т. д. Но она не отражает полноты значения здоровья как социального феномена.

К основным факторам физического здоровья человека отно­сятся:

1)уровень физического развития;

2)уровень физической подготовленности;

3)уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок;

4)уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздей­ствию различных факторов среды обитания.

Понятие психического здоровья достаточно сложно, различ­ные авторы используют весьма широкий перечень его критериев. Причиной тому, вероятно, является слишком широкое и разно­стороннее трактование данного термина, при котором сложно объединить все его стороны.

Проблема заключается в том, что каждый из этих критериев не указывает на обозначение нормальности или аномальности. Одна­ко они отмечают определенные социокультурные рамки, которые могут меняться в зависимости от жизненного хронотипа (Чернышова, Герасимова, 1999).

Для согласования физического и психического здоровья неред­ко используется понятие биопсихосоциального как единства, уравновешивающего телесный, душевный и духовный пласты личности (в противовес акценту на биологических системах чело­века).

Существуют и другие подразделения здоровья. Принято опре­деление репродуктивного здоровья – состояния полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию в психосоциаль­ных отношениях в семье (Каир, 1994 — ООН).

Экспертами ВОЗ введено также понятие сексуального здоро­вья — комплекса соматических, эмоциональных, интеллектуаль­ных и социальных аспектов сексуального существования челове­ка, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуника­бельность человека и его способность к любви.

Термин метаболическое здоровье отражает связь статуса пита­ния и здоровья человека.

В повседневной жизни используется представление о профес­сиональном здоровье, под которым понимают «интегральную ха­рактеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его спо­собности к определенной профессиональной деятельности с за­данными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприят­ным факторам, сопровождающим эту деятельность».

Таким образом, можно видеть, что все определения здоровья базируются на довольно нечетких критериях, которые очень труд­но измерить.

По-видимому, объединить все разногласия может функцио­нальный подход, при котором состояние здоровья объекта соот­носится со способностью выполнять те или иные функций по обеспечению жизнедеятельности этого объекта. При этом ощуще­ние комфортности (психическое и душевное благополучие) будет являться следствием успешности выполнения функций, а соци­альное благополучие будет результатом выполненных усилий.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с конкретными людь­ми и их здоровьем. В случае, если речь идет об отдельных лю­дях, мы имеем дело с индивидуальным здоровьем, если речь идет о нескольких людях, их сообществах, мы говорим о груп­повом здоровье, если речь идет о населении, проживающем в городах, сельской местности, иными словами, на определенной территории, то мы вводим понятие "здоровье популяции" ("здо­ровье населения" или "общественное здоровье"). Каждый уро­вень требует своих подходов, своего осмысления здоровья.

Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или от­сутствию заболеваний, характеру потери трудоспособности, физическому состоянию и развитию, лич­ным ощущениям бытия, радости жизни и другим критериям и признакам. Групповое здоровье ~ здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д. Как только речь идет о груп­повом здоровье, мы наряду с оценками индивидуального здо­ровья должны прибегать к медико-статистическим показате­лям, характеризующим различные стороны общественного здоровья. Иными словами, как только мы переходим от инди­видуума к сообществу (начиная с самого малого, с ячейки об­щества — семьи), мы абстрагируемся от отдельного, конкретно­го человека и применяем язык оценок, критериев группового и популяционного здоровья, или здоровья населения, которое раньше обозначали термином "санитарное состояние насе­ления".

Здоровье населения — здоровье людей, живущих на опреде­ленной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здо­ровье — такое состояние общества, которое обеспечивает усло­вия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П. Лисицын).

Оно является характеристикой одного из важ­ных свойств, качеств, аспектов общества как социального ор­ганизма. Оно представляет собой составную общественного по­тенциала, имеющую экономическое выражение. Здоровье — это естест­венная и непреходящая жизненная ценность, занимающая са­мую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей. Поэтому значение сохранения здоровья неуклонно возрастает по мере развития общества.

Потенциал общественного здоровья — мера количества и каче­ства здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.

Индекс общественного здоровья — соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжитель­ность предстоящей жизни и т. д.

К методам изучения здоровья населения относятся: стати­стический, социологический (анкетирование, интервьюирова­ние, посемейное комплексное обследование), экспертный метод и т. д.

Предложено много показателей, стандартов и других харак­теристик для оценки здоровья населения.

Тем не менее в настоящее время при оценке здоровья насе­ления чаще всего используют широко известные демографиче­ские показатели, показатели заболеваемости, инвалидности и физического развития

Общественное здоровье некоторые исследователи (Г.П. Никифоров)  называют также общественным (социальным), т. к оно  связано с сохранением и укреплением здоровья населения посредством организации соответствующих мероприятий. Специалисты, работающие в этом направлении, разрабатывают и реализуют программы по иммунизации, санитарии, просвещению в вопросах здоровья.

 Эта область исследует болезнь и здоровье в контексте сообщества как социальной системы.

Говоря о «социальном здоровье», обычно подразумевают:

  социальную значимость тех или иных заболеваний в силу их распространенности, вызываемых ими экономических по­терь, тяжести (т.е. угрозы для существования популяции или страха перед такой угрозой);

  влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их течения и исходы (т.е. возможнос­ти выздоровления или смерти);

  оценку биологического состояния определенной части или
всей человеческой популяции на основе интегрированных (агрегированных) статистических показателей, составляю­щих так называемую социальную статистику.

Болезнь как биологический феномен соотносится прежде всего с человеческой популяцией. Однако реальной формой совместного существования людей, порожденной таким видовым свойством человека, как сознание, является общество. Поэтому проявления биологических свойств человека модифицируются обществом, приобретая социальное качество.

Социальные болезни часто называют социопатиями.

Объектом соци­альной медицины должны быть сообщества, т.е. социальные объ­единения людей. Любой случай заболеваемости человека (индивида) в какой-то степени отражается на способности сообщества, в которое он входит, выполнять свои функции. Устанавливать степень этого влияния — уникальная задача социальной медицины. К примеру, заболевание члена семьи искажает ее жизнедеятельность, в ре­зультате чего меняются взаимоотношения в семье и она теряет способность (снижает способность) выполнять свои функции — репродуктивную, рекреационную, экономическую и пр. Заболева­ние члена трудового коллектива приводит к снижению произво­дительности его труда, в некоторых случаях — к параличу деятель­ности всего коллектива.

Социальный подтекст сказанного выражен Л.С. Шиловой: «На первый взгляд некоторые причины заболеваний те же, что и при традиционной патологии: структура и характер питания, бы­товые, производственные условия, уровень гигиенической куль­туры, отдых. Но при низких доходах населения это неустранимые условия, а при более высоком уровне жизни действие этих факто­ров означает выбор самого человека».

 

Здоровье населения — это своего рода качественно-количе­ственная характеристика жизнедеятельности социальной общно­сти.

Традиционно при изучении состояния здоровья населения пользуются следующими меди ко-статистически ми и демографи­ческими показателями:

заболеваемость и распространенность болезней: заболевае­мость первичная, общая первичная, общая накопленная, по отдельным болезням;

инвалидизация: инвалидность общая первичная, общая накопленная, от отдельных заболеваний и их групп;

физическое развитие населения: антропологические, соматоскопические и функциональные показатели.

статистика населения; механическое движение населения; естественное движение населения;

Здоровье определяется триадой статистических показателей:

1.     воспроизводство населения (медико-демографические характери­стики);

2.     физическое развитие, характеризующееся процессами ро­ста и развития детей и определяющее запас физических цил У взрослого населения (дееспособность);

3.     заболеваемость населения, определяющая его адаптацию к условиям окружающей среды.

В последние годы в качестве самостоятельных показателей ис­пользуются субъективные оценки здоровья.

  Состояние здоровья населения характеризуется рядом статис­тических показателей. В настоящее время для экол ого-гигиени­ческой оценки состояния территории, анализа влияния условий воспитания, обучения, организации досуга и отдыха, трудовой де­ятельности детей, подростков, молодежи и взрослых, как прави­ло, используются следующие группы показателей, характеризую­щие здоровье:

  медико-демографические;

  физического развития;

  заболеваемости;

распределение детей по группам здоровья;

  инвалидность.

 

Более широкий подход к здоровью общества заключается в оценке его состояния по уровню социальных девиаций.

Социальная девиация (отклонение), или девиантное поведение, - это поведение, нарушающее кодифицированные или некодифицированные социальные нормы.

Девиантное поведение существует  только в отношении социальной нормы как статистики регулятора социального поведения. Нормы-регуляторы могут быть условно разделены на абсолютные и относительные. Абсолютные нормы существуют во всех или почти во всех известных обществах (запреты на убийство, воровство, инцест и т. д.). относительные нормы специфичны для отдельных обществ (нормы добрачных сексуальных отношений, этикета и т. п.).

Институты, имеющиеся в любом обществе для предотвраще­ния проявлений девиатного поведения, включая в качестве одно­го из способов такого предотвращения наказание за уже совер­шенный девиантный акт, получили название институтов социаль­ного контроля. Функции социального контроля для одних видов девиатного поведения, как правило, наиболее социально значи­мых, возлагаются на специально созданные институты контро­ля — институционализируются. Это правоохранительные органы, пенитенциарная система, система здравоохранения. Функции контроля для других видов социальных девиаций осуществляются неспециализированными социальными институтами. Так, конт­роль добрачного сексуального поведения осуществляется роди­тельской семьей и соседской общиной, контроль трудовой дис­циплины — индустриальными организациями.

Оценка здоровья общества может даваться по любому из видов девиантного для данного общества поведения, однако, как прави­ло, используются те его виды, которые непосредственно угрожают биологическому состоянию популяции. Особо тяжкие и тяжкие преступления — это те, которые угрожают жизни и здоровью лю­дей либо приводят (или могут приводить) к снижению репродук­тивного потенциала индивида (например, изнасилования).

Нередко о здоровье общества судят на основе оценки состоя­ния институтов социального контроля. При этом подразумевает­ся, что состояние институтов контроля непосредственно влияет на уровень девиантных проявлений в обществе. Показателями «общественного здоровья» становятся религиозность, отношение к нормам традиционной морали, коррумпированность институтов

власти и т.п. .

В популяционном плане «социальность» болезни заключается:

  в уровне распространенности конкретной болезни («нозоса») в популяции или каких-либо ее частях;

  во влиянии частоты контактов между составляющими попу­ляцию особями на распространение в популяции контагиоз­ных (инфекционных) заболеваний;

  в воздействии характеристик природного ареала (территории, занимаемой популяцией) на подверженность популя­ции тем или иным заболеваниям.

Социальная среда действует на психическое и поведенческое «обрамление» болезни, поскольку она:

      формирует представления о том, какие виды поведения полезны, а какие — вредны для здоровья, на основе чего конст­руируется как саморазрушающее, так и самосохранительное поведение индивида;

  предоставляет знания о технологических достижениях, кото­рые могут быть использованы как для сохранения и укрепления здоровья, так и для лечения уже. возникшего заболевания;

  транслирует когнитивные схемы, на основе которых субъек­тивные проявления соматического и психического диском­форта, боль осознаются как симптомы болезни;

  содержит социальные «сети», т.е. каналы неформальной ком­муникации, по которым человек может получить советы от­носительно своего болезненного состояния;

  предъявляет экспектации (ожидания), выполняющие функ­цию регулятивных норм при принятии социальной роли больного;

  имеет доступные для индивида специализированные инсти­туты, миссия которых заключается в сохранении и укрепле­нии здоровья, легитимизации статуса больного, оказании профессиональной помощи.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»