| ||||||
|
| |||||
Лекция 1.«Современный русский язык и культура речи» как учебная дисциплина: цели и задачи. Понятие о русском языке и его роли в современном мире. Содержание понятия «культура речи» Любой язык, в том числе русский, является социально обработанной, исторически изменчивой знаковой системой, служащей основным средством общения. Появление языка связано с возникновением человека мыслящего и с формированием человеческого общества. Язык возник естественным путем и представляет собой языковую систему, которая необходима как современному индивиду, так и социуму. Язык полифункционален, он выполняет следующие основные функции: коммуникативную, когнитивную, аккумулятивную, эмотивную и волюнтативную. Коммуникативная функция заключается в том, что язык является средством общения. Язык позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и соответствующим образом реагировать. Когнитивная (познавательная) функция состоит в том, что язык является средством познания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Язык формирует как мышление отдельного индивида (т.е. индивидуальное сознание), так и мышление всего общества в целом (общественное сознание). Аккумулятивная функция заключается в накоплении, сохранении и передаче информации; эмотивная – в выражении эмоций и чувств человека; волюнтативная – в воздействии на адресанта речи. Речь – это процесс пользования языком, т. е. реализация языка. В процессе создания речи индивид пользуется единицами языка и делает это в соответствии с правилами, сложившимися в языковой системе. Однако речь каждого человека индивидуальна и зависит от ситуации, характера человека, уровня его образования. Определения богатый / бедный, правильный / неправильный, выразительный/ невыразительный применимы только к понятию речь, но не к понятию язык. Какова роль русского языка в обществе? Русский язык – это, во-первых, национальный язык русского народа. Сколько лет русскому языку? Ответить на этот вопрос нелегко. Лингвисты разделяют живой разговорный язык и литературный. Разговорный язык рождается из недр языка-предка, или праязыка, у которого тоже есть свой язык-предок. В 1 тысячелетии до н.э. один из диалектов индоевропейского языка дал начало языку-предку всех славянских языков – праславянскому языку. Историки языка считают, что примерно в 6 – 9 вв. до н.э. в праславянском языке сформировались три диалектных группы: южнославянская, западнославянская и восточнославянская. По происхождению русский язык относится к восточнославянским языкам. Наибольшее сходство с русским языком имеют украинский и белорусский языки. Эта близость не случайна: до XIV века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. Поэтому русский, украинский и белорусский языки находятся в очень близком родстве. Эти три языка называются восточнославянскими. В несколько более отдаленном родстве с русским языком состоят языки польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербохорватский. Вместе с русским, украинским и белорусским языками все эти языки называют славянскими. Первым литературным языком, общим для всех славян, стал язык первых переводов священных христианских книг – старославянский. На нем написаны древнейшие памятники 10 –11 веков. Со второй половины 11 в. под влиянием живых славянских языков формируются национальные варианты литературного языка. Язык памятников этого времени принято называть церковно-славянским. И только в 18 столетии появляется собственно русский литературный язык, о котором мы и будем в дальнейшем говорить. Во-вторых, русский язык – это государственный язык Российской Федерации, а значит язык государственных учреждений, язык суда, СМИ, культуры, литературы и образования. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. В-третьих, это язык межнационального общения. По итогам переписи населения 2010 года на территории РФ проживают люди более чем 180-ти национальностей. И общение между представителями этих национальностей возможно только при помощи русского языка. Русский язык широко используется и за пределами России. Прежде всего, он представляет собой достаточно удобное средство для межнационального общения жителей бывшего Советского Союза. В-четвертых, русский язык является одним из мировых языков. Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре на нем говорят около 250 млн. человек. При этом русский язык используют в общении не только те люди, для которых это родной язык. Русский язык широко используется в работе международных конференций и организаций. Он один из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций (другие официальные и рабочие языки ООН – английский, арабский, испанский, китайский и французский). В настоящее время почти все ученые-лингвисты и литературоведы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. В научной литературе авторы по-разному оценивают то, что происходит в языке. Одни считают, что русский язык приходит в упадок, ему грозит гибель. Другие ученые говорят, что ничего отрицательно сказывающегося на состоянии языка в происходящих изменениях нет. Современный русский язык претерпел ряд изменений, связанных с изменениями в жизни страны. Прежде всего, следует говорить о значительном пополнении состава русского языка новыми словами (инаугурация, десоветизация, бартер, хоспис, кармический, клон, файл, йогурт, гамбургер) и об актуализации большого количества слов, находившихся ранее в пассиве (гимназия, лицей, гильдия, департамент, корпорация). В настоящее время почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, речь становится более непринужденной, общение также освобождается от жесткой официальности, становится более раскованным, что, конечно же, проявляется в выборе речевых средств. Иными словами, произошла демократизация языка, поскольку он как никогда многочислен и разнообразен по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным и общественным взглядам участников массовой коммуникации. Не менее яркой чертой нашего языкового развития считается засорение речи заимствованиями. Действительно, русский язык на протяжении всей своей истории обогащался не только за счет внутренних, но и за счет внешних ресурсов. И в определенные периоды влияние заимствованных слов оказывалось чрезмерным. Заимствование без меры засоряет речь, но разумное заимствование обогащает речь, делает ее более точной. Культура речи — сложное и многоаспектное понятие. В его основе лежит представление о неком образце, «речевом идеале», в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильной речью считается речь, соответствующая языковым нормам. Норма — это наиболее пригодные для обслуживания общения средства языка. Основной задачей культуры речи как науки является официальное признание и описание нормы в грамматиках, словарях и справочниках. И пока словарь или грамматика отмечает ту или иную форму, только она считается верной. Однако одного следования нормам для культурной речи недостаточно. Правильная речь должна обладать рядом коммуникативных свойств: богатством, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью и т.д. Богатой считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, придавая им при этом различные смысловые оттенки, владеет всем разнообразием синтаксических конструкций и в устной речи умело использует все возможности интонации. Словарный запас взрослого образованного человека – 10-12 тыс. слов. Точной является речь, в которой мысли и чувства говорящего или пишущего переданы ясно и полно. Причины неточности: 1) недостаточное знание того, о чем говорится (Хлестаков взял авторучку и сел писать своему другу Тряпичкину); 2) речевая бедность (Все долго возмущались его плохим поступком). Логичной считается речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте (Поговорка: В огороде бузина, а в Киеве дядька). Чистой считается речь, свободная от слов-паразитов, жаргонных, диалектных, просторечных слов, а также от слов, оскорбляющих нравственность. Уместной называется речь, отвечающая целям и задачам общения. Различают три вида уместности: 1) ситуативную (Представьте себе, что жена обратилась к мужу с такой речью: «Я ускоренными темпами обеспечила наведение порядка в подсобном помещении общего пользования, предназначенном для приготовления пищи. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимого запаса продуктов на ближайшую неделю».); 2) стилевую, связанную с манерой изложения и выбором речевых средств (ср.: «Фагоциты уплетают микробов»); 3) личностно-психологическую, связанную с умением оценить душевное состояние собеседника и его отношение к речи говорящего. Выразительной считается речь, которая своим построением и отбором языковых средств привлекает и поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя. Выразительность может создаваться любыми единицами языка, от звука до синтаксической конструкции, хотя наибольшими выразительными возможностями обладает, конечно, лексика. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Основными целями культуры речи как учебной дисциплины являются: 1) овладение нормами русского литературного языка; 2) расширение и обогащение словарного запаса студентов-филологов; 3) развитие и совершенствование письменной и устной речи обучающихся; 4) формирование у каждого обучающегося активной позиции в своем языковом воспитании. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |