Основы аналитической журналистики

 

Тема 3.1  Истолкование предмета отображения в аналитических публикациях

 

Предметом журналистского отображения может стать практи­чески любое явление жизни природы, общества, имеющее какое-то значение для человека и заинтересовавшее его. Всегда ли жанр предопределен предметом отображения? Несмотря на устоявшийся утвердительный ответ на этот вопрос, все-таки не стоит соглашать­ся с ним в полной мере. Почему? Да потому, что, например, такие жанры, как очерк и рецензия, действительно имеют разный предмет отображения. Но это нельзя сказать об очерке и информационной заметке. Предмет отображения у них может быть один и тот же. И такие “предметные совпадения” могут быть обнаружены у многих иных жанров. В то же время публикации, принадлежащие одному и тому же жанру, могут иметь самые разные предметы отображения.

Поэтому предмет отображения как жанрообразующий фактор имеет значение лишь для некоторых жанровых образований, но от­нюдь не для всех. Таким образом, говорить о жанровом разнообра­зии журналистики, имея в виду лишь предмет отображения, можно только в определенных пределах.

Предмет отображения, интересующий автора аналитической публикации, в подавляющем числе случаев находится во внешнем по отношению к этому автору мире. Но иногда он может относиться к внутреннему миру автора. В этом случае автор, рассказывающий о своем внутреннем мире, занимается самоанализом. Это дает воз­можность говорить о разделении аналитических жанров, исходя из своеобразия указанных предметов отображения, на две (неравные по объему их представленности в журналистике) группы: собствен­но аналитические и самоаналитические публикации. Данная пред­метная “развилка”, как видим, действительно является постоянным жанрообразующим фактором.


 Целевая установка

“Сильным” жанрообразующим свойством обладает целевая ус­тановка журналистского отображения действительности. Так, рас­сказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью — в нескольких словах познакомить читателя с этим событи­ем, коротко обозначить его причину, выразить свою оценку. В ре­зультате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью детальное, подробное описание события, его причин, прогноза его развития и пр., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением.

Иначе говоря, в первом случае (в простой информационной за­метке) автор ориентирует целевую установку на показ определен­ных характеристик предмета отображения в их “свернутом” виде, а во втором случае он “развертывает” такие характеристики и создает произведение другого жанрового измерения.

Таким образом, целевая установка проявляется прежде всего в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей ото­бражаемого предмета, приводящих к созданию своеобразных текс­тов, составляющих определенный жанр.
 Метод отображения

По мнению ряда исследователей, в журналистике существует два основных метода “преобразования” объективной действитель­ности в ее информационный аналог — рационально-познаватель­ный (логический) и художественно-образный. К каким жанровым “последствиям” ведет применение рационально-познавательного метода действительности? Понять это в полной мере можно, вспом­нив, что этот метод включает в себя два уровня познания — эмпири­ческий и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих поток аналитических публикаций. Такие публикации отличаются прежде всего глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д.

Что касается использования в журналистике художественно-об­разного метода, то это требует некоторого уточнения. Суть его за­ключается в безграничном применении авторской фантазии, автор­ского вымысла, которые дают необходимую для автора свободу со­здания художественного образа и выявления через него “правды жизни в целом”. Но при этом отнюдь не ставится цель отобразить сиюминутные актуальные достоверные факты, чем, как известно, и “озабочена” в основном журналистика. В журналистике элементы вымысла могут быть применены лишь для того, чтобы “оттенить” такие факты. Причем хороший журналист всегда дает понять читате­лю, где достоверные факты, а где вымысел, фантазия, и в чем смысл их “сосуществования”. Таким образом, говорить о применении в журналистике художественно-образного метода можно лишь с опре­деленными оговорками, понимая под этим прежде всего использо­вание образно-экспрессивного языка, определенного уровня дета­лизации отображения предмета, применение условности при рекон­струкции событий.

Результатом правильного использования художественно-образ­ного метода в журналистике является создание текстов, содержа­щих не художественные образы (что присуще художественной лите­ратуре), а публицистические, то есть образы, ограниченные “прав­дой факта”, но не “правдой жизни в целом”. Тем самым публицис­тика выступает переходной ступенью, “пограничной зоной”, отде­ляющей (и соединяющей) журналистику и художественную литера­туру.

Познакомившись с общей картиной жанрообразования в жур­налистике, мы должны более детально рассмотреть устойчивые группы публикаций (жанры) внутри самой “отрасли” аналитичес­кой журналистики.

До недавнего времени отечественная наука причисляла к анали­тической журналистике следующие жанры: “постановочные” кор­респонденции и статьи; обозрения; обзоры выступлений СМИ; ре­цензии; аналитические корреспонденции и статьи; комментарии;

литературно-критические статьи. Взглянем на эти и другие жанро­вые деления с точки зрения основных жанрообразующих факторов, о которых шла речь выше.
а) С точки зрения предмета отображения

Публикации этих жанров различаются тем, что одни из них ос­вещают “первичную реальность” — различные предметные, онтоло­гические ситуации, практические действия, процессы, а другие —

“вторичную реальность” ~ информационные явления (книги, фильмы, телепередачи и т. тт.), третьи — и то и другое. Только пер­вую группу явлений освещают прежде всего аналитические статьи и корреспонденции, только вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. И первую и вторую группу явлений освещают “постановочные” корреспонден­ции и статьи, обозрения, комментарии.
б) С точки зрения целевой установки отображения предмета

Аналитическая корреспонденция нацелена на выявление при­чин какого-либо одиночного феномена и возможной тенденции его развития, определение его ценности. Аналитическая статья — на объяснение взаимосвязанного ряда явлений, определение тенден­ций, закономерностей их взаимодействия, установление их ценнос­ти, формирование прогноза развития. “Постановочные” коррес­понденция и статья дают программы деятельности по отношению либо к одиночным феноменам, либо к их совокупности, Обозрение преследует цель сообщить читателю о важнейших событиях, проис­шедших, например, за определенный период времени, выявить их причину, значимость для аудитории, взаимосвязь. Обзор печати, радио- и телевыступлений знакомит аудиторию с “продукцией” СМИ, выносит им оценку. Рецензии выявляют ценность для ауди­тории тех или иных книг, кинофильмов, спектаклей и т. п. Литера­турно-критические статьи рассматривают особенности творчества писателя, выносят оценку тому или иному произведению.

Что касается комментария, то под ним обычно подразумевают ма­териалы, выносящие главным образом оценку каким-то уже извест­ным аудитории событиям, явлениям, указывающие на их причины и содержащие мнения компетентных в данных вопросах лиц.
в) С точки зрения метода постижения реальности

Аналитические публикации являются реализацией рациональ­но-теоретического отображения предмета, заинтересовавшего жур­налиста. Именно теоретический анализ неизбежен при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что и является задачей аналитической журналистики.

Знание названных выше трех основных жанрообразующих фак­торов помогает объяснить многие основные моменты в “рождении” тех или иных жанров. Тем не менее остаются и некоторые неяснос­ти в этом вопросе. Например, два журналиста из разных газет реши­ли написать о проблемах одной и той же футбольной команды. Они вместе наблюдали игру, беседовали со спортсменами, вместе были на пресс-конференции ее капитана. Но один написал аналитическое интервью, а другой — аналитическую корреспонденцию. Нет различия в предмете отображения, в методах исследования, в установке, но были подготовлены публикации разных жанров. Подоб­ного рода примеров очень много. Как объяснить этот момент жанрообразования?

На наш взгляд, необходимо извлечь из тени исследовательского внимания четвертый, очень важный жанрообразующий фактор, ко­торым являются методы и формы репрезентации материала аудито­рии. Они отнюдь не равнозначны методам сбора материала (наблю­дению, интервью, анализу документов и пр.), а поэтому должны рассматриваться как самостоятельный фактор, что имеет большое значение в разговоре о жанрах журналистики. Методы репрезента­ции в журналистике представлены: методом сообщения, методом повествования и методом изложения.

Когда (при наличии всех прочих необходимых жанрообразующих факторов) журналист использует метод сообщения (в специаль­ном, языковом смысле этого понятия), то возникает жанр хроники, заметки, информации, Когда кроме метода сообщения применяется еще и метод повествования, то возникает, например, жанр информа­ционной корреспонденции. Когда наряду с этими двумя методами применяется еще и метод изложения, то появляются жанры “нагляд­ного отображения” — репортажи, очерки, фельетоны.

Важную жанрообразующую роль играет и такой фактор, как ис­ходные формы репрезентации материала. Этих форм две — монологи ческая и диалогическая. Применение первой формы — обязательное условие появления “монологических жанров”: корреспонденции, ста­тьи, рецензии и пр. Применение второй формы неизбежно порождает материалы “диалогических жанров” — интервью, беседу и т. п. Исход­ные формы, разумеется, могут применяться и в сочетании. Поэтому возникают “гибридные” формы типа “корреспонденция-интервью”, “беседа-отчет” и другие.

Общеизвестным является утверждение о том, что в журналисти­ке (в том числе и в аналитической) идет постоянное обновление “жанровой палитры”, причем предполагается, что наиболее актив­но оно идет в такие переломные моменты развития общества, какой мы наблюдаем в настоящее время.

Это утверждение не стоит понимать так, что журналист-аналитик навсегда исключает из круга своих задач, например, применявшиеся им доселе методы причинно-следственного анализа или прогноза, оценки и пр. Просто меняется характер, форма представленности ре­зультатов применения этих методов, показа пути их применения, что приводит к некой “мутации” привычных, устоявшихся форм (жан­ров), но не к исчезновению их как таковых. Это вызвано необходи­мостью “адаптации” жанров к новым коммуникативным ситуациям, порождаемым, в частности, изменением роли журналиста в об­ществе в конкретный период его развития.

Так, например, в аналитической статье может быть изменено со­отношение “чисто информативного” материала (дополнительного) и “делового анализа” в пользу первого, с тем чтобы привлечь внима­ние широкой аудитории к данной публикации. Но это не изменит сущности аналитической статьи как жанра- Она так или иначе будет выполнять свою задачу, даже если будет представлять аудитории причинно-следственный анализ в “нетрадиционно” кратком его со­ставе- Это значит лишь то, что “проявленность” определенного ме­тода исследования будет в данном тексте просто редуцирована.


 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Отчет является одним из наиболее “древних” жанров журналис­тики. Прежде всего это касается той его разновидности, которая на­зывается информационным отчетом. Существовавший долгое время в форме устных сообщений, докладов о различных форумах, заседаниях парламентов, собраниях и других явлениях императо­рам, царям или населению, с появлением газет отчет перекочевал на их страницы. Активно этот жанр использовался, например, уже в первой российской газете — петровских “Ведомостях”. Так же ак­тивно используется отчет и в современной журналистике. Это ут­верждение существенно и для той разновидности отчета, который называется аналитическим.

Предметом современного аналитического отчета, выражаясь языком современной науки, является результат вербальной дея­тельности специально собравшейся группы людей, а проще говоря — выступления, доклады, речи участников всевозможных собра­ний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т. п. Этот же пред­мет может быть отображен журналистом и в жанре заметки, репор­тажа, корреспонденции, информационного отчета присущими этим жанрам способами, языком и пр. Но данное обстоятельство отнюдь не мешает вести речь об аналитическом отчете как о само­стоятельном жанре журналистики. Он отличается от других жанров рядом признаков. Так, если в публикациях информационных жан­ров главным образом констатируют ход собрания, конференции, сообщают, кто выступил, что сказал (или даже показывают, как ска­зал и как это было воспринято аудиторией), то есть отображают внешнюю сторону предмета, то аналитический отчет “берет” в предмете другое, а именно — отображает внутреннюю связь выступлений, докладов, речей.

Цель информационного отчета — проинформировать аудиторию о ходе собрания, конференции и т. д. Цель аналитического отчета — показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И уже исходя из такого со­отнесения, дать оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны.

Иными словами, выступления участников предстают как бы “мостиком” для переключения внимания аудитории данного СМИ с конкретного съезда, собрания, конференции на то, что происхо­дит в жизни самой аудитории. Такой переход помогает уже самим читателям, слушателям, зрителям судить об описываемом съезде или собрании, об отдельных его участниках с позиции тех реальных проблем, ситуаций, процессов, в которые включены сами эти чита­тели, слушатели, зрители.

При этом автор аналитического отчета может, в отличие от авто­ра информационного отчета, не ставить перед собой цель сообщить о всех выступлениях или выступивших, но сконцентрировать вни­мание на некоторых из них, наиболее интересных с точки зрения взаимосвязи речей с реальными делами, которую он анализирует. Отбор может производиться, например, на основе тематического единства ряда выступлений. И в этом случае автор получает возмож­ность рассмотреть какую-то одну сторону актуальной действитель­ности с позиций разных докладчиков. Он может сосредоточить вни­мание на каком-то одном, наиболее значительном выступлении и с его позиций рассмотреть разные проблемы реальной жизни. В любом случае анализ выходит за рамки прозвучавших выступле­ний. Однако это не может восприниматься автором аналитического отчета как повод для искажения содержания и формы выступлений участников. Он может трактовать, интерпретировать, объяснять эти выступления, но это должно быть сделано так, чтобы аудитория легко смогла отличить, мысли самого автора от мыслей, прозвучав­ших в выступлениях участников форума, и представить себе объек­тивную картину происходившего.

В зависимости от сложившейся реальной ситуации, реальной проблемы, реального процесса, с которым соотносятся выступления участников форума, журналист может сосредоточить свое внимание в аналитическом отчете либо на объяснении причин данной ситуации, проблемы, процесса, либо на оценке их актуального состояния, либо на прогнозе их развития, либо на плане, программе действий в связи с ними. В соответствии с этим, он будет обращать внимание либо на объяснения, либо на предложения, содержащиеся в выступлениях и относящиеся к обсуждаемым проблемам, ситуациям, процессам, про­исходящим в реальности. Это в значительной степени и определит вид аналитического отчета — будет ли это отчет-объяснение, отчет-оценка или отчет-программа.
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

Журналисты российской прессы понятие “корреспонденция” употребляли уже в XVIII веке. Однако надо иметь в виду, что доста­точно долго корреспонденциями называли любые публикации на страницах газет, журналов (заметки, письма читателей, отчеты и т. д.). Лишь в конце XIX века это понятие стало связываться с опре­деленным жанром. Сущность этого жара становится понятной в ре­зультате выявления особенностей публикаций, “подводимых” под него. Предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, информационным жанрам, как репортаж, отчет, информационная корреспонденция. Однако аналитическая корреспонденция отличается от названных жанров другими жанрообразующими факторами. Например, цель репортажа — дать на­глядное, “живое” отображение “предметного” события (поэтому ре­портер использует главным образом при сборе материала метод на­блюдения: нет наблюдения — нет репортажа). Цель отчета ~ точно отобразить “информационное событие” (выступления, доклады, отчеты), изложив все происходившее в точной последовательности. Цель информационной корреспонденции — сообщить нечто о “предметном” событии, но используя при этом, в отличие от репор­тажа, не “живое” наблюдение, а в отличие от отчета — не фрагменты выступлений или сообщений, а “свернутый” пересказ происходив­шего. Цели аналитической корреспонденции иные. Она также со­держит в себе сообщение о событии, явлении. Это сообщение может включать в себя и “живое” наблюдение, и фрагменты каких-то выступлений, и “свернутый” пересказ происходившего. Однако само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает представле­ние о событии, предваряющее его истолкование- Именно это истол­кование отличает в первую очередь аналитическую корреспонденцию от репортажа, отчета, информационной корреспонденции. Ис­толкование представляет собой выяснение причин события, явле­ния, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т- д. В силу этого автор аналитической корреспонденции неизбежно использует теоретические методы познания — анализ, синтез, индукцию, дедукцию и другие.

Двусоставность аналитической корреспонденции (сообщение о явлении плюс его истолкование) сближает ее с другим жанром — комментарием. Но между аналитической корреспонденцией и ком­ментарием есть существенное различие. Оно заключается в том, что “первоисточником” сообщения для аудитории о каком-то явлении, событии (которое затем истолковывается) в корреспонденции всегда является автор публикации. Именно он “корреспондирует” с места со­бытия, он впервые сообщает аудитории о том, что произошло. А про­исшедшее событие интерпретирует, опираясь на мнения его участни­ков, свидетелей, свои собственные непосредственные наблюдения. Комментарий же всегда публикуется по следам уже известного данной аудитории события (например, из оперативного информационного сообщения). При этом истолкование события основывается в боль­шей мере на других известных фактах или относительно общих мнени­ях, предположениях, оценках, которые чаще всего высказывает авто­ритетное для аудитории лицо, специалист-эксперт.

Аналитическая корреспонденция отличается также и от статьи. Цель статьи — обосновать суждение (суждения) по поводу какого-то общезначимого явления, процесса, ситуации, имеющих место в жизни общества, в каких-то сферах деятельности. Причем такие события, процессы, ситуации как правило имеют большие последствия для об­щества, отдельных социальных групп. Поэтому предметом статьи яв­ляются не отдельные факты (события), а те закономерные причинно-следственные отношения, которые порождают такие (обычно одно­родные) факты, события. В ходе доказательного рассуждения автор как раз и устанавливает связи между отдельными фактами, возникши­ми на “поверхности” жизни, событиями, явлениями и теми законо­мерностями, теми причинами, которые их порождают и которые скрыты от прямого наблюдения. При этом приводимые факты, обсуж­даемые события, явления служат аргументами в пользу общего сужде­ния об их причинах, о закономерностях, их породивших.

В аналитической же корреспонденции, речь как правило идет о каком-то одном событии. Оно всесторонне обсуждается, выявляют­ся его качества, ему выносится оценка, прогнозируется его разви­тие, указываются его причины. То есть центральным предметом аналитической корреспонденции является один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат “вспомога­тельным” материалом для его всестороннего освещения. Назван­ные обстоятельства четко разграничивают жанр аналитической корреспонденции и жанр статьи. Присущие аналитической коррес­понденции характерные признаки отличают ее и от других жанров.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»