Цель и направления анализа событий
Анализ события производится в первую очередь для того, чтобы определить его причины, значимость, актуальность и возможные следствия. Анализ события требует конкретной информации о таких его «составных частях», как участники события, их действия, мысли, мотивы, условия, в которых оно протекало, и т.д. Эту информацию журналисты получают с помощью системы вопросов, развернутых в первую очередь по следующим направлениям.
Описание события
Говоря об описании события как начале его анализа, мы имеем в виду не элементарную фиксацию какого-то факта путем ответа на известные вопросы: «что?», «где?», «когда?». Подобная фиксация явлений, событий является главной задачей информационной журналистики, но не аналитической. Хотя в том случае, когда автор собирается проанализировать событие, о котором аудитория еще не знает, он неизбежно начнет свой текст с подобной фиксации происшедшего, ее еще нельзя отнести к аналитическому действию. Другое дело — «зрелое» описание, которое включает в себя группировку журналистом исходных данных, их типологическую характеристику. Описание такого уровня уже может быть определено как начало анализа, как «мостик» к теоретическим суждениям автора.
Данное направление анализа может быть осуществлено в ходе ответа, например, на такие вопросы:
·
Какие группы фактов составляют данное событие?
·
Какими чертами обладает (или обладают) участники события?
·
Какими особенностями отличается место действия?
·
Чем характеризуется время совершения события?
Причем ответы на подобные вопросы журналист должен получить самостоятельно в ходе обработки (интерпретации) исходных эмпирических данных.
Причинно-следственный анализ
Главной целью такого анализа является установление причинно-следственных связей, в которые включено событие, ставшее центральным моментом публикации. Причинно-следственной считается такая связь, которая носит материальный характер и в которой каждое последующее событие порождается каждым предыдущим. Автору также надо помнить, что одно и то же следствие может быть вызвано разными предпосылками или их совокупностью. Поэтому в ходе анализа он должен не просто назвать причину или причины такого события, но и показать, пояснить, каким образом это было установлено, иначе читателя всегда будет беспокоить вопрос: «Почему журналист так решил, может быть, причина в чем-то другом?». А это значит, что у читателя не возникло доверия к тексту, что обычно снижает его эффект. Этому направлению анализа будут соответствовать следующие вопросы.
— Какие явления вообще могли стать причинами данного события?
— Какое явление (из всей совокупности предпосылок) в наибольшей мере способно было стать причиной события?
— Чем подтверждается данное предположение о причине события?
·
Почему оказалось возможным именно это событие (этот результат)?
·
Какое влияние оказало на возникновение события место действия?
·
Как был достигнут результат; какими мерами, путями, усилиями; кто и как способствовал его возникновению (достижению)?
— Какие особенности условий действия?
Оценочный анализ (оценка события)
Под оценочным анализом (оценкой события) понимается установление значимости события для общества в целом, для отдельных социальных групп или же для конкретной аудитории данного СМИ. Этому направлению анализа события будут соответствовать следующие вопросы.
·
Кому выгодно данное событие?
·
Что значит это событие для его участников?
·
Что значит это событие для общества?
·
Что значит это событие для отдельных социальных групп?
·
Что значит это событие для аудитории данного СМИ?
Прогноз развития (модель последствий) события
Каждое событие может повлечь за собой какие-то еще не наступившие последствия. Во многих случаях бывает важно знать заранее, каков характер этих последствий, насколько они могут быть полезны или вредны и т.д. Именно поэтому, анализируя событие, журналист нередко пытается прогнозировать его развитие. При этом он может давать свой собственный прогноз, а может предлагать аудитории прогноз, составленный экспертами, специалистами в данной области. Но в любом случае он может применить для построения прогноза вопросы примерно такого плана.
·
Как будет развиваться событие дальше?
·
Какие последствия этого события возможны для общества?
·
Какие последствия этого события возможны для определенной социальной группы?
·
Какие последствия события возможны для аудитории данного СМИ?
Программа (план)
действия в связи с событием
Журналист не всегда может сформулировать план действий для аудитории, связанный с анализируемым событием. Но если таковой имеется, то можно его изложить. В данном случае ориентиром для его создания могут быть следующие вопросы.
·
Какие действия в связи с данным событием могут (должны) предпринять его участники?
·
Какие права и обязанности имеют участники события в связи с решаемой задачей; какие связи между ними должны быть задействованы?
·
Какие действия в связи с данным событием' могут (должны) предпринять соответствующие государственные учреждения?
·
Какие действия в связи с данным событием могут (должны) предпринять общественные организации?
·
Какие действия в связи с данным событием может (должна) предпринять аудитория данного СМИ?
·
Насколько благоприятны (неблагоприятны) существующие условия для выполнения намеченных действий?
Осуществляя то или иное из описанных выше направлений анализа, автор может воспользоваться не только предложенными вопросами, но и дополнить их перечень своими, что, безусловно, позволит получить более подробное представление о сути события.
Мастерство анализа события
В ходе исследования события в каждом отдельном тексте не обязательно реализуются все возможные направления анализа. Чаще всего журналист выбирает для исследования только те из них, которые представляются ему в данной ситуации наиболее важными или в наименьшей мере известными аудитории. Хотя бывают и тексты, содержащие комплексный (всесторонний) анализ события.
Что и как автор будет исследовать в конкретной публикации, зависит не только от знания им неких общих рекомендаций, но и от его опыта, таланта, мастерства, умения отличить главное от второстепенного. Поэтому ход анализа в том или ином журналистском тексте всегда будет своеобразен.
Посмотрим для примера, как осуществляется анализ в интервью Наталии Гриб «"Чагино" не является источником аварии». Речь идет о том, почему случилось событие, в результате которого в мае 2005 г. без электричества осталась половина Москвы и другие населенные пункты. Чтобы наш разбор был яснее, текст (он приведен полностью) разделим на несколько частей и обозначим каждую часть цифрой. Кроме того, выделим те предложения, в которых обозначены направления проводимого в тексте анализа события.
Что все-таки произошло на подстанции «Чагино»?
23 мая повредились трансформаторы тока, необходимые для работы автотрансформатора напряжением 110 кВ. Помимо того, что трансформаторы старые, их конструкция в принципе не позволяет работать в условиях повышенных температур. 31 °С на улице — это слишком большая нагрузка для трансформатора, ему не хватило охлаждения. Поврежденное оборудование мы немедленно вывели из работы, и началось восстановление. Оно затруднялось тем, что разлетающиеся осколки пробили трубопроводы, подающие воздух для отключения автотрансформатора. Обычно мы рукой выключаем свет, а здесь выключатель мощный, и он регулируется воздухом под давлением 20 атмосфер. Представьте: управляющие трубы посечены и мы не можем выключить трансформаторы. Начали искать и заделывать эти свищи, чтобы поднять давление воздуха. Без него восстановление станции было невозможно.
Почему началось веерное отключение?
·
Версия о том, что подстанция «Чагино» является источником аварии, абсолютно неверна. Подстанция «Чагино» была одним из ряда существенных факторов, которые одномоментно сложились и привели к этой ситуации. Поймите, что подстанция «Чагино» могла быть полностью остановлена, и это не вызвало бы каскадного отключения других подстанций! Работа московской энергосистемы не зависит от того, работает или нет подстанция «Чагино».
·
А правда, что каскадное отключение произошло потому, что потребителей «Чагино» начали переводить на другие подстанции без учета потоков энергии в направлении Калуги и Тулы?
·
Абсолютно верно. Подстанция была повреждена еще ночью, и тогда же ночью информация об этом была передана диспетчерам центрального пульта управления. 24-го повредился автотрансформатор АТ-1 подстанции «Чагино», понижающий напряжение с 500 кВ до 220 кВ и воздушный выключатель 110 кВ на системе трансформатора АТ-2. Отключение этого оборудования привело к тому, что начало падать давление воздуха. Для его повышения нужно было несколько часов. Около 7 часов утра 25 мая, когда было понятно, что все повреждения на оборудовании выявлены, и мы были уверены, что будет все нормально, мы уехали с подстанции.
— И что произошло потом?
— К 10 часам в результате того, что подстанция остановилась, мы вынуждены были остановить оборудование на ТЭЦ-22, ограничить подачу электроэнергии на Московский нефтеперерабатывающий завод, который подпитывался, с одной стороны, ЛЭП напряжением 220 кВ, с другой — 110 кВ. У них оставалось электропитание 110 кВ, но из-за своей внутренней технологической схемы они не могли использовать его везде и приняли решение в целях безопасности остановить завод. Но напряжение у них оставалось, освещение было.
Затем около 11 часов был пик нагрузки: солнце взошло, люди пришли на работу, поставили чайники,
включили кондиционеры, чтобы было прохладно в кабинетах. Выросла нагрузка, и в это время отключаются у нас четыре высоковольтные линии электропередачи на западе Москвы. То есть если что-то происходит на ЛЭП от одной подстанции до другой, то она отключается системой защиты с двух сторон.
Непросто найти причину отключения четырех линий электропередачи. И получилось, что, с одной стороны, нет подстанции 500 кВ, с другой — заблокированы линии 220 кВ. И возникает тяжелейший режим для энергосистемы. В этом режиме должен оперативно срабатывать диспетчерский персонал, принимая необходимые меры по исключению небаланса электромощностей в системе. Но команд не было. В результате понизилось напряжение в целом по энергосистеме — потребители брали энергию, а притока не было. Напряжение упало с 110 кВ до 95 кВ. При таком напряжении энергосистема работать не могла. Мы вынуждены были отключить потребителей. После чего остановились пять электростанций.
·
Как вы подключали все обратно?
·
Если все случилось в 11 часов 25 мая, то уже через три часа мы начали восстанавливать работу энергосистемы, что позволило прекратить дальнейшее каскадное отключение и подключать другие линии. Закончили подключать в 12.15 26 мая.
Возможно ли повторение таких аварий и что сделано, чтобы их не было?
·
Все действительно очень устарело... Давайте я начну со второго вопроса. Работает правительственная комиссия. По результатам работы будут намечены мероприятия по недопущению подобной ситуации впредь. Необходимо выделить средства для приобретения нового оборудования. В инвестпрограмме «Мосэнерго» предусмотрено 3 млрд рублей ежегодно до 2010 г. на модернизацию сетей. Однако это всего лишь 40% от необходимых средств для полноценной модернизации сетевого хозяйства Москвы и области. Нам надо до 60% от того, что мы уже имеем. Кстати, юридически подстанция «Чагино» принадлежит не «Мосэнерго», а компании, которая с 1 апреля выделилась в самостоятельную организацию — Московскую областную электросетевую компанию.
·
И где ей брать теперь деньги? Это же проблема потери управляемости энергосистемы в условиях реформирования.
·
Денежный источник в энергетике один — тариф. Что же касается управляемости, то да, эта проблема существует, но она неизбежна при любом реформировании.
От редакции. Естественно, у других энергослужб может быть своя точка зрения на то, кто больше виноват в развитии энергокризиса. Однако на прошлой неделе пресс-служба РАО «ЕЭС России» сообщила «Власти», что системный оператор Центрального диспетчерского управления РАО "ЕЭС России" пока никаких комментариев прессе не дает».
Итак, первая часть этого текста представляет собой врезку (вводку) — абзац (4 строки), помогающий читателю сориентироваться в теме. Во второй части дано достаточно детальное описание самого анализируемого события (14 строк). Это описание позволяет увидеть наиболее значимые его стороны, которые далее выступают предметом анализа. В третьей части анализируются те причины, которые вызвали аварию (50 строк). В четвертой части предпринята попытка выявить возможность повторения аварии в будущем (прогноз) и изложить план (программу) ее предотвращения (18 строк). В пятой части аудитория предупреждается о том, что текст не несет исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с аварией (5 строк).
Как видим, максимум внимания в публикации уделен выявлению причин события, меньше — плану предотвращения аварий и совсем мало — прогнозу возможности повторения событий в будущем («все действительно очень устарело...»). Подобное распределение внимания журналиста и его собеседника вполне обоснованно: поскольку событие произошло недавно, то аудиторию в первую очередь интересует его причины. Это наиболее важно, актуально в данный момент. Краткость изложения прогноза и плана предотвращения аварии в будущем, полагаем, объясняется тем, что их можно сформулировать по-настоящему лишь на основе тщательного исследования всех обстоятельств и возможностей. Поэтому, если собеседники отложили более глубокий разговор о них на будущее, то это вполне оправданно.
Анализ процесса
Процессы представляют собой вторую группу относительно своеобразных предметов отображения в конкретных журналистских текстах. Уметь видеть, в чем отличие процесса от события, каковы наиболее важные направления исследования процессов, как в каждом отдельном случае можно выбрать наиболее актуальное из этих направлений применительно к ожиданиям той или иной читательской аудитории и творческим возможностям самого автора, безусловно, полезно для начинающих журналистов.
Процесс как предмет познания
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет процесс как «взаимодействие физических и химических сил и происходящее при том движение, перемещение частиц». Подобное «взаимодействие» и «движение» нетрудно увидеть и в действиях отдельных людей или групп. Процесс можно рассматривать как последовательность взаимосвязанных действий, событий. Процесс может быть определен и как динамичное следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи: «если... то...»; «если наступит это, то должно наступить то-то» и т.д. Другими словами, в данном случае процесс выступает как взаимосвязь результатов действий, которые выражают различные степень и состояние выполнения кем-то определенных задач. Взаимодействия и движения, которые интересуют журналистов, отличаются от взаимодействий и
движений физических и химических сил тем, что они имеют социальный характер. Иначе говоря, журналистика рассматривает в первую очередь социальные процессы.
В чем же отличие социального процесса от социального события как предмета отображения в журналистике? Пожалуй, самые главные критерии этого отличия — масштаб времени и Наличие или отсутствие четких границ их протекания. Как мы уже отмечали ранее, событие характеризуется относительно четким началом и завершением, а также относительной кратковременностью протекания (обычно оно происходит в течение нескольких часов, иногда — дней). Начало же и завершение процесса может быть не очень ясным, он может затухать и возобновляться вновь и протекать в течение многих дней, а иногда месяцев и лет, вмещая в себя множество разных событий. Иначе говоря, о событиях в известной мере можно говорить как об элементах социального процесса, выступающего как развертывание во времени того или иного социального явления.
В любом обществе, в том числе и в российском, одновременно протекает огромное множество самых разных процессов. Ряд из них представляют собой так называемые парные социальные процессы. Таковыми, например, являются: «интеграция и дезинтеграция социальной системы; сплочение и конфликты в группе; текучесть и стабильность персонала в организации; эмиграция и иммиграция; усиление социальной однородности общества и социальная дифференциация; занятость и безработица и т.д.»
Подобного рода процессы, в силу своей бесконечной повторяемости, особенно характерны для СМИ в качестве предметов отображения, они являются постоянными объектами их внимания.
Изучение протекающих в обществе процессов (в том числе и средствами журналистики) необходимо в силу того, что они могут приводить к определенным изменениям в жизни людей, как желательным, так и нежелательным. Зная суть того или иного процесса, можно предпринять необходимые меры либо для его предотвращения, либо для его усиления, закрепления.