| ||||||
|
| |||||
Тема 1.1 Предмет и способ отображения журналистом действительности
Как бы ни была важна объективная констатация фактов, в чем некоторые авторы видят истинное призвание журналистики, только одно -- это не может удовлетворить современного читателя. Аналитическая журналистика была, есть и будет составной частью специфического познания действительности. Именно аналитическая журналистика дает аудитории возможность проследить за тем, что является причиной того или иного явления, каковы перспективы его развития какова его ценность для людей, какие пути решения проблемы возможны и почему, позволяет сравнить размышления автора со своими и сделать определенный вывод. По-настоящему овладеть мастерством аналитической журналистики можно, лишь практически занимаясь ею. Употребляя в данной работе термины «анализ», «аналитический», «анализировать», мы понимаем их в основном как синонимы понятия «исследование». Тем самым мы отдаем дань традиционно используемым в практике и теории журналистики словосочетаниям: «аналитическая журналистика», «журналистский анализ», «аналитический текст» и т.п., призванным отграничить известный вид, раздел журналистики от других ее видов, разделов - информационной и художественно-публицистической журналистики. Аналитическая журналистика, или журналистика «второго уровня», -основное наполнение качественной прессы. Тому, кто готовит аналитическую публикацию, мало способностей, умения, достаточных для выполнения роли журналиста-информатора. Не случайно во многих зарубежных СМИ введено четкое разделение труда репортеров и комментаторов. Репортеру (журналисту-информатору) вменяется в обязанность только искать и доставлять в редакцию факты. Право же их трактовать предоставляется комментаторам -- журналистам-аналитикам, имеющим специальную подготовку в данной сфере (экономике, юриспруденции, медицине, искусстве и т.д.), или ученым, практикам-специалистам, работающим в данной предметной области.
Журналист-аналитик должен обладать соответствующим складом мышления, умением не только и не столько фиксировать очевидное, но и видеть невидимое -- связи, существующие между различными явлениями, определять их причины, оценивать их значимость, прогнозировать их развитие. Кроме «общемыслительных» способностей, журналист-аналитик должен обладать и специальными знаниями в той области, к которой относится предмет его журналистского выступления. Поэтому ему желательно иметь не только журналистское, но и специальное образование. Сущность журналистской деятельности как одного из средств развития общественного процесса особенно заметно проявляется именно в аналитическом способе отображения реальности. Этот способ -- основа комментария, статьи, определенных видов интервью, корреспонденции, отчета, письма, обозрения, обзора, рецензии и ряда других жанров. Интерпретация, объяснение, разъяснение, обсуждение, полемика -- главное поле журналистской работы, в которой используются аналитические способы отображения действительности. Применяя их, журналист дает ответы на разные вопросы социальной жизни, рассматривает актуальные события, обосновывает спорные точки зрения, обсуждает проблемы и тем самым способствует осмыслению современных процессов, ситуаций. Аналитический способ отображения действительности (как и все другие) характеризуется прежде всего с целевой, предметной, методической сторон. Аналитика представляет собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании таких материалов журналист проводит анализ и синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации. При обработке данных используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т. д.). Анализ — мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств. Для аналитической журналистики характерно пояснение причин, условия, развития событии, изменения ситуации, основании, мотивов, выяснение тенденции, обоснование различных точек зрения и идей. Факты необходимо изучать во взаимосвязи с другими. Журналистское исследование помогает аудитории разобраться во взаимосвязях актуальных действий через вход самого познания. При создании аналитических текстов используются различные операции: - сравнения, - оценка, - детализация(подчеркивание важных подробностей), - предсказание(анонсы будущих процессов и тенденций), - обобщения(установление общего). Во многом способы отображения действительности зависят от жанра. Аналитические жанры предполагают не только серьезное и глубокое содержание, но и большее разнообразие языковых средств, более высокий уровень владения стилистическими средствами языка. Аналитический отчет. Его предметом является результат публичного общения людей на собраниях, заседаниях, съездах. Аналитический отчет отличается от информационного целью - она состоит не в сообщении о ходе собрания, а в том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку данным выступлениям. Объективность аналитического отчета во многом зависит от избираемых языковых средств. В некоторых отчетах в зависимости от симпатии журналиста съезд одной из партий может быть описан как очень плодотворный, открывший новые перспективы перед всем обществом, а другой съезд - как традиционный, не принесший ничего нового, повторивший уже известное. Язык аналитического отчета характеризуется обилием политологических и экономических терминов, содержащихся как в изложении речей участников собрания, так и в комментариях. Аналитическая корреспонденция представляет собой жанр, похожий и на отчет, и на репортаж, но имеет особую цель - сообщение о событии и его истолкование. Это сообщение может включать в себя "живое" наблюдение, фрагменты выступлений, "свернутый" пересказ происходившего. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, прогнозирование его развития. В центре внимания текстов этого жанра находится один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным материалом для его всестороннего освещения. Этим аналитическая корреспонденция отличается от статьи, где цель иная - обосновать суждение по поводу какого-то общезначимого явления. Аналитический опрос имеет сходные черты с информационным, но отличается характером вопросов. Он посвящен важным политическим темам, событиям экономической, культурной жизни. Это может быть выяснение мнения известных артистов по поводу новой пьесы и т.п. Здесь журналист должен сформулировать вопрос, предполагающий развернутый ответ. Беседа иногда отождествляется с интервью, поскольку имеет значительное сходство с ним, прежде всего - по двусоставности текста. В обоих случаях есть обмен мыслями, репликами. Различие этих жанров состоит в роли журналиста. В интервью журналист только задает вопросы и основное содержание публикации определяется ответами на них. В беседе журналист является равноправным партнером по коммуникативному акту, а значит, и создателем содержания будущего текста. Комментарий может быть как методом, так и жанром журналистики. Как метод он применяется во всех формах публикаций. Как жанр комментарий выделился из краткого аналитического сообщения типа корреспонденции в начале XX в. В комментарии содержится реакция на новое явление, активно обрисовываются проблемы, раскрываются взаимосвязи обнаруженного предмета. Рецензия - жанр, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. Суть жанра - выявить отношение рецензента к произведению и увидеть в нем то, что не заметно непосвященному. Это требует от журналиста глубоких познаний в определенной сфере искусства. От других жанров рецензия отличается тем, что рассматривает не явления реальной действительности, а информационные явления - книги, фильмы, телепередачи. Статья является главным жанром аналитической журналистики. Статья дает подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, опирается на самые различные методы работы журналиста, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие, самостоятельные размышления. Статья может иметь различные жанровые разновидности. Общеисследовательская статья анализирует широкие, общезначимые вопросы. Практико-аналитическая статья обращена к актуальным повседневным проблемам промышленности, сельского хозяйства, образования и т.д. Полемическая статьяпредставляет собой выступление с критикой взглядов политических оппонентов, представителей иной научной школы. При написании статьи важна доказательность доводов, подбор серьезных фактов. Серьезность фактов состоит в надежности их источников и достаточности факта для выведения широких заключений. Важным требованием к автору полемической статьи является требование сочетать логические доводы с эмоциональными средствами речи, разграничивать факты и мнения. Журналистское расследование выделяется среди других жанров своим предметом. В центре его - заметное негативное явление (громкое преступление, чрезвычайное происшествие, напряженная обстановка в каком-либо регионе или на предприятии). Здесь обсуждаться должны общественно-значимые факты, а не обстоятельства личной жизни. Корректными должны быть как вопросы, так и ответы на них. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |