КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА И ИНФОРМАТИКИ ДГУ

 

Тема 1. Проблемы общей части информационного права

  1. Предмет, методы и система информационного права

 В информационном праве информацию следует определять, как основной объект, по поводу которого или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом. В статье 2 ФЗ №149 от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В статье 5. данного закона информация рассматривается как объект правовых отношений следующим образом:

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Традиционно отрасли права выделяют по единству предмета и метода правового регулирования. Но это единство характерно не для всех отраслей права. Возникают новые отрасли права (экономическое, космическое и другие), которые обособляются пока что больше по своему предмету, а метод регулирования для этих отношений может еще вырабатываться, может быть смешанным или вообще не иметь четкого содержания. Это можно отнести к информационному праву как новой отрасли российского права.

Предмет информационного права составляют отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим законодательством придано значение информационных (отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации; отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности).

Из специфики предмета информационного права вытекает его метод совокупность способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. Особенности метода проявляются в правовом положении субъектов, форме и содержании правоотношений, в юридическом инструментарии, используемом при воздействии на общественные отношения. В предмет информационного права входит:

• изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права;

• исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями российского права;

• изучение особенностей и юридических свойств информационных объектов, по поводу которых возникают информационные отношения;

• исследование и разработка принципов информационного права, особенностей применения методов правового регулирования информационных отношений;

• изучение источников информационного права;

• исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления;

• изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и меры ответственности;

• систематизация и кодификация информационно-правовых норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права;

• исследование информационных технологий и средств их обеспечения;

• изучение и разработка средств и механизмов информационной безопасности.

Основными объектами информационных отношений выступает информация, обособленная от ее производителей (обладателей) и способная находиться в самостоятельном обороте (свободно передаваться или распространяться от производителя к обладателю и к потребителям информации), а также информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения.

Метод информационного права – приемы и способы, с помощью которых исследуется предмет права. При изучении информационного права применяются различные – как традиционные, так и нетрадиционные – для правовой науки методы. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений.

При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Среди основных методов информационного права можно выделить следующие.

1. Формально-догматический метод. Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие процедуры, как описание и анализ информационно-правовых норм и правоотношений, их толкование, классификация и систематизация явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов.

В результате применения формально-догматического метода знания об информационном праве приводятся в систему, получают определенную, четкую форму их представления, удобную для их запоминания и последующего изучения.

2. Метод сравнительного правового исследования основан на сопоставлении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т. п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т. п.) с целью выявления общих и отличительных характеристик таких элементов.

3. Метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационного права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права.

4. Метод социологического исследования может применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предписаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений.

Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Именно в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фактический материал, который невозможно получить иным способом.

Большое значение имеют приемы статистической обработки собранного материала, применение которых позволяет выявлять особенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе информационного права.

5. Методы алгоритмизации и моделирования активно применяются для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъектов информационных правоотношений.

6. Метод системного подхода может применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, его элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном полном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов решения задачи исследования.

Под методом правового регулирования в информационном праве понимается совокупность приемов и способов воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Являясь комплексной отраслью, информационное право использует методы различных отраслей права. Их условно можно разделить на императивные и диспозитивные.

В правовом регулировании применяются два взаимно противоположных базовых метода. Первый - метод субординации (императивный), когда положение субъектов характеризуется отношениями подчиненности. Регулирование в данном случае осуществляется на властных началах, в юридическом инструментарии преобладают приказы и распоряжения, а основными способами воздействия на отношения (способами регулирования) являются запреты и позитивные обязывания.

Императивные методы основаны на неравенстве участников правоотношений, установлении жесткой модели их поведения. К ним относятся метод предписания и метод запрета.

Метод предписания возлагает на участников общественных отношений юридическую обязанность действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы.

Метод запрета предполагает возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой.

Императивные методы регулирования информационных отношений применяются в информационном праве: при закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по созданию и распространению информации; при регулировании информационных отношений в области массовой (публичной) информации; при установлении порядка образования и применения государственных информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида; при формировании и реализации соответствующими государственными структурами политики по формированию и развитию информационного общества; при осуществлении деятельности, связанной с государственной регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем; при регулировании информационных отношений в области информационной безопасности, включая государственную, коммерческую, банковскую и другие виды тайн; при решении органами государственной власти задач в области лицензирования отдельных видов деятельности, сертификации продуктов и услуг в информационной сфере; другие виды деятельности государственных органов и их должностных лиц в рассматриваемой области.

Второй - метод координации (диспозитивный), который строится на основе равенства участников правоотношений и их автономии. В юридическом инструментарии этого метода преобладают соглашения, а среди способов регулирования ведущую роль играют дозволения. Диспозитивные методы базируются на равноправии участников правоотношений, их возможности самостоятельно выбирать варианты возможного поведения. К таким методам относятся метод дозволения, метод согласования и метод рекомендаций.

Метод дозволения заключается в разрешении участникам общественных отношений по своему усмотрению совершать те или иные юридически значимые действия либо воздерживаться от их совершения.

Метод согласования применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения между ними консенсуса.

Метод рекомендаций используется для указания предпочтительной модели поведения участников информационных отношений.

Таким образом, в информационном праве проявляются оба базовых метода правового регулирования. При этом может иметь место их специфическое сочетание, которое дополняется конкретными методами правового воздействия и особым правовым инструментарием.

Один из ведущих специалистов информационного права М.А. Федотов утверждает, что «мы находимся на пороге появления нового метода правового регулирования. Этот метод правового регулирования будет связан с функционированием права в телекоммуникационных сетях, с использованием новых информационных и коммуникационных технологий. Традиционные представления о методах правового регулирования, которые позволяют нам вычленять, традиционные отрасли права, как-то административное право, гражданское право, конституционное (или государственное) право, уголовно-процессуальное право и т.д., применить в данном случае мы не сможем.

Но если представить, что телекоммуникационные сети типа Интернета — это не просто новое средство коммуникации, а новая сфера обитания человеческой цивилизации, новая сфера человеческой активности и новая сфера применения права, то мы поймем, что информационное право будет иметь свой особый метод правового регулирования, ибо он в первую очередь будет осуществляться в телекоммуникационных сетях, в киберпространстве. Иными словами, человек будет не просто пользоваться телекоммуникационными сетями, он будет вступать в правовые отношения, испытывать на себе правовое регулирование через телекоммуникационные сети, внутри телекоммуникационных сетей».

 2.    Правовое регулирование информационных отношений

 

В юридической науке нет общепризнанного определения информационного правоотношения (ИПО), его содержания и структуры.

Так, В. А. Копылов понимает под информационным правоотношением «урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой»[1].

М. М. Рассолов дает предельно обобщенное определение информационно-правовым отношениям, считая, что к таковым «относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах информационного права и регулируются им»[2].

А. А. Стрельцов вообще игнорирует категорию правоотношения и утверждает, что «регулируемые правом общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов с целью удовлетворения их интересов в обладании необходимой информацией, в передаче части имеющейся информации другим субъектам, а также в сохранении в неизвестности оставшейся части информации» - это не информационные правоотношения, а «информационные отношения»[3].

Нормы информационного права регулируют наиболее важные, принципиальные группы общественных отношений, которые имеют существенное значение для интересов государства, общества и личности. Это прежде всего отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации. Не всякое общественное отношение, сложившееся в связи с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации, выступает в форме информационного правоотношения. Причинами тому являются, во-первых, нецелесообразность правового вмешательства в отдельные сферы жизнедеятельности и, во-вторых, невозможность внешнего контроля за исполнением тех либо иных нормативных предписаний в силу специфики объекта регулирования. Например, невозможно урегулировать нормами права процесс творчества, установить порядок создания произведения или запретить с положительным эффектом распространение анекдотов.

В форме информационных правоотношений выступают те реальные общественные отношения, которые урегулированы нормами информационного законодательства либо искусственно сформировались в результате такого регулирования.

Следовательно, информационное правоотношение в широком смысле есть реальное общественное отношение, урегулированное нормами информационного права.

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений;

в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения;

г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

Под субъектами информационных правоотношений понимаются физические и юридические лица, а также публичные образования, являющиеся носителями предусмотренных информационным законодательством прав и обязанностей.

Под объектами информационных правоотношений понимаюм блага, существующие в формах информации, документированной информации и информационных систем, по поводу которых возникает и осуществляется деятельность участников этих правоотношений. При этом информация является благом особого рода, а документированная информация и информационные системы  - благами материальными.

В информационном праве в зависимости от функций права различаются регулятивные и охранительные информационные правоотношения.

Регулятивные ИПО связаны с дозволенной деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации. Например, правоотношения, складывающиеся в связи с доступом физических и юридических лиц к информации (ст. 8 ФЗ №149). Данные правоотношения возникают из правомерных действий лиц, участвующих в процессе доступа.

Охранительные ИПО возникают в связи с совершенными правонарушениями. Так, за воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации, виновные лица несут ответственность, согласно ст. 13.16 КоАП. Данные правоотношения возникают тогда, когда имеют место незаконные ограничения прав средств массовой информации.

В зависимости от содержания  информационные правоотношения дифференцируют на материальные и процедурные информационные правоотношения.

Материальные ИПО складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Примерами подобного рода правоотношений могут служить отношения, возникшие в результате реализации журналистом права быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации (ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации») либо в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Процедурные ИПО складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения или прекращения. Например, при оформлении граждан на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (раздел 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне).

В зависимости от структуры связи между субъектами информационных правоотношений они делятся на абсолютные и относительные.

В абсолютных ИПО управомоченному субъекту противостоит неопределенное количество пассивно обязанных лиц, которые не вправе чинить никаких препятствий в реализации юридических возможностей управомоченного.

        Примером абсолютного информационного правоотношения может служить правоотношение, складывающееся между обладателем секрета производства, наделенного исключительным правом на его использование и третьими лицами (п. 1 ст. 1466 ГК РФ, п.1 ст. 1229 ГК РФ).

Что касается абсолютных правоотношений собственности, возникающих по поводу информационных ресурсов, то их нельзя отнести к информационным в силу прямого указания законодателя, содержащегося в п. 5 ст. 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с указанным пунктом право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

В относительных ИПО управомоченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поименованные лица. Таковы, например, отношения между работником и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных работника (гл. 14 Трудового кодекса РФ).

Классификация информационных правоотношений может проводится на основе анализа поведения субъектов в информационных процессах в информационной сфере. Инфосфера может быть разделена на предметные области, в которых и возникают информационные правоотношения между субъектами, при осуществлении информационных процессов с различными  видами  информации. Основными группами информационных правоотношений здесь выступают:

-      информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;

-      информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;

-      информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения;

-      информационные правоотношения, возникающие при создании средств и механизмов информационной безопасности.

Наибольший интерес представляет классификация по значимости и информационной природе информационных правоот­ношений в инфосфере, где основными типами являются:      

-      отраслевые информационные правоотношения, регу­лирующиеся исключительно нормами информацион­ного права;

-      межотраслевые информационные право­отношения, регулирующиеся комплексом норм инфор­мационного и других отраслей права;

-      смежные ин­формационные правоотношения, регулирующиеся нормами других отраслей права, которые могут входить в информационное право только в части, касающейся непосредственно информационно-правового режима.

Отраслевые информационные правоотношения возникают в области:

-      обеспечения информационной безопасно­сти личности, общества и государства и соответ­ствующей привилегированной содержательной информации, необходимой для удовлетворения ин­формационных потребностей жизнедеятельности (функционирования), развития и обучения — подо­трасль «право информационной безопасности» (включая институт информационных прав и свобод, институт тайны, институт охраны права на частную информационную деятельность и др.);

-         массовой информации — подотрасль «медиаправо» или «право массовой информации» (вклю­чая институт свободы массовой информации, ин­ститут прав телерадиовещателей и др.);

-      средств автоматизации (включая автоматизи­рованные информационные системы), электронно-вычислительной техники и соответствующей машин­ной или компьютерной информации — подотрасль «компьютерное право» (включая институты элек­тронного документооборота, электронной под­писи, программно-математического обеспечения и др.);                                       

-        средств телематики (включая глобальные те­лематические (информационно-компьютерные телекоммуникационые) сети типа сетей Интернет, Релком, Ситек, Sedab, Remart и др.) и соответству­ющей многоаспектной электронно-цифровой ин­формации — подотрасль «интернет-право» (вклю­чая институты телекоммуникаций, связи, доменных имен и др.).

Межотраслевые информационные право­отношения (информационно-имущественные, информационно-неимуществен­ные, информационно-хозяйственные, информационно-производственные и др.) возникают в области интеллектуальной собственности (включая промышленную собственность), собствен­ности на информационные ресурсы, компьютерной преступности, правовой информатизации и др.

Смежные информационные правоотношения возникают в области ис­пользования информационных средств и ресур­сов, в области культуры, библиотечного дела, ар­хивов и др.

Таким образом, информационные правоотношения в иных сферах, в частности эко­номической, политической, социальной, экологической, брачно-семейной, трудовой, нрав­ственной и др., не входят в предмет инфор­мационного права и являются средством решения правовых задач соответствующих отраслей.

3.    Нормы и источники информационного права

 

Нормы информационного права, как и нормы любой другой отрасли права, представляют собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного (требуемого), возможного или дозволенного поведения, установленную или санкционированную государством и охраняемую специальными государственными средствами функцию регулятора общественных отношений. Но от норм других отраслей права они отличаются тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав (главным образом свобод) и обязанностей субъектов в связи с осуществлением информационных процессов при обращении информации.

Информационно-правовая норма - это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и обязанностей субъектов и осуществлением информационных процессов при обращении информации (процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации).

Перед нормами информационного права стоят следующие задачи:

- упорядочение различных компонентов информационной сферы;

- классификация объектов информационной сферы;

- закрепление научно обоснованных и наиболее целесообразных взаимоотношений между субъектами и объектами в информационной сфере;

- регламентация различных информационных процессов, взаимодействий субъектов обращения информации.

Правовое регулирование в информационной сфере не только обеспечивается доброй волей субъектов информационного права (участников информационных правоотношений), но и имеет государственный характер, поэтому исполнение, использование, соблюдение и применение правил, определяемых нормами информационного права, гарантируются в случае необходимости мерами государственного принуждения.

Сама цель норм информационного права предопределяет добровольное их соблюдение большинством субъектов информационного права. Принуждение применяется в случае неисполнения или нарушения требований информационно-правовой нормы.

Информационно-правовая норма, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов. Информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

 

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими информационно-правовые отношения.

Например, порядок получения гражданином информации о состоянии окружающей среды от компетентных государственных органов обязывает уполномоченный на то орган предоставлять достоверную информацию.

Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.

Диспозиция - правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в информационно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений. Диспозиции, в которых формулируются одновременно и права и обязанности, в нормах информационного права встречаются относительно редко.

Санкция содержит указание на меры воздействия со стороны государства, применяемые к правонарушителю. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба и других факторов правонарушителя могут привлечь к гражданско-правовой, административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

Информационно-правовые нормы по различным основаниям могут классифицироваться на определенные виды. Наиболее полно выявить характерные черты норм информационного права и их юридические свойства позволяет классификация их по следующим основаниям:

В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений. Здесь действуют две группы норм — диспозитивные и императивные.

Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это — достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации. Диспозитивные информационно-правовые нормы имеют свою специфику, определяемую особенностями и юридическими свойствами информации и информационных объектов, что отличает их от других норм диспозитивного характера.

Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнения этими органами своей компетенции в этой части. Устанавливают функции и компетенцию органов государственной власти в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и других подобных информационных систем органов местного самоуправления. Обеспечивают регулирование отношений по поводу ответственности за правонарушения в информационной сфере. В эту группу входят также нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных, установление государственной политики в информационной сфере, защиту прав потребителей информации в информационной сфере и другие аналогичные нормы.

Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):

нормы федерального уровня и действия;

нормы субъектов Российской Федерации;

нормы органов местного самоуправления.

По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:

общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению ими конституционных обязанностей по предоставлению информации потребителям;

межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют НПА информационного законодательства, которые ныне активно развиваются.

Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере может быть достигнута только в том случае, если совокупность информационно-правовых норм актов информационного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных правоотношений применительно ко всем возможным объектам информационных правоотношений и субъектам, действующим в информационной сфере. Поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридического лица, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам НПА), так и по горизонтали (по отраслям законодательства).

  «Вертикальная» структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа «верховенства закона»: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов.

«Горизонталь» структуры информационного законодательства выстраивается исходя их того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных актов по проблемам информации и информатизации, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направлении свидетельствуют, что информационное законодательство – это комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

  В целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами гос. власти, органами прокуратуры РФ и органами местного самоуправления Указом Президента от 15 марта 2000 г. №511 «О Классификаторе правовых актов» утвержден «Классификатор правовых актов». Приводим разделы этого Классификатора по вопросам информационного законодательства.

 

РАЗДЕЛ 120.000.000 Информация и информатизация

 

120.010.000  Общие положения в сфере информации и информатизации

120.020.000  Управление в сфере информации и информатизации

(см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

120.030.000  Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами

120.030.010 Общие положения

120.030.020 Документирование информации. Делопроизводство

120.030.030 Обязательный экземпляр документов

120.030.040 Архивный фонд. Архивы (см. также 200.030.040)

120.030.050 Информационные ресурсы по  категориям  доступа 

(см. также 030.130.060, 160.030.040)

120.030.060 Информация о гражданах (персональные данные)

120.030.070 Правовая информация

120.030.080 Предоставление информации.   Информационные   услуги

 (см. также 080.120.070, 110.010.050)

120.040.000 Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

120.040.010 Информатизация

120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

120.050.000 Средства массовой информации (см. 130.040.000)

120.060.000 Реклама

120.070.000 Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации (см. также 160.040.030)

В этом Классификаторе пока еще информационное законодательство систематизировано не полностью. Здесь отсутствуют связи с разделами гражданского права (раздел 030.000.000), аккумулирующими акты, посвященные интеллектуальной собственности.

Расширенная структура информационного законодательства отражает как его реальное состояние,       так и соображения по развитию этого законодательства в направлении постепенного перехода к кодифицированному акту в информационной сфере – Информационному кодексу РФ.

Эту структуру можно представить следующим образом:

1)         Информационно-правовые нормы международного законодательства.

2)         Информационно-правовые нормы Конституции РФ.

3)         Нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства.

4)         Отрасли законодательства, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы:

- конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственной структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации);

- гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения) (в стадии формирования);

- законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях) (в стадии формирования);

- законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей при работе в сетях) (в стадии формирования);

- законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).

Система информационного законодательства в информационной сфере должна строиться на основе соблюдения международных и конституционных норм об информационных правах, поскольку права и свободы человека и гражданина имеют высшую ценность.

Среди международно-правовых стандартов в сфере регулирования информационных отношений в первую очередь необходимо отметить:

1.         Всеобщая декларацию прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной ассамблеей ООН, которой установлено право каждого человека на свободу убеждений, мысли, совести, право на образование, а также право на свободное выражение этих убеждений и право искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от государственных границ.

2.         Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

3.         Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года. В указанных актах установлено, что свобода получения и распространения информации реализуется без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ и распространяется на всякого рода информацию.

4.         Документы  Комитета Министров Совета Европы –

а) Рекомендация “О доступе к официальной информации, находящейся в распоряжении государственных органов” 1981 года и ее новая редакция “О доступе к официальным документам” 2002 года, которая  была принята по результатам многолетней работы международной группы экспертов Совета Европы по доступу к официальной информации (DH-S-AC).

б) Рекомендация “О мерах по обеспечению транспарентности средств массовой информации” 1994 года, в которой  вполне обоснованно прописывается особый правовой режим “прозрачности” именно электронных СМИ.

в) Рекомендации от 28 февраля 2001 года, № 2 и № 3, которыми регламентируются вопросы использования правовых информационных систем, предоставления судами информации и оказанию других правовых услуг гражданам с помощью новых технологий, предусмотрена обязанность государства обеспечить доступ к правовой информации в электронной форме, к электронным регистрам в правовой области, в том числе посредством использования сети Интернет, а также автоматизация судебных технологий.

г) Конвенцию о киберпреступности  от 23 ноября 2001 года, нормы которой призваны оказать существенное влияние на различные отрасли права: уголовное, уголовно-процессуальное, авторское, гражданское, информационное. Объектом киберпреступлений в соответствии с указанной Конвенцией является ряд охраняемых нормами права общественных отношений, возникающих при осуществлении производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления компьютерной информации, а также иные отношения, связанные с использованием компьютера, компьютерных систем и сетей.

5.         Окинавская Хартия Глобального информационного общества 2000 года одной из приоритетных задач определяет формирование нормативной правовой базы при построении глобального информационного общества.

6. Хартия открытых данных G8.

Конституция РФ содержит ряд норм, непосредственно связанных с информацией в разных формах: мысль, слово, мнение, почтовые, телеграфные отправления, массовая информация, документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы граждан, федеральная информация; закрепляет содержание права на информацию; устанавливает основные требования к правовой информации, выражаемой в форме законов и иных нормативно-правовых актов, гарантирует защиту личной, семейной тайн, государственной тайны. Основной состав информационно-правовых норм Конституции РФ, закрепляющих основные информационные права и свободы содержится в следующих статьях: ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41-44, ст. 45, ст. 55, ч. 3 ст. 56. Кроме того, Конституция РФ устанавливает порядок подготовки и принятия федеральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия, по существу устанавливает регламент «производства и распространения» таких актов в следующих статьях: ч. 3 ст. 90, ст.102-106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115.

Основу информационного законодательства составляют информационные права и свободы, обеспечение гарантий которых является его основной целью.

Основной объем прав на информацию содержится в ч.4 ст.29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, полу¬чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом...».

Свобода творчества и интеллектуальной деятельности, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, закрепляются в следующих нормах Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ч. 1 ст. 29); «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ч. 1 ст. 44); «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ч. 2 ст. 44). Провозглашается гарантия свободы производства и распростране¬ния массовой информации в ч. 5 ст. 29.

Однако Конституцией РФ устанавливаются и ограничения прав на информацию, а именно в области государственной тайны (ч. 4 ст. 29); личной тайны и защиты персональных данных (ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 29).

Свободный доступ к нормативно-правовым актам РФ, затрагивающим основные права и свободы граждан провозглашен в норме ч. 3 ст. 15 Кон-ституции РФ.

Особое внимание в Конституции РФ обращено на открытость эко-логической информации (ст. 42) и прямо предусматривается ответствен¬ность за сокрытие такой информации (ч. 3 ст. 41), а также защищает общество и каждого гражданина от рас¬пространения вредной, опасной информации (ч. 2 ст. 29).

В целях практической реализации основных положений Конституции РФ в информационной сфере государство в лице его государственных органов должно организовать и проводить информационную политику, направленную на решение всего комплекса вопросов, связанных с вхождением России в информационное общество, формирования и развития в России современной информационной инфраструктуры, совершенствования и развития информационного законодательства как правовой базы информацион¬ного общества, повышения информационно-правовой культуры, пра¬вового образования и воспитания. Должны разрабатываться и реализовываться соответствующие государственные программы по основным направлениям информационной политики.

Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на две группы: акты, «образующие» систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере (Общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами (Особенная часть).

К нормативно-правовым актам, регулирующим правоотношения в информационной сфере относятся следующие: законы РФ «О средствах массовой информации» (1991),  «О государственной тайне» (1993); федеральные законы «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (1994), «Об обязательном экземпляре документов» (1994), «О библиотечном деле» (1994), «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (1994), «О связи» (2003), «Об Архивном деле в Российской Федерации» (2004), «О коммерческой тайне» (2004 г.), «О рекламе» (2006), «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149, «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. N 152, «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262, «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. N 8, «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. N 210,  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2010), «О безопасности» (2010), «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. № 10 ; "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" от 28 декабря 2013 г. N 395, "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" от 26.07.2017 N 187-ФЗ. Также заслуживают внимания Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (1997 г.), глава 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации» (1996 г.), Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (2001 г.), глава 13 КоАП РФ «Административные правонарушения в области связи и информации» (2001 г.), четвертая часть ГК РФ, регулирующая отношения в области авторского и смежных прав, патентного законодательства и законодательства и ноу-хау (секретах производства) (2006 г.), Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (2008 г.), Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (2010 г.), «Доктрина информационной безопасности РФ» (2016), «Стратегия развития информационного общества  в Российской Федерации на 2017 -  2030 годы» (2017), Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (2017).

 Также необходимо отметить, что информационно-правовые нормы Конституции РФ находят свое развитие в законодательстве субъектов РФ. В качестве примера можно привести Конституцию Республики Дагестан, в которой информационным правам и свободам посвящена статья 28. Главной особенностью данной статьи является то, что конституционная норма не только не содержит запрета цензуры, но и вообще не гарантирует свободу массовой информации. В Конституции РД вообще нет ни слова о средствах массовой информации. Остальные элементы, присутствующие в статье 29 федеральной конституции, есть и в статье 28 Конституции Дагестана. Остальные  информационные права и свободы, касающиеся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, чести и доброго имени, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, информации об окружающей среде, права на образование, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания закреплены в следующих статьях: ст. 25, ст. 39, ст. 42-43. Кроме того, Конституция РД устанавливает порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов, условия их применения и действия в следующих статьях: ст. 68-72, ст.79-80, ст. 90, ст. 93. Но на уровне данного субъекта ни принят ни один закон, который бы развивал федеральное информационное законодательство. В основном разрабатываются государственные программы по отдельным направлениям: Государственная программа Республики Дагестан "Комплексная программа информационной безопасности в Республике Дагестан на 2015-2017 годы" (Постановление Правительства Республики Дагестан от 25.11.2014 г. №570); Государственная программа "Развитие средств массовой информации в Республике Дагестан на 2015-2020 годы" (Постановление Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 г. №653), Государственная программа Республики Дагестан "Развитие электронного правительства Республики Дагестан до 2018 года" ( Постановление Правительства Республики Дагестан от 12 сентября 2013 года № 432), Государственная программа «Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан на 2017-2022 годы» (Постановление Правительства Республики Дагестан от 26 января 2017 года N 15),  Государственная программа «Развитие информационного общества в Республике Дагестан» (Постановление Правительства Республики Дагестан от 15 февраля 2018 года N 18).

Существующее информационное законодательство не является совершенным и полным, хотя на сегодняшний день принят целый массив законов и подзаконных актов. Среди актуальных проблем современного состояния системы регулирования информационных отношений, требующих решения, можно выделить следующие:

-      отсутствие четкой иерархии нормативных правовых актов, регулирующих информационные правоотношения, что вызывает их противоречивое толкование и применение данных норм на практике, хотя попытки такого упорядочивания имеются в Классификаторе правовых актов;

-      в разное время принимались законы и подзаконные акты, регулирующие общественные отношения, объектом которых является информация, без согласования понятийного аппарата, они имеют ряд не достаточно корректных терминов, либо вообще не имеют четкого определения своего содержания. Среди них можно отметим такие, как «информация», «конфиденциальная информация» и «тайна», «документ» и «документированная информация», «имущество», «собственность», «владение», «интеллектуальная собственность» и др. Терминологические неточности, разное толкование одинаковых по названию и по форме понятий и категорий приводит к их неоднозначному пониманию и применению на практике;

-      большое количество законов и подзаконных актов в сфере информационных отношений усложняет их поиск, анализ и согласование для практического применения;

-      имеет место расхождение в понимании структуры и состава системы законодательства в сфере информационных отношений и подходы к их формированию. Нередко в отдельных законах в систему законодательства включают нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, что приводит к коллизионности норм, а зачастую и к игнорированию норм закона в пользу норм подзаконного акта;

-      новые правовые акты в сфере общественных информационных отношений нередко не согласованы концептуально с ранее принятыми, что приводит к правовому хаосу;

-      требуется принятие блока новых законодательных актов для  эффективного регулирования информационных отношений, возникающих в кибернетическом пространстве, каким является всемирная сеть Интернет, так как специфика нарождающихся социальных связей не позволяет ограничиться дополнением и изменением к действующему законодательству в рамках традиционных отраслей права;

-      нормы традиционных отраслей права, как, например, гражданское, уголовное, административное, регулирующие правовую организацию, юридическое оформление отношений не меняют своего содержания и сущности при взаимодействии с кибернетическим пространством,  однако в ряде случаев должны быть дополнены с учетом особенностей информационных отношений, связанных с передачей, обменом и иным оборотом информации и информационных ресурсов с помощью компьютерных сетей и средств связи;

-      проблема глобальности и экстерриториальности компьютерных сетей и ограниченной территориальной компетенцией каждого отдельного государства должна быть решена путем совершенствования информационных законодательств большинства стран и активного международного сотрудничества в области использовании и функционировании компьютерных сетей.

4.    Проблемы построения информационного государства

 

Информация занимает центральное место в повседневной жизни каждого гражданина государства и деятельности органов государственной власти.  Информация стала самым главным, а не просто одним из ресурсов государственного управления. Возник даже новый термин - «информационное государство», под которым принято понимать государство нового типа, использующее преимущественно информационные технологии для завоевания и удержания своего господства.

Информационная парадигма в государственном управлении означает, что информация становится главным управленческим ресурсом, а высокие технологии определяют ведущие направления государственного развития. Между тем использование новых информационных технологий чревато опасностями в сфере государственного управления.

Сегодня новая информация применяется для систематических нововведений и новаторства в государственном управлении. Как справедливо отмечает английский социолог Энтони Гидденс (р. 1938), «мы живем в мире, который целиком конституирован через рефлексивно примененное знание, и мы никогда не можем быть уверены, что любой его элемент не будет пересмотрен».

Но, к сожалению, достаточно часто новации становятся серьезным дестабилизирующим фактором политического развития в полном соответствии с библейским предупреждением о «благих намерениях», которыми устлан путь в ад. И, прежде всего это касается непредумышленных последствий нововведений, которые никогда заранее полностью не удается предусмотреть. Именно поэтому синергетика, наука о саморазвитии сложных систем, в эпоху информационной революции становится наиболее актуальной методологией в теории государственного управления.

Синергетический закон эволюционных корреляций утверждает, что каждое структурное, организационное нововведение помимо прямого и планируемого результата приводит к параллельным незапланированным всплескам энтропии (процессов распада) в соседних и промежуточных сферах (достаточно вспомнить социальные последствия непродуманных российских реформ 90-х годов 20 века в сфере экономики и политики: криминализация общества, рост наркомании, коррупции, воровства, падение нравов, доверия к власти и др.).

Еще одной опасностью информационной революции в сфере государственного управления стало то, что более точные и полные знания об объектах управления не приводят к эффективности контроля. Проблема заключается в том, что в информационном обществе мы сталкиваемся с дифференцированностью и власти, и информации. Получение информации осуществляется не единообразно: наиболее значимая информация дифференцируется по специализированным отраслям, при этом информация в разной степени доступна для тех управленческих структур, которые способны поставить её на службу групповым интересам.

Еще одной важной чертой информационного государства становится постепенное преобладание нового принципа организации управленческого пространства по сетевому признаку.

В современном государстве сети начинают внедряться в традиционные иерархические управленческие структуры. При этом сеть как децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев приходит в определенное противоречие с традиционной вертикалью власти, размывая старые управленческие схемы.

Вместе с тем общие потоки информации становятся все более неконтролируемыми; правдивость, точность и корректность сведений практически никем не проверяется, что способно привести к непредсказуемым политическим последствиям. Так, в глобальной Сети сегодня могут оказаться любые политические призывы; ложная информация, способная посеять панику и вызвать неадекватные массовые реакции.

Еще одну проблемную зону будущего информационного государства представляет проблема безопасности общества в условиях постоянно возрастающей угрозы техногенных катастроф, которыми чревато неконтролируемое развитие информационной революции. Складывается парадоксальная ситуация: уже сегодня государство отвечает за последствия того, что не контролирует, - стремительное развитие информационных технологий. Впервые в истории человечества главный источник опасности и рисков коренится не в невежестве, а в самом знании, в системе принятия решений. Непрерывное самовозрастание рисков - техногенных, экологических, экономических, социальных - обратная сторона информационной революции. Сегодня назрело понимание того, что необходима научно обоснованная государственная политика в области развития высоких технологий и страхования техногенных рисков.

На сегодняшний день концепция информационного государства выстраивается через законодательную прерогативу своего непосредственного бытия. Как один из важнейших признаков государства большинство теоретиков государства и права выделяют существование высшего органа законодательной власти, который обладает компетенцией на издание нормативных актов. Укрепление законодательной базы в сфере информации и информационных технологий способствует формированию основ правового государства и нормативной основы информационной безопасности. Нельзя отождествлять процесс информационного обновления и новейшего технического оснащения органов государственной власти (особенно органов судебной власти), с процессом формирования информационного государства.

Информационное государство, возможно, сформировать только при наличии строго определенной Концепции. Приоритетное направление в развитии Концепции информационного государства должно основываться на учете средств федерального бюджета, учете реализации действующих законодательных актов, реализации информационной функции государства.

Формирование информационного государства есть цель, на пути к ней приходится решить ряд задач совершенствования государственного механизма управления информационной сферой, реализации гражданином права на информацию, выработки экономического механизма  государственного регулирования информационной сферы, принятие законодательных актов в сфере информатизации общества, принятия Концепции информационного государства и др.

Представляется возможным говорить о том, что на сегодняшний день не сформированы основы его формирования, не только законодательные акты но также и политический аспект деятельности исполнительной ветви власти способен оказать свое воздействие в деле строительства информационного государства. Информационное государство не является самоцелью, реализация возможна только при правильном управленческом подходе. Необходимо создать условия для реализации полномочий организаций и субъективных прав гражданина, только при этих условиях, возможно, формировать основы становления Концепции информационного государства. При принятии Концепции информационного государства следует исходить из принципов демократизма, конституционности, разделения властей, системности изложения текста Концепции.

5.    Риски и конфликты в информационной сфере

В последнее время вопросам о рисках и конфликтах в правовой сфере стали уделять большое внимание. Ю.А. Тихомиров определяет риск в праве как «вероятное неправомерное отклонение от правовых моделей и законов». Риски выражаются, по его мнению, в шести направлениях:

1) прямое или косвенное нарушение правовых норм;

2) отчуждение граждан от законодательства ввиду низкой правовой культуры и юридической компетентности;

3) ошибки в правовом статусе субъектов права и методах правового регулирования;

4) увеличение количества юридических коллизий;

5) провоцирование конфликта интересов; разрыв системно-правовых связей в правовой системе;

6) нарушение корреляции между способом правового регулирования и мерой отражения экономических, социальных и политических процессов.

Правовой риск он относит к юридическому прогнозированию, имея в виду, что сфера юридического прогнозирования обеспечивает «научное предвидение динамики правовых состояний, т.е. меняющихся целей и уровней правового регулирования. Главное — обеспечить оптимальное правовое воздействие на процессы, происходящие в обществе и государстве, избежать возможных отклонений и добиться высоких конечных результатов». Сущностью риска является отклонение действительных данных от оценки сегодняшнего состояния и прогнозов будущего развития ситуации: при позитивном отклонении неточность расчетов позволяет получить дополнительную от ожидаемой выгоду; негативное отклонение означает шанс наступления неблагоприятных последствий.

Юридическое прогнозирование строится с учетом возможных правовых рисков от совершаемых различными субъектами действий и предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Анализ рисков «позволяет предвидеть как повторяющиеся, так и возможные и неожиданные отклонения от правовых моделей и правовых регуляторов. Диагностика рисков означает использование различных средств отраслей гражданского, административного, финансового, трудового, экологического и других отраслей законодательства. Тем самым появляется возможность как предотвращения правовых рисков, так и минимизации ущерба».

Информационно-правовые риски рассматриваются как разновидность публично-правовых рисков — вероятность юридической деятельности, приводящей к возникновению негативных последствий вследствие принятия, реализации и толкования информационно-правовых предписаний. Авторами была предложена базовая классификация данных рисков. Существенным замечанием является то, что, при исследовании рисков в информационной сфере не следует смешивать риски непосредственно информационные (IT-риски), довольно хорошо изученные в научных направлениях, связанных с информационной безопасностью, и информационно-правовые риски. Последние тесно связаны с IT-рисками, однако лежат в плоскости реализации публично-правовых предписаний.

Важным аспектом в исследовании рисков в праве является определение соотношения рисков, во-первых, нарушающих закон с умыслом или по неосторожности, и во-вторых — по причине несовпадения установок де-юре и де-факто. При втором варианте риск может отражать поиск пробела в праве, отставание правового регулирования от вызовов общества в быстро развивающихся отношениях, например, в области использования информационных и коммуникационных технологий, т.е. событий, совершаемых в информационной сфере развития общества.

Если проанализировать развитие законодательного массива, направленного на регулирование конфликтных ситуаций и связанного с прогнозированием возможного наступления рисков, начиная с присоединения России к Окинавской хартии глобального информационного общества, принятия Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации[6] [7], то можно проследить четкую политику государства, направленную на всестороннюю поддержку развития и распространения интернет-ресурсов. Это подтверждается в таких нормативных правовых актах стратегического характера, как постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе „Электронная Россия (2002—2010 годы)“», распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации „Информационное общество (2011—2020 годы)“». Проследить реакцию законодательства и практики РФ на состояние нарастания рисков в информационной сфере и соответственно реакции информационного права можно на примере двух наиболее острых областей информационных отношений. Это проблемы интернет-отношений и отношений в области состояния правовой информации в целом, особенно на примере законодательства в области противодействия коррупции.

Данные свидетельствуют о том, что информационное законодательство в целом прилагает большие усилия в области развития информационного общества.

Юридически значимым конфликтом является создание ситуации нестабильности в реализации законных прав и интересов граждан, государства, общества, отдельных организаций в их информационной среде, ситуации, снижающей уровень обеспечения безопасности, в том числе ведущей к созданию угроз, рисков и разрушений в самой информационной инфраструктуре или в области прав субъектов – участников информационных отношений и процессов. Конфликты ведут к подрыву значимости информации в процессе развития информационного, гражданского, демократического, социального, устойчивого правового и гуманного общества.

Можно определить границы информационно-правового конфликта. Пространственная граница информационно-правового конфликта является определением территории, на которой происходит конфликт, что имеет огромное значение для выбора адекватной формы воздействия с целью урегулирования внутригруппового, внутригосударственного или международного конфликта. Временная граница конфликта определяет его продолжительность во времени (начало и конец), что имеет значение для квалификации действий участников конфликта и решения вопроса о юридической ответственности.

Субъектная  граница конфликта служит для  определения количества участников в конфликте на момент его начала, расширение данной границы указывает на усложнение структуры конфликта, необходимости поиска иных способов решения конфликта.

Начало информационно-правового конфликта определяется объективными причинами и субъективными признаками поведения одного из субъектов, направленными против другого субъекта конфликта. Таким образом, для признания конфликта начавшимся требуются три условия:

-      один субъект сознательно и активно действует в ущерб другому субъекту конфликта, при этом форма его действия может быть, как информационной, так и правовой;

-      второй субъект (оппонент) осознает, что указанное действие направлено против его интересов;

-      второй субъект предпринимает ответные действия против первого субъекта — только с этого момента можно считать, что конфликт начался.

Следовательно, конфликт отсутствует, если действует только один участник или участниками производятся лишь мысленные действия. Однако существуют некоторые виды информационно-правовых конфликтов, в которых вообще отсутствуют непосредственные участники, а сам конфликт происходит на уровне нормативных определений, так называемых текстуальных конфликтов, порожденных несовершенством законодательной базы и юридической техники. Если социальная ценность текстуальной нормы официального права ниже, то она или не получает правового значения либо с течением времени перестает функционировать, применяться и теряет правовой характер. Разрешение правовых конфликтов возможно, как посредством правовых процедур, так и через социальный выбор между двумя конкурирующими текстами, который становится делом времени.

Правовые конфликты в информационной сфере имеют главнейшую предпосылку в виде несовершенства законодательной базы и отсутствия налаженного правового механизма реализации информационно-правовых норм. Указанные причины, как следствие, порождают информационные правонарушения, возникающие и протекающие в определенном сегменте информационной сферы:

 

1. В сфере производства (создания) информации;

А. Информационно-правовые конфликты обладания информационным ресурсом, системой или объектом (носителем) информации, а именно: определение момента возникновения права собственности на информационный продукт, определение круга субъектов такой собственности.

Б. Информационно-правовые конфликты, опосредованные исключительными правами создателя информационного объекта.

В. Обеспечение правовой защиты конфиденциальной информации, право на тайну, а также обеспечение реализации конституционного права на информацию иных лиц.

2. В сфере нормотворчества (юридические ошибки, коллизия норм).

Сделанные Верховным Судом Российской Федерации обобщения правоприменительной практики констатируют факты ошибок в толковании норм права. Так, Судебная коллегия по гражданским делам отменила решение на основании обнаружения ошибки в толковании норм процессуального права. При его рассмотрении судебная коллегия отметила, что судебные инстанции не обратили на допущенные ошибки внимание, в связи с чем вынесенные постановления не могут быть признаны законными.

3. В сфере потребления информации. Потребление информации включает следующие этапы:

А. Потребность в информации. Данную потребность можно рассматривать в качестве осознания индивидом необходимости получения и использования в практической деятельности, сведений о событиях, фактах, процессах.

Б. Интерес к информации. Желание знать может быть мотивировано как насущными потребностями, так и простым житейским любопытством. Именно благодаря последнему и развивается современное направление Public relations. Интерес чаще всего обусловлен потребностью в информации и представляет собой определенную выборку данным субъектом информации из огромного потока социально-политической информации, функционирующей в данном обществе.

В. Поиск информации. Данный процесс обусловлен возможностями субъекта и правовыми особенностями положения информации. Именно здесь и развиваются самые сложные информационно-правовые конфликты, зачастую получающие криминальную окраску.

Г. Восприятие информации, оценка достоверности, логический и профессиональный анализ, использование для формальных выводов и логических умозаключений, принятие решения. Этот процесс является абсолютно субъективным, и на него оказывает огромное влияние социально-культурный уровень личности, который отражает определенную систему культурных ценностей личности.

4. В сфере распространения информации:

возникают определенные информационные барьеры, как технологические, так и психологические, порождающие информационно-правовые конфликты. Среди технологических барьеров распространения информации могут быть искусственные барьеры (к примеру, распространение сигналов в недозволенной полосе  частот).

Распространение информации по каналам коммуникации нередко связано с таким явлением, как избыточность информации. На данную проблему обращали внимание некоторые ученые, в частности Ю. В. Кудрявцев. Позитивная избыточность информации имеет своей целью оптимизировать весь процесс коммуникации, она используется и СМИ при неоднократном повторении характерных ситуаций для лучшего усвоения их аудиторией, так и часто используется законодателем как прием повышения эффективности восприятия нормативных актов.



 

[1] Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 131.

[2] Рассолов М. М. Информационное право: учеб. пособие. М., 1999. С. 41.

[3] Стрельцов А. А. Содержание информационных отношений // Теоретические проблемы информационного права. М.: ИГП РАН, 2005. С. 36.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»