КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА И ИНФОРМАТИКИ ДГУ

 

Тема 6. Юридическая ответственность за информационные правонарушения

1.              Понятие информационного правонарушения в публичном управлении

 

Признаки информационного правонарушения подразделяются на общие и специальные.

К общим признакам, которыми обладают все правонарушения, относятся общественная опасность, противоправность и виновность.

Общественная опасность — один из самых содержательных признаков правонарушения. Обычно она выражается в количестве вреда, причиненного определенным ценностям личности, общества и государства. Но в информационной сфере вред имеет еще и качественную сторону, поскольку нередко дать количественную оценку информации и информационного ресурса весьма затруднительно. Тем не менее названные признаки (количественный и качественный) позволяют отделять деяния друг от друга по степени опасности. Например, нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ) может рассматриваться и в качестве преступления (нарушение неприкосновенности частной жизни, т.е. незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица — ст. 137 УК РФ) в зависимости от причиненного вреда.

Противоправность выражает абсолютную определенность отнесения проступков к числу правонарушений. Только нарушение установленного в действующем законодательстве запрета создает условие противоправности. Многие информационные проступки не отнесены по этому признаку к информационным правонарушениям. В каждом случае их выявления необходимо обращаться к закону. Например, не всякие действия, связанные со сбором конфиденциальной информации, считаются правонарушениями, а только те, которые прямо запрещены в нормативных правовых актах. За действия, нарушающие установленные законом правила сбора сведений о гражданах (персональных данных), предусмотрена административная ответственность.

Виновность деяния. Этот признак подчеркивает психическое отношение субъекта к нарушению и вызванным им последствиям. Иначе говоря, он выражает отношение лица (юридического лица в административных правонарушениях) к соблюдению закона и установленным запретам в информационной сфере. Законодатель называет две формы вины, согласно которым выделяются умышленные и неосторожные деяния. В информационной сфере нередки совершенные неосторожно нарушения режима обработки информации, которые закон относит к правонарушениям (особенно часто это происходит в сфере информации ограниченного доступа).

Специальные признаки присущи только информационным правонарушениям. Первым таким признаком является особый объект посягательства — информация (вне зависимости от ее формы) и связанные с нею информационные системы — базы данных, средства вычислительной техники и связи, информационные технологии и другие вспомогательные системы сбора, обработки и передачи информации. Эта исключительность объекта посягательства (информация) и позволяет отнести соответствующие правонарушения к разряду информационных. Вторым специальным признаком информационного правонарушения являются специфичные условия его совершения. Как правило, такие условия являются информационной средой обычных общественных отношений. В их состав входят информационно-коммуникационные технические и технологические условия совершения действий, направленных на реализацию прав и удовлетворение интересов, обладание благами (объектами) неинформационной природы. Например, действия, направленные на обладание материальными благами, в том числе вещами, деньгами, совершенные с использованием информационных систем, в том числе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), будут носить информационный характер, поскольку совершаются в условиях информационной среды, которые благоприятствуют достижению цели совершения правонарушения до конца.

 Цель и направленность противоправного деяния — это объект правонарушения. Он очень многообразен и нередко не связан с информационной сферой. Однако, в тех случаях, когда достижение такого результата (объекта) связано с использованием ИКТ, правонарушение будет носить информационный характер. Например, в КоАП РФ названо множество объектов неинформационного характера: права граждан и их здоровье, собственность, окружающая среда и природопользование, предпринимательская деятельность, финансы, таможенное дело, институты государственной власти и порядок управления, общественный порядок и др.

На основе анализируемых признаков сформулируем определение понятия информационного правонарушения — общественно опасное, противоправное и виновное деяние (действия и бездействие), совершаемое в сфере информации либо в иных областях человеческой деятельности с использованием информационных систем, направленное на государственный и общественный порядок, права и свободы граждан, собственность и порядок управления.

Учитывая большой объем и разнообразие информационных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена различными отраслями права, информационные правонарушения в публичном управлении имеют свои рамки. Следует иметь в виду, что публичное управление выступает в форме реализации функций публичной власти органами государственного и муниципального управления и должностными лицами. Использование средств правового регулирования во всех отраслях управления проявляется как закономерность взаимосвязи государства и права. Только охраняемая официальная информация, обращающаяся в сфере государственного и муниципального управления, и является предметом правового регулирования в публичном управлении.

 

2.  Специфика уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности за информационные правонарушения в системе публичного управления

 

За информационные преступления в сфере публичного управления, установлена уголовная ответственность. В главе 30 Уголовного кодекса РФ собраны преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Объектом составов этих посягательств являются общественные отношения, охраняющие основы государственной власти, которые нарушают нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. К информационным преступлениям в сфере публичного управления можно отнести следующие составы преступлений из главы 30 УК РФ: внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287); служебный подлог (ст. 292); незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1). Субъектами указанных преступлений являются три категории лиц: это должностные лица; государственные служащие; служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

Глава 32 «Преступления против порядка управления» также содержит ряд информационных преступлений: фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.2); фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.3).

За информационные правонарушения в сфере публичного управления установлена гражданско-правовая ответственность. Органы местного самоуправления несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате своих незаконных действий (бездействия), в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления. Вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы муниципального образования. Специальная норма (ст. 1069 ГК РФ) говорит, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. При этом вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ работник (чиновник) обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Случаи полной материальной ответственности установлены в ст. 243 ТК РФ. На государственного или муниципального служащего может быть возложена материальная ответственность в полном размере возмещения причиненного ущерба в случае незаконного оборота информации, например, в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную). Таким образом, гражданско-правовая ответственность тесно связана с материальной ответственностью работника, предусмотренной трудовым законодательством.

Специальная глава 13 КоАП РФ предусматривает административные правонарушения в области связи и информации. Практически все они могут быть совершены должностными лицами.

 

3.  Официальная информация как предмет уголовно-правовой охраны в публичной сфере

 

К основным признакам охраняемой официальной информации относятся:

-      содержание в официальной информации сведений о фактах, имеющих юридическое значение. В Государственном стандарте ГОСТ Р 7.0.8-2013. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» юридической силой документа признано «Свойство официального документа вызывать правовые последствия». Приведенный термин можно распространить и на всю совокупность охраняемой официальной информации. Официальный документ, акцизная марка, талон о прохождении государственного технического осмотра призваны подтверждать факты соответствия изложенной в них информации, владельца, производителя, произведенной оплаты и т.д.

-      создание официальной информации уполномоченным государством производителем (юридическим или физическим лицом.

-      подчинение определенному правовому режиму оборота, который подразумевает наличие системы регистрации информации на различных носителях, принятие мер охраны от фальсификации, похищения, иного незаконного обращения.

В целом правовые признаки охраняемой официальной информации, содержащейся на различных носителях (в официальных документах, акцизных марках, идентификационных знаках транспортного средства, свидетельстве об идентификационном номере налогоплательщика, средстве таможенной идентификации), практически одинаковы.

Таким образом, «охраняемой официальной информацией» следует признать информацию, содержащую сведения о фактах, имеющих юридическое значение; созданную уполномоченным государством производителем (юридическим или физическим лицом); подчиняющуюся определенному правовому режиму оборота; находящуюся как на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети (компьютерная информация), на бумажных носителях (официальные документы), а также в человеческой памяти.

Проблемой на сегодняшний день является отсутствие систематизации норм, охраняющих всю совокупность охраняемой уголовным законом информации. Законодатель, формулируя уголовно-правовые нормы, охраняющие официальную информацию, руководствуется различными критериями для разделения ее на виды.

Во-первых, в зависимости от характеристики объекта. Так, при заведомо ложном доносе о совершении преступления, соединенном с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 2 ст. 306 УК РФ) основным родовым объектом будут общественные отношения, охраняющие нормальную деятельность суда, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. При клевете, т.е. распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, соединенной с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 3 ст. 129 УК РФ), основной родовой объект — общественные отношения, охраняющие честь и достоинство личности.

Во-вторых, учитываются особенности предмета преступления, например, при использовании заведомо подложного документа ответственность может наступить по ч. 3 ст. 327 УК РФ, использование заведомо поддельных марок акцизного сбора, специальных марок квалифицируется по ч. 2 ст. 327.1 УК РФ.

В-третьих, в зависимости от характеристик информации — предмета преступления. По виду носителя: при уничтожении охраняемой законом компьютерной информации, т.е. информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 272 УК РФ; при уничтожении официального документа может наступить ответственность по ст. 325 УК РФ.

В-четвертых, с учетом признаков субъекта информационного преступления. Специальный субъект по признаку занимаемой должности: при подлоге официального документа должностным лицом ответственность наступает по ст. 292 УК РФ, при подделке официального документа любым физическим лицом (общий субъект) по статье 327 УК РФ. Специальный субъект по признакам гражданства: при собирании сведений, составляющих государственную тайну, иностранным гражданином — ст. 276 УК РФ; те же деяния, совершенные гражданином Российской Федерации — ст. 275 УК РФ.

В-пятых, в зависимости от характеристик деяния как элемента объективной стороны: похищение, уничтожение, повреждение, сокрытие официальных документов квалифицируется по ст. 325 УК РФ; случаи приобретения или сбыта официальных документов подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 324 УК РФ.

В-шестых, опираясь на особенности преступных последствий преступления: при вынесении судьей (судьями) заведомо неправосудных приговоров ответственность наступает по ч. 1 ст. 305 УК РФ; при вынесении судьей (судьями) заведомо неправосудных приговоров к лишению свободы или повлекших иные тяжкие последствия ответственность наступает по ч. 2 ст. 305 УК РФ.

В-седьмых, с учетом разницы в субъективной стороне преступления: подлог документа с целью уклониться от исполнения обязанностей военной службы квалифицируется по ст. 339 УК РФ, подделка документа с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение следует квалифицировать по ч. 2 ст. 327 УК РФ. Таким образом, охраняемая официальная информация обладает различными свойствами, что определяет различия в характере совершаемых преступлений.

 Характерной особенностью отечественного уголовного закона является то, что при конструировании уголовно-правовых норм, охраняющих информационные ресурсы, законодатель учитывал (учитывает) их свойства, такие как особенность носителя, характеристика содержащихся юридических фактов, а также признаки субъекта, содержание противоправного деяния, его последствия, форму вины, мотивы, цели; общественные отношения, на которые осуществлялось посягательство.

Необходимость дальнейшей дифференциации уголовной ответственности за преступления, предметом которых является охраняемая официальная информация, продиктована тем, что изменения в свойствах, функциях информации меняют возможности использования ее в качестве орудия, предмета, способа совершения преступлений. Одной из особенностей информационных ресурсов является то, что они одновременно могут выступать и в качестве предмета, и в качестве средства совершения преступления. Часто эти стороны невозможно разделить.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»