КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА И ИНФОРМАТИКИ ДГУ

 

Тема 3. Международно-правовые проблемы информационных отношений

 1.          Информационная сфера как информационное пространство и предмет международного информационного права

 

Информационная сфера как развивающаяся система общественных информационных отношений, осуществляемых субъектами права независимо от расстояний между ними и национальных границ, посредством глобальной информационной инфраструктуры, исторически сформировалась и продолжает развиваться на открытой экстерриториальной основе, и по указанным свойствам не может регулироваться исключительно внутригосударственным правом одной или нескольких стран.

В Доктрине информационной безопасности РФ под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.

В системе методов обеспечения реализации прав и свобод человека на первом месте стоят методы нормативно-правового регулирования общественных отношений в информационной сфере, а в силу глобализации информационного общества большое значение имеют информационные институты международного права. Важным институтом международного права в информационной сфере являются общие нормы, касающиеся информационных прав и свобод человека и защиты информационной инфраструктуры.

Непосредственное отношение к регулированию отношений в информационной сфере в современных условиях имеют такие регуляторы, как правовые нормы, нормы технических стандартов, этические нормы и правила (воплощение культурных традиций народов планеты).

Информационная сфера является предметом международного информационного права, а его объектом - международно-правовые информационные отношения, само понятие международного информационного права определяется, как система норм международного публичного права, которая регулирует международно-правовые информационные отношения, осуществляемые в информационной сфере.

 

2.          Основополагающие источники международного права в информационной сфере

 

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, при этом правила, установленные международным договором, обладают приоритетом в применении по отношению к национальному законодательству.

Среди международных правовых договоров особо выделяются декларации и хартии, нормативные положения которых носят основополагающий характер в международной практике регулирования информационных отношений.

В частности, до сих пор не утратили свою актуальность основные положения Всеобщей декларации прав человека, заложившие фундамент международного права в послевоенное время. Так, провозглашенное ст. 19 Декларации право каждого человека на свободу убеждений и на свободное их выражение включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

В ст. 30 Всеобщей декларации прав человека закреплено ключевое положение о свободе информации, которое нашло подтверждение и развитие в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, Конституции РФ.

Например, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Причем в ч. 2 названной статьи содержится важная оговорка: осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В Окинавской хартии глобального информационного общества подчеркивается высокая технологичность современного мира и закрепляются принципиальные подходы к формированию глобального информационного общества. Руководители высокоразвитых стран, определяющих развитие мировой политики в современную эпоху, акцентировали в ней внимание на необходимости соблюдения общих принципов международного сотрудничества в информационной сфере. С помощью Хартии была осуществлена попытка создать технологические основы для «оживления» положений Всеобщей декларации прав человека. В ней закреплены основные цели использования возможностей цифровых технологий, призыв к преодолению электронно-цифрового разрыва между государствами с учетом разнообразных условий и потребностей, которые сложились в развивающихся государствах, определены задачи по формированию политического, нормативного и сетевого обеспечения государств, улучшению технической и технологической совместимости между информационными сетями, расширению возможностей использования работы глобальных сетей в электронной торговле.

Основные положения Хартии написаны языком деклараций, однако это официальный документ, который определяет направления развития мирового информационного общества и неизбежность интеграции всех стран в этой сфере.

В Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.) определены такие основные понятия, как «персональные данные», «автоматическая обработка персональных данных», «автоматизированные базы данных». Эта Конвенция — первый обязывающий международный документ, защищающий физических лиц от злоупотреблений, которые могут иметь место при сборе и обработке персональных данных, и ставящий в то же время задачу регулировать их трансграничный поток.

Конвенция не только дает гарантии применительно к сбору и обработке персональных данных, но и запрещает обработку данных относительно расовой принадлежности лица, его политических взглядов, здоровья, религии и пр., если национальное право не обеспечивает надлежащих гарантий. Конвенция дает право лицу знать, что данные о нем собраны, и в случае необходимости иметь возможность их исправить. Конвенция также предусматривает определенные ограничения применительно к трансграничным потокам личных данных в тех государствах, где правовое регулирование не обеспечивает их должной защиты.

Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (Будапешт, 23 ноября 2001 г.) предполагает не только включение в национальное уголовное законодательство норм, устанавливающих ответственность за преступления в сфере компьютерной информации, но и развитие международного сотрудничества в рамках борьбы с компьютерными преступлениями.

В Конвенции приведены универсальные термины и определения в области борьбы суголовными преступлениями, нацеленные на защиту общества от киберпреступности, в том числе путем принятия соответствующих законодательных актов и содействия международному сотрудничеству.

В качестве обязательных мер, которые надлежит принять на национальном уровне, Конвенция предусмотрела: меры уголовного права (модельные нормы, позволяющие единообразно понимать компьютерную терминологию на законодательном уровне); меры процессуального права (универсальные нормы, устанавливающие полномочия и процедуры при расследовании преступлений). Конвенция закрепила и общие принципы международного сотрудничества по уголовным делам в отношении преступлений, связанных с компьютерными системами и компьютерными данными.

Несмотря на то что Конвенция до сих пор не подписана Россией, отдельные ее положения начинают внедряться в российскую правовую систему. Например, УК РФ дополнен ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних».

 

3.          Основные направления развития международного права в сфере регулирования информационных правоотношений

 

Для современного состояния развития информационного общества и развития форм использования И КТ чрезвычайно важны такие направления развития информационного права, как международные нормы по регулированию управления информационной инфраструктурой; развитие гуманитарного права; обеспечения информационной безопасности.

1. Проблемы упорядочения информационной инфраструктуры в настоящее время представляют один из важнейших объектов регулирования как средствами правого нормативного воздействия на отношения пользователей сетевыми структурами взаимодействия участников информационного пространства, так и нормативами международных, национальных и корпоративных стандартов.

Отдельные виды отношений регулируются международными нормами:

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (подписан в Вашингтоне, Лондоне, Москве 27 января 1967 г.); документы Международного союза электросвязи; международные стандарты в области магнитных и интеллектуальных карт и другое международное гуманитарное право, регулирующее правила ведения вооруженных конфликтов; обеспечения безопасности информационной инфраструктуры. Последние касаются порядка: установки приемо-передающих станций, который не должен мешать коммуникациям других государств; соглашений о порядке занятия точек стояния космических аппаратов на геостационарной орбите с целью исключения взаимных влияний; передачи ложных сигналов бедствия, поскольку они накладывают обязательства на всех, кто способен оказать помощь терпящим бедствие.

В интересах защиты информационной инфраструктуры нейтральных держав участникам вооруженного конфликта запрещено использовать средства связи нейтральных стран. Вместе с тем любые средства передачи сообщений противника разрешается захватывать. В то же время запрещено уничтожать (повреждать) подводные кабели между занятой территорией и нейтральным государством. В последнее время в связи с ростом электронных услуг в различных сферах жизни общества введены стандарты на размеры, шрифт и архитектуру безопасности магнитных и интеллектуальных карт.

2. Обеспечение информационной безопасности как направление в системе международного права включает такие вопросы, как классификация и признаки компьютерных правонарушений по версии Генерального секретариата Интерпола, киберпреступность как вид преступной деятельности в сфере компьютерной информации, проблемы уязвимости Wi-Fi соединений, нарушения авторских прав.

3. Гуманитарное право в области информационных отношений касается правил ведения вооруженных конфликтов и норм регулирования отношений в информационной сфере. Принципы, источники и объекты международного гуманитарного права включают: гуманизацию вооруженных конфликтов; ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны; международно-правовую защиту жертв войны; охрану гражданских объектов и культурных ценностей; защиту интересов нейтральных государств.

Наиболее важными источниками международного гуманитарного права считаются следующие документы: IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, заключена в Гааге 18 октября 1907 г.; Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, заключена в Женеве 12 августа 1949 г.; Женевская конвенция об обращении с военнопленными, заключена в Женеве 12 августа 1949 г.; Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, заключена в Женеве 12 августа 1949 г.; дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), подписан в Женеве 8 июня 1977 г.;  дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II), подписан в Женеве 8 августа 1977 г.; Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, заключена в Гааге 14 мая 1954 г.; Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, заключена в Женеве 10 октября 1980 г.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»