Мотивы поэзии А. Гусейнаева 70-х годов

 

Авторский лиризм соединяющий воедино и радость строительства, и пафос преодоления трудностей, и воспоминания о недавней войне, и светлый порыв в будущее, обретает свое звучание в сборниках «Т1ут1ал кац1» («Букет цветов», 1972), «Шеърирду ва поэмарду» («Стихи и поэмы», 1980), в которых помещено все лучшее из созданного поэтом в  военное и послевоенное время.

Как поэт фронтового поколения  он многое вынес из школы военных лет, побывал под огнем, потерял друзей, узнал радость победы. Оттуда же, с фронта, поэт вынес высокие критерии, которым был верным до конца и в жизни, и в творчестве.  Он много передумал, перечувствовал пережитое, заставил прошлое служить будущему. Все это придавало необычайную широту и неповторимое своеобразие поэзии А. Гусейнаева, с присущим ему особым жестом, особой, совершенно естественной интонацией, особым складом мысли и речи.

И все-таки несмотря на вторжение А. Гусейнаева в разные сферы жизни, красной нитью через стихи 70-х годов проходит тема войны, фронтовой молодости, тесно переплетаясь с современностью. Лучшие произведения поэта в той или иной степени связаны с войной, с фронтовой обстановкой, с памятью о погибших друзьях однополчанах. Тот внутренний опыт, который был приобретен на войне, то обнажение характеров душ, которое пришлось наблюдать в годы войны, не могли быть вытеснены даже очень сильными поздними впечатлениями.

Подвиг народа в войне, ее будни, тяжелый ратный труд солдата на фронте – все это стало глубоко личной темой А. Гусейнаева. Тема войны  продолжает занимать поэта и теперь уже через годы поэт вспоминает, размышляет, образы становятся ярче, выпуклее, рельефнее. Поэт снова и снова возвращается к великим испытаниям и героическим подвигам времен войны, чтобы поведать о тех днях, когда во всю бушевала непогода:

Зунчавух бивщусса

Марч бивщунма бур

Кьатув замгьарданул

Лажин ччучлай дур.

Чулданийх хьхьу-кьини

Жул чулухунмай

Душмангу ккулларду

Ч1ай-ч1ай т1ина ур.

 «Нину фронтрай»

(«Мать на войне»,1970)

И та непогода, от которой леденело лицо и сводило губы, еще словно бы врываются в стихи поэта. Перед нами, как и во многих других послевоенных стихах А. Гусейнаева, возникает суровое грозное поле войны, такое, какое оно видится с близкого расстояния, с позиции блиндажа, окопа, танка. Поэт не может простить себе даже минутной слабости, когда он в осне посетовал матери о трудностях солдатской жизни:

Лаххьхь жу ласарду

Ва бюхтулшиву…

Щикку кьат1 шайцири

Ххуй-ххуйсса оьрч1ру!

Вай бак1урду циксса

Ласун бухьунссар,

Дазуя личиннин,

Берлин ласуннин!

 

Тихун иян бусса,

Ц1акьссара т1исса,

Ттуща цукун хьуссар

Ниттихь мукун чин?

 

 

Да, военная тема – в картинах, в воспоминаниях, в снах, в беглых ассоциациях – снова и снова возникает в стихах А. Гусейнаева, возникает, утверждается и остается главной в его творчестве. Да и трудно представить себе что-нибудь иное, ведь для  него, как и для других поэтов его поколения, Отечественная война стала самым тяжелым уроком жизни. Молодыми людьми, юношами получили они первое крещение огнем и вошли из войны закаленными ветеранами.  . Нельзя не учитывать, что те впечатления, тот опыт воспринимались свежими, юношескими чувствами и они были громадной концентрации, так что устояв перед лицом смерти и сохранив человеческое достоинство, утвердив его победою, А. Гусейнаев, на всю жизнь остался верен памяти о славном прошлом.

Все пережитое, выстраданное в пору войны вылилось в поэму «Оьттул щаращи» (1947).  Навсегда осталась память о войне, ее испытаниях и невзгодах, ее строгой мере человеческого достоинства и жизненных ценностей. Даже и тогда, когда поэт прямо не говорит о войне, хорошо ощущается, что с памятью о ней внутренне связана эта неудержимая радость мирной жизни и труда.

Сюжет поэмы на первый взгляд никак не связан с войной: автор уводит читателя далеко от современной эпохи во времена власти ханов и беков. В тоже время поэма насквозь пронизана ненавистью к любому проявлению войны, насилия.

  С большой ответственностью за судьбы людей, за мир на земле  начинает в поэме звучать проникновенное слово поэта. Ораторский пафос и публицистическая направленность сочетаются с требованиями качественно новой обобщенности жизненного опыта:

Оьрч1рув, на зухь бусанна

Миннуя ца бусала:

Зу дакьаву ц1акь хьуну,

Дяъви арх хьуннав чара!

 

И сразу же рассказ приобретает большую драматическую насыщенность. Вражда между двумя ханами Мурсал-ханом и Аслан-ханом передалась их детям.  Результатом многолетней вражды явился поединок, который и поставил точку в этой истории. Дочь Аслан-хана и сын Мурсал-хана решили помериться силой.

Поэт тонко и глубоко чувствует законы архитектоники большой поэтической формы. В поэме немало эмоциональных нарастаний, напряженные эпизоды следуют один за другим. Пирушка, где веселились ханы, ссора Аслан-хана и Мурсал-хана, угрозы, спустя годы встреча и поединок двух молодых людей. И почти после каждого драматически напряженного эпизода автор дает лирическую разрядку, выражая свое эмоционально-личностное отношение к происходящему:

Х1акьинугу ил бачай

Шагьраххуллул зуманий,

Бура най ликъац1авай,

Ина, оьттул щаращий!

 

Къак1улли ттун тай оьтту

Тайва вирттаврал оьрив,

Юхсса тайннах аьт1исса

Ниттихъал оьттул макьрив.

 

Конечно, в поэме поднимаются и другие вопросы, но красной нитью проходит мысль поэта высказанная еще в начале: «Гьарца душманшиврунгу // Душманшивур ккаккайсса».

Великая отечественная война всегда в памяти советских писателей. Но в 70-е годы определился качественно новый подход художников к отражению войны, ясно обозначилась их обращенность к нравственным, философским проблемам, связанным с войной. Поэты фронтовики вновь и вновь возвращались к своему боевому прошлому, к трагическим страницам истории народа. Им все еще хотелось не упустить конкретных деталей, подробностей, запечатлевшихся в памяти, оставить потомкам как можно больше живых свидетельств о прошлом.

Мотив «памяти о павших», «ответственности (порой даже невольной вины) живых перед павшими», их великой ответственности за будущее, ради которого народ понес неисчислимые жертвы, стал основным в поэзии А. Гусейнаева 70-х годов. Эта одна из самых глубоких, самых внутренне выстраданных, личных и в тоже время находящих отклик в сердцах соотечественников лирическая тема как крик души, как эхо совести повторяется в каждой строке книги  «Т1ут1ал кац1» («Букет цветов, 1972).

Лейтмотивом в книге проходит тема верности фронтовому прошлому, памяти тех, кто отдал жизнь за свободу Родины. Своего рода нравственным камертоном звучат строки открывающего книгу стихотворения «Чув буру, дустал?» («Где вы, друзья?», 1947):

Аьзизсса оьрмулул     

        жагьилшиврул аргъ

Дяъвилул ц1араха     

         ттун к1ул къархьуссар. 

Му х1айп т1ий ухьурча –      

          пюрунч1улнияр,

Гъюжу дурккун гьаннав     

           дик1ул дак1нил ттарц1.

 

Военное прошлое жестоко и незабываемо, от него неотделима жизнь и судьба автора, всего его поколения. Память взывает, обязывает, – обязывает беречь от забвения павших друзей, соединяет биографический опыт с нравственным, поддерживает преемственную связь людей и поколений.

Сквозная тема стихотворения – солдатская дружба. Она рождалась и крепла в сражениях, в лишениях войны. Еще более глубокое впечатление производит крепость, длительность, прочность солдатской дружбы на протяжении десятилетий. Жизнь разбросала бывших солдат, и им не достает друг друга. «Где же вы теперь, друзья-однополчане, боевые спутники мои?… Этот призыв не забывать друг друга, не забывать о фронтовом братстве, прозвучал в песне Алексея Фатьянова и эхом отозвался в стихах других поэтов. 

Зу чув буру дустал,     

               ят1а-т1ар бакъулт?

Цума уру чичлай      

                бак1рач1ан бувк1мур?

Зул чурххардивагу       

                 къабувнав къизгъин

Освенцимрал пачру,       

                 дужжагьрал машинт?

Дунугу дак1 аьт1ий,       

                 шиши дагьну най,

Кхаххал хьунт1иссар гьич       

                 иттав мукьал к1унт1.

Бакъассар гьич изму      

                  му щяв багьан бан,

Янсаврал амбарду      

                   атил къабуван!

 

К началу 80-х годов, обогащенный опытом анализа, опытом лирико-философского постижения мира, А. Гусейнаев снова возвращается к 40-м, к фронтовой теме, возвращается то в стихотворении «Вания» («Это же»), где лирическому герою не дает покоя, «израильские бомбы, разрушающие учебные заведения палестинцев», то в стихах о солдатском братстве, о верности и чувстве товарищества, то еще и еще раз склоняя голову перед памятью павших на войне.

В поэзии А. Гусейнаева то и дело появляется мотив ожидания. В стихотворении «Дак1ния дуккайссарив!» («Разве можно забыть!») психологически точно выписан образ матери,  так и не дождавшейся сына с войны. О трагедии великой отечественной войны всем нам очень много и хорошо известно, и видевшим ее, и читавшим о ней. Но стихотворение А. Гусейнаева силой художественного воздействия открывает нам ее еще одну страшную строку: поколения нашей страны, испытавшие ее, пожизненно приговорены помнить о ней. И как помнить!

Лахьхьу дарк1унни къари,

Арс, аьзизсса арс, т1ийнна,

Аьрайва ливч1сса арснах

Хьулувун ялугьлайнна.

 

Къаригу, къарил дардгу

Аьрщарал дургьунугу,

Дак1ния дуккайссарив

Тагу, танил къювугу!

Вспышки памяти, как и прежде, освещают конкретные события, эпизоды, случаи, случаи – то лицо женщины, плачущей на вокзале, когда у нее украли гостинцы для сына, то руки старика еврея -врача в госпитале, напоминающие раненому солдату руки пианиста. Из груды впечатлений, фактов, событий поэт высекает искры мысли, многозначного вывода или открытого размышления. И о чем бы ни писал поэт: о любви, о дружбе, о насущных проблемах современности – фронтовые ассоциации пронизывают образную структуру ее стиха, обостряют нравственные коллизии, уточняют критерии.  Элегические воспоминания поднимают в душе волну горьковато приправленных благодарных чувств:

Цукун цивхьурвав та щарссанил оьрч1ан!

Ци бувк1ривав танил цила бак1рач1ан1

Дак1ниц1ух бавц1унма мудан бик1айхха1

Дак1ния тай ч1унну гьич къалагайхха!

                                («Дак1ния тай ч1унну

                                  Гьич къалагайхха», 1978)

 

  В поэзии 70-х годов подвиг героев войны А. Гусейнаевым все чаще и настойчивее проецируется на современность, а сегодняшняя жизнь оценивается в соответствии с теми морально-нравственными критериями, которые были выработаны в суровые военные годы. Этот подвиг учит быть мужественным не только перед лицом смертельной опасности, когда ежесекундно рискуешь быть убитым, но и перед лицом любой несправедливости.   Поэзия А. Гусейнаева сурова к легкому, безответственному отношению к жизни; к беспечности, равнодушию, мягкотелости. Она сурова к «потребительскому», «иждевенческому» миропониманию. Пожалуй, с наибольшей прямотой об этом сказано в стихотворениях «Шалдалул гьухъа» («Шерстяное платье»):

Уттигу зах1матну

Яхъанахъинай,

Бют1 кусса Муъмахъул

Махъа хъяхъийни,

Сситтул виувц1уну,

П1якь къачиншиврул,

Щиллив нет1а ххуйну

Даттан ччан бик1ай!

                     «Шалданул гьухъа» («Шерстяное платье»)

То фронтовое время – бескомпромиссное, не терпящее уклончивости, со всей беспощадностью проверявшее слово делом, а точнее сказать, готовностью отдать свою жизнь в бою, рискуя собой, спасти товарища – становится снова фундаментом нравственных представлений А. Гусейнаева, его взглядов на жизнь, его отношение к людям Об этом сказано с убежденностью в одном из сильных стихотворений поэта «Урукъавгун дукангу, // Иштах1 бумур х1ач1ангу…» (« И поесть не задумываясь, и выпить что захочется…,1972). Осознавая, что он не может, не должен обмануть веру своих однополчан, что героическое прошлое и обязывает и помогает в сегодняшней жизни, герой восклицает:

Жува даъвигу бувсса,

Дяъвилий ххугу хьусса,

Ттигу талатинмасса

Танал ц1аний бакъарув? -

 

Поэтому то он порывает со своими друзьями, озабоченными лишь собственным личным процветаньем. Жалкое эгоистическое счастье: машина в гараже, запас на черный день, не имеет ничего общего с тем, что защищали поэт и его друзья на поле боя

Тукун бажар буминнай

Мяшлил щекьи увккун най,

Щавурду дирк1сса к1анай

Къювурду ц1у лаглай дур.

 

Кончилась «большая война» с фашизмом, война с оружием в руках. Но началась, уже на другом фронте, война холодная. Военная тема  зазвучала как призыв к бдительности, она поднимала ответственность за все дела и поступки людей, звала их к тому, чтобы всеми, возможными средствами воспрепятствовать новой разрушительной войне, могущей принести человечеству неисчислимые страдания.  Военная тема теснилась антивоенной в творчестве Б. Рамазанова, М.-З. Аминова, А. Мирзаева. Стихотворение Б. Рамазанова «Девочка, разбившая кувшин» стало хрестоматийным. Грозные, тяжелые годы войны встают перед нами в Поэме «Моя мать М.-З. Аминова». Большой экспрессивной силой, рожденной гневом борца за мир, наполнены стихи Абула Мирзаева, посвященные теме войны

Антивоенная тема присутствует почти во всех думах и размышлениях поэта.  Весь дух и пафос послевоенной поэзии А. Гусейнаева устремлен в защиту жизни, мирного будущего человечества:

Ттархь кунма, ттупангу бугьайсса

Ях1 бусса буттахъал арсрув,

Хъарашав буттахъал гьунардайн

Жухьва бур дакьаврин дару.

                               «Ккуллал къалалул эяллач1а»

                               («У развалин Кулинской крепости», 1951)

 

Выдающейся заслугой Абачары Гусейнаева, поэта и гражданина, является создание произведений, где с большой художественной силой звучит протест против насилия над свободой, против войн, жестокости, прославляется гуманизм, социальное и национальное равенство, правда; в них заложено объединяющее людей начало. Почти каждая мысль А.Гусейнаева в этот период поднята на гребень общечеловеческой волны борьбы за разум и добро в любых масштабах, в большом и малом: Это особенно остро ощущается в стихотворении «Ва жул балайгу зухар» («И песня эта наша о вас»), написанном еще в 1957 году:

Жун янсаврал кьанкьнияр

Ххуй бизай хъярч-хъяхъаву

Къачру дяъви-дардисан,

Ц1уллу хьуннав дакьаву!

 

.Дянив дичултрал оьван

Лахъ хьу, дусшиврул балай!

Дянив дичултрал оьван

Лахъ хьу дусшиврул балай!

 

Тема мира диктовала освоение нового материала или использование старого в новом политическом аспекте. В этом плане характерно стихотворение «Ттун к1улли» («Я знаю»). По сути, оно стало первым стихотворением вновь открываемой темы борьбы за мир во всем мире:

Шай хьурча дукра ц1арай,

Дарц1айсса хьурча чаннан,

Ччуччуча цува Черчиль

Чаннан дарц1айсса ц1арал.

 

Дазул тийх чил кисрава

Дуссаксса Гитлердул кьанкь,

Ттун жула янсаврац1а

Ришлай дур аьтрилул кьанкь.

 

Боль, печаль, тоска и мольба, звучащие в них через свидетельство очевидца и боль поэта-гражданина, взывают к миру, в его защиту, предостерегают:

Американ самолетру

Ссавния дач1ра хьуну,

Вьетнамнал шяраву

Ц1арал бяр бавц1уну бур.

 

Израил бомбалул

Мактаб лаялун бувну,

Мисрилив ца щаллусса

Щарнил халкь маоьлий бур.

 

Вагу цир? Ци пахъ дагьрур?

Циван бикъавсса шанур?..

Вания ккулла щусса

Ттул ка дарк1лай дирк1ун дур!

 «Вания» («Об этом»)

 

При всей сдержанности тона стихотворения более сильного проклятия войне не найти: словно неизлечимой болезнью пропитала все существо человека, всю его жизнь, лишает его сна. Поэт пишет о своей тревоге за мир, хотя вера ему никогда не изменяет. И мысль поэта продолжает искать ответ на волнующие его вопросы. Она, видимо уже несколько отрывается от его предыдущего личного опыта, все более задерживаясь на том, что на современной войне  масштабы потерь будут уже не те, что были на прошлой: быть или не быть земле, миру, человечеству? Чем грозит ей ядерная катастрофа? Почему на этой прекрасной земле, созданной для счастья, покоя тишины, всеобщего благоденствия, должна царить постоянная тревога, угроза разрушения?

Тревога преследует постоянно. Грозную опасность поэт видит в нарастающей военной угрозе. И в тоже время, прикоснувшись к болевым точкам человеческих судеб, поэт сохраняет веру в будущее:

Дазул тийх, оь дак1нийну,

Ярагъ къярзат1и бувнан

Къабуч1иссия му зат

Цукунч1ав хъама битан.

…………………………

Душманнал бак1 гьаз даннин

Мигур лич1лулну бусса,

Бавц1уну ракетарттах,

Миц1ру ссурулун щусса.

 («К1улну бик1ича» («Пусть знают»)

 

Основа этой уверенности – чувство кровной связи живых и павших защитников Отечества и – шире – прочной, нерушимой исторической преемственности, единства поколений, защитивших Родину в годы Великой Отечественной и сегодня стоящих на страже рубежей. Эту глубочайшую убежденность А. Гусейнаев выразил от имени всех своих земляков:

Ттархь кунма, ттупангу бугьайсса

Ях1 бусса буттахъал арсрув,

Хъарашав буттахъал гьунардайн

Жухьва бур дакьаврин дару.

 («Ккуллал къалалул эялач1а»,1951)

 

Военные стиха А. Гусейнаева представляют самостоятельный интерес и вне приуроченности их непосредственно к военному времени.  Традиции военно-патриотической лирики, утвердившиеся с необыкновенной страстью и талантом поэтами фронтового поколения, подхватываются  последующими поколениями.

Доброта к людям, человечность, гуманность - непреходящие ценности – органичная черта поэзии А. Гусейнаева. Но это требовательная доброта, продиктованная не только любовью к человеку, но и уважения к нему, верой в его разум, творческие силы и способности. Доброта, с которой уживаются и беспощадность к моральному уродству, и  осознание права судить других и себя.

Как же не разделить заботу о нравственном и духовном здоровье человека, где машина и трезвый расчет господствуют и там, где также надо думать о человеке, о его физическом здоровье, о насущном хлебе, о существовании, о настоящем и будущем! Как же не разделить заботу о сохранении нравственных и духовных ценностей, выработанных и накопленных человечеством. Контрасты общественного бытия, полярности человеческих страстей и характеров привносят в поэзию объемность и широту эпоса. Пожалуй, с наибольшей прямотой это показано в стихотворениях «Муъминчу» («Верующий», 1971), «Аллагьнахьсса суал» («Вопрос к Аллаху», 1971).

А. Гусейнаев не может смириться с тем, что, что в мире, который оплачен миллионами жизней его друзей, однополчан есть место насилию, беззаконию и жестокости людей по отношению друг другу. Он вопрошает:

Ухьурча ина мий,

Я хъунасса зал,

Вил симан дунаву

Вил дак1гу чу дур?

Вийн иман дирхьунал

Вийн вихшивурив

Зуна, цурк, къиярду,

Къачагъшивуртту?

 

Ва яла ххуймурди

Т1исса дунияллий

Вай циксса щялмахърур,

Х1усудшивурттур?

Канайнма бур х1айвант

Ттигу куннил кув,

Лит1лайнма бур халкьгу

Ттигу цаннал ца.

 

Сейчас, когда зачастую поэтов советской эпохи обвиняют во лжи и лицемерии, лишь себе, присваивая смелость говорить правду, поэт возражает всем своим творчеством: да, было много в прошлом такого, от чего «шрам на сердце». Но было и другое. «Не ложь и подлость, а вера вела людей вперед, вера в великие идеалы, в их чистоту, - как заметила Х. Аминова. - Возможно, поэт иногда заблуждался и не видел того, что творилось вокруг, не вникал в суть некоторых общественных явлений, или, скорее, пытался закрывать глаза на многие вещи - слишком сильна была вера в социалистическое будущее»[1].

Во многих стихах А. Гусейнаева мы угадываем и то, как дороги поэту и те города, края, селения родной страны, с какими столько связано в его жизни. Пожалуй, с наибольшей увлеченностью и всепроникающей прозорливостью запечатлен им тот горный край, чья жизнь знакома  была ему с малых лет во всей ее основе и  подноготной. И сколько важного и значительного он сумел сказать о ней, как много открыть и увидеть, как полно и многообразно передать ее суровую красоту, повседневный быт жителей его родного селения Хосрех  у подножья Кокмадага и, словно принявших крутизну вершины,  их широкий и вольный размах!

Какие бы горькие настроения подчас им ни владели, они никогда не приводили поэта к замкнутости, мелкотемью, нигилизму. Его лучшие произведения тех лет являются ценным вкладом в нашу философскую и эстетическую мысль.

Таковы его стихотворения, вызванные к жизни любовью к Лакии, родному аулу, родному дому. В них поэт освещает новым светом вечное святое чувство –  родины; в них он говорит людям что-то значительное, важное, заложенное в человеческой природе, как ее неотъемлемая часть:

Чув унугу, х1арачат –

Ниттил ккукку х1алал бан,

Ливчуну яру бачай,

Лявхъу к1ану лавай бан.

 

Где бы ни был, постараюсь

Оправдать матери молоко,

Глаза бегут изо всех сил

Родину прославлять

 

Образ родного аула неизменно сопровождает его, не только заставляя тяжко страдать, но и являясь одним из источников жизненных сил. Родной аул, где прошли детские игры, где родились первые поэтические опыты, где он впервые узнал, как прекрасна жизнь, отчетливо предстает перед поэтом в стихотворении «Буттал шяравалу» («Отцовское село»,1971). Может быть, поэтому оно так дорого для него и на краю земли он ощущает запах травы, цветов, слышит голоса своего детства. Оно это чувство, приводит поэта и к эстетическому восхождению:

Щарнил халкь вирттал бакъа,

Ттуяту чув шайссияв!

Миннуву инсап дакъа,

Ттуя инсан шайссияв!

Мунихлунур т1ий ура

Гьар затрайва ц1у бусса,

Аьрщи-чариц1атура

Уртту-т1ут1ал кьанкь дусса.

 

Одна из важнейших проблем для А. Гусейнаева взаимоотношения человека и природы. Природа влечет его не как предмет любования, пейзажный фон, а как сложный и противоречивый объект поэтического исследования. Многие картины природы представленные А. Гусейнаевым покоряют правдивостью поэтического образа и особой нежностью интонаций. Поэт любит подмечать в природе все то, что связано со сменой времен года. И выделенные им детали психологически точны, а картина вцелом носит психологический оттенок, дается в восприятии человека, проецируется на его состояние, как в стихотворении «К1и дядирзун махъ» («Середина зимы», 1971). Здесь тонко отмечена переменчивость природы, когда зима вступает в свой конечный круг. В первой части стиха ощущается весеннее обновление природы: под лучами солнца треснул лед, побежали потоки воды по селу, в предчувствии весны оживляются домашние животные:

Баргъ къабияй рат1увсса

Няк1 мик1ирал дагьани,

К1илчин дази къагьанну,

Жири-жири дагьунни.

………………………….

Ссунт1 чавай, т1анк1 учавай,

Т1иринт бишлай бур кьунча,

Ниттил маз бивтсса ттарал

Ц1ай т1ий дур танил бурх1ай.

 

Но вдруг солнце ушло, и вернулась зима: потоки застыли на месте, сосульки замерзли. Но ощущение наступления весны уже не оставляет лирического героя:

Арив, зунттуй, зунчалу

Чант1 учавай дур т1ут1ив,

Ссунт1 т1ий бугъа бунагу,

Интнил кьанкь ттун ришлай дур.

 

На лугах, в горах

Просыпаются цветы,

Хоть и принюхивается буйвол

Я уже слышу запах весны.

 

Взаимоотношения человека и природы, их единство, слиянность, противостояние и противоборство веками занимали философов и поэтов, и чем глубже человек проникал в тайны природы, при этом, жадно отторгая у нее богатства и наивно веря в их неисчерпаемость, мало заботясь о благе будущих поколений, тем напряженнее, противоречивее становились эти взаимоотношения.  В стихотворении «Авлул гада» («Ягненок»,1971) звучат тревожные нотки. В глазах животного он видит страх перед человеком:

Жугу цивппа кунма,

Аврду ххай бурвав?

Юхсса жанавартрал

Кьанкь ришлай бурвав?

 

Думают, что и мы горны козлы?

Или же от нас исходит запах зверей?

 

Для поэта животные, словно дети: разве можно обидеть собственного ребенка? 

Гераклит говорил, что природа любит скрываться. Воистину это так. Но сейчас мы можем сказать, что с каждым часом жизни ей становится все труднее это делать, ибо стремление человека овладеть тайнами природы ни на час не покидает его. И вместе с тем растет беспокойство за судьбу природы, за судьбу планеты. Вековечная коллизия в наши дни становится острейшей драмой, вовлекающей в свое действие все человечество. В полифонии глобальной драмы «Человек и природа» голос поэтов слышен, но звучит он неуверенно, робко. Герой стихотворения «Метеостанциялий» (На метеостанции, 1971) киргиз Кайсынбай сродни некрасовскому деду Мазаю. Старик как обычно кормит прибившихся, спасаясь от мороза, к метеостанции зверей. Как часто в нашей жизни стираются грани между жестокостью и обыденностью, как часто люди не задумываясь, едят мясо животных, прикрываясь обычаями и традициями.

Кьакьари кьувкьуну

Кьини дурккунал,

Жан ххассал даймарив

Хъунавхьу Къайсын!

 

Разве старый Кайсын

Тот, кто, спасая свою жизнь,

Может зарезать горло,

Отобрав у кого то день,

 

Для героя А. Гусейнаева животные имеют душу, сознание, и разве может он причинить им боль, воспользоваться их беззащитностью. Это стихотворение-раздумье пронизано мыслью о величайшей неповторимости всего живого на земле, каждого природного явления, предназначенного для человека, его счастья, радости.

Взаимоотношения человека с природой становятся сферой драматизма и в стихотворении «Ца чурххаву к1ира дак1» (В одном теле два сердца», 1971). Стихотворение предваряет посвящение: « Английскому ученому профессору  Оксфордского университета Нико Тимбергену, написавшему книгу «Мир животных» говорит само за себя. Лирический герой наблюдает за антилопами, удивляется  тому, как в таком изящно красивом животном могут совмещаться и звериное и доброе нежное начало. Поистине  слияние человека и природы, уподобление мира животных миру людей,  их отношениям, характерам. В стихотворение много поэтических находок, оно проникнуто тонким психологизмом и лиризмом, а главное – любовью и чуткостью ко всему живому.

Сердечная доброта, мягкая ирония, шутка характерные черты лирики А. Гусейнаева. Со страниц его поэтических книг открывается богатый мир эмоций, задушевных человеческих чувств, доброго и теплого юмора. Стихотворения «Ххуйсса пиш» («Хорошая улыбка, 1971), «Къатлул мукьвагу марц1ний» («Во все четырех углах комнаты», 1971), Лакку хъаннил макрурду» (Хитрости лакских женщин», 1952-1971), «Щарсанил лас» («Муж женщины, 1971) «Зун танавусса гуж къак1улссар» («Вы еще не знаете какая в нем сила», 1978).

Мало сказать, что поэзия А. Гусейнаева вселяет веру в силу сторонников добра, оно доставляет истинное наслаждение, удовлетворение своей большой, неотвратимой правдой. И это потому, что поэт смотрит на мир, добрыми глазами, чем характерна вся его поэзия. А успех его поэзии и биография, победившая много зла, как нельзя лучше свидетельствуют о правде этой концепции и заповеди.

 



[1] Аминова Х. Абачара Гусейнаев: школа долга / Вестник кафедры литератур Дагестана и Востока. – Махачкала, 2002. –С.48

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»