Описание портрета

 

Одним из видов описания как типа монологической речи является описание портрета (внешности человека). Это может быть описание живописного портрета, внешности героя художественного произведения или просто знакомого человека.

Прежде, чем говорить о портретной живописи, следует помнить, что живопись подразделяется на жанры: исторический, батальный, бытовой, портретный, пейзажный, натюрморт.

Возьмите на заметку!

Исторический жанр – произведения, посвященные историческим событиям, социально значимым явлениям в истории общества. В основном изображается прошлое. Но исторический жанр включает и изображение недавних событий, представляющих важное значение в истории народа. Зачатки исторического жанра известны с глубокой древности. Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения. В России крупнейшими мастерами исторической живописи были Брюллов, Иванов, Шварц, Суриков, Васнецов.

Батальный жанр тесно переплетается с историческим. Баталисты изображают сцены военных сражений, а также различные события и эпизоды из военной жизни. Формирование батальной живописи относится к XVIXVII векам, но изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. В XIX веке передовые художники начали разоблачать в своих картинах ужасы войны. Величайшим русским художником-баталистом был Верещагин.

Бытовой жанр, или жанровая живопись, изображает обыкновенные, повседневные, житейские события и сцены. Его развитие неразрывно связано с развитием демократических идей. Бытовой жанр появился в XVII веке в Голландии – одной из самых передовых в то время стран Европы. Голландские художники впервые показали, что быт простых людей, их обычные радости и горести полны безыскусной поэзии. В России крупнейшими мастерами бытового жанра были Маковский, Федотов и художники-передвижники Перов, Максимов, Репин, Ярошенко, Мясоедов, Неврев. Русские жанристы откликались на все острые вопросы своего времени.

Портретный жанр имеет целью изображение определенного лица. Если изображены двое, то такой портрет называется парным, если несколько человек то – групповым. В портрете важно сходство изображения с портретируемым. Сходство в портрете – это результат не только верной передачи внешнего облика человека. Художник проникает и во внутренний мир человека, как бы раскрывая его душу, натуру, характер. Зарождение портрета относится к глубокой древности. Расцвет портрета отмечается в эпоху Возрождения, проявляясь особенно полно в искусстве Италии. Среди лучших русских портретистов – художники Кипренский, Брюллов, Перов, Крамской, Репин, Серов, Корин, Нестеров.

Пейзажный жанр – это произведения, на которых изображена только природа. Существуют разновидности пейзажа: городской, архитектурный, марина (изображение моря) и др. Как вспомогательный жанр пейзаж возник в Китае в VII веке. В европейском искусстве первыми художниками, обратившими пристальное внимание на природу, были венецианские живописцы эпохи Возрождения. До этого природа изображалась как фон в произведениях исторического и портретного жанра. Новым этапом в развитии пейзажной живописи стала живопись французских художников-импрессионистов, которые вышли из своих мастерских и начали писать с натуры на открытом воздухе (пленер – «открытый воздух»). Лучшими мастерами русской пейзажной живописи являются Айвазовский, Куинджи, Шишкин, Васильев, Саврасов, Левитан.

Натюрморт воспроизводит предметы обихода, снедь (овощи, мясо, дичь, фрукты), цветы в сочетании с посудой, драпировками и пр. Как самостоятельный жанр натюрморт появился в XVII веке в Голландии. Крупнейшие мастера этого жанра в русском искусстве – художники Машков и Кончаловский.

(По К.П. Алликметс)

Задание 1. Ознакомьтесь с комментарием к словам и словосочетаниям. Запомните их.

Портрет (лат.) – извлекать на поверхность, выявлять, обнаруживать. Изображение человека или группы людей в живописи , скульптуре, графике, фотографии, а также описание внешности персонажа в литературном произведении; писать портрет, создавать портрет, портрет выполнен акварелью, маслом, углем, пастелью* (*пастель – 1) мягкие, приглушенные тона; 2) цветные карандаши без оправы, мелки); портретная живопись, портретная графика; портрет художника, писателя, композитора; автопортрет; парный портрет, групповой портрет; галерея художественных портретов; художник – портретист; создать портрет – памятник.

Холст – гладкая льняная ткань; полотно – картина на холсте.

Палитра красок – подбор красочных сочетаний, цветовая гамма.

Композиция – основа живописи, своеобразное расположение предметов и действующих лиц. Передний и задний план; цвет и освещение картины. Теплые тона (желтый, розовый, красный, голубой) создают радостное настроение. Холодные тона (темно-зеленый, синий, серый) вызывают чувство тоски, печали, грусти.

 Фон – основной цвет, тон.

Задание 2. Прочитайте текст и кратко сформулируйте общие и отличительные черты фотографии и живописного произведения.

Перед нами два изображения – фотография и живописное произведение. И в том и в другом случае зритель видит какой-то «кусок действительности», заключенный в раму.

Фотография точно передает внешний облик человека в данный момент, не раскрывая его внутреннего мира. Фотограф находит свой объект в натуре и лишь определяет наиболее выгодную точку зрения, освещение, композицию кадра. Основа изображения в фотографии – копирование форм жизни.

Живопись не может передать движение и развитие жизни во времени, как это делает литература или кино. В изобразительном искусстве все многообразие жизни, целая историческая эпоха раскрывается через какое-то одно событие, один момент. Но в одном мгновении, одном событии – все.

Художник стремится изобразить самое существенное в человеке , характерное, что составляет его индивидуальность, отражает главное в нем. Кроме того, любой портрет – это всегда в какой-то мере и портрет самого художника. Фотография – это «кусок жизни». Произведение живописи – это образ жизни.

 (По А.А. Метсе)

Задание 3. Ваш друг утверждает, что будущее принадлежит фотографии, что портретная живопись изживает себя. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Мотивируйте свой ответ.

 

Текст I. Портрет А.С. Пушкина работы О.А. Кипренского.

Слово о художнике. История создания портрета

 

 

 

С духовной жизнью целого поколения русских людей знакомит нас творчество замечательного портретиста Ореста Адамовича Кипренского. Кипренский – побочный сын бригадира* Дьяконова, отданный отцом на воспитание своему крепостному Адаму Швальбе. Фамилию свою Кипренский получил в Академии художеств. Художник прошел  путь от крепостного до живописца, о «магической кисти» которого заговорила вся Европа. Он научился владеть карандашом с такой точностью, с какой хирург работает скальпелем. На его портретах существуют не только лица, но как бы вся жизнь написанных им людей – их страдания, порывы, мужество и любовь. Галерея работ Кипренского разнообразна. Это великолепные автопортреты, портреты детей и его современников – поэтов, писателей, государственных мужей, полководцев, любителей живописи, купцов, актеров, крестьян, моряков, декабристов, художников, масонов, скульпторов, коллекционеров, просвещенных женщин и архитекторов. Достаточно перечислить несколько имен, чтобы понять, что Кипренский был подлинным живописцем своего времени: Пушкин, Крылов, Батюшков, слепой поэт Козлов, Ростопчин, графиня Кочубей, знаток искусств Оленин, Голенищев – Кутузов, масоны Комаровский и Голицын, адмирал Кушелев, художник Брюллов, актер Молчанов, переводчик «Илиады» Гнедич, легендарный кавалерист Денис Давыдов, строитель одесского порта де Воллан, декабрист Муравьев, поэты Вяземский и Жуковский, архитектор Кваренги.

В 1827 году на выставке в Академии художеств зрители впервые увидели портрет А.С. Пушкина работы Кипренского.

Это было не простое время для поэта. Пушкин прибывает в Петербург после семилетней ссылки. Не застав многих своих друзей (участников восстания декабристов 1825 г.), Пушкин встретился со своим лицейским другом поэтом Антоном Дельвигом, который и заказал Кипренскому портрет Пушкина.

 Современники отмечали большое сходство портрета с самим А.С. Пушкиным. Никитенко записал в своем дневнике: «Вот поэт Пушкин. Не смотрите на подпись: видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания. Этот портрет писан Кипренским». Самому Пушкину портрет очень понравился, хоть он чувствовал, что Кипренский ему льстил. Поэт написал стихотворение, которое назвал «Кипренскому»:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз…

Себя как в зеркале я вижу.

Но это зеркало мне льстит.

После смерти А. Дельвига Пушкин купил у его вдовы свой портрет, который хранился у сына и внука поэта, а в 1916 году был приобретен Третьяковской галереей и находится там по сегодняшний день.

 

*Бригадир – в русской армии XVIII в. военный чин, рангом выше полковника, а также лицо, имеющее этот чин.

Послетекстовые вопросы и задания

1)    Внимательно рассмотрите портрет Пушкина работы О.А. Кипренского.

2)    Каким изображен Пушкин на портрете художника? В каком состоянии находится поэт?

3)    Каким является фон в картине?

4)    Что вы видите на заднем плане?

5)    Опишите детали портрета: лицо, глаза, пальцы, губы, волосы, одежду.

 

Текст II.

А.С. Пушкин в изображении В.А. Тропинина

 

 

В 1827 году появляется еще один портрет Пушкина, принадлежащий кисти Василия Андреевича Тропинина.

Тропинин оставил нам галерею портретов замечательных деятелей литературы и искусства: писателя Н.М. Карамзина, художников К.П. Брюллова, П.Ф. Соколова, актера В.А. Каратыгина. Но особое место среди них занимает портрет А.С. Пушкина. Этот портрет был заказан самим Пушкиным в подарок другу С.А. Соболевскому.

В портрете нет ничего парадного, но нет и будничности. Да, в таком виде не появляются «на люди», но предстают перед самыми близкими друзьями. Соболевский просил художника нарисовать Пушкина в домашнем халате с заветным перстнем на пальце. И Тропинин  изобразил задумчивую сосредоточенность взгляда Пушкина, увидел и показал мысль, озаряющую его черты.

Один из современников Пушкина Н. Полевой так отзывается об этом портрете: «Сходство портрета с подлинником поразительное, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта.

Впрочем, физиономия Пушкина – столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, и вместе с тем так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о нем истинное понятие».

Послетекстовые вопросы и задания

1)    Всмотритесь в портрет А.С. Пушкина работы Тропинина.

2)    В какой позе находится поэт?

3)    Как изображены лицо, глаза, губы?

4)    Каков костюм поэта?

5)    Как воздействуют цвета на вас?

6)    Каков идейный смысл картины? Благодаря чему Тропинин достиг цели?

7)    Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на портрет поэта?

8)    Чем отличается портрет работы Тропинина от портрета Кипренского? Какой из портретов вам нравится больше? Почему?

Задание 4. Напишите сочинение на одну из тем: «Портрет Пушкина работы Кипренского» или «А.С. Пушкин в изображении Кипренского и Тропинина».

Примерный план сочинения – описания портрета:

I.                   Вступление. История создания портрета.

II.                Собственно описание портрета:

1)    Внешний облик поэта в зависимости от идейного замысла художника.

2)    Изображение через внешние черты душевного состояния Пушкина.

3)    Композиция, фон картины, их роль в раскрытии замысла художника.

III.             Заключение. Какие мысли и чувства вызывает у Вас картина О. Кипренского?

Задание 5. Подготовьте сообщение на тему «Портрет вчера и сегодня». Используйте в нем следующее высказывание И. Крамского: «Человечество всегда дорожило теми художественными произведениями, где с возможной полнотой выражена драма человеческого сердца или, просто, внутренний мир человека».

Задание 6. Имена   каких художников-портретистов вам известны? Кто написал портреты И.С. Тургенева. Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова?

Задание 7. Расскажите о творчестве художника - мастера изображения портрета – представителя вашего народа.

Возьмите на заметку!

При описании внешности следует помнить:

1)    Описание внешнего облика  человека предполагает использование тематически объединенных слов: внешний облик, возраст, волосы, лицо, одежда и т.д.

2)    Описание портрета связано с употреблением однородных членов предложения, требующих интонации перечисления.

3)    Для описания портрета характерно употребление составного именного сказуемого.

4)    При описания портрета употребляются оценочные слова.

 

Литературный портрет

Если в живописных портретах изображение внешности – единственный способ раскрытия характера человека, то в литературных произведениях портрет – одно из средств создания образа героя. Обычно описание внешности дается автором, чтобы подчеркнуть те стороны натуры персонажа, которые особенно значимы и которые проявляются в его поступках, высказываниях, размышлениях. Писатели и поэты прибегают и к психологическому портрету, когда через внешность героя раскрывается его внутренний мир.

 

 

Вопросы и задания

1)Вспомните словесные портреты героев литературных произведений. В какой мере эти описания иллюстрируют их характер?

2)Определите по описанию портретов, о каких литературных героях идет речь. Проведите викторину на тему «Хорошо ли ты знаешь литературных героев?»

 

Возьмите на заметку!

Сопоставляя портреты, созданные художниками и писателями, исходите из того, что на холсте человека видят, а по книгам - представляют.

I.                   Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаши, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.

(По А. Чехову)

II.                Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были острижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

 (По А. Пушкину)

III.             Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надменные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смутно-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная выдавалась вперед с решительным и капризным видом.

 (По А. Куприну)

IV.            Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его…

(По Н. Гоголю)

V.               Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов… пыльный бархатный сюртук его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье… его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива… С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать.

Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные. Чтобы докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.

 (По М. Лермонтову)

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»