Описание как тип монологической речи

 

Описание – это изображение какого-либо предмета или явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Задание 1. Прочитайте тексты. Какой из них будет являться примером описания? Докажите свою точку зрения. Анализируя тексты, не забудьте правильно задать один из вопросов к повествованию что произошло?; к описанию – какой?; к рассуждению – почему?

Заботливый брат

На бузине* сидели бок о бок два молодых воробья. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки* и стал пить. Другой с серьезным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. Клюв был разинут от жары. Тот, первый, непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял ее из клюва. Я понял: он давно напился и просто ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он поглядывал на брата и звал его.

Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края, - и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился, наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился.

 Оба улетели.

(По В. Вересаеву.)

*Бузина – кустарник с черными или красными ягодами.

*Кадушка – небольшая кадка, т.е. бочка с прямыми боками.

 

Тайга

Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни – выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнет в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое, а еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

(По Н. Сладкову.)

 

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она «Сова».

Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и к молоку.

Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву.)

Послетекстовые вопросы и задания

1.     Выразительно прочитайте еще раз текст «Тайга».

2.     Какие деревья царствуют в тайге? Какие звуки и запахи преобладают?

3.     Как ведут себя обитатели тайги?

4.     Как чувствует себя человек, идущий по звериной тропе?

5.     Какова основная мысль описания? Как она сформулирована в тексте?

6.     Перескажите подробно текст по данному плану.

План

1.     Царство хвои.

2.     Тишина и безлюдье.

3.     По звериной тропе.

 

7.     Объясните значение однокоренных слов мшистый, моховой, обомшелый.

8.     Прилагательные из данных словосочетаний употребите в переносном значении: колючая хвоя, яркие цветы, звериная лапа, черные дупла.

 

Описание как тип монологической речи многолик. Что может быть описано?

 

 Предмет.

Гранатовый браслет

Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо только что из магазина. Вера подняла крышку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет. Он был низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камушек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину.

(По А.И. Куприну.)

 

Животное, птица.

Петух

Петух был такой красивый и смелый.

На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.

Был он храбр, как истинный гвардеец.

(По Е. Носову.)

Место или обстановка.

Комната Пульхерии Ивановны

Комната Пульхерии Ивановны была вся уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучками. Множество узелков и мешков с семенами, цветочными, огородными, арбузными висело по стенам. Множество клубков с разноцветной шерстью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетия, были укладены по углам в сундучках и между сундучками. Пульхерия Ивановна была большая хозяйка и собирала все, хотя иногда сама не знала, на что оно употребляется.

Стулья в комнате были деревянные, массивные, какими обыкновенно отличается старина; они были все с высокими выточенными спинками, в натуральном виде, без всякого лака и краски; они не были даже обиты материею. Треугольные столики по углам, четырехугольные перед диваном и зеркалами в тоненьких золотых рамах, выточенных листьями, которые мухи усеяли черными точками, ковер перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц, - вот все почти убранство комнаты.

(По Н.В. Гоголю.)

 

 

Портрет.

Яшка-Турок

Посреди комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех, одетый в долгополый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щеки, большие, беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы – все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного

(По И.С. Тургеневу.)

 

Состояние человека.

Тоска по Москве

Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой все время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Ваньку к улицам. Хотелось даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто тесно идти.

Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок.

(По Р. Достоян.)

Состояние природы.

Капли-сережки

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку. Они долго висят, украшая сосны.

Дождь перестал. Все стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги.

 Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Ни одной сережки.

(По Б. Павлову.)

Действия, трудовые процессы.

Дымковская* игрушка

… Слежу за руками Анфисы Ивановны Воронцовой. Ловко слепила она из глиняного теста колокол, обстукала его деревянной лопаточкой – готова пышная юбка. Взяла еще кусочек мягкой глины, вылепила торс с головкой, носик пуговкой. Задумалась немного, прикидывая, то ли кокошником* увенчать будущую красавицу, то ли нарядную гиляну* ей надеть. Остановилась на кокошнике. Потом расплющила глиняную колбаску, собрала ее в сборку – и вот уже фартук готов…

(По Л. Лебедеву.)

*Дымковская от названия с. Дымково, где издавна существует глиняный народный промысел по изготовлению игрушек.

*Кокошник - старинный северорусский женский головной убор в виде разукрашенного полукруглого щитка надо лбом.

 

Памятник.

Памятник А.В. Суворову* в Санкт-Петербурге

На круглом постаменте – легкая, стройная фигура воина в доспехах, отважного, полного силы и стремительного движения. Это римский бог войны Марс. Решителен жест правой руки, в которой он держит обнаженный меч. Плащ отброшен за спину. Уверенность, непреклонность, всепобеждающая воля мастерски переданы в фигуре: красивое, мужественное лицо, гордая посадка головы дополняют этот идеализированный образ «бога войны».

Воин прикрывает щитом стоящий позади него жертвенник, на котором папская тиара*, сардинская и неаполитанская короны. Их символический смысл – победы русского оружия, одержанные под руководством Суворова, защищавшего интересы трех аллегорически представленных в памятнике государств. Ясинские фигуры на боковых гранях жертвенника символизируют человеческие добродетели: веру, надежду, любовь.

Ограда вокруг памятника состоит из соединенных цепями бомб, из которых вырываются языки пламени.

Все здесь полно иносказательного смысла. И лишь надпись на постаменте: «Князь Италийский, граф Суворов-Рымникский – убеждает нас, что это памятник великому полководцу. Прочтя эту надпись, вы невольно силитесь найти в воине хоть отдаленное сходство с Суворовым. Его действительно почти нет. Но чем больше всматриваетесь, тем сильнее захватывает вас внутренняя сила, талантливо переданная во всей фигуре воина, мудрость и достоинство, энергия и решительность – черты и качества, из которых слагается образ великого русского полководца.

(По И. Лисачевич, Н.Бехтер-Остренко).

*Суворов Александр Васильевич (1729–1800)- русский полководец, генералиссимус. (Участник Семилетней войны. Во время русско-турецких войн одержал ряд блестящих побед, штурмом овладел крепостью Измаил. Совершил исторический переход через Альпы).

*Тиара – здесь: тройная корона римского папы.

Картина.

О картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

Над бескрайними просторами, над угрюмым скалистым островом недавно пронеслась буря. Седые барашки еще качаются кое-где на гребнях волн, но они не предвещают уже шторма: в плавание вышел многопарусный корабль.

По небу величаво, нисколько не торопясь, движутся облака и, широко распластав крылья, летят белогрудые красавцы лебеди. Они летят навстречу весне, и ничто не остановит их могучий, вольный полет. Как мощны и стремительны размахи крыльев!

Недаром художника назвали «чародеем сине-зеленого тона». Здесь нераздельно господствует стихия темно-синего. Иногда лишь там, где чувствуется особая глубина моря, этот цвет переходит в темно-зеленый.

Господство таких тонов делает картину суровой и мужественной. Это призывная песня свободы сильных, отважных сердец.

Убегают вдаль волны. Они все уменьшаются и уменьшаются, исчезая у линии горизонта. А глаз между тем неотрывно следит за ними, и рождается желание следовать за этими бесконечно бегущими волнами.

И еще большую жажду вольного широкого полета вызывают у зрителей неудержимые в полете, царственно парящие над морем и землей лебеди и величаво плывущие по небу облака. Они властно зовут за собой в страну солнца и счастья, которая лежит «там, за далью непогоды».

(По В. Осокину.)

Описание строится по четкой схеме, т.е. имеет определенную композицию:

1.Зачин. В нем обычно называется предмет речи или тема и главная мысль текста. Главная мысль обычно выражена в форме оценки, которая передает общее впечатление о предмете или явлении.

2.Основная часть. В ней перечисляются существенные признаки, детали, дополняющие и углубляющие представления о предмете речи.

3.Концовка. В концовке  обычно выражено авторское отношение к предмету речи, совпадающее с уже высказанном в зачине.

 

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите в нем основные композиционные части, свойственные описанию.

 

Украинская ночь

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц. Необъяснимый небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь. Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти груды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!

(Н. Гоголь)

 

Послетекстовые вопросы и задания

1.     Какой предстает перед вами ночь в описании автора?

2.     Как называется прием, когда предметы, явления неживой природы предстают перед вами в образах живого существа?

3.     А как называется художественный прием, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном значении (на основе сходства, сравнения)?

4.     Приведите примеры олицетворений и метафор.

5.     Выучите отрывок наизусть.

Задание 2. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Проследите, как развертывается описание.

Наступила ночь в лесу.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебристый иней.

В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звезды.

Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка – это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки.

По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробегают легкие ласки*; охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

(И. Соколов-Микитов)

*Ласка - небольшое хищное животное из семейства куниц.

 

Послетекстовые вопросы и задания

1.Определите разновидность описания.

2.Составьте план текста так, чтобы в нем формулировалась основная мысль описания и были названы признаки зимнего леса.

3.О каких действиях говорится в тексте – сменяющих друг друга или происходящих одновременно?

4.Какими автор изображает действия – завершенными или незавершенными?

5.Глаголы какого вида помогают это сделать?

 

Задание 3. Прочитайте. Озаглавьте текст по-своему. Докажите, что текст является описанием.

Пробуждение леса

В лесу точно кто-то проснулся, смотрит голубыми глазами. Пахнут ели, и от множества запахов кружится голова.

Первые подснежники раздвинули своими зелеными лепестками прошлогодний лист, лежавший на земле.

В эти дни тело берез наливается сладким соком, ветки буреют и набухают почки, а из каждой царапины сочатся прозрачные слезы.

Самый час пробуждения наступает неуловимо. Первой зеленеет ива, а за нею, глядишь, весь лес стал зеленым и нежным.

(По И.С. Соколову-Микитову)

Послетекстовые вопросы и задания

1.Перечитайте последний абзац. О каком пробуждении говорит писатель? Какое время года он описывает?

2.Подберите существительные, при которых в качестве определения может быть употреблено прилагательное весенний. Запишите словосочетания, составьте с некоторыми из них предложения.

3.Составьте небольшое описание прихода весны. При слове весна можно использовать в качестве определений слова: ранняя, поздняя, прекрасная, долгожданная, бурная, дружная, короткая, теплая, холодная, солнечная, дождливая, северная, южная, радостная, необычная. Используйте в описании нужные вам словосочетания.

 

Задание 4. Сравните два текста. Какой текст более выразителен и почему? Перескажите этот текст, используя образные средства.

О весне

1.Была середина марта. Весна в этом году выдалась дружная. Изредка выпадали дожди. Снег еще лежал сугробами в лесах и оврагах, но на полях уже осел. Из-под него кое-где показалась черная земля. Березовые почки набухли. Барашки на вербах стали желтыми. Зацвела ива. На лесных полянках показались первые подснежники.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят скворцы.

2.Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали короткие, но обильные дожди.

Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и темным, и из-под него кое-где большими плешинами показалась черная, жирная, парившаяся на солнце земля. Березовые почки набухли. Барашки на вербах стали желтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. На лесных полянках робко показались первые подснежники.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

(А.И. Куприн)

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»