Описание природы

 

Описание природы (пейзаж) – один из видов описания как типа монологической речи.

1.Выразительно прочитайте стихотворение.

Все богатство русского пейзажа

В полное владенье нам дано:

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зеленые весны.

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшийся в ручей,

Узорочье луговин цветное,

Теплый воск желтеющих полей.

Расписные крылья листопада

Над бездонной синевой озер.

Все это твое, и сердце радо

Целый мир влюбить в родной простор.

Н. Рыленков.

1.     При помощи  каких выражений поэт описывает времена года? Почему о листопаде сказано, что у него расписные крылья?

2.     Объясните смысл следующего высказывания: «Русская поэзия любит природу, любуется ею и славит ее красоту». Вспомните и процитируйте стихи классиков русской литературы о природе.

3.     Прочитайте, а затем сравните два текста. Что их объединяет? В каком тексте ярче, полнее описывается наступление весны?

 

А. Наступила весна. Все опять ожило. Зацвели цветы. Распустилась черемуха и сирень. Покрылись белыми цветочками плодовые деревья. Стали прилетать с юга птицы. С каждым днем становилось все теплее. Хотелось все время быть с природой рядом.

Б. Весна наступила в этом году ранняя, дружная и, как всегда, неожиданная. Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками. С крыш посыпали частые звонкие капли. Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы*, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

(По А. Куприну).

*Ветла, -ы, мн. ветлы. - Вид  ивы.

Возьмите на заметку!

Если вам предстоит построить высказывание, в центре которого должно быть описание природы, нужно опираться на следующие правила:

1.     Одним из основных условий построения описания является выражение значения одновременности действия и его статичности соответствующими видо - временными формами глаголов-сказуемых. Например, в тексте А. Куприна описание наступление весны дается в прошедшем времени.

2.     Для описания природы характерно также употребление опорных обстоятельственных слов, представляющих описание той или иной картины в пространственной или, реже, во временной перспективе. Словосочетания побежали по деревенским улицам, в лужах воды отразились и др. свидетельствуют о том, что описание картины наступления весны дается в пространственной перспективе.

3.     Одним из средств описания природы являются опорные оценочные слова: чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

4.     В пейзажных описаниях часто используется эмоционально окрашенная лексика. Например, прилагательные-эпитеты: белые (облака), звонкие (капли), а также образные сравнения: отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками.

5.     В описании природы опорные обстоятельственные слова приобретают особую интонацию перечисления.

Интонацию перечисления признаков могут также создавать слова денотативного (предметного) значения или глаголы-сказуемые, с которых начинаются предложения, характеризующие те или иные признаки явлений природы, например: Наступил полдень. Поднявшееся в зенит солнце утром с земли все теки. Пропала контурность, выпуклость земных предметов. Подевались куда-то и свежая прохлада, и горение росы…

6.     При создании текста описания природы следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей: 1)общее впечатление от увиденного, пережитого (Хороши снежные зимы в России!.., Как прекрасна березовая роща!.., И все же вечер был необыкновенный); 2)собственно описание природы; 3)обобщение (…Сколько я ни ездил…).

 

Задание 1. Прочитайте текст. Определите по обстоятельственным словам перспективу описания. Установите видо-временную форму глаголов-сказуемых, предварительно ознакомьтесь со значением следующих слов и словосочетаний из текста:

Весна долго не открывалась – весна долго не начиналась; наст – тонкая ледяная корочка, покрывающая снег, снежные сугробы; надулись почки – разбухли (увеличились) перед появлением листочков; понесло теплым ветром – повеяло теплым ветром; бурный дождь – сильный дождь; залились жаворонки – весело запели жаворонки.

Весна долго не открывалась… Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги… Потом вдруг… понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки…

Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы… Залились невидимые жаворонки… заплакали чибисы… и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси… Пришла настоящая весна (Л. Толстой).

Задание 2. Расскажите о весне, опираясь на текст. Описание постройте во временной перспективе: сначала расскажите, что наблюдалось в природе днем, ночью, затем расскажите, что произошло утром. Используйте следующие опорные слова и словосочетания:

1)Днем, ночью, потом, три дня  и три ночи, в четверг, наутро. 2)Таять, понесло теплым ветром, бурный теплый дождь, полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, яркое солнце, теплый воздух, ожившая земля, молодая трава, надулись почки, залились жаворонки.

Объясните, какую видо-временную форму глагола-сказуемого вы будете использовать. Обоснуйте свой ответ.

Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выделите в нем абзацы, определив микротему каждого. Докажите ступени «работы» в тексте перечисленных выше обязательных правил, характерных для высказывания, в центре которого – описание природы.

В распахнутое старенькое оконце врывается свежесть весеннего утра. Нежно-зеленые листья деревьев и кустарников пахнут свежей смолой. Молодой сад проснулся от сумрачно-зимнего сна, в нем опять бурно закипела жизнь. Весь сад в бело-розовом цветении. Изумительный аромат исходил от бледно-лилового кустарника сирени, белоснежного жасмина, от деревьев яблони, вишни, черешни. Над ними уже жужжат золотисто-яркие пчелы, щебечут разноголосые птицы. Мы выбегали на улицу и спускались к речке. В зеленовато-прозрачной воде быстро проплывают стайки темно-серебристой рыбешки. Лупоглазая  изумрудная лягушка следит за ними с искренним интересом. Изжелта-красные лучи солнца поднимаются под рукой с юго-восточной стороны. Природа просыпается. Как легко дышится прохладно-свежим утром!

Задание 4. Соберите материалы и опишите картину весны, опираясь на собственные наблюдения на одну из тем: «Первое дыхание весны», «Кружева зеленые весны», «В весенний полдень в парке», «Какой я видел(а) сегодня весну в нашем дворе (сквере, саду, парке, лесу и т.д.)

Задание 5. Прочитайте текст, в котором дается описание осеннего леса. Определите перспективу описания по выделенным обстоятельственным словам. Выпишите предложения со сравнительными конструкциями. Объясните их значение. Озаглавьте текст.

Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

Я видел листву не только  золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные позолотой. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках (К. Паустовский).

Задание 6. Используя слова, словосочетания и выражения из прочитанных текстов параграфа, опираясь на собственные наблюдения, опишите картину начала осени (сначала устно, затем письменно).

Ключевые слова, словосочетания и выражения: краски осени, листва золотая, пурпурная, алая, фиолетовая, коричневая, черная, черная, белая; осенняя мгла, деревья начинают желтеть; дрожат от холода березы, осыпанные позолотой; желтый лист, поблекшие травы, сверкающий иней, теплое солнце и холодный ветер; увядание природы.

Обстоятельственные слова: вдали, в сентябре, в лесу, на земле,  в воздухе, в сосновых чащах, вокруг стволов, (желтеть) снизу, (листья) внизу, (красные и зеленые) на верхушках.

Оценочные слова: нравится, не нравится, запомниться, незабываемая картина, действительно, поистине.

Задание 7. Прочитайте текст. Выпишите из него ключевые слова, словосочетания, выражения. Дополните их собственными примерами.

Осень! Голубая осень! Серое небо, тяжелые облака, влажные, голые и прозрачные сады. Все видно насквозь в самой глухой лесной чащобе, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья облетели, и только молодые березки сохранили еще свои увядшие, желтоватые листья, блистающие золотом. Ярко выступают сквозь красноватую тень березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями. Земля устлана сухими разноцветными и разноластными листьями, покрывающими ее как долготканым ковром.

(По С. Аксакову).

Задание 8. Напишите небольшое сочинение-этюд об осени на одну из следующих тем: «Есть в осени первоначальной…», «Золотой дождь», «Осень, в шубу желтую одета, по лесам с метелкою прошлась…», «Уж небо осенью дышало…».

Задание 9. Прочитайте начало описания а) разгара зимы; б)тающего снега; в)жаркого дня; г)осеннего утра. Продолжите их, соблюдая интонацию перечисления. Запишите полученные описания.

а) Был самый разгар зимы. Солнце вставало красное, как ярко начищенный медный таз. А когда к полудню оно поднималось невысоко над землей, то светило во мгле, будто сквозь пелену густого тумана. Эта мгла оседала…

б) На дворе была уже весна; снег быстро таял. Из белого он сделался грязным, точно…

в) Наступил жаркий полдень. Поднявшееся в зенит солнце убрало с земли все тени…

г) Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой зонтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и …

Задание 10. Прочитайте описание вечерней зари. Попробуйте создать собственную картину утренней зари.

Вечерняя заря переливалась особенно яркими красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно-зеленой, и по этому зеленому фону, как расходящиеся столбы, поднялись из-за горизонта два светло-желтых луга.

Через несколько минут лучи пропали. Зеленый свет зари сделался оранжевым, а потом красным. Самое последнее явление заключалось в том, что багрово-красный горизонт стал темным, словно от дыма.

 

Поработаем со словом

 

Задание 11. а) Описывая зимний день, А.Н. Толстой о солнце пишет, что оно было красноватое /Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля *** облаками/ А каким еще бывает солнце по цвету, по яркости? Подберите к слову солнце эпитеты, которые помогут передать богатство его красот/ В «Словаре эпитетов русского литературного языка» к слову солнце 139 эпитетов/

Продолжите ряд.

 Багровое, золотистое, румяное солнце, …

б) И. Бунин, описывая лес, использует эпитеты лиловый, золотой, багряный/

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной./

А каким еще бывает лес?

в) Поэт Н. Браун задает удивительный вопрос, разве снег только бел?/

Разве снег, с высот летящий

На леса, поля и чащи,

 Разве он, как мертвый мел,

Только бел, бел, бел?/

Докажите, что нет, подобрав свои эпитеты к снегу.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»