Повествование биографического типа. Автобиография

 

Рассказ о биографии того или иного лица относится к повествованиям монологического типа.

Задание 1. Ознакомьтесь с комментарием к словам и словосочетаниям.

Биограф – составитель биографии.

Биография – описание чьей-нибудь жизни.

Автобиография – описание своей жизни; жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим.

Этнография – наука, изучающая материальную и духовную культуру народов.

Маститый старец – почтенный, заслуженный человек преклонных лет.

Выкладывать – объяснить, рассказывать.

 

Текст I. Прочитайте текст и перескажите его.

Каким он был, профессор Буслаев?

Наш интерес к личности Федора Ивановича Буслаева объясняется желанием понять секрет его обаяния, его влияния на молодежь. Результаты этого влияния сказались на развитии всей русской филологической науки: ученики буслаевской школы представляли самое передовое научное мировоззрение и в педагогике, и в языкознании, и в фольклористике, и в искусствоведении, и в этнографии.

 Каким же он был, профессор Буслаев?

Огромные знания, широта научного кругозора, редкий талант исследователя сделали из него не кабинетного ученого, а профессора, преподавателя, учителя – «великого учителя», как называл его академик А.А. Шахматов. Внедрение нового научного мировоззрения и умение научить студентов самостоятельно работать и самостоятельно мыслить навсегда определили его почетное место в истории науки и просвещения.

Воспользуемся воспоминаниями людей, которые были рядом с Федором Ивановичем или учились у него. Это поможет нам представить живого Буслаева.

…Ф.И. Буслаев только что вернулся из Петербурга, где прочел годичный курс по русской словесности наследнику престола. Студенты-первокурсники Московского университета с нетерпением ожидали известного ученого. Предполагая увидеть маститого старца, были приятно поражены, когда на кафедру легко взошел высокий человек средних лет, изящный во всех своих движениях, окинул студентов соколиным взглядом и начал. Лекцию читал он превосходно, с какой-то спокойной, уверенной красотой.

Для студентов, которые заинтересовались его предметом, профессор предложил дополнительные занятия – историю русского языка по памятникам письменности. Читал этот курс у себя на дому в воскресенье утром. Сначала раздавал собравшимся студентам рукописи и книги для подготовительной работы, а потом начинал лекцию в форме беседы.

Сам Буслаев углубленно работал по 7-8 часов в день, не терял даром ни минуты, все делал обстоятельно, медленно и никогда не переделывал вторично. В результате такой работы каждый раздел курса, который был прочитан студентам, представлял собой законченный научный труд.

Все в лекциях Буслаева являлось свежим и новым, как будто бы составлены они были прямо перед тем, как взойти ему на кафедру.

Не может не восхищать умение Ф.И. Буслаева работать, которое сохранилось до глубокой старости.

Большое значение имело в глазах Буслаева эстетическое развитие. Способность видеть прекрасное и наслаждаться им он развивал в себе и окружающих всеми мерами. Студентов постоянно приучал проникать в суть произведения литературы или искусства, видеть в нем не одну форму.

Высоко ставил Буслаев простоту и естественность как в искусстве, так и в жизни. В нем самом все было просто и красиво, начиная с манер и одежды и кончая речью: чутье к красоте слова было у него развито очень сильно. Буслаев к языку подходил как художник, любуясь им как историк культуры, в словах видел не одно лексическое значение, а выразительность и красоту.

Как человек он неизменно вызывал чувство глубокого уважения и благодарности. Природа счастливо сочетала в нем пытливый ум исследователя, тонкое понимание красоты, свойственное художнику, и отзывчивое сердце доброго человека.

Ученый Ф.И. Буслаев оставил много замечательных трудов, которые легли в основание новых наук и научных направлений: истории русского языка, фольклористики, истории древнерусской литературы и культуры, искусствознания. Замечательно то, что свою ученую деятельность Ф.И. Буслаев начал с разработки научной методики обучения русскому языку в школе, прекрасно понимая, что школьное преподавание – основная забота каждого культурного общества.

 (По Н. Чурмаевой)

Послетекстовые вопросы и задания

1)Прочитайте еще раз ту часть текста, где рассказывается о Ф.И. Буслаеве как о великом учителе. Как вы думаете, почему его так называли?

2)Выделите в тексте смысловые части, в которых рассказывается:

а) как работал Ф.И. Буслаев со студентами, заинтересовавшимися его предметом;

б) как он работал над лекциями. Дайте название данным смысловым частям. Найдите в них слова – скрепы между предложениями. Употребите их при пересказе текста.

3)Подготовьте повествование биографического типа «Ф.И. Буслаев».

Возьмите на заметку!

При написании автобиографии используются речевые средства разных стилей речи. Некоторые автобиографии представляют собой литературно-публицистические произведения (автобиографии писателей, художников).

Задание 1. Прочитайте автобиографию С. Есенина и отрывок из автобиографии А. Твардовского.

Тексты II-III.

Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уез. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна.

Детство провел я у деда и бабки по матери в другой части села, которое называется Матово.

Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года.

Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди ягодка. Бог счастье даст».

Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого.

 Нянька – старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.

 Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.

Уличная же моя жизнь была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят.

После, когда я возвращался, мне частенько влетало.

В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда  и моей няньки.

Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Стихи писать начал с 9, читать выучили в 5.

Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес.

Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину.

1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню.

В это время у меня была написана книга стихов «Радуница». Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал туда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.

Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т.д. Это было весной 1915 г. А осенью этого года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему.

Он отыскал мне издателя М.В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница». Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г.

В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, с Ивановым-Разумником. Позднее с Андреем Белым.

Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно.

1917 году произошла моя первая женитьба на З.Н. Райх.

1918 году я с ней расстался, а после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918 – 1921 гг. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбургских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках.

1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.

После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому.

Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.

Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить.

Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны – мной, а с другой – Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово.

Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди.

1924 20/VI.

 

 

Автобиография

Родился на Смоленщине, в 1910 году, 21 июля на «хуторе пустоши Столпово», как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом, Трифоном Гордеевичем Твардовским.

В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно и, может быть, тем труднее, что наша фамилия в обычном обиходе снабжалась еще шутливо-благожелательным или ироническим добавлением «пан». Отец был человеком грамотным, даже начитанным, по-деревенски. Мать моя, Мария Митрофановна, была очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности.

Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой.

Что стихи можно сочинять самому, я понял в связи с тем, что гостивший у нас в голодное время летом дальний наш родственник по материнской линии, хромой гимназист, как-то прочел по просьбе отца стихи собственного сочинения. Лет тридцати я как-то показал свои стихи одному молодому учителю. Ничуть не шутя, он сказал, что так писать не годится, все у меня до слова понятно, а нужно так, чтобы ни с какого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано, –  таковы современные литературные требования. Он показал мне журналы с некоторыми образцами тогдашней – начала 20-х -  поэзии. Какое-то время я упорно добивался в своих стихах непонятности. Это долго не удавалось мне, и я пережил тогда, пожалуй, первое по времени горькое сомнение в своих способностях. Помнится, я, наконец, написал что-то уже настолько непонятное ни с какого конца, что ни одной строчки вспомнить не могу оттуда и не знаю даже, о чем шла речь. Обучение мое прервалось по существу с окончанием сельской школы. Годы, назначенные для нормальной и последовательной учебы, ушли.

Восемнадцатилетним парнем я приехал в Смоленск. Не мог долго устроиться не только на учебу, но даже на работу. Поневоле пришлось принимать за источник существования грошовый литературный заработок и обивать пороги редакции.

Послетекстовые вопросы и задания

1)Приведите примеры слов, словосочетаний из автобиографий С. Есенина и А. Твардовского, которые можно отнести к художественному стилю речи.

2)Найдите в текстах автобиографий признаки художественного стиля речи.

3)Какие художественные средства использованы  в автобиографиях? Какова их роль?

Возьмите на заметку!

Часто мы сталкиваемся с необходимостью написать автобиографию как деловой документ, предназначенный для административных учреждений. В подобного рода автобиографиях неуместны изобразительно-выразительные средства языка, разговорная и просторечная лексика.

 

Автобиография

Я, Магомедов Магомед Алиевич, родился 20 августа 1975 года в селе Урахи Сергокалинского района республики Дагестан в семье служащего.

Отец мой, Магомедов Али Рабаданович, работает учителем математики в средней школе; мать, Магомедова Унайзат Запировна, - врач.

В 1982 году поступил в Урахинскую среднюю школу, в которой проучился до 1985 года.

В 1985 году в связи с переездом родителей в город Каспийск продолжал учебу в средней школе №1. Закончил среднюю школу в 1992 году.

Во время учебы в школе был старостой класса, председателем ученического самоуправления.

В 1993 году поступил в Дагестанский государственный университет на математический факультет, который окончил  в 1998 году.

 В настоящее время работаю учителем математики в средней школе.

3/VII - 2002 г.                                                 Магомедов.

 

Задание 2. Напишите автобиографию, используя предложенную схему.

1)    Название документа (автобиография).

2)    Кто? (Фамилия, имя, отчество).

3)    Дата и место рождения.

4)    Краткие сведения о родителях (их полное имя и отчество, чем занимаются).

5)    Краткие сведения об учебе (образование).

6)    Краткие сведения о трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения).

7)    Сведения об общественной работе (указать (если имеются) поощрения, награждения).

8)    Краткие сведения о составе семьи.

9)    Дата написания (слева).

10)          Подпись автора (справа).

 

Задание 3. Чем отличается речь служебной автобиографии от речи автобиографии литературной? Составьте автобиографию, представляющую собой литературно-художественное произведение. Сопоставьте обе автобиографии.

 

Методические рекомендации!

В расширенном повествовании биографического типа уместно:

1)в экспозиции к повествованию дать краткую характеристику эпохи, перечислить основные исторические события, назвать знаменитых современников героя повествования (по возможности – отношения между ними), определить место героя повествования в ряду прогрессивных деятелей его времени;

2)в средней части повествования (там, где это уместно) привести необходимые пояснения, оценки, сведения;

3)в заключении рассказа привести один-два ярких эпизода из жизни героя повествования.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»