Несказочная проза

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ И БЫЛИ

1.       Стремится выявить всех рассказчиков, хранящих в памяти исторические предания. Их биографии (местные ли, как относятся к книге, чем занимаются в свободное время).

2.       Собрать сведения об истории села от разных лиц.

3.       Собрать сведения об источниках названия села, реки, местной горы, скалы, долины, курганов, оврагов и т.д. Когда село образовалось? Кого считают переселенцами?

4.       Записать рассказы о ханах, беках, чанках, о взаимоотношениях с ними крестьян.

5.       Собрать рассказы о разбойниках.

6.       Собрать рассказы о революции. Кто были организаторами крестьян, Где были места сходок? Как проходила смена власти? Какие песни  тогда пели?

7.       Собрать рассказы о расправах с советскими партийными работниками, комсомольцами, рассказы о борьбе с с деникинцами.

8.       Собрать рассказы о раскулачивании, о судьбах людей подвергшихся репрессиям.

9.       Зафиксировать мемораты о Великой отечественной войне от фронтовиков и работников тыла.

10. Установить есть ли в селе участники войны, мужчины и женщины. Расспросить жителей сел и городов о жизни в военное время: о работе, о быте, об отдыхе.  

11. Рассказы об отношении к Сталину, Хрущеву, Брежневу, Горбачеву, Ельцину (личность руководителя, оценка проводимой под их руковоством политики). Выяснить и зафиксировать байки, анекдоты, стихотворные тексты.

12. Рассказы о локальных войнах: об афганской войне,  о борьбе с бандформированиями на территории Дагестана и Чечни.

 

КУЛЬТУРА И БЫТ 20-50- х гг.

Родители, дом, детство

1. Откуда родом ваши родители? Бабушки, дедушки?

2. Что вы знаете о своих семейных корнях? 3. Как встретились ваши родители?

4. Чем занимались ваши родители, кто они были по профессии?

5. Сколько человек было в семье?

6. В каких условиях вы жили (жилье, бытовые условия, достаток семьи в сравнении с соседями, друзьями родителей и родственниками)?

7. С кем дружили ваши родители?

8. Поддерживали ли вы отношения с родственниками?

9. На каком языке общались в семье? (если потеряли язык) Когда в вашей семье перешли на русский язык? На каком языке слушали радио, читали газеты?

10. Как в вашей семье воспитывали самых маленьких? Вы помните материнские колыбельные? Какие сказки вам рассказывали в детстве?

11. Что вы помните о детском саде? С кем дружили?

12. Были ли у вас в доме детские праздники? 13. Какие подарки вам дарили на праздники? О каких подарках вы мечтали в детстве? Любимые лакомства?

14. В какие игры играли дома и во дворе?

15. Пели ли у вас в семье песни? Какие? По каким поводам?

16. Какие праздники отмечали в вашей семье? Украшали ли вы елку?

17. Какой была праздничная и будничная еда, одежда? Как готовились к приему гостей?

18. Когда приходили гости, на каком языке шло общение? Что родители обсуждали с гостями?

 

Учеба

1.                Учили ли читать до школы?

2.                Как вы пошли в школу?

3.                Какие яркие впечатления остались от школы? С кем вы дружили в школе?

4.                Давали ли вам деньги на карманные расходы? Как их тратили?

5.                Вы помните, как вступили в пионеры? Какие обязанности это накладывало? Как была организована пионерская жизнь? Были ли ученики, не вступившие или не принятые в пионеры?

6.                Что вы помните о своих учителях? Было ли различие между старыми учителями, работавшими до революции, и новыми, советскими учителями?

7.                Какие были любимые игры в школе? Были ли приключения, походы, пионерские лагеря, летний отдых?

8.                Занимались ли вы спортом, авиамоделизмом, театром, музыкой? Другие увлечения?

9.                Возили ли вас родители или учителя в другие места, большие города на экскурсию? Куда? Ваши впечатления?

10.          Ощущали ли вы себя в школе аварцем (даргинцем, кумыком, лезгином, лакцем и пр.) или деления на национальности среди учеников не было?

11.          Что значило для вас понятие «советский человек»? Когда оно вам стало известно?

12.          Можно ли сказать, что школа воспитала в вас чувство принадлежности к советскому обществу, советскому народу? Или это произошло позже?

13.          Что вы собирались делать после школы? О чем мечтали? (Если информатор получал среднее профессиональное или высшее образование).

14.          Куда пошли учиться дальше? Почему сделали именно этот выбор?

15.          Какова была роль родителей в этом выборе?

16.          Что вы помните об учебе в техникуме/вузе? О студентах, о преподавателях? О студенческом быте? О друзьях, о том, как проводили свободное время?

 

Окружение в детстве и юности

1. Что представлял из себя населенный пункт, в которым вы жили (в детстве, во время учебы)? Что вы знали о его истории?

2. Как заселялся ваш населенный пункт? Много ли было «вербованных»? Ссыльных, бывших заключенных?

3. Какое отношение было к новоприбывшим? Как они себя вели? Были ли конфликты со старожилами?

4. Была ли разница между обычаями в вашем населенном пункте у представителей разных народов? Приносили ли приезжие свои обычаи? Какие-нибудь из них укоренились?

5. Были ли конфликты между людьми, жившими в разных районах? Между жителями соседних населенных пунктов?

6. Где молодые люди искали невест, и наоборот? Среди своих или по соседству?

7. Как девушки выходили из ситуации послевоенного времени, когда демографическая ситуация сложилась не в их пользу? Были ли случаи, когда выходили за первого попавшегося? Когда пытались разбить уже существующую семью?

8. Какое было отношение к женщинам, рожавшим вне брака?

9. Как проводили свободное время? Были ли любимые места? Места отдыха?

10. Какой был транспорт? Следили ли за чистотой на улицах, были ли субботники?

11. Какие магазины были в вашем населенном пункте? Что они из себя представляли? Какие товары в них продавались? За какими товарами приходилось ездить в райцентр (в Махачкалу, Дербент, Буйнакск, Хасавьюрт, Кизылюрт)

12. Какие праздники отмечались в вашем населенном пункте? Как?

13. Злоупотреблял ли кто-нибудь спиртным?

14. Какова была ситуация с преступностью перед войной? После войны?

15. Приходилось ли вам переезжать? (если да) какое отношение к вам проявляло местное население?

 

Работа

1.       Как вы устроились на работу?

2. Как вас встретил коллектив? Как складывались отношения с коллегами? С начальством?

3. Какие функции выполняла партячейка? Профсоюз?

4. Были ли среди ваших коллег активисты? Лентяи и халтурщики?

5. Кто и как становился начальником?

6. Было ли у вас желание продвигаться по службе? Какое было отношение к тем, кто хотел выдвинуться?

7. Были ли в вашем коллективе трудовые конфликты? 8. Устраивались ли товарищеские суды?

9. Насколько сильна была текучка кадров?

10. Какие были поощрения? Наказания?

11. Были ли случаи прогулов?

12. Помните ли вы стенгазету? О чем писали в стенгазете?

13. Высказывалось ли возмущение из-за низких заработков?

14. Была ли зависть к тем, кто получал больше?

15. Дружили ли вы с коллегами по работе? Были ли приняты совместные праздники, поездки и проч.?

16. Как вы воспринимали работу: как долг, как самореализацию, как главное дело в жизни или просто как способ заработать на жизнь?

17. Меняли ли вы место работы? Как часто? Почему?

18. Какое отношение в обществе было к неработающим?

Семья, быт.

1. Когда вы отделились от родителей?

2. Когда почувствовали себя материально независимым от родителей?

3. Как вы познакомились с будущим мужем / женой? Как произошло знакомство?

4. Долго ли готовились к свадьбе?

5. Как прошла сама свадьба?

6. Где жили после свадьбы?

7. Когда у вашей семьи появилось отдельное жилье?

8. Как вы старались обустроить жилье? Что покупали для семьи в первую очередь? Как поддерживалась чистота и порядок?

9. Кто отвечал за семейный бюджет?

10. Как рассчитывался семейный бюджет?

11. Было ли нормой занять деньги? На что обычно занимали?

12. Покупали ли велосипед, мотоцикл? Часы? Технику (проигрыватель, камеру)?

13. Каких животных держали в хозяйстве?

14. Что сеяли на приусадебных участках?

15. На какие деньги вы отстраивались, строили хозяйственные постройки?

16. Сколько детей, по-вашему, должно быть в семье?

17. Кто отвечал за воспитание детей? Как оно было организовано?

18. Могли ли обойтись без помощи бабушки в воспитании детей?

19. Чему вы старались научить своих детей? Какие качества старались в них воспитать?

 20. Какие вещи или продукты питания были дефицитными? Приходилось ли голодать?

21. Что вы воспринимали как деликатесы? Какие продукты покупали на праздники?

22. Употребляли ли в вашей семье алкоголь?

 

Культура, идеология

1. Какие книги читали в вашей семье (и родительской, и своей)? Покупали ли книги, ходили ли в библиотеку? 2. Какие газеты выписывали?

3. Какие радиопередачи слушали?

4. Ходили ли в кино? Приезжал ли театр?

5. Много ли было у вас друзей? Как вы проводили с ними время?

6. Часто ли ходили в гости?

7. Как часто к вам приходили гости?

8. Устраивали ли вы праздники для детей? Как часто к вам домой друзья?

9. Занимались ли вы самообразованием или получали ли дополнительное образование? Если да, какой был стимул получить дополнительное образование?

10. Какое отношение к религии было среди ваших родственников и знакомых? Посещал ли кто-нибудь из ваших родственников и знакомых мечеть?

11. Отмечали ли религиозные праздники? Как к этому относились остальные?

12. Читали ли религиозную литературу? Какую именно?

13. Ходили ли вы на демонстрации? Доводилось ли носить плакаты?

14. Нравились ли вам эти коллективные мероприятия и праздники?

15. Высмеивались ли какие-то качества других национальностей? Были ли анекдоты о дагестанских и других национальностях и т.д.?

16. Как проходили выборы в местные Советы? Все ли участвовали? Какое было отношение к выборам?

17. Приходилось вам или вашим знакомым судиться? Казался ли советский суд справедливым?

18. Каким было отношение к бывшим военнопленным или людям, жившим в оккупации?

19. Был ли репрессирован кто-либо из ваших знакомых до войны? После войны? Если да, как это повлияло на ваше мировоззрение?

20. Были ли среди ваших знакомых осведомители? Знаете ли вы истории связанные с ними.

21. Были ли вы членом комсомола или партии? Стремились ли вступить в партию? Были ли случаи исключения из комсомола (партии)?

22. Как вы относились к коммунистам? (Если член ВКП(б)) Чувствовали ли вы к себе особое отношение как к коммунисту? Как воспринимали свои обязанности?

23. Как представляли себе жизнь при коммунизме?

24. Как вы относились к всевластию партии? Воспринимали ли его как естественный порядок вещей?

25. Кто из партийных или государственных лидеров вам нравился? Как отнеслись к смерти Сталина вы и ваши знакомые?

26. Каким было ваше общее отношение к фигуре Сталина? Как оно изменилось после его смерти?

27. Был ли в вашем населенном пункте памятник Сталину? Помните, как его сносили?

28. Писали ли письма вождям? По какому поводу? Ждали ли ответа?

29. Кем вы ощущали себя перед войной? Представителем своей национальности, жителем Дагестана, гражданином Советского Союза? После войны?

30. Какой была атмосфера послевоенного советского общества? Что из событий послевоенного времени больше всего повлияло на то, как сложился ваш характер, ваша личность?

 

Студенческий фольклор на родном языке:

1.                Записать песни со студенческой тематикой (привести полные тексты, фрагменты или хотя бы начала песен), бытовавшие как безавторские; переделки популярных песен – со студенческой тематикой;

2.                Записать предэкзаменационные и сессионные приметы, запреты и ритуалы; гадания перед экзаменом;

3.                прозвища студентов, преподавателей (с пояснением их происхождения);

4.                Записать юмористические стишки стихотворные и прозаические дразнилки студентов про свой и другие институты; студенческие анекдоты;

5.                Записать переделанные названия учебных дисциплин; «свои» названия аудиторий, корпусов, кафедр, буфетов и других мест института и общежития;

6.                Записать комические случаи из студенческой жизни; студенческие «приколы», «месть» «вредным» преподавателям? анекдоты, стишки, карикатуры и пр. про выдающихся в том или ином отношении преподавателей и студентов?

7.                Если есть возможность, просьба предоставить фото- и видеоматериалы, запечатлевшие студенческие ритуалы.

 

Легенды

1.                Записать легенды следующих тематических групп:

о потустороннем мире; о местном крае, о мечетях, святых местах, пирах; о прославленных святых, шейхах, устазах; о чудесах, и чудодейственной силе, о чудесных снах, о необычных встречах, чудесных вмешательствах, о силе слова;

2.                Выяснить есть ли в данном селе святое место. Записать рассказы о нем от разных лиц, возрастов, профессий (в том числе от местных служителей культа). Выяснить с какого времени идет слава об этом святом месте, какое событие послужило основой для его прославления, есть ли варианты в объяснении этого события, в чем проявляется благодатное воздействие этого места (исцеление от душевной или телесной болезни). Записать рассказы о пророчествах, связанных с этим святым местом.

 

Народный Коран

Записывая коранические сказания, необходимо выяснить когда их рассказывали? Рассказывают ли их детям? Любят ли их слушать дети? Пугаются ли? Чему учат эти рассказы? Верят ли в них как в реальность? Рассказывают ли сейчас как подлинные случаи. В ходе сбора религиозного фольклора нужно также собрать или сделать копии памятников религиозной литературы.

Следующие на вопросы помогут «разговорить» информаторов:

1.                Что такое Коран, на каком языке, кем и когда он написан, из каких частей состоит? О чём в ней говорится?

2.                Использовали ли Коран при гаданиях? Как?

3.                Что будет с человеком, который прочтет Коран до конца?

4.                В каких обрядах использовали Коран (например, Коран клали у изголовья новорожденного)?

5.                Что было до того, как возник мир? Кто сотворил мир? Как? Из чего создавался мир?

6.                Как появились люди? Кто были первые люди? Кто такие Адам и Ева? Они появились одновременно, или кто-то из них раньше? Какой грех совершили Адам и Ева? Как и где жили Адам и Ева после грехопадения?

7.                 Запишите историю Иблиса. Из чего создан Иблис? Джины? Почему он был низвергнут?

8.                Запишите рассказы о жизни Мухаммеда, о его детстве, о чудесах и деяниях, о его семейной жизни, о его борьбе за веру, о его миссии.

9.                Почему произошел всемирный потоп? Как люди и звери спаслись от потопа? рассказы о том, как: Нух строил ковчег?

10.          Запишите сказания о Худе, о верблюдице Салиха, об «опрокинутом» городе Лута, сказания о Шуайбе – посланнике к «владельцам рощи» о «жертвоприношение Ибрагима», о красавце Иосифе?

11.          Запишите сказания Мусе: где родился, кто были его родители, как умер, про его жезл; кому он перешёл его смерти.

12.          Запишите рассказы: о детстве Исы; о его чудесах, о распятии и воскресении Исы; о том, как стало известно, что он воскрес. Кто был Иса (сам Бог, пророк, обыкновенный человек)? Его национальность? Где он родился? Почему? Кто при этом присутствовал?

13.          Запишите рассказы о пророках: Идрисе, Ильясе, Аюбе, Юнусе, Узайре, о Дауде и Сулеймане.

14.          Кто такие ажуж-мажуж?

15.          Запишите рассказы о Судном дне, аде и рае, о висячем мосте Сират и т.д.

16.          Запишите сказания о конце света. Когда будет конец света? Каковы признаки его приближения? Кто такой Магди? Когда он появится? Откуда и по чьему действию?

 

Демонологические рассказы

Записать былички (рассказы о домовых, русалках, духах, джинах, шайтанах и т.д.). Выяснить когда их рассказывали? Рассказывают ли их детям? Любят ли их слушать дети? Пугаются ли? Чему учат эти рассказы? Рассказывают ли сейчас как подлинные случаи. Верят ли в них как в реальность? Имеют ли они свой опыт или ссылаются на кого то? Обязательно устанавливать в какое время суток происходит встреча(время суток, давно или недавно, было в прошлом или происходит в наши дни? Записывая тексты, каждый раз необходимо спрашивать верят ли они в то, что рассказывают. Было ли таких встреч раньше больше чем теперь? Почему? Интерес к таким рассказам  стал больше или напротив меньше? Лучше всего собрать несколько человек и записывать их рассказы.

 

Рассказы о снах и видениях

Спросить снились ли вещие сны, которые сбылись? Какую они имели окраску позитивную или негативную. Происходили ли во сне встречи с ангелами? С джинами? Имели ли такие сны последствия? Снились ли сны, связанные с покойниками? Приходит дух умершего родственника и предсказывает события, двум или нескольким членам семьи снится один и тот же сон. Как выглядит покойник? Похож ли он на себя или является бестелесным существом? Какие сюжеты наиболее часто встречаются (просят о чем либо, рассказывают о чем-либо, предостерегают от чего то, предсказывают события)? Предсказания рождения, смерти, брака, сделанные предками, сбывшиеся гадания.

1.                Спросить как сейчас разгадывают сны? Обращаются к сонникам или прибегают к помощи знакомых знахарок.

2.                Записать рассказы о родственниках обладающих сверхъестественных способностях.

 

Рассказы о прозвищах

1.                Каждый ли человек, живущий в деревне, имеет прозвище? Если нет, то каким категориям лиц и почему их дают? Различается ли характер прозвищ по половозрастному принципу («детские» / «взрослые», «мужские» / «женские», и пр.)? Меняется ли прозвище при переходе человека из одной возрастной (социальной, профессиональной, пр.) группы в другую? Каким образом? Может ли один человек иметь несколько прозвищ (семейное, школьное, уличное, пр.) и если да, в каких случаях и почему?

2.                Кто придумывает прозвища? Как образуются прозвища? Чем они мотивируются: физическими особенностями человека (ростом, телосложением, цветом волос, прической, красотой, физическими недостатками, болезнями, походкой), возрастом; особенностями речи (фонетическими, лексическими, фразеологическими, недостатками речи, пр.), психическими свойствами и чертами характера; привычками; родом занятий, уровнем профессиональных знаний и умений, отношением к труду; собственным именем, фамилией или именем, фамилией родных и близких; особенностями быта; социальным статусом и материальным положением; местом жительства (прошлым, настоящим, временным); чрезвычайным происшествием, случившимся с прозываемым?

3.                Есть ли прозвища, содержащие не одну, а несколько из вышеназванных характеристик?

4.                Может ли индивидуальное прозвище перейти «по наследству» от родителей к детям и стать семейно-родовым? В каких случаях? Какие при этом происходят с ним изменения и почему?

5.                Может ли прозвище изменить свой «половой» статус: перейти то мужчины к женщине (и наоборот)? В каких случаях это допустимо?

6.                В каких ситуациях и с какой целью употребляются прозвища?   От чего это зависит?

7.                Как чаще называют человека окружающие – по имени или по прозвищу? Почему? Как употребляются прозвища – открыто или «за глаза»? Почему?

8.                Как к прозвищам относятся их носители и окружающие? Чем это определяется?

9.                Изменилась ли сфера употребления и способы образования прозвищ в наши дни по сравнению с прошлым, и если да, то в чем именно?

10.          Какие типы коллективных прозвищ существуют в данной местности: территориальные, селенческие (охватывающие жителей разных типов селений – села, поселка, районного центра), этнические, семейно-родовые, конфессиональные, профессиональные, пр.?

11.          Существуют ли «детские» коллективные прозвища? Какие группы детей они объединяют? Отличаются ли они от «взрослых» прозвищ, и  если да, то чем?

12.          Кто придумывает коллективные прозвища? Как образуются коллективные прозвища? Чем они мотивируются: этнической принадлежностью; антропологическими особенностями; психическими свойствами и чертами характера; диалектом; промыслово-хозяйственной деятельностью; особенностями быта; религиозным сознанием; местом жительства (растительным и животным миром, характером вписывания в природный ландшафт, культовыми, бытовыми и природными объектами, расположенными вблизи поселений); чрезвычайными происшествиями, случившимися с данной группой людей?

13.          С какой целью в данной традиции употребляются коллективные прозвища: служат средством самоидентификации / идентификации, пр.? Употребляются ли традиционные коллективные прозвища в наши дни? Какие именно? С какой целью? Создаются ли новые прозвища?

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»