1.Понятие «социальный институт», его признаки и виды
Термин «институт» (от латинского слова «institutum») – установление, учреждение. Термин «социальный институт» предложил науке английский ученый Г.Спенсер.
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей
Способы определения социальных институтов – материальные, формальные и функциональные
Институционализация – процесс упорядочения и формализации социальных связей
Признаки социальных институтов:
-регламентация взаимоотношений, разделение функций и прав участников взаимодействия;
-разделение труда, профессионализация;
-учреждения, средства, ресурсы, культурные символы;
-кодекс поведения (устный, письменный), идеология
Функции социальных институтов:
-воспроизводственная (воспроизводство и закрепление общественных отношений);
-регулятивная (регулирование взаимоотношений);
-интегративная (сплочение, консолидация общества);
-транслирующая (передача социального опыта)
-коммуникативная (распространение информации, произведенной в институте, как внутри института, так и в другие институты)
Дисфункция в деятельности социального института выражается в неясности целей института, в неопределенности функций, в недостатке материальных средств, подготовленных специалистов
Взаимосвязи между институтами осуществляются в форме сотрудничества, конфликта и институциональной автономии
Управление социальными институтами осуществляют бюрократы и
-интеллектуалы
Виды социальных институтов:
-экономические институты (бизнес, организация труда);
-политические институты (государство, партии);
-культурно-воспитательные институты (школа, культурное учреждение)
Термин «организация» означает сообщать, устраивать.
Термин «организация» имеет несколько значений:
Организация – объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей.
Организация – процесс, направленный на объект
Организация – характеристика степени упорядоченности объекта
Социальная организация – система отношений, объединяющих определенное число индивидов (групп) для достижения определенной цели
Основные черты социальной организации:
-целевая общность;
-формализация отношений (это система социальных статусов и ролей);
-разделение труда (управленцы, управляемые);
-наличие специальных механизмов и средств регулирования деятельности организации
Элементы организации:
-социальная структура – совокупность взаимосвязанных ролей, взаимоотношений;
-цели организации – программа общих действий;
-члены организации – совокупность индивидов, обладающих набором качеств и навыков, позволяющих им занимать определенную позицию в структуре организации;
-технология – это система полезных и наиболее рациональных действий, необходимых для функционирования организации (ремесленная технология, инженерная технология);
-внешнее окружение (физическое, технологическое, культурное, социальное)
Типы организаций:
В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности:
производственные, политические, социальные
По степени формализации отношений: формальные и неформальные
Недостатки организаций:
-неопределенность – цели или средства могут быть не определены
-сложность – количество уровней власти, количество должностей рядовых сотрудников, размер, техническая оснащенность, конкуренция, использование профессионалов
Конфликты в организации между различными отделами, между сотрудниками одного отдела, по поводу вознаграждения.
2.Управление организациями
Управление организацией – обеспечение направленной деятельности организации
Современная система управленческих функций состоит из следующих компонентов:
-интеграция членов организации, распределение ресурсов;
-предупреждение нарушений, ведение переговоров;
-проведение инноваций, планирование;
-контроль и направление действий подчиненных
Бюрократическая администрация – особая группа людей, занимающаяся управлением.
Бюрократия (от французского слова бюро - офис) – организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями.
М.Вебер выделил характерные черты идеального типа бюрократии:
-разделение труда, иерархия должностей (порядок подчинения);
-публичный офис, процедура подготовки должностных лиц;
-штатные сотрудники, режим работы;
-деятельность основана на служебной дисциплине, подлежит контролю
Отрицательные качества бюрократии:
-требование личной безопасности; защита своего положения;
-отсутствие эффективности в принятии решений;
-кастовость, замкнутость, отсутствие творчества
Любая структура в бюрократической системе имеет форму пирамиды:
вершина – руководители высшего звена, основание – конечные исполнители
Вертикальная структура управления
(между руководством и исполнителями существуют промежуточные слои)
Горизонтальная структура управления
(исполнители непосредственно подчиняются одному руководителю)
Линейно-штабная структура управления (начало XX века)
Различные отделы предприятия образуют своего рода штаб, задача которого
консультация руководителей высшего звена и обслуживание линейных подразделений
Различают следующие виды управленческих решений:
-жестко детерминированные и инициативные;
-реорганизационные;
-разовые, долгосрочные, постоянные;
-единоличные, групповые
Руководство – работа руководителя с подчиненными в непосредственном контакте
Различают три стиля руководства – авторитарный, демократический и пассивный (слабый). Стиль руководства зависит от индивидуальных характеристик руководителя (культуры, характера, знаний), от коллектива, от профессии, от региона, от социальной категории
Два способа воздействия руководителя на подчиненных – прямой (приказ)
и опосредованный, мотивирующий (материальные, моральные стимулы)
С управлением также связаны понятия:
-социальное регулирование – целенаправленное управляющее воздействие на объект;
-социальная самоорганизация – проявление спонтанных процессов в обществе;
-самоуправление – участие всех членов организации в работе органа управления
Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении
3 компонентов:
-целенаправленное управляющее воздействие;
-социальная самоорганизация;
-организационный порядок
Основные проблемы управления в современный период
Проблема управления техническими и организационными нововведениями
Традиционные проблемы – соединение личностных, групповых и организационных интересов
Компоненты эффективного управления организацией:
1.Организационно-правовая форма каждой организации должна отвечать нормам и требованиям государственного законодательства
2.Вознаграждение персонала (временное, справедливое, соотнесенное с коллективом, качеством и эффективностью труда)
3.Объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, служебным ожиданиям, притязаниям, профессиональному мнению подчиненных
4.Учет формальной (официальной) и неформальной структуры коллектива, налаживание способов их согласования
Для реализации социальных технологий эффективного управления организацией необходима гибкая работа с персоналом организации
1.Ресурсная ориентация (использование индивидуальных способностей и профессиональных компетенций)
2.Интеграция интересов, стремлений сотрудников с целями и задачами организации
3.Решение проблем совместными усилиями, кооперативный стиль работы
4.Кадровая грамотность