СОЦИОЛОГИЯ

Тема 6.Социальные институты и социальные организации

 

 1.Понятие «социальный институт», его признаки и виды

Термин «институт» (от латинского слова «institutum»)  – установление, учреждение. Термин «социальный институт» предложил науке английский ученый Г.Спенсер.

Социальные институты  – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей

Способы определения социальных институтов – материальные, формальные и функциональные

Институционализация  – процесс упорядочения и формализации социальных связей

Признаки социальных институтов:

-регламентация взаимоотношений, разделение функций и прав участников взаимодействия;

-разделение труда, профессионализация;

-учреждения, средства, ресурсы, культурные символы;

-кодекс поведения (устный, письменный), идеология

Функции социальных институтов:

-воспроизводственная (воспроизводство и закрепление общественных отношений);

-регулятивная (регулирование взаимоотношений);

-интегративная (сплочение, консолидация общества);

-транслирующая (передача социального опыта)

-коммуникативная (распространение информации, произведенной в институте, как внутри института, так и в другие институты)

Дисфункция в деятельности социального института выражается в неясности целей института, в неопределенности функций, в недостатке материальных средств, подготовленных специалистов

Взаимосвязи между институтами  осуществляются в форме сотрудничества, конфликта и институциональной автономии

Управление социальными институтами осуществляют бюрократы и

-интеллектуалы

Виды социальных институтов:

-экономические институты (бизнес, организация труда);

-политические институты (государство, партии);

-культурно-воспитательные институты (школа, культурное учреждение)

Термин «организация» означает сообщать, устраивать.

Термин «организация» имеет несколько значений:

Организация  – объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей.

Организация  – процесс, направленный на объект

Организация – характеристика степени упорядоченности объекта

Социальная организация  – система отношений, объединяющих определенное число индивидов (групп) для достижения определенной цели

Основные черты социальной организации:

-целевая общность;

-формализация отношений (это система социальных статусов и ролей);

-разделение труда (управленцы, управляемые);

-наличие специальных механизмов и средств  регулирования деятельности организации

Элементы организации:

-социальная структура – совокупность взаимосвязанных ролей, взаимоотношений;

-цели организации  – программа общих действий;

-члены организации  – совокупность индивидов, обладающих набором качеств и навыков, позволяющих им занимать определенную позицию в структуре организации;

-технология  – это система полезных и наиболее рациональных действий, необходимых для функционирования организации (ремесленная технология, инженерная технология);

-внешнее окружение (физическое, технологическое, культурное, социальное)

Типы организаций:

В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности:

производственные, политические, социальные

По степени формализации отношений: формальные и неформальные

Недостатки организаций:

-неопределенность – цели или средства могут быть не определены

-сложность – количество уровней власти, количество должностей  рядовых сотрудников, размер, техническая оснащенность, конкуренция, использование профессионалов

Конфликты в организации между различными отделами, между сотрудниками одного отдела, по поводу вознаграждения.

2.Управление организациями

Управление организацией – обеспечение направленной деятельности организации

Современная система управленческих функций состоит из следующих компонентов:

-интеграция членов организации, распределение ресурсов;

-предупреждение нарушений, ведение переговоров;

-проведение инноваций, планирование;

-контроль и направление действий подчиненных

Бюрократическая администрация  – особая группа людей, занимающаяся управлением.

Бюрократия (от французского слова бюро - офис)  – организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями.

М.Вебер выделил характерные черты идеального типа бюрократии:

-разделение труда, иерархия должностей (порядок подчинения);

-публичный офис, процедура подготовки должностных лиц;

-штатные сотрудники, режим работы;

-деятельность основана на служебной дисциплине, подлежит контролю

Отрицательные качества бюрократии:

-требование личной безопасности; защита своего положения;

-отсутствие эффективности в принятии решений;

-кастовость, замкнутость, отсутствие творчества

Любая структура  в бюрократической системе имеет форму пирамиды:

вершина  – руководители высшего звена, основание  – конечные исполнители

Вертикальная структура управления

(между руководством и исполнителями существуют промежуточные слои)

Горизонтальная структура управления

(исполнители непосредственно подчиняются одному руководителю)

Линейно-штабная структура управления (начало XX века)

Различные отделы предприятия образуют своего рода штаб, задача которого

консультация руководителей высшего звена  и обслуживание линейных подразделений

Различают следующие виды управленческих решений:

-жестко детерминированные и инициативные;

-реорганизационные;

-разовые, долгосрочные, постоянные;

-единоличные, групповые

Руководство  – работа руководителя с подчиненными в непосредственном контакте

Различают три стиля руководства – авторитарный, демократический и пассивный (слабый). Стиль руководства зависит от индивидуальных характеристик руководителя (культуры, характера, знаний), от коллектива, от профессии, от региона, от социальной категории

Два способа воздействия руководителя на подчиненных – прямой (приказ)

и опосредованный, мотивирующий (материальные, моральные стимулы)

С управлением также связаны понятия:

-социальное регулирование  – целенаправленное управляющее воздействие на объект;

-социальная самоорганизация – проявление спонтанных процессов в обществе;

-самоуправление  – участие всех членов организации в работе органа управления

Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении

3 компонентов:

-целенаправленное управляющее воздействие;

-социальная самоорганизация;

-организационный порядок

Основные проблемы управления в современный период

Проблема управления техническими и организационными нововведениями

Традиционные проблемы – соединение личностных, групповых и организационных интересов

Компоненты эффективного управления организацией:

1.Организационно-правовая форма каждой организации должна отвечать нормам и требованиям государственного законодательства

2.Вознаграждение персонала (временное, справедливое, соотнесенное с коллективом, качеством и эффективностью труда)

3.Объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, служебным ожиданиям, притязаниям, профессиональному мнению подчиненных

4.Учет формальной (официальной) и неформальной структуры коллектива, налаживание способов их согласования

Для реализации социальных технологий эффективного управления организацией необходима гибкая работа с персоналом организации

1.Ресурсная ориентация (использование индивидуальных способностей и профессиональных компетенций)

2.Интеграция интересов, стремлений сотрудников с целями и задачами организации

3.Решение проблем совместными усилиями, кооперативный стиль работы

4.Кадровая грамотность

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»