1.Социологическая концепция личности
Задача социологии – исследование поведения людей, воздействующих друг на друга
Человек (homo sapiens) – наиболее общее понятие для обозначения особи, относящейся к человеческому роду
Человек – предмет исследования философии, антропологии, культурологии.
В социологии человек – это субъект и объект общественных отношений
Существует множество различных концепций возникновения жизни:
Религиозно-идеалистические концепции утверждают, что жизнь как результат божественного творения, что человек создан Богом из неживой материи и наделен душой. Получила распространение концепция спонтанного зарождения жизни из неживой материи. Согласно концепции стационарного состояния жизнь существовала всегда. «Семена жизни», метеориты и кометы – «предшественники живого», считают сторонники концепции случайного занесения жизни на Землю.
Концепции биохимической эволюции (социал-дарвинизм) утверждает, что жизнь есть результат биохимических процессов, что человек – результат линейной биологической эволюции. Эволюция – приспособление биологических видов к условиям окружающей среды и зарождение все более сложно устроенных организмов
В основе современной теории эволюции лежит теория эволюции Ч.Дарвина и достижения генетики и современной биологии. Ч.Дарвин выделил следующие факторы эволюционного развития живых организмов – изменчивость, наследственность, естественный отбор
Современная наука выдвигает следующие мутагенные факторы для объяснения эволюции биологического вида от далеких предков к современному человеку:
-радиация, сейсмическая активность Земли;
-периодические похолодания и оледенения;
-космические излучения
Человек как биосоциальное существо
Биологическое начало включает:
-фенотип (тело человека с его морфологическими особенностями);
-генотип, тип высшей нервной деятельности (темперамент);
-задатки, безусловные рефлексы и инстинкты;
-естественные потребности человеческого организма
Социальное начало включает:
-характер, способности, сознание, самосознание;
-мировоззрение, убеждения, нравственные и эстетические ориентации;
-трудовые навыки, нормы общения
Современная наука использует социобиологический подход
В рамках комплексного, или интегративного, подхода выделяются следующие родовые признаки человека:
-человек – высшее общественное живое существо;
-человек обладает способностью мыслить;
-человек обладает способностью к творческому преобразованию природы
Личность – устойчивая система культурно и социально значимых черт индивида, проявляющихся в его деятельности. Личность – социализированный индивидуальный субъект
Личность – предмет изучения социологии и социальной психологии
В современной науке существуют различные подходы к определению личности.
Формально-логический подход определяет личность через родовое понятие «человек», к которому добавляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Диалектико-логический подход рассматривает как особенное, взятое в социальном аспекте. Человек – общее понятие, личность – особенное понятие.
Философский подход определяет личность как субъект деятельности, познания, творчества. Психологический подход рассматривает личность как устойчивую целостность психических процессов, свойств, отношений
Социологический подход рассматривает личность как совокупность общественных отношений, как продукт общества
Социология
-изучает взаимосвязи личности и общества, личности и группы;
-исследует механизмы регуляции социального поведения личности;
-изучает деятельность личности в различных сферах;
-анализирует отношение личности к разным видам деятельности
Социологический аспект личности включает социальную роль, ментальность, социальные взаимодействия, социальный статус
Поведение человека обусловлено различными факторами:
-физические и химические
(свет, звук, цвет, влажность, климат, рельеф местности, характер почвы)
-распределение воды и суши, смена времен года, чередование дня и ночи
-биологические
(биологические потребности, наследственность, привычки, рефлексы)
-социально-психические (П.А.Сорокин)
(идеи, чувства, материальная культура, духовная атмосфера, власть)
В переходные, кризисные периоды развития общества нарушается баланс интересов личности и уменьшается ее социальная защищенность.
В подобной ситуации человек ориентируется на индивидуальную вертикальную мобильность, усиливается групповой эгоизм и социальное сравнение
В каждой культуре созданы определенные представления о том, каким должен быть идеал человека.
2.Социализация личности
Социализация – процесс усвоения индивидом норм его группы, формирование собственного «я».
Процесс социализации – предмет изучения психологии и социологии.
Психология изучает психологическое «я» индивида, начиная с младенчества, а также процесс ранней социализации
Социология исследует социокультурный слой компонентов личности (ценности, нормы, образцы, роли, статусы)
Различают следующие стадии социализации личности
-ранняя стадия (от рождения до поступления в школу);
-обучение (школа, общее, профессиональное образование);
-социальная зрелость;
-завершение жизненного цикла, смерть
Эти стадии соответствуют возрастной периодизации человеческой жизни:
детство, юность, зрелость, старость
Существуют научные объяснения процесса социализации
Теория «зеркального «я» (Ч.Кули ) утверждает, что человеческое «я» открывается через реакции других. Социальное зеркало постоянно изменяется
Теория «обобщенного другого» (Дж. Мид) полагает, что ценности и стандарты поведения некоторой группы оказывают решающее воздействие на поведение личности.
Теория «значимого другого» (А.Халлер) определяющую роль в процессе социализации отводит «значимому другому», то есть личности, одобрения которой конкретный индивид добивается
Агенты социализации – конкретные люди и социальные институты
Социализация происходит в течение всей жизни человека
Процесс социализации распадается на 2 этапа
-десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения
-ресоциализация – обучение новым ценностям, нормам, образцам поведения
Десоциализация и ресоциализация – две стороны процесса взрослой или продолженной социализации
В экстремальных условиях десоциализация может превратиться в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной.
Американский социолог И.Гоффман выделил признаки ресоциализации в экстремальных условиях:
-изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетки, спецпропуск);
-постоянное общение с одними и теми же людьми;
-утрата прежней идентификации (через ритуал переодевания в спец.форму);
-замена старого имени на «номер» и получение статуса (заключенный)
-замена старой обстановки на новую, обезличенную обстановку;
-отвыкание от старых привычек, привыкание к новым правилам;
-утрата свободы действий
В подобных условиях индивид деградирует, так как первичная социализация не подготовила его к выживанию в таких условиях, происходит так называемый «надлом» духа.
В социализации личности важную роль выполняют чувства идентичности и самоуважения
Идентичность – ощущение собственной уникальной индивидуальности
Уровни идентификации: общечеловеческий, групповой, индивидуальный.
Иногда люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии и роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает на нее влияние.
Самоуважение социально обусловлено. Агенты и институты социализации должны способствовать становлению у ребенка чувства собственного достоинства. В противном случае у него развивается комплекс неполноценности, на котором основано отклоняющееся поведение.
На процесс социализации воздействуют классовые, расовые, этнические и культурные различия
Социализация не удается в ситуации психического заболевания и применения неправильных методов воспитания