1.Прикладное социологическое исследование и его виды
Прикладная социология – совокупность социологических теорий с методами, техникой и процедурами эмпирического социологического исследования, результаты которого реализуются в социальной технологии
Структура прикладной социологии:
-специальные социологические теории раскрывают содержание взаимодействий между целостной системой общества и ее подсистемами
(социология труда, социология молодежи, социология культуры, теории социальных движений);
-отраслевые теории формируются на стыке социологии с другими науками
экономическая социология, политическая социология, социология религии
Метод в прикладной социологии – совокупность основных приемов сбора, обработки и анализа эмпирических данных
Техника социологического исследования – общая система действий и способов организации социологического исследования
Процедура социологического исследования – последовательность всех операций, каждая из которых основана на определенной технике
Социальная технология
-специальная область прикладной социологии о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;
-способ эффективного осуществления деятельности на основе ее рационального разделения на процедуры и операции;
-метод управления социальными процессами, позволяющий достигать определенную цель
Функции прикладной социологии:
Познавательная функция (изучение сущности процессов, раскрытие динамики их развития)
Информационная функция (информация о социальных объектах)
Диагностическая функция (изучение причин социальной напряженности)
Созидательно-преобразующая (инновационная) функция
Технологизация социального пространства
(разработка и применение социальных технологий, методов выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы)
Социологическое исследование – система методологических, методических и организационно-технических процедур, которые используются для получения информации об изучаемом социальном процессе
Информационно-поисковая работа включает определение информационной базы (справочники, каталоги, книги, банки данных) и выбор методов получения информации, изучение опыта коллег
Виды социологических исследований
В зависимости от глубины анализа социальной проблемы: разведывательное,
описательное, аналитическое
В зависимости от изучения предмета в статике и в динамике:
разовое и повторное
Виды повторных исследований: лонгитюдные (длительное изучение одной совокупности лиц), когортные (изучение лиц одного возраста – поколение), трендовые (анализ тенденции), панельные (изучение через определенный интервал времени по единой программе на одной и той же выборке)
По масштабности: международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные
В зависимости от применяемого метода: анализ документов, социологическое наблюдение, эксперимент, социологический опрос
Особая разновидность исследования – полевое исследование
(изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях)
Виды планов исследования:
-поисковый (цель – формулирование проблемы, гипотезы);
-описательный (цель – проверка гипотезы);
-экспериментальный (цель – установление причинно-следственных связей объекта)
Выбор определенного вида исследования обусловлен целью, практической или научной целесообразностью исследования, сущностью и особенностью изучаемого явления
2.Программа социологического исследования: методология и методика
Программа – это изложение общей концепции исследовательского проекта, поэтапное программирование и правила процедур исследовательской деятельности
Методологический раздел программы включает следующие разделы:
1.Формулирование проблемы и ее обоснование
Выделение главных и второстепенных факторов
Определение теоретической или практической направленности исследования
Формулирование проблемы – определение ясных вопросов и установок
Изучение ближайших и отдаленных возможностей решения проблемы
2.Определение объекта и предмета исследования
Объект – это общность людей, условия, в которых осуществляется их деятельность. Предмет – стороны, свойства объекта, которые необходимо исследовать. Цель – общая направленность исследования, проект действия и его результат. Задачи конкретизируют цель, определяют средства ее достижения. Интерпретация понятий – операция обозначения понятия
3.Формулирование гипотезы
Установление истинности или ложности гипотезы
Надежность гипотезы, ее соответствие принципам теории научного познания
Согласованность с проблемой, целью, с теориями, истинность которых уже доказана. Доступность проверке в процессе социологического исследования
Методический раздел программы включает следующие разделы:
1.Определение выборки (выборочной совокупности)
2.Обоснование методов сбора эмпирических данных
Выборка – процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных, чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений.
Преимущества выборочного обследования:
-сокращение затрат на сбор и обработку информации
-большая оперативность, широкая область применения
Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять основные параметры генеральной совокупности
Процедура формирования выборки:
-определение генеральной совокупности, целевой группы, из которой будет произведена выборка для исследования;
-определение объема выборки (основного массива), 10% от ГС, но не более 2000 - 2500 человек;
-непосредственное формирование выборочной совокупности, выбор конкретных людей для опроса
Основные методы выборки:
Метод квотной выборки (отбор людей с определенным набором характеристик – профессия, образование, возраст)
Метод систематической выборки (отбор респондентов через равные промежутки – 10-го, 20-го)
Метод стратифицированной выборки (разделение ГС на более однородные части: рабочие и ИТР, служащие)
Метод многоступенчатой выборки (отбор группы элементов из ГС, затем – выбор элементов внутри выделенных групп)
Метод основного массива (опрос 60-70% всей ГС)
Методы сбора эмпирических данных:
1.Наблюдение – метод сбора информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях
Виды наблюдений:
По степени формализации различают контролируемое (элементы наблюдения заранее определены, инструкции наблюдателю) и неконтролируемое (элементы наблюдения определяются в ходе наблюдения)
По положению наблюдателя по отношению к объекту различают
включенное (наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемым) и невключенное (исследователь находится вне изучаемого объекта)
По условиям организации различают полевое (реальная жизненная ситуация)
и лабораторное (искусственно созданные условия – эксперимент)
По продолжительности различают одномоментное и панельное
По регулярности проведения различают систематическое и случайное
2.Анализ документов
Документ – средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах и явлениях
Виды документов:
В зависимости от способа фиксации информации различают письменные, иконографические документы
В зависимости от статуса (авторства) различают официальные – планы и неофициальные – письма, дневники
В зависимости от содержания различают исторические, правовые, экономические документы
По степени близости к информации различают первичные – стенограммы и вторичные – справки
Методы анализа документов
Традиционные (понимание, осмысление, источниковедческие)
Формализованные (контент-анализ – количественный анализ, памятка-вопросник)
3.Социологический опрос – это письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение к респонденту с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает изучаемую проблему
Социологический опрос используется в случаях, когда источник информации – участники изучаемых явлений, для получения сведений о событиях, фактах, оценках опрашиваемых, при изучении потребностей, интересов, ценностных ориентаций, в ситуации слабой обеспеченности статистической информацией, в ситуации, когда явления малодоступны непосредственному наблюдению
Виды социологического опроса:
Письменный (анкетный) и устный (интервью)
Заочный (почтовые, телефонные, прессовые) и очный (личный)
Экспертный опрос
Социометрия – сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанного членами малой группы по тому или иному критерию (надежность, дружеская предрасположенность)
Обработка и анализ результатов социологического исследования
1.Редактирование информации – проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения; выбраковка некачественно заполненных анкет
(отсутствие ответов более чем на 20% вопросов, наличие противоречивых ответов)
2.Кодирование информации – перевод на язык формализованной обработки и анализа
3.Статистический анализ – использование математических методов, технических средств
4.Машинная обработка, составление таблиц, графиков
5.Составление отчетов, приложений к ним и аналитической справки
Отчет включает:
-обоснование актуальности исследования, его характеристика;
-цели, задачи, выборочная совокупность;
-анализ эмпирического материала;
-теоретические выводы и практические рекомендации.