СОЦИОЛОГИЯ

Тема 9.Методология и методика социологического исследования

 

1.Прикладное социологическое исследование и его виды

Прикладная социология – совокупность социологических теорий с методами, техникой и процедурами эмпирического социологического исследования, результаты которого реализуются в социальной технологии

Структура прикладной социологии:

-специальные социологические теории раскрывают содержание взаимодействий между целостной системой общества и ее подсистемами

(социология труда, социология молодежи, социология культуры, теории социальных движений);

-отраслевые теории формируются на стыке социологии с другими науками

экономическая социология, политическая социология, социология религии

Метод в прикладной социологии – совокупность основных приемов сбора, обработки и анализа эмпирических данных

Техника социологического исследования – общая система действий и способов организации социологического исследования

Процедура социологического исследования – последовательность всех операций, каждая из которых основана на определенной технике

Социальная технология

-специальная область прикладной социологии о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;

-способ эффективного осуществления деятельности на основе ее рационального разделения на процедуры и операции;

-метод управления социальными процессами, позволяющий достигать определенную цель

Функции прикладной социологии:

Познавательная функция (изучение сущности процессов, раскрытие динамики их развития)

Информационная функция (информация о социальных объектах)

Диагностическая функция (изучение причин социальной напряженности)

Созидательно-преобразующая (инновационная) функция

Технологизация социального пространства

(разработка и применение социальных технологий, методов выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы)

Социологическое исследование – система методологических, методических и организационно-технических процедур, которые используются для получения информации об изучаемом социальном процессе

Информационно-поисковая работа включает определение информационной базы (справочники, каталоги, книги, банки данных) и выбор методов получения  информации, изучение опыта коллег

Виды социологических исследований

В зависимости от глубины анализа социальной проблемы: разведывательное,

описательное, аналитическое

В зависимости от изучения предмета в статике и в динамике:

разовое  и повторное

Виды повторных исследований: лонгитюдные (длительное изучение одной совокупности лиц), когортные (изучение лиц одного возраста – поколение), трендовые (анализ тенденции), панельные (изучение через определенный интервал времени по единой программе на одной и той же выборке)

По масштабности: международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные

В зависимости от применяемого метода: анализ документов, социологическое наблюдение, эксперимент, социологический опрос

Особая разновидность исследования – полевое исследование

(изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях)

Виды планов исследования:

-поисковый (цель – формулирование проблемы, гипотезы);

-описательный (цель – проверка гипотезы);

-экспериментальный (цель – установление причинно-следственных связей объекта)

Выбор определенного вида исследования обусловлен целью, практической или научной целесообразностью исследования, сущностью и особенностью изучаемого явления

2.Программа социологического исследования: методология и методика

Программа – это изложение общей концепции исследовательского проекта, поэтапное программирование и правила процедур исследовательской деятельности

Методологический раздел программы включает следующие разделы:

1.Формулирование проблемы и ее обоснование

Выделение главных и второстепенных факторов

Определение теоретической или практической направленности исследования

Формулирование проблемы – определение ясных вопросов и установок

Изучение ближайших и отдаленных возможностей решения проблемы

2.Определение объекта и предмета исследования

Объект – это общность людей, условия, в которых осуществляется их деятельность. Предмет – стороны, свойства объекта, которые необходимо исследовать. Цель – общая направленность исследования, проект действия и его результат. Задачи конкретизируют цель, определяют средства ее достижения. Интерпретация понятий – операция обозначения понятия

3.Формулирование гипотезы

Установление истинности или ложности гипотезы

Надежность гипотезы, ее соответствие принципам теории научного познания

Согласованность с проблемой, целью, с теориями, истинность которых уже доказана. Доступность проверке в процессе социологического исследования

Методический раздел программы включает следующие разделы:

1.Определение выборки (выборочной совокупности)

2.Обоснование методов сбора эмпирических данных

Выборка – процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных, чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений.

Преимущества выборочного обследования:

-сокращение затрат на сбор и обработку информации

-большая оперативность, широкая область применения

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять основные параметры генеральной совокупности

Процедура формирования выборки:

-определение генеральной совокупности, целевой группы, из которой будет произведена выборка для исследования;

-определение объема выборки (основного массива), 10% от ГС, но не более 2000 - 2500 человек;

-непосредственное формирование выборочной совокупности, выбор конкретных людей для опроса

Основные методы выборки:

Метод квотной выборки (отбор людей с определенным набором характеристик – профессия, образование, возраст)

Метод систематической выборки (отбор респондентов через равные промежутки – 10-го, 20-го)

Метод стратифицированной выборки (разделение ГС на более однородные части: рабочие и ИТР, служащие)

Метод многоступенчатой выборки (отбор группы элементов из ГС, затем – выбор элементов внутри выделенных групп)

Метод основного массива (опрос 60-70% всей ГС)

Методы сбора эмпирических данных:

1.Наблюдение – метод сбора информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях

Виды наблюдений:

По степени формализации различают контролируемое (элементы наблюдения заранее определены, инструкции наблюдателю) и неконтролируемое (элементы наблюдения определяются в ходе наблюдения)

По положению наблюдателя по отношению к объекту различают

включенное (наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемым)  и невключенное (исследователь находится вне изучаемого объекта)

По условиям организации различают полевое (реальная жизненная ситуация)

и лабораторное (искусственно созданные условия – эксперимент)

По продолжительности различают одномоментное и панельное

По регулярности проведения различают систематическое и случайное

2.Анализ документов

Документ – средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах и явлениях

Виды документов:

В зависимости от способа фиксации информации различают письменные, иконографические документы

В зависимости от статуса (авторства) различают официальные – планы и неофициальные – письма, дневники

В зависимости от содержания различают исторические, правовые, экономические документы
По степени близости к информации  различают первичные – стенограммы и вторичные – справки

Методы анализа документов

Традиционные (понимание, осмысление, источниковедческие)

Формализованные (контент-анализ – количественный анализ,  памятка-вопросник)

3.Социологический опрос – это письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение к респонденту с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает изучаемую проблему

Социологический опрос используется в случаях, когда источник информации – участники изучаемых явлений, для получения сведений о событиях, фактах, оценках опрашиваемых, при изучении потребностей, интересов, ценностных ориентаций, в ситуации слабой обеспеченности статистической информацией, в ситуации, когда явления малодоступны непосредственному наблюдению

Виды социологического опроса:

Письменный (анкетный) и устный (интервью)

Заочный (почтовые, телефонные, прессовые) и очный (личный)

Экспертный опрос

Социометрия – сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанного членами малой группы по тому или иному критерию (надежность, дружеская предрасположенность)

Обработка и анализ результатов социологического исследования

1.Редактирование информации – проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения; выбраковка некачественно заполненных анкет

(отсутствие ответов более чем на 20% вопросов, наличие противоречивых ответов)

2.Кодирование информации – перевод на язык формализованной обработки и анализа

3.Статистический анализ – использование математических методов, технических средств

4.Машинная обработка, составление таблиц, графиков

5.Составление отчетов, приложений к ним и аналитической справки

Отчет включает:

-обоснование актуальности исследования, его характеристика;

-цели, задачи, выборочная совокупность;

-анализ эмпирического материала;

-теоретические выводы и практические рекомендации.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»