Кафедра информационного права и информатики
   

 

Тема 5. Межведомственное информационное взаимодействие

1. Единое информационное пространство информационного общества и информационного государства

Развитые страны мира идут по пути формирования информационного общества, важнейшим шагом на пути построения которого является развитие глобального информационного пространства. Единое правовое пространство Российской Федерации предполагает наличие также  единого информационного пространства, являющегося одним из важнейших компонентов  равномерного развития регионов. Особенно актуализируется важность становления процесса единого информационного пространства если принять во внимание национально-территориальное устройство Российской Федерации, небольшую плотность населения в некоторых районах, порой весьма значительное   расстояние между населенными пунктами, а также   неразвитость транспортной инфраструктуры.

 Одновременно, развитие информационной инфраструктуры и открытость информационных ресурсов являются важнейшей составляющей обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством.

Современное развитие многих стран мира характеризуется формированием информационного общества, важнейшим шагом на пути построения которого является создание информационного пространства, а информация рассматривается как главный фактор современной геополитической динамики.

Понятие информационного пространства может быть рассмотрено с разных точек зрения, позволяющих разработать эффективный механизм правового регулирования информационных отношений, возникающих в результате взаимодействия его элементов.

Прежде всего надо уточнить понятие «информационного пространства». Если обратиться к «Глоссарий. У», то мы увидим, что там информационное пространство рассматривается как совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, которые функционируют на основании всеобщих позиций и обеспечивают информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворяют их информационные потребности . Применение данной дефиниции в юриспруденции не затрагивает все нюансы сути этого явления. Отметим, что, во-первых, когда информационное пространство состоит из ресурсов и баз данных, то предполагается, что сущностью информационного отношения являются отношения между последними (ресурсами и базами данных), при этом не учитывается факт формирования и использования информации разнообразными субъектами.

Во-вторых, роль, которую играют субъекты информационной политики, не оценена. Соответственно можно сделать вывод о том, что информационное пространство является не просто механической суммой информационных ресурсов и различных средств обработки, но также и определенной конфигурацией отношения разных субъектов общества к этим ресурсам и средствам.

Если рассматривать информационное пространство с точки зрения организационно-технической, то получится, что информационным пространством является совокупность баз и банков данных, информационных технологий осуществления информационных процессов на основе телекоммуникационных сетей и программно-организационных структур, функционирующих по определенным принципам, обеспечивающих информационное взаимодействие субъектов и удовлетворение их информационных потребностей. Данный подход закреплен в Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов.

В своей работе В.Н. Лопатин уточняет рассматриваемое понятие: "Под единым информационным пространством страны предлагается понимать совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющую на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета".

Д.А. Ловцов под единым информационным пространством понимает виртуальную область активного взаимодействия информационных деятелей, возникающую при функционировании соответствующей информационной среды как совокупности материальных информационных ресурсов - систем, средств, технологий.

Также необходимо отметить, что информационное пространство страны одновременно является и сферой реализации государственной информационной политики, и объектом управляющего воздействия. Другими словами, объекты государственного управления в информационной сфере являются одновременно объектами информационного пространства. Их можно разделить на объекты, имеющие материально-техническую, виртуальную/виртуально-материальную и человеческую природу.

Информационное пространство России складывается в результате интеграции информационных пространств ее регионов. Формирование информационного пространства страны необходимо для равномерного развития субъектов РФ, поскольку способствует повышению степени информационной открытости органов государственного управления, содействует росту уровня правосознания граждан и повышению деловой и общественной активности.

В этой связи основными признаками информационного пространства субъекта РФ в правовом аспекте являются:

- действие единых информационно-правовых норм;

- распространение суверенитета субъекта РФ в рамках всего информационного пространства;

- непрерывное функционирование на территории субъекта РФ;

- наличие внутренней системы и структуры;

- согласованность и непротиворечивость;

- наличие взаимосвязи с информационно-правовыми нормами федерального и международного уровня;

- ограниченность во времени;

- базирование на деятельности участников информационно-правового взаимодействия.

В свою очередь, при формировании и развитии единого информационного пространства субъектов РФ возникает проблема межведомственного и внутриведомственного взаимодействия. Примером может служить необходимость разработки нормативно-методической базы организации совместного построения информационного пространства судебной системы представителями всех ветвей судебной власти на единой концептуально-методологической основе.

Необходимо отметить, что информационным механизмом для формирования правовой основы информационного пространства субъектов Российской Федерации является подсистема "Федеральный регистр" Министерства юстиции Российской Федерации, которая аккумулирует и систематизирует региональное законодательство, а также Государственная система правовой информации, в частности официальный интернет-портал правовой информации. 

2. Единая система межведомственного электронного взаимодействия

Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Взаимодействие реализуется в рамках:

-      системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).

-      единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

-      обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

-      обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала;

-      обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Основными функциями СМЭВ являются:

-      передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;

-      обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;

-      передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

 В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

-      доступ к электронным сервисам информационных систем, подключенных к СМЭВ;

-      возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;

-      получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;

-      защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;

-      ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:

-      сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;

-      единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минкомсвязь России, являющимся оператором СМЭВ, и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минкомсвязь России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).

Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

-      Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ. 

-      Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.

-      Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.

-      Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.

-      Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ. 

3. Совершенствованию механизма государственного управления на основе применения системы межведомственного электронного взаимодействия

Внедрение в государственное и муниципальное управление инновационных технологий позволит сделать менее затратное и эффективное администрирование, а также кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и властью. Все это должно привести к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед обществом.

Существует ряд факторов, с помощью которых можно усовершенствовать СМЭВ: объединить ведомственные информационные системы в единое информационное пространство, созданное в рамках электронного правительства; исключить межведомственный обмен на бумажных носителях; обеспечить техническую возможность межведомственного взаимодействия в электронном виде; обучение и повышение квалификации специалистов, работа которых непосредственно заключается в подготовке и оправке запросов через СМЭВ. Вышеперечисленные направления позволят сделать систему межведомственного взаимодействия в электронном виде в Российской Федерации более совершенной, сократить дистанцию между государственной властью и населением, сделать их взаимоотношения достаточно прозрачными, сообразно реалиями формирующегося сегодня в российском политико-правовом пространстве институтов правового государства и гражданского общества.

В системе межведомственного электронного взаимодействия на сегодняшний день определена связь с федеральной службой государственной регистрации Росреестра, пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР), управлением государственной службы занятости населения, фондом социального страхования Российской Федерации (ФСС), федеральной налоговой службой (ФНС) и др.

В практике использования СМЭВ максимальное количество времени ответа по запросу достигало 9 дней, когда в бумажном виде эта информация может предоставляться в течение 30 дней. Переход к web-интерфейсу от бумажного документооборота для межведомственного взаимодействия значительно упрощает контроль качества и сроков исполнения, процесс обмена информацией, что в конечном итоге положительно скажется на достижении требуемых показателей.

В конце августа 2018 года на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг одобрен план развития Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на 2018-2020 годы.

Ключевые направления развития СМЭВ в ближайшие годы будут связаны с повышением эффективности системы за счет минимизации расходов и уменьшения сроков, необходимых для присоединения к СМЭВ и адаптации видов сведений при изменении нормативных правовых актов, а также за счет сокращения расходов на эксплуатацию. Кроме того, развитие системы будет направлено на повышение качества межведомственного взаимодействия и безопасности обмена сведениями.

Итак, можно сделать вывод, несмотря на то, что сейчас везде внедряются информационные технологии, до сих пор остается боязнь инноваций и некая компьютерная неграмотность. В России этот процесс был запущен и приведен в действие. Перед государством стоит задача обеспечить своевременное исполнение поступающих запросов по каналам МЭВ, упростить сроки их оказания, предоставить доступ к ней и поддержать информационную безопасность. Данные задачи успешно реализуются путем совершенствования государственной и муниципальной информационной системы, обеспечивающей систему межведомственного электронного взаимодействия.

   
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»