| ||||||||
|
| |||||||
Тема 2. Радиостанция и ее оснащениеРадиостанция – это аппаратный комплекс, предназначенный для осуществления различных типов радиовещания. Под словом «радиостанция» понимают также и коллектив технических и творческих работников, осуществляющих вещание на таком комплексе. Коллектив радиостанции в зависимости от ее организации и уровня решаемых ею задач может насчитывать от одного до нескольких сотен человек, причем состав и функции отдельных членов коллектива заметно различаются при разных типах организации Радиостанции пользуются различными системами записи для хранения и воспроизведения в эфире аудиоматериалов. В наше время на смену аналоговому оборудованию с использованием бобинных магнитофонов пришло оборудование цифровой записи, где звук заносится на жесткий диск компьютера с последующим редактированием, хранением и воспроизведением записи. Как известно, при аналоговой системе записи в качестве носителя используют пленку. На протяжении многих лет и зарубежное, и отечественное радиовещание не знали альтернативы аналоговому оборудованию. Бобинные магнитофоны с катушками различного размера и различной скоростью протяжки использовались как переносные, так и стационарные. Кассетные катушечные магнитофоны, работающие на более узкой пленке, чем бобинные, Цифровые сигналы вошли в жизнь в 90 - е годы с компакт - дисками. Распространение персональных компьютеров с огромным объемом памяти и более дешевой технологией фиксации звука существенно изменило работу радиостанций Цифровая система записи существенно упростила монтаж и редактирование по сравнению с аналоговым оборудованием, где требуются механические приспособления и специальная склейка, не портящая головки магнитофона. При редактировании на компьютере звуковые колебания выводятся на дисплей в виде волнообразной дорожки. С помощью «мыши» можно выделить любой фрагмент, удалить или наложить любой звук, поменять местами фразы, отдельные слова, и все это ничуть не нарушает первоначальной записи. Компьютерный монтаж, ставший уже традиционным атрибутом радиостудий, открыл неограниченные возможности для того, чтобы убрать посторонние звуки, слишком долгие паузы, оговорки. В тех случаях, когда предстоит трансляция с места события, надо учитывать возможные технические трудности, например, если объект находится в низине. В последние годы на радиостудиях появилась безбумажная технология подготовки радиопрограмм. Компьютерные системы обладают двумя чрезвычайно важными преимуществами, называемыми цифровым универсальным редактором и усовершенствованным текстовым редактором. Типы организации вещания. В последние годы в российском радиовещании выделилось два структурных типа организации радиостанций в зависимости от подхода к проблеме организации работы радиостанции: традиционные и современные. Традиционные типы организации вещания в нашей стране присущи государственным радиостанциям, а также негосударственным, работающим на арендуемой у государства материальной базе. Современные типы осваивают главным образом негосударственные, коммерческие станции.
Традиционные типы организации вещания. Традиционные типы характеризуются раздельным расположением вещательной аппаратной и вещательной студий. При таком расположении ведущий (диктор, автор и т.п.), а также гости эфира находятся в звукоизолированном помещении, где размещаются микрофоны. Вещательная аппаратная, как правило, отделена от вещательной студии звукоизолирующим стеклом, за которым находятся источники звуковых сигналов – аналоговые и цифровые магнитофоны, Техническое обслуживание аппаратуры (коммутация, профилактика, ремонт, тестирование) осуществляет инженер эфира. Связь между ведущим Современные типы организации вещания. Современные типы организации вещания характеризуются совмещением студии и аппаратной вещания в одном помещении, что не исключает возможности совмещения в одном лице функций ведущего эфира, звукорежиссера, а зачастую и звукооператора и даже инженера. Находясь за микшерным пультом, ведущий имеет возможность в процессе ведения эфира корректировать с пульта вещательный сигнал радиостанции, вводить звуковой сигнал с различных источников. Это позволяет производить замену звуковых носителей (ленты, кассеты, диски и т.п.) и даже выполнять инженерные функции – коммутацию, регулировку аппаратуры и т.п. Однако такое совмещение требует достаточно высокой квалификации. На многих радиостанциях используется «гибридная» организация – аппаратная совмещена со студией, где, кроме ведущего, находится и режиссер - оператор, осуществляющий весь процесс формирования вещательного сигнала – от работы со звуковыми носителями до микширования сигнала на пульте. Что касается небольших шумов, возникающих при работе различных устройств, находящихся в том же помещении, что и микрофон, то они гасятся специальными устройствами. При современных типах организации вещания резко возрастает роль автоматизации. На протяжении последних 10 - 12 лет за рубежом непрерывно шел процесс автоматизации радиовещании. С 1995 года и в нашей стране появляются полностью автоматизированные радиостанции, программируемые и обслуживаемые одним - двумя сотрудниками. Среди радиостанций современного типа организации вещания выделяются программируемые станции, наиболее близко подошедшие к принципам организации зарубежного коммерческого вещания. Работа ведущего такой радиостанции заключается в комментировании песен, список которых он получает в начале своей смены; музыкальную программу составляет при этом не ведущий, а музыкальный редактор. Принцип сплошного предварительного программирования эфира позволяет точно соблюдать избранный формат (от лат. formo – придать форму) вещания, что определяет коммерческий успех радиостанции. Однако отсутствие импровизационного элемента в передаче снижает зрительский интерес у значительной части аудитории. Многие станции, даже коммерческие, стараются вводить и развивать импровизационные элементы в вещании. В современной радиостудии количество микрофонов может быть различным – от 1 до 6 и даже больше. Впрочем, для большинства случаев достаточно 2 - 3. Используются микрофоны самых разных типов. До подачи на вход пульта сигнал микрофона может подвергаться различной обработке – компрессированию, частотной коррекции, в некоторых специальных случаях – тональному сдвигу, реверберации и т.д. Реверберация ( от ср. – век. лат. reverberato – отражение) – послезвучие, сохраняющееся после выключения звука. Прием реверберации оказывает значительное влияние на слышимость и разборчивость речи и музыки в помещении, на выравнивание уровня Устройства звуковоспроизведения на большинстве станций представлены CD - плейерами и магнитофонами. Спектр используемых магнитофонов зависит от специфики станции: это могут быть цифровые (DAT – цифровой кассетный магнитофон; MD - устройство записи и воспроизведения на цифровой минидиск) и аналоговые устройства (бобинные студийные магнитофоны, а также профессиональные кассетные деки). Частью аппаратного комплекса может являться также устройство RDS (Radio Data System) – система, позволяющая слушателю, обладающему специальным приемным устройством, принимать не только звуковой, но и текстовый сигналы – название радиостанции, иногда название и имя исполнителя звучащего произведения, другую информацию, отображаемую на специальном дисплее.
| ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |