Тема 1. Становление полиграфической техники и технологии

 

 

Термин «полиграфия» (греч. polis – много и grapho – пишу) означает буквально многописание, т.е. размножение в большом количестве экземпляров одного и того же текста или рисунка. Полиграфия – это отрасль техники, представляющая собой совокупность технических инструментов для производства печатной продукции. Основные производственные процессы в полиграфии: изготовление печатной формы, собственно печатание и отделка печатной продукции.

Полиграфический процесс начинается с изготовления печатной формы. В упрощенном виде она представляет собой пластину, поверхность которой разделена на печатающие (дающие оттиски на бумаге) и пробельные (непечатающие) элементы. В наше время существует несколько разновидностей печатных форм, конструкция которых определяется технологией печатания. При высокой печати используют набор, клише, стереотип. При плоской – форму на монометалле (алюминий, цинк), биметалле и триметалле (сталь, медь, хром), на стекле; при глубокой печати – медные или хромированные цилиндры.

Первоначально каждый штамп предназначался для выдавливания целой картинки вместе с надписями. Затем возникла идея делать отдельные штампы для каждой буквы. Другая составляющая технологии печатания – перенос краски – также давно изобретена человеком. Сначала появилась технология нанесения узора на ткань: вырезанный на гладко обструганной деревянной пластинке узор покрывали краской, затем прижимали к плотно натянутому куску материи. Древнейший образец набивной ткани, сделанной в IV веке, был найден в Египте.

Печатать тексты первыми начали в Корее (самый древний образец найден в 751 г.), затем в Китае (757 г.) и, наконец, в Японии (764–770 гг.). Для этого использовали технологию ксилографии (от греч. xylon – срубленное дерево и grapho – пишу, рисую). Суть ее состояла в том, что оригинал текста, написанный тушью на бумаге, притирали к тщательно обструганной поверхности доски. Вокруг штрихов получившегося зеркального изображения гравер срезал древесину. С получившейся формы можно было за один день получить до 2000 оттисков.

Наборный шрифт также был изобретен в Китае. Первые попытки печатания были предприняты в 1041 – 1048 годах китайцем Би Шэном. Он использовал наборную форму с глиняными литерами, закрепленными составом из смолы и воска на железной пластине. Литера (от лат. lit(t)era – буква) – прямоугольный брусок с рельефным (выпуклым) изображением буквы, цифры или любого другого знака. Со временем литеры стали делать из дерева,
а затем из металла, пластмассы.

В дальнейшем китайцы добились еще больших успехов в развитии техники печати.

Революцию в печатном производстве совершил немецкий инженер - изобретатель Иоганн Гуттенберг (1399–1468), который предложил новую, высокопроизводительную печатную технологию.

В середине XV в. немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг (ок.1399–1468) создал подвижные металлические литеры и печатный станок. 

Способ печатания книг с деревянных досок, на которых гравировались страницы рукописи был известен еще в IX веке на востоке (Китай, Тибет), в Европе этот метод назвали «ксилография». Иоганн Гутенберг и его компаньоны начали изготавливать ксилографические книги, но Гутенберг решил гравировать не целую страницу, с которой можно сделать мало оттисков, а отдельные буквы. Из этих символов изобретатель и предложил складывать слова и строки.

Гутенберг придумал и сам способ изготовления шрифта: сначала на торце пуансона (металлического бруска) гравировали выпуклое обратное изображение буквы. Затем на мягкой медной пластине (матрице) выбивали букву, потом вставляли в нижнюю часть полой трубки. Через открытый верх в трубку заливали специальный сплав (позднее его назвали гартом). С помощью этого приспособления можно было сделать сколько угодно точных копий пуансона — литер. С помощью литер — буква за буквой, строка за строкой, набиралась книга.
 В организованной Иоганном Гутенбергом типографии он напечатал первые в Европе книги. Единственная сохранившаяся полная книга, выпущенная бесспорно Гуттенбергом — 36 строчная Библия (1457). Техническое мастерство Гуттенберга считается непревзойденным — его Библия является одной из красивейших книг, когда-либо напечатанных. 

Европейские книги, изданные до 1501 г., называют инкунабулами (от латинского слова cunabula — колыбель). Украшения в них выполнены от руки, инициалы и заголовки — красной и синей краской. В целом по характеру своего оформления первопечатные книги напоминают рукописные. Книгопечатание распространилось по Европе достаточно быстро: в 1468 г. печатный станок появился в Чехии, в 1469 г. — в Нидерландах, в 1470 г. — во Франции, в 1476 г. — в Англии и Польше. 

Наряду с печатью буквенных текстов инженеры - печатники работали над воспроизведением изображений.

Так, печатание в Москве началось в 50 - х годах XVI века. Первая типография появилась в доме священника Сильвестра.

В 1563 году в России начала свою работу первая государственная типография. Здесь трудились Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Они работали над первой русской печатной книгой «Апостол» с 19 апреля 1563 года по
1 марта 1564 года. Особенностью русских шрифтов было использование отдельных от основных литер надстрочных знаков. Это позволяло имитировать облик рукописной книги. В России в ту пору еще не делали типографского сплава из свинца, сурьмы и олова, поэтому для литья шрифтов использовали олово, которое, однако, не выдерживало больших тиражей печати.

 

В начале XVI в. появляются первые печатные книги на русском языке, издателем которых был Франциск Георгий Скорина. 6 августа 1517 года из типографии Скорина вышла славянская книга «Псалтырь», посвященная детям. Так было положено начало изданию целой серии книг. Скорина сделал и первый перевод Библии на белорусский язык. По качеству бумаги, шрифта, гравюр книги, выпущенные Скориной, не уступали венецианским изданиям XVI в. Текст был украшен многочисленными заставками и инициалами, снабжен гравированными миниатюрами.
Типография в Москве была открыта только в 1563 г.; когда в ней и начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года ими было окончено печатание «Апостола».


Затем была бурный рост промышленности в XVIII–XIX веках, появление первых газет, изобретения строкоотливной машины (линотипа), который многие десятилетия обеспечивал производство печатной продукции во всем мире.
Следует отметить, что наряду с развитием собственно технологии печати

большую роль в развитии печатного дела сыграла так называемая «типометрия» – типографская система мер, предложенная французом П.С. Фурнье в 1737 году и впоследствии усовершенствованная Ф. Дидо. Типометрия – это система измерения элементов шрифта и наборных форм, в которой за основу принят французский дюйм. Основные единицы типометрии: пункт, равный 1/72 дюйма (0,376 мм), и квадрат, равный 48 пунктам (18,04 мм).

Однако подлинный прогресс в области печатных технологий произошел лишь тогда, когда возник рыночный спрос на массовую печатную продукцию. Это произошло в середине XVIII столетия. Жизнь привела к необходимости оперативного выпуска газет и журналов большими тиражами, и типографский станок Гуттенберга уже не мог справиться с этими задачами.

Важной датой в истории развития полиграфии и, особенно, газетного дела стала дата 29 ноября 1814 года, когда впервые весь тираж лондонской газеты «Times» был напечатан на машине Кёнига с приводом от паровой машины. Производительность труда этой машины оказалась в 10 раз выше, чем у прежних аппаратов.

Машины Кёнига работали и в России (392 из первых 2000, выпущенных к 1873 году), однако самая первая печатная машина Кёнига в России была изготовлена еще в 1829 году на Александровской мануфактуре для петербургской газеты «Северная пчела».

Развитие технологического прогресса привело к различным модернизациям печатной машины. Поэтому возникла идея использовать ротационный (основанный на вращении) принцип. Для полиграфических целей этот принцип впервые был использован в 1848 году Августом Эпплгейтом. Первая ротационная машина, установленная в типографии «Times», работала со скоростью 10 000 оттисков в час. В России первая ротационная машина немецкого производства появилась в 1878 году.

Одновременно с усовершенствованием печатных машин появляются патенты на изобретения наборных машин, первый из которых был выдан англичанину У. Черчу в 1822 году. В 1867 году русский изобретатель
П.П. Княгининский создал первую автоматическую наборную машину.
В 1884 году О. Мергенталер (США) запатентовал машину – линотип
(от лат.
linea – линия и греч. typos – отпечаток). Линотип – это наборная строкоотливная машина, изготавливающая набор в виде монолитных металлических строк с рельефной печатающей поверхностью. В конце XIX века начинается широкое внедрение в производство наборных и брошюровочно - переплётных машин.

 В 1897 г. Т. Лэнстон сконструировал монотип — наборную строкоотливную машину, управляемую от перфоленты (спустя 80 лет на принципе перфоленты были созданы знаменитые станки с ЧПУ — числовым программным управлением).

Идея фотографического набора выдвинута в 1894 году венгром Е. Порцельтом, а первая фотонаборная машина появилась в 1895 году (изобретатель В.А. Гассиев). Фотонабор – это процесс изготовления фотоформ (негативы, позитивы) печатных изданий для последующего изготовления печатных форм.


В 1906 г. профессор Артур Корн впервые передал по фототелеграфу фотографию германского кронпринца, что привело впоследствии к созданию факсов — факсимильных аппаратов, позволяющих передавать газетные страницы для печати за тысячи километров от редакции. фотонаборная техника за рубежом начала внедряться: в 50-е годы появилась механическая технология, в начале 
60-х — оптико-механическая, а в конце того же десятилетия — электронная технология. В начале семидесятых две трети полиграфических предприятий США уже использовали фотонабор. В конце 70-х пришел черед лазерной

На рубеже XIXXX веков были разработаны машины глубокой и офсетной печати. В XX веке произошел переход от машин, механизирующих отдельные производственные операции, к автоматизированным поточным линиям. В начале ХХ века полиграфические машины перешли на электропривод. В 30 - 40 - х годах ХХ века появляются электрические контрольно - блокирующие и измерительные устройства. В 50 - 60 - е годы внедрение электроники позволило значительно сократить время и трудозатраты на производство печатной продукции.

Наряду с развитием поточных технологий печати шло развитие и индивидуальных приборов для ручного письма. Так, в конце 1930 - х годов венграми Ласло и Биро была изобретена шариковая ручка, в настоящее время практически сменившая перьевую. Металлический шарик на конце трубки с пастой позволил писать без помарок и клякс.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»