3.1.Таможенное законодательство: новеллы 2018 года

 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза[1] (ЕАЭС) вступивший в силу с первого января 2018 года  является самым значимым фактом  в деятельности Таможенных органов Евразийского экономического союза. Данный документ разрабатывался на протяжении нескольких лет и был принят с учетом интересов государства и  лиц,  занимающихся внешнеэкономической деятельностью. В связи с принятием ТК ЕАЭС  утратил силу, действовавший до 31 декабря 2017  Таможенный кодекс Таможенного союза, а также некоторые международные соглашения и договора, касающиеся изменения сроков уплаты таможенных пошлин, осуществления таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных отправлениях, а также определения таможенной стоимости товаров перемещаемых, через таможенную границу.[2] Следует отметить, что, несмотря на то, что нормы  соглашения между Правительством РФ, Правительством РБ, и Правительством РК   в основной части вошли в новый кодекс ЕАЭС, но в тоже время некоторые  положения норм, касающиеся определения таможенной стоимости товаров  были изменены.

 Таможенное регулирование в ЕАЭС  осуществляется  сочетанием норм наднационального и национального законодательства. В с связи, с чем изменению подлежали и национальное законодательство государств- членов ЕАЭС.  В Российской Федерации был принят новый  Федеральный закон от 03.08.2018 « О таможенном регулировании в Российской Федерации»,  который вступил в силу с 04.09.2018. Принятие нового закона  было необходимостью, т.к. ТК ЕАЭС содержит много отсылочных норм к национальному законодательству, а старый ФЗ  « О таможенном регулировании» от 19.ноября 2010 г., не отвечал современным требованиям. Новый закон о таможенном регулировании в целом направлен на ускорение таможенных операций, совершаемых таможенными органами и усиление таможенного контроля товаров после их выпуска, также на сокращение сроков выдачи предварительных решений о классификации товаров. Теперь такие решения таможенные органы обязаны принимать в течении 60 дней (ранее этот срок составлял 90 суток)со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о классификации  товара. По новым правилам таможенные платежи может заплатить не только сам плательщик  но, любое лицо, а также можно получить отсрочку уплаты таможенных платежей на один месяц. По новым правилам заплатить таможенные платежи может любое лицо, а не только сам плательщик. Основной значимой новеллой нового таможенного кодекса ЕАЭС является то, что впервые законодательно закреплено, что таможенное регулирование должно осуществляться не только на основе норм национального таможенного законодательства, но и на базе норм международного таможенного права. Как отмечает  О.Ю. Бакаева «ТК ЕАЭС исправил недостаток прежде действовавшего ТК ТС: где указано, что таможенное регулирование осуществляется не только на основе норм союзного и национального законодательства, но и на базе норм международного права.(п,2.ст.1). Определен приоритет норм ТК ЕАЭС для положений союзных договоров[3]». Евразийский  экономический союз это территория, созданная для укрепления экономических отношений между государствами- участниками ЕАЭС и унификация таможенного законодательства приведет к улучшению механизма работы таможенных органов, а также  расширению и активизации международного экономического сотрудничества стран участников.

По мнению некоторых ученых специалистов в области таможенного дела «создание единого таможенного пространства для пяти совершенно разных государств, Россия, инициируя создание Таможенного союза, далее ЕврАзЭС, а в настоящее время ЕАЭС, связала себе  руки для гибкой настройки тарифного регулирования, поскольку сейчас большинство ставок имеет конвенциональный характер. Единственное «широко открытое окно»- это ставки экспортных пошлин: их установление отнесено к уровню национального законодательства государств- членов ЕАЭС»[4]. В связи с тем, что таможенное регулирование в ЕАЭС характеризуется сочетанием наднационального и национального законодательства, должно быть унифицировано и таможенное законодательство стран ЕАЭС. В связи с этим и был принят новый Федеральный закон  от 03.08.2018г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который, регламентирует вопросы, отнесенные ТК ЕАЭС к ведению национального законодателя.

« Основным новвоведением ( если можно его так назвать) нового закона № 289-ФЗ является полный переход на электронный  документооборот-как на этапе декларирования товаров, так и на всем периоде взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами В частности, при оказании государственных услуг, взаимодействия при администрировании таможенных пошлин и налогов, проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а также обжаловании решений. Действий или бездействия таможенных органов»[5].

Одной  из  новелл ТК ЕАЭС на, котором, необходимо остановиться является  самый проблемный в таможенных правоотношений, вопрос определения таможенной стоимости товаров. Вновь, принятый, ТК ЕАЭС  при определении таможенной стоимости товаров перемещаемых через таможенную границу, вводить понятие «взаимосвязанные лица»-- то лица,  которые могут быть деловыми партнерами, или имеют родственные отношения, и действуют  в целях извлечения прибыли, либо иным способом связаны между собой в осуществлении своей деятельности. По мнению О.Ю. Бакаевой «при обнаружении установленных признаков таможенные органы могут подвергать оценке их влияние на цену перемещаемых товаров. Признание отсутствия такого влияния означает приемлемость стоимости сделки для определения таможенной стоимости ввозимых товаров»[6]. Далее следует отметить, что ТК ТС действовавшим, до конца 2017 года  предусматривал, что для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действовавшие на день регистрации таможенной декларации в таможенном органе. Новый же таможенный кодекс ЕАЭС четко регулирует порядок перерасчета иностранной валюты в валюту государства- членов Евразийского экономического союза, а также при определении таможенной стоимости товаров  допускаются консультации между  должностным лицом таможенного органа и  декларанта осуществляющего таможенное оформление.  Существенным новвоведением ТК ЕАЭС является то, что с вступлением в силу  нового кодекса у декларантов появилась возможность отложения определения таможенной стоимости товаров при отсутствии у него документов, содержащих точные сведения для расчета таможенной стоимости.  В таких случаях таможенные органы определяют предварительный размер таможенной стоимости и с учетом этого определяются таможенные платеже подлежащие уплате. Положительным моментом нового кодекса является также возможность изменения сроков уплаты таможенных пошлин,  а также отсрочка и рассрочка по ввозным таможенным пошлинам, а также отсрочка и рассрочка по решению таможенного органа  может  предусматривать уплату процентов, а  может быть беспроцентным. Анализ статей кодекса приводит к заключению, что декларация таможенной стоимости перестает быть обязательным документом и что она может быть подана в случаях, установленных ЕЭК[7].

Для эффективного взаимодействия с налоговыми, правоохранительными и иными государственными органами, новый кодекс, как основную форму декларирования, закрепил использование электронной формы декларирования, указав на то, что письменная форма декларирования допускается  в отношении перемещения товаров для личного пользования, в  международных почтовых отправлений и при помещении товаров под режим транзита, а также  в случаях неисправности  электронной системы. Однако, по мнению Чермянинова Д.В Таможенном кодексе Таможенного союза « уточнялось, какие товары и в каких случаях подлежат письменному декларированию, остальные декларировались устно (при даче пояснений должностному лицу таможенного органа при необходимости) или конклюдентно[8]. По его мнению,  в ТК ЕАЭС существует смысловое противоречие  в обозначении понятия « зеленого коридора»- вход физического лица в « зеленый коридор»  является заявлением лица об отсутствии товаров, подлежащих письменному декларированию. «Данное противоречие необходимо устранить путем внесения в ТК ЕАЭС уточнения о наличии в таможенном деле четырех форм декларирования: конклюдентной, устной, письменной электронной»[9]. Такие авторы как, Галузо В.Н. Канафин Н.А предлагают  вообще «положения абзаца четвертого ст.255 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза о признании  системы двойного коридора  в качестве одного  из таможенных действий таможенного контроля несовершенным».[10] Новшеством ТК ЕАЭС является и то, что с января 2018 года таможенные операции,  такие как выпуск товаров, проверка сведений и документов  и др. могут осуществляться информационной системой, без участия должностных лиц таможенных органов, также внесены изменения в положения  о сроках совершения таможенных операций. Например: срок временного хранения товаров увеличен с двух месяцев до четырех, и общий срок выпуска товаров составил четыре часа с момента регистрации декларации. В кодексе, имеются ряд нововведений, касающиеся и видов таможенных процедур, например, теперь магазин беспошлинной торговли может быть открыт не  только для выезжающих граждан, но и для прибывающих ЕАЭС, а также и перемещающихся внутри ЕАЭС. Изменения коснулись  и  перечень форм таможенного контроля, такие формы таможенного контроля как таможенное наблюдение, устный опрос, проверка системы учета и отчетности отнесены новым кодексом к мерам, обеспечивающим проведение таможенного контроля и для них теперь, не требуется составление письменного  акта. «Так, в Законе № 289-ФЗ предусмотрена автоматическая регистрация и выпуск таможенных деклараций. Срок проведения таможенной экспертизы составит 20 дней»[11].Важным новшеством нового ТК  является  то, что дополнены полномочия должностных лиц таможенных органов и подконтрольных субъектов при проведении таможенной проверки, а также обязанность декларанта хранить таможенные документы в течении пяти лет независимо от их предъявления при декларировании.  Новый Кодекс ЕАЭС содержит новый раздел посвященный статусу таможенных органов. Особое внимание  в нем уделено консультированию заинтересованных лиц, обмену документами и сведениями, а также  вопросам взаимного признания решений таможенных органов государств –членов ЕАЭС. Закон № 289-ФЗ предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров с таможенными органами, а также изменен порядок подачи жалоб на действия или бездействия должностных лиц таможенных органов.

По мнению большинства специалистов в области таможенного дела  положения нового ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», « в целом отвечают требованиям ТК ЕАЭС, а также соответствуют основной миссии таможенной службы, выражающейся в упрощении таможенных процедур и снижении издержек хозяйствующих субъектов при взаимодействии с таможенными органами»[12].Однако, обсуждая новеллы ТК ЕАЭС ученые в области таможенного дела, подвергают критике некоторые положения ТК ЕАЭС и предлагают внести  изменения в него. Например: по мнению некоторых авторов, внесение изменений и корректировки требует существующее ныне, действующем, ТК ЕАЭС  определение таможенных операций. По мнению Д.В Чермянинова, « существующее определение таможенных операций не дает четкого представления о количестве действий, направленных на соблюдение требований ТК ЕАЭС, а также национального таможенного законодательства Российской Федерации»[13]. С учетом мнений ученых специалистов в области таможенного дела предлагается заменить термин « таможенные операции»  на более понятное, и привычное для субъектов таможенных правоотношений  понятие «таможенное оформление».

Такие ученые  как, Галузо В.Н. Канафин Н.А  полагают, что «правовое регулирование перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу необходимо совершенствовать, в том числе и посредством внесения изменений в международный договор- Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза.(ТК ЕАЭС)»[14]. По мнению Арбанян М.С. и Поповой Е.В.» правовой нормой, предусмотренной ТК ЕАЭС, не конкретизировано, в чей адрес произведено представление товаров и услуг, бесплатно или по сниженной цене»[15]

Анализируя новеллы таможенного законодательства принятые в 2018 году можно сделать вывод о том, что  с января 2018 года произошли важные изменения в таможенном регулировании такие как, приоритетность электронного регулирования, что упрощает таможенные процедуры,  возможность регистрации декларации на товар в автоматическом режиме, без участия должностных лиц таможенных органов, возможность непредставление документов на бумажном носителе, декларация таможенной стоимости перестает быть обязательным документом и многое другое, что позволяет сделать вывод, о том, что все основные вопросы регулирования таможенных правоотношений закреплены на  уровне наднационального законодательства. «Евразийский экономический союз является зоной по укреплению международных экономических отношений, включая выпуск и перемещение продукции для дальнейшей реализации, как между государствами- участниками, союза, так и странами не, являющимися его членами. Унификация таможенной отрасли может привести к максимально высокому уровню работы национальных таможенных служб государств»[16].



  

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»