| ||||||
|
| |||||
Тема 1.1 Принципы построения правоохранительной деятельности таможенных органов на таможенной территории ЕАЭС Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, важно уяснить признаки деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование — правоохранительная деятельность. Данное понятие является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход в конце 1950-х — начале 1960-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие «правоохранительная деятельность» еще не устоялось. Вокруг него идут активные споры, высказываются разные суждения, в том числе о том, какие органы следует считать правоохранительными. Есть мнение, что правоохранительная служба выступает промежуточным звеном системы государственной службы и совмещает в себе отдельные признаки двух других ее видов — военной и гражданской. Так, по форме правоохранительная служба, в силу внешних атрибутов (к примеру, ношение должностными лицами форменной одежды), схожа с военной, а по содержанию — с гражданской[1]. В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков. Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Третьим характерным для правоохранительной деятельности признаком является и то, что она реализуется в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур. Наконец, существенным (четвертым) признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, наделенные полномочиями в определенной сфере общественных отношений, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими — по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. В совокупности все это направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений. С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется в целях охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Очевидно, что целью правоохранительной деятельности является сохранение безопасности, т.е. обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, а к основным объектам безопасности относит личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность (ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»)). Очевидно, что правоохранительные органы любого государства должны и могут осуществлять свою деятельность только в целях обеспечения национальной безопасности. Поэтому ст. 7 ТК Таможенного союза утверждены следующие базовые принципы правоохранительной деятельности таможенных органов государств — членов Таможенного союза на его территории. 1. Таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов. 2. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. 3. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности. 4. Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. Иными словами правоохранительная деятельность таможенных органов РФ, осуществление ими дознания, неотложных следственных действий, производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, применение в отношении правонарушителей мер принуждения регламентируются УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, а также иными федеральными законами РФ, с которыми студенты знакомятся при изучении соответствующих отраслей права. Учитывая это, остановимся только на специфических моментах, касающихся деятельности таможенных органов РФ.
[1] Артемьев A.M. Правоохранительная служба Российской Федерации // Закон и право. 2007. № 4. С. 28. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |