лекция 6

Тема 6. Развитие СМИ в Западной Европе в ХVII – ХVIII вв.

 

Итогом развития капитализма в XVIIXVIII вв. и его влияния на периодическую печать стало создание сети массовой печати.

Появление многочисленных типографий вызвало к жизни и появление настоящих средств массовой информации – прообразов современных газет. Политическая мощь печатного станка была понята уже в XVI в. В годы крестьянских войн в Германии получили широкое распространение летучие листки, темой которых была злоба дня. В них писалось о сражениях, эпидемиях, о процессах над ведьмами и невиданных уродцах, о кометах и наводнениях. Они не только сообщали, повествовали, информировали, но и давали оценку, призывали, пропагандировали.

Первое издание с использованием слова «газета» в заголовке появилось в 1502 году – «Newe Zeytung von orient und affgange» («Новые известия с Востока и из стран Восхода»). Князья и торговые дома содержали платных корреспондентов в разных городах – центрах торговли. Они собирали новости и отправляли своему хозяину пакеты с информацией.

В середине XVI в. листовки с названием «Neue Zeitung» стали распространенным явлением. Чтобы привлечь внимание публики в заголовок добавляли эпитеты «правдивая», «истинная», а иногда «ужасная» перед названием, обозначающим жанр – Цайтунг. Далее шел подзаголовок: «О новых островах, открытых в океане», «О страшном сражении между польским королем и московитами».

Во время войны с турками в 1566 г. информационные сообщения стали появляться более или менее регулярно под одним и тем же названием, и их стали нумеровать. «Пятая новая газета из полевого лагеря его королевского величества в Венгрии». Печатное слово приобрело новое свойство-повторяемость. Возникли издания, которые сегодня называют продолжающимися. Они выходили нерегулярно, но уже имели нумерацию.

Истинный родоначальник периодичности – ежегодник. Затем возникают «Rеlation semestrales», что означает: «Сообщения за полгода». Позднее период изданий сокращается до двух недель, затем они становятся еженедельными. Вот один из заголовков лейпцигского полугодового сборника «ярмарочные известия» – «Седьмое продолжение десятилетних исторических известий Грегориума Витермоната, или Правдивое описание всех достоверных историй, которые произошли со времени прошлой новогодней лейпцигской ярмарки до нынешней пасхальной ярмарки 1671 года везде и всюду на свете».

Эти первые периодические издания кажутся нам удивительно неповоротливыми. Но это не вина журналистики. Она соответствовала скорости времени – гонец верхом на скакуне, караван верблюдов. Но все-таки сроки появления информации сокращаются до двух недель, потом недели и одного дня. В названиях встречаются слова «Куранты», «Меркурий», «Курьер». Это подчеркивало срочность переданных новостей, сообщений (курьер – от слова бегать). Сейчас это слово встречается в названии многих газет. Например, «Симбирский курьер», «Курьер Юнеско». Происхождение слова газета связано с серебряной венецианской монеткой чеканки 1538 г. За такую цену жители Венецианской республики могли купить листок непериодических новостей, которыми специальные информационные бюро снабжали потребителей. Минуло сто лет – в 1631 г. в Париже начало выходить еженедельное периодическое издание под руководством медика Т. Ренодо. На его титульном листе значилось «Gazettе» – это слово со временем стало превратилось из имени собственного в нарицательное – наименование типа периодических изданий. Правда, во многих западных странах газеты в наше время чаще именуется словом journal, что значит ежедневник, или дневник.

Издание Т. Ренодо не первая еженедельная в Европе. Родоначальниками еженедельной газетной периодичности, а тем самым и современной журналистики в целом можно считать «Аусбургскую газету» и «Страсбургскую газету», обе они начали выходить в крупных типографских городах в 1609 г.

Следующий шаг был сделан в 1609 г. Два издания стали выходить с определенной периодичностью – один раз в месяц. Одно в Страсбурге выпускал издатель Иоганн Каролюс под названием «Реляции о всех происходивших и достойных памяти историях, имевших место в текущем 1609 году». Второе предположительно выходило в Вольфенбюттеле – «Уведомление, реляция или Газета». Далее длинный подзаголовок: «...что случилось и произошло в Германии и Италии, Испании, Нидерландах, Англии, Франции, Венгрии, Австрии, Швеции и во всех провинциях Ост- и Вест-Индии и т.д.». Есть версия, что составлял, писал и редактировал издание брауншвейгский герцог Генрих Юлий, живший в Праге.

Так в 1609 году в Германии появились первые газеты.

Позже - в других странах. В 1618 г. – в Нидерландах вышел первый номер «Коуранте». Слово «курант» и сегодня в Голландии значит «газета».

23 мая 1622 г. вышла первая английская газета «Коранте, или новости из Италии, Германии, Венгрии, Испании и Франции». Издавал ее Нотаниэль Баттер (известный издатель, издавал Шекспира). Сначала газета выходила нерегулярно, затем стала еженедельной. На первом листе Баттер печатал «Наши последние еженедельные новости». Все газеты выпускались небольшим форматом и походили на брошюры.

Активность политической жизни ширилась и пассивные обыватели поняли, что события в их стране, да и в других странах, могут нарушить спокойный ход жизни и изменить их судьбу.

«Авизо», «куранты» стали популярными. Издание их превратилось в выгодное занятие. Ежемесячная и еженедельная периодичность оказались недостаточной. С января 1660 г. лейпцигский типограф и книготорговец Тимофей Ритцш начал выпускать первую в мире ежедневную газету – «новые, только что поступившие известия о военных происшествиях и событиях в мире». Впоследствии название было изменено на «Ляйпцигер Цайтунг». Эта старейшая в мире газета выходила до 1921 г.

Возникла новая профессия - газетчик или журналист, девизами которой стали оперативность и злободневность. Газеты печатали в типографиях в первую очередь. Книги могли и подождать. А затем появились специальные газетные предприятия.

В начале XVIII в. выпускались утренние и вечерние газеты. «Evening post» основана в Лондоне в 1706 г. – «Доставляется с вечерней почтой в 6 часов».

Характер издания определил и ее внешний вид. Газету не хранили. Можно было увеличить формат, делать всего один-два листа, не сшивать и не переплетать. Возникла современная по виду газета, особый вид печатных изданий.

Газета повысила действенность печатного слова, которое сделалось мощным оружием политической и идеологической борьбы. Без нее не могло обойтись ни одно политическое движение.

Необходимость обмена научными мыслями, достижениями между учеными и стало причиной появления журналов. Наука стала общественным институтом, заняла важное место в обществе. Возникают научные общества (1662). Ученые регулярно собираются (1645), чтобы обсудить свои достижения, узнать о работе друг друга. Первоначально информируют о своих достижениях в переписке. Письмо стало своеобразным жанром научной публикации. Нужны были специальные издания, где бы эти письма печатались с определенной периодичностью. Появились научные журналы. Первый европейский журнал – «Journal des Savants»  («Журнал ученых», вышел 5 января 1665 г.) был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы. На должность редактора и издателя был приглашен советник парламента Дени де Салло. Сначала еженедельно, потом – раз в две недели на 12 страницах. Издание Салло было призвано восполнить пробел в научном общении, в обмене научной информацией, в плодотворных научных дискуссиях. В 1665 г. Лондонское королевское общество стало выпускать журнал «Philosophical Transactions of the Royal Society» («Философские труды Королевского общества») под редакцией Генри Олденберга, который впоследствии стал ведущим научным изданием мира. На его страницах давались сообщения о крупнейших достижениях человеческой мысли. Этот журнал, официальный орган Лондонского королевского общества, выходил ежемесячно. В 1668 г. в Риме появился первый итальянский журнал «Il Giornale de'Letterati» («Журнал литераторов»). Журнал этот был задуман его редактором Франческо Надзари по образцу французского «Journal des Savants», а в дальнейшем сам послужил образцом для итальянских литературных журналов. В «Журнале литераторов» помещались работы литературоведческого, языковедческого, философского характера. Присоединились писатели, и «Журнал ученых» стал печатать литературные произведения и превратился в симбиоз научного и литературно-художественного журнала. Такими были и немецкие «Acta Eruditorium» («Ученые записки» 1682). Журнал быстро приобрел европейскую известность. В его издании деятельное участие принял Готфрид Вильгельм Лейбниц, публиковавший на страницах этого журнала многие свои работы. Цензурные преследования в большинстве стран Европы заставили обратить внимание журналистов на возможность публикаций своих изданий в Голландии. Влиятельный французский мыслитель, философ-скептик Пьер Бейль был вынужден за свои религиозные убеждения эмигрировать в Голландию. Там в 1684 г. он стал печатать периодическое философско-литературное издание «Nouvelles de la republique des Lettres» («Новости литературной республики»). Издание Бейля имело широкий резонанс, утвердив авторитет редактора в европейских интеллектуальных кругах. В журнале Бейля содержались рецензии на книги по вопросам философии, богословия, истории и литературы, а также полемические сочинения политического и религиозного характера. Бонаж де Боваль продолжил труд Бейля, переименовав журнал в «Histoire des ouvrages des savants» («История трудов ученых»). В новом виде журнал просуществовал до 1709 г.

Журналы литературно-критического содержания во Франции ведут свое начало от периодического издания «Mercure gallant» («Галантный Меркурий»), основанного в 1672 г. Королевскую «привилегию» на издание этого журнала получил популярный в то время драматург и полемист Жан Донно де Визе. В первые годы «Галантный Меркурий» выходил нерегулярно, а с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел светской хроники. Под рубрикой «Письма к Мадам» де Визе публиковал последние новости королевского двора и парижского света. Расчет де Визе был верен. Разговоры и сплетни салонов и дворцовых кругов становились известными широкому кругу читателей, интересующихся информацией подобного рода.

В дальнейшем королевская привилегия на издание журнала «Mercure gallant» перешла в руки Шарля Дюфрени, сочетавшего в себе многие таланты – драматурга, поэта, музыканта, художника, романиста, журналиста и коммерсанта.

В дальнейшем возникли специальные литературные периодические издания, а также стали издаваться специальные женские, детские, сатирические журналы.

В XVIII в. Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Социально-экономические и политические достижения были связаны с движением в духовной области, которое само дало себе название «Просвещение». «Просвещение с помощью света разума» - таков был лозунг прогрессивных сил Европы.

Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики, и в этом совпадении имеется своя закономерность. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей. Как Даниэль Дефо: «Если меня спросят, какой стиль я считаю наилучшим, то я отвечу – тот, на  котором можно разговаривать с пятью сотнями людей самых разнообразных профессий, исключая идиотов и сумасшедших, и быть понятым всеми». Сам Дефо прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны английской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен. Ответом на меткую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу. Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, – и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами.

После выхода из заключения Дефо становится независимым журналистом и издает собственный журнал, который он задумал еще находясь в тюрьме. Этот журнал назывался «Обозрение дел во Франции и остальной Европе» (The Review of the Affairs of  France and of all Europe, 1704–1713). Сначала оно выходило раз в неделю, а после восьмого номера – три раза в неделю. Дефо сам писал весь материал, выходивший на четырех страницах, размером в четверть печатного листа и даже получил прозвище «господин Ревью». Журнал выходил даже когда Дефо бывал в отъезде: он посылал своему типографу материал для очередных номеров.

В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов – сатирический и морально-дидактический. Их не всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказываются с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта – с другой.

Свифт оставил яркий след в истории английской журналистики  и публицистики. Размышляя о силе публицистического дарования Свифта, Теккерей заметил, что «самые хищные клюв и когти, какие когда-либо вонзались в добычу, самые сильные крылья, какие когда-либо рассекали воздух, были у Свифта». Памфлет был излюбленным жанром Свифта. Он никогда не подписывал свои публицистические произведения, мистифицируя читателей вымышленными именами и поднимая злободневные вопросы, которые органично вписывались в контекст основных проблем английского и европейского Просвещения. Политические пристрастия Свифта были на стороне вигов, но в 1709–1710 гг. он порвал с вигами и, став редактором торийского еженедельника «The Examiner» («Исследователь»). В этом еженедельнике Свифт опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии вигов. Даже самое известное произведение Свифта – роман «Путешествия Гулливера» (1726) – не что иное, как развернутый памфлет, который не сосредоточивается на одной проблеме, но поднимает бесконечное множество проблем – от государственного устройства Британии до нравов ученого мира и духовного облика человека в целом. Серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа» определили форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 г.

Журналу Стиля, получившему название «The Tatler» («Болтун» выходил  три раза в неделю) и имевшему подзаголовок «Болтун Исаака Бикерстафа», суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось обращением Исаака Бикерстафа, предлагавшего читателю «поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение», которое «благодетельно и необходимо». Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа издания завоевали английского читателя. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Он стал присылать в журнал свои статьи и эссе. 

С приходом Аддисона качество журнальных публикаций возросло, многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики. Структура «Болтуна» основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер включались также мелкие объявления и заметки. Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа   может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекращают издание «Болтуна» в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля –  «The Spectator» («Зритель»). На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т. д. Подлинной удачей стал образ «Зрителя» –  сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир.

Тираж «Зрителя» вырос до 14 тыс. экземпляров, читатели в Европе и колониях с нетерпением ждали каждого нового выпуска. Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к «Зрителю» достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски. «Зритель» просуществовал два года – всего вышло 555 номеров, в последнем номере было объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого. Круг участников клуба распался, а вместо «Зрителя» в 1713 г. появилась новая маска и новый журнал «Опекун». «Опекун» имел почти такой жеуспех как и «Зритель», однако просуществовал около года, после чего издательский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714 г. Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала «Зритель», но довел его только до 635-го номера.

Влияние «Зрителя» и других аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным. Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками, например, «The Wisperer» («Шептун»,1709), «The Grumbler» («Ворчун», 1715), «The Entertainer» («Развлекатель», 1717), «The Universal Spectator» («Всеобщий зритель», 1728–1746), издававшийся Генри Бейкером, зятем Дефо. Журналы Аддисона и Стиля переиздавались несколько раз в виде отдельных книг в течение XVIII в. и были переведены на большинство европейских языков.

Во Франции журналистские идеи Аддисона и Стиля использовались Пьером де Мариво и аббатом Прево. В таких журналах Мариво, как «Le Spectateur francais» («Французский зритель», (1722-1723), где само заглавие перекликается с английским «Зрителем», заметно стремление познакомить французского читателя с английскими культурными традициями. Мариво не был подражателем –изысканно-метафоричный, полный неологизмов язык его журналов получил наименование «мариводаж». В свою очередь, творчество Мариво пользовалось большим успехом в Англии.

Антуан Франсуа Прево, более известный под именем аббата Прево, создателя знаменитого романа «История кавалера де Грие и Манон Леско», также внес свой вклад в развитие французской журналистики. Вынужденный с 1728 по 1734 гг. скрываться то в Англии, то в Голландии, Прево познакомился с методами и приемами английской журналистики. В 1733 г. Прево в Лондоне основал по образцу «The Spectator» еженедельный журнал «Le Pour et le Contre» («За и против» 1733–1740 г.). Он издавался в Англии, но распространялся в Париже, стал заметным явлением в журналистском мире Франции. Само заглавие журнала Прево манифестировал приверженность к объективности. Достоверность и надежность информации, качество критических выступлений внушали доверие. Сам Вольтер добивался того, чтобы рецензии на его произведения помещались в журнале аббата Прево.

В Германии линия английской просветительской журналистики была продолжена такими нравоучительными изданиями как «Der Vernunfter» («Разумник», 1713–1714), «Die lustige Fama» («Веселая молва», 1718), «Discourse des Mahlern» («Беседы живописцев», 1721–1723) швейцарских издателей Иоганна Якоба Бодмера и Иоганна Якоба Брейтингера.

Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал «Hamburgische Dramaturgie» («Гамбургская драматургия»), который издавал Г.Э. Лессинг. Лессинг выступал за создание национального театра и писал, что его журнал будет критическим перечнем всех пьес, которые будут ставиться на сцене, и будет следить за каждым шагом, который будет совершать на этом поприще искусство поэта и актера. Если хотят развить вкус у человека, наделенного здравым смыслом, то нужно только объяснить, почему ему что-нибудь не понравилось. Задачей журнала стало формирование театрального вкуса нации, и хотя издание просуществовало всего два года (1767–1768), ему было суждено выйти за рамки простого журнала. «Hamburgische Dramaturgie» стала крупнейшим памятником эстетической мысли немецкого Просвещения.

В XVIII в. удалось значительно упростить и удешевить процесс иллюстрирования книг и других изданий, увеличить производительность печатных машин за счет применения стереотипов и матриц. Стереотип - это плотный отпечаток, слепок с набора, с печатной формы - из гипса (впервые применил пастор лютеранской кирхи в Голландии Иоганн Мюллер в нач. XVIII в.) или из бумаги (Уильям Никольсон, Лондон, патент 1790). Со стереотипа отливали матрицы, с которых можно было делать много форм и печатать много оттисков сразу на нескольких станках. В XVIII в. печатный станок мог печатать 250 оттисков в час.

Была создана книгопечатная машина. Создал её немец Фридрих Кениг. Ею заинтересовался издатель лондонской газеты «Times» и приобрел две машины. Первый номер по новой технологии был выпущен 29 ноября 1814 г. Производительность её – 1100 оттисков в час. Бауэр в 1816 г. сконструировал новую машину производительностью 1000 двусторонних оттисков в час. Он стал основателем фирмы полиграфического оборудования «Кениг и Бауэр», которая работает в Германии до сих пор. К 1833 г., году смерти Кенига, в разных типографиях работало 60 печатных машин. В 1865 г. завод выпустил 1000-ю печатную машину, в 1873 – 2000-ю. Это так называемые плоскопечатные машины. Используются до сих пор при печатании небольших тиражей. Печатные машины совершенствовались, увеличивалась скорость вращения вала, возвратно-поступательного движения талера, увеличивалось количество печатных форм. Использовался паровой привод. Проработала она 20 лет с производительностью 4200 оттисков в час. Законодательницей технической моды была лондонская газета «Times». Она первой внедряла у себя технические новинки, в том числе и ротационный станок, сконструированный.

 Ротационная машина «Мамонт» появилась в 1828 г. в типографии газеты «Times». Сначала вал с формами был установлен в станке вертикально, это усложняло работу, потом в 1846 г. американец Роберт Хоу расположил его горизонтально. Это было удобней. Но производительность тормозила ручная подача бумаги: 10 подавальщиков у ротационной машины «Мамонт», 10 валов вокруг основного цилиндра с печатными формами, 25 000 газет в час. Станок имел гигантские размеры – 10 метров в длину и 6 м – высота. Сегодня многое изменилось в полиграфии, но ротационный принцип печати остался.

В 1863 г. Уильям Баллок разработал способ подачи бумаги из рулона. Такое оборудование установили в типографии газеты «Times». Ускорение печати, увеличение производительности печатных машин позволяло владельцам газет опережать конкурентов, оперативно тиражировать новости, делать газету дешевле и качественнее. Но по-прежнему главным тормозом всего технологического процесса производства газет был ручной набор текста.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»