| ||||||
|
| |||||
лекция 3Тема 3. Книгопечатание как технический фактор развития средств информации
У журналистики есть свои социально-экономические и технические факторы развития. К техническим факторам можно отнести изобретение технологии массового изготовления бумаги и книгопечатание. Книга как форма распространения информации существует с античных времен. У греков книги состояли из дощечек, покрытых воском. В зависимости от количества дощечек книжку называли «диптихом» (две дощечки), «триптихом» (три дощечки) или «полиптихом» (много дощечек). Писали заостренной палочкой – стилем (отсюда – «стиль письма»). Существует два типа книг – книга-свиток (Александрийская библиотека состояла из книг-свитков, сделанных на папирусе; библиотека в Пергаме – из книг-свитков, выполненных на тонкой коже – пергамене) и книга-кодекс (кодекс – в переводе дерево, бревно, в память о деревянном греческом полиптихе). Современные книги имеют форму кодекса – скрепленных у «корешка» страниц. Многие термины книгопечатания пришли к нам из древности. В частности «тетрадь» - пергамен перегибали и делали записные книжки; 4 листа перегибали 4 раза и получали 16 страниц – тетрада; отсюда 16 и 32-х страничные тетради в современной книге, которые скрепляют в книжный блок в форме кодекса. В Древнем Риме кодекс – подшивка документов, грамот. Поэтому кодекс – свод законов. Книги Римского сената были сделаны в виде кодекса. Древнейшие кодексы – пергамены Библии (IV-V в.) Феодальная культура Византии и Западной Европы унаследовала от античности рукописную пергаментную книгу. В течение многих веков переписчиками и иллюстраторами были монахи. На Западе раньше всех (с VI-VIII вв.) центрами переписки книг стали ирландские монастыри. Это делалось в скрипториях, в кельях. Писали медленно, в порядке исполнения монастырского устава, тростниковой палочкой (каламом) или птичьим пером (на смену каламу птичье перо пришло в XI-XII вв.). Лист расчерчивали диском или стержнем свинца едва заметными линиями (каноны), чтобы строчки были ровными и были расположены на одинаковом расстоянии. Прежде чем писать, перо затачивали, кончик раздваивали. Лист разглаживали с помощью лощилки - пористой и шероховатой пемзы – выравнивали края. Первые буквы абзацев выписывали особо и выделяли красным цветом (красный - по-латыни «рубер». Отсюда - рубрика, красная строка). Возможность с помощью пера чередовать тонкие линии с нажимом привела к появлению из латинского письма нескольких шрифтов - вычурной ломаной готической письменности (с XII в.). В книгу приходит цвет, используются разноцветные чернила, появляются иллюстрации. Возникает искусство переплета. Первый известный нам переплетчик - монах Дагеус, живший в VI в. в Ирландии. Переписывались в монастырях лишь одобренные церковью книги. До изобретения книгопечатания существовало несколько способов воспроизведения книг. Первый - ксилография. Это печатание с клише, выгравированном на дереве. Первый такой печатный текст был оттиснут предположительно в Корее между 701 и 751 гг. Есть сведения, что печатание с клише, сделанного из одного куска дерева размером в страницу, возникло в Китае в VI-VIII вв. К середине Х в. ксилография распространилась на Ближнем Востоке. В Европе печатание с досок рисунчатых заглавных букв и других изображений практиковалось с XII в. Автором открытия печатания подвижным шрифтом был китайский мастер Би Шэн (примерно в 1040 г.). Он лепил из глины прямоугольные брусочки и наносил на них зеркальное изображение иероглифов. Литеры обжигали. Вместо верстака употреблялась железная рамка, разделенная перегородками. Раму ставили на полированную металлическую пластину и заливали в каждую ячейку расплавленную смолу. Пока она не застыла, мастер заполнял колонки литерами. Когда смола застывала, она прочно скрепляла шрифт. Получалась печатная форма. После печатания форму помещали над огнем и литеры выпадали. Их можно было использовать несколько раз. В XIII в. в Китае был изобретен способ печатания деревянными литерами. Около 1390 г. в Корее началась отливка бронзовых литер. В 1409 г. появилась первая печатная книга, сделанная таким способом. В середине XV в. и в Европе появились первые книги, отпечатанные сменными литерами. Лоуренс Костер в 1423 г. изобрел вначале деревянные, а затем оловянные литеры. С их помощью он напечатал книжечку «Зерцало человеческого спасения» (39, с. 78). Согласно отдельным сведениям, в 1445 г. Жан Бритто из Брюгге (Бельгия) самостоятельно изобрел способ печатания подвижным шрифтом, с помощью которого он опубликовал «Учение». Такие же опыты в середине XV в. проводились в Италии (Памфилио Кастальди), во Франции (Прокопий Вальдфогель). Идея книгопечатания носилась в воздухе. До сих пор в разных странах заслугу изобретения книгопечатания приписывают разным людям. В Бельгии - Жан Брито, во Франции - мастер из Праги Прокоп Вальдфогель, в Нидерландах - Лоуренс Костер, В Германии - Иоганн Гутенберг. Но весь мир считает Иоганна Гутенберга изобретателем книгопечатания, который в 1445 году изобрел в городе Майнце литеру, в 1450 – году печатный станок. Первые опыты Иоганна Гутенберга были связаны с печатанием небольших брошюр и листовок («Астрономический календарь» (1448), «Турецкий календарь» (1455), «Кровопускательный и слабительный календарь» (1457), индульгенции (39, с. 80). Он издает учебник латинской грамматики (не менее 24 раз). В 1450 г. Гутенберг начал печатать первую латинскую «Библию» – это требовало больших денег (он взял в долг у богатого бюргера Иоганна Фуста 800 и еще 800 гульденов - огромные деньги, т.к. большой дом в городе стоил 80-100 гульденов). Несколько лет кропотливо трудились 6 мастеров на трех печатных станках. Производительность туда не превышала одной страницы набора на работника в день. В результате в 1450-1455 гг. появились 2 тома «Библии» тиражом 150 экземпляров на бумаге (35 на пергамене), в ней было 1282 страницы (42 строки на странице), текст располагался в две колонки. Эта работа заняла у типографа несколько лет и стала шедевром книгопечатания. Она же принесла ему немало разочарований, связанных с судебной тяжбой по поводу выплаты долга. В судебном процессе «Фуст против Гутенберга» Петер Шеффер, ученик Гутенберга, стал на сторону Фуста. Гутенбергу пришлось расстаться со своей типографией и покинуть Майнц. Весь тираж был конфискован за долги (2020 гульденов) по суду. Сегодня сохранилось 47 экземпляров. Это самая дорогая книга в мире. В 1458-1460 г. Гутенберг издал 36-строчную «Библию». До сих пор сохранилось 13 экземпляров. Вся жизнь Гутенберга прошла в трудах. Он создал типографию в Майнце и в Страсбурге. Лишь в конце жизни Гутенберг получил придворный чин и пожизненную пенсию у архиепископа Адольфа Нассауского. Ему выдали парадный костюм, двадцать мешков муки и 2 бочки вина. Главное, что изобрел Гутенберг - печатный станок. Он впервые механизировал печатный процесс. Помещенную в специальной рамке форму, составленную из отдельных литер, он устанавливал на гладком и ровном столе между двух массивных столбов, в перекладине между ними ходил винт, который опускал гладкую доску и плотно прижимал бумагу к намазанной краской форме. С течением времени этот процесс усовершенствовался, но сам принцип, как и печатная машина, веками оставался неизменным. В 1455 г. в типографии Гутенберга при наборе 42-строчной Библии на латинском языке наборщику для набора одной страницы требовался примерно один день, а на одном прессе можно было напечатать самое большее 16 страниц в час. Печатный станок – детище эпохи Возрождения, когда в недрах феодальных отношений стали зарождаться капиталистические отношения. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством...» – считал Ф .Энгельс. Время изобретения - XV в. – стало порогом новой информационной эры человечества. Книга стала дешевле и начала играть более активную роль в жизни общества. Теперь она выпускалась не в сотнях, а в тысячах совершенно одинаковых экземпляров. Произошла унификация орфографии и графических форм письма, возникли единые национальные языки. Если до появления печатного станка Гутенберга в Европе существовало около 30 тыс. книг, то к 1500 году их число приближалось к 9 миллионам. Победное шествие печатного станка по Европе началось еще при жизни Гутенберга. В 1465 г. появилась первая типография в Италии. В 1468 г. - в Швейцарии, в 1470 г. - во Франции, в 1473 г. - в Бельгии и Венгрии, Польше, в 1476 г. - в Англии, в 1482 г. - в Австрии и Дании. в 1483 г. - в Швеции, в 1487 г. - в Португалии. За 40 лет в 260 городах Европы возникло не менее 1100 типографий, которые выпустили в свет около 40 тыс. изданий общим тиражом в 10-12 млн. экз. Эти книги, изданные в Европе до 31 декабря 1500 г., носят название «инкунабул» (дословно «колыбель»). В 1466 г. Ментелин, ученик Гутенберга, издал «Библию» на немецком языке. Потом появились «Библии» на других национальных языках, что подготовило почву для борьбы с латинской католической экспансией. Половина изданий инкунабульного периода - книги религиозного характера, также труды классиков античной литературы, истории, философии в оригинале и в переводе (Вергилий и Гомер, Эзоп, Плиний Старший, Аристотель); средневековой литературы (Бокаччо и Данте Алигьери, английского поэта XIV в. Чосера). В книгах стали появляться иллюстрации – гравюры. Многие годы шел поиск наиболее адекватной технологии воспроизведения изображений – ксилографические гравюры конкурируют с гравюрами на металле. Изобретение бумаги и развитие бумажного производства стало важной предпосылкой распространения книгопечатания. Бумага была изобретена в Китае во II в., затем изготавливалась в Корее. В VI-VII в. появилась в Японии, Индии, Персии и Средней Азии. Производилась сначала из хлопка, потом из тряпок. В X в. производство бумаги было освоено в Египте и Северной Африке. Изготавливали оберточную и плотную писчую бумагу и тонкую для голубиной почты. В Каире был целый квартал бумагоделов. После захвата арабами Испании бумага проникла в Европу в 1150 г. Здесь впервые заработали бумажные мельницы, производившие бумагу высокого качества из хлопка. Потом ее стали делать из тряпья, парусов, оческов. Качество бумаги снизилось. Позже бумага проникла в Италию, где работало 40 бумажных мельниц. Европейцы усовершенствовали технологию ее производства. В 1189 г. бумагу начали производить во Франции. В XIII в. – в Германии. В начале XIV в. – в Англии. Плохое качество бумаги ограничивало сферу ее применения. В 1221 г. король Фридрих приказал уничтожить все королевские акты, сделанные на бумаге и переписать их на пергамент. Появление печатного станка требовало бумаги особого качества – более гладкой, ровной, прочной, упругой и эластичной, хорошо впитывающей краску. Именно в этом направлении она и была усовершенствована. Книгопечатание способствовало распространению разнообразных идей, в частности, будоражащих воображение, побуждающих к действию. Первоначально книги были достаточно отвлеченными от бурных событий действительности. Но в XV-XVI вв. они стали актуальными и злободневными, во многом выполняли роль газет. Это «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского - сатира на сильных мира сего, труд Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в котором утверждалась гелиоцентрическая система мира. Многие книги были объявлены церковью еретическими. Преследованиям подвергались как их авторы, так и издатели. Инквизиция жгла книги, осуждала типографов. В Лейпциге в 1527 г. был казнен нюренбергский печатник Ганс Хергот, которого обвинили в выпуске революционных листовок. В 1525 в Париже сожгли вместе с книгами Беркеля, который переводил на французский произведения Эразма Роттердамского. В 1546 г. та же участь постигла лионского типографа Этьена Доле, издававшего Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле. В 1548 г. появилась цензура. Орден иезуитов возглавил борьбу с Реформацией и издал книгу «Индекс запрещенных книг». В нем были произведения Эразма Роттердамского, Н. Коперника, Д.Бруно, Д.Бокаччо, Ф.Рабле. Книгопечатание способствовало активизации информационных процессов, рожденной потребностями идеологической и политической борьбы. Одним из первых возможности печатного станка оценил Мартин Лютер, профессор университета в Виттенберге, основатель движения протестантов и движения Реформации. Он сделал печатное слово орудием борьбы, которую вел против католической церкви. 31 октября 1517 г. он прибил к дверям замковой церкви 95 тезисов против торговли индульгенциями. Манифест Реформации - маленькая книжка Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния», тираж 4000 экз. Разошлась она за несколько дней. Второе издание - неделю спустя, потом - еще 15 изданий. В типографиях Германии стали печатать пропагандистские листовки (1523 г.), они расходились во многих тысячах экземплярах. Родился новый тип литературы и новый тип печатных изданий, очень близкий к журналистским. Листовкам свойственна массовость, они обращены к народу. Типографский станок сделал слово пропагандиста летучим и неистребимым. Слово обличало несправедливость, призывало к сопротивлению. Листовки и другие работы Лютера вызвали цепную реакцию недовольства и возмущения во всех слоях общества, что привело к началу Крестьянской войны, первой европейской буржуазной революции. Это затормозило процесс развития книгопечатания в Германии. Центр его переместился во Францию, Бельгию, Голландию. Большую роль в развитии информационных процессов сыграли переводы «Библии» на национальные языки, в частности на немецкий язык. Перевод был сделан Мартином Лютером, он же создал современную немецкую прозу. В книгопечатании В. Гюго видел величайшее историческое событие, и в нем – зародыш всех революций. Это совершенно новое средство выражения человеческой мысли. Благодаря нему возникла журналистика и периодические печатные издания. Но это произошло через 100 лет. Технические предпосылки развития печати стали складываться в Европе с 30-40 гг. XV в. Уже в 1510 г. в Париже было 10 типографий. В Европе печатались календари, сборники известий - непосредственные предшественники газет и журналов. Итак, все приведенные выше примеры принято называть «дожурналистскими явлениями». Это вполне исчерпывающее определение. Журналистика и информация не идентичные понятия, первое не исчерпывается вторым, оно гораздо шире. Если для формирования литературы как самостоятельного вида творчества и общественной деятельности достаточно создания письменности (а для устного творчества и это не обязательно), то для выделения журналистики в оригинальную форму этого мало. Недостаточно и просто передачи информации. Необходим определенный уровень развития общественных отношений, экономики, науки и техники, который рождает эту специфическую форму социальной деятельности и творчества, делает её незаменимой. Решающими оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII вв. - время складывания капиталистических отношений, развития международной торговли. Это породило необходимость распространения коммерческой и торговой информации, различных сведений о внутреннем положении и международных отношениях стран. Выход на арену истории класса буржуазии с ее экономическими интересами, а потом и политическими притязаниями сопровождалось становлением и развитием журналистики. Именно буржуазия впервые использовала печатную технику для издания газет, распространяющихся за деньги. Первые робкие попытки журналистики, правда эпизодические, относятся к началу XVI в. и связаны с движением Реформации и буржуазной революцией в Нидерландах. Именно тогда впервые, может быть, в мировой истории так широко использовалась в борьбе идей печатная продукция. Достаточно сказать, что еще в предреформенной Германии широкое распространение получила памфлетная литература, содержавшая требования коренных политических преобразований (45, с. 39). В самом начале XVII столетия почти одновременно начали издаваться в Страсбурге и Аугсбурге немецкие газеты. 1609 г. считается годом рождения европейской газетной периодики. Появление первой многостраничной, соответствовавшей классическим признакам газеты (актуальность, периодичность выхода, универсальность содержания и принципиальная адресность к каждому) и содержавшей общественно значимую информацию со всего мира, датируется в Германии 1609 г. Издавал страсбургский еженедельник «Relation: Aller Furnemmen» книготорговец и издатель Йоханн Каролус, ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей. В этом еженедельнике были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. В том же 1609 г. в Аугсбурге появилась «Avisa Relation oder Zeitung» – другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте. Проникшее в немецкую печать итальянское слово «avviso» свидетельствует о генетической связи между первыми немецкими еженедельными газетами и их венецианскими прообразами. Формат немецких изданий и форма подачи новостей также напоминают венецианские avvisi. С 1609 г. известны другие еженедельники Каролуса – «реляции-ведомости», выходившие в Вольфенбюттеле. Они распространялись не только в Германии, но и в Италии, Франции, Шотландии, Англии, Испании, Польше, Венгрии, Молдавии и Турции. Оформление «реляций», «авизо» или ведомостей соответствовало своему времени: заглавие, состоящее из множества слов, занимало всю первую страницу и окаймлялось изящным рисунком. Затем шло предисловие известного книготорговца. По внешнему виду газеты напоминали книгу. Печатались они небрежно, в текстах было много опечаток. Выходили они, как правило, раз в неделю. Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались (отсутствие комментария исследователи связывают с жесткой цензурой) и подавались без всяких рубрик. Язык был сухим и тяжелым. Авторы ограничивались изложением фактов. Общественное значение печатной прессы было сразу оценено. При захвате городов полководцы первым делом подчиняли себе местную газету, чтобы не распространялась невыгодная им информация. В течение нескольких последующих лет подобные еженедельные издания распространились по всей Европе: в 1610 г. печатный еженедельник «Ordinari Wohenzeitung» начал издаваться в Базеле, в 1615 г. присоединились Франкфурт-на-Майне и Вена. В 1616 г. газета появляется в Гамбурге, в 1617-м – в Берлине, в 1618-м – в Амстердаме, в 1620-м – в Антверпене, Магдебурге, Нюрнберге, Ростоке, Брауншвейге, Кельне. С 1609 по 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Быстрое распространение периодических изданий объясняется возросшим уровнем типографского дела, ростом городов и увеличением спроса на различную информацию со стороны городского населения, основным потребителем данного типа печатной продукции. В Англии первая еженедельная газета появляется в 1621 г., в Швеции – в 1624-м, во Франции – в 1631-м, в Италии – в 1636-м, в Испании – в 1641-м. У истоков французской и английской прессы оказались голландские «couranto». Политическая ситуация в Англии и Франции в 1620-х гг. препятствовала развитию независимой периодической печати. Поэтому первые французские и английские газеты появились в свободной от цензурных запретов Голландии. В 1620 г. в Амстердаме публиковались еженедельные газеты (дословные переводы на английский и французский голландских «курантов»), тираж которых быстро расходился в Англии и Франции. Эти издания имели коммерческий успех. Период доминирования голландских газет в Англии был недолгим. Первым английским изданием, соответствующим понятию газеты, считаются «Corante, or Weekly Newes from Italy, Germany, Hungary, Poland, Bohemia, France and the Low Countreys» («Вести, или Еженедельные новости из Италии, Германии, Венгрии, Польши, Богемии, Франции и иных стран»), появившиеся в Лондоне 23 мая 1622 г. (52, с. 15; 53, с. 85-86; 40, с. 304). Это издание напоминало голландские образцы (что видно даже из заглавия), а вместо имени издателя были напечатаны инициалы – «N. B». Трудность расшифровки заключается в том, что в указанный момент в Лондоне активно работали два издателя, чьи имена соответствуют данным инициалам, Натаниэль Баттер и Николас Борн. Они известны как издатели информационных листков, бюллетеней новостей и иной продукции такого рода. Официальная пресса Франции первоначально была представлена «Mercure francais» («Французский Меркурий», 1611-1644) – официальным вестником, выходившим в Париже. Он был основан Жаном Ришаром в 1611 г. Однако «Mercure francais» выходил всего один раз в год и не оказывал большого влияния на общественное мнение, т. к. его публикации отличались откровенной проправительственной ориентацией (45, с. 42). Кардинал Ришелье – первый государственный деятель Франции, осознавший необходимость идеологического воздействия на общественное мнение. Став первым министром Франции в 1624 г., кардинал стал конфиденциально курировать все публикации официального вестника «Mercure francais» и назначил редактором падре Жозефа, которого современники называли «серым преосвященством». Однако малотиражный «Mercure francais», выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого было необходимо периодическое издание иного типа. Создать первую национальную французскую газету было суждено королевскому медику Теофрасту Ренодо. Должность при дворе он получил благодаря протекции падре Жозефа, который и привлек Ренодо к работе в «Mercure francais». Там талантливого журналиста заметил Ришелье, который предложил Ренодо выпускать новое периодическое издание. Организация подобного издания без поддержки всемогущего кардинала была невозможна. «Во времена Ренодо печатники и книгоиздатели согласно статуту, утвержденному их корпорацией, должны были иметь хорошее образование – знать латынь, уметь читать по-гречески – и обладать сертификатом Парижского университета на право заниматься этим делом. Чтобы открыть книжную лавку в Париже, необходимо было прожить в Париже от 4 до 6 лет». Первый номер «La Gazette» появился 30 мая 1631 г. Правда, этот номер не имел даты. Только шестой номер от 4 июля 1631 г. указывал дату и место издания, но, учитывая, что газета выходила раз в неделю, легко определить, когда вышел первый номер. Он насчитывал четыре страницы и имел формат 23 X 15 см. Новости этого номера содержали информацию из Константинополя, Испании, Португалии, Германии, Венеции, Вены, Праги, Гамбурга и т. д. Информация была очень краткой. Из Константинополя, например, 2 апреля 1631 г. сообщалось об осаде королем персов с 15 тысячами всадников и 50 тысячами пеших воинов крепости Диль, расположенной неподалеку от Вавилона. Информация из Рима помечена 21 апреля. В ней речь шла о том, что папа Римский окончательно утвердил статьи и условия мирного договора, так долго ожидаемого Италией. Сначала газета выходила еженедельно на четырех, а позже на восьми и двенадцати страницах в четвертую часть листа. Она состояла из отдельных заметок, каждая из которых начиналась с указания места и даты отправки известия, а затем располагались внутренние новости. Большей частью речь шла о военных действиях, о дипломатических отношениях, о придворных приемах, о новостях торговли и мореплавания. Первые годы газета Ренодо напоминала малоформатную книжечку, но позднее можно отметить поиски нового графического оформления и качественного улучшения печати. Появились даже маленькие рисунки. Тираж ее достигал 1 200 экз. Каждый выпуск «La Gazette» имел свой порядковый номер. Это касалось и внеочередных выпусков. Как и многие другие периодические издания XVII—XVIII вв., «La Gazette» имела единый, переходящий из номера в номер счет страниц. Это позволяло по истечении года собрать все выпуски в отдельный том, который снабжался специально отпечатанным титульным листом с заглавием «Годовой сборник газет...» с предисловием, освещавшим основные события за год. С конца 1631 г. газета делилась на две части. Одна называлась «Gazette», другая – «Nouvelles ordinaries de divers endroits» («Обычные новости различных местностей»), которая, по словам Ренодо, печаталась «для удобства читателей, им будет легче искать нужный материал и место, откуда поступила новость...» Каждый месяц Ренодо публиковал дополнительный номер, содержавший важнейшие новости и короткий комментарий. «Эти лучшие новости за месяц, говорил Ренодо, – служат лучшему изучению положения дел...». Дополнительные номера использовались Т. Ренодо также и для ответов своим противникам. Интересно отметить, что первые номера не содержали никакой информации о Франции. Лишь в шестом номере появилось сообщение из Парижа о смерти двух знатных господ. Из Сен-Жермена сообщалось о засухе и нехватке питьевой воды. В связи с этим личный врач короля Боннар рекомендовал его величеству увеличить употребление минеральной воды. Газету Т. Ренодо можно смело назвать периодическим изданием, потому что по сравнению с другими аналогами она выходила регулярно, распространялась и за пределами Франции, имела подписку и возможность выбора материалов. На нее кроме самого редактора работало и большое число корреспондентов. Все это смог организовать Т. Ренодо несмотря на трудности, с которыми он столкнулся. «Газета, - писал один из современников, - которую большинство людей ни во что не ставят, на мой взгляд, самое трудное дело, которое предпринимается в наше время. Нужно было иметь ум и способность Т. Ренодо, чтобы добиться такого успеха, какой имел он, начав все почти с нуля». С 1630 г. газеты выходили не только еженедельно, но и два-три раза в неделю. Первая ежедневная газета в Европе появилась в 1650 г. в Лейпциге, которая издавалась Тимотеусом Ритцше и называлась «Neulaufende Nachricht von Kriegs- und Welthaendeln» («Пришедшие новости о военных и мировых делах»). Тиражи первых газет в XVII в. составляли от 200 до 400 экз. Первая английская ежедневная газета «The Daily Courant» («Ежедневные Куранты»), выходившая всего на двух страницах, появилась лишь в 1702 г. Труднодоступной для исследователей оказалась проблема сведений о ценах на раннюю периодику. Ученые отмечают, что стоимость газеты из-за достаточно большой конкуренции была невысокой. К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальной власти и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. По мере становления газетной периодики в Европе отмечается тенденция к изменению как внешнего облика газет, так и их содержания. В 1640-е гг. в названиях многих газет появляются указания на место издания – например, «London Informer». Первые страницы иллюстрировались виньетками, заставками, эмблемами или портретами августейших особ (хотя собственно газетная иллюстрация, карикатура и сатирическая графика появятся в начале XVIII в.). В левом углу первой страницы размешались аннотации статей; там же ставилась дата. В 1660-е гг. появляются новшества в верстке материала, и газетный текст делится на две колонки. В середине XVII столетия в газетах появляется реклама, ставшая впоследствии неотъемлемой частью газетного бизнеса. В начале XVIII в. объем газет увеличился до 4 страниц. В Англии после 1771 г., когда обеими палатами было молчаливо разрешено публиковать дебаты, это стало одной из основных задач газеты. С этих пор ее немногочисленные читатели были хорошо осведомлены в политике, т. к. во время парламентских сессий больше половины газеты отводилось отчетам о сессии. Много места – целая страница, а то и более – отводилось платным объявлениям, сообщениям о книгах, концертах, театрах, нарядах и различных людях, нуждающихся в домашних слугах. Остальное место в газете было занято поэзией, серьезными и юмористическими статьями, письмами в газету (подписанными именем корреспондента или псевдонимом), обрывками информации и театральными или светскими сплетнями, перемешанными с газетными объявлениями и длинными официальными отчетами об иностранных делах. Тиражи этих изданий были небольшими – несколько тысяч экземпляров считались хорошим показателем. Первые газеты, рассчитанные на купцов, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных сообщениях и т.д. Эти издания отвечали запросам молодой буржуазии.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |