| ||||||
|
| |||||
лекция 1Тема 1. Журналистика и античность
Журналистика – это исторически сложившаяся сложная специфическая форма массовой коммуникации и информационной деятельности. Коммуникация как обмен информацией в процессе культурного, экономического и социального развития цивилизаций – неотъемлемая часть существования человечества. Цивилизации вербальные и цивилизации письменные в равной мере нуждались в коммуникации, а потому история человеческой цивилизации и культуры одновременно есть история развития коммуникаций. Изменения в коммуникационных технологиях приводили к кардинальным изменениям в социальных и культурных сферах, преобразуя и формы существования отдельного человека. Всякого рода передача сведений от одной группы людей к другим, от человека к человеку – это коммуникация. Массовая же коммуникация – это сведения, адресованные большой группе людей. Это и публичное выступление, и лекция, и показ кинофильма или спектакля в театре, и художественная выставка. Исторически сложившимися формами массовой коммуникации, помимо журналистики, являются литература, искусство, кино, компьютерная сеть Интернет и др. Все они на своем специфическом языке - словами или образами - несут человеку информацию, которая помогает ему ориентироваться в окружающем мире, в политических, экономических и других процессах, происходящих в мире, государстве, городе. Они формируют его мировоззрение, влияют на него, что же касается журналистики, то она выступает своеобразным посредником, проводником этой общественно значимой информации. Она является своеобразной нервной системой, пронизывающей общество, регулирующей его функционирование. Журналистские произведения – информационные. Они обладают определенными свойствами например, такими, как: значимость; актуальность, небанальность (новость); доступность. Важнейшие черты журналистской информации: актуальность, массовость, тиражность. Информация отвечает на 6 вопросов: что, когда, где, как, кто и почему? Информация должна быть достоверная, значимая, понятная (доходчивая). Средства достижения доходчивости: ясная идея, язык и владение им, построение и драматургия текста, эмоциональность и позиция автора. К пражурналистским способам массовой коммуникации в первую очередь можно отнести росписи, настенные изображения, рукописи, рукописные книги и другие формы передачи информации. Использование письменности было одним из первых осознанных опытов коммуникации. Письменность – средство закрепления речевой информации. Становление письменности тесно связано с потребностями формирующихся обществ и государств: нужна была точная фиксация управленческой, хозяйственной, статистической информации, а также записи правовых и религиозных ритуалов и т. д. В обществе письмо носило предметный, знаковый характер. На разных этапах развития общества и цивилизаций практиковались также пиктограммы (форма передачи сообщений с помощью графических образов), узелковое письмо, логограммы, из которых впоследствии появились иероглифы и клинопись. Первые идеографические системы (в основе термина лежат два греческих слова: «idea» – «понятие» и «grapho» – «пишу») возникли в IV тысячелетии до Рождества Христова в Египте и Месопотамии. Клинописью пользовались даже те народы, которые использовали иероглифическое письмо. С древнегреческого языка слово иероглифы переводится как «священные письмена», что, безусловно, говорит о сакральном отношении древних людей к письменности. На базе иероглифов появилась азбука. Первое буквенное письмо (где не было гласных букв) создали финикийцы примерно в середине II тысячелетия до Р. Х. Называют три древнейших протоалфавитов: (от греч. «протос», что значит «первый») финикийский, угаритский и южноаравийский. К финикийскому письму восходят все европейские системы письма, в том числе и кириллица (с 863 г. н. э. славянская азбука непосредственная предшественница современной русской азбуки (5, с. 10), а также еврейское, арабское письмо, письменности Индии, Центральной Азии. Первый же алфавит создали древние греки в IX – VIII веках до Р. Х. (46, с. 4) На основе финикийского алфавита было создано греческое письмо. У греков первая буква именуется «альфа», вторая – «бета», отсюда и современное слово «алфавит». Важнейшие истоки журналистики, прежде всего европейской, надо искать в культуре Древней Греции и Рима, в их многообразных и ярко проявившихся формах массовых коммуникаций, определявших как массовое сознание, так и общественное мировоззрение. Это мифология, поэтика, театр, историческая проза, риторика, философия, наука. Пражурналистские явления можно разделить на устные и письменные. Устные – это межличностное и групповое общение, культовое общение (ритуалы), ораторское искусство (риторика), информирование через глашатаев, гонцов, посланцев. Письменные – культовое общение (ритуалы погребения, эпитафии), рукописные книги, рукописные «газеты» древности («анналы», Actа Senatus и Acta diurna populi Romani), эпистолярное искусство, хроники. Истоки журналистики следует искать в мифологии, религии, риторике, литературе, истории, философии, театре древности. Особенности культуры Древней Греции: красота, мера, гармония. Египетская цивилизация периода появления папируса в качестве материала для письма – это уже цивилизация с развитой книжной культурой, когда письменность и чтение стали достоянием не только одних жрецов и служителей храмов. Культ письменного слова в Египте был достаточно высок. Журналистика в чистом виде на этом этапе развития цивилизации еще не сформировалась. Однако изучение появления и изменения коммуникационных технологий и зарождения различных жанров публицистики представляет значительный интерес для истории и теории журналистики. В гомеровском эпосе существуют фрагменты, которые можно интерпретировать как документальный репортаж из глубины веков. «Отец истории» Геродот дал блестящие образцы зарисовок быта и нравов жителей Ближнего Востока. Фукидид посвятил восемь томов описанию военных действий между Афинами и Спартой и приводил в них подлинные тексты договоров, свидетельства участников боев. Плутарх оставил жанр «политического» и «исторического» портрета. Хотя письменность получила широкое распространение в Греции периода архаики и классики, в целом полисная культура тяготела к устному слову. Ею были созданы не только великие творения искусства, но и новые формы коммуникационных процессов, в частности, массовый театр, историческая проза, литература, ораторское искусство. На рубеже V– I вв. до н. э. ораторское искусство достигло наивысшего расцвета. Следует отметить развитие судебного красноречия, приведшее к появлению «логографов» – специалистов по составлению судебных речей для состязающихся сторон. Одним из выдающихся логографов этого периода считается Лисий, речи которого стали образцом судебного красноречия. Важное место в становлении публицистической ораторской речи занимает школа Исократа. Творческое наследие Исократа в значительной степени приближено к европейской публицистике нового времени, так как в его риторской школе акцент делался не на импровизацию, а на тщательную обработку письменного текста выступления. Исократ не выступал публично по причине слабого голоса и неумения говорить перед многочисленной аудиторией. Как указывают исследователи, «в ряду политических писателей выдающееся место принадлежит Исократу – оратору, развившему особый жанр письменного красноречия, ритору, пытавшемуся превратить занятие красноречием в орудие нравственного и политического воспитания». Своим творчеством он предвосхитил такие жанры, как трактат, статья, эссе, памфлет, воззвание, письмо. В дошедших до нас двадцати одной речи и девяти письмах Исократ разрабатывал и пропагандировал политическую программу спасения Эллады: объединение сил греков для борьбы против персов. Особенно ярко выражена эта программа в речи «Панегирик». Исократ, вошедший в историю античной риторики как мастер политической речи, разработал основные композиционные законы создания публицистического произведения, сохранившие актуальность и по сей день. Исократ считал, что ораторская речь должна состоять из следующих частей: 1) введения, в котором необходимо завоевать расположение публики и завладеть ее вниманием; 2) изложения основной темы выступления с выделением преимуществ своей позиции; 3) опровержения аргументов противоположной стороны; 4) заключения, подводящего итог сказанному. «Исократ создал школу красноречия, которая, по сути, являлась прообразом первого в мире университета. В школе изучались не только предметы, непосредственно нужные будущему оратору, но и почти все гуманитарные и многие точные, естественные науки». В античные времена ораторская речь делилась на пять частей: нахождение материала, расположение материала, словесное выражение, запоминание и произнесение. Последним выдающимся мастером политической речи эпохи независимой Греции был Демосфен. Обделенный от природы ораторскими навыками, он долго и мучительно изживал физические недостатки, напряженно учился и в итоге снискал всеобщую славу. Оратор, дипломат, публицист Демосфен яростно защищал демократию и слыл самым непримиримым антимонархистом. Большую часть его ораторского наследия составляют судебные речи, однако славу Демосфену принесли политические выступления – знаменитые «филиппики», направленные против македонского царя Филиппа II, в защиту свободы и независимости Афин. Книжная культура эпохи эллинизма нашла свое воплощение в создании библиотек. Библиотеки правителей Египта, Ассирии и Вавилона были недоступны широкому кругу. В Греции V в. частная библиотека – явление необычное, вызывавшее недоумение современников. По свидетельству античных авторов, самая крупная частная библиотека принадлежала Аристотелю. Библиотеки правителей эллинистических государств становились центрами развития культуры. Например, рядом с Александрийской библиотекой появился Мусейон – первый университет античного мира. В библиотеке и Мусейоне были залы для лекций и для работы, комнаты для обитателей пансиона. В Египте ученые и поэты находились на содержании у государства, что влекло в Александрию античных интеллектуалов. В библиотеке они работали, отдыхали, читали лекции. Хранителями Александрийской библиотеки были выдающиеся поэты и ученые. По их просьбе закупались книги, под их руководством велась огромная работа по переписыванию и систематизации рукописей. К 47 г. до н. э. Александрийская библиотека насчитывала около семисот тысяч томов. Накопление большого количества книг сделало необходимым составление комментариев к старым текстам, систематизацию и описание всего массива хранящихся в библиотеке рукописей, переводы иноязычных произведений. Появились новые виды литературного труда – критика, текстология, позволившая выявлять поддельные рукописи и устанавливать точный текст произведений, переводческая деятельность, составление словарей, научных комментариев. Римская цивилизация с ее стремлением к установлению порядка и закона на территории империи внесла свой вклад в развитие коммуникационных технологий античности. Римская культура испытала огромное влияние греческой. На латынь были переведены классические произведения греческой литературы, что способствовало появлению профессии переводчика и созданию в Риме качественной переводческой школы. Римское искусство внесло точность и историзм мышления, суровая проза жизни – в основе художественной культуры. Интересы римлян подчинялись интересам государства. С I в. до н. э. в Риме наблюдается подлинный расцвет ораторского искусства. «Самым знаменитым римским оратором являлся, безусловно, Марк Туллий Цицерон. Завершив обучение красноречию, как это было принято, на греческом острове Родос, он вернулся в Рим и вскоре приобрел всеобщую известность после цикла разоблачительных «Речей против Гая Верреса» – нечистого на руку наместника Сицилии». Великий ритор Цицерон прославился не только блестящими судебными и политическими речами, но и теоретическими трудами в этой области. В диалоге «Об ораторе» Цицерон утверждал, что «для нахождения содержания оратору необходимы три вещи: проницательность, затем разумение и, в-третьих, наука» (58, с. 260). Цицерон и многие другие ораторы не только произносили, но и широко издавали свои речи. О значимости ораторского искусства говорит принятие цензорского эдикта, направленного на исправление качества преподавания в риторских школах. Помимо устного красноречия в Риме получает развитие предвосхищенный еще Исократом жанр письма, который не практиковался в Элладе. Богатые римляне, уезжая в отдаленные провинции, нанимали за деньги свободных людей. Исполняли подобные поручения доверенные грамотные рабы или вольноотпущенники. Порой один такой человек работал на нескольких корреспондентов и был, по сути, прообразом информационного агентства, принцип работы которого строился на сборе информации и рассылке ее потребителям. У авторов была возможность размышлять в своих письмах и доносить свои размышления не только до конкретных адресатов, но и до широкого круга читателей. Таким образом, сформировавшийся жанр письма говорит и о зарождении публицистики в Древнем Риме. Особое место в развитии коммуникационных технологий занимают анналы. Их можно считать первыми периодическими изданиями-ежегодниками. В переводе – это «белые доски», которые выставляли в Древнем Риме около дома верховного понтифика (жреца) с информацией для граждан. Сначала сведения касались изменений в календаре, поэтому они и были названы «ежегодники» (от латинского слова «год» – annus). Позднее тематика информации стала шире и анналы превратились в хроники: сведения о войнах, стихийных бедствиях, внутриполитических событиях, деятельности сената, итогах выборов, погоде. В 130 г. до н. э. были изданы «Большие анналы» – это 80 книг со сводками погоды. Таким образом, «анналы» можно считать прообразами современных газет. С I века до н. э. в римском государстве по указанию Юлия Цезаря почти пять веков издавались сводки различных известий – «Acta Senatus» (сокращенные протоколы заседаний сената - верховного правительственного органа Римской рабовладельческой республики) и «Acta diurna populi Romani» («Повседневные известия для римских граждан»). Сообщения писались на покрытых гипсом белых досках и вывешивались на видных местах. Рукописные копии «Acta» рассылались по городам и провинциям Рима, чтобы информировать чиновников, военачальников, сборщиков податей, местных управителей, сообщать решения центральной власти. «Acta diurnal» знакомили читателей столицы и провинций с правительственными постановлениями, указами, сообщениями о смерти знаменитых людей, результатами последних гладиаторских боев. Копии «Acta diurna» в виде свитков хранились в специальных общественных зданиях, где желающие могли с ними ознакомиться. Периодичность появления «актов» была нерегулярной. Цезарь проявил себя не только в военных и государственных делах. В красноречии он стяжал не меньшую, если не большую славу, его все без спору признавали одним из лучших судебных ораторов Рима. Блестящим образцом военной мемуаристики стали его «Записки о Галльской войне». В них Цезарь описал наиболее драматичные эпизоды боевых действий, в которых непосредственно принимал участие. В Риме большое распространение получили жанры стихотворной сатиры и публицистической эпистолографии. В эпистолографическом наследии Рима следует выделить «Нравственные письма к Луцилию» Луция Аннея Сенеки. В этих письмах Сенека выступил одновременно и как крупный мыслитель, и как блестящий стилист и художник, представивший интересный и весьма оригинальный образец римской эпистолографии I н. э. Свободные размышления римского философа на различные темы, облеченные в форму посланий, оказали большое влияние на европейскую литературу. Пражурналистских явлений было немало. Они постепенно развивались. Информационное общение возникло вместе с развитием трудовой деятельности и языка и было связано с трудом и необходимостью планировать общую трудовую деятельность. С появлением государственности усложняются формы общественной жизни, идет процесс разделения труда, формируются политические институты и появляются профессиональные политики. В распространении общественной информации важную роль играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторов древности Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим) является ярким проявлением целенаправленного распространения в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующее их представления, мнения, стремление, побуждающее их к тем или иным действиям. Это с полным основанием можно считать пражурналистской деятельностью. С древних времен до наших дней ораторские выступления являются важной формой массово-информационной деятельности. Представители государственной власти рассылали с наказами гонцов: глашатаев, дьяков, герольдов. С устными формами распространения информации связаны сохранившиеся в журналистике и широко употребляемые слова: форум – площадь собраний; трибун – должность, места произнесения речи; дума – собрание советников. Многие из них сохранились в названиях газет и журналов: вестник, курьер, герольд, трибуна. Журналистика – это прежде всего печатное слово. Исторически именно печатные периодические издания появились первыми. Поэтому для создания предпосылок ее появления необходимо было развитие многообразных традиций использования письменных форм информационных процессов, развитие разносторонних жанров словесности. Литература, театр, история, философия - все это фундамент, на котором взросла и в свое время сформировалась журналистика. Цели истории и журналистики сходны. Историки доносят до людей правду. Различны временные характеристики. Журналистику называют историей одного дня (оперативность информации – главное). История анализирует и фиксирует события на длительное время. Однако при рождении истории у нее было много общего с журналистикой. Слово «история» – буквально означает «свидетельство очевидца», «расследование путем допроса». Древнегреческие хронисты именно таким методом составляли хроники на основе преданий, мифов, анналов. Тот же принцип характерен для журналистики. Журналист – свидетель события или исследователь вопроса (со слов очевидцев или на основании документов). Поэтому в трудах историков древности можно видеть важный источник журналистики. В них есть достоверность, информативность, в известной мере доходчивость. Историки усовершенствовали язык поэтов и ораторов и создали историческую художественную прозу. Это язык деловой, язык журналистики (не философская полупоэзия, не устная речь). Они вобрали опыт и наработки ораторов и создали литературный язык, который после шлифования в Римской империи служил просвещенной Европе более тысячи лет. У историков и подход к подаче материала был вполне журналистский. Хроники – этнографическое описание местностей и городов. Проза Геродота и Фукидида (V в. до н. э.) – это описание судеб людей и народов (значимо), анализ для нужд современности (актуальность). Она освобождена от мифа. Факты проверяются судом разума (достоверность). Геродот (484-426 гг. до н. э.) в труде «История» – объяснял судьбу народов, втянутых в войну, причины возникновения греко-персидской войн, приведших к возвышению Афин. В ней он отвечал на вопрос: «Почему произошли события?» Фукидид (456 – 396 гг. до н. э.) – древне-греческий историк, военачальник, участник и свидетель междоусобной войны, участников которой знал с обеих сторон. Главный труд – «История Пелопонесской войны». В целом для «Истории» Фукидида характерна глубина политического анализа описываемых событий, а также беспристрастная правдивость и острая наблюдательность. События описаны по свежим следам, поэтому книге свойственны вполне журналистские черты: оперативность, достоверность, информативность и актуальность. В фокусе – политическая и военная жизнь городов-полисов конца V в. до н. э., анализ причин достижения Афинами могущества и последующей его потери. Объяснял развитие греческой истории действием чисто утилитарных стимулов: постепенный рост богатства и морской мощи и связанные с этим изменения в политическом строе. Характерен и реалистичный подход Фукидида - путь государства зависит от граждан - правильный и неправильный. Правильный – когда граждане имеют конечной целью общее благополучие. Автор использует прием дискуссии – столкновение мнений – приводит параллельные речи ораторов на одну и ту же тему. Действующие лица делают выбор между двумя путями, двумя точками зрения с использованием доводов пользы, выгоды, справедливости. Главные вопросы его труда – «Чем определялся выбор? Ради чего предпринято действие?» Плиний Младший – ученик знаменитого оратора Квинтилиана. Он - адвокат и государственный чиновник. В последние годы – начальник государственного казначейства в одной из провинций Римской империи. Плиний Младший уделял внимание важному процессу для журналистики – редактированию. Он был прекрасным оратором, адвокатом. Свои речи он после произнесения тщательно редактировал для издания, отправлял друзьям для критики (рецензирования). Он выработал рекомендации по наилучшему составлению текстов речей для адвокатов (советы молодым адвокатам), но их вполне можно рассматривать как советы журналистского характера: 1) надо уделять важное внимание стилю, подбирать сладкозвучные поэтические слова, смелые метафоры; отбору фактов; 2) надо вдалбливать информацию, чтобы запала в душу – это и сегодня не последний принцип журналистики; 3) следует разнообразить вдалбливание – разных людей убеждать разными методами; 4) мало обращаться к разуму, надо и к чувству, в речи должна быть сила, убедительность, горечь, настойчивость. Все эти требования вполне применимы к журналистике. Античная культура стала не только фундаментом европейской культуры, в частности журналистики. Ее традиции, ее великие творения неоднократно возвращались человечеству, давая новый толчок развитию его творческой активности – в эпоху Возрождения, Просвещения и более поздние времена. Достаточно вспомнить, что в основе классического образования дореволюционной России лежало изучение античных авторов в оригинале. Информационные процессы в обществе тесно связаны с политическим устройством, религиозными традициями, идеологией. Это хорошо видно на примере Древней Греции и Древнего Рима. Религия определяла развитие театра и содержание пьес, заложенные в них нравственные принципы. Литература и история заменяла высшим слоям общества газеты. Выполняли эту роль и другие пражурналистские явления. Развитие демократии вызвало к жизни риторику с ее состязательностью, убедительностью, рациональной логикой. Она же требовала информированности граждан относительно текущих событий и принимаемых властями решений. Отсюда богатое разнообразие информационных форм общения, вплоть до прообразов газет. Риторика – важнейший элемент массово-информационных процессов Древней Греции и Рима. Это форма управления социальными процессами в демократическом обществе, когда необходимо убедить большую группу сограждан в чем-либо. Риторика – важнейшая составная часть государственной и политической жизни Античности. Умение говорить - основа политической деятельности. «Нормативные античные риторики предписывали различать в построении речи этапы: нахождение, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение». Для нас риторика интересна как наука работы с текстами, как набор логических и словесных приемов их составления. Со времен Аристотеля публичные выступления на самые разные темы обычно состояли согласно «классической» схеме из трех частей: вступления, собственно самой речи и заключения. Такая структура подачи информации и поныне сохраняется во многих газетных и журнальных статьях. Следует особо выделить Марка Фабия Квинтилиана – римского ритора и учителя красноречия, жившего в первом веке нашей эры, автора 12-томного труда «Наставление в ораторском искусстве». Основными достоинствами оратора он считал простоту и искренность речи. В одной из своих рекомендаций Квинтилиан отмечал, что о любом событии или поступке можно составить достоверное представление лишь в том случае, если известны ответы на такие вопросы: кто и что сделал, когда и где это было, как и почему это произошло? В наше время эти шесть «классических вопросов» составляют основу основ подготовки новостной информации. Риторика сформировалась в V в. до н. э. в Древней Греции. «Наука о произнесении публичной речи» приобрела тогда особое значение для того, чтобы политик, адвокат мог сделать карьеру. Это обусловило расцвет афинской рабовладельческой демократии, где важнейшую роль играли народное собрание, совет пятисот и народный суд. От умения произносить речи зависел успех того или иного политика. Понятие «софист» (от греч. – учитель мудрости). Софисты (V в. до н. э.) – мастера красноречия и странствующие учителя убедительно говорить за плату. Софистика духовно-воспитательное и философское учение в Греции V и IV вв. до н. э. – базировалась на субъективизме и отрицании объективной истины». Основывались на двух правилах: язык должен быть ясный и приятный для слуха; доводы, для всех понятные и близкие. Аргументы оратора должны основываться на доводах пользы и выгоды, рассчитанные на сочувствие широкой публики. Создали новый стиль прозаической речи (полупоэзия) – особую звуковую музыку речи – располагали слова с одинаковыми окончаниями в особой последовательности. Упорядочили язык, употребление синонимов, родовых окончаний, наклонений. Изобрели особый способ аргументации, ведения спора, умения всегда выйти в нем победителем. В теорию красноречия внесли вклад Платон (427-347 гг. до н. э.), Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Платон большое значение придавал общественному призванию красноречия. Ораторы он уподоблял врачевателю. Врач, говорил он, изменяет положение (больного) лекарствами, а софист – рассуждениями. Аристотель – автор трактата «Риторика», подчеркивает всеобщее значение риторики, которая пригодна к любому предмету. Выделил три части риторики, отвечающие на вопросы: Как принудить к чему-либо слушателей? Какие личные качества оратора помогают вызвать доверие слушателей и достигнуть цели? Как технически построить речь? В речи 4 части - предисловие, рассказ, доказательство, заключение. Демосфен (384-322 гг. до н. э.) – оратор, защитник демократического устройства государства в период борьбы Греции с Македонией. Он автор «филиппик» – гневных обличительных речей против царя Филиппа Македонского. Он довел ораторское искусство до совершенства, подтвердив важный принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда. (Цицерон: «Поэтами рождаются, ораторами становятся»). Цицерон (106–43 гг. до н.э.) – великий римский оратор: «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора». Его книги: «Об ораторе» (теория ораторского искусства), «Брутт» (идеал оратора), «Оратор» (историческое развитие ораторского искусства). Оратор должен иметь: широкое образование, эрудицию, знания различных философских систем, права, теории ораторского искусства. Остроумие диалектика, мысли философа, слова чуть ли не поэта, память законоведа, голос трагика, игра лучше лицедеев. Он считал, что важнее воодушевить аудиторию, чем убедить. Сочетание рационального и эмоционального начала речи позволяет воздействовать на чувства, знать интересы аудитории, найти подходящую аргументацию для аудитории. Квинтилиан (35-96 гг. н. э.) оставил труды по риторике: учебник «Образование оратора» – свод выводов предшественников и обобщение собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Его советы и сегодня включены в современные учебники красноречия: начинать и кончать речь сильными аргументами; тренировать природное дарование оратора упражнением, подражанием. Риторские школы античности были своего рода высшими учебными заведениями наряду с медицинскими и философскими. В них были начальный курс упражнений (сочинение басни, рассказа, опровержение и утверждение, похвалы и порицания и т.д.) и основной курс (декламации, речи на вымышленную тему и пр.). Все это позволило говорить о красноречии как о ремесле, а не божественном даре, как считалось ранее. Античными ораторами были сформулированы правила обращения с материалом, построения текстов, редактирования; отработаны средства выразительности, описаны действенные способы логической аргументации; стилистические приемы. Риторика и сегодня является важнейшей основой журналистской подготовки. Журналист сегодня - ритор, который собирает информацию, составляет тексты разной степени сложности, владеет общепринятой устной и письменной речью, умеет выступать перед народом.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |