Лабораторный практикум по зоологии позвоночных

 

Введение

Дисциплина «Зоология позвоночных» входит в базовую часть образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки – Биология (06.03.01). Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с внешним и внутренним строением позвоночных животных и их систематическим положением.

Целью освоения дисциплины «Зоология позвоночных» является закрепление теоретического материала, полученного на лекциях, ознакомление с внешним и внутренним строением представителей различных классов позвоночных животных, получение навыков работы с препаратами, фиксированными объектами и музейными экспонатами. Разные формы самостоятельной работы студента обязательны при изучении курса зоологии позвоночных.  К ним относятся – наблюдение за живыми животными в природе, аквариумах, террариумах, живых уголках, использование интернет ресурсов, просмотр учебных и научно-популярных фильмов.

Настоящие методические указания представляют собой руководство к лабораторным занятиям по курсу «Зоология позвоночных». Курс состоит из 12 тем посвященных изучению морфологических и анатомических особенностей и 6 тем – систематике различных групп хордовых животных.

Содержание и объем пособия соответствуют рабочей программе курса «Зоология позвоночных» биологического факультета и материальному оснащению кафедры зоологии и физиологии Дагестанского государственного университета. В нем освещаются все предусмотренные программой темы лабораторных занятий. Занятия проводятся в лаборатории № 78 в третьем семестре еженедельно по два часа.

Полноценное проведение лабораторных занятий возможно лишь в том случае, если студенты систематически готовятся к ним, знакомясь с особенностями каждого класса с помощью рекомендованных учебников по зоологии позвоночных и Интернет ресурсов.

В начале каждого занятия, преподаватель проводит опрос (устный, письменный, тестирование), объясняет то, что студенты не поняли, формулирует задание и дает необходимые вводные объяснения. На каждом занятии преподаватель проверяет домашнее задание, отвечает на вопросы, возникшие в процессе самостоятельной работы студента. Все это стимулирует самостоятельную работу студента по изучению курса зоологии позвоночных. В ходе лабораторно-практической работы, преподаватель регулярно проверяет работу студента по изучению объекта, выясняет насколько хорошо он разобрался в изучаемом материале и дает необходимые пояснения. Особое внимание при выполнении лабораторных занятий по зоологии позвоночных, как и по зоологии беспозвоночных, уделяется рисованию изучаемых объектов. Необходимо помнить, что рисование объекта изучения дает возможность лучше разобраться в особенностях его внешнего и внутреннего строения. В процессе рисования внимание студента фиксируется на тех деталях, которые ускользают при простом просмотре препарата. Рисунки оформляются в рабочей тетради, предназначенной для организации самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях и во внеаудиторное время по заданию преподавателя. В конце занятия преподаватель проверяет правильность выполнения работы и визирует их своей подписью в рабочей тетради.

Студенты допускаются к сдаче экзамена по зоологии позвоночных при их полном выполнении программы лабораторных занятий, наличии рабочей тетради с собственными рисунками согласно тематическому плану в рабочей программе по зоологии позвоночных.

 

ВведениеУказания к выполнению лабораторных работПравила техники безопасности на занятиях1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы4. Систематика класса Хрящевые рыбы5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки6. Строение скелета обыкновенного судака7. Систематика надкласса Костные рыбы8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки9. Систематика класса Земноводные10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы11. Строение скелета полосатой ящерицы12. Систематика класса Пресмыкающиеся13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя14. Строение скелета сизого голубя15. Систематика класса Птицы16. Внешнее и внутреннее строение крысы17. Строение скелета собаки18. Систематика класса МлекопитающиеСписок рекомендуемой литературы

 

Аскендеров А.Д.

(старший преподаватель каф. зоологии и физиологии)