Введение
Дисциплина «Зоология
позвоночных» входит в базовую часть образовательной программы
бакалавриата по направлению подготовки – Биология (06.03.01).
Содержание
дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с внешним и
внутренним строением позвоночных животных и их систематическим
положением.
Целью освоения
дисциплины «Зоология позвоночных» является закрепление
теоретического материала, полученного на лекциях, ознакомление с
внешним и внутренним строением представителей различных классов
позвоночных животных, получение навыков работы с препаратами,
фиксированными объектами и музейными экспонатами. Разные формы
самостоятельной работы студента обязательны при изучении курса
зоологии позвоночных. К ним относятся – наблюдение за живыми
животными в природе, аквариумах, террариумах, живых уголках,
использование интернет ресурсов, просмотр учебных и
научно-популярных фильмов.
Настоящие
методические указания представляют собой руководство к лабораторным
занятиям по курсу «Зоология позвоночных». Курс состоит из 12 тем
посвященных изучению морфологических и анатомических особенностей и
6 тем – систематике различных групп хордовых животных.
Содержание и объем
пособия соответствуют рабочей программе курса «Зоология позвоночных»
биологического факультета и материальному оснащению кафедры зоологии
и физиологии Дагестанского государственного университета. В нем
освещаются все предусмотренные программой темы лабораторных занятий.
Занятия проводятся в лаборатории № 78 в третьем семестре еженедельно
по два часа.
Полноценное
проведение лабораторных занятий возможно лишь в том случае, если
студенты систематически готовятся к ним, знакомясь с особенностями
каждого класса с помощью рекомендованных учебников по зоологии
позвоночных и Интернет ресурсов.
В начале каждого
занятия, преподаватель проводит опрос (устный, письменный,
тестирование), объясняет то, что студенты не поняли, формулирует
задание и дает необходимые вводные объяснения. На каждом занятии
преподаватель проверяет домашнее задание, отвечает на вопросы,
возникшие в процессе самостоятельной работы студента. Все это
стимулирует самостоятельную работу студента по изучению курса
зоологии позвоночных. В ходе лабораторно-практической работы,
преподаватель регулярно проверяет работу студента по изучению
объекта, выясняет насколько хорошо он разобрался в изучаемом
материале и дает необходимые пояснения. Особое внимание при
выполнении лабораторных занятий по зоологии позвоночных, как и по
зоологии беспозвоночных, уделяется рисованию изучаемых объектов.
Необходимо помнить, что рисование объекта изучения дает возможность
лучше разобраться в особенностях его внешнего и внутреннего строения.
В процессе рисования внимание студента фиксируется на тех деталях,
которые ускользают при простом просмотре препарата. Рисунки
оформляются в рабочей тетради, предназначенной для организации
самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях и во
внеаудиторное время по заданию преподавателя. В конце занятия
преподаватель проверяет правильность выполнения работы и визирует их
своей подписью в рабочей тетради.
Студенты допускаются к сдаче экзамена по зоологии позвоночных
при их полном выполнении программы лабораторных занятий, наличии
рабочей тетради с собственными рисунками согласно тематическому
плану в рабочей программе по зоологии позвоночных.
|