Тема 4.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Национальный русский язык охватывает все сферы речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания, местожительства, профессии. Национальный язык не является единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В нем обнаруживаются определенные внутренние различия, обусловленные многими факторами.
Выделяют две
основные формы национального языка: литературный язык и нелитературный
язык.
Нелитературный
язык включает
диалекты (территориальный язык, имеющий
отклонения от литературных норм), просторечие (язык малограмотных слоев
населения, содержащий нарушения литературных норм) и жаргоны (язык отдельных профессиональных,
социальных групп, используемый с целью языкового
обособления).
Территориальные диалекты русского языка существуют только в устной форме и служат для обиходно-бытового общения.
От просторечия и жаргонов они отличаются тем, что имеют специфический для каждого диалекта набор фонетических, лексических и грамматических различий (цасы – часы, полоса – сабля, у мене – у меня). Диалект, как правило, представляет собой совокупность более мелких единиц – говоров, которые имеют общие языковые черты и служат средством общения жителей рядом расположенных деревень, хуторов.
Просторечие характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Такие нарушения наблюдаются в речи малообразованных слоев населения и придают ей неправильный, грубый характер; они могут возникать на различных уровнях языка (колидор, резетка; мой мозоль, бежат; подстамент, полуклиника).
Жаргон не имеет фонетических и грамматических особенностей, выделяется, как правило, специфической лексикой и фразеологией (сечь, жмурик, баксы, фейс, квас пускать). Жаргонная лексика представляет собой переосмысленные, сокращенные, фонетически измененные слова русского языка и заимствованные из других языков.
Существуют различные виды жаргона, которые можно объединить в две основные группы: социальный жаргон (школьный, студенческий, молодежный, преступный и т.д.) и профессиональный жаргон (спортивный, военный, политический, актерский и т.д.).
Высшей формой национального языка является литературный язык, охватывающий различные сферы человеческой деятельности: политику, науку, культуру, бытовое общение и т.д.
Литературный язык – это высокоразвитый, упорядоченный, нормативный язык с богатым лексическим составом и развитой стилистической системой. Литературный язык нормативен, стабилен, общеобязателен. Создателем современного русского литературного языка по праву считают А.С. Пушкина.
Русский литературный
язык – наше богатство и достояние; он прошел длительный путь развития и воплотил
в себе культурные и исторические традиции народа, нашей страны. Литературный
язык на всем протяжении своей истории развивался и обогащался не только за счет
внутренних ресурсов, но и путем заимствования из других
языков.
Современное состояние русского литературного языка вызывает большую тревогу у ученых и общественных деятелей. Наблюдаются такие негативные для литературного языка процессы, как неоправданное использование заимствованных слов, оскудение речи, усеченность и небрежность высказывания, жаргонизация и вульгаризация языка. Наблюдаемая тенденция деградации русского языка может привести к тому, что язык перестанет быть орудием мышления и средством общения, потеряет свою роль первого элемента культуры.
Поэтому сегодня становится крайне актуальным такое понятие, как экология языка (лингвоэкология, эколингвистика). Это такое направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с изысканием путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения.
Вопросы защиты окружающей речевой среды волнуют всех тех, кто не забывает о языковой ответственности: именно с помощью языка передаются культурные и интеллектуальные богатства из поколения в поколение, именно хорошее владение языком дает личности возможность профессионально реализовать себя в обществе.
ПРАКТИКУМ
Литература для самостоятельной
работы:
1.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г.,
Кашаева Е.Ю.
Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов на/Д., 2000,
стр. 5-45, 50-58.
2.
Власенков А.И., Потемкина
Т.В. Русский
язык.– М., 2007, стр. 254-266.
3. Русский язык и культура речи: Учебник
/Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2006, стр. 5-11, 102-108.
4.
Образовательный блог «Русский язык и
культура речи»
www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru
Задание 1. Составить блок-схему, отражающую
взаимосвязь понятий «национальный язык», «литературный язык», «нелитературный
язык», «диалект», «просторечие», «жаргон».
Задание 2. Написать развернутый конспект темы на
основе составленной блок-схемы.
Задание 3. Используя рекомендованную литературу,
подготовить сообщение на тему: «История развития русского литературного
языка».
Задание 4. Определить принадлежность следующих слов
разновидностям нелитературного языка, привести литературные
варианты.
Вечерять, жмурик,
оттудова, кочет, общага, прикол, бурак, видак, втихаря, ихний, баксы, здеся,
скипятить, одежа, пущать, одначе, поговорить за жизнь, сдалека, прибалдеть,
ксива, хрусты, родичи, наперсточник, ужастик, тусоваться, безналичка, маклевать,
топтун, манатки, теперича, дембеля, умаяться, аккурат по расписанию, богатей,
чатиться, крышевать.
Задание 5. Подобрать к следующим словам и
словосочетаниям встречающиеся просторечные варианты.
Отпускать, пока,
пускай, рельс, приволочешь, хочешь, споткнуться, кладу, шофер, документы,
средства, отнимать, таможня, на пляже, ляг, без пальто, издалека, трамвай,
нравиться, радио, их, приехать из Москвы, мы согласны, вскипятить, племянник,
километр, магазин, лаборатория, пугать.
Задание 6. Подобрать русские эквиваленты к
заимствованным словам в составе словосочетаний, сравнить
варианты.
Cтагнация развития, коррумпированный слой, конверсия
производства, коттоновый пиджак, пилотный проект, презентация книги,
эксклюзивный показ, лифтинг лица, наемный киллер, воскресный шоппинг, найти
консенсус, выразить импичмент, относиться индифферентно, молодежь превалировала,
идентичное решение, поменять имидж, экстраполировать
вопрос.
Задание 7. Прочитать текст. Выделить заимствованные
слова. Пересказать, заменяя заимствования русскими
синонимами.
Юная бизнесвумен и
ее импозантный бойфренд, известный хакер по произвищу Брейк, тет-а-тет вели
беседу в кафе фаст-фуд. Она индифферентно жевала сандвич, он апатично ел
хот-дог, закусывая его чизбургером. Бармен поставил компакт-диск с известным
хитом – саундтреком к бестселлеру «Титаник». Зазвучала музыка. Бизнесвумен
решительно посмотрела на своего визави и объявила, что в прошлый уик-энд видела
его на презентации в компании юной топ-модели. «Адюльтер! В наших отношениях
стагнация. Я больше тебе не нужна!» – внезапно зарыдала красавица, и по ее лицу
потек мейкап. Бойфренд назвал ее слова гнусной инсинуацией: «То, что ты видела,
не любовное рандеву, а всего лишь бизнес, промоушн новой компьютерной
программы». Брейк клялся ей в любви, обещал отвести подругу в шикарный
супермаркет или шоп, купить шубу эксклюзивного дизайна. И дал слово свозить ее в
недельный шоп-тур по Европе, обещая быть вечным спонсором. Консенсус был
достигнут. Хэппи-энд.
Задание 8. Используя рекомендованную литературу,
раскрыть понятие «экология языка».
Задание 9. Лингвоэкологический патруль: подобрать
материал (речь окружающих, средства массовой информации, вывески, реклама,
объявления), свидетельствующий о загрязнении русского языка жаргонизмами,
вульгаризмами, экзотизмами, излишним употреблением иноязычных слов и т.д., и
подготовить сообщение на тему: «Проблемы экологии
языка».
Задание 10. В
образовательном блоге www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru выполнить задание к
сообщению «Происхождение русского языка».