Тема 12.

 

                        НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

 

Научный стиль – это функциональная книжная разновидность литературного языка, употребляемая в сфере науки и образования. Основная функция научного стиля – передача логической информации и доказательство ее истинности, ценности и новизны. Кроме того, научный стиль активизирует логическое мышление и вызывает интерес к научной информации.

n2.jpg

Научный стиль характеризуется следующими чертами: логическая последовательность изложения, упорядоченная система связей между частями высказывания, стремление автора к точности, сжатости, объективности, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания.

Основными жанрами научного стиля являются: научная статья, реферат, научные тезисы, аннотация, монография, учебник, доклад, лекция, курсовая, дипломная, диссертационная работы, научные дискуссии и т.д.

                n3.jpg

Основной формой проявления научного стиля является письменная речь. Однако с развитием таких видов научных контактов, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи. Кроме того, современная сфера науки характеризуется  активным внедрением дистанционных форм контактов с помощью глобальной информационной сети (интернет-конференция, веб-семинар, сетевой форум и т.д.).

Лексический состав научного стиля характеризуется преобладанием общенаучной терминологии (система, аналог, элемент, множество, определить, пролонгировать) и специальной терминологии (юриспруденция, дактилоскопия, нотариат; реактив, молекула, щелочь); широко используются слова с абстрактным значением (фактор, самосознание, длительность, интенсивность, творчество); отсутствует разговорная и эмоционально-оценочная лексика. Фразеология научного стиля характеризуется наличием составных терминов (правоохранительные органы, конституционный надзор, точка пересечения, прямой угол, солнечное сплетение) и различного рода клише (представляет собой …, состоит из …, заключается в …). Особенностью научного стиля считается многократное повторение терминов, особенно ключевых.

В области морфологии научный стиль отличается регулярным использованием имен существительных, чаще среднего рода (время, распределение, состояние, влияние), преобладанием глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени (ученые исследуют, рассматривают; фактор влияет, доказывает), употреблением причастий и деепричастий (рассматриваемые теории, анализируя данные), сложных предлогов и союзов (в заключение, благодаря тому что, ввиду того что); нередко вещественные и отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа (низкие температуры, физические состояния, большие глубины); специфика словоупотребления научной речи отражает ее интернациональный характер: в ней частотны иноязычные корни, приставки, суффиксы (бикарбонат, микрочастица, антитела, полилингвизм).

Научные тексты состоят из доказательств, суждений, выводов, обобщений, анализа явлений и фактов. Поэтому для синтаксиса научного стиля характерно наличие прямого порядка слов в предложении, однородных членов предложения, конструкций с причастными и деепричастными оборотами, преобладание союзной, чаще подчинительной, связи между частями сложного предложения, широкое использование вводных слов и словосочетаний. Бессоюзные предложения употребляются преимущественно при перечислении и классификации.   

В зависимости от конкретных функций научный стиль делится на 5 подстилей: собственно научный, научно-технический, научно-учебный, научно-справочный и научно-популярный.

                   n1.jpg

 

                                          ПРАКТИКУМ

 

Литература для самостоятельной работы:

1.       Культура русской речи: Учебник /Под ред. Л.К. Граудиной,  Е.Н. Ширяева. – М., 2005, стр. 194-197.

2.      Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000, стр. 74-78.

3.      Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2006, стр. 381-399.

4.      Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2006, стр. 28-37.

5.       Образовательный блог «Русский язык и культура речи»

www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru

 

Задание 1. Используя рекомендованную литературу, подготовить сообщение на тему: «Из истории возникновения и развития научного стиля речи».
 
Задание 2. Заполнить таблицу, определив языковые черты научного стиля.
 

 ЛЕКСИКА

 МОРФОЛОГИЯ

 СИНТАКСИС

 

 

 

 
Задание 3. Прочитать тексты научного стиля и проанализировать их, определив научную сферу, тему, жанр, общие стилевые признаки и языковые черты.

1. Византия усваивала римское правовое наследие, а также многие политические учреждения и идеи в тот период, когда там действовало так называемое постклассическое римское право. Последнее стало изменяться несколько иначе, чем реципированное римское право в странах Западной Европы. В слабороманизированных районах обширной империи, простиравшейся от Северной Африки до Закавказья и от Балкан до Сирии и Месопотамии, большая часть населения говорила не на латинском, а на греческом языке, а кроме того, на арабском, армянском и других языках. Поскольку в этих районах действовали давние традиции местного обычного права, то реальное функционирование последних не могло оказывать заметного воздействия на усвоение римского правового наследия в рамках так называемого византийского права.

2. Аллергия – это измененная реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих или местных реакций, чаще при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами. Реакции эти могут быть повышены по сравнению с нормой, то есть, усилены и ускорены – гиперергия, или понижены, то есть, ослаблены и замедлены – гипергия, или могут совсем отсутствовать – анергия, как это наблюдается, например, при абсолютном иммунитете. Аллергенами могут быть как простые вещества в виде отдельных химических элементов (йод, хлор, хром, никель, кобальт), так и сложные белковые комплексы в соединении с химическими веществами. Вирусы, микробы, грибки и продукты их жизнедеятельности, пыльца растений, клещи, слюна, шерсть животных, пылевые, лекарственные и другие аллергены способны активно воздействовать на организм человека.

3. Многофункциональность риторики, обеспечившая ей существование в новых условиях, позволяет говорить о лингвистических основаниях современной риторики и в метаязыковом аспекте: функционирование ее в качестве дескриптивного аппарата и нормативного регулятора дает возможность трактовать риторику как «вторичную» грамматику, функционирующую как своего рода метатекст. Описывая и предписывая процедуры конструирования коммуникативных форм и ситуаций, в которых речь употребляется с разными целями, риторика сама берет на себя задачу создания функционального языка, выступая как один из важнейших инструментов культуры, который организует ее языковую и коммуникативную систему.

 

Задание 4. Определить значение интернациональных словообразовательных элементов и образовать с ними сложные слова. Заполнить таблицу.
 

элемент

значение

слово

анти

интер

 противоположность

между

 

Авиа, авто, аква, антро, архи, аэро, баро, био, блок, гео, гидра, гипер, гипо, граф, де, дез, дис, диз, дром, инфра, кардио, контр, логия, макро, микро, моно, нано, омо, орто, орфо, пан, поли, пост, про, прото, радио, ре, сейсмо, сема, скопия, суб, супер, транс, ультра, стерео, фоно, экс, экстра.

 
Задание 5. Образовать от данных глаголов имена существительные: 1) с помощью суффикса -(е)ни-; 2) с помощью суффикса -к-.

Сохранить, увеличить, уменьшить, поддерживать, присоединить, восстановить, разложить, изменять, исследовать, формировать, применять, сопоставлять, изучать, установить, приравнивать, регулировать, выдержать, обработать, влиять, определить, кодировать, плавить, заливать.

 

Задание 6. Вместо черточек записать первую часть сложного слова; каждая черточка соответствует отдельной букве.

А) _ _ _ _                               Б) _ _ _

_ _ _ _ _ _     фон                   _ _ _ _ _ _    графия

_ _ _ _ _                                 _ _ _ _

 
Задание 7. Уточнить написание данных слов. Доказать, что слова каждой группы являются этимологически родственными.

1. Анахр..низм, хр..нология, хр..нометр, хр..нический, хр..носкоп, хр…никальный. 2. Г..нетика, г..нотип, г..нофонд, г..ноцид, г..неалогия, г..незис. 3. Г..ография, г..ометрия, г..одезия, г..олог, г..ополитика, г..осферы. 4. Тер..итория, тер..иториальный, тер..акота, тер..арий, тер..аса, экстер..иториальность. 5. Тер..oр, тер..орист, тер..оризм, тер..оризировать, тер..ористический, тер..акт.

    

Задание 8. Используя словарь юридических терминов, уточнить значение и написание данных слов. Дополнить каждый ряд однокоренными словами.

·        Ал…менты, ал…ментщик, ал…ментация

·        Ап..лляция, ап…лляционный, ап..ллянт 

·        Дискр…минация, дискр…минировать, дискр…минатор

·        Д…кумент, д…кументировать, д…кументирование   

·       Ид…нтификация,  ид…нтифицировать,

     ид…нтифицированный  

·       Кр…минал,  кр…минальный,  кр…миналистический 

·      Инкр…минировать, инкр…минированный, инкр…минация

·        К…нфискация, к…нфисковать, к…нфискованный  

·        К…нспирация, к…нспирировать, к…нспиратор

·        Л…гальный, л…гализовать, л…гализованный  

·        Л…квидация,  л…квидировать, л…квидационный 

·        Пр…вокация, пр…воцировать, пр…вокационный  

·        Пр…курор, пр…курорский, пр…куратура

·        Р…гламент, р…гламентировать, р…гламентация

·       Ф…льсификат, ф…льсифицировать,

     ф…льсифицированный 

·        Ц…вилизация, ц…вилизовать, ц…вилизованный   

·        Шп…он, шп…онить, шп…онаж 

 
Задание 9. Используя рекомендованную литературу, охарактеризовать жанр аннотации. Выделить композиционные части в данной аннотации. Выписать клише, с помощью которых оно составлено.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. –3-е изд. М.: Флинта; Наука, 1999. – 315 с.

«Справочник» представляет собой сборник нормативных сведений, касающихся трудных случаев произношения, словоупотребления, использования грамматических форм современного русского литературного языка, а также орфографии, пунктуации и правил оформления письменного текста и деловых бумаг. Задания, направленные на усвоение и практическое применение представленных в «Справочнике» сведений, содержатся в «Практикуме».

Пособие предназначено для самообразования, факультативных и индивидуальных занятий с преподавателем.

 
Задание 10. Используя рекомендованную литературу, охарактеризовать жанр реферата и составить реферат на тему «Разновидности научного стиля речи».
 
Задание 11. Используя рекомендованную литературу, охарактеризовать жанр тезисов. Составить тезисы любой научной статьи.

 

Задание 12. В образовательном блоге www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru выполнить задание к сообщениям «Научный стиль», «Жанры научного стиля», «Подстили научного стиля».