Тема 15.

 

               ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

 

Художественный стиль – это особая книжная разновидность литературного языка, функционирующая в сфере художественного творчества.

Этот стиль выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функции; в нем наиболее полно и ярко отражается литературный и, шире, национальный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства. Язык литературы осознается обществом как образцовый язык.

              x4.jpg

К особенным чертам художественного стиля следует отнести эмоциональность и экспрессивность, многоплановость и образность, субъективность и неповторимость.

x1.jpg

 

Лексические ресурсы художественного стиля весьма богаты и разнообразны. Прежде всего, это слова широкой сферы употребления, многозначная и эмоционально окрашенная, экспрессивная лексика. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Для художественной речи характерно использование не только средств всех функциональных разновидностей литературного языка, но и элементов просторечия, социальных и профессиональных жаргонов, диалектов.

Использование таких разнообразных лексических средств объясняется тем, что в отличие от других функциональных стилей, каждый из которых отражает одну определенную сторону жизни, художественный стиль, являясь своеобразным зеркалом действительности, воспроизводит все сферы человеческой деятельности, все явления общественной жизни. Язык художественной литературы лишен всякой стилистической замкнутости, он открыт для любых стилей, любых лексических средств.

Отбор и употребление этих средств автор художественного произведения подчиняет своим эстетическим целям и задачам. Так возникает индивидуальный стиль писателя, в котором возможности национального языка представлены в наиболее полном развитии. Язык каждого писателя имеет свою специфику, свои индивидуально-авторские стилевые особенности. Стилевые особенности имеют произведения даже одного и того же писателя.

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения, поэтому здесь важную роль играют языковые средства, создающие некое образное представление.

x3.jpg

 

Изобразительно-выразительные средства русского языка являются основным лексическим пластом этого стиля. Они разнообразны и многочисленны.

                x2.jpg

Это, прежде всего, тропы (греч. tropos «поворот»)обороты речи, в которых сло­во или выражение употреблено в переносном значении в целях до­стижения большей художественной выразительности. В основе тро­па лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, иро­ния, литота, метафора, метонимия, олицетворение, пе­рифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

                 x5.jpg

В художественном тексте используются и стилистические фигуры – это особые синтаксические обороты, выходящих за рамки практически необходимых норм. Они применяются писателями и поэтами в целях определённой художественной выразительности. К фигурам относятся анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, оксюморон, умолчание, эллипсис, эпифора и др.

                    x6.jpg

Использование в художественном тексте речевой многозначности и синонимии открывает дополнительные смыслы и смысловые оттенки значений.

Грамматический план художественного стиля также отличается широким разнообразием морфологических форм и синтаксических структур.

 

                                            ПРАКТИКУМ

 

Литература для самостоятельной работы:

1.     Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили / Под ред. В.А. Алексеева, К.А. Роговой. – М., 1982, стр. 122-126.

2.      Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. В.И. Максимова. - М., 2000, стр. 85-89.

3.      Образовательный блог «Русский язык и культура речи»

 www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru

 

Задание 1. Используя рекомендованную литературу, рассказать о родах и жанрах художественной литературы.
 
Задание 2. Прочитать тексты. Найти средства художественной изобразительности и определить их роль в тексте. Назвать источники отрывков (автора и произведение).

1. Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошел мимо меня. Под мышками он нес какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.

2. Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью

3. Тревога беспредметная и бесцельная в настоящем, а в будущем одна беспрерывная жертва – вот что предстояло ему на свете. И что в том, что чрез восемь лет ему будет только тридцать два года и можно снова начать жить! Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому. И хотя судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы – ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.

 
Задание 3. Списать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Проанализировать изобразительные приемы, использованные в этом портрете для раскрытия сущности человека и отношения к нему автора.       

Цинциннат спустил ноги с койки. В голове, от затылка к виску, по д..агонали, пок..тился кегельный шар замер и поехал обратно. Между тем дверь отв..рилась и вошел директор тюрьмы. Он был как всегда в сюртуке держался отменно прям.. вып..тив грудь одну руку засунув за борт а другую заложив за спину. Ид..альный парик черный как смоль с восковым пр..бором гладко обл..гал череп. Его без любви выбран..ое лицо жирными ж..лтыми щеками и несколько устарелой системой морщин было условно оживлен..о двумя и только двумя вып..ченными глазами. Ровно передвигая ноги в столбчатых пант..лонах он прошагал между стеной и столом почти дошел до койки, – но несмотря на свою сановитую плотность пр..спокойно исчез раств..рившись в воздухе. Через минуту однако дверь отв..рилась снов.. со знакомым на этот раз скреж..танием, – и как всегда в сюртуке выпят..в грудь вошел он же.

 
Задание 4. Подобрать к перифразам ключевые слова:

А. Черное золото, корабль пустыни, голубая планета, белая смерть, зеленый змий, спутница жизни, однорукие бандиты, часовые порядка, жрецы Фемиды, люди в белых халатах, алые погоны, зеленые береты, пятый океан, северный шелк, голубой уголь, голубые каски.

   Б. Страна гор, туманный Альбион, Северная Венеция, страна утренней свежести, страна тысячи озер, страна восходящего солнца, страна кленового листа, страна тысячи островов, страна льдов и пламени, Остров Свободы, Старый свет, Новый свет, Поднебесная.

 
Задание 5. Рассказать о своем любимом писателе, поэте, его произведениях; привести литературные цитаты.

 

Задание 6. В образовательном блоге www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru выполнить задание к сообщениям «Художественный стиль», «Проза», «Поэзия», «Фильмы, которые должен посмотреть каждый», «Книги, которые должен прочесть каждый», «С. Есенин», «В. Маяковский», «В. Высоцкий», «Постановки Малого театра», «Щелкунчик».